Заявление о выплате страхового возмещения по осаго образец вск

Обновлено: 16.05.2024

Иски о возмещении ущерба от ДТП — это заявления об урегулировании спора между владельцем транспортного средства и страховой компанией (или виновником ДТП), рассматриваемые в судебном порядке, с целью компенсации причиненного вреда.

Порядок обращения в суд

Дорожно-транспортное происшествие невольно делает его участников субъектами правоотношений по возмещению причиненного ущерба. Ответственность каждого водителя подлежит страхованию (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ), поэтому процедура взаимодействия со страховщиком регулируется указанным нормативным актом.

Перед тем как подать иск на виновника ДТП или иного ответчика, необходимо соблюсти ряд действий:

Кому предъявлять исковые требования

Лицо, которому предъявляются исковые требования о взыскании ущерба при ДТП, влияет на выбор суда, в котором будет разрешаться спор и нормы процессуального права, подлежащие применению.

Возможны следующие разновидности ответчиков по рассматриваемой категории дел:

  1. Страховая компания — выступает в качестве ответчика, если ответственность виновника была застрахована по договору ОСАГО или КАСКО.
  2. Виновник ДТП — иск к виновнику ДТП о возмещении ущерба подается при отсутствии договора ОСАГО, если возмещение страховой не покрывает весь причиненный ущерб.
  3. Российский союз автостраховщиков — является ответчиком в случае отзыва лицензии у страховщика или если виновник ДТП не установлен.

Для быстрого разрешения спора следует точно определить, к кому вы собираетесь обратиться с исковыми требованиями.

Как составить иск

При составлении заявления избирается официальный стиль изложения. Законом официально не установлен образец иска, поэтому следует руководствоваться нормами ст. 131, 132 ГПК РФ и ст. 125, 126 АПК РФ.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов при написании иска:

  1. Краткость. Максимальный объем — не более 5 страниц. Вы должны четко определить границы спора и указывать только обстоятельства, которые относятся к делу.
  2. Обоснованность. Иск о возмещении ущерба в результате ДТП должен содержать ссылки на нормы материального и процессуального права — статьи закона, которые, по-вашему, нарушил ответчик.
  3. Точность и сжатость цитирования. Используйте названия правовых актов и законов в сокращении: после того как вы первый раз полностью укажете название законодательного акта, в последующем ограничьтесь написанием его номера.
  4. Приемлемое форматирование. На протяжении всего текста следует придерживаться одного размера и типа шрифта, избегать чрезмерного использования выделения слов, рекомендуемый размер — 14, интервал — не менее 1,5.

В текст заявления включите следующую информацию:

  • наименование суда, в который направляется иск;
  • наименование истца и ответчика;
  • суть спора: в чем заключается нарушение прав;
  • ссылки на применяемые или нарушенные нормы права;
  • требования к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов.

Образец иска,1 стр

Образец иска, стр. 2

Какие документы приложить к иску дополнительно

Исковое заявление содержит в себе перечень прилагаемых документов, на основании которых истец основывает требования и подтверждает определенные действия. Перечень не является закрытым, поэтому истец вправе предоставить любой документ, имеющий отношение к делу, подтверждающий его правовую позицию.

Среди обязательных документов, прилагаемых к иску, выделяют следующие:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку копии документов лицам, участвующим в деле;
  • претензия, подтверждающая досудебный порядок урегулирования спора.

Для юридических лиц обязательно предоставление:

  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации;
  • подтверждения полномочий лица, подписавшего заявление.

В зависимости от обстоятельств дела исковое заявление пострадавшего в ДТП дополняется следующими документами:

  • заключение экспертизы;
  • порядок расчета суммы взыскания;
  • документы по страховому случаю;
  • справка о ДТП;
  • медицинское заключение о характере причиненных травм;
  • документы, подтверждающие утраченный трудовой доход.

Перед тем как подать иск в суд о возмещении материального ущерба от ДТП, отдельное внимание следует уделить отправлению досудебной претензии. Факт отправки следует подтвердить квитанцией об отправке либо уведомлением о вручении письма. Рекомендуем сделать опись вложения и зафиксировать перечень отправления с указанием номера, даты и темы документа.

Суд вынес решение. Что делать дальше

Если исковые требования удовлетворены и решение вступило в законную силу, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. После получения исполнительного листа вы можете обратиться в службу судебных приставов или банк, в котором открыт расчетный счет должника.

Рекомендуем делать первоначальное обращение в банк должника. При наличии на счетах денежных средств так получить сумму долга удастся быстрее.

Страховка ОСАГО относится к обязательному виду страхования. Тариф утверждается на государственном уровне и корректируется целым рядом коэффициентов, которые учитывают множество факторов, от мощности двигателя автомобиля, до региона регистрации транспортного средства. Единственным коэффициентом, который при соблюдении определенных условий понижает стоимость полиса, является коэффициент бонус-малус (КБМ). Задача этого коэффициента в поощрении водителей за безаварийное вождение, и наказание тех, кто часто становится причиной аварий, влекущих за собой страховые выплаты.

  1. Причины уменьшения скидки
  2. В каком случае требуется восстановление
  3. Необходимые документы
  4. Как составить заявление на восстановление КБМ по ОСАГО
  5. Куда подавать заявление
  6. Сроки рассмотрения
  7. Возвращение оплаченных средств по неправильному КБМ

Каждый год езды без нарушений приносит водителю 5% скидку при переоформлении договора. Максимальная скидка составляет 50%. Для ее получения необходимо на протяжении 10 лет не быть виновником ни одной аварии.

Иногда при оформлении следующего договора обнаруживается, что КБМ обнулился или не соответствует действительности. В этом случае КБМ в базе РСА можно восстановить.

Причины уменьшения скидки

Для начала необходимо убедиться, что коэффициент в базе РСА действительно неправильный, ведь заблуждаться может и сам водитель. Для этого перепроверьте следующие факты:

  • Скидка предоставляется за полный год езды без аварий. Если водителя вписали в полис в середине его действия или водитель отъездил только полгода, скидка не предоставляется.
  • Скидка распространяется на договора страхования, заключенные в течение года после завершения предыдущего. Если срок между двумя договорами страхования превышает 1 год, скидки обнуляются, и копить их придется заново.
  • Максимальная скидка составляет 50%. Если водитель уже имел 13 класс, в следующем периоде ему так же будет присвоен 13 класс. Далее скидка не увеличивается.

Убедившись, что ошибка все-таки существует, постарайтесь определить причину ее возникновения. В их числе можно выделить такие:

  • Несколько допущенных к управлению водителей. Если водитель был внесен в несколько страховых полисов, возможна путаница. Работники страховой компании могли не учесть индивидуальный класс каждого водителя и всем установить 3-й класс.
  • Наступление страхового случая.
  • Внесение изменений в страховой полис, информацию о которых не передали в базу.
  • Замена водительского удостоверения. Работники страховой компании могли не указать реквизиты нового документа.
  • Оформление неограниченного ОСАГО. В этом случае класс присваивается владельцу ТС, который может отличаться от класса водителя им управляющего.
  • Прекращение деятельности страховой компании. В этом случае компания просто не внесла данные в базу РСА по окончании года, поскольку к тому моменту перестала существовать.
  • Ошибка страхового агента. Ошибка объясняется человеческим фактором, когда сотрудники по невнимательности или из умысла вносят в базу недостоверную информацию, могут пропустить букву в фамилии, указать неправильную дату рождения или символ в номере водительского удостоверения.

В каком случае требуется восстановление

КБМ может увеличивать и понижать цену полиса. Если в базе РСА ошибочно указан более высокий класс, предоставляющий право на скидку, вносить изменения в базу по собственной инициативе, по крайней мере, не логично. Зачем отказываться от случайного подарка.

Если же водителем за несколько лет безупречного вождения накоплена существенная скидка, глупо ее терять. Имеет смысл восстановление КБМ и тогда, когда в базе РСА ошибочно зафиксирован класс М, 0, 1 или 2, при которых стоимость полиса значительно возрастает.

Необходимые документы

Для исправления данных необходимо предоставить копии документов, подтверждающих факт ошибки:

  • паспорт
  • документы о смене фамилии, информацию о предыдущих паспортах, свидетельство о заключении/расторжении брака
  • водительское удостоверение (старое и новое при их смене)
  • старые страховки с минимальным КБМ
  • справки из ГИБДД об отсутствии аварий с участием водителя
  • справку страховой компании о количестве страховых случаев или об отсутствии страховых выплат

Как составить заявление на восстановление КБМ по ОСАГО

Результат рассмотрения обращения во многом зависит, насколько грамотно составлено заявление на восстановление КБМ. Установленной формы заявления не существует. Писать его можно в свободной форме, поэтому важно достоверно отразить факты.


Вначале необходимо указать, каким по вашим расчетам должен быть коэффициент и обосновать причины со ссылкой на документы. Например:

Далее стоит обратиться с требованием осуществить перерасчет стоимости страховой премии, а сумму переплаты возвратить на действующий банковский счет (банковскую карту), указав его реквизиты.

При обращении в страховую компанию важно не забыть потребовать внесения изменений в страховой полис и информации об этом в АИС РСА, чтобы в следующем году не повторять процедуру сначала.

Куда подавать заявление

Не все знают, в какую инстанцию подавать заявление на восстановление коэффициента бонус-малус. Таких организаций может быть несколько – РСА, ЦБ РФ или страховая компания.

Срок рассмотрения заявления страховой компанией по закону не должен превышать 10 дней. Если по истечении этого времени изменения в базу РСА внесены не будут, стоит писать жалобы в ЦБ РФ и РСА.

Сама по себе жалоба в РСА может не возыметь успеха, поскольку союз выполняет роль посредника, переадресовывая заявление в страховую компанию. Каких-либо полномочий контролирующего органа он не имеет. Зачастую обращаться в страховую компанию через сайт РСА удобнее. Здесь есть образец заявления, он будет гарантированно доставлен адресату, по телефону горячей линии можно интересоваться о ходе его рассмотрения.


В открывшейся форме необходимо заполнить обязательные графы, рекомендуется подробно изложить суть вопроса и присоединить сканированные копии документов.

ЦБ РФ запрашивает необходимую информацию у РСА и страховой компании, проводит собственное расследование, проверяет данные и сообщает заявителю результат.

Сроки рассмотрения

Сроки рассмотрения заявлений устанавливаются законом. Срок рассмотрения заявлений клиентов для страховой компании составляет 10 дней, для ЦБ РФ и РСА – не более 30 дней.

Восстановить значение КБМ в кратчайшие сроки помогают посредники, которые за дополнительную плату вносят коррективы в базу за несколько дней.

Возвращение оплаченных средств по неправильному КБМ

Если информация о том, что вам неправильно установили класс КБМ и рассчитали стоимость полиса подтвердится, страховая компания должна вернуть вам неправомерно полученные средства. Для этого необходимо указать реквизиты счета, куда перечислить деньги.

Если этого не произойдет, возвращать средства придется в судебном порядке.

В соответствии с п.1 ст.14.1. потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику потерпевшего в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

Потерпевший не может получить выплату по Прямому возмещению убытков, в случае если у него заключен договор в одной из следующих страховых организаций:

№ п/п Наименование страховой организации
1 ООО "Промышленно-страховой альянс"
2 ООО "Северо-западная страховая компания"
3 ООО Страховая компания "Уралкооп-Полис"
4 ОАО "Акционерное страховое общество "ЛИДЕР"
5 ООО "Генеральный Страховой Альянс"
6 ООО "СО "АСТО Гарантия"
7 ООО "Страховая компания "ДЖЕНЕРАЛ РЕЗЕРВ"
8 ООО "РуссоБалт"
9 ОАО "Страховая фирма "АСОПО"
10 ОАО СК "Гранит"
11 ООО "Страховая группа "Корона"
12 ОАО "РСК"
13 ЗАО "САО "Метрополис"
14 ООО "СК "УРАЛРОС"
15 ЗАСО "КОНДА"
16 ООО Страховое общество "ПОДДЕРЖКА-ГАРАНТ"
17 ООО "СК "Финист-МК"
18 ОАО "РАСО"
19 ЗАО СО "ЛК-Сити"
20 ЗАО "СК "СВОД"
21 ООО "Горстрах"
22 ЗАО "РУКСО"
23 ООО "СК "Арбат"
24 ООО "ИМПЕРИЯ страхования"
25 ЗАО САК "Информстрах"
26 ОАО "СК "Трансгарант"
27 ОАО СК "Русский мир"
28 ООО СФ "Вест-Акрас"
29 ООО СК "Национальное качество"
30 ОАО "ГСК "СКИФ-ТВЕРЬ"
31 ОАО "СК "Урал АИЛ"
32 ООО "СОТ-ТРАНС"
33 СЗАО "Континенталь"
34 ОАО СК "Царица"
35 ЗАО "ТПСО"
36 ЗАО Страховое общество "АСОЛЬ"
37 ЗАО "ЖАСО-М"
38 ООО СК "РОСИНВЕСТ"
39 ООО "СО Спортстрахование"
40 ООО СК "Север Полис"
41 ЗАО "Международная страховая компания "АЙНИ"
42 ОАО "ЭСКО"
43 ООО "СК "ИННОГАРАНТ"
44 ОАО "СК "ГАРМЕД"
45 ОАО "Росстрах"
46 ЗАО "СК "НИКА Плюс"
47 ОАО "Инкасстрах"
48 ООО "СК КГ"
49 ОАО СК "Ростра"
50 ЗАО СК "РСТ"
51 ОАО "СГ "Региональный Альянс"
52 ЗАО "СОПО РТ"
53 ООО "СГ "Адмирал"
54 ОАО "ВСПК"
55 ООО СК "ТИРУС"
56 ЗАО "АВИКОС"
57 ЗАО АСК "АСТЭК"
58 ОАСО "Защита-Находка"
59 ЗАО "РК-Гарант"
60 ОАО СО АФЕС
61 ООО "Страховая компания "СОГАЗ-Агро"
62 ОСАО "Россия"
63 ООО "СК "Метротон"
64 ЗАО "ЕВРОСИБ-СТРАХОВАНИЕ" (с 4 июля 2014 года — ЗАО "ЗАЩИТА-СТРАХОВАНИЕ")
65 ОАО "РСТК"
66 ООО СК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА"
67 АО СК "СОЮЗ"
68 ЗАО "Страховая компания АСК-Петербург"
69 ООО "СК "ОРАНТА"
70 ОАО СК "МРСК"
71 ООО "СГ "Компаньон"
72 ООО "СК "Алроса"
73 ООО "Страховое общество "Жива"
74 ООО СК "ТРАСТ"
75 АО "СК "ДАР"
76 ООО "Регард страхование"
77 СПАО "Русский Страховой Центр"
78 ООО "УГМК – Страхование"
79 ООО "БСК "РЕЗОНАНС"
80 АО САО "ГЕФЕСТ"
81 ООО "Антал-Страхование"
82 ПАО "МСЦ"
83 АО "ЖАСО"
84 АО "СК "ТРАНСНЕФТЬ"
85 АО СК "ИФ"
86 ООО "СК "ВЕКТОР"
87 ООО "Региональная страховая компания"
88 АО СК "Альянс"
89 ОАО СК "ЭНИ"
90 ООО "СГ МСК"
91 АО "Д2 Страхование"
92 АО СК "Мед-Гарант"
93 АО "СК "Подмосковье"
94 ЗАО "АИГ"
95 ПАО "ЖАСКО"
96 АО "СК БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОС"
97 СОАО "НСГ"
98 ООО СК "Московия"
99 ООО "РИКС"
100 ООО СК "ВТБ Страхование"
101 АО "Страховая группа "УралСиб"
102 ООО МСК "СТРАЖ"
103 АО "СК "РЕГИОНГАРАНТ"
104 ООО "СК "ДАЛЬАКФЕС"
105 ООО "СГ "АСКО"
106 АО "ЮЖУРАЛЖАСО"
107 ООО "БИН Страхование"
108 ПАО СГ "ХОСКА"
109 ООО "ЦСО"
110 ООО СК "Диамант"
111 АО Страховое Общество "ЯКОРЬ"
112 АО "СК Опора"
113 АО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ"

В случае если обстоятельства происшествия соответствуют требованиям пункта 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО, но ответственность потерпевшего застрахована в одной из указанных в таблице компаний — потерпевшему необходимо обращаться к страховщику, у которого застрахована ответственность лица, причинившего вреда (к страховщику виновника).

Обратите внимание!

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Благодаря обязательным полисам ОСАГО автовладельцы, пострадавшие в ДТП, получают возмещение от страховой компании, обслуживающей виновника. Но после совершения аварии в голове водителя много вопросов: как обращаться в страховую после ДТП, какие нужно предоставить документы, в течение какого срока. С этим и разберемся.

Специалист Бробанк.ру дает подробную инструкцию о том, как обратиться в страховую после ДТП и получить возмещение. Важно сделать все правильно и вовремя, чтобы не было проблем. Рассмотрим и сроки обращения в страховую — их крайне важно соблюсти.

В какую страховую обращаться

Прежде чем разбирать порядок обращения в страховую компанию при ДТП рассмотрим, в какую именно компанию обращаться. Если вы пострадали от действий другого водителя, то возмещать вам ущерб будет именно его страховая. Если вы стали виновником, тогда ваша страховая сделает выплату пострадавшему.

Не будем отдельно рассматривать действия водителей непосредственно после аварии и страховые случаи. Наша ситуация — пострадавшему положено возмещение, и он хочет знать порядок действий и срок подачи документов в страховую после ДТП.

При соблюдении ряда условий, вы можете обратиться в свою страховую компанию, а не виновника

Раньше потерпевший мог обратиться только в страховую виновника, что не всегда было удобно — порой офисы располагались вообще в другом городе. Поэтому законодательно закрепили возможность обращения в свою компанию, но при выполнении важных условий, которые регулирует ФЗ-40 ст 14.1 Прямое возмещение убытков:

  • вред причинен только транспортным средствам, люди в аварии не пострадали;
  • все участники имеют полисы ОСАГО или КАСКО.

Это называется прямое возмещение убытков по ФЗ-40 ст 14,1. Согласно нормам этой статьи ваша страховая занимается оформлением и оценкой ДТП и выплачивает вам деньги. После компания получает возмещение от страховой виновника.

Так что, вы можете обратиться после ДТП в страховую, которая обслуживает ваш полис, или в ту, которая обслуживает виновника. Действуйте как удобно. Но если у виновника нет полиса, или в аварии пострадали не только машины, ваша страховая вам не поможет.

В течение какого времени нужно обратиться в страховую после ДТП

Важно соблюсти срок уведомления страховой о ДТП, чтобы не возникло проблем. Вообще, после аварии лучше действовать быстро и решительно, не затягивать процесс. Желательно как можно быстрее уведомить компанию и начать процесс оценки и возмещения.

Статья 11 ФЗ-40 говорит о том, что потерпевший должен уведомить страховую о событии в сроки, установленные правилами обязательного страхования. А они говорят, что срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО в 2021 году — 5 рабочих дней после заполнения извещения о происшествии.

Уложиться в срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО должен не только пострадавший, но и виновник. Он обязательно обращается к компании, в которой купил полис, и заявляет о событии.

Но, опять же, ситуации бывают разными. Если потерпевший не уложился в установленные временные рамки по уважительной причине, его заявление все равно примут.

Нужно разделять сроки уведомления и подачи заявления. Согласно положению Банка России №431-П главе 3 пункту 3,9 потерпевший уведомляет страховщика “при первой возможности”. Подать документы — в течение 5 дней.

Так что, если рассматривать, в течении какого времени можно обратиться в страховую после ДТП, обеим сторонам желательно это сделать в течение пяти рабочих дней. Но потерпевший по уважительной причине может опоздать.

При этом страховая может устанавливать свои сроки приема заявления о ДТП, превышающие те, что установлены законом. Например, Совкомбанк Страхование дает владельцам полиса КАСКО 10 дней. Если есть какие-то свои сроки, они указаны в документах на страховку.

Как подать заявление в страховую после ДТП

Некоторые страховые компании облегчают жизнь своим клиентам, они принимают заявления дистанционно. Например, если полис обслуживается Тинькофф Страхование, заявить о страховом событии можно в приложении. Аналогичный сервис предлагает Росгосстрах и некоторые другие компании.

Напомним, что виновник также уведомляет страховую после ДТП. Какие каналы обращения при этом существуют — это зависит от конкретной компании. Некоторые более современные, принимают уведомления в приложении, на своем сайте или по телефону горячей линии. Другие до сих пор принимают только письменные обращения.

Вы можете позвонить в страховую после ДТП по ее бесплатному телефону горячей линии и получить консультацию по дальнейшим действиям.

То есть сначала вы просто уведомляете страховую, а уже после пишете заявление и собираете пакет необходимых документов. Чтобы обратиться в страховую после ДТП для написания заявления, потерпевший предоставляет следующую документацию:

  • паспорт;
  • документ о собственности на автомобиль, например ПТС;
  • документы из ГИБДД. Это протокол или постановление, где указаны все детали аварии, номера документов;
  • извещение о ДТП;
  • если выбран способ возмещения — наличными, реквизиты банковского счета потерпевшего.

Если речь об оформлении события по европротоколу, тогда нужно предоставить составленный и подписанный обоими водителями бланк, собранные фото и видео материалы.

Что будет дальше

Сроки обращения в страховую компанию при ДТП вы соблюли, оперативно уведомили компанию о событии, в течение 5 рабочих дней собрали необходимый пакет документов и написали заявление. Но что будет дальше?

А дальше страховой компании нужно будет осмотреть автомобиль, чтобы оценить причиненный ущерб. Если авто на ходу, можно подъехать в указанное страховщиком место. Если не на ходу — эксперт приедет сам, ничего платить за это не нужно.

Пострадавший может выбрать денежное возмещение или ремонт, который проведет партнерский сервис страховой компании. Если выбрано денежное возмещение, оно должно случиться в течение 20 дней после подачи заявления.

Но сначала компания делает расчет, результаты которого оглашает в течение 15 суток после приема заявления. И уже после, в течение 5 дней совершает перевод. Все вместе и занимает до 20 дней.

Часто пострадавших не устраивает рассчитанный размер возмещения (не секрет, что его часто занижают). Тогда нужно выразить свое несогласие, заявить о нем компании. После неудачных попыток договориться обращайтесь к финансовому омбудсмену.

Если у виновника нет полиса ОСАГО

Это уже сложная ситуация. Она осложняется тем, что кроме виновника никто не сможет вам оплатить ущерб. В этом случае не стоит вопрос, когда обращаться в страховую при ДТП. Обращаться вообще не нужно, так как выплаты по ОСАГО вам не положены.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, то получить денежную выплату от страховой компании не получится

Многие водители до сих пор ошибочно предполагают, что если у них есть полис ОСАГО, то они в любом случае получат возмещение, если пострадали. Но страховка работает иначе: ваша страховая сделает выплату за вас пострадавшим, если вы стали виновником.

Сама авария в этом случае оформляется как обычно, за отсутствие страховки участнику ДТП выпишут штраф в 800 рублей. А после пострадавшему придется заказывать независимую экспертизу, определять сумму ущерба и обращаться в суд за взысканием (если не получится урегулировать вопрос досудебно).

Читайте также: