Анализ рынка налогового консалтинга

Обновлено: 05.05.2024

Мы предлагаем практические решения в области налогообложения, которые основаны на обширных знаниях и опыте наших консультантов, а также на разработанных нами методологиях. Структура практики учитывает различные аспекты налогообложения и права, позволяя таким образом развивать отдельные специализации.

Для осуществления работ по каждому проекту мы оперативно формируем команду консультантов, которые владеют необходимыми навыками в области налогообложения и права, а также обладают соответствующими отраслевыми знаниями. Благодаря этому, мы хорошо понимаем своих клиентов и можем не просто помогать им решать частные задачи, а давать комплексные рекомендации, исходя из понимания ситуации в целом.

Наша команда

Партнер, руководитель налоговой и юридической практики, Москва, PwC в России

Партнер, налоговые услуги компаниям металлургической, горнодобывающей и химической отраслей, PwC в России

Партнер, услуги по налогообложению в области слияний и поглощений, PwC в России

Партнер, услуги в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, PwC в России

Партнер, услуги в области международного налогового планирования, PwC в России

Партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования, PwC в России



BEPS (Base Erosion and Profit Shifting)

В сентябре 2013 года на Саммите G20 в Санкт-Петербурге Россия объявила о намерении внедрить принципы, включенные в План ОЭСР по борьбе с BEPS. В этой связи, регулирующие органы РФ предпринимают попытки внедрить инициативы BEPS в налоговое законодательство.

Компаниям, имеющим международную структуру или осуществляющим международные операции, рекомендуется учитывать рекомендации и задачи ОЭСР в рамках противодействия BEPS при планировании своей деятельности или построении структуры бизнеса даже при отсутствии некоторых мер, предлагаемых ОЭСР, в национальном законодательстве РФ или стран, в которых группа осуществляет или планирует осуществлять операции. Это связано с тем, что страны, не внедрившие предлагаемые меры борьбы с злоупотреблениями в сфере международного налогообложения, будут продолжать испытывать давление со стороны международных организаций и также стран, являющихся их торговыми партнерами.


FATCA

FATCA стала революцией в мире финансов. Для российских финансовых институтов необходимость выявлять американских налогоплательщиков и передавать сведения о них в Налоговую службу США (IRS) превратилась в новую задачу. Никогда раньше перед российскими финансовыми институтами не стояла задача установить налоговое резидентство своего клиента. Кроме того, стремление соблюдать FATCA не отменяет обязанности соответствовать российским требованиям.

Российская команда PwC занимается FATCA-проектами с 2013 года и обладает успешным опытом реализации более 50 FATCA проектов в России, в том числе для крупнейших российских банков из топ-5. Мы гордимся тем, что предоставляем нашим клиентам оптимальные решения, позволяющие успешно соблюдать требования как американского, так и российского регуляторов.


Россия приняла на себя обязательство по участию в общем Стандарте автоматизированного обмена финансовой информацией (CRS), что неизбежно повлечет за собой необходимость для российских финансовых институтов наладить внутренние процессы по выявлению иностранных налогоплательщиков и направлению отчетности по ним. Для имплементации CRS в России будет принято местное законодательство, однако полноценно применять российское CRS-законодательство без знания Стандарта будет невозможно.

CRS интересен не только банкам и финансовым институтам, но и физическим лицам, использующим, счета за рубежом, инвестирующим в зарубежные финансовые активы или владеющим персональными структурами. Физическим лицам будет важно понимать, какая информация об их структурах или операциях попадет в отчетность и в какую именно страну она будет направлена.


Деофшоризация

Деофшоризация представляет собой комплекс мер, способствующих отказу от использования лишних зарубежных (в том числе офшорных) структур владения активами.

Для тех, кто не готов отказаться от использования зарубежных структур, необходимо будет обосновать их наличие (требование подтверждения бенефициарной собственности на доход в случае выплат из России с применением пониженных ставок по ДИДН) и способы управления (управление из России может привести к признанию иностранной компании российским налоговым резидентом) и отчитываться об их ежегодной прибыли (по правилам КИК, если иностранная компания контролируется налоговыми резидентами России).

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.

Что такое консалтинг

Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.

Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.

Зачем нужен консалтинг

Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.

Задачи консалтинга могут быть разными, например:

  • Помощь в составлении бизнес-плана.
  • Комплексная разработка маркетинговой стратегии.
  • Правильное позиционирование компании на рынке.
  • Внедрение маркетинговых инструментов в существующую модель бизнеса.
  • Анализ бизнеса, ниши, целевой аудитории, продукта компании.
  • Сопровождение сложных сделок и оформление выгодных договоров.
  • Оптимизация текущих бизнес-процессов.
  • Сокращение издержек и потерь на всех уровнях.
  • Повышение качества управления организацией.
  • Составление финансового прогноза для компании.

Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.

Виды консалтинга

Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.

По предмету

Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.

Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.

Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.

По методу

Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.

Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.

Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.

По направлению

При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).

Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:

  • Общие направления. Сюда относят определение эффективности системы управления, оценку бизнеса, вопросы слияния и приобретения, развитие компании, совершенствование организационной структуры, стратегическое планирование.
  • Администрирование. В этой категории исследуют всё, что связано с администрированием офиса, управлением отделами, планированием рабочего пространства, регулированием рисков, обеспечением безопасности.
  • Финансовое управление. Включает исследование систем учёта, финансовых оборотов, вопросов увеличения прибыли и доходов, налогообложения, себестоимости.
  • Управление кадрами. Это культура корпорации, обучение менеджменту, поиск и отбор кадров, вопросы мотивации и поощрения.
  • Маркетинг. К данной категории причисляют сферу рекламы и сбыта, дизайна, исследований рынка, ценообразования, розничных продаж, отношений с общественностью и маркетинга в разных его проявлениях.
  • Производство. Это автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, закупки, использование оборудования, контроль качества, упаковка и прочие производственные вопросы.
  • Информационные технологии. В этот раздел входят сферы, которые касаются автоматизированных систем управления, административных и информационно-поисковых систем, проектирования, разработки и установки систем.
  • Специализированныеуслуги. Сюда входят такие виды консалтинга, как юридический, экологический, информационный, инженерный, телекоммуникационный и прочие варианты, которые требуют узконаправленной специализации эксперта.

Формы консалтинга

В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:

  • Консультации. Как правило, это разовые консультационные услуги по возникающим у клиента вопросам.
  • Аналитика. Эксперт изучает различные данные, анализирует их в привязке к нужному результату, формирует гипотезы и предлагает решения, которые помогут клиенту достичь нужной цели.
  • Прогнозирование. Специалист применяет различные методы и инструменты для моделирования будущих ситуаций. В итоге клиент может найти оптимальный для себя путь развития.
  • Ревизия и аудит. Консультант исследует бизнес клиента, выявляет все недостатки и ошибки, подсказывает способы устранения негативных моментов.
  • Участие в деятельности клиента. В этом случае эксперт сопровождает клиента от начала и до конца. Сначала анализирует бизнес, находит недостатки, ищет решения, а потом помогает эти решения внедрить. Оценивает результаты и вносит корректировки при необходимости.

Чем занимаются консалтинговые компании

Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.

Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:

  • Внешние. Независимые предприятия, обслуживающие всех желающих.
  • Внутренние. Структурные подразделения или компании, которые принадлежат корпорации или группе компаний и работают с ограниченным кругом клиентов.

Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:

  1. Изучение текущей ситуации, определение проблемы.
  2. Анализ данных, поиск оптимального решения.
  3. Внедрение решения.
  4. Анализ достигнутых результатов.

Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.

Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:

    — финансовый консалтинг для крупного, среднего и малого бизнеса, для частных лиц и сотрудников. — бухгалтерский консалтинг. — налоговый консалтинг. — управленческий консалтинг. — финансовый, операционный, налоговый, правовой и бизнес-консалтинг. — HR-консалтинг. — корпоративный консалтинг. — брендинговый консалтинг. — маркетинговый, операционный, стратегический консалтинг. — стратегический маркетинговый консалтинг.

Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.

Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.

Как выбрать консалтинговую компанию

Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.

Чтобы выбрать возможных претендентов:

  1. Узнайте, оказывает ли компания необходимые вам услуги.
  2. Посмотрите кейсы, почитайте отзывы реальных клиентов.
  3. Оцените квалификацию сотрудников и убедитесь в наличии практического опыта.
  4. Закажите первичную консультацию или отправьте заявку с вопросом о вашей задаче.
  5. Запросите коммерческое предложение.

Форма заявки на сайте консалтинговой компании Concept lab

На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить

На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.

В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:

Пример рейтинга консалтинговых компаний

Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.

Налоговый консалтинг

Самостоятельно разобраться в налоговой сфере – тяжело. Особенно, если оптимизация налогов нужна действующему бизнесу, уже столкнувшемуся с проблемами и повышением расходов. Разобраться в ситуации, разработать наиболее подходящие для предприятия схемы и предотвратить риск возникновения сложностей в будущем помогает налоговый консалтинг.

Востребованность этой услуги растет в ответ на изменения законодательства и усложняющиеся требования к предпринимателям. Если бизнес на старте, и если он работает, но не приносит ожидаемой прибыли, стоит пересмотреть выбранную налоговую схему и оценить, насколько она подходит предприятию в конкретной ситуации. Решения этой задачи бывает достаточно, чтобы снизить издержки и обеспечить рост прибыли.

Цены на налоговый консалтинг

Услуга Цена
Налоговый консалтинг от 15 000 руб. (в зависимости от решаемых задач)

Для чего нужен налоговый консалтинг?

Проверка выбранной компанией фискальной стратегии, выполняемая специалистами с необходимым уровнем подготовки и опыта с последующим составлением рекомендаций по улучшению ситуации, помогает решить сразу несколько задач:

  1. Избавить предприятие от сложностей в сфере налогообложения.
  2. Оценить степень налоговой чистоты конкретного проекта или сделки.
  3. Обеспечить тактическое и стратегическое налоговое планирование на разные сроки.
  4. Решить имеющиеся фискальные споры.
  5. Оценить качество ведения учета и отчетности.

Главная цель налогового консалтинга – повышение уровня финансовой безопасности предприятия и разработка налоговых схем, подходящих для него. Но этот комплекс мер помогает решить и многие задачи, стоящие перед конкретным бизнесом в определенный момент времени.

Консалтинг налоговый

Виды и направления налогового консалтинга

В зависимости от имеющихся у предприятия проблем и задач, поставленных заказчиком, сторонние эксперты могут предложить предприятию различные виды услуг. В рамках консалтинга клиентам доступны:

  • Консультации в сфере внутрироссийского и международного налогообложения, права, бухучета.
  • Консультации по вопросам планирования внешнеторговых операций (НДС, акцизы, пошлины).
  • Консультации по вопросам заработных плат и иных выплат работникам.
  • Планирование деятельности предприятий в вопросах выбора организационно-правовой формы, поиска доступных льгот и преференций, оценки вероятности применения сложных схем.
  • Анализ базы для налогообложения и разработка учетной политики, позволяющей снизить разные виды налогов и сборов.
  • Возврат налогов.
  • Оценка результатов проведенных проверок и, в случае необходимости – оспаривание.
  • Консультации по содержанию и толкованию отдельных норм Налогового кодекса.
  • Поиск доступных отсрочек, рассрочек и других способов изменения сроков уплаты налогов.
  • Формирование и сдача налоговой отчетности.
  • Оптимизация налогообложения при проведении сделок.

Консалтинг в налоговой сфере

Порядок проведения налогового консалтинга

План оказания этой услуги всегда строится индивидуально. Консультирование бизнеса происходит поэтапно, по мере изучения информации. Промежуточные итоги обязательно фиксируются и анализируются. Обычно налоговый консалтинг подразумевает обязательное проведение налогового аудита. Это анализ текущего учета на предприятии, а также учетной политики, системы внутреннего контроля и управления.

Дальше в рамках консалтинга поэтапно проводят оптимизацию системы налогообложения на предприятии:

  1. Оценка налогового учета, устранение системных ошибок, исправление недочетов в первичной документации предприятия.
  2. Подбор новой налоговой схемы, формирование учетной политики, документации предприятия. При необходимости – разделение бизнеса на несколько юридических лиц или ликвидация подразделений.
  3. Формирование действующих механизмов, обеспечивающих оптимальные характеристики избранной налоговой политики.

Эта услуга позволяет сделать обязательные платежи посильными для предприятия, укрепить репутацию, как надежного контрагента и обеспечить снижение общих издержек бизнеса.

Сроки разработки бизнес-плана в среднем составляют от 4 до 20 рабочих дней.

Дольше, жестче, тяжелее: налоговые тенденции этого года

Организация экономического сотрудничества и развития разрабатывает новый подход к международному налогообложению, рассказала Антонина Левашенко, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР. Проблема в несоответствии между местом налогообложения прибыли и местом создания стоимости. Поэтому основная задача — определить метод, при котором налоговая база будет определяться на наднациональном уровне. ОЭСР обещает глобальный минимальный налог — 15 %. И заверяет, что новые правила не коснутся финансового и добывающего сектора. Изменение режима обещают к 2023 году. От этого выиграют те страны, где большой рынок потребления, говорит Левашенко. А пострадают серьезнее всех США и Китай.

Налоговый контроль

Чтобы перейти на налоговый мониторинг, нужно:

  • унифицировать учет в группе компаний. Данные в налоговую предоставляют единообразно;
  • организовать прозрачность данных учета вплоть до транзакций;
  • минимизировать риск возможного доначисления налогов;
  • формализовать, ввести, автоматизировать контрольные процедуры;
  • подготовить системы внутреннего контроля организации. Например, важно формализовать внутренний аудит, должен быть стандарт найма персонала;
  • автоматизировать ручные корректировки налогов;
  • создать электронное хранилище данных. Все основные первичные документы, которые закрывают транзакции, должны быть там хотя бы в скан-копиях.

Партнер PwC в России PwC в России Федеральный рейтинг. группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) 8 место По выручке 9 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 9 место По количеству юристов × Раиса Алексахина назвала тренды контрольных мероприятий. Среди них — отсутствие единообразной судебной практики и значимая роль разъяснений ФНС, а еще значительные суммы доначислений.


Выездные налоговые проверки заменяются предпроверочными мероприятиями налогового контроля. Теперь это устоявшийся инструмент налогового контроля.

Раиса Алексахина, партнер PwC в России PwC в России Федеральный рейтинг. группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) 8 место По выручке 9 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 9 место По количеству юристов ×

Налогоплательщику нужно быть активным с самого начала проверки, уверена Болдинова. Важно грамотно и оперативно отвечать на требования инспекции, обеспечить свидетелям юриста на допросе, участвовать в экспертизах и, если нужно, обжаловать действия налоговой. В таких случаях доначислений обычно меньше, чем при пассивной реакции.

Из документов ФНС для служебного пользования следует, что нужна корректировка больше 15%, делится Лемчик. Но необходимо смотреть на среднюю сумму доначислений по региону. Если вы не дотягиваете, то, скорее всего, выездную проверку проводить не будут, ограничатся намеками на корректировки.

Как спорит и мирится ФНС


Галина Акчурина, партнер KPMG KPMG Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) ×

Последнее время чиновники часто говорят о повышении ставок на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отметил Никита Роженцов, старший консультант департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × . Законодательство пока не изменилось, но есть проблемы в судебной практике.


В 2019 годах горнодобывающие предприятия Челябинской области столкнулись с беспрецедентной налоговой нагрузкой по НДПИ. Теперь ФНС считает объектом налогообложения по НДПИ не строительный камень как продукцию горнодобывающей промышленности, а щебень как продукт переработки.

Никита Роженцов, Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании ×

При этом в Постановлении Пленума ВАС от 18.12.2007 № 64 сказано: конечная продукция не всегда признается полезным ископаемым только потому, что так сказано в технической документации плательщика. Хорошо бы подтвердить эту позицию несколькими свежими решениями суда, считает Роженцов.

Советник TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование × Светлана Самохвалова поделилась своим опытом заключения мирового соглашения с ФНС. Налоговики, как правило, не идут на переговоры в первой инстанции. Любого госслужащего могут заподозрить в коррупции, поэтому они обсуждают мировое, только когда ясно, что решения в их пользу не будет. Но есть и плюс: свои мировые ФНС не оспаривает в суде. Среди минусов такого разрешения спора Самохвалова назвала долгое согласование. На своем мировом Taxology проставляли визы четыре месяца.

Что еще на повестке в этом году

  • покупка вещи как движимой;
  • правомерный учет актива как отдельного инвентарного объекта;
  • самостоятельное целевое назначение оборудования;
  • разные сроки полезного использования: объединение активов в единый только при схожих сроках полезного действия.

Это достаточно неясные критерии, судебная практика еще будет их развивать, уверена Гончарова.


Тема с налогом на имущество достаточно острая сейчас, это одна из самых распространенных категорий дел. Я понимаю, почему судьи никак не могут применять подход Верховного суда. Они привыкли к критериям недвижимости из Гражданского кодекса, а ВС предлагает несколько другую позицию.

Налогоплательщику нужно осветить три вопроса, говорит Кнельц. Во-первых, доказать, что инвестпроект затевали ради дохода. Тут можно показать предварительные расчеты финансовой рентабельности и окупаемости. Во-вторых, обосновать, что деньги на самом деле тратились. И в-третьих, объяснить, почему отказались от завершения проекта. Причины могут быть разными. Подойдут ссылки на перебои с поставками из-за ковида или смену владельца бизнеса.

Читайте также: