Если страховая компания обанкротилась кто выплачивает страховку осаго

Обновлено: 03.05.2024

Летом 2018 года у меня угнали автомобиль — двухлетнюю Мазду CX-5.

Она была застрахована от угона, но страховая компания обанкротилась. Чтобы меня включили в реестр кредиторов, пришлось вступить в переписку с несколькими организациями, а перед решающим судебным процессом нанимать адвоката. Вот как все было.

Как я обнаружила, что машину угнали

Мы собирались в отпуск. Накануне отъезда я вернулась из торгового центра, припарковала нашу Мазду около дома и пошла собирать чемоданы. Из-за крон деревьев ее не было видно из окна квартиры, но брелок сигнализации показывал, что машина на месте и заперта.

Утром мы с мужем проспали. Когда за нами приехало такси, мы выбегали из дома в страшной спешке. Во время поездки у меня мелькнула мысль, что я не посмотрела на свой автомобиль, но я себя успокоила: мы не в первый раз уезжали из дома — и раньше с машиной все было нормально.

Тогда мы решили, что машину эвакуировали. После затяжных снегопадов в Петербурге почти на каждой улице появились знаки, которые запрещают остановку в определенный день. Это сделали, чтобы удобнее было убирать снег. Но эти знаки действуют и летом.

Я позвонила по номеру 004. Спросила, на какой штрафстоянке стоит моя машина. Оператор долго ее искала, но не нашла — и посоветовала обратиться в полицию.

Как мы обратились в полицию

Утром мы позвонили в полицию. Приехал следователь из отдела по борьбе с наркотиками. До этой должности он работал в страховой компании — бывают же такие судьбы. Наша Мазда была застрахована по каско от угона, но следователь высказал предположение, что денег мы не получим.

Он вызвал еще одну бригаду, чтобы сотрудники провели следственные действия. Они фотографировали место, где стояла машина, искали поблизости камеры видеонаблюдения и растерянно крутили в руках набор для снятия отпечатков пальцев, ведь снимать их было не с чего.

Между тем следователь нашел последнее фото нашей Мазды. Перед тем как пропасть навсегда, она мелькнула на двух камерах видеонаблюдения — с белым пятном вместо лица водителя: злоумышленник пользовался зеркалом, чтобы не попасть на камеру.

Оказалось, что машину угнали тем самым вечером накануне нашего отъезда, через пару часов после того, как я ее припарковала. С тех пор прошло больше двух недель. Поэтому искать следы похитителей на месте преступления было уже поздно.

Я поехала в отдел давать показания. У меня забрали ПТС, свидетельство о регистрации и ключи. Взамен дали протокол выемки документов. Также я получила постановление о признании меня потерпевшей.

Курс о больших делах

Как я подавала документы в страховую компанию

Вместе с заявлением мне нужно было представить:

  1. Документы из полиции — постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о признании меня потерпевшей, протокол выемки документов.
  2. Копию паспорта.
  3. Копию водительских прав.
  4. Копии ПТС и свидетельства о регистрации, заверенные в полиции, — оригиналы были приобщены к делу.
  5. Дубликаты полиса каско и квитанции об оплате.
  6. Соглашение со страховой о том, что, если машину найдут, я верну выплату. Его заполняют в офисе страховщика.

Я поехала к страховщику — на Свердловскую набережную, в единственный в Петербурге центр урегулирования убытков. Там все было как-то подозрительно: звонили телефоны, кто-то ругался за закрытой дверью, а работники как будто сидели на чемоданах. Вроде все улыбались, но с напряженными лицами.

Меня усадили на диванчик, напоили кофе, заверили, что все будет нормально, и выдали ксерокопию описи принятых документов. Только дома я поняла, что нужно было попросить оригинал. Я уже догадывалась, что у страховой компании проблемы и мне не так-то просто будет получить свою выплату. А именно эта бумага фиксировала факт моего обращения по угону. В общем, если вам в аналогичном случае вручают копию описи принятых документов, требуйте оригинал. Этот документ подтверждает, что вы обращались по страховому случаю. Слишком велик риск, что копию потом нельзя будет использовать в суде.

Потом мне звонили из страховой и просили прислать по электронной почте фотографию двух комплектов ключей. Дело вот в чем: если у вас угнали машину вместе с ключами и документами, это могут не признать страховым случаем. Поэтому надо представить не только копии всех документов, заверенные следственными органами, но и фотографии ключей — также изъятых полицией.

Вот уроки, которые я извлекла из этого печального опыта:

  1. Когда выбираете страховщика, не слушайте добрых советов страховых брокеров, даже если это ваш друг или подруга. Все проверяйте сами. У человека может быть личный интерес, а вы окажетесь в проигрыше.
  2. Оформляйте страховку у крупных и всем известных фирм. Стоить она будет дороже, а страховая сумма будет меньше. Но известная фирма не исчезнет так быстро, как это сделала моя страховая.
  3. Не теряйте и никому не отдавайте страховой полис и квитанцию об оплате. На всякий случай сразу сделайте копии. Это главные документы, которые фиксируют ваши взаимоотношения со страховой компанией.
  4. Всегда требуйте оригиналы или копии, заверенные печатью организации. Сколько раз я ругала себя за то, что взяла ксерокопию описи принятых документов! Это была единственная бумага, которой я могла подтвердить факт моего обращения по страховому случаю. Впоследствии нотариус отказался делать ее нотариально заверенную копию для суда: по его словам, ксерокопия не имеет судебной силы.

Как я переписывалась с временной администрацией и конкурсным управляющим

У меня было несколько номеров мобильных телефонов сотрудников страховой, по одному я смогла дозвониться. Менеджер уже работал в другой организации, но в личной почте нашел письмо, которое они месяц назад рассылали клиентам. Видимо, не всем, потому что я такого не получала.

Там была инструкция, как подавать документы о наступлении страхового случая при временной администрации:

Второй пункт ко мне не относился: машину угнали, осматривать было нечего. Да и давать телеграмму о происшествии было поздно. Но я надеялась, что хотя бы данные о моем первом, августовском обращении никуда не пропали.

С 2019 года в России появилась служба финансового уполномоченного, которая принимает претензии к страховым и регулирует споры в досудебном порядке. Вы имеете право пожаловаться на страховщика, если он не отвечает вам в течение:

  1. 15 рабочих дней — в случае направления заявления в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного;
  2. 30 календарных дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг — в иных случаях.

Я сделала нотариальные копии всех документов, которые уже были поданы в страховую, и последнего постановления, полученного в полиции. Услуги нотариуса стоили около 2 тысяч рублей. Единственным документом, который мне не заверили, была та самая ксерокопия описи. Также я составила заявление-претензию с указанием суммы ущерба и добавила данные своего счета в Сбербанке. Увесистый конверт со всеми этими документами я отправила в Крым с уведомлением о вручении.

стоили услуги нотариуса

Письмо, которое рассылали партнерам после введения внешнего управления. Это инструкция, как действовать, чтобы подать документы временной администрации и получить компенсацию

Заявление-претензию я писала в произвольной форме. Потребовала перечислить страховую сумму в размере 1 400 000 Р , потому что мою Мазду CX-5 угнали, а это страховой случай

Через несколько месяцев, в конце 2018 года, мне пришел ответ. Руководитель временной администрации уведомляла, что мои требования кредитора рассмотрят и мне вернут остаток неиспользованной страховой премии, то есть примерно 30 тысяч рублей. И ни слова о компенсации за угон.

Я написала новую претензию с требованием выплатить мне сумму убытка, снова приложила копии документов и отправила теперь уже по трем адресам: в Агентство по страхованию вкладов в Москву, в Арбитражный суд Республики Крым в Симферополе и во временную администрацию компании в Красноперекопск.

В марте 2019 года мне пришли ответы. Общий смысл был таков: дело о включении меня в число кредиторов будет рассматривать Крымский арбитражный суд. АСВ возражает, потому что в базе данных организации отсутствуют сведения об уплате страховой премии. То есть у них нет подтверждения, что я вообще покупала эту страховку. Мне было предложено следить за делом на сайте арбитражного суда.

Если раньше мы претендовали хотя бы на 30 тысяч рублей, то сейчас нас совсем выкинули за борт. Уничтожили, спрятали или потеряли наши документы — что именно случилось, никто не понял. Оставалось все меньше надежды, что суд примет решение в нашу пользу. Конкурсное производство только началось, поэтому о реальных судебных процессах пока не было и речи.

В какой-то момент я перестала следить за ходом дела и свыклась с мыслью, что нам ничего не выплатят.

Как у меня снова появилась надежда

Зимой 2021 — спустя почти три года — мне пришло первое судебное письмо. В нем Арбитражный суд Республики Крым уведомлял меня, что принял возражения конкурсного управляющего и не включил меня в список кредиторов, но я могу ознакомиться с материалами дела и присутствовать на заседании.

Заседание в Симферополе назначили на 14 апреля.

До этого момента я была уверена, что ни на что не претендую: считала, что за три года все давно вывели, распродали и никаких денег не получить. И вдруг такое письмо. Я поняла, что надо попытаться вскочить в этот поезд: поехать в Крым самой или найти представителя и отстоять свои интересы, чтобы меня все-таки включили в число кредиторов.

Чтобы подготовиться к заседанию, мне надо было знать, что за возражения представило Агентство по страхованию вкладов. На основании этого можно было выстраивать свою линию защиты.

В почтовом ящике я нашла еще одно извещение из Москвы. Это были те самые возражения, но срок получения письма истек накануне. Я побежала на почту, там письма не нашли. Спросила, почему почта не отправила повторное извещение. Мне сказали, что продлить срок хранения может только отправитель — за дополнительную плату. Письмо уже отправили обратно.

Я представила, как пишу новое письмо в АСВ с просьбой еще раз прислать возражения, и мне стало дурно. Поняла, что в одиночку не справлюсь, и решила искать адвоката. Мне нужен был специалист по банкротствам с опытом успешного ведения дел. Такого человека мне порекомендовала знакомая.

я потратила на типовую судебную доверенность

Мы с адвокатом условились, что он получит гонорар, только если я получу деньги. Договорились на 10% от суммы. У меня не было ни малейшего представления, сколько я могу получить. Были варианты:

  1. всю страховую сумму — 1 400 000 Р ;
  2. остаток неизрасходованной страховой премии — примерно 30 тысяч;
  3. ничего.

Если вы судитесь с кем-то , регулярно проверяйте почтовый ящик. Банкротные дела идут годами: три года, как в моем случае, — это абсолютно нормальный срок. Следите за процессом и ходите на почту, если ждете письма. Никто не заинтересован в том, чтобы письмо к вам попало. Его отправят самым простым способом, без уведомления о вручении. Судебные и административные письма хранятся всего 7 дней. А Почта России не отличается безупречностью и скоростью работы, и с них взятки гладки. Помните об этом.

О гонораре адвоката, будь то фиксированная сумма или процент, лучше договориться заранее, чтобы это не стало неприятной неожиданностью.

Арбитражные суды сейчас проходят в основном дистанционно, так что в Симферополь ехать не пришлось — ни мне, ни адвокату. За несколько дней до заседания адвокат погрузился в материалы дела, чтобы узнать, можно ли оспорить возражения АСВ.

Суд в Симферополе

Адвокат позвонил мне только один раз — спросил, где акт осмотра транспортного средства. На том основании, что его нет, АСВ и выставило свои возражения.

Но ведь автомобиль угнали, поэтому акта и не было. У меня была только куча документов из полиции, например акт осмотра места преступления. Все это я и сообщила адвокату.

В итоге АСВ дважды выставляло свои возражения: сначала они не нашли мои платежные документы, затем — акт осмотра ТС. Но суд принял мою сторону.

Решение можно было обжаловать в десятидневный срок, но никто этого не сделал. Конкурсный управляющий теперь должен запросить у нас банковские реквизиты.

Адвокат сказал мне почаще проверять почтовый ящик и посоветовал не надеяться, что заплатят быстро: один из его клиентов ждал два года. Пока я ничего не получила, ящик проверяю каждый день. Обязательно напишу здесь о конечном результате.

Читайте также: