Обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем в различных условиях

Обновлено: 18.04.2024

Безопасность - это то, о чем водители должны помнить всегда. В конце концов, когда вы управляете транспортным средством, вы несете ответственность за то, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения для себя, других водителей, пассажиров и других лиц, которые могут пострадать в результате дорожно-транспортных происшествий.

Будьте бдительны - обращайте внимание на свои действия и действия окружающих вас водителей, когда вы ведете машину.
Избегайте предположений - не делайте ошибку, предполагая, что другие водители собираются делать или что, по вашему мнению, они должны делать.

Используйте поворотники - хотя вы не можете зависеть от других, всегда сигнализирующих о своих намерениях во время движения, вы, безусловно, можете контролировать, имеют ли они реалистичные ожидания относительно ваших действий. Всегда используйте свои поворотники перед тем, как сделать перестроение или поворот.

Пристегнитесь – использование ремня безопасности является важным советом безопасности для водителей. Мало того, что вы с большей вероятностью получите травму в аварии, если вы не пристегнуты ремнем, вы также можете быть оштрафованы за это.

Следите за светофорами - внимательно следите за знаками, дорожным движением и светофорами.
Уважайте желтый свет - помните, что цель желтого света - предупредить водителей о необходимости замедлить ход и приготовиться к остановке. Желтый сигнал светофора не следует рассматривать как сигнал, призывающий нажать на газ и проскочить перекресток до того, как светофор загорится красным.

Соблюдайте ограничения скорости - при движении важно всегда придерживаться установленного ограничения скорости. Ограничения скорости транспортного средства не устанавливаются произвольно. Скорее всего, они тщательно подобраны, чтобы обеспечить максимальную безопасность для водителей и остальных людей.

Учитывайте погодные условия - когда погода менее не особо идеальна, например в дождливую, снежную или туманную погоду, используйте дополнительные меры предосторожности при вождении и следуйте рекомендациям по обеспечению безопасности в конкретной ситуации, с которой вы сталкиваетесь.

Проявите терпение-многие несчастные случаи вызваны нетерпеливыми водителями, которые спешат добраться из пункта А в пункт Б. Хотя время, безусловно, является важным фактором при путешествии, безопасность еще более важна. В конце концов, если вы попали в аварию, вы, безусловно, испытаете больше проблем, чем, если бы вы просто проявляли терпение во время вождения.

Будьте предсказуемы - не делайте резких остановок и не меняйте полосу движения. Вместо этого позаботьтесь о том, чтобы другие водители могли предсказать ваши действия для обеспечения максимальной безопасности.

Никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии - важно избегать управления транспортным средством, если вы пили, принимали определенные виды отпускаемых по рецепту или без рецепта лекарств или иным образом ослаблены.

Уступите дорогу - когда другие водители имеют право проезда, обязательно уступите им. Кроме того, не совершайте ошибку, предполагая, что все остальные уступят вам, когда им следует. Независимо от того, кто имеет право ехать, уступите, если, кажется, что другой водитель не соблюдает стандартные правила уступки.

Знайте, куда вы направляетесь - планируйте свой маршрут заранее, чтобы вы не пытались понять, куда двигаться, пока вы управляете транспортным средством.

Следите за припаркованными транспортными средствами - проезжая мимо транспортных средств, остановленных на обочине дороги, двигайтесь, чтобы уйти с дороги, если путь свободен для вас, чтобы сменить полосу движения. Если смена полосы движения невозможна, притормозите при проезде остановленных транспортных средств.

Используйте фары, когда это необходимо - фары не только необходимы ночью. Когда вы едете в дождь или туман, включение фар может сыграть важную роль в обеспечении безопасности на дороге для вас и окружающих.

Правильный уход за автомобилем - позаботьтесь о том, чтобы ваш автомобиль всегда оставался в хорошем рабочем состоянии. Это включает в себя поддержание жидкости в необходимых объемах, выполнение планового технического обслуживания двигателя, обеспечение достаточного давления в шинах и обеспечение того, чтобы фары автомобиля были функциональны в любое время.

Что такое сложные дорожные условия

К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.

Их делят на три категории:

  • Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
  • Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
  • Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.

Снег

Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.

Основы безопасного движения

Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:

Движение в тумане

Мистика

Движение в дождь

В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.

Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.

Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.

Движение в гололед

Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).

Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.

В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.

Движение в сильный снегопад

Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.

Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием. Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды. Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.

Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:

  • хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
  • удобная совковая лопата.

На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.

Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.

Алгоритм

Движение при сильном ветре

На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.

На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.

Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.

Есть и другие крайне опасные моменты:

  • Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
  • Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
  • Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.

Поведение в критических ситуациях

Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:


FAQ

Основы безопасности дорожного движения (далее БДД) изучаются водителями еще при обучении в автошколе. Но одно дело – знать теорию, и совсем другое – применять ее на практике. При этом одно без другого не имеет смысла. Только используя знания и постоянно оперируя ими на дороге, новичок может стать искусным водителем.

Основы БДД

Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.

Остановочный путь

Основы безопасности дорожного движения

Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.

Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.

Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.

Время реакции водителя

Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.

Длительность реакции зависит от разных причин:

  • физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
  • самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
  • погодные условия;
  • окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).

Тормозной путь

Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.

Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:

  • исправность тормозной системы;
  • скорость ТС;
  • состояние дорожного покрытия;
  • наклон дороги;
  • изношенность, качество шин;
  • масса ТС.

Центробежная сила на повороте

В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).

В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.

Важно знать! При значительном превышении скорости и неправильном входе в поворот возрастает вероятность опрокидывания автомобиля.

Скорость, обгон, видимость, свет

Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.

Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.

При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД. Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения.

Основные принципы безопасности дорожного движения

Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.

При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.

Другое

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.

  • в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
  • на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).

Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.

Важно! Не забывайте соблюдать боковую дистанцию как по отношению к соседям по движению, так и к встречному потоку.

Детальная информация видна на видео:

Психофизиологические основы вождения

Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.

Зрительное и слуховое восприятие

Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.

Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен. Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.

ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она является на самом деле, а расстояние до объекта – выше настоящего.

Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.

Ощущения равновесия

Что такое обеспечение безопасности дорожного движения

При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.

Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма.

ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе.

Реакция и внимание

Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия.

Другое

Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.

Типичными признаками переутомления считаются вялость, сонливость, отсутствие концентрации. При подобных внутренних сигналах следует быть более внимательным и осторожным на дороге. Лучше и вовсе прекратить движение.

Детальная информация видна на видео:

БДД при управлении авто в различных условиях

Каждый учащийся и опытный водитель должен знать основы безопасности движения автомобилей в ситуациях, отличных от нормы.

Нормативно-правовые основы обеспечения

Теперь перейдем к законам.

Зачем нужно обеспечение безопасности дорожного движения

Нормативно-правовые основы и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:

  • ФЗ №196 от 10.12.1995;
  • Указ Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998;
  • Постановления Правительства РФ №508 от 30.04.1997 и №567 от 19.10.2004;
  • Положение о ГИБДД МВД России;
  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года №1734р от 22.11.2008;
  • ПДД.

Из всех перечисленных документов ФЗ о безопасности дорожного движения, Транспортная стратегия и учебники правил ДД постоянно обновляются.

Основные принципы ОБДД

Безопасность на дороге – одна из важнейших задач государства.

За ею следят несколько инстанций.

Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения закреплены в ст. 3 ФЗ №196:

  • сохранность здоровья и жизни людей;
  • соблюдение интересов отдельных особей и общества в целом, а также потребностей государства;
  • обязанности должностных лиц, ответственность государства за БДД;
  • целевое, программное и постоянное изменение в правилах безопасности ДД.

Первая медицинская помощь

Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.

К сожалению, на лекциях в автошколах вопрос оказания первой помощи рассматривают крайне мало, конспектируя основные моменты и часто не проходя практику. Но любому водителю необходимы хотя бы минимальные знания.

  1. Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой. Неотложные действия:
    • привести пострадавшего в горизонтальное положение;
    • опустить голову;
    • освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
    • обрызгать холодной водой;
    • дать нашатырный спирт.
  2. При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
  3. При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут. Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
  4. Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
  5. При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.
    Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков.
  6. Остановка дыхания или сердца. Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.

Правила безопасности дорожного движения

Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.

Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.

Выводы

Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан. Ведь дорожное движение – не только шоссе и автомобили, это и водители, пассажиры, пешеходы, которые должны правила соблюдать.

Важно повышать теоретическую грамотность всех участников, начиная со школьников, проводя уроки безопасности.

Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги. При этом нельзя недооценивать дорожные условия и безопасность движения.

Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео:

С целью обеспечения безопасности движения водитель должен применять при управлении автомобилем следующие меры.

Трогание автомобиля с места

Перед началом движения водитель обязан убедиться в том, что дорога впереди свободна, а сбоку и сзади отсутствуют транспортные средства, которым он может создать помеху для движения. Перед тем как тронуться с места, следует включить указатель поворота. В начале движения необходимо определенное расстояние проехать прямо, рядом с тротуаром или обочиной, а затем плавно, не мешая другим транспортным средствам, выехать на полосу движения и выключить указатель поворота.

Скорость движения и дистанция. Допустимая для данных дорожных условий скорость движения зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:

  • видимость дороги и обзорность;
  • ширина проезжей части дороги и состояние покрытия;
  • интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на данном участке дороги;
  • обустройство дороги светофорами, дорожными знаками, размет­кой;
  • расстояние от движущегося автомобиля до идущих впереди транспортных средств и т. д.

В городах и населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Вне городов и населенных пунктов скорость движения не должна превышать 70 км/ч.

В зависимости от скорости движения водитель должен выбирать такую дистанцию, которая гарантирует невозможность столкновения в случае торможения идущего впереди транспорта.

Обгон требует от водителя умелого расчета и строгого со­блюдения правил выполнения этого маневра. Обгон допускается с левой стороны от идущего впереди транспортного средства при нали­чии хорошей видимости дороги. С правой стороны допускается обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал левого по­ворота и приступил к его выполнению.

Перед началом обгона водитель обязан включить указатель по­ворота и предупредить обгоняемое транспортное средство звуковым сигналом (вне населенного пункта), а в ночное время переключением света фар.

Водитель должен представить себе, сможет ли он в случае необ­ходимости разъехаться со встречным транспортом, оказавшимся слу­чайно в зоне обгона. Скорость обгоняющего автомобиля не должна превышать допустимой правилами движения или дорожными услови­ями. Перед перестроением в свой ряд по окончании обгона необходи­мо включить правый указатель поворота и занять место в своем ряду с таким расчетом, чтобы обгоняемый автомобиль не снизил скорости и не изменил направления своего движения. Не допускает­ся обгон на перекрестках (кроме регулируемых), в конце подъема и на участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения, на железнодорожных переездах, а также транспорта, производящего обгон или объезд.

Различают служебное и экстренное торможе­ние автомобиля. Процесс экстренного торможения автомобиля раз­деляется на три фазы:

1) путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя (без торможения);

2) путь, проходимый автомоби­лем за время срабатывания тормозного привода;

3) полное торможе­ние автомобиля.

Таким образом, остановочный путь при экстренном торможении — это расстояние, которое проходит автомобиль от мо­мента обнаружения водителем опасности до полной его остановки.

Часть остановочного пути с момента приложения водителем уси­лия к педали тормоза до остановки „автомобиля называется тормоз­ным путем. Главное влияние на величину тормозного пути оказыва­ет скорость движения автомобиля. Кроме того, на величину тормоз­ного пути оказывают влияние состояние дорожного покрытия, вели­чина уклона дороги, состояние шин автомобиля и др.

Состояние дорожного покрытия оценивается коэффициентом сцепления, который характеризует силу трения между шиной и до­рогой. Величина коэффициента сцепления зависит от качества по­крытия дороги, а также и от других факторов (влажности, обледе­нения и др.). Сила трения между шиной и дорогой на влажном асфальтобетоне снижается вдвое, а на обледенелом — примерно в 10 раз по сравнению с силой трения на сухом покрытии.

Степень износа рисунка протектора шин, разность давления воз­духа в шинах одной оси, неодинаковая нагрузка на шины также ока­зывают значительное влияние на силу трения между шиной и доро­гой. Одной из причин ухудшения эффективности торможения авто­мобиля является снижение тормозного момента вследствие нагрева фрикционных накладок и тормозных барабанов при частом пользова­нии тормозами или их неправильной регулировке.

Блокировка колес (юз) при торможении, особенно при движении на влажных и обледенелых дорогах, приводит к износу шин, увели­чению тормозного пути, потере управляемости.

В целях обеспечения безопасности движения при работе на ли­нии водитель должен учитывать приведенные выше факторы, влияю­щие на тормозной путь автомобиля.

Рабочее торможение автомобиля в случае преднамеренной оста­новки или снижения скорости следует производить в несколько при­емов при плавном нажатии на педаль тормоза. Это уменьшает нагрев тормозов и снижает вероятность блокировки колес. На сколь­зких участках дороги рабочее торможение автомобиля с механиче­ской коробкой передач необходимо осуществлять с помощью дви­гателя, не выключая сцепления.

Движение задним ходом требует от водителя повы­шенного внимания и осторожности. Перед началом движения води­тель должен убедиться, что путь сзади свободен и дорожные условия позволяют беспрепятственно подавать автомобиль задним ходом. В условиях ограниченной видимости, а также при подаче назад следует воспользоваться помощью сопровождающих или других лиц.

При движении на уклонах и кривых малого радиуса водитель должен вести автомобиль со скоростью, обеспечивающей при необ­ходимости немедленную остановку и уступать дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем. На затяжных уклонах не до­пускается движение с выключенной передачей или сцеплением, а на горных дорогах – также буксировка на гибкой сцепке.

Управление автомобилем в сложных метеорологических условиях

Управление автомобилем в сложных погодных условиях (дождь, снегопад, туман) значительно усложняется вследствие ограниченной видимости дорожной обстановки с рабочего места водителя и сни­жения силы трения между колесами и дорогой. Для обеспечения безопасности движения в ненастную погоду водителю следует при­менять при управлении автомобилем следующие меры.

При движении в дождливую погоду оценить скользкость дороги и в соответствии с ней выбрать безопасную ско­рость. Для этого, убедившись в отсутствии идущих сзади автомоби­лей, на малой скорости произвести резкое торможение и по замедле­нию автомобиля оценить скользкость покрытия дороги.

Для обеспечения обзорности через переднее стекло кабины при моросящем дожде включать периодически стеклоочистители, предварительно смочив стекло водой из стеклоомывателя. В случае силь­ного ливня или снегопада, когда стеклоочистители не успевают очи­щать переднее стекло кабины, на малой скорости доехать до бли­жайшей площадки отдыха, съезда на боковую дорогу или боковое уширение и переждать непогоду.

При ливне и в метель не останавливаться у края крутых отко­сов дороги или в низинах.

При движении в тумане в случае резкого снижения видимости дорожной обстановки, а также потери ориентировки съехать с дороги и переждать, пока туман рассеется. При экстренной необходимости продолжать движение следует со скоростью, обеспе­чивающей немедленную остановку.

В качестве ориентира при движе­нии в тумане использовать осевую линию дороги или линии продоль­ной разметки. При движении в дождь, туман, снегопад водитель должен включить наружные осветительные приборы — габаритные огни и ближний свет фар.

Управление автомобилем в темное время суток

Особенности зрительного восприятия человека в темное время суток. В темное время суток при плохой ос­вещенности нарушаются основные функции глаза: острота зрения, цветное и глубинное зрение; ухудшается видимость вследствие нару­шения контрастности восприятия. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время ничего не видит и только через не­которое время начинает различать в темноте предметы. Обратное явление, т. е. приспособление глаза к свету после пребывания в темно­те, также связано с временной потерей зрительного восприятия. Наибольшую опасность для водителя представляет временное ослеп­ление светом фар встречного автомобиля. Ослепленный водитель может не успеть снизить скорость при разъезде, что ведет к созданию аварийной обстановки.

Пользование внешними световыми приборами

С наступлением сумерек, в условиях недостаточной видимости днем, при движении в туннелях водитель должен включить габаритные огни. В городах и населенных пунктах на освещенных участках до­рог разрешается пользование ближним светом фар, а на неосвещен­ных дорогах также и дальним светом фар при условии отсутствия встречного движения транспортных средств.

При пользовании дальним светом фар водитель обязан не менее чем за 150 м от встречных транспортных средств переключить даль­ний свет на ближний. Переключение дальнего света на ближний так­же обязательно в тех случаях, когда он может ослепить других участников движения и в попутном направлении.

В случае ослепления водитель должен снизить скорость и оста­новиться на той полосе, по которой он двигается.

При непрерывном встречном движении в темное время суток с целью снижения слепящего действия фар следует, не меняя положе­ния головы, слегка повернуть глаза направо и ориентироваться при движении на обочину дороги.

На остановках или стоянках при отсутствии освещения дороги в темное время суток или днем в условиях недостаточной видимости водитель должен включить габаритные или стояночные огни. В слу­чае неисправности этих огней водитель обязан установить сзади транспортного средства на расстоянии 25—30 м знак аварийной ос­тановки (треугольник) или красный фонарь с мигающим светом.

Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки. Нужно заранее опре­делять крутизну подъема и включать ту передачу в ко­робке передач, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. В зависимости от состояния грунта предвари­тельно снизить давление воздуха в шинах. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, так как преодоле­ние наискось, с креном, вызывает пробуксовывание раз­груженных колес и разворот автомобиля. Совершать повороты допустимо только на, отлогих подъемах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.

При хороших дорожных условиях короткие подъемы можно преодолеть с разгона на второй передаче раздаточ­ной коробки и на высших передачах коробки передач.

При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем подобной кру­тизны; при этом категорически запрещается выключать двигатель, так как это может привести к израсходованию запаса воздуха привода тормозов и выключению рулевого усилителя управления, что снижает безопасность движе­ния автомобиля. При преодолении такого спуска необходимо всегда использовать торможение двигателем. Спуск с тормозами с выключенной коробкой передач или раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением недопустим.

Если на спуске будет повышаться частота вращения коленчатого вала, надо периодически притормаживать автомобиль, снижая скорость его движения.

Рекомендуется при движении автомобиля на затяжных спусках, когда для торможения используется двигатель, включать вторую или четвертую передачи, имеющие замки против самопроизвольного выключения.

Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов

Эти препятствия необходимо преодолевать по возможности при движении с малой скоростью. При этом следует учитывать размеры автомобиля. Преодолевать канавы, особенно по влажному грунту, надо под прямым углом,, иначе автомобиль может соскользнуть, накрениться вдоль канавы или кювета, и тогда одностороннее перераспределение нагрузки на колеса вызовет пробуксовывание разгруженных колес, что приведет к необходимости применения буксира или лебедки.

Движение по грязным проселкам и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунтах

При движении по глинистым и черноземным грунтам после сильного дождя автомобиль может иметь боковые соскальзывания, поэтому водитель должен проявлять большую осторожность при выборе направления. При движении необходимо выбирать относительно горизонтальные участки пути, надо умело использовать уже проложенную колею, что предотвращает боковые заносы автомобиля.

Особые затруднения для водителя могут возникнуть на чрезмерно мокрых дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие придорожные кюветы. На таких дорогах двигаться следует по гребню осторожно с малой скоростью.

При эксплуатации автомобиля в период распутицы необходимо вместо пробки со шплинтом, ввернутой в картер сцепления, завернуть герметичную пробку из комплекта ЗИП.

Снижение давления воздуха в шинах

При преодолении тяжелых участков пути с мягким грунтом можно снижать давление воздуха в шинах в зависимости от характера грунта. Не следует злоупотреблять снижением давления устанавливая, его значительно ниже, чём это необходимо по условиям движения. Следует также помнить о том, что пробег при сниженном давлении ограничен, поэтому снижать давление надо только в случаях крайней необходимости.

Запрещается снижать давление при движении по дорогам с твердым покрытием для увеличения плавности хода.

При выходе с труднопроходимого участка на дорогу с твердым покрытием необходимо остановить автомобиль и поднять давление воздуха В.диагональных шинах до 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ), в радиальных — до 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ). Дальнейшее повышение давления до нормального разрешается проводить на ходу при скорости движения не более 40 км/ч.

Если пробег с пониженным давлением превышает указанный, общий срок службы шин будет снижаться.

При движении с грузом массой 5000 кг снижать давле­ние в шинах запрещается.

В случае длительного движения автомобиля с высокой скоростью температура воздуха в шинах повышается, что вызывает увеличение давления; при этом давление в шинах можно не снижать.

Во время движения шинные краны на колесах надо держать открытыми независимо от состояния дороги. Это позволяет постоянно наблюдать по манометру за давлением в шинах, а также своевременно обнаруживать повреждения в системе и проколы шин.

При исправной системе регулирования Давления воздуха в шинах допускается продолжать движение после прокола шины при условий постоянного поддержания в шинах нормального давления. При первой возможности следует заменить колесо с проколотой шиной запасным или отремонтировать камеру.

Категорически запрещается отключать от системы непроколотые шины и подкачивать только поврежденные шины.

Преодоление заболоченных мест, песчаных участков и снежной целины

Заболоченные участки следует проходить на первой передаче раздаточной коробки со скоростью движения не более 15 км/ч, снизив предварительное давление воз­духа в шинах.

По заболоченному лугу необходимо двигаться без остановки, не допуская буксования колес; начинать движение следует плавно, без рывков. Если начнется буксование колес, необходимо немедленно выключить сцепление и, включив передачу заднего хода, выехать назад. Двигаться надо по прямой, не делая крутых пово­ротов. При необходимости поворачивать следует плавно, по кривой большого радиуса. Такой поворот почти не увеличивает сопротивление движению автомобиля, что исключает возможность срыва дерна и буксования колес, неизбежных на крутых поворотах. Следует избегать дви­жения по следу, проложенному впереди идущим авто­мобилем.

Песчаные участки нужно преодолевать также с пони­женным давлением воздуха в шинах в зависимости от плотности песка и условий движения. На особо тяжелых участках нельзя допускать пробуксовывания. Если нача­лось пробуксовывание, необходимо отъехать назад для разгона и приобретения большей скорости. При движении колонной надо двигаться по следу впереди идущего авто­мобиля.

Снег глубиной до 500 мм хорошо преодолевается авто­мобилем без снижения давления воздуха в шинах. Пово­роты по снежной целине должны осуществляться так же как и при движении по заболоченному лугу. При значи­тельной толщине снежного покрова, препятствующего движению автомобиля, давление следует снижать в за­висимости от плотности снега. При движении по глубо­кому сыпучему снегу следует соблюдать те же правила движения, что и при движении по песку.

Читайте также: