Анализ деятельности налоговой инспекции

Обновлено: 16.05.2024

Анализ финансов налоговых органов рассмотрим на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ххх.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

МРИ ФНС РФ № ххх осуществляет следующие функции:

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации,

- осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, приборов учета объемов этой продукции;

- регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ведет в установленном порядке: учет налогоплательщиков на подведомственной территории;

- представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН, в соответствии с законодательством Российской Федерации; бесплатно информирует налогоплательщиков;

- взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и(или) денежным обязательствам;

- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной сфере деятельности;

- осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее функций;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- организует профессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

МРИ ФНС РФ № ххх возглавляется советником налоговой службы 1 ранга, назначенным руководителем УФНС России по Республике Башкортостан.

Результатом работы инспекции являются сборы и платежи, а также отчетность вышестоящим налоговым органам. В соответствии с этим главная задача руководителя инспекции состоит в эффективной организации деятельности инспекции, согласованной работы всех отделов и структурных подразделений.

Инспекция является учреждением и самостоятельным юридическим лицом. Статьей 31 НК РФ установлены права налоговых органов.

Согласно которых налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков соборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, налоговые органы вправе производить налоговые проверки в порядке установленном НК РФ. В соответствии с НК РФ налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщиков или иного обязанного лица документы, производить осмотр помещения, используемого налогоплательщиком, самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Налоговые органы наделены правами требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Так же налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков и вызывать свидетелей в порядке, предусмотренном в ст. 90, 95-97, 131 НК РФ.

В табл. 22 приведены общие показатели работы МРИФНС России №

Показатели деятельности Межрайонной ИФНС России № ххх

Всего в течение 2007-2009 годов в бюджетные фонды поступило 1229792 тыс.руб.

В 2008 году налогов в бюджет поступило на сумму 522449 тыс.руб., что больше чем в 2007 году на 157702 тыс.руб., а в 2009 году поступлений в бюджет было сделано меньше чем в 2008 году на 179853 тыс.руб., то есть темп роста поступлений в бюджетные фонды в 2009 году составил 65,6%, тогда как в 2008 году темп роста равнялся 143,2%. Недоимки по платежам в бюджет в 2008 году были на сумму 33259,8 тыс.руб., а в 2008 году - 27399,8 тыс. руб., а в 2009 году недоимки составили всего 5860 тыс.руб.

В таблице 23 приведены основные показатели деятельности Межрайонной ИФНС России № ххх за 2007-2009 годы.

Во внебюджетные фонды в 2008 году поступило 213106 тыс.руб., что на 54479 тыс.руб. меньше чем в 2007 году. В 2009 году платежей во внебюджетные фонды поступило на сумму 191304, что меньше чем в 2008 году на 21802 тыс.руб.

Следствием нарушения налогового законодательства является рост недоимок по налоговым платежам в бюджет, что отрицательно сказывается на формировании доходов бюджетов всех уровней, не позволяет в полном объеме выделять бюджетные средства для проведения запланированных мероприятий, не позволяет эффективно осуществлять налоговую политику. Все это обусловливает необходимость постоянного совершенствования организации работы, форм и методов работы налоговых органов.

Основные показатели работы Межрайонной ИФНС России № ххх, тыс.

Проанализируем поступления во внебюджетные фонды в 2007-2009 годах (таблица 24).

Поступления во внебюджетные фонды за 2008 год составили 213106 тыс.руб., что меньше чем за 2007 год на 24752 тыс.руб.

или на 10,4%. Снижение поступлений во внебюджетные фонды связано с уменьшением ставки единого социального налога с 35,6% до 26%.

Выполнение бюджетного задания за 2008 год составило 91 %. Наибольший удельный вес приходится на поступления страховых взносов 126795 тыс.руб., что составляет 59,5% от общего поступления ЕСН; в фонд социального страхования (без учета расходов по ФСС) поступило 11285 тыс.руб. или 5,3%; фонды обязательного медицинского страхования 16428 тыс.руб. или 10,6%, в федеральный бюджет поступило ЕСН в сумме 52502 тыс.руб. или 24,6%.

Поступления во внебюджетные фонды за 2009 год составили 191304 тыс.руб., что больше чем в 2008 году на 38051 тыс.руб. или на 24,8%.

Выполнение бюджетного задания по мобилизации ЕСН во внебюджетные фонды за 2009 года составило 104,4%.

Наибольший удельный вес в поступлениях во внебюджетные фонды приходится на поступления страховых взносов 117079 тыс.руб., что составляет 61,2% от общего поступления ЕСН; в фонд социального страхования (без учета расходов по ФСС) поступило 7698 тыс.руб. или 4%; фонды обязательного медицинского страхования 22779 тыс.руб. или 11,9%, в федеральный бюджет поступил ЕСН в сумме 42995 тыс.руб. или 22,9%.

Проследим динамику поступления налогов в бюджет (таблица 25).

Из данных таблицы 25 видно, за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилось поступление по всем видам налогов на 289819 тыс.руб. или на 63,5%, в том числе:

- по налогу на имущество на 66815 тыс.руб. или на 163,4%;

- по налогу на прибыль на 217554 тыс.руб. или на 207,1%;

- по налогу на доходы физ.лиц на 30416 тыс.руб. или на 19,4%;

- по налогу на добавленную стоимость на 4527 тыс.руб., на 4,2%.

Динамика поступления налогов в бюджет в 2007-2009 годах, тыс.руб.

Наименование 2007 2008 2009 Изменения Темп роста
2008 2009 2008 2009
Всего 456252 746071 342596 289819 -403475 163,5 45,9
1. Налог на прибыль 105025 322579 21965 217554 -300614 307,1 6,8
2.Налог на доходы физических лиц 156779 187195 172196 30416 -14999 119,4 92,0
3.Налог на имущество 40895 107710 62086 66815 -45624 263,4 57,6
4. НДС 106960 111487 86349 4527 -25138 104,2 77,5

Динамика перечислений в бюджет за 2009 года показывает, что прогноз, сделанный на 2009 год по платежам был перевыполнен.

Анализ поступлений в бюджет свидетельствует о том, что 27% налогов поступают в бюджет в результате принудительного взыскания по предъявленным налоговой инспекцией распоряжением. За 2009г. налоговой инспекцией предъявлено 456 инкассовых распоряжений на сумму 9499,7 тыс. руб. Вручено 204 требования об уплате налогов и сборов на сумму 27399,8 тыс.руб. в 2007 году, и на 57 больше врученных требований в 2008г.

Сопоставление количественных и качественных показателей между изучаемыми объектами позволяет дать достоверно объективную оценку уровня организации контрольной работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить коллективы на их решение (таблица 26).

Как видно из таблицы 26, наибольшее количество предприятий проверено в 2008г. (388) и меньшее количество в 2007г. (310). Однако делать выводы об уровне организации контрольной работы по абсолютному значению документально проверенных предприятий неправомерно. Включение показателя нагрузки в расчет обусловлено тем, что он оказывает влияние на количество документальных проверок.

При прочих равных условиях, чем больше предприятий приходится на инспектора, тем больше он затрачивает времени на проведение камеральных проверок и решения вопросов с налогоплательщиками, следовательно, остается меньше времени на документальные проверки.

Проведем оценку организации контрольной работы межрайонной ИФНС России № ххх (таблица 27).

Анализ данных таблицы 27 показывает, что лучших результатов по сумме доначислений в целом и на одного работника добилась инспекция в 2007г. (25449 тыс. руб. и 3636 тыс. руб.).

Сумма доначисленных налогов в ходе контрольной работы зависит от многих факторов объективного и субъективного характера:

- от квалификации работников налоговой инспекции;

- уровня работы по разъяснению плательщикам налогового законодательства;

При прочих равных условиях наиболее значимым фактором является размер налогооблагаемой базы или объем поступивших налогов в бюджет в разное время. Чем выше база, тем больше возможностей произвести в ходе проверок дополнительные начисления налогов и предъявить плательщикам финансовые санкции. Поэтому при анализе необходимо использовать показатель отношения доначисленной при проверках суммы налогов к объему поступивших налогов в целом инспекции, по данным отчета формы 1 - НМ.

Суммы доначисленных и взысканных платежей в расчете на одного сотрудника, в общем, по Межрайонной ИФНС России № ххх в 2008г. уменьшились на 135 тыс.руб. и составили 535 тыс.руб., тогда как в части местных налогов в 2008г. они возросли на 1 тыс. руб.

Таким образом, анализ деятельности Межрайонной ИФНС России №2 ххх показал, что в целом более лучших результатов контрольной работы достигла в 2008 году.

В первом полугодии 2019 г. более 582 млн руб. поступило в бюджет и внебюджетные фонды по результатам работы комиссии по легализации заработной платы. Из них 360 млн руб. взносов на страхование работников и 144 млн руб. НДФЛ поступило в бюджет за счет увеличения зарплаты работников, сообщила ФНС на официальном сайте. Эти цифры наглядно показывают, насколько эффективны комиссии.

Зачем проводят комиссии

Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

Итак, комиссия проводится для выявления:

недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;

нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;

нарушения сроков оплаты страховых взносов;

оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;

Управлением ФНС в субъекте РФ;

так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Этапы комиссии

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

5) проведение заседания комиссии;

6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

Кого проверяют

Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.

Кто привлекает внимание?

ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).

Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.

ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.

ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).

Физические лица, не задекларировавшие доходы.

Плательщики страховых взносов:

имеющие не оплаченную задолженность;

уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);

снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).

Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.

Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

Анализ деятельности выбранных плательщиков

Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;

информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;

жалобы, заявления юридических и физических лиц;

информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;

информация из иных источников.

расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;

выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;

выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;

сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

проводится анализ банковских выписок;

выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;

анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Информирование отобранных налогоплательщиков

Проведение заседания комиссии

Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:

1. Проигнорировать.

Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

2. Не прийти по уважительным причинам.

У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

3. Собственно, явиться.

По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.

Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.



Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ .

Увеличение поступления налогов за 2013 – 2017 на 53,11% (или – при очищении данного показателя от процента инфляции – на 19,9%) произошло при росте ВВП за тот же период на 1,2%.


Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% – за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% – в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) – за счёт повышения эффективности налогового контроля.


За январь – май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности – 55%) .

Рост поступлений по основным налогам.



Эффективность налогового контроля.

Количество выездных проверок за 2012 г. составило 58 тыс., за 2017 – 20,2 тыс., за 2018 – 14,2 тыс. В I квартале 2019 г. выездными проверками охвачено 2,7 тыс. налогоплательщиков. В сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года (4,1 тыс.) произошло сокращение на 36%. Данный показатель озвучен также и при подведении итогов работы налоговых органов за 10 мес. 2019 г. По отношению к 2012 г. произошло уменьшение количества выездных проверок более, чем в 5 раз.

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).


Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса – 1 из 4000.

В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире – 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года .

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов.

В 1 кв. 2019 г. число жалоб на решения по выездным проверкам снизилось пропорционально уменьшению количества самих проверок на 42%, на 11,4% сократилось число последующих обращений в суды.

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.


Эффективность взыскания.

Размер совокупной налоговой задолженности (с м. сайт ФНС, раздел “Структура задолженности“) на 1 июля 2019 г. равен 1 951,1 млрд р., что составляет 8,1 % от прогнозируемых налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2019 г.

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% (+ 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет) .

Некоторые выводы по 2018 г.

В 2018 г. за счёт повышения эффективности налогового контроля увеличились поступления налоговых доходов на 390 млрд р. Это 1,82% от размера консолидированного бюджета страны. Добровольное уточнение налоговых обязательств налогоплательщиками произведено на 80 млрд р. В рамках 14,2 тыс. выездных проверок начислено 308 млрд.р.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд – около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя – какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

При условии корректности судебной статистики сумма оспариваемых требований составляла 1,918 млрд р., т.е. 0,62% от размера доначислений за 2018 г. Судами признано незаконным доначисление 17% оспариваемых сумм (324 млн р.), т.е. 0,105% от размера доначислений . Данный показатель соответствует данным ФНС.

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 – 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма – около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Иные меры повышения эффективности налогового контроля .

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций ( однодневок ), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.


Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 – 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы – 3 млрд р., сумма налогов – 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем – значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы по последовательно совершенным операциям , в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов – из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 – 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. – налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

- указаны реквизиты конкретной сделки;

- наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

- указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".


Анализ налоговой нагрузки – непременное условие проверки отчетности, проводимой ИФНС. Данные этого анализа становятся не только источником выводов о нарушениях, допускаемых налогоплательщиком, но и материалом для статистических обобщений. Рассмотрим, каким порядком руководствуется ИФНС при данном анализе.

Что показывает налоговая нагрузка?

Налоговая нагрузка – расчетная величина, позволяющая количественно оценить объем средств, затрачиваемых налогоплательщиком на уплату налогов. Чаще всего ее определяют в процентах, что позволяет оперировать этим показателем в различных целях: анализ, планирование, прогноз.

Расчет ее довольно прост: это отношение суммы налогов к любой из выбранных для сравнения баз (например, к выручке, доходам, прибыли). Но вместе с тем допускается большое количество вариантов формулы, что связано с отсутствием требования об использовании строго определенных исходных данных. Возможен, например, выбор между:

  • набором налогов или одним из них;
  • бухгалтерскими или налоговыми данными, включенными в базу;
  • одним или несколькими периодами, попадающими в расчет;
  • фактическими или прогнозными цифрами.

Кому и для чего нужен расчет нагрузки?

Этот показатель задействован в работе ФНС РФ (приказ ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722) как один из инструментов, позволяющих на основе анализа представляемой налогоплательщиками отчетности осуществлять:

  • Статистическую обработку данных, получая в результате усредненные экономические показатели по годам, регионам, типам хоздеятельности, режимам налогообложения, видам налогов, с которыми возможно проведение сравнения цифр конкретного налогоплательщика.
  • Выявление тех отклонений от средних значений показателей, которые, наряду с другой информацией, могут быть свидетельством нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.
  • Планирование проверок.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Содержащиеся в указанных документах ФНС формулы расчета и методика анализа с успехом могут быть использованы и налогоплательщиками для целей:

  • анализа итогов собственной деятельности;
  • сопоставления возможных вариантов налогообложения;
  • перспективного прогноза дальнейшей работы;
  • оценки рисков отнесения к неблагонадежным с точки зрения ИФНС;
  • аргументированных объяснений принимаемых управленческих решений.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.

Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:

  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: