Можно ли подписать договор купли продажи автомобиля электронной подписью

Обновлено: 01.05.2024

Я фрилансер, оказываю услуги заказчикам из других городов. Хочу перейти на электронный документооборот, чтобы делать все дистанционно: каждый раз отправлять договор почтой не очень удобно, плюс это дополнительные расходы.

Я купил электронную подпись, но не у всех заказчиков она тоже есть. Как быть в этом случае? Могу ли я со своей стороны подписывать документ электронной подписью, а заказчик — другим способом?

Письменные договоры обязательно должны подписать обе стороны. Подпись можно поставить любым способом, но так, чтобы можно было достоверно и однозначно определить подписанта.

Чтобы в будущем не было споров, состоялась сделка или нет, порядок дистанционного заключения договора нужно прописать в самом договоре. Отдельно надо согласовать электронную подпись и электронный обмен документами, если вы их используете.

Как заключают договоры дистанционно

Судя по вашему вопросу, раньше вы заключали письменный договор самым распространенным способом — составляли документ, который подписывала каждая из сторон, и отправляли бумажные оригиналы друг другу по почте. Но этот способ не единственный.

Договор можно заключить, обменявшись письмами, телеграммами или электронными документами. Стандартный бумажный экземпляр при этом оформлять не нужно.

Электронный документ с электронными подписями, то есть текстовый файл с информацией об ЭП, — это тоже письменный договор. Но чтобы он считался заключенным, нужно выполнить два условия:

  1. Содержание договора можно воспроизвести в неизменном виде на материальном носителе. То есть электронный документ и его содержание не меняли и не дополняли после подписания.
  2. По подписи, ее аналогу или способу обмена документами можно точно установить, кто заключил сделку.

Чтобы дистанционно заключить договор, необязательно пользоваться услугами Почты России или подписывать договор электронной подписью. Вот как, например, можно это сделать:

  1. Стороны договариваются, как они будут обмениваться документами и идентифицировать друг друга. Идентификаторами могут быть электронные адреса, с которых будут отправлять документы, или реквизиты аккаунтов в мессенджере — привязанные к аккаунтам номера телефона.
  2. Одна из сторон составляет проект договора и направляет его контрагенту по электронной почте или через мессенджер.
  3. Контрагент распечатывает, подписывает договор, сканирует его, преобразуя в электронный формат, и направляет другой стороне. То же самое ответно делает вторая сторона. Договор заключен — обе стороны его подписали.

Чтобы эта схема стала рабочей, в договоре нужно подробно описать:

Еще в тексте договора пишут, что если документы приходят в согласованном порядке, то стороны их безоговорочно признают. Например, в договоре указано, что стороны будут обмениваться документами по электронной почте. Исполнитель отправил акт выполненных работ электронно, заказчик получил его на свою почту и на этом основании оплатил работы. От исполнителя никакие документы больше не нужны — он прислал акт в согласованном порядке.

Как победить выгорание

Как можно подписать договор, который заключили дистанционно

Договор можно подписать такими способами:

  1. письменно от руки — ручкой;
  2. электронной подписью любого вида.

Договор будет считаться подписанным, если по подписи можно достоверно определить, кто его подписал.

Закон не обязывает подписывать договор одинаковым способом. Стороны могут сами выбрать, как подписать документ, но этот способ нужно указать в договоре. Одна сторона может использовать, например, электронную подпись, а другая — собственноручную. Или одна ставит факсимиле, а вторая — ЭП.

Вы можете предложить своим заказчикам обмениваться скан-копиями документов через электронную почту и каждой стороне подписывать документы удобным для себя способом. Тогда подписывать и направлять друг другу бумажные оригиналы документов не понадобится.




А где проверить эл. подпись? Вдруг она нарисованная или из другого документа прифотошоплена.

Максим, из того ПО которое бесплатное и работает с ЭЦП ГОСТ 2012 всё (в том числе и онлайн сервисы) подписывают отсоединённой подписью. То есть у вас есть документ договора в .pdf и при подписании сохраняется ещё один файлик .sig Находите себе программку КриптоАрм или КриптоПро 5 или сервис КонтурКрипто или ещё чего-нибудь и проверяете подлинность подписи. Можете даже протокол проверки распечатать.
А ещё с 01 января 2021 г. Подпись должна иметь временной штамп не с компьютера, а с сертифицированных серверов. Поэтому простое подписание дока в Foxit Reader с помощью любой КЭП или НЭП не прокатывает. Так уже 8 месяцев, как нельзя.
Всем добра!

Комментарий удален пользователем


Александр, а если из другого документа взята? Ну то есть изменили сам документ, который был ей подписан


Ну можно просто вставить фразу в договор что факсовая (сканированная) копия имеет силу оригинала и не выносить себе мозг 🤷🏻‍♀️
Ещё даже в далеких нулевых такие договора были валидны для экспорта/и импорта (молчу уже про внутренние контракты), ни единого вопроса мне ни таможня не задала, ни СЭС 🤷🏻‍♀️
А в прошлом году такой контракт (правда внутренний) был принят в качестве допустимого доказательства в суде.
Так что все нормально работает до сих пор.

Комментарий удален пользователем


Александр, а ваш опыт как-то опровергает мой?
Я лишь сказала что дистанционно и без ЭП можно подписать документы в сканах, придав им силу оригинала 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, ну я как старый параноик ЭП не доверяю тк его ж не сам делаешь, а стороннее лицо.
А вот если ты ЭП никогда не получал, то и условно продать твои активы по твоей якобы ЭП жуликам вместо тебя никак нельзя 🤷🏻‍♀️
Поэтому мне кажется мой метод надежней (для минимизации будущих возможных проблем) 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, не уц плохие, просто если оформил ЭП и хоть одну сделку так провёл, в случае Ч не доказать будет что левая сделка с левым ЭП это не ты 🤷🏻‍♀️

Комментарий удален пользователем


Александр, паспорт то старая добрая бумажка🤷🏻‍♀️
С ужасом жду электронных паспортов, говорят это планируется скоро, я увы не настолько стара, что уже не менять паспорт совсем, чуть чуть не дотянула 😩


Александр, вот поэтому и не оформляю ЭП, чтоб повод не давать, потому как без участия могут сделать, но это будет криминал уже (был уже случай в Москве с квартирой, помните, 18й или 19йгод, депутаты тогда срочно все сделки с недвижимостью через ЭП запретили).

Как средства криптографии воспринимают ручную подпись на документе с ЭП? Иными словами, как в системе ЭДО дальше вести учет документа в электронном виде и то, что на нем есть вторая подпись?


А с налоговой как там?

Комментарий удален пользователем


Александр, а со скан-копиями как?

Комментарий удален пользователем


Александр, и со счёт-фактурами на НДС тоже всё ок? Камералки пройдены?

Рекомендую, все равно подписывать договора "в живую" т.к. в будущем сканы этих договоров могут быть предъявлены , как опыт, при участии в новых конкурсах.

Комментарий удален пользователем

Александр, по собственному опыту, заказчики потенциальные больше "верят" скану с синей печатью. Особенно это касается конкурсов по 223 ФЗ

Комментарий удален пользователем

Александр, да , потенциальный Заказчик запросил сканы документов и не стал даже рассматривать договора подписанные эцп


здравствуйте мне юридическая компания прислала договор оферты с подписью директор на ватсап я написал что надо договор в обоюдном согласии и порядке подписывать собственноручно на то что написали произведете оплату и это будет ваша подпись, я так понимаю это развод?

Комментарий удален пользователем


Александр, ознакомьтесь с примером:

В 2015 году АС Поволжского округа рассматривал дело о взыскании пени за просрочку оплаты по договору поставки. Покупатель подал встречный иск о признании договора незаключенным.

Суд установил, что оба адреса закреплены за сотрудниками поставщика и являются персональными адресами на домене компании.

Устойчивой тенденцией XXI века становится дистанционное взаимодействие с государственными органами: без утомительного хождения по инстанциям и многочасового стояния в очередях. Одним из важнейших инструментов для общения с налоговой или Росреестром является электронная подпись (ЭП): она позволяет участвовать в сделках с недвижимостью и решать другие задачи без визита в присутственные места, экономить время и деньги. На первый взгляд ЭП выглядит идеальным инструментом для купли-продажи жилья в другом городе или регионе, но так ли она безопасна на самом деле?

Как получить электронную подпись?

Электронная подпись представляет собой комбинацию знаков или паролей, выступающую аналогом обычной подписи на документе. Существует три вида ЭП: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная, — но лишь два последних обладают юридической силой и могут использоваться для подачи документов в госорганы.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись, как правило, применяется в рамках внутреннего документооборота предприятия, функционал ее использования ограничен. Если же вы планируете выступить стороной в сделке с недвижимостью, вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. За ее оформлением нужно обратиться в аккредитованный Минкомсвязи удостоверяющий центр (УЦ): актуальный перечень организаций, оказывающих такие услуги, представлен на сайте ведомства .

Для получения квалифицированной электронной подписи необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП);
  • другие документы (необходимые для того, чтобы действовать от имени юрлица).

После того как собранные вами документы будут проверены сотрудником УЦ, он сохранит сертификат и ключи ЭП на сертифицированный носитель (электронную карту или флеш-накопитель).

Физические и юридические лица могут подать заявку на получение ЭП в режиме онлайн, заполнив форму на сайте выбранного УЦ. Изготовить ее исполнители обещают весьма оперативно — даже в течение часа. Также сотрудники таких компаний предлагают оказание клиентам помощи по выбору состава сертификата ЭП (он будет зависеть от того, для каких целей вы планируете использовать электронную подпись, и влиять на стоимость оказания данной услуги — от 1200 рублей и выше). Обычно ЭП выдается заявителю на флешке, которую нужно бережно хранить, чтобы она не попала в руки посторонних людей.

Использование электронной подписи

Одной из главных задач популяризации электронной подписи является упрощение документооборота. Оформив ЭП, гражданин получает возможность:

  • участвовать в сделках с недвижимостью в другом городе;
  • подписать трудовой договор с удаленным работодателем;
  • подать заявление на поступление в университет в любом уголке страны;
  • принимать участие в торгах на электронных площадках;
  • пользоваться сервисами портала госуслуг и так далее.

Пользоваться электронной подписью, на которую выдан соответствующий сертификат, можно в течение двенадцати месяцев. По истечении данного срока ЭП придется обновить, а вот заверенные с ее помощью документы будут обладать юридической силой неограниченное количество времени.

С 13 августа 2019 года использовать усиленную квалифицированную электронную подпись при проведении сделок с недвижимостью можно только с письменного согласия ее владельца. Благодаря поправкам, граждане получили возможность вносить в Единый государственный реестр недвижимости запись, разрешающую регистрировать переход права собственность на свои квартиры и доли в них на основании заявления в электронном виде, заверенного ЭП. Если такая отметка в ЕГРН отсутствует, то провести сделку дистанционно будет невозможно.

Механизм продажи недвижимости при помощи ЭП выглядит следующим образом:

Кстати, чтобы воспользоваться своей ЭП, вам придется скачать программное обеспечение КриптоПРО и КриптоАРМ на свой компьютер. Данное ПО распространяется разработчиками безвозмездно.

Нововведения 2020 года

В конце декабря Совет Федерации одобрил, а президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании регулирования в сфере электронной подписи. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки ужесточают требования к удостоверяющим центрам, к полномочиям которых относится создание и выдача сертификатов ключей проверки электронных подписей. Закон играет принципиально важную роль для обеспечения безопасности сделок с недвижимостью и вводит следующие требования:

По мнению заместителя руководителя Федеральной кадастровой палаты Павла Чащина, совершенствование регулирования деятельности УЦ обезопасит собственников недвижимости: ранее СМИ не раз сообщали об инцидентах, в результате которых мошенники при помощи электронной подписи завладевали чужими квартирами и домами. Чем более жесткими будут требования к удостоверяющим центрам и их сотрудникам, тем сложнее аферистам будет получить ЭП и использовать современные технологии для незаконного обогащения.

Как защитить свою недвижимость от мошенников?

В 2018–2019 годах в СМИ активно обсуждались фиктивные сделки, главным инструментом совершения которых являлись ЭП. На территории нашей страны работают сотни центров сертификации, многие из которых любезно предлагают обратившимся услугу оформления цифровой подписи всего за полчаса и даже без посещения офиса. Сотрудникам таких фирм достаточно скана паспорта клиента, что создает благоприятную почву для всевозможных злоупотреблений. Если человек по роду деятельности имеет доступ к документам множества людей (например, трудится в паспортном столе или турагентстве), то что помешает ему сделать ЭП на другого человека?

Так, в Росреестре комментировали ситуацию, сложившуюся с дарением квартиры в Олонецком проезде в Москве. В прошлом году ее хозяин с удивлением обнаружил, что больше не является собственником объекта недвижимости, так как подарил его неизвестному ему жителю Уфы. Данную новость он получил в квитанции за услуги ЖКХ, поскольку там был указан новый владелец квартиры.

В п. 4 ст. 11 63-ФЗ говорится о том, что квалифицированная ЭП должна использоваться в соответствии с ограничениями, указанными в сертификате ключа подписи. Но использованная законотворцами формулировка не может наложить запрет на выпуск и применение в сделках электронной подписи, в связи с чем от нее могут пострадать третьи стороны — люди, которые никогда не заказывали выпуск ЭП (но чьим имуществом пожелали распорядиться злоумышленники).

Если вы опасаетесь, что вашей недвижимостью может кто-то завладеть, используя электронную подпись, воспользуйтесь рекомендацией Росреестра. Через личный кабинет на сайте ведомства или в офисе МФЦ вы можете подать заявление о невозможности проведения сделок с жильем без вашего личного участия. После вашего обращения в ЕГРН будет внесена специальная запись, и продажа вашей квартиры, комнаты или дома станет возможной только при вашем непосредственном присутствии.




Рис. 131. Информация о подписи

— На подписании у заказчика – рассмотрение и подписание Заказчиком пакета документов, направленных Поставщиком;
— Отказ – отказ возврата обеспечения Участнику закупки.
— Стадия согласования проекта договора с заказчиком – после загрузки пользователем Заказчика пакета документов может содержать:
— Проекты договора – актуальный проект договора. Проекты, которые не были отправлены Поставщику не сохраняются;
— Приложения к проекту договора – приложения к проекту договора. Приложения к договору подписываются сторонами последовательно после подписания проекта договора. Договор считается неподписанным, пока не будут подписаны все приложения к договору;
— Прочие документы заказчика. Документы в данном блоке не требуют подписания;
— Стадия согласования проекта договора с участником закупки – область для отображения протоколов разногласий, сформированных Поставщиком, а также надписи, свидетельствующей о подписании договора со стороны участника закупки;
— Прочие документы участника закупки – область для загрузки дополнительных документов участником закупки.

Внимание! Проект договора, а также все приложения к нему, должны быть подписаны обеими сторонами. Если хотя бы один из загруженных документов не подписан одной из сторон, договор считается неподписанным.

Подготовка проекта договора

На стадии подготовки проекта договора Заказчик загружает Проект договора, Приложения к проекту договора и прочие дополнительные документы и направляет их на рассмотрение Поставщику.

Подписание проекта договора участником закупки




Рис. 134. Подтверждение выполнения подписи


Рис. 135. Информацию по лоту


Рис. 136. Успешное подписание проекта договора


Рис. 137. Подтверждение отмены подписания

При положительном ответе подписание проекта договора будет отменено.


Рис. 138. Подтверждение направления документов Заказчику


Рис. 139. Завершение стадии подписания договора участником закупки


Рис. 140. Пункты меню для просмотра списка договоров


Рис. 141. Загрузка дополнительных документов Поставщиком

После подписания договора пользователем Поставщика пользователь Заказчика просматривает договор и весь пакет документов, прилагаемых к договору, и подписывает в случае согласия с условиями.

Просмотр и скачивание заключенного договора


Рис. 142. Пункты меню для просмотра списка договоров


Рис. 143. Реестр заключенных договоров


ФНС сообщила о том, что ведет разработку форматов электронных договоров в рамках Концепции развития ЭДО в хозяйственной деятельности. Предполагаемый срок введения документа — декабрь 2021 г.

Под электронные договоры подведут основу

Несмотря на то, что законодательство в принципе допускает возможность заключения электронных договоров, нет ни нормативно-правовой, ни технологической основ для налаживания 100%-но цифрового обмена документами. Фрагментарно заключить договор без бумаги можно лишь в определенных областях (тендеры, сайты МФО, портал госуслуг и т. п.), а также в спецсистемах ЭДО (например, Астрал.ЭДО ).

Внимание : договор в PDF, подписанный ЭП и переданный через систему ЭДО, и теперь имеет юридическую силу, он равнозначен бумажному варианту. Подключите Астрал.ЭДО , чтобы обмениваться электронными документами с контрагентами эффективнее и без лишних трат.

В ФНС надеются, что после утверждения формата электронных договоров (аналогично форматам счетов-фактур) ситуация изменится, и затраты на согласование этих самых нужных и распространенных документов в хоздеятельности существенно снизятся. И, конечно, существенно упростится порядок представления договоров и иных документов в налоговые органы. Разработка ведется ударными темпами, так что разработанные форматы электронных договоров можно ожидать к 1 декабря 2021 г.

Что изменится в декабре?

Если все пройдет по плану, то ускорятся ключевые процессы документооборота как между контрагентами, так и с ИФНС.

Ну а если взглянуть на ситуацию глобально, то открываются впечатляющие перспективы:

  • существенная экономия времени за счет ускорения согласований редакций документов;
  • расширение рынков сбыта, новые партнеры, даже из отдаленных регионов и стран;
  • немалая экономия за счет накладных расходов (бумага, картриджи, почтовые услуги, курьеры и т. п.);
  • экономия ценной площади офисов и шкафов благодаря отсутствию необходимости держать свой собственный маленький архив;
  • снижается риск утраты документации (серверы оператора ЭДО имеют высокую степень защиты, применяется современные технологии шифрования, регулярно делаются бэкапы и т. п.).

Почему бизнес не спешит использовать ЭДО сейчас

  • бизнес не понимает экономической выгоды от внедрения электронного документооборота;
  • нет сертифицированных решений, которые доступны, в т. ч. числе по цене для малого и среднего бизнеса;
  • отсутствует возможность обмена данными между имеющимися решениями;
  • внедрение ЭДО требует привлечения высококвалифицированных специалистов, чьи услуги обходятся дорого;
  • есть сложности при интеграции, а контрагенты не спешат переходить на ЭДО;
  • не налажено взаимодействие между операторами ЭДО;
  • нет единых форматов для многих документов и правил работы с ними в электронном виде.

Все это мешает бизнесу, в первую очередь малому, использовать ЭДО в работе активнее. Например, большинство предпринимателей считает, что электронные документы ненадежны и лучше иметь в руках накладные с синими печатями и подписями от руки.

Калуга Астрал понимает, что новое всегда настораживает и тревожит. Поэтому предлагает попробовать сервис Астрал.ЭДО в течение 1 месяца бесплатно и без ограничения по количеству исходящих документов — убедитесь, что ЭДО это удобно и выгодно.

Попробовать бесплатно

Будущее — уже сейчас

В некоторых сферах электронные договоры уже успешно внедряются. Например, разрешено заключать трудовой договор с удаленным сотрудником в электронном виде, для этого работнику необходимо согласиться на электронный обмен документами, для него выпускается простая электронная подпись или квалифицированная (ее также можно получить у оператора, например, при помощи сервиса Астрал-ЭТ ).

На Госуслугах появилась возможность заключать электронные договоры с операторами связи, а также по некоторым сделкам купли-продажи имущества. Соответствующий проект начался с 20 июля 2021 года и продолжится до 31 июля 2022 года. Подписание документов происходит усиленной электронной подписью, которая доступна пользователям портала (постановление Правительства РФ от 15 июля 2021 г. № 1207).

У бизнеса в настоящее время тоже есть все возможности заключать электронные договоры — это ЭДО.

При наличии действительной ЭП (напомним, что если вы получали ее в одном из аккредитованных по новым правилам центрах в 2021 г., то она действительна и в 2022 г.), вы можете подключиться к сервису ЭДО аккредитованного оператора.

Вы можете перевести в электронный вид часть документов, а другую оставить в бумажном — комбинировать закон не запрещает.

Продажу автомобилей упростят уже в мае 2021 года

Директор департамента передовых цифровых решений Минцифры Алексей Горобцов назвал плюсы такого подхода.

— Существенно сократится время на оформление договоров с транспортными средствами, будет исключен риск ошибок при их составлении и повысится безопасность самих сделок, — объяснил он. — Мы планируем таким образом упростить процедуру заключения договоров купли-продажи автомобилей между гражданами.

Сейчас для продажи автомобиля частному лицу используются бумажные договоры купли-продажи (по одному экземпляру на продавца и покупателя), которые не нужно даже заверять у нотариуса. До регистрации автомобиля в ГИБДД, на что отводится 10 суток, договоры являются единственным подтверждением сделки. И пока новый владелец не поставил машину на учет, штрафы с автоматических камер приходят на прежнего владельца, хотя их и можно оспорить.

В чём отличия цифровых сделок

Договор купли-продажи формируется автоматически, что, по замыслу, сократит количество ошибок. После его подписания продавец сможет подать заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД.

Для заверения договора потребуется электронно-цифровая подпись — не станет ли это препятствием?

Один из плюсов нового подхода — прозрачность сделки для ГИБДД, которая сможет направлять штрафы с камер новому владельцу, даже если он не поставит автомобиль на учет сразу.

Налоговая увидит всё

Ирина Зайцева считает, что правительство стремится увеличить прозрачность сделок для контролирующих органов, в том числе ГИБДД и налоговой.

— С бумажными договорами купли-продажи проводят много махинаций, — объясняет она. — Например, в день сделки могут указать одну цену, потом порвать договоры и подписать новые с иной ценой. Иногда автомобилисты делают договоры с открытой датой, чтобы ездить без регистрации длительное время. В случае электронного оформления факт сделки будет регистрироваться сразу, поэтому, например, налоговая будет точно знать, кто, кому, когда и за сколько продал автомобиль.

Со временем это облегчит контроль автоперекупов, которые оформляют большое количество договоров купли-продажи и при необходимости указывают в них удобные для них данные.

Продажа машины по закону джунглей

При этом эксперт считает, что правительство решает проблему не с того конца.

— В сфере продажи автомобилей царит полная дикость, в отличии, например, от сделок с недвижимостью, — говорит Ирина Зайцева. — Есть масса рисков для продавцов и покупателей, связанных со сложностью проверки автомобилей по разрозненным базам данных. Лучше бы сначала навели порядок в этом вопросе.

Минцифры анонсирует, что со временем электронное оформление договоров упростит проверку машины на юридическую чистоту, чему способствует, например, внедрение электронных ПТС (они обязательны для новых машин). Но нынешнее состояние электронной сферы таково, что проверка автомобиля — это головная боль для покупателя. Например, сохраняются риски купить машину, находящуюся в залоге у банка. С 2014 года подстраховаться можно с помощью нотариальной проверки автомобиля по базе залогового имущества в день сделки. Но есть и другие подводные камни.

— Например, я рекомендую проверить продавца по открытой базе арбитражных дел о банкротстве физических лиц, а также базе судебных приставов, — продолжает Ирина Зайцева. — Если у человека много долгов и он в зоне риска по банкротству, сделка рискованна, потому что в будущем вам, возможно, придется доказывать, что вы были добросовестным приобретателем. Кроме того, если человек состоит в браке, а машина является совместно нажитым имуществом, сделку может аннулировать супруг или супруга: здесь нужно либо нотариально заверенное согласие второй стороны, либо подтверждение, что продавец не состоит в браке.

Машину продали, владелец не знал

Юрист говорит, что продажа автомобилей до сих пор носит стихийный характер, но переход к электронным сделкам не решает всех проблем. При сделках с недвижимостью часть рисков снимается за счёт более сложного оформления, но при продаже подержанных автомобилей контроль минимальный.

в России все-таки состоялась большая реформа техосмотра, и на ПТО предсказуемо образовались очереди.

При регистрации автомобиля сейчас не сверяют номер двигателя, но будьте внимательны — инспекторы смотрят на его тип. Поэтому при покупке подержанной машины обязательно проверяйте, родной ли у нее мотор, иначе могут быть серьезные проблемы.

У некоторых машин, собранных в России, есть два VIN. Мы разбирались, какой из них верный.

Читайте также: