Взыскание неустойки по осаго при удовлетворении требований финансовым уполномоченным

Обновлено: 24.05.2024

При получении обязательных выплат собственниками, ТС которых пострадало в аварии, помимо размера назначенного возмещения, большое значение имеют сроки выполнения страховщиком своих обязательств. Простой автомобиля в период восстановления после аварии оборачивается для владельца серьезными неудобствами, а зачастую и материальными потерями. Для урегулирования взаимоотношений страховых компаний и получателей компенсации в законе 40-ФЗ четко определены обязательства сторон, сроки реализации достигнутых договоренностей. В статье 12 предусмотрена неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения по ОСАГО.

ГК РФ о неустойке

Основным нормативным актом, регламентирующим отношения договаривающихся сторон, является Гражданский кодекс РФ. Неустойка в нем определяется как объем денежных средств, который обязан перечислить должник кредитору за неисполнение своих обязательств. Речь может идти о твердой сумме (штрафе) либо о периодически начисляемых выплатах (пенях). За несоблюдение сроков чаще всего применяется наказание в форме пени, сумма которой исчисляется ежедневно в процентах от задолженности и напрямую зависит от периода неисполнения договорных условий.

ГК РФ требует обязательного письменного оформления соглашения о неустойке, за исключением тех случаев, когда эта санкция является законной, то есть прописана в законодательстве.

Пеня, которую обязана выплатить за несоблюдение сроков СК, определена в 40-ФЗ, поэтому начисляется независимо от того, упоминается она в полисе ОСАГО или нет.

Когда можно рассчитывать на неустойку

Получателю компенсации по ОСАГО надлежит четко знать правила и сроки оформления документов и выплаты денег, чтобы оценить соблюдение страховщиком договорных условий и потребовать применения санкций, если компания нарушает 40-ФЗ.

Как должны действовать стороны договора ОСАГО, если произошел страховой случай

В 40-ФЗ и Положении Центробанка об ОСАГО № 431-П предусмотрены следующие правила для пострадавших в авариях и страховщиков:

Допустимое время принятия решения разрешено продлевать при несоблюдении автовладельцем заранее оговоренных сроков доставки ТС (или остатков) на осмотр эксперту. Отложить вынесение вердикта можно на разницу между датой фактического поступления авто на осмотр и предварительно назначенной страховщиком датой. Максимальный срок продления – 20 дней.

Как рассчитать пеню за несвоевременную выплату по ОСАГО в денежной или натуральной форме

В соответствии со ст.12 40-ФЗ, по истечении двадцатидневного периода, отведенного на рассмотрение заявления, не исполнившая свои обязательства СК обязана уплатить пеню, начисляемую ежедневно в период просрочки. Размер неустойки составляет 1% от положенной потерпевшему суммы возмещения, что является достаточно серьезным наказанием. Для сравнения: за недоимку по налогам при действующей ставке рефинансирования 7.75% полагается пеня 0.026% за первые тридцать дней и 0.052% за последующие.

Началом расчетного периода является следующий за датой окончания законодательно определенного срока день. Конец периода – день, когда СК полностью выполнила все договорные обязательства. Формулу для определения неустойки в денежном выражении можно представить в виде уравнения:

Н = ДП × СВ × ЗН / 100, в котором:

  • Н – размер пени
  • ДП – число дней в периоде неисполнения обязательств
  • СВ – общий размер возмещения, рассчитанный СК в соответствии с 40-ФЗ
  • ЗН – размер законной неустойки по ст.12 40-ФЗ

Документы, подготовленные автовладельцем, получены СК 25.11.2018 года. Попавшее в аварию ТС своевременно доставлено выбранному страховщиком эксперту. Страховое возмещение в сумме 150000 руб. перечислено с расчетного счета 28.12.2018 года.

Двадцатидневный срок нужно отсчитывать с 26.11.18 года. Предельная дата выплаты в соответствии с 40-ФЗ – 15.12.2018 года. Период просрочки с 16.12.2018 года по 28.12.2018 года – 13 дней. Расчет:

Н = 13 × 150000 × 1 / 100 = 19500 рублей

Пеня за несвоевременную выплату или выдачу направления на ремонт перечисляется СК только по требованию автовладельца, оформленному в письменной форме с обязательным приведением расчетов и указанием банковских реквизитов получателя. Максимальная сумма пени, перечисляемой физическим лицам, ограничена размером предельных выплат по данному виду страхования (ст.16.1 40-ФЗ). Для юридических лиц ограничений нет.

Что делать, если потерпевший не согласен с размером компенсации

При несогласии получателя страховой выплаты с выводами экспертизы или расчетами, выполненными сотрудниками компании, ему должна быть своевременно перечислена та сумма, которую установил страховщик. Если в результате произведенной по собственной инициативе потерпевшего дополнительной экспертизы и судебного разбирательства возмещение было увеличено, страховщик доплачивает разницу. При этом возникает обязанность уплатить неустойку, так как несоблюдение сроков – это вина компании, продавшей ОСАГО. Размер пени останется прежним (1%), но начисляться она будет только на дополнительное перечисление.

Чем грозит несоблюдение графика ремонтных работ на СТО

При получении возмещения в натуральной форме ответственность за соблюдение договорных отношений перед потерпевшим несет СК. Она обязана следить и за соответствием закону сроков выполнения ремонтных работ. Период нахождения ТС на СТО должен составлять максимум 30 дней на основании ст.12 40-ФЗ. Закон разрешает изменять этот срок по согласованию с СТО, компанией и автовладельцем. Если машина ремонтировалась свыше 30 дней, хотя владелец не давал на это согласия, следует настаивать на выплате неустойки.

Размер ежедневной пени при этом составит 0.5% от стоимости ремонта. Период просрочки начинается с даты, наступающей за днем истечения законного срока, по дату реального получения собственником своего ТС и подписания им акта приемки.

Потерпевший в ДТП доставил машину на СТО 10.10.2018 года, а получил после проведения необходимых работ 29.11.2018 года. Никаких документов о продлении срока он не подписывал. Страховщик оплатил СТО 35000 руб.

Период ремонта, разрешенный 40-ФЗ – с 11.10.2018 года по 10.11.2018 года (нерабочий праздник 4.11.2018 года исключен). Просрочка с 11.11.2018 года по 29.11.2018 года – 19 дней. Расчет:

Н = 19 × 35000 × 0.5 / 100 = 3325 руб.

При оформлении компенсации в натуральной форме общая сумма пени ограничена стоимостью выполненных работ, оплаченных СТО.

Сколько заплатит СК за не отправленный вовремя отказ

Изучив заявление и остальные документы признанного потерпевшим автовладельца, СК может вынести вердикт о невозможности выплаты возмещения. Решение может основываться на существующем законодательстве и быть вполне обоснованным, но, если вовремя не довести его до сведения автовладельца, придется выплачивать пеню. Она не очень велика – 0.05%, но рассчитывается от определенной в 40-ФЗ предельной страховой суммы:

  • 500000 рублей, если возмещается вред здоровью либо жизни
  • 400000 рублей, если компенсируется ущерб, причиненный ТС
  • 100000 тыс. руб., если документы о ДТП были составлены без привлечения сотрудников дорожной полиции

Если компания не направила потерпевшему официальный отказ в двадцатидневный срок, придется заплатить неустойку:

  • Н = 500000 × 20 ×05 / 100 = 5000 рублей, если в ДТП пострадали люди
  • Н = 400000 × 20 ×05 / 100 = 4000 рублей, если нанесен ущерб ТС
  • Н = 100000 × 20 ×05 / 100 = 1000 рублей, если протокол оформлен без привлечения полицейских из ГИБДД

Несвоевременный полный или частичный возврат внесенной автовладельцем страховой премии

Договор ОСАГО расторгается при следующих обстоятельствах:

  • По закону: при смерти собственника-физлица, либо ликвидации собственника-юрлица, прекращении деятельности СК, гибели ТС.
  • По желанию приобретателя полиса: при отзыве у СК лицензии на заключение договоров страхования автогражданки или при смене владельца авто.
  • По решению страховщика: при обнаружении недостоверных данных, предоставленных собственником ТС, оказывающих существенное влияние на установление уровня риска.

Все обстоятельства, кроме ликвидации юрлица и предоставления недостоверных данных, являются основаниями для возврата той части страховой премии, которая приходится на неистекший срок действия договора. Вернуть деньги компания обязана в течение 14 календарных дней с того момента, как она получила подтвержденные сведения о смерти физлица, гибели ТС, замене собственника или направила извещение страховщику о расторжении договора из-за ликвидации или отзыва лицензии. Пеня за несоблюдение сроков составит 1% от суммы премии за неистекший период.

Автовладелец, заключивший договор 10.05.2018 года предоставил в СК сведения о гибели ТС и подтверждающие документы 20.11.2018 года. Премия по договору 4000 руб., неиспользованная часть в сумме:

4000 / 365* (365 – 194) = 1873 рубля, была возвращена 23.12.2018 года.

  • 4000 / 365 – сумма премии за день
  • 194 – количество дней действия полиса до получения данных о гибели ТС
  • (365 – 194) – неистекший срок действия договора

Возврат премии должен быть произведен по 04.12.2018 года, просрочка составила 19 дней. Расчет неустойки:

Н = 1873 × 19 × 1/100 = 355.87 руб.

Предельный размер пени в этом случае не должен превышать общего объема возвращаемой премии.

Можно ли изменить сумму неустойки или совсем ее не платить

В ГК РФ приведено единственное основание, по которому кредитор теряет право добиваться выплаты неустойки, – прекращение ответственности должника за соблюдение соглашения. Обычно это происходит вследствие какого-то форс-мажора: стихийных бедствий, военных действий, принятия каких-либо законодательных актов, которые делают надлежащее исполнение соглашения невозможным. В 40-ФЗ дополнительных причин для неуплаты пени не указано.

Страховая компания вправе не перечислять неустойку потерпевшему, если докажет, что все обязательства были выполнены в соответствии с договором, а задержка выплат произошла по вине получателя. Например, не были предоставлены банковские реквизиты для перечисления денег.

ГК РФ в ст.332 предусматривает возможность для договаривающихся сторон увеличить размер законной неустойки при взаимном согласии, если это не запрещено законом. К пеням, связанным с выплатами по ОСАГО, это не относится, потому что 40-ФЗ в ст.16 не разрешает их повышать. Кроме того, этот нормативный акт запрещает применять к участникам договора о страховании автогражданки другие взыскания. Например, в ст.395 ГК РФ за неисполнение в срок денежных обязательств предусмотрены пени, равные действующей ключевой ставке ЦБ. К нарушителю сроков перечислений по ОСАГО это наказание не применяется.

Уменьшить сумму начисленной неустойки вправе только суд по заявлению страховщика. Делается это в исключительных случаях, когда СК сможет доказать:

  • Несоразмерность рассчитанной суммы пени тем последствиям, которые повлекло неисполнение обязательства
  • Приобретение потерпевшим в ДТП необоснованной выгоды

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 года № 81 указано, что размер пени, присужденной судом к выплате, не может быть ниже начисленного с использованием ключевой ставки Центробанка.

Чем поможет финансовый омбудсмен

В 2018 году законом 123-ФЗ от 04.06.2018 года введен институт финансовых уполномоченных (омбудсменов), которые займутся защитой прав потребителей страховых услуг, прежде всего, страхователей по ОСАГО. Судебная практика показывает, что в год поступает около 300 тыс. исков по этому виду страхования. В 123-ФЗ предусмотрено, что при возникновении претензий к страховщику автовладелец сначала должен обратиться к финансовому уполномоченному. Это обязательно нужно сделать, если сумма иска не превышает 500 тыс. руб. Идти в суд можно в следующих случаях:

  • Уполномоченный не принял решение в определенный законом срок.
  • Уполномоченный прекратил рассмотрение обращения.
  • Страхователь не согласен с решением омбудсмена.

Если у автовладельца возникли проблемы по взысканию пени со страховой компании, в 2019 году следует обращаться в службу финансовых уполномоченных.

Консультация адвоката при формировании неустойки по ОСАГО доступна на сайте БЕСПЛАТНО:

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

МАМЕДОВ НИЗАМИ САЯД ОГЛЫ

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Оставить заявку

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Взыскание неустойки и штрафа по страховым спорам по ОСАГО

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

В случае отказа в страховом возмещении или нарушения сроков возмещения, в том числе при нарушении срока направления автомобиля на станцию техобслуживания для восстановительного ремонта, страховщик по договору каско должен выплатить вам неустойку (ст. 330 ГК РФ; п. 5 ст. 28 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Чтобы взыскать неустойку со страховщика, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Рассчитайте размер неустойки
У каждой страховой компании приняты собственные правила страхования, поэтому сроки страхового возмещения могут различаться. Как правило, в зависимости от страхового случая они могут составлять до 30 календарных дней со дня представления вами всех необходимых документов (ст. 943 ГК РФ).
Размер неустойки за каждый день просрочки составляет 3% от суммы страховой премии, если более высокий размер неустойки не установлен договором (п. 5 ст. 28 Закона N 2300-1; п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20; п. 16 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
Размер неустойки не может превышать размер страховой премии (п. 17 Обзора).
Проценты за пользование чужими денежными средствами в данном случае взыскать нельзя (ст. 395 ГК РФ; п. 16 Обзора; п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Справка. Потребитель финансовой услуги
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся, в частности, стороной договора каско либо лицом, в пользу которого заключен договор (ч. 2 ст. 2 Закона N 123-ФЗ).

Шаг 3. Обратитесь к финансовому уполномоченному
Если страховщик отказал вам в выплате неустойки либо не ответил в установленный срок, вы вправе обратиться к финансовому уполномоченному (ч. 4 ст. 16 Закона N 123-ФЗ).
Обращение может быть направлено в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 17 Закона N 123-ФЗ).

Справка. Содержание обращения
Обращение к финансовому уполномоченному должно содержать (ч. 1, 5 ст. 17 Закона N 123-ФЗ):
1)ваши Ф.И.О. (последнее — при наличии), дату и место рождения, место жительства;
2)почтовый адрес и иные контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты — при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, — адрес электронной почты;
3)наименование, место нахождения и адрес страховщика;
4)сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения;
5)сведения о направлении заявления страховщику, наличии его ответа, а также об использованных вами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
6)дату направления обращения;
7)собственноручную подпись потребителя финансовых услуг (если обращение направляется на бумажном носителе).

К обращению нужно приложить копию заявления, направленного ранее страховщику, а также копии договора каско и иных документов по существу спора (ч. 4 ст. 17, п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 123-ФЗ).
Обращение может быть направлено через МФЦ, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Обращение в электронной форме может быть направлено, в частности, через личный кабинет потребителя финансовых услуг на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг (ч. 2, 3 ст. 17 Закона N 123-ФЗ).
Также обращение на бумажном носителе может быть направлено по почте.
Финансовый уполномоченный должен рассмотреть ваше обращение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения. Течение этого срока в некоторых случаях может быть приостановлено (ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его подписания и подлежит исполнению финансовой организацией (ч. 2 ст. 22, ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 123-ФЗ).
Если финансовым уполномоченным в установленные сроки не принято решение по вашему обращению, прекращено его рассмотрение, а также если вы не согласны с решением финансового уполномоченного, вы можете обратиться в суд (ч. 1, 2 ст. 25 Закона N 123-ФЗ).
Следует также учитывать, что досудебный порядок не считается соблюденным, если на момент подачи иска ваше обращение находится на рассмотрении финансового уполномоченного свыше установленных сроков по причине их приостановления финансовым уполномоченным по предусмотренным законом основаниям (п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).
В случае несогласия с решением финансового уполномоченного вы можете обратиться в суд в течение 30 дней со дня вступления его в силу с требованиями к страховщику по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному (ч. 3 ст. 25 Закона N 123-ФЗ; п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18).

Шаг 4. Составьте исковое заявление и подготовьте необходимые документы
В исковом заявлении о взыскании неустойки указываются следующие сведения (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18):
1.Наименование суда, в который подается иск.
2.Сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты, сведения о представителе (если заявление подается представителем).
3.Сведения об ответчике: наименование страховой организации, ее адрес, а также, если известны, ИНН и ОГРН. По желанию можно указать контактный телефон и адрес электронной почты.
4.Обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, информация о том, в чем заключается нарушение ваших прав. В частности, укажите реквизиты договора каско, сведения о страховом случае (дата, место, причина происшествия) и его участниках (марки, госномера ТС), сведения о причиненном застрахованному ТС вреде, виде, размере и сроках страхового возмещения, а также иные сведения об обстоятельствах, подтверждающие ваши требования.
5.Сведения о досудебном порядке урегулирования спора и его результатах.
6.Цена иска и ее расчет.
7.Сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались.
8.Перечень прилагаемых к заявлению документов.
К исковому заявлению следует приложить в том числе (ч. 4 ст. 3, ст. 132 ГПК РФ; ч. 4 ст. 25 Закона N 123-ФЗ):
документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (в частности, решение финансового уполномоченного или уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению);
копии договора каско, протокола с места происшествия (при наличии);
копии заявлений страховщику о наступлении страхового случая и о выплате страхового возмещения, заявления (претензии) о выплате неустойки и ответ страховщика (при наличии);
расчет суммы неустойки с копиями для ответчика и третьих лиц;
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;
документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
Если цена иска не превышает 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

Шаг 5. Подайте исковое заявление в суд
Иск о взыскании со страховщика неустойки может быть предъявлен по вашему выбору в суд (ст. 28, ч. 2, 7 ст. 29, ст. 32 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона N 2300-1):
по адресу страховщика либо его филиала или представительства, заключившего договор каско;
по месту вашего жительства или пребывания;
по месту заключения или исполнения договора каско;
в соответствии с условиями соглашения о подсудности, заключенного между вами и страховщиком.
По имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, если взыскиваемая вами сумма не превышает 100 000 руб., иск подается мировому судье, в остальных случаях — в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Шаг 6. Дождитесь решения суда и получите исполнительный лист
По общему правилу искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела этот срок может быть продлен не более чем на месяц (ч. 1, 6 ст. 154 ГПК РФ).
После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после ее рассмотрения, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
После вступления в силу решения суда получите заверенную судом копию решения и исполнительный лист. С последним вы можете самостоятельно обратиться в банк, в котором у страховщика открыт расчетный счет.
Также по вашему ходатайству исполнительный лист направляется непосредственно судом для исполнения в службу судебных приставов (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ; ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Неустойку по ОСАГО можно взыскать в случаях, когда страховая компания нарушила срок страховой выплаты или выдачи потерпевшему в ДТП направления на ремонт его автомобиля. О том, как это сделать, вы узнаете из статьи.

Общий порядок действий

Для страховой компании законодательно предусмотрено несколько видов санкций, за нарушения, связанные с возмещениями по ОСАГО.

Одним из видов таких санкций является выплата потерпевшему неустойки. Обязанность в выплате неустойки наступает в случаях, когда страховая компания нарушает:

  • срок осуществления страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт автомобиля;
  • срок проведения восстановительного ремонта автомобиля.

Другим видом санкции является финансовая санкция , предусмотренная в случае нарушения страховой компанией срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении.

Для взыскания неустойки со страховой компании по ОСАГО потерпевшему необходимо сделать следующее:

  • рассчитать размер неустойки;
  • обратиться к финансовому уполномоченному;
  • подать исковое заявление в суд и принять участие в судебных разбирательствах.

Более подробно об этом мы расскажем ниже.

Расчет размера неустойки по ОСАГО

Неустойка начисляется в случае нарушения страховой компанией сроков страховой выплаты или выдачи направления на ремонт автомобиля.

Страховая компания должна произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт автомобиля в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении вместе с необходимыми документами. Но в случае, если потерпевший сам организует восстановительный ремонт в организации (например, СТО), с которой у страховой компании нет соответствующего договора, то срок выдачи направления на ремонт составляет 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней).

Неустойка начисляется, начиная со следующего дня после истечения указанных сроков (с 21-го или 31-го дня, соответственно) и по день фактического исполнения страховой компанией своих обязательств. Размер неустойки за каждый день просрочки составляет 1% от положенного страхового возмещения за вычетом добровольно выплаченных страховой компанией сумм.

Полезно знать, что сумма, с которой исчисляется неустойка, включает не только стоимость ремонта автомобиля, но и иные расходы, связанные со страховым случаем, например, расходы на эвакуацию автомобиля с места ДТП, его хранение, доставку пострадавшего в лечебное учреждение и т.п.

Срок ремонта поврежденного автомобиля не должен составлять более 30 рабочих дней со дня представления его потерпевшим на СТО или передачи его страховой компании для транспортировки к месту ремонта либо больший срок, согласованный потерпевшим и страховой компанией. Со следующего дня после истечения этих сроков по день окончания ремонта автомобиля неустойка начисляется за каждый день просрочки в размере 0,5% от причитающейся суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Общая сумма неустойки и финансовой санкции не может превышать максимальный размер страховой суммы по соответствующему виду причиненного вреда, а именно:

  • 500 тысяч рублей — за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего;
  • 400 тысяч рублей — за причинение вреда имуществу потерпевшего.

Обращение к финансовому уполномоченному

Если между пострадавшим и страховой компанией имеются разногласия относительно обязательств компании по договору ОСАГО, то эти разногласия подлежат обязательному досудебному урегулированию.

Поэтому первоначально потерпевший должен обратиться к страховой компании с заявлением (требованием) о выплате неустойки. В заявлении также надо указать форму расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым сумма неустойки должна быть уплачена в случае выбора безналичного порядка расчета. При этом страховая компания не вправе требовать дополнительные документы для уплаты неустойки по ОСАГО.

  • в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронной форме по стандартной форме, если со дня нарушения прав потерпевшего прошло не более 180 дней;
  • в течение 30 дней со дня получения заявления — в иных случаях.

Если страховая компания ответила отказом или не ответила в установленные сроки, то пострадавший должен обратиться к финансовому уполномоченному, который обязан предпринять шаги, направленные на урегулирование ситуации.

В обращении к финансовому уполномоченному необходимо указать:

  • ФИО страхователя, дату и место рождения, место жительства;
  • почтовый адрес и иные контактные данные страхователя (номер телефона, адрес электронной почты), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, — адрес электронной почты;
  • наименование, место нахождения и адрес страховой компании;
  • сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора ОСАГО и дате его заключения;
  • сведения о направлении заявления страховщику, наличии его ответа, а также об использованных страхователем до направления обращения к финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
  • дату направления обращения;
  • собственноручную подпись страхователя (если обращение направляется на бумажном носителе).

К обращению нужно приложить копию заявления, направленного ранее страховщику, а также копии договора ОСАГО и иных документов по существу спора.

Взыскание неустойки через суд

В случае, если обращение к финансовому уполномоченному результата не принесло, можно обратиться в суд в течение 30 дней со дня вступления в силу вынесенного им решения.

Начинается все с составления искового заявления.

В исковом заявлении пострадавший должен указать:

  • наименование суда, в который подается заявление. Если взыскиваемая сумма не превышает 50 000 рублей, то иск подается мировому судье, в остальных случаях — в районный суд;
  • сведения об истце (пострадавшем): ФИО, место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты;
  • сведения об ответчике (страховой компании): наименование и адрес места нахождения, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты;
  • обстоятельства дела, в частности реквизиты договора ОСАГО, сведения о ДТП (дата, место, причина происшествия) и его участниках (марки, госномера автомобилей), информация о причиненном в результате ДТП вреде жизни, здоровью и (или) имуществу, вид и размер страхового возмещения, дата обращения к страховщику за страховым возмещением, дата представления на СТО или передачи его страховщику для транспортировки к месту ремонта, срок ремонта ТС и иные сведения об обстоятельствах, касающихся страхового возмещения;
  • сведения о досудебном урегулировании спора и его результатах;
  • требование о взыскании неустойки с указанием ее размера. Чаще всего данное требование заявляется вместе с основным требованием о взыскании страхового возмещения. Но требование о взыскании неустойки можно заявить и как самостоятельное, в частности, при нарушении срока ремонта автомобиля;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению, как правило, необходимо приложить:

  • копию полиса ОСАГО;
  • копию протокола с места ДТП (при наличии);
  • копии иных документов, касающихся ДТП и причиненного вреда;
  • расчет суммы неустойки;
  • копию заявления страховщику о страховом возмещении (прямом возмещении убытков);
  • документы о досудебном порядке урегулирования спора;
  • копию искового заявления и приложений к нему — для ответчика.

Иск о взыскании неустойки по ОСАГО может быть предъявлен по выбору пострадавшего:

  • в суд по месту нахождения страховой компании либо её филиала или представительства, заключившего договор ОСАГО или принявшего заявление об осуществлении страховой выплаты;
  • места жительства или пребывания пострадавшего;
  • места заключения или исполнения договора ОСАГО.

Суд рассматривает дело до истечения двух месяцев со дня поступления заявления, а мировой судья — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

После вступления в силу решения суда пострадавший может получить заверенную судом копию решения и исполнительный лист, с которым он может самостоятельно обратиться в банк, в котором у страховой компании открыт расчетный счет.

Также по просьбе пострадавшего исполнительный лист может быть направлен судом для исполнения в службу судебных приставов.

Читайте также: