Старший дежурной смены по прибытии на место дтп обязан

Обновлено: 09.05.2024

Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему. Требования правил техники безопасности.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2015
Размер файла 2,3 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

10 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

На тему: "Технологии спасения пострадавших в ДТП"

Выполнил: Начальник ДС СПТ 10 ОФПС

по Краснодарскому краю

подполковник вн. службы

г. Сочи 2014 год

Содержание

    1. Введение
  • 2. Управление АСР при ликвидации последствий ДТП
  • 3. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей
  • 4. Основные типы АСИ, приспособлений и оборудования
  • 5. Технология ведения АСР при ликвидации последствий ДТП
  • 7. Предотвращение действия вторичных поражающих факторов
  • 8. Отключение АКБ в аварийном ТС
  • 9. Стабилизация ТС
  • 10. Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему
  • 11. Деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС
  • 12. Особенности ведения АСР при ликвидации последствий особых видов ДТП
  • 13. Извлечение пострадавшего из поврежденного ТС
  • 14. Применение вертолетов в АСР при ликвидации последствий ДТП
  • 15. Требования правил техники безопасности перед началом АСР
  • 16. Требования правил техники безопасности во время проведения АСР при ликвидации последствий ДТП
  • 17. Обязанности спасателей при ведении АСР
  • Список литературы

1. Введение

экстренное реагирование на дорожно-транспортные происшествия (своевременное обнаружение дорожно-транспортных происшествий, оповещение соответствующих служб, уточнение и анализ обстановки, принятие решений и организация действий сил и средств);

проведение аварийно-спасательных работ (деблокирование и извлечение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация их в специализированные медицинские учреждения, локализация и тушение пожаров, ликвидация других последствий дорожно-транспортных происшествий).

2. Управление АСР при ликвидации последствий ДТП

Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих принципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий аварийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окружающей среды в ЧС, обусловленных ДТП. С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации последствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также ПСФ определяются зоны обслуживания (ответственности).

Зоны обслуживания ПСФ, участвующих в спасении пострадавши в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.

Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей ПСФ. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими ПСФ.

Основными элементами управления АСР при ДТП являются:

- установление зоны ответственности ПСФ по обеспечению АСР;

- определение состава сил и средств, необходимых для ликвидации последствий ДТП в зоне их ответственности;

- обеспечение оповещения ПСФ о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР;

- обеспечение готовности ПСФ к действиям в ЧС при ликвидации ДТП;

- оперативное планирование времени прибытия ПСФ на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.

Зонами ответственности действий ПСФ при ликвидации последствий ДТП являются:

- в городах - районы с населением 100 тысяч человек, соответствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП;

- в населенных пунктах - районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек;

- на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) - районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП.

Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений ПСФ на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств ПСФ для проведения АСР, а в динамике - за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий.

В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности ПСФ, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в результате ДТП и наличием в них взрыво - и пожароопасных грузов.

Планирование времени оперативного реагирования сил и средств ПСФ на факт ДТП должно проводиться из расчета прибытия к месту ДТП не позднее нормативного времени, установленного для средств скорой медицинской помощи.

Оповещение и связь между участниками ликвидации последствий ДТП в зоне ответственности должна осуществляться по правилам в рамках объединенной системы диспетчерской связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Данные о фактах и последствиях ДТП должны документироваться, обобщаться по установленным форме и порядку, согласовываться между участниками проведения АСР и представляться по каналам официальной статистики в МВД России и МЧС России.

Управление процессом проведения АСР на уровне взаимодействия органов и подразделений осуществляется представителем МВД России, а на уровне деятельности ПСФ - старшим представителем в рамках его функциональных обязанностей, определенных соответствующими нормативными документами.

3. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей

Экипировка спасателей является одним из основных средств индивидуальной защиты от воздействия общих поражающих факторов при выполнении ими АСР. В состав экипировки спасателей при выполнении АСР при ликвидации последствий ДТП входят:

- специальная одежда из негорючих материалов, включающая световозвращающие материалы;

- обувь с антипрокольной подошвой, стойкой к воздействию агрессивных материалов и ГСМ, обеспечивающая надежную опору без скольжения;

- шлем (каска) с пластиковым противоударным забралом (очками);

- защитные кожаные перчатки;

- стеклобой;

- нож для резания ремней безопасности;

- средства защиты органов дыхания.

4. Основные типы АСИ, приспособлений и оборудования

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

спасение дорожное транспортное происшествие

Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).

а) деревянная опора б) клин

в) коврик из деревянных брусков г) опорный блок

Рис. 2. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного ТС.

Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.

а) ножницы б) кусачки (резак)

в) разжимы г) расширитель-ножницы

д) силовой цилиндр е) домкрат

Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.

Гидравлические насосные станции и гидравлические насосы обеспечивают подачу рабочей жидкости под давлением в рабочий инструмент.

Домкраты предназначены для стабилизации поврежденного ТС. Используются при наличии небольшого зазора, соответствующего минимальной высоте домкрата, поднимая или перемещая груз на расстояние, определяемое ходом штока.

Силовые цилиндры одностороннего или двухстороннего двойного действия обеспечивают перемещение элементов ТС посредством выдвижения штоков ("расширение") или их втягивания ("стягивание"). При работе на стягивание цилиндр оснащается двумя проушинами, к которым крепятся цепи. По необходимости, для увеличения начальной длины цилиндра, на штоки навинчиваются удлинители. Цилиндры предназначены для отгиба крыши и других узлов кузова, сдвига передней панели автомобиля и рулевой колонки, а также для поддержки узлов кузова после их отгиба или резки. Силовые цилиндры применяются, в основном, после расширителей, когда их рычаги достигают максимального расширения.

Расширители предназначены для вскрытия дверей, отгибания узлов кузова, перемещения сидений, съема приборной доски, выталкивания рулевой колонки, подъема автомобиля. Для отгиба наконечники данного инструмента располагаются в отверстии (щели) в отгибаемой (разжимаемой) конструкции. Размер отверстия (щели) должен быть не менее 1 см. При подъеме автомобиля опорная поверхность наконечников увеличивается с помощью деревянных брусков. В ходе подъема необходимо располагать между поверхностью дорожного полотна и автомобилем деревянные опоры. В отличие от домкратов, расширители могут начинать раздвижку с малых зазоров (10-30 мм). В ряде случаев начальный зазор может быть образован самим инструментом (при работе им, как тяжелым клином). Рабочими органами расширителя являются две симметрично расположенные удлиненные губки (силовые элементы), которые при движении поршня в гидроцилиндре за счет рычажно-шарнирной передачи веерообразно расходятся или сходятся, осуществляя силовой разжим или сжатие. Максимальное усилие на губках реализуется при расширении в прямом ходе поршня. При обратном ходе за счет уменьшения площади поршня (наличие штока) усилия на губках несколько снижаются.

Резаки предназначены для резки стоек крыши, порогов, узлов спинок сидений и различных поверхностей кузова автомобиля. При использовании данный инструмент располагается под углом 90° к перерезаемой конструкции. В ходе резки инструмент может поворачиваться в любом направлении, следуя линии наименьшего сопротивления. Резаки производят работу двумя серповидными лезвиями, которые при раскрытии образуют с-образную зону, полуохватывающую разрезаемый предмет. Сжатие лезвий и резание происходит при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). Режущие кромки лезвий в большинстве случаев имеют две зоны: общую - для резания различных конструкций и предметов, входящих в зев между лезвиями, и специальную (в виде корневой выемки) - для резания металлических прутков и арматуры. Корневая выемка максимально приближена к оси поворота лезвий, где развиваются наибольшие усилия.

Кусачки, в отличие от резака, осуществляют операцию "перекусывания" передавливанием различных элементов при движении режущих кромок ножей навстречу друг к другу встык.

Ножницы, имея удлиненные лезвия, как и резак, выполняют работу при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). На некоторых моделях имеются заточенные зубья на внешней кромке лезвий, при помощи которых осуществляется вспарывание глухих металлических листов, создавая пространство для немедленного начала резки или расширения.

Расширитель-ножницы являются универсальным инструментом и, как правило, имеют удлиненные лезвия с прямой режущей кромкой, снабженные рядом выемок для удержания от выдавливания перерезаемого материала. Наружные концы лезвий имеют рабочие площадки с рифлениями для выполнения операций по расширению. У большинства моделей прямое движение поршня используется для резания и стягивания, а обратное относительно меньшим усилием - для расширения.

Комбинированные ножницы (кусачки, гидроклин) выполнены в виде жестко соединенных между собой узлов и агрегатов. Отсутствие гибких трубопроводов и разъемных соединений повышает надежность, сокращает время подготовки к работе, позволяет выполнять операции одному человеку.

Катушки, представляя собой барабан (цилиндрический сердечник с боковыми пластинами) на сварной металлической раме, бывают двухрядные (обеспечивают подключение двух инструментов) или однорядные (одного инструмента) и могут иметь систему торможения, которая блокирует и предотвращает разматывание шлангов.

Для подключения рабочего инструмента к источнику энергии применяются пластмассовые шланги с тканевым армированием и резиновые рукава с металлокордом, имеющие быстроразъемные соединения.

Пневмодомкраты представляют собой эластичные подушки с ребристой поверхностью и многослойной структурой, выполнены из резины и армирующего материала (армированный корд или арамид), обеспечивают подъем (перемещение) и фиксацию поврежденных ТС. При этом обладают многофункциональностью, простотой и малым временем подготовки к работе, высокими силовыми характеристиками при начальной плоской форме, небольших габаритах и малой массе. Быстрое наполнение внутренних полостей пневмодомкратов позволяет осуществлять технологические операции при температурах окружающего воздуха от - 40 до +50С, не предъявляя особых требований к твердости основания и форме перемещаемого груза.

5. Технология ведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Технология АСР зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, количество пострадавших, состояние и виды полученных ими травм, возможность скорейшего доступа к ним, наиболее предпочтительный путь их извлечения и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:

- накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

- остановить угрожающее жизни кровотечение;

- осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;

- снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);

- надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;

Планирование, организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП осуществляется на основе следующих принципов:

1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
- командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
- водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
- 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
- спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
- медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи.
7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
противошоковой терапии;
обезболивания;
остановки кровотечений и т. п.;
фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т. д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

2.1. К неотложным работам при ликвидации последствий ДТП относятся действия по всестороннему обеспечению АСР, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья пострадавших.

2.2. Командир аварийно-спасательной группы по прибытии на место ДТП для обеспечения безопасного ведения АСР обязан:

2.2.1. поставить транспортные средства аварийно-спасательной группы так, чтобы блокировать беспрепятственный доступ постороннего транспорта и лиц в зону проведения АСР, обозначить их местоположение установленным порядком. При этом должен быть обеспечен свободный доступ для машин и персонала, обеспечивающих ведение АСР и оказание помощи пострадавшим;

2.2.2. установить взаимодействие с сотрудниками ДПС ГИБДД в части обеспечения безопасности ведения АСР в условиях интенсивного движения транспорта;

2.2.3. установить связь с сотрудниками ДПС ГИБДД с целью уточнения характера происшествия, выполнения мер, принятых по ограждению места происшествия и оказанию помощи пострадавшим;

2.2.4. провести первичную разведку обстановки, определить состояние аварийных ТС, положение и состояние пострадавших, наличия или возможности возникновения вторичных поражающих факторов: течи го-рючего, масла, кислоты, возникновения возгорания, опрокидывания ава-рийных ТС, обрушения поврежденных неустойчивых конструкций, обрыва линий электропередачи и т.п.;

2.2.5. организовать рабочие зоны. В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации по-следствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим. Зона ограждается сигнальной лентой, све-товозвращающими конусами ограждения или проблесковыми маячками (в темное время суток и при плохой видимости).

2.2.6. при выполнении АСР в темное время суток организовать освещение рабочих зон;

2.2.7. при необходимости привлечь сотрудников ДПС ГИБДД и полиции для оцепления места ДТП;

2.2.8. поставить задачи спасателям на ведение АСР и указать меры безопасности при их выполнении: указать наиболее безопасное направление доступа к аварийному ТС и пострадавшим; мероприятия по стабилизации ТС, локализации или предотвращению воздействия вторичных факторов.

2.2.9. при ДТП на железнодорожных переездах предпринять меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения;

2.2.10. Руководитель работ обязан обеспечить достаточность мер по охране труда спасателей, режим их работы, постоянно контролировать технику безопасности при посадке (высадке), боевом развертывании на месте работ.

2.3. При проведении неотложных работ спасатели обязаны:

2.3.1. правильно подобрать и надеть спецодежду с учетом характера и технологии предстоящей работы;

2.3.2. проверить при работе в ночное время суток исправность средств индивидуального освещения;

2.3.3. при необходимости надеть средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор);

2.3.4. убедиться в том, что АСИ и оборудование технически исправны и работоспособны;

2.3.5. спасательные средства и инструмент, необходимые для стабилизации аварийного ТС, выполнения АСР и оказания первой медицинской помощи пострадавшим, расположить во второй рабочей зоне в порядке, обеспечивающем их быстрое и безопасное использование;

2.3.6. в целях противопожарной безопасности отключить аккумуляторные батареи (далее – АКБ) и привести в готовность штатные средства пожаротушения.

2.3.7. Визуально оценить сложившуюся ситуацию:

характер столкновения (лобовое, боковое, касательное, наезд на препятствие и т.д.);

наличие возможных источников опасности:

вылив ГСМ и кислоты;

угрозу возникновения пожара;

вылив перевозимых жидкостей, аварийно химически опасных веществ;

неустойчивость ТС и т.д.;

2.3.8. оградить рабочую зону на расстоянии 10 м от аварийных ТС заградительной лентой красно-белого цвета (или веревкой), натянутой на стойках на высоте 1 м, с навешанными треугольниками со стороной 100 мм, желтого цвета с черной каймой, с расстоянием на более 6 м один от другого.

2.4. Спасатель-водитель при проведении неотложных работ: устанавливает ограждение места ДТП, разворачивает аварийно-спасательный инструмент, осветительное оборудование, подготавливает средства пожаротушения.

Внимание!

На всем протяжении АСР двигатель спасательного автомобиля не включается, специальные световые сигналы не выключаются, спа-сательный автомобиль устанавливается на ручной тормоз!

2.6. Необходимо знать основное правило извлечения пострадавших — разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не извлекать пострадавшего из обломков ТС.

2.7. При подготовке к работе грузоподъёмных средств, следует руко-водствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузо-подъёмных механизмов, утвержденными Госгортехнадзором в 1992 г.

Запрещается использовать машины и механизмы, имеющие неисправности.

Площадка для размещения и работы машин и механизмов должна быть подготовлена с учетом особенностей каждого вида техники и характера работы.

2.8. В случае травмирования спасателя или неисправности оборудования и инструмента спасатель обязан известить старшего дежурной смены, а последний — дежурного по отряду. Старший дежурной смены должен обеспечить незамедлительное оказание помощи пострадавшему, а при необходимости – госпитализировать его.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.








ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ПАДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ВОДУ

1. Область применения

Технологические карта разработана для описания последовательности аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с падением транспортного средства (ТС) в воду.

Для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального (пневматические понтоны, автокраны и т.п.) и водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и обеспечению водолазных работ.

Вода, по сравнению с грунтом, деревянными или бетонными сооружениями, имеет более благоприятные физико-механические свойства с точки зрения степени механических повреждений ТС.

С одной стороны это создает определенные предпосылки для выживания пострадавших. Однако основная сложность таких ДТП заключается в том, что пострадавшие должны выбраться на берег или их необходимо извлечь из аварийного ТС находящегося в водоеме в чрезвычайно ограниченные сроки.


  • возможное получение пострадавшими травм, исключающих их самоспасение;

  • зажатость пострадавших в деформированном ТС (заклинивание дверей ТС);

  • низкая температура воды в зимнее время и опасная ледовая обстановка;

  • большая глубина водоема.


^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Если ТС и пострадавшие находятся на незначительной глубине, то технология их спасения такая же, как при спасении человека из воды.


2.2. Если кабина или салон аварийного ТС сохранили герметичность и в них оста­ется воздух, достаточный для выживания пострадавших в течение некоторого времени, спасающим необходимо действовать быстро, чтобы успеть за это время извлечь из ТС пострадавших и оказать им первую помощь.

2.3. Если ТС находится на значительной глубине и его местонахождение точно не определено, необходимо провести поиск и обследование возможных точек или квадратов нахождения ТС и обозначить расположение ТС сигнальным буем. Если его нет, то с помощью поплавка с грузилом (якорем), например, с помощью пустой полиэтиленовой бутылки.

2.4. Для определения точного местонахождения упав­шего в водоем ТС могут быть привлечены очевидцы ДТП или выбравшиеся на берег пострадавшие.

2.5. Для извлечения аварийного ТС на поверхность оно захватывается и закрепляется на тросах и подъемным краном соответствующей грузоподъемности поднимается на берег. Эти операции выполняют спасатели в легком водолазном снаряжении с соблюдением установленных требований техники безопасности.

2.6. При попадании ТС в воду с пологим спуском и небольшими глубинами возможно вытягивание ТС с помощью лебедки тягача.


1. Для темного времени суток норматив увеличивается на коэффициент 1,2.

2. Для зимнего времени года норматив увеличивается на коэффициент 1,5.

3. Нормативы к пунктам 7-10 операций при проведении АСР относятся к случаям нахождения ТС на глубине не превышающей ½ высоты его кузова .

4. В зависимости от сложности работ (степень повреждения ТС, численности аварийно-спасательного подразделения МЧС (АСФ, ПСФ, пожарного расчета) России, тяжести травм у пострадавших) норматив может быть увеличен, но не более чем в 2 раза.

^ 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Общие требования


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего дежурной смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • контролем выполнения мер безопасности при развертывании и подготовке к работе;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

  • приведением в готовность средств индивидуальной защиты: надеть каску, перчатки, средств защиты органов зрения.

  • убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний.

Выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к работе водолазного оборудования, автокрана, тягача с лебедкой.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм.

^ 4.3. Обязанности спасателей при ведении АСР

При проведении водолазных работ необходимо руководствоваться Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90.

При выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного ТС) не допускать создания помех и опасности рядом работающим спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях.

При проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы. При обнаружении разлива горючего немедленно принимать меры по его прекращению.

Извлечение пострадавших осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.

^ 4.4. Меры безопасности при работе с ГАСИ

Меры безопасности при работе с ГАСИ соблюдать в соответствии с инструкцией по эксплуатации на каждый инструмент ГАСИ.
^

Технологическая карта № 8

ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ НА УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

^ 1. Область применения

Технологические карта разработана для описания последовательности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) на участке железной дороги.

ДТП на участке железной дороги — ДТП, при котором транспортное средство (ТС) сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

При наезде железнодорожного состава кузов ТС сильно деформируется, в результате чего пострадавшие получают тяжелые травмы. При сложных ДТП возможно наличие пострадавших в локомотиве и сошедших с путей вагонах.



  • обрыв контактного провода сети напряжением до 15000 В (на электрифицированных железных дорогах), требующий принятия мер по электробезопасности;

  • проходящие мимо места ДТП железнодорожные составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);

  • возможное наличие на ТС и в железнодорожных составах опасных грузов;

  • разлив ГСМ.

^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Технология спасения пострадавших в ДТП на железнодорожных пе­реездах выбирается с учетом характера повреждения железнодорожного состава и ТС, характера поражения пострадавших, наличия вторичных поражаю­щих факторов, а также пожарной, химической и другой опасности грузов.

2.2. Основными видами АСР при ДТП на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействий вторичных поражающих факторов, деблокирование пострадавших, оказание им первой помощи и их эвакуация. Для поиска пост­радавших, нахо­дя­щихся в вагоне, вначале необ­ходимо проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы, с помощью веревки, с помощью лестницы, с помощью друг друга.

2.3. При больших объемах АСР по приказу начальника отделения или начальника железной дороги к месту происшествия направляются восстановительные и пожарные поезда, действующие по соответствующему плану. Место проведения АСР должно быть огорожено, ответственность за это возлагается на начальника дистанционного пути.

Начальник восстановительного поезда по прибытии на место ДТП отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в части подъема вагонов, восстановления энергосетей и линии связи.

Отправление на место аварии восстановительного поезда должно быть обеспечено не позднее чем через 40 минут после получения приказа дежурного по отделению (управлению) железной дороги.

2.4. Работы по ликвидации последствий ДТП с использованием восстановительного поезда проводятся немедленно с одной или с двух сторон, а также со стороны поля — тягачами, тракторами и другими тяговыми средствами восстановительного поезда.

^ 3. Технологическая карта проведения АСР на месте ДТП — на участке железной дороги

Читайте также: