Можно ли взыскать франшизу по каско с виновника дтп если у виновника нет осаго

Обновлено: 16.05.2024

Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.

  1. Что такое регресс в страховании ОСАГО
  2. Что говорит закон
  3. В каких случаях возможны регрессивные требования
  4. Когда регресс от страховой невозможен
  5. Срок исковой давности
  6. Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
  7. Ответы на вопросы
  8. Подведем итоги

Что такое регресс в страховании ОСАГО

Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.

Что говорит закон

Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.

В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.

В каких случаях возможны регрессивные требования

Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.

Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:

  • Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
  • У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
  • Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
  • Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
  • Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
  • Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
  • Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
  • Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
  • Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
  • Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
  • Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.

Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.

Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.

Когда регресс от страховой невозможен

По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.

Срок исковой давности

Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.

Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.

Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки

Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:

  • Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
  • Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
  • Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
  • Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.

Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.

Ответы на вопросы

Какой объем регрессивных требований может выставить СК?

Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба.

Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО.

Да, в судебном процессе.

Возможен частичный отказ от иска?

Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде.

Подведем итоги

Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.

Регрессивные требования могут выставлены к СТО.

Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.

Обязательное автогражданское страхование по полису ОСАГО предусматривает определенный максимальный предел суммы, которая выплачивается пострадавшему 400 000 рублей.

Сумму сверх этого предела может погасить полис КАСКО или виновник аварии.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Суброгация по КАСКО с виновника ДТП


Ущерб, который наносит виновник ДТП другому участнику, оценивается независимыми экспертами и компенсируется страховой компанией.

Если у обоих автовладельцев есть ОСАГО и сумма выплат до 400 000 рублей, от виновника не может ничего требоваться.

Если же эксперты оценили ущерб свыше этой суммы, оставшуюся часть средств страховая по полису ОСАГО не оплачивает. Более подробно о том, в чем заключается разница между полисами ОСАГО и КАСКО, и как происходят выплаты по этим полисам при наступлении страхового случая, можно прочесть в нашей статье.

Существует два варианта:

  1. Виновник аварии самостоятельно (или через суд) возмещает пострадавшему денежные средства (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. оплачивает страховая, а 100 тыс. – виновник).
  2. У пострадавшего имеется полис КАСКО. По нему страховая выплачивает оставшуюся часть денег (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. выплатят по ОСАГО и 100 тыс выплатят по КАСКО). После завершения всех необходимых действий, фирма страхователя подает в суд на виновника ДТП с целью взыскать сумму выплаты (100 000 рублей).

Переход к фирме страховщика по КАСКО права требовать денежную компенсацию с виновника аварии называется суброгацией. Она регламентируется второй частью Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 965.

Законность процедуры

Уже пять лет процедура суброгации используется всеми страховыми фирмами, выдающими полиса КАСКО. Им совершенно неважно с кого они будут требовать выплаты компенсации.

Процедура законна, но расчет денежной компенсации необходимо проверить самостоятельно. Не редко бывают случаи, когда рассчитывается стоимость новых (а не изношенных на момент ДТП) запчастей, включаются поврежденные ранее детали и подобные истории.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по КАСКО?

Да, компания имеет на это полное право. Когда человеку приходит заказное письмо от фирмы-страховщика потерпевшего, следует тщательно проверить все данные.

  1. Паспортные данные.
  2. Дата, время, место ДТП.
  3. Указание статей Гражданского Кодекса России (965, 1064, 1072,1079).
  4. Сумма претензии.

Претензия должна включать копии документов:

  • заявление потерпевшего (о том, в какие сроки потерпевший может обратиться в СК для возмещения ущерба по КАСКО, мы уже писали здесь);
  • акт страховой;
  • расчет суммы ликвидных остатков;
  • расчет суммы возмещения;
  • заявление потерпевшего о способе возмещения ущерба;
  • полис КАСКО;
  • отчет оценки поврежденного автомобиля;
  • справка, выданная в ГИБДД об аварии;
  • инженерное заключение;
  • акт по скрытым дефектам автомобиля;
  • фототаблица;
  • документ о переводе денег пострадавшему (платежка).

Если этих копий во вложении нет, их следует потребовать в письменной форме (отзыв на претензию).

В нем описывается, когда и каким образом произошло столкновение, что было повреждено. Затем указывается, каких бумаг не хватает и что вы не согласны с содержимым претензии.

Игнорировать письмо в любом случае не следует. С суммами до 30 000-40 000 рублей крупные фирмы редко обращаются в суд.

Судебные издержки будут намного больше, а время высокооплачиваемых юристов – слишком ценный ресурс для КАСКО. При больших суммах размер денежных средств можно уменьшить до ½ в досудебном и судебном порядке.

Минимального и максимального предела для претензии не существует. Срок исковой давности – 3 года с момента аварии (узнать подробно о сроках исковой давности по КАСКО, можно в нашей статье).

Наши эксперты подготовили много полезных и интересных статей про полис КАСКО, среди которых есть публикации на такие темы:

  1. В каких случаях возможно возмещение ущерба виновнику ДТП?
  2. Как происходит расчет стоимости полиса для автомобиля?
  3. Всегда ли нужно оформлять КАСКО и возможен ли отказ от полиса при автокредите?
  4. Как можно досрочно расторгнуть договор с СК?
  5. Кто будет платить если СК, оформлявшая КАСКО, разорилась?

Минимизация компенсации

Досудебная минимизация:

  1. Самый простой способ минимизации выплаты компенсации – пойти в офис фирмы и поторговаться. Если задолженные денежные средства до 50-100 тыс. рублей, многие страховые идут навстречу виновнику ДТП (нет времени и желания возиться с мелкими делами).
  2. Внимательно изучить и самостоятельно рассчитать стоимость компенсации. Зачастую фирмы юлят с калькуляционными расчетами.
  3. Вычеркнуть надуманные, абсурдные, не доказанные и умозрительные повреждения.

Судебная:

  1. Доказать, что указанные повреждения были вписаны из-за отсутствия на экспертизе третьего лица (вас).
  2. Подробно разобраться в отчете эксперта по оценке нанесенного ущерба. Часто в нем можно встретить различные не состыковки, неточности, заведомо ложные данные, подделки.
  3. Неточности при составлении отчета по ДТП сотрудниками ГИБДД.

Судебная практика по суброгации по КАСКО

Как показывает практика дела, дошедшие до суда, разваливаются в 15-20% случаев. Остальные 80-85% выигрышные. В практике существуют вопиющие случаи:

  1. Volkswagen столкнулся с ребенком на велосипеде. У машины помята дверь, ребенок в больнице (сотрясение, переломы). Через 3 года фирма потребовала возмещение средств в сумме 80 000 рублей. Суд, признав действия компании законными и оправданными, обязал родителей выплатить данную компенсацию.
  2. BMWX6 столкнулась с Ладой 2105. По ОСАГО владельцу иномарки выплатили положенные 400 тыс. Через 2 года пенсионеру из Лады пришла претензия на 374 тыс.рублей. Он обратился к хорошим юристам, которые предложили страховщикам урегулировать все в досудебном порядке, но с меньшей суммой (120 000 рублей) и рассрочкой на 5 лет. Страховщик подал в суд, где его действия признали необоснованными и присудили пенсионеру выплатить 80 000 рублей с рассрочкой на 5 лет.
  3. Мужчина попал в ДТП по своей вине, которую он признал в полной мере. В досудебном порядке страховщики хотели компенсацию в размере 438 000 рублей. После проведения повторной независимой экспертизы с виновной стороны, им удалось договориться на 105 000 рублей.

От суброгации не застрахован никто. По любому договору КАСКО можно попасть на выплату компенсации страховщикам, будь то автомобиль, квартира, дача, вещи и т.д.

После получения письма не следует впадать в отчаяние. Необходимо тщательно проверить все данные (особенно дату) и обдумать свои дальнейшие действия. Надеемся, благодаря нашей статье вы узнали немного больше о том, в каких случаях страхования компания может предъявить суброгацию по КАСКО к виновнику ДТП.

Полезное видео

Что такое суброгация — рассказывает юрист:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Возможно, многие автолюбители слышали о страховке КАСКО с франшизой, но не все знают, что это такое. Все чаще автовладельцы не ограничиваются обязательным полисом ОСАГО и покупают дополнительную страховку КАСКО.

Ведь, когда водитель станет виновником ДТП, то автогражданка возместит ущерб потерпевшему, а полис КАСКО покроет расходы на ремонт собственного автомобиля. Поэтому, очень актуальный вопрос среди автолюбителей — можно ли взыскать франшизу с виновника аварии. Постараемся на него ответить.

Загадочная франшиза

российские дороги

Под франшизой понимают часть ущерба, которую страховая компания не будет возмещать при наступлении страхового случая. Другими словами — это не покрываемая сумма ущерба. По сути, страховщик при помощи франшизы старается отсечь мелкие выплаты, которые, конечно же, происходят чаще, нежели крупные суммы компенсаций.

С понятием франшизы в большей мере сталкиваются водители имеющие страховку КАСКО. Страховые компании устанавливают франшизу при оформлении договора страхования с целью уменьшения размера страховой премии. Это делается для того чтобы уменьшить для автолюбителей стоимость полиса КАСКО.

Существенная цена страховки заставляет водителей пользоваться разными уловками для уменьшения ее стоимости. Следует понимать, что когда владелец транспортного средства станет участником автомобильной аварии, то страховая компания выплатит компенсацию причиненного ему ущерба за минусом размера франшизы.

Таким образом, автолюбителю придётся частично возмещать ущерб личными средствами в размере оговоренной при заключении договора страхования франшизы.

С одной стороны он добровольно на это согласился при оформлении договора страхования КАСКО. Тогда, как с другой стороны водителю, попавшему в ДТП, закон гарантирует возмещение причиненного вреда в полном объёме.

Возмещение ущерба по закону

авария на заре автотранспорта

Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают полное возмещение причиненного потерпевшему водителю вреда. Частично причинённый ущерб при ДТП компенсирует страховка, а оставшуюся часть равную сумме франшизы должен покрыть виновник столкновения. Обязанность возмещать причиненный вред не зависит от условий договора страхования потерпевшего автолюбителя.

Действующие законодательство предусматривает, что страховая компания компенсирует причиненный ущерб в объёме предусмотренным договором страхования.

Не возмещенный страховщиком объём, в размере оговоренной франшизы, сначала оплачивает потерпевший личными деньгами, а потом взыскивает с виновника автоаварии.

Итак, право на полное возмещение причиненного при дорожно-транспортном происшествии вреда, относится к законным правам потерпевшего автолюбителя, и поэтому, не может зависеть от условий договора страхования. По сути, от отношений со страховщиком, который является третьим лицом. Ущерб должен компенсировать виновный в происшествии водитель.

Процедура оплаты франшизы

франшиза с суммами

Потерпевший водитель уплачивает сумму франшизы на счет страховой компании, которая осуществляет восстановительный ремонт поврежденного автомобиля или выплачивает компенсацию.

Необходимо сохранить квитанцию или чек подтверждающий оплату. После этого необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба по страховке ОСАГО виновника аварии.

Оплату франшизы можно осуществлять в банке или на сайте страховой компании. Рассмотрим первый вариант. Им очень удобно пользоваться.

Автолюбитель оплачивает франшизу наличными деньгами или осуществляет платеж с карточки на банковские реквизиты страховщика и получает на руки квитанцию об оплате. Ее нужно хранить, как подтверждение осуществлённого платежа.

Второй вариант, предусматривает перевод суммы через онлайн форму оплаты франшизы, на сайте страховой компании. Оплата осуществляется с банковской карты. Подтверждение операции нужно ждать 1-2 дня.

безусловная франшиза

Безусловная франшиза.

После получения подтверждения платежа необходимо написать заявление на сайт банка, карточкой которого вы пользуетесь или в отделение с просьбой представить документ, подтверждающий факт оплаты.

Автолюбитель забирает документ, заверенный подписью и печатью с филиала банка, который он выбрал за удобное место расположения. Документ следует хранить для подтверждения факта оплаты франшизы.

Возврат франшизы с виновника автоаварии

стандартная копилка

Если у водителя оформлено два полисы: ОСАГО И КАСКО, то в случае, когда он становится потерпевшим участником ДТП, ему более выгодно оформлять происшествие по КАСКО. Рассмотрим почему. При обращении к страховщику виновника автоаварии потерпевший водитель после проведения оценки ущерба получает, как правило, заниженные выплаты.

Для того чтобы добиться справедливости ему необходимо провести независимую экспертизу, процедуру досудебного урегулирования со страховой компанией, а тогда обращаться с иском в суд. В результате получается долго, затратно и хлопотно. Когда потерпевший автолюбитель оформляет аварию по КАСКО у своего страховщика, то он получает направление на ремонт к официальному дилеру.

После выполнения ремонта автовладелец уплачивает франшизу личными деньгами, а если стоимость ремонта превышает эту сумму, то разницу оплачивает страховщик. Далее потерпевший может заняться взысканием франшизы с виновника автоаварии. Для этого необходимо обратиться в свою страховую компанию и затребовать все документы о страховом случае.

Сроки взыскания

идиллия с надписью страховка

Можно ли получить франшизу с виновника ДТП за прошлый год? На одном из форумов зацепил вопрос: лето прошлого года запомнилось автоаварией, ремонт сделали по КАСКО, но франшизу с виновника не взыскали.

Реально ли вернуть франшизу с виновника, если дорожное происшествие случилось в 2016 году. Односложный ответ – да. Рассмотрим подробнее.

Действующие законодательство предусматривает срок в три года для заявления претензии об ущербе.

Поэтому, ответ страхового агента, что вы пропустили срок подачи документов на страховую выплату (15 дней при оформлении ДТП с участием сотрудников ГИБДД и 5 дней при оформлении Европротокола) и поэтому, не можете претендовать на возврат франшизы, не отвечает нормам закона.

Какие понадобятся документы

супер полис

Супер страховка.

Необходимо написать заявление о компенсации суммы франшизы и приложить следующие документы:

  • все документы о страховом случае по КАСКО;
  • копию полиса КАСКО;
  • копию квитанции или чека, подтверждающего оплату франшизы;
  • документы, подтверждающие стоимость ремонта (кассовый чек);
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • техпаспорт авто;
  • реквизиты банковского счета, на который впоследствии нужно перечислить деньги.

Заявление следует обязательно зарегистрировать в канцелярии страховой компании, а документы передать по реестру.

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что потерпевший при автоаварии водитель может возвратить франшизу с виновника столкновения.

Для этого необходимо обратиться в страховую компанию виновника аварии с письменным заявлением, к которому приложить соответствующий пакет документов.

Автовладельцу следует предоставить машину для осмотра как своему страховщику по страховке КАСКО, так и страховой компании водителя, спровоцировавшего автоаварию, по полису ОСАГО. Такую ситуацию можно рассматривать, как страховой случай одновременно по двум страховкам: КАСКО и ОСАГО.

WhatsApp

Ежегодно доля водителей, не приобретающих страховку, растёт. Повышается стоимость полиса, а штраф за его отсутствие – нет. Поэтому на 2021 год вероятность попасть в ДТП, где у виновника не будет застрахована автогражданка, только повышается. Что делать в таком случае, можно ли обратиться в свою страховую, и возместит ли она причинённый ущерб в виде выплаты или направления на ремонт, давайте выяснять!

Можно ли оформить европротокол, если у виновника нет ОСАГО?

Нельзя. Федеральный закон об ОСАГО предписывает, что полисы должны быть в наличии у обоих участников ДТП для возможности оформления события по европротоколу без сотрудников ГИБДД. Это регулирует пункт 1 статьи 11.1 ФЗ.

Что ждёт виновника ДТП без страховки?

  1. Первое, что его ожидает – штраф 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП. Страхование автогражданской ответственности является на сегодняшний день обязательным, поэтому отсутствие ОСАГО предусматривает финансовую санкцию. Исключение составляет единственный случай – после покупки автомобиля владельцу даётся 10 суток на приобретение такового, и в этот период наложение на него штрафа незаконно.
  2. Второе – возмещение ущерба, причинённого в результате аварии, всем потерпевшим лицам из своего кармана. Но как насчёт того, что у потерпевшего есть страховка? Ведь он заплатил свои собственные деньги за неё! Почему тогда он должен выбивать деньги у неизвестного ему лица, которое видит впервые?!

Можно ли обратиться в свою страховую?

Нет. Это также невозможно будет сделать, если речь идёт об ОСАГО. Точнее, обратиться вы можете в любом случае, но по результату получите законный отказ в выплате. Почему же, если нами за полис уплачены деньги, страховая нам отказывает?!

Правомерность этого кроется в самой сути понятия ОСАГО. Дело в том, что такой вид страхования защищает вовсе не ваше имущество, а вашу ответственность перед третьими лицами в случае виновности в ДТП. Проще говоря, ОСАГО возмещает не вред вашему имуществу, здоровью или жизни, а страхуется именно ваша обязанность по такому возмещению, когда она наступает. А наступает она при виновности в аварии – при определённых условиях, конечно же.

Таким образом, если виновник ДТП не вы, а тот, чья ответственность не застрахована, то и выплачивать ему придётся из своего собственного кармана, а не за счёт страховой организации.

Если есть Каско

А вот по Каско страхуется как раз имущество собственника транспортного средства. Это означает, что здесь ситуация выглядит в корне наоборот:

  • если у потерпевшей стороны есть полис Каско, то вред будет возмещён по страховке потерпевшего,
  • если у виновника нет ОСАГО, но есть Каско, то вред потерпевшему придётся выплачивать опять же из своего кармана – по Каско страховая ничего не выплатит, так как она застраховала машину виновника, а не его ответственность, как это делает ОСАГО,
  • если в потерпевшего есть Каско, а у виновника – ОСАГО, тогда потерпевший и вовсе может выбрать, куда ему удобнее обратиться; следует только учесть тот факт, что в случае обращения за выплатой или ремонтом по Каско, полис на следующий период страхования может подорожать, но здесь нужно читать условия договора.

Что будет дальше, если потерпевший обратится по Каско

Очевидно, потерпевшему в ДТП его страховая компания выплатит деньги за ущерб или направит в автосервис на ремонт, в зависимости от условий договора. Но далее к страховой переходит право так называемой – переход права требования возмещения ущерба за потерпевшего.

Это значит, что теперь страховая не потеряла свои деньги, возместив вред потерпевшему, а получит все потраченные деньги с виновника. Ваше преимущество здесь только в том, что как именно взыскать эти деньги – уже головная боль страховщика. Даже если у виновника нечего взять (а такое бывает нередко).

А куда обратиться, если нет ни ОСАГО, ни Каско?

Если ни у Вас нет полиса Каско, ни у виновника ОСАГО, тогда обращаться за возмещением вреда нужно исключительно к причинителю вреда в гражданском порядке. Здесь возможны 2 варианта:

  • виновник возмещает вам ущерб добровольно по договорённости и под расписку,
  • причинитель вреда возмещает ущерб через суд, и тогда его расходы возрастут ещё и на возмещение вам стоимости госпошлины за исковое заявление, расходов на юриста и ещё небольшой ряд формальностей.

В этом случае дело лучше передать юристу, который оценит перспективу успешного завершения тяжбы, а оплаченные за представительство деньги вы получите обратно после выигрыша суда.

Читайте также: