Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля в гибдд 2020

Обновлено: 10.05.2024

По мере необходимости перевозки габаритных грузов все больше автолюбителей устанавливают на свое транспортное средство ТСУ - тягово-сцепное устройство. Но в последнее время мы постоянно сталкиваемся с вопросами о необходимости регистрации фаркопов. Поэтому стоит окончательно разобраться в этом вопросе, чтобы знать свои права и/или пресекать противоправные действия ДПС.

Если рассуждать как обычный обыватель - то любое конструктивное изменение транспортного средства потенциально несет в себе опасность.

Автомобильные производители понимают, что в обязательном порядке их продукцию необходимо тщательно тестировать с учетом различных конфигураций автомобиля. Поэтому подавляющее большинство автопроизводителей предусматривает специальные технологические отверстия и способы крепления фаркопа в конструкции авто. Это позволяет упростить регистрацию ТСУ в большинстве европейски странах, в т.ч. и России. Но как в любом вопросе, связанном с госавтоинспекцией, есть определенные нюансы, которые стоит в обязательном порядке соблюсти для успешной регистрации фаркопа.

Фаркоп Thule на Mercedes

Как обстоят дела с регистрацией фаркопов в 2020 году?

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  1. при установке на транспортное средство компонентов:
    1. предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе анного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    2. предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

    Также существует мнение, что представители дорожно-патрульной службы на данный момент ощутимо загружены в связи с регистрацией новых транспортных средств и автоприцепов различной тоннажности. Так что если и будет принята жетская позиция по вопросу регистрации навесного оборудования, то только после увеличения"пропускной способности" регистрационных отделений ДПС.

    На сегодня обстановка рассматриваемого вопроса выглядит следующим образом.

    Если документы будут в порядке (паспорт изделия, сертификат соответствия, заказ-наряд на установку в сертифицированном автосервисе), а в транспортном средстве изначально предусмотрены технологические способы крепления ТСУ, то у инспекторов не будет никаких оснований для выписки штрафа. С теоретической точки зрения могут выписать протокол за "нечитаемые" номера, если крюк и/или шар фаркопа будут делать номер "нечитаемым".

    Фаркоп Лидер Плюс

    Так нужно ли регистрировать ТСУ в ГИБДД?

    Вам не придется этим заниматься, если выполнены ниже перечисленные 3 пункта

    1. ТС имеет возможность установки фаркопа.
    2. На изделие есть свои паспорт изделия и сертификат соответствия. Их наличие подтверждает заводское изготовление навесного оборудования - все испытания проведены заводом-изготовителем и он гарантирует качество своего изделия. Подтверждением является сертификат соответствия, копия предоставляется по запросу покупателя.
    3. Установка ТСУ была произведена специализированным установочным центром. Автоцентр имеет необходимое разрешение на проведение работ по установке. В качестве подтверждения факта правомерной процедуре монтажа у вас будет заказ-наряд, акт приемки работ.

    Если вы все равно желаете зарегистрировать навесное оборудование в качестве внесения изменений в конструкцию автомобиля, то вам занесут запись в ПТ и тех.талоне.

    Нужно регистрировать, если уже установили фаркоп?

    В таком случае решение проблемы заключается в поиске сертифицированного установочного центра, который окажет вам услуги по диагностике автомобиля с новыми изменениями в конструкции. Эта процедура может занять много времени в силу задействования в данном процессе завода-изготовителя фаркопа. В случае положительного исхода запросите все документы, которые можете получить от автотехцентра:

    • акт выполненных работ (с актом приемки);
    • заказ-наряд;
    • сертификат соответствия;
    • копия лицензиции (свидетельства) техцентра на проведение работ по установке.

    Такой набор документов не будет лишним при езде по нашей стране и поможет решить спорные ситуации с сотрудниками ДПС. Стоимость процедуры под ключ - от 1000 до 3000 рублей.

    На каких автомобилях все предусмотрено заводом?

    электрика на фаркоп (розетка с колпачком)

    Большинство автоконцернов разрешают установку ТСУ, но даже в 2020 году бывают исключения. Для полной уверенности в возможности использования вашего "железного коня" в качестве тягача, вам стоит глянуть на табличку с ВИН-кодом. На ней написаны следующие важные параметры:

    • общая масса;
    • допустимая масса;
    • опционально - нагрузка на оси (заднюю, переднюю).

    Тем самым вы без труда сможете посчитать полезную снаряженную массу прицепа, которую может тянуть ваш автомобиль.

    А что с электрикой? Влияет на регистрацию?

    Влияет. Наличие прицепа обязывает водителя поставить на него дубликат государственного регистрационного номера и обеспечить дублирование стоп-сигналов на задних фонарях. Поэтому стоит сразу позаботиться о приобретении электрики - розетки или блока согласования.

    • Розетка (7-pin, 13-pin) предназначена для авто старых годов выпуска, обеспечивая простое дублирование сигнала на поворотники и стоп-фонари.
    • Блок согласования работает на различных технологиях (реле, процессор). В силу специфики работы современных борт-компьютеров могут подавать управляющие сигналы на фонари и фары по ШИМ-технологии.

    Какой штраф предусмотрен законом?

    В силу различной трактовки нормативных актов в каждом регионе сотрудники ДПС выписывают штрафы по ст.12.5 КоАП ч.1. размером в 500 рублей. Но если данное нарушение водитель получает впервые, то можно ограничиться устным предупреждением. Поэтому не стоит вызывать у инспектора по отношению к себе неприязнь - общайтесь вежливо, культурно.

    Каждый автолюбитель знает, что установка дополнительного оборудования на автомобиль может повлечь за собой регистрацию данных изменений. Требования безопасности дорожного движения обязывают осуществлять проверку транспорта в случае внесения в него изменений и официально их оформлять. Однако какое оборудование нужно регистрировать, а какое нет? И обязательна ли регистрация в ГИБДД фаркопа на легковой автомобиль в 2021 году, если возникла необходимость его установить? Для этого последовательно ответим на следующие вопросы.

    Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля

    Когда нужно регистрировать изменения, а когда в этом нет необходимости, можно понять, если обратиться к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" II.Определения.

    Внесение изменений в конструкцию транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

    ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

    Каждый автомобиль представляет собой сложную взаимосвязь узлов и механизмов, которые разработаны производителем и предусмотрены для установки. Поэтому, если вы удаляете из конструкции вашего авто какую-либо предусмотренную деталь, устанавливаете не разрешенную документацией завода запчасть - это необходимо официально оформлять.

    Следовательно, регистрация установки фаркопа в ГИБДД в 2021 году будет обязательной, если данное тягово-сцепное устройство (ТСУ) не предусмотрено технической документацией транспорта.

    Документы на фаркоп легкового автомобиля

    Какой комплект документов необходимо возить с собой в машине, если установленный на ваш ТС фаркоп не нуждается в регистрации?

    Паспорт на фаркоп (твердая копия паспорта всегда находится в коробке, в которой продается оборудование);

    обращаем внимание, что при утере паспорта его можно запросить у продавца ТСУ либо же скачать с интернета);

    заверенная копия сертификата соответствия на фаркоп с приложением. В приложении находится информация о марках автомобилей, на которые может быть установлен данное ТСУ;

    отметка в паспорте авто об установке ТСУ в сертифицированном центре;

    руководство по эксплуатации вашего автомобиля, где указана возможность установки фаркопа;

    квитанция об оплате и чек.

    Если производитель авто не предусмотрел установку ТСУ на ваш автомобиль, процедура регистрации фаркопа будет следующей:

    Посетить ближайшее отделение ГИБДД с пакетом документов для предварительной экспертизы.

    Получить решение по экспертизе.

    Установить фаркоп в специализированном центре. Получить все необходимые документы.

    Провести техосмотр ТС и получить диагностическую карту.

    Пройти техническую экспертизу ТС в ГИБДД.

    Получить свидетельство, выданное на основании протокола технической экспертизы.

    Что делать, если документов на ТСУ нет?

    Обойтись без штрафа при отсутствии регистрации на фаркоп возможно в следующих случаях:

    Отсутствие нарушений ПДД в течение года, в этом случае инспектор может ограничиться предупреждением;

    эксплуатация съёмной модели ТСУ;

    если наличие прицепа предусмотрено изготовителем;

    используемый фаркоп сертифицирован для вашей машины.

    Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

    Что делать, если планируется покупка фаркопа?

    Если вы планируете купить фаркоп, тогда необходимо еще раз полностью прочитать паспорт вашего автомобиля.

    Если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана возможность установки ТСУ и буксировки им прицепа, тогда производитель ТС не запрещает установку фаркопа на ваш автомобиль, соответственно это не будет являться изменением конструкции авто. В таком случае регистрировать ТСУ вам не придется. Положите в машину документы на фаркоп и показывайте их сотрудникам ГИБДД при необходимости.

    Необходимо найти фаркоп, который подходит именно под ваш автомобиль. Заранее запросить у продавца наличие всех необходимых документов. При отсутствии требуемых бумаг следует обратиться к другому поставщику.

    Также необходимо найти специализированный центр, где специалисты установят ТСУ на ваше авто. Здесь вы также можете получить дополнительную информацию касательно регистрации фаркопа, если таковая потребуется, а также сопроводительных документов на ТСУ.

    Что делать, если фаркоп уже установлен?

    В данной ситуации может быть несколько вариантов:

    ТСУ установлен, но регистрация не пройдена. Если вы все-таки хотите ездить по дорогам спокойно, следует взять несколько отгулов на работе и пройти всю процедуру регистрации. При этом проверьте наличие у вас всего списка документов, приведенного выше.

    Вы покупаете б/у автомобиль уже с ТСУ. Заранее договоритесь с собственником, чтобы он вам передал весь пакет документов. В противном случае законопослушный сотрудник ГИБДД потребует демонтировать фаркоп перед регистрацией автомобиля.

    Вы покупаете новый автомобиль с фаркопом. Узнайте продавца сразу, насколько законна установка фаркопа на данную модель – это в дальнейшем может сильно облегчить вам жизнь.

    Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

    Фаркоп

    Фаркоп (или тягово-сцепное устройство) - специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп - это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.

    Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2021 году можно получить не только штраф, но и аннулирование регистрации.

    Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?

    В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

    • Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
    • Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.

    Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

    Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

    С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

    Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

    Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

    В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

    Документы на фаркоп легкового автомобиля

    В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

    Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

    • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

    Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

    • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
    • При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
      • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
      • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.

      Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:

      • Руководство по эксплуатации автомобиля.
      • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
      • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.

      Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.

      Что делать, если документов на ТСУ нет?

      Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.

      • в электронной форме - через сайт организации;
      • лично - через официального представителя в Вашем городе;
      • по почте - заказным письмом.

      Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.

      Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.

      Что делать, если планируется покупка фаркопа?

      Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.

      Рекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.

      Что делать, если фаркоп уже установлен?

      В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.

      Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.

      Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.


      Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.

      Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?

      Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

      Необходимость в процедуре регистрации фаркопа полностью зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик:

      • Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
      • Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.

      Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.

      Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.

      Документы на фаркоп

      Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:

      • Заявление на бланке установленной формы;
      • Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
      • Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
      • Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.

      После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:

      • Карта диагностики автомобиля;
      • Договор о покупке прицепа, если есть;
      • Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
      • Декларация из сервисной мастерской;
      • Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
      • Заключение экспертизы.

      Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.

      Где получить документы на ТСУ

      Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

      Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:

      • Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
      • Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
      • Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
      • Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
      • Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
      • Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.

      Рекомендуется предварительно позвонить в ближайшее отделение, запросить информацию по необходимым документам и адресам, где их можно получить. В некоторых отделениях процедура осмотра и проведения экспертизы отличаются.

      В каких случаях устанавливать нельзя?

      Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:

      • Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
      • Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
      • Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
      • На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.

      Езда с самодельными, не сертифицированными крюками незаконна. Если водителя остановит сотрудник ДПС и окажется, что фаркоп установлен неправильно или не соответствует регламенту, автовладельцу грозит административное наказание.

      На что обратить внимание при покупке фаркопа?

      Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:

      • Подходит ли фаркоп к марке авто;
      • Как его нужно будет закрепить на кузове;
      • Размеры, вес изделия;
      • Соответствие характеристик требованиям государства;
      • Подходит ли крюк для соединения с прицепом.

      На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.

      Как оформить установленный фаркоп?

      Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля

      Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:

      • Через официальный сайт;
      • В региональном отделении, если есть;
      • Заказным письмом на юридический адрес производителя.

      Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:

      1. Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
      2. Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
      3. Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
      4. Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
      5. Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.

      Если оформить модификацию не получается, лучше снять изделие. Специально для таких случаев производят съемные фаркопы. Самодельный придется спиливать.

      Ответственность за неоформленное ТСУ

      Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.

      Как избежать штрафа?

      Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:

      • Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
      • На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
      • Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.

      Читайте также: