Почему осаго у брокера дешевле

Обновлено: 12.05.2024

Всем привет. Сегодня расскажу о том, кто такой страховой брокер Осаго. Что в себе таит это определение? Чем такая организация отличается от обыкновенной страховой фирмы или агента? Какой смысл деятельности такой компании и выгодно ли с ними работать?

Рассмотрю обе стороны отношений — как с позиции клиента, так и с позиции брокера. Покажу все нюансы, связанные с этой деятельностью. Помимо этого, продемонстрирую, кто занимает первые места на рынке брокереджа по Осаго среди российских представителей. Итак, поехали, пора в этом разобраться.

Что это за брокер и чем он занимается

Брокер Осаго — это посредническое лицо между страховщиком и страхователем.

Если объяснить простым языком, то его деятельность схожа с оказанием риелторских услуг. Представитель брокереджа по Осаго подбирает для клиентов наиболее оптимальные страховые продукты от разных компаний. Свой выбор он делает на основании надежности и стоимости услуг страховой фирмы.

Также брокер Осаго осуществляет поддержку и консультирование клиентов по вопросам взаимодействия со страховым агентом. Однако некоторые такие лица или фирмы могут представлять сторону страховщика, подбирая ему клиентов. Но работать сразу на две стороны отношений брокеры Осаго не имеют права.

Краткая история появления профессии

В иностранной практике такие брокеры прочно укоренились и имеют большую историю существования. В США и странах Европы через посредников заключается 60-80% всех договоров страхования.

Успей воспользоваться удвоением налогового вычета до 31 декабря 2021 г.



Это юридическое или физическое лицо

Брокер Осаго может быть как юридическим, так и физическим лицом. В случае частного лица необходимо регистрироваться как индивидуальный предприниматель. Помимо этого, нужно обладать профессиональными качествами и достаточным опытом в области страхования. Также необходимо постоянно проживать на территории Российской Федерации.

По форме собственности компания, осуществляющая услуги брокереджа по Осаго, может быть акционерным обществом или ООО.

Функции и обязанности

Страховые посредники по договорам Осаго выполняют поиск оптимальных решений для клиентов. Они обязаны консультировать, помогать в заключении и расторжении договоров. А также сопровождать клиента и урегулировать спорные моменты при контакте со страховой компанией.

По набору услуг законом установлено, что страховой брокер должен работать с полным перечнем страховых продуктов, не занимаясь только обязательными инструментами. Помимо этого, представитель брокереджа по Осаго обязан предоставлять полную информацию по ходу оказания услуг, о лицензиях и т. д.

Как работает

Брокеры по автострахованию проводят свою деятельность по принципу полной свободы предпринимательской деятельности. То есть, они не заключают договора и не представляют интересы какой-либо конкретной страховой компании, при этом работая от лица страхователя. А действуют беспристрастно, выбирая для своих клиентов оптимальные варианты на рынке страховых услуг. Часто они находят очень выгодные предложения, которые недоступны обычным людям.

Виды услуг

О некоторых я уже обмолвился. Многие думают, что брокеры занимаются лишь поиском скидочных предложений на рынке, но это не так:

  1. Для начала это консультирование и предоставление актуальной информации о страховых предложениях от разных компаний. Это только первый этап.
  2. После того как подобран наилучший вариант, брокер по Осаго помогает правильно оформить договор со страховой фирмой. Посредник полностью берет на себя все нюансы, связанные с оформлением документарного соглашения. В нем должны быть оговорены все условия по оказанию услуг в соответствие с действующим законодательством.
  3. На этом деятельность посредника не заканчивается. В период всего срока действия страхового продукта он сопровождает клиента и оказывает информационную поддержку ему.

Какими знаниями должен владеть

Помимо базовых знаний отрасли и наличия высшего образования, страховой брокер Осаго может пройти специальную аттестацию. Она предполагает прохождение курсов, подготовленных Минфином. По окончанию обучения необходимо сдать соответствующие экзамены.

Также преимуществами для данной работы в Осаго могут стать такие индивидуальные качества, как математические навыки и коммуникабельность.

Кому выгодно покупать полис у брокера

Полис Осаго или Каско через посредника выгодно покупать жителям крупных мегаполисов. Это связано с тем, что в больших городах есть огромное количество разных страховых контор, в каждой из них разные предложения.

Хотя с приходом онлайн-полисов это становится актуальным практически для любого автолюбителя. Брокеры постоянно анализируют всех участников отрасли и могут оперативно подобрать самые выгодные продукты на рынке. Помимо этого, посредник более четко и ясно расскажет об условиях и покажет скрытые камни в договоре со страховой фирмой.


На чем зарабатывает

Как и любые посредники, брокеры Осаго зарабатывают на комиссиях, которые они берут с клиента за свои услуги. На первый взгляд, кажется, что такая схема очень не выгодна страхователю.

Однако смысл этих итераций промерно такой. Клиентам предоставляется структурированная информация о рынке Осаго. После подбирается оптимальное решение, которое учитывает текущую стоимость, скидки и т. д. За счет этого клиент экономит свои средства. А брокер забирает себе часть от сэкономленных клиентом денег, что оказывается выгодно для каждого из участников финансовых отношений.

Кроме этого, посредник может предлагать дополнительные платные услуги клиентам.

Условия работы и доходы

Доход брокера Осаго или Каско является, по сути, сдельной величиной. То есть он не ограничен и зависит от количества заключенных контрактов. Средний уровень заработка хорошего специалиста будет от 100 до 200 тыс. руб.

А условия работы каждый выбирает сам. Брокер может заниматься деятельностью в специально арендованном помещении или даже работать в условиях домашнего офиса. Но он обязательно должен быть на связи с клиентами.

Карьерный рост

Если говорить не о работе в большой компании, а об индивидуальном брокередже по Осаго, то отсутствие карьерного роста компенсируется наработкой и расширением клиентской базы. При условии, конечно, высокой компетенции и добросовестного подхода.

В отдельных случаях карьерным скачком может стать открытие полномасштабной фирмы по страховому посредничеству. В случае работы по найму карьерная лестница предполагает повышение от продавца услуг до высшего руководящего поста организации.

Каким должен быть

Если кто-то думает, что этот бизнес — легкая возможность заработать, то это ошибка. Брокер по полисам Осаго должен уметь не только заниматься энергичным поиском клиентов, но и общением с ними. Продажи и переговоры должны быть коньком любого страхового брокера.

Кроме этого, необходимо безоговорочно разбираться в отрасли автострахования, чтобы предоставлять клиентам актуальную и действительно полезную информационную помощь.

Личностные качества

Одним из главных индивидуальных характеристик для страхового брокера по Осаго является стрессоустойчивость. Помимо этого, работнику данной сферы необходимо быть в высокой степени коммуникабельным. Также желательно иметь хорошие аналитические способности.

Сама деятельность подразумевает нацеленность на результат, а это значит, что и сотрудник обязан быть мотивированным и целеустремленным.

Где можно получить профессию страховой брокер

Специального направления в высшем образовании для этой профессии в Российских ВУЗах практически нет. Однако профессия индивидуального брокера по Осаго уже подразумевает наличие опыта работы в страховом бизнесе. Поэтому перед тем как стать представителем брокереджа, необходимо поднабраться практических знаний в фирме занимающейся автострахованием.

Кроме этого, есть большое количество курсов повышения квалификации для специалистов. Самым авторитетным в этом плане будет обучение в государственных учреждениях.

Сфера деятельности

Основной сферой деятельности брокереджа полисов Осаго является подбор и помощь в заключении и сопровождении договоров автострахования. Это подготовка пакета документов и профессиональная оценка рисков. Помимо этого, обязательным является осуществление информационных и консультационных услуг.

Можно сказать, что данный бизнес тесно переплетается со сферой деятельности страховых агентов. В том числе и регламентируется он теми же стандартами.

Кто регулирует деятельность страховых брокеров в России

Контроль начинается с обязательного лицензирования для осуществления деятельности. Далее страховые брокеры Осаго подпадают под контролирующий надзор центрального банка Российской Федерации. А вся информация о конкретном участнике регистрируется в едином государственном реестре субъектов страхового дела.

Помимо этого, организации обязаны сдавать специальную форму отчетности в ЦБ. То есть эти компании находятся под постоянным мониторингом финансовых властей.

Откуда берется лицензия

Лицензированием деятельности таких посредников занимается орган страхового контроля. Само собой полагается, что это представитель государственного надзора.

Причины востребованности

В таких бизнесах появляется потребность в связи с нарастающим числом агентов по страхованию. Среди их продуктов становится слишком сложно ориентироваться. Чтобы выбрать оптимальный вариант Каско или Осаго, обычному клиенту необходимо провести серьезную аналитическую работу.

Второй причиной является проблема взаимодействия при страховых случаях. Часто вопросы с оценкой и возмещением убытков перерастают в спорные ситуации. Посредники готовы оперативно решить эту проблему и помочь урегулировать спор.

Плюсы и минусы страхования у брокера

  1. Преимуществом клиента будет оптимально подобранный продукт Осаго.
  2. Также плюсом является профессиональная онлайн-поддержка от представителя брокереджа.
  3. Наличие третьей стороны отношений позволяет сделать агентов по страхованию более сговорчивыми и лояльными.
  4. Для многих немаловажным фактором является экономия с Осаго времени и сил.

Отрицательной стороной будет коммерческая составляющая этого процесса. Клиенту придется заплатить те комиссии и дополнительные издержки, которых можно было избежать, обратившись в страховую компанию напрямую.

Возможные риски

  1. Во-первых, брокер не несет ответственность за реализацию услуг по Осаго. Он только находит для клиента подходящие, на его взгляд, варианты, а после предоставляет информационное сопровождение по ним. Однако есть вариант получить компенсацию от представителя брокереджа, если неприятные обстоятельства (мошенничество или фиктивность рекомендованной им компании) будут виной его некомпетентности.
  2. Во-вторых, существует риск серьезной переплаты за полис Осаго из-за дополнительных издержек.

Сколько стоят их услуги

Плата может быть установлена:

  • в виде процента от суммы;
  • в виде фиксированной стоимости услуги.


Например, в среднем за экспертную консультацию по страховому случаю берут около 1000 руб. А участие в споре с подготовкой документов и прочего может доходить до 6-8 тыс. рублей. Привлечение независимой оценки ущерба примерно 1,5-2 тыс. руб. То есть за каждую дополнительную бумагу и экспертизу в большинстве случаев придется доплачивать.

Еще важный момент, что посредники по поиску продуктов покрытия риска берут плату за некоторые услуги, которые агенты предоставляют бесплатно. К таким услугам, например, относится заполнение технической карты. Цена такой операции составит от 800 до 1000 руб.

Минимальная сумма для работы

По незначительным вопросам посредническая организация может проконсультировать клиента бесплатно. Однако чаще всего минимальная сумма оплаты за услуги по подбору актуальных продуктов Осаго составляет от 500 рублей. Полис автострахования оформляется от лица брокера, сумма зачастую включена в стоимость Осаго.

Агент и брокер: сходства и различия

Агент — это та компания, в которой клиент непосредственно может оформить полис автострахования. Он несет всю юридическую ответственность и обязан производить выплаты по наступлению страхового случая. В итоге он получает деньги за полисы и является финансово зависимой стороной.

Брокер по Осаго — это лишь посредник, который с экспертной точки зрения помогает найти приемлемый вариант услуги для клиента, исследуя рынок и анализируя множество разных фирм и продуктов.

Как относятся друг к другу страховой агент и страховой брокер

Если представитель брокереджа работает от лица страхователей, то по закону он не должен иметь никаких предвзятых отношений с компаниями-агентами. Получение вознаграждения сразу от двух сторон финансовых отношений категорически запрещено. Его работа заключается в проведении независимой оценки и предоставлении ее результатов своим клиентам. Однако аналитическое покрытие посреднической фирмы выбирается на ее усмотрение.

С кем лучше сотрудничать

Если у автолюбителя есть опыт взаимодействия с компаниями, предоставляющими полисы Осаго, переплачивать за услуги брокереджа ни к чему. При небольшой сумме самого полиса переплата может получаться значительной. Поэтому выгоднее обратиться к агенту напрямую .

Когда знаний о рыночной линейке продуктов по покрытию риска не хватает, следует прибегнуть к услугам брокереджа. Также к профессиональным посредникам лучше обращаться юридическим лицам и людям, включенным в высокую группу риска по сегменту автостраховки (такси, проф. водители и пр.).

Какие требования к ним предъявляются

Руководитель организации или предприниматель, осуществляющий данную брокерскую деятельность единолично, в соответствии с законодательством, должен иметь высшее образование. Второй необходимый критерий — это стаж работы в управленческом составе страховой компании не менее двух лет. Финансовый порог для учреждения компании составляет 3 млн. рублей, зарезервированных в качестве гарантийного обеспечения.


Рейтинг лучших

На российском рынке автострахования рейтингом А+ обладают 5 страховых брокеров:

Всего на российском рынке существует около 80 компаний данной отрасли.

Как заключить договор оказания услуг

Как правило, договор существует возможность оформить онлайн на сайте брокера по Осаго. Там же можно посмотреть актуальные предложения с разных страховых фирм и получить первичную консультацию. Также можно сделать это в документарном виде в офисе компании. Для этого необходимо будет предоставить ряд документов.

Дальше я подробно расскажу о том, какие именно нужны документы.

Какие документы запросит представитель

Этот перечень документов идентичен тому, который необходим для оформления полиса Осаго.

  • паспорт (или иной документ удостоверяющий личность);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • техническая карта ТС;
  • водительское удостоверение.

Если клиент — юридическое лицо, дополнительно нужно представить в Осаго бумаги по регистрации организации. В конкретных случаях может понадобиться доверенность на авто и прошлый полис автострахования.

Заключение

Подводя итоги статьи, хочу сказать, что страховые брокеры по Осаго — полезные помощники. Но востребованность их услуг для каждого конкретного человека пока остается серьезным вопросом. Цены на такие инструменты несильно разнятся и находятся около средних конкурентных значений. Однако если речь идет, например, о Каско, то здесь брокередж может быть кстати.

ОСАГО — страхует не вас и не ваш автомобиль и вовсе не стоит одинаково во всех страховых компаниях — цены отличаются в полтора раза. Хотите узнать более подробно, читайте дальше.

Как определяется цена на ОСАГО

Цены регулируются официальным документом. Государство определяет логику расчетов, коэффициенты для регионов, а также цену. Но цена эта вовсе не одинаковая для всех. Цена определяется в виде коридора: полис ОСАГО должен стоить от… и до… Каждая страховая компания определяет свою ценовую политику в рамках этого коридора. Цена на ОСАГО на мой автомобиль при прочих равных варьируется от 4000 Р — Согаз, 5200 Р — Ингосстрах, 5500 Р — РЕСО, 6200 Р — Тинькофф в год (КБМ 0.5). На цену также влияют ваши индивидуальные характеристики. Вот они будут неизменны, а ценовая политика у страховых разная. Так что есть смысл узнать цену ОСАГО в нескольких страховых, благо, для этого сейчас есть специальные онлайн-сервисы.

Что знает об ОСАГО человек, у которого нет автомобиля?

Практически ничего. А что должен знать? ОСАГО — полис, который обязан иметь каждый автовладелец. И чаще всего этот полис у него есть. Если вас как пешехода или велосипедиста сбил автомобиль надо не говорить, что ничего страшного и, хромая, уползать домой зализывать раны и жаловаться друзьям, а вежливо, но строго потребовать виновника ДТП оставаться на месте и вызвать полицию. Сделать фотографии места ДТП на свой мобильный, сфотографировать полис ОСАГО автовладельца, записать его номер телефона, номерные знаки.

В случае оформления ДТП вы в течение приблизительно месяца (зависит от делопроизводства и конкретной страховой) получите компенсацию в размере до 500 000 Р за причиненный вред жизни и здоровью. 500 000 Р, конечно, не получите — ведь вы же останетесь в живых. Сумма будет зависеть от причиненного ущерба. Реалистично при легких травмах получить 3-5% от этой суммы, при средней тяжести — 10-15%, иногда и больше, если несколько травм.

Что знает об ОСАГО начинающий автовладелец?

Надо раз в год оформить какой-то обязательный страховой полис, а потом вовремя продлить, иначе будут проблемы. Это обязаловка от государства. Есть какой-то полис ОСАГО и еще КАСКО. Лучше оба оформить.

Обязателен к оформлению только полис ОСАГО. Страхуете вы не свой автомобиль, а свою гражданскую ответственность перед автомобилистом или пешеходом на случай, если вы станете виновником ДТП. Свою же машину вам придется ремонтировать за свои кровные, если не оформите еще и КАСКО.

Есть единая база всех автопладельцев, где каждому раз в год присваивается КБМ (коэффициент бонус-малус). Это ваш рейтинг водителя, он зависит от возраста, стажа, а также числа официально зафиксированных ДТП, в которых вы были виновником. КБМ влияет на цену. КАСКО оформлять необязательно. Помимо этих двух основных видов, некоторые страховые компании предлагают и другие продукты: различные расширения к ОСАГО, полисы автопомощи и прочее.

Что знает об ОСАГО опытный автовладелец?

ОСАГО — это полис обязательного страхования. КАСКО — добровольное страхование. Его оформлять не обязательно, стоит дорого. Если оформить, то ремонт практически всегда покроет страховая, но я опытный водитель и не попаду в аварию.

ОСАГО — действительно полис обязательного страхования. Штраф за его отсутствие составляет 800 Р, что значительно меньше его стоимости, поэтому некоторые (немногочисленные) водители вообще ОСАГО не оформляют. ОСАГО обеспечивает выплату ущерба третьим лицам, если вы явились виновником ДТП. Все будет хорошо, если у обоих водителей есть действующий полис. Можно оформить ДТП по европротоколу, если сумма ущерба не превышает 100 000 Р или вызвать ГАИ.

А если нет, то тут даже не знаю. Чаще всего страховые отказывают в выплатах, а возмещать ущерб третьим лицам приходится из своих кровных. Есть однако расширенные варианты — например, КАСКО Профи и КАСКО Профи 50 (у РЕСО и, возможно, у других страховых), с помощью которых вы можете дополнительно застраховать себя от ситуации, когда у второго водителя нет ОСАГО. Цена такого расширения от 1500 Р до 6000 Р в год в зависимости от цены основного полиса ОСАГО.

КАСКО, как правило, стоит в разы дороже ОСАГО, но есть различные варианты, которые агенты часто не предлагают, а на онлайн-сервисах не поясняют. Удешевить КАСКО можно, тщательно скомбинировав риск Ущерб и Угон, а также выбрав размер франшизы — обязательного минимального платежа, который вы как водитель готовы будете оплатить сами. Также очень значительно стоимость полиса можно снизить, один раз установив противоугонные системы на свой автомобиль. В некоторых страховых скидка за наличие противоугонной системы может составить до 70%.

Вывод

Перед оформлением ОСАГО проверьте цену в нескольких страховых. Подходите взвешенно к оформлению КАСКО. Уточните о франшизе, страховой сумме, скидках для постоянных клиентов, скидках при продлении. Интересуйтесь расширениями к ОСАГО. К любому делу нужен творческий подход, даже к оформлению страхового полиса.

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

24 августа 2020 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, а 5 сентября — указание ЦБ, как этими поправками пользоваться. Теперь для тех, кто постоянно нарушает ПДД, и тех, кого лишали прав, полис ОСАГО будет стоить дороже. Аккуратные водители от новых поправок только выиграют: появится возможность платить за полис меньше.

Закон вступил в силу еще в мае, но с 24 августа начала действовать только первая статья. Там идет речь о базовых ставках, тарифах и коэффициентах, которые страховые компании должны применять при расчете стоимости полиса ОСАГО. Расскажем подробнее.

Как было раньше

Стоимость полиса рассчитывалась как произведение базовой ставки на несколько коэффициентов. Раньше нижняя граница базовой ставки для легковых автомобилей была 2746 Р , верхняя — 4942 Р . Но страховая компания не могла выделить отдельного водителя и назначить ему базовый тариф меньше или больше, чем у других водителей в том же регионе.

На базовую ставку влиял только адрес регистрации в паспорте водителя: хочешь платить меньше — делай регистрацию в другом регионе. Даже если водитель лишался прав за управление автомобилем в пьяном виде, на размер базового тарифа это не влияло. Страховые компании учитывали эту статистику при установлении базовых тарифов, но получалось, что если в каком-то регионе живет много любителей водить машину пьяными, превышать скорость или проезжать на красный — ставка повышалась в целом для региона, в том числе и для добросовестных водителей.

Если водитель попадался пьяным за рулем, но ДТП при этом не совершал — стоимость полиса в будущем для него не менялась. Единственное, как водитель мог повлиять на стоимость полиса для себя, — через коэффициент бонус-малус , КБМ. Это коэффициент, учитывающий безаварийную езду. Если год проездить без ДТП по своей вине, КБМ уменьшается — пока не достигнет минимальной отметки. Еще на стоимость влиял водительский стаж: чем он больше, тем ниже была стоимость полиса.

Сейчас поведение водителя будет учитываться не только в КБМ и стаже водителя, но и в базовой ставке.

Как теперь считают стоимость полиса

Страховую премию — то есть стоимость полиса ОСАГО — по-прежнему считают как произведение базовых ставок и коэффициентов. Устанавливать минимальный и максимальный размеры базовых ставок и структуру тарифов по-прежнему будет Центробанк.

Но если раньше базовая ставка страхового тарифа зависела только от технических характеристик, особенностей конструкции и назначения транспортных средств, то сейчас факторов прибавится: Центробанк выпустил указание, где перечислены факторы, которые могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, штрафы и лишение прав. Страховщики могут ориентироваться на эти факторы и решать, какую именно базовую ставку применить к конкретному водителю.

Еще в указании перечислены факторы, которые не могут влиять на размер базовой ставки. Это, например, национальная, языковая, расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям или общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии. Учитывать любые другие факторы ЦБ РФ не запрещает, теперь все это на усмотрение страховой компании.

Границы базовой ставки тоже изменились: для легковых автомобилей нижняя граница составит 2471 Р , верхняя — 5436 Р . Изменения коснутся всех транспортных средств: граница базовой ставки сместилась на 10—30% в зависимости от категории. И страховые компании получили возможность применять эту базовую ставку не ко всем водителям в регионе, а к каждому водителю персонально.

Как изменилась базовая ставка

До 5 сентября 2020 года С 5 сентября 2020 года
Категории B и BE, принадлежащие юридическим лицам, кроме такси 2058—2911 Р 1646—3493 Р
Категории B и BE, принадлежащие физлицам и ИП, кроме такси 2746—4942 Р 2471—5436 Р
Категорий B и BE, используемые как такси 4110—7399 Р 2877—9619 Р
Категории C и CE с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше 2807—5053 Р 2246—6064 Р
Категорий D и DE с числом пассажирских мест до 16 включительно 2246—4044 Р 2134—4165 Р

Для кого полис станет дороже

Поправки к закону устанавливают новые факторы, которые влияют на размер базовой ставки:

  1. Лишение прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека.
  3. Лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  4. Оставление места ДТП. за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, в этот момент у человека нет водительского удостоверения и суд назначает наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Эти три года человек не может быть водителем.

Пока человек лишен прав, ездить он не может, а значит, вписывать его в полис ОСАГО или заключать с ним договор страхования никто не будет. Но в один прекрасный момент срок лишения заканчивается — и начинает действовать повышенная ставка. И применять ее будут в течение года с этого дня либо со дня окончания срока уголовного наказания.

Страховая компания также может установить повышенную ставку водителю, который регулярно нарушает ПДД. Но тем, кто паркуется в неположенных местах или немного превышает скорость, беспокоиться не стоит. Условия, при которых цена полиса может вырасти, оговорены в законе. К ним относятся:

  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика.
  2. Превышение скорости более чем на 60 км/ч — например, поездка с ветерком по городу со скоростью 120 км/ч.
  3. Выезд на полосу встречного движения.
  1. Нарушение должно быть неоднократным — то есть совершено два или более раза в течение года.
  2. Оно должно быть зафиксировано сотрудником ГИБДД и оформлено на месте. Нельзя применить повышенную ставку за нарушения, которые зафиксировала камера видеонаблюдения.

Если водитель нарушил ПДД, попал в ДТП и при этом был причинен ущерб имуществу, жизни или здоровью, стоимость полиса для водителя все равно вырастет — но не за счет базовой ставки, а за счет изменения коэффициента бонус-малус. Так было и раньше.

Информация о том, кто именно совершал грубые нарушения, сколько раз и какие, будет поступать в страховые компании из ГИБДД. Российский союз автостраховщиков еще в июле 2020 года заявил, что не только технически готов к обмену данными с госавтоинспекцией, но и уже делает это: ГИБДД запрашивает данные о наличии у водителей страховых полисов, а страховщики — о нарушениях.

Эти правила действуют как для самого страхователя, так и для всех, кто вписан в полис ОСАГО. Если страхователь — аккуратный и добропорядочный водитель, но решил вписать в полис злостного нарушителя ПДД или того, кого лишали прав, то ему придется заплатить за полис ОСАГО больше.

В законе появилась норма о том, что базовая ставка страхового тарифа может зависеть от иных факторов. Раньше это были стаж, возраст и другие персональные данные водителей, а также период использования транспортного средства.

Теперь формулировку изменили: будут учитывать факторы и коэффициенты, учитывающие водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей. Страховые компании могут определять эти факторы самостоятельно.

Как это работает, проще всего объяснить на примере.

Допустим, страховая компания подбила статистику и поняла, что женатые отцы двоих детей старше 50 лет очень редко попадают в ДТП по своей вине: у них большой водительский опыт и водят они аккуратно. Причем это может быть решение только одной страховой компании: у остальных может быть своя статистика и совершенно другие критерии. Раньше эта статистика не играла никакой роли, так как при определении стоимости полиса нельзя было учитывать количество детей и семейное положение. А теперь страховщики могут учесть это и установить для таких водителей минимальные цены на полис — и условный водитель сможет приобрести полис ОСАГО на свой старый Москвич по базовому тарифу 2471 Р вместо 5436 Р , сэкономив на страховке почти 3 тысячи рублей в год.

Это выгодно водителю: он экономит на покупке полиса. Выгодно и страховой компании: маловероятно, что по такому полису придется делать выплаты.

Допустим, потом этот же водитель попался пьяным за рулем и суд на полтора года лишил его права управления. По истечении срока лишения он снова получит право управлять автомобилем и будет обязан застраховаться по ОСАГО. Будет ли он сам страхователем, или его впишут в чей-то полис — уже не так важно: в любом случае применят повышенную базовую ставку. На сколько она вырастет, решать будет страховая компания, но велика вероятность, что в этом случае ставка будет максимальной — 5436 Р . Сэкономить на страховке уже не получится.

Это же ждет любителей превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Два таких нарушения в течение года — и следующий страховой полис будет существенно дороже.

Читайте также: