Штраф за отсутствие допуска к международным автомобильным перевозкам

Обновлено: 12.05.2024

Статья о том, какие разрешения требуются при перевозке ОГ; кто, за что и по какой статье может оштрафовать перевозчиков опасных грузов. А также про то, кто может прийти с проверкой в вашу фирму, и кто может остановить вашу машину при совершении перевозки.

Права и возможности сотрудников контрольно-надзорных органов строго ограничены законодательством, и вам, как перевозчику или организатору перевозок, не помешает знать как свои права, так и права контролеров! Эти знания могут сильно сэкономить ваши нервы и деньги!

Перевозка опасных грузов всегда находилась в зоне повышенного внимания государства. Государство посредством контрольно-надзорных органов, во-первых, выдает разрешения, лицензии на действия с опасными грузами, а во-вторых, контролирует выполнение требований непосредственно при осуществлении деятельности.

Практически всегда органы, осуществляющие разрешительную деятельность, уполномочены осуществлять и контроль за ней.

Разрешительные функции условно можно разделить на выдачу лицензий и на выдачу разрешений. Лицензия выдается на вид деятельности. Разрешение — на конкретные перевозки. Разрешения могут быть разовыми, и на период.

Лицензируемые перевозки опасных грузов.

В отличие от остальных видов транспорта, деятельность по перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте, в целом, не лицензируется.


Так было не всегда. Был период, когда перевозки опасных грузов лицензировались. Но в какой-то момент было принято решение, что достаточно одной лицензии на грузовые перевозки, и их объединили. Когда же было отменено лицензирование грузовых перевозок, то вместе с ними и перевозки опасных грузов стали нелицензируемой деятельностью.

На всех остальных видах транспорта, кроме автомобильного, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию.

И всё же есть перечень опасных грузов, которые нельзя перевозить автомобильным транспортом без лицензии:

  • Ядерные материалы и радиоактивные вещества. Для перевозки требуется Лицензия, выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Наркотические, психотропные вещества, прекурсоры. Требуется Лицензия органа исполнительной власти субъекта РФ. Для пересечения границы потребуется так же лицензия регулятора внешнеторговой деятельности.
  • Этиловый спирт и нефасованная спиртосодержащая продукция (боле 25%). Перевозки Лицензируются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.

Разрешения

Для получения разрешения в заявлении указывается конкретная информация, например: машина, маршрут, перевозимый груз. И уже принимая решение о выдаче документа, контрольно-надзорный орган основывается на рассмотрении и анализе конкретных параметров перевозок.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Разрешение необходимо получать для следующих видов перевозок:

  • Перевозка грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации возможна только с разрешением, полученным в территориальном подразделении Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ)
  • Международная перевозка грузов повышенной опасности также осуществляется только с разрешением Госавтодорнадзора. При этом, перевозчик должен иметь допуск от Госавтодорнадзора для осуществления международных перевозок, и карточку допуска конкретного транспортного средства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ)
  • Транспортировка оружия и патронов требует разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, надо понимать, что опасными грузами является только патроны. (ст. 69 Правительства РФ от 21.07.1998 N 814)

Контрольно-надзорная деятельность делится на проверки субъектов, и на контроль на дороге. Проверками субъектов занимаются только сотрудники территориальных подразделений Госавтодорнадзора. Проверками на дороге, помимо Госавтодорнадзора, занимаются и сотрудники ГИБДД.

Проверка бензовоза

Проверки субъектов

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

Контроль на дороге

На дороге водителю чаще всего приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД. Реже встречаются посты Госавтодорнадзора. У подразделений Госавтодорнадзора контроль на дороге проходит в форме двух мероприятий: это может быть транспортный контроль, а может быть рейдовое мероприятие.


CAMERA

Право остановки

Пост весового контроля

Если сотрудники Госавтодорнадзора проводят рейдовое мероприятие, то, чаще всего, остановку транспортного средства осуществляет сотрудник ГИБДД, а уже выявлением нарушений занимается сотрудник Госавтодорнадзора.

Рассмотрим основные статьи и нарушения, которые чаще всего применяются именно к перевозчикам опасных грузов, опустив общеизвестные статьи ГИБДД, такие как: за скорость, отсутствие прав и тому подобные.

Cтатья 11.23 – нарушение режима труда и отдыха

Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:

  • нарушение режима труда и отдыха
  • отсутствие или нарушение правил использования тахографа

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 500 до 5 000,

на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,

на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,

на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД

Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,

на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,

на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.

Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.


Таможенные органы могут выносить постановление по ч.1 ст. 12.21.2 в случаях, когда международная перевозка опасных грузов осуществляется без специального разрешения.

Стоит обратить внимание: когда нарушение обладает признаками, позволяющими отнести его к разным статьям КоАП РФ, но в одной предусмотрена административная ответственность за нарушение общих правил, а в другой за нарушение конкретных, — применяются нормы конкретной статьи.

По данной части штраф не только значительно меньше, но и, согласно ст.23.48 КоАП РФ, в качестве органов, уполномоченных выносить постановление, определены только Органы внутренних дел и Федеральный антимонопольный орган.

За нарушение лицензионных требований право административного воздействия есть у всех лицензирующих органов.

По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.

Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.

В этой статье речь пойдет про обновленные штрафы для водителей иностранных автомобилей, а также за нарушение правил международных перевозок.

Отмечу, что нововведения распространяются на водителей иностранных коммерческих автомобилей. Так что рядовому отечественному автовладельцу ничего нового не грозит.

Изменения в КоАП вступили в силу 24 февраля 2015 года и затронули сразу несколько статей. Рассмотрим их по порядку.

Штраф за коммерческое использование иностранных автомобилей

Использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Использование иностранных автомобилей для коммерческих перевозок пассажиров и грузов на территории РФ теперь наказывается штрафом в размере от 150 000 до 200 000 рублей. Накладывается этот штраф на водителя. До 24 февраля штраф для водителя был во много раз меньше (4 000 - 5 000 рублей).

Штрафы за отсутствие или неправильное заполнение документов для международной перевозки

Изменениям также подверглись и штрафы за отсутствие или неправильное заполнение документов для международной перевозки:

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

1. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения

1. Осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо без учетного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок, -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Отсутствие или неправильное заполненное разрешения на международную перевозку теперь обойдется водителю в 100 000 - 150 000 рублей (ранее 3 000 - 4 000 рублей).

2. Осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Увеличен штраф и за перевозку без разрешения пассажиров или грузов между Россией и другим государством. Размер наказания для водителя 150 000 - 200 000 рублей (ранее 4 000 - 5 000 рублей).

3. Осуществление международной автомобильной перевозки с уведомлением, выданным уполномоченным органом транспортного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза в установленных случаях, без отметки должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, с 24 февраля введен новый штраф. Он накладывается на водителя, который получил уведомление о необходимости устранения несоответствия автомобиля правилам и не выполнил его требований. Стоимость данного нарушения составит 25 000 - 30 000 рублей.

Задержание иностранного транспортного средства

Кроме перечисленных в данной статье штрафов, также производится задержание иностранного транспортного средства и помещение его на штрафстоянку:

1. При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

Обратите внимание, за нарушение правил международных перевозок задержание осуществляется по-особенному. А именно речь идет о том, что водитель не только должен устранить причину задержания, но и оплатить административный штраф.

Данное условие введено для того, чтобы водитель не смог безнаказанно покинуть территорию страны.

Отсрочка и рассрочка уплаты штрафов

3. Отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а также в отношении лиц, которым назначен административный штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.26 и 11.29 настоящего Кодекса, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.

Для штрафов за нарушение правил международных перевозок отсрочка и рассрочка не применяются.

Срок уплаты штрафа за нарушение правил международных перевозок

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.26 или 11.29 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

Срок уплаты штрафа за нарушение правил международных перевозок составляет 60 дней. Однако есть одна важная особенность. Штраф должен быть оплачен до того, как автомобиль иностранного перевозчика покинет страну.

На этом рассмотрение новых штрафов для водителей иностранных автомобилей закончено.

Допуск к международным перевозкам

Для осуществления международных автомобильных перевозок российские перевозчики должны получить документ (разрешение), удостоверяющий их допуск к таким перевозкам. Это относится как коммерческим, так и некоммерческим автомобильным перевозкам грузов и пассажиров.

С 1 сентября 2021 г. вступили в силу новые Правила допуска к международным автоперевозкам (постановление Правительства Российской Федерации № 845 от 1 июня 2021 года), которые предусматривают электронную форму выдачи документов. В Пункте 3 Постановления предусматривается "внесение соответствующих записей в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - реестр), формирование и ведение которого осуществляются уполномоченным органом."

Напоминаем, что перевозка без международного разрешения наказывается по статье 11.29 КоАП РФ:
- для водителя автотранспортного средства - в размере от 100 000 до 150 000 рублей.
- для юридических лиц и ИП - от 300 000 до 400 000 рублей!

При том транспортное средство может быть задержано, что влечет простой, задержку грузов и другие неблагоприятные последствия! Более того, иногда таможенники могут выпустить транспортное средство, а затем просто не впускать в страну.

Удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам (МАП) получают юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки пассажиров и грузов за границу. Физические лица не могут, что, впрочем, не мешает сдавать его в легальную аренду для фирм или ИП с надлежащим оформлением.

Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН

Ищете надежную компанию, чтобы получить лицензию на международные перевозки?

Помогаем быстро и компетентно сделать карты МАП клиентам по всей России. БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ!


Даже в Беларусь, Казахстан, Абхазию, другие страны Таможенного Союза нужно получать допуск к МАП!

Также зачастую дополнительно нужно получать и дозволы для поездок в Европу.

Нас часто спрашивают, а где же получать эти дозволы? Ответ прост: их выдает АСМАП в Вашем городе (крае, области), где есть представительства этой организации. При этом быть членом АСМАП не обязательно (если не хотите платить членские взносы).

Оформление CMR, безусловно, обязательно. А вот TIR можно получить, только отъездив не менее полугода и оформив не менее 6 CMRок.

Карты МАП также позволяют не ставить СКЗИ тахограф, оставить шайбовый / ЕСТР.

Срок действия лицензии на международные перевозки:

  • 1 год - если заявление подается впервые (данное удостоверение допуска не продлевается);
  • 5 лет - по окончании срока действия ранее выданного удостоверения допуска.

В течение 20 рабочих дней с даты получения заявления орган транспортного контроля и надзора принимает решение о допуске российского перевозчика к осуществлению международных перевозок. В подтверждение решения компаниям и индивидуальным предпринимателям выдаются:

  • удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам;
  • карточки МАП (напоминаем, что все теперь выдается в цифровом виде).

Условия получения лицензии на перевозки грузов и пассажиров:

  • Копия идентифицирующих документов на собственника (юридического или физического лица);
  • Копии СТС и ПТС на автопоезд (еврофургон, шаланду, сцепку);
  • Копия удостоверения из АСМАП по НОВЫМ требования УГАДН;
  • Копия договора лизинга или аренды с актом передачи ТС (если ТС не в собственности).

При увеличении парка транспортных средств перевозчик должен получить карточку МАП на каждое приобретенное транспортное средство, даже если одновременно с приобретением нового автотранспорта выбывает старый, и парк транспортных средств, используемых в международных перевозках, не увеличивается.

Переоформление удостоверения допуска, а также карточек допуска обязательно в следующих случаях:

  • преобразование юридического лица;
  • изменение наименования юридического лица;
  • изменение местонахождения юридического лица;
  • изменение имени индивидуального предпринимателя;
  • изменение места жительства индивидуального предпринимателя.

Не забывайте также, что с 14 декабря 2018 года международные автоперевозчики также должны обучить водителей, ведь на границе у тех спросят свидетельство об обучении.

Карты МАП для лизинговых автомобилей

В отношении лизинговых автомобилей есть определенные ограничения: их выезд может быть осуществлен только с разрешения лизинговой компании (либо если запрет не установлен). Из нашей практики можем отметить, что часто требуется составить дополнительное соглашение с целью допущения поездок лизинговых авто за границу. Хотя иногда достаточно и просто письма от лизингодателя, что для транспортой инспекции также пойдет.

Тем, кто хотят купить карты МАП , чтобы не ставить тахограф СКЗИ вместо ЕСТР, часто отказывают в этом для лизинговых машин в различных компаниях. Мы, в свою очередь, не рекомендуем вообще прибегать к таким "серым схемам", а официально оформлять на свое ИП или ООО, тк передача карт запрещена.

В этом Вам могут помочь наши юристы, у нас большой опыт для различных случаев лизинга, аренды, оперативного управления и, собственно говоря, собственности.

Нормативные акты, регулирующие сферу МАП

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"
  • Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок"
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. N 845 “Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1588 и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
  • Постановление Правительства России от 21 декабря 2020 г. №2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2020 г. № 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 281 "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. № 278 "Об утверждении Условий осуществления двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 259 "Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств"
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2020 г. № 258 “Об утверждении Критериев и порядка определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза”
  • Приказ Минтранса России от 21.08.2020 № 318 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г.‚ для изотермических транспортных средств, транспортных средств-ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств"

Также помогаем получить допуск к МАП (от 5000 рублей) регионам:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург, Севастополь - города федерального значения; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Задача государства — создавать условия для работы своих граждан. Для этого власти должны давать возможность развивать бизнес, а в высококонкурентных сферах — создавать барьеры для иностранных организаций, которые могут оказывать услуги для физических и юридических лиц, находящихся в России. Для государства это имеет также целью увеличить поступление налогов и сборов в бюджет, ведь иностранная организация не заплатит в казну ни копейки с прибыли, так как обязана производить все необходимые отчисления в бюджет своего государства.

Все это верно и в отношении перевозок грузов. Так, статьей 7 Федерального закона от 24.07.1998 года № 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения” прямо запрещается выполнять внутрироссийские перевозки грузов транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает весьма солидный штраф для такого нарушения — от 150 до 200 тысяч рублей на водителя транспортного средства (ст. 11.26 КоАП РФ). Одновременно, согласно ст. 27.13 КоАП РФ, транспортное средство подлежит помещению на штрафстоянку.

Сдача транспортного средства в аренду.

Так, к примеру, в постановлении Нижегородского городского суда от 7 августа 2017 года по делу № 4А-1186/2017, суд приходит к выводу о том, что правонарушение имеет место быть, так как собственником транспортного средства является иностранный перевозчик, а заключение договора аренды не изменяет принадлежность транспортного средства.

Другой судебный акт (на мой взгляд более взвешенный и, если так можно сказать, вдумчивый), подходит к вопросу определения принадлежности транспортного средства обстоятельнее. Речь идет о решении Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года по делу № 21-741/2016. В решении суд установил, что действующим законодательством не установлено определение термина “принадлежит” (по отношению к транспортному средству), в связи с чем, оценивая принадлежность транспортного средства конкретному лицу, следует принимать наличие вещного права такого лица на соответствующее транспортное средство.

Лично я придерживаюсь следующей точки зрения: такое правонарушение должно квалифицироваться как незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ). Наказанием за это нарушение является административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Суд обязан переквалифицировать постановления, содержащие неверную квалификацию административного правонарушения, на основании п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5.

У водителя транспортного средства с иностранными госномерами, выполняющего грузоперевозки по России, обязательно должен быть с собой договор аренды с неистекшим сроком действия. При составлении протокола водитель обязан требовать внесения сведений в протокол о наличии и предъявлении инспектору договора аренды. В противном случае у инспектора нет оснований доверять словам водителя о том, что транспортным средством владеет на праве аренды российский перевозчик.

Переадресовка груза согласно КДПГ.

В ходе международной перевозки груза может возникнуть необходимость изменения адреса доставки груза (переадресовка). Статья 12 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) устанавливает порядок выполнения переадресовки в международной перевозке. В общем случае это прерогатива грузоотправителя, за исключением случая, когда он сделал в международной транспортной накладной (CMR) соответствующую запись. Указание о переадресовке может быть отдано отправителем до момента вручения экземпляра CMR получателю.

При переадресовке может быть изменен не только адрес выгрузки, но и получатель. В любом случае, кто бы не давал указание о переадресовке, он обязан представить первый экземпляр международной транспортной накладной (находящийся у грузоотправителя) с новыми инструкциями. Выполняя переадресовку без удостоверения о внесении в первый экземпляр CMR соответствующих указаний, перевозчик несет ответственность за причиненный владельцу груза ущерб.

Что касается возможности привлечения перевозчика к ответственности по ст. 11.26 КоАП РФ при выполнении переадресовки груза (то есть, без фактического завершения процесса перевозки груза, так как факта сдачи груза получателю не произошло), то инспекторы Ространснадзора и ГИБДД не видят препятствий для составления протоколов и вынесения постановлений об административном правонарушении. Их не смущает, что перевозка заканчивается только после того, как перевозчик выдал грузополучателю груз и получатель сделал отметку в накладной.

Использование иностранного полуприцепа с российским тягачом.

Достаточно экзотическая ситуация, но, тем не менее, она случается. Разберем ее.

Правила дорожного движения содержат понятия “автопоезд” — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами) и “прицеп” — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин “прицеп” распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Гипотеза и диспозиция статьи 11.26 буквально такие: использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Как упоминалось выше, полуприцеп относится к категории транспортных средств, то есть, он подпадает под административную норму, предусматривающую ответственность за каботаж.

Так как полуприцеп не оснащен двигателем, то он не может выполнить перевозку груза самостоятельно, в отсутствие тягача. Законодательство не раскрывает кто “главный” в паре “тягач — прицеп”, однако, совершенно точно относит полуприцепы к транспортным средствам. Поэтому использование полуприцепа с иностранными номерами в отсутствие договора аренды, оперативного управления и тому подобных является нарушением ст. 11.26 КоАП РФ.

Также следует отметить важность наличия у водителя путевого листа грузового автомобиля и договора аренды полуприцепа. Путевой лист обязан иметь и заполнять в установленном порядке каждый эксплуатант грузового транспорта. Если в этот путевой лист будут вписаны российский тягач и иностранный прицеп, у водителя, по крайней мере, имеются доводы для оспаривания постановления инспектора Ространснадзора или ГИБДД о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 административного кодекса. В отсутствие этих документов доводов становится меньше.

Задержание транспортного средства при нарушении ст. 11.26 КоАП РФ.

Статьей 27.13 предусмотрено, что в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства до момента уплаты административного штраф (напомним, что он составляет от 150 до 200 тысяч рублей и накладывается на водителя транспортного средства). При этом имеется оговорка о том, что задержание применяется в том случае, если если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории Российской Федерации.

Обжалование постановления по ст. 11.26 КоАП РФ.

Часто инспектор неверно устанавливает объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ, к примеру, не принимает во внимание наличие договора аренды транспортного средства. В любом случае, вот несколько рекомендаций для водителя, в отношении которого составляют протокол об административном правонарушении:

  1. При наличии путевого листа и договора аренды не соглашайтесь с вменяемым вам нарушением ст. 11.26 КоАП РФ. Помните, что согласно ч. 1 ст. 28.6 Кодекса об административных правонарушениях, при признании нарушения инспектор вынесет постановление без составления протокола. Указывать все обстоятельства, которые инспектор упустил (не приложил к материалам дела путевой лист и договор аренды и т. п.) следует именно в протоколе, а не в постановлении.
  2. Всегда внимательно знакомьтесь с протоколом. Если вас торопят — помните, что никаких сроков, отведенных на ознакомление с протоколом, не существует, то есть, формально вы можете его изучать хоть весь день, но, конечно, злоупотреблять этим не стоит.
  3. Попросите инспектора предоставить для изучения все документы, которые перечислены в протоколе (свидетельства и сертификаты, рапорт и т. п.). В случае отказа напомните инспектору о ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, которая позволяет лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела.
  4. Если вы даете письменные пояснения, то очень внимательно выбирайте слова и выражения. “После остановки в Новосибирске я продолжил путь для завершения доставки груза в г. Екатеринбург” и “В городе Новосибирске я переночевал и продолжил доставку груза из г. Алма-Аты в г. Екатеринбург” — две совершенно разные фразы с совершенно разными смыслами. То же самое касается случая, когда инспектор записывает ваши показания и дает вам их на подпись. На фразу “Не придирайтесь, здесь написано то же самое, просто другими словами” следует уверенно и твердо отвечать “В объяснении я излагаю свои мысли и хочу, чтобы они были записаны именно так, как я считаю нужным”.
  5. Вы можете изложить свои замечания в протоколе. Не ознакомили со ст. 51 Конституции? Смело делайте об этом запись в протоколе. Инспектор не представился и не предъявил служебное удостоверение по вашему требованию? Не забудьте указать это.
    Свободные строки помечайте символом Z, чтобы после подписания протокола инспектор ничего не мог туда дописать.
  6. Если места для ваших пояснений в протоколе не хватает, просите у инспектора чистый лист и пишите свои пояснения на нем. Лист скрепляется с протоколом, на самом протоколе делается надпись “К протоколу подшит 1 (2, 3, 100) лист с пояснениями водителя”.

Более подробно о том, как вести себя при остановке грузового автомобиля сотрудником ГИБДД можете прочитать здесь.

Если вам нужна помощь при обжаловании постановления по ст. 11.26 КоАП РФ, можете смело обращаться за профессиональной юридической помощью. После изучения документов вы получите консультацию по поводу перспектив обжалования постановления о каботажной перевозке груза.

Читайте также: