Если машина на гарантии и попала в дтп где ремонтировать по осаго 2021

Обновлено: 26.04.2024

Составьте договор и помните, что слишком долго удерживать автомобиль сервис не имеет права.

Содержание

Большинство предпочитает не ремонтировать автомобиль самостоятельно, а отдавать его в специальный сервис для устранения всех неисправностей. Как и в случае с любой услугой, клиент может остаться недоволен работой. Да и многие слышали истории, как обманывают в автосервисах. Каким образом защитить свои права и подстраховаться от неприятностей? Рассказываем в этой статье.

Какую информацию должен предоставить автосервис?

Потребителю-владельцу автомобиля автосервис еще до того, как взять автомобиль в ремонт, обязан:

  • Подробно рассказать о тех работах, которые планируются.
  • На сертифицируемые работы должны предоставить сертификат соответствия.
  • Назвать корректные цены на услуги и запчасти, если они приобретаются в автосервисе.
  • Озвучить сроки работы, а также гарантийное время на них и запчасти, которые при этом используются.
  • Представить конкретного исполнителя, который выполняет работы.

На что обратить внимание при заключении договора

После обсуждения деталей клиент может потребовать, чтобы с ним заключили предварительный договор. В нем должны быть указаны юридический адрес и название компании.

  • дата приема заказа,
  • сроки его исполнения,
  • перечень оказываемых услуг и запасных частей и расходных материалов,
  • цена каждой услуги
  • общая стоимость работ,
  • порядок оплаты, марка,
  • модель и номер машины,
  • номера основных агрегатов,
  • примерная стоимость сдаваемой в ремонт машины

Договор составляется как минимум в двух экземплярах. Его должно подписать ответственное лицо со стороны автосервиса и заверить печатью. Один экземпляр остается у заказчика.

Предоставление акта

К договору прикрепляется специальный акт, в котором описываются видимые внешние повреждения авто, его комплектность. Это нужно для того, чтобы в случае конфликтной ситуации было понятно, появились какие-то повреждения на авто в результате действия сотрудников автосервиса, или были изначально. Такой акт – дополнительная страховка для владельца.

Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя

Важно! Расходные детали и материалы не входят в гарантийный перечень. К ним относятся различные жидкости, фильтры, свечи зажигания, предохранители, тормозные колодки, лампочки.

Срок гарантийного ремонта автомобиля

В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? Сроки гарантийного ремонта:

  • ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;
  • ремонт может длиться до 45 суток.

Гарантия на ремонт автомобиля определяется производителем.

Отсутствие деталей, на которое часто ссылаются ремонтники, не является основанием для увеличения срока ремонта, так как своевременный их заказ – задача обслуживающей организации.

Законный отказ от гарантийного ремонта может быть только один – если экспертиза выявит, что неисправность возникла в результате неверной эксплуатации автомобиля, и владелец, по сути, сам виноват в ее возникновении.

Оказание услуг ненадлежащего качества. Что делать, если автосервис некачественно выполнил ремонт

Если вы недовольны результатом работы автосервиса, первым делом стоит подготовить претензию.

Составление претензии

Составить ее необходимо в двух экземплярах, один останется у вас. Проследите, чтобы на обеих копиях поставили подпись и печать – это свидетельство того, что их претензию приняли в работу.

В претензии вы можете указать, какую компенсацию хотите:

  • Устранение недостатков без дополнительной оплаты.
  • Уменьшение цены за работы.
  • Выполнение работы по устранению возникших недостатков без дополнительной оплаты.
  • Компенсация за то, что вы устраняете недостатки своими силами.

Кто оплачивает экспертизу?

Экспертиза производится за счет автосервиса. Вы можете присутствовать при ней, чтобы убедиться в ее справедливости.

Однако если окажется, что недостатки не связаны с работой сотрудника автосервиса и связаны с тем, как вы эксплуатировали автомобиль, вам придется заплатить за экспертизу.

Исковое заявление в суд

Если на вашу претензию не реагируют или вы недовольны результатом экспертизы, можно обратиться в суд. Вам потребуются договор, все чеки, а также фото- и видеосвидетельства, которые подтвердят вашу правоту.

Вы можете дополнительно потребовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.


Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.

Откуда берутся деньги за доплату

Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  1. Страховщик намеренно уменьшает стоимость выплаты.
  2. Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.


Компания специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:

Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.

Ремонт обходится дороже страховки

Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.

Действия должны быть следующими:

Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.

По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспорта;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юридическим лицом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

При продаже транспортного средства (ТС) владелец может получить часть страховки. Хозяин обязан расторгнуть договор с

Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков

Чтобы застраховать свою машину, ежегодно автовладельцы вынуждены отдавать немалую сумму за полис. Поэтому актуален вопрос,

Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

    от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
  • Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  • Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?


Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2022 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?


На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2022 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2022 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2022 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2022 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Порядок проведения ремонта

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

  1. страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  2. самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  3. загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  4. ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  5. приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  6. подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2022 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?


Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2022 году будет делаться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году получится если:

  • у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  • потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  • потерпевший – инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2022 году на практических примерах:

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2022 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2022 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.

До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.

Заключение

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2022 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

img

Произошедшая авария в большинстве случаев требует проведения ремонта машины. Владелец заинтересован восстановить транспортное средство в кратчайшие сроки. Но законодательство об ОСАГО устанавливает период в 15 дней, до истечения которых нельзя ремонтировать машину после ДТП. К данному требованию не относятся ситуации, когда расследованием аварии занимались сотрудники ГИБДД. Игнорирование требований закона может привести к назначению регресса страховой компанией. Но необходимо учитывать различные нюансы, представленные в предлагаемом материале, для упрощения задачи получения компенсации по страховке ОСАГО.

Можно ли ремонтировать машину после ДТП в 2021 году?


На первый взгляд, ответ на вопрос о том, можно ли ремонтировать машину после ДТП, однозначен – нельзя. На данное обстоятельство указывает законодательный акт, регламентирующий характер правоотношений между участниками страхового процесса.

Детально об этом сказано в п. 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 , устанавливающий регламент ОСАГО. Отмечено, что если участники ДТП оформили происшествие без сотрудников полиции, необходимо обеспечить возможность проведения осмотра или независимого экспертного обследования пострадавших автомобилей. Эти мероприятия страховщик должен организовать в пятнадцатидневный срок, исключая государственные праздники, от момента наступления страхового случая. Организация ремонта или утилизации возможна исключительно по письменному согласованию со страховой компанией.

Законодательство об ОСАГО содержит исчерпывающий регламент поведения автовладельцев, указывая, что делать с машиной после ДТП. Оба участника происшествия обязаны в течение 15 дней сохранять транспортные средства в неприкосновенности, если результаты аварии зафиксированы в упрощенном порядке – европротоколом. Если ДТП расследовали сотрудники ГИБДД, то владельцам не придется думать о том, можно ли ремонтировать машину до выплаты страховки. В этом случае к ремонту разрешается приступать в любое время.

Кратко подытоживая сказанное: при составлении европротокола, установлен запрет на восстановление на 15 дней. Этот срок назначен не от момента обращения к страховщику, а от даты происшествия. В расчете количества дней не учитывают только официальные государственные праздники. При определении периода нужно считать субботы и воскресенья, входящие в данный отрезок времени по календарю.

К примеру, если авария произойдет 5 декабря, указанный срок истекает 20 числа того же месяца. За это время ответ на вопрос о том, можно ли ремонтировать машину после ДТП виновнику или пострадавшему, однозначен – нельзя, чтобы не потерять страховку. Аналогичное требование распространяется на утилизацию.

До проведения осмотра страховой компании

Важно обратить внимание на фразу в законе о необходимости организации осмотра или независимого экспертного обследования автомобилей. Это связано с тем, что страховщику нужно рассчитать размер понесенного ущерба для начисления выплаты по страховке . При этом некоторые обстоятельства можно выяснить по состоянию авто пострадавшего, к примеру, сличив совпадение перечисленных в европротоколе повреждений, присутствие старых дефектов, не подпадающих под возмещение по условиям ОСАГО, прояснив другие важные моменты.

Без проведения осмотра и оценки ущерба со стороны страховщика не обойтись. На основании экспертного заключения, страховая компания получит информацию о размерах выплат, организует ремонт автомобиля в сервисном центре. К осмотру и оценке машины необходимо привлекать аттестованных экспертов, работающих со страховщиком по заключенному договору.

Но выполнение ремонта после проведенного экспертного обследования пока преждевременно. Ведь владелец еще не получил компенсации.

До выплаты по страховке

Многие водители ошибочно полагают, что страховщик обязан возмещать ущерб исключительно деньгами. На самом деле это не так. Законодательство четко ограничивает перечень ситуаций , при которых страховая компания обязана выплатить денежные средства клиенту в качестве возмещения убытков. И далеко не всегда конкретный случай входит в данный список.

Практика такова , что обычно пострадавшую машину направляют на ремонт в СТО, работающей по контракту со страховщиком. Если владелец отремонтирует машину раньше, причин для обращения в автосервис не останется. Поэтому водителю в итоге ничего не возместят, что будет довольно несправедливо. Но таковы нормы закона, четко устанавливающие, сколько нельзя ремонтировать машину после ДТП. Лучше немного подождать, чем лишиться права на законное возмещение ущерба.

Но даже при назначении денежной выплаты по ОСАГО, далеко не факт, что клиент согласится с суммой, насчитанной страховой компанией. Многие страховщики намеренно занижают размер компенсации , чтобы уменьшить финансовую нагрузку на организацию. Например, стоимость ремонта после аварии составляет не менее 100 000 рублей, тогда как СК выплачивает лишь 65 000. В данной ситуации предстоит борьба за доплату или полное оспаривание отказа страховщика в компенсации ущерба.


Если еще идет спор со страховой компанией

Если клиент не согласен с решением страховщика, его можно обжаловать в рамках действующих законодательных норм. В данной ситуации очевиден ответ на вопрос: почему нельзя ремонтировать машину после ДТП. Проведя ремонт, пострадавший не сможет доказать неправомерность отказа или занижения суммы возмещения ущерба со стороны страховой компании.

По возможности, если без машины реально обойтись некоторое время, лучше подождать до окончательного разрешения спорной ситуации. Формально, по нормам закона, после ДТП можно делать машину в любое время. Но потерпевший сам заинтересован в том, чтобы не торопиться с восстановлением. Иначе можно потерять шансы на получение страховой выплаты.

Порядок выхода из создавшейся спорной ситуации следующий:

Лучший выход – не трогать автомобиль до окончательного разрешения споров со страховщиком, чтобы воспользоваться возмещением ущерба в натуральной форме, по направлению в специализированный сервис.

Что будет если виновник ДТП самостоятельно отремантирует машину в течении 15 дней?

Если виновник ДТП примет поспешное решение о том, когда ремонтировать машину после аварии, в его отношении может поступить регрессное требование от страховщика. Нарушителю придется полностью выплатить СК сумму, полученную пострадавшим.

Многие могут возмутиться, сетуя на несправедливость назначения подобной выплаты, учитывая, что гражданская ответственность водителя застрахована. Но необходимо понимать, что действующий полис ОСАГО не всегда исключает возможность прямого взыскания убытков с виновника ДТП. А если нарушитель не выполнил обязательное условие закона, запрещающее ремонт автомобиля в течение 15 дней после аварии, требование по регрессу в его адрес вполне обосновано.

В п. 3 ст. 14 ФЗ-40 об ОСАГО сказано, что страховщик вправе потребовать от виновника ДТП полного возмещения выплаты, назначенной пострадавшему, если нарушитель в пятнадцатидневный срок отремонтирует свою машину, пострадавшую в результате происшествия, оформленного без участия сотрудников ГИБДД. Аналогичные условия закон предполагает, если виновник откажется предоставлять свое транспортное средство представителям страховщика для осмотра или экспертизы с целью определения суммы понесенных убытков.

Другими словами, если виновник происшествия в течение 15 дней не предоставит машину для осмотра или экспертного обследования, назначение регресса страховщиком абсолютно правомерно.

Иногда письменное требование страховой компании запаздывает. В результате владелец успевает отремонтировать машину по прошествии 15 дней, после чего получает письмо от СК, отправленное до истечения установленного законодательством срока.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с отсчетом периода, когда после ДТП можно самому ремонтировать машину, следует незамедлительно связаться со страховщиком, изложив создавшуюся ситуацию и уведомив, что письмо получено с опозданием.

В данном случае виновника не смогут привлечь к ответственности, если факт позднего получения послания он подтвердит документально. Необходимо согласовать перенесенную дату осмотра машины, а наказания опасаться не стоит.

Но лучше дополнительно перестраховаться, приступив к ремонту авто, спустя несколько дней после истечения пятнадцатидневного срока с момента ДТП.


Ответственность потерпевшего

Единственное, что грозит потерпевшему – невозможность предъявления авто представителю страховщика, что может повлечь отказ в выплате или занижение суммы ущерба. При этом доказать собственную правоту будет затруднительно, поскольку нанесенные повреждения уже устранены.

Пострадавшему, в отличие от виновника, не грозит назначение регресса, поскольку он не виноват в произошедшем происшествии.

Мнение Верховного Суда РФ

Практика Верховного Суда РФ показывает, что самовольное проведение ремонта пострадавшим не может послужить доводом страховщика в пользу отказа от возмещения ущерба. Это видно по примерам решений, принятых после рассмотрения некоторых дел в 2020 и 2021 годах.

Вот примеры этих разбирательств:

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проведенный до истечения 15 дней после ДТП ремонт не отменяет необходимости возмещения ущерба пострадавшему в ДТП по договору ОСАГО. Но чтобы добиться выплаты, могут потребоваться длительные и неоднократные судебные разбирательства.

Можно ли ремонтировать машину по истечении 15 дней?

Если установленные законодательством 15 дней прошли, владельцам обоих авто, участвовавших в ДТП, ничто не препятствует в проведении ремонта.

Но не стоит полагать, что обязательства будут сняты вовсе. Страховщик вправе, по прошествии данного срока от момента составления европротокола, потребовать проведения экспертизы. Не важно, что машина уже полностью восстановлена. Необходимо предоставить ее для проверки экспертам страховщика не позже 5 дней после получения соответствующего письменного уведомления.

Игнорирование этого требования, на основании п. 3 ст. 11.1 ФЗ об ОСАГО , грозит возмещением ущерба виновником за свой счет. Причем речь может идти о значительной сумме!

Разрешена ли продажа автомобиля сразу после ДТП?

Законодательство об ОСАГО однозначно регламентирует возможность восстановления или утилизации автомобиля. Что касается возможности продажи, здесь ситуация довольно спорная. Можно ли продавать машину в течение 15 дней после аварии – на этот вопрос точный ответ не дает даже практика Верховного суда.

В данной ситуации необходимо руководствоваться следующими противоположными по сути соображениями:

  • прямой запрет на продажу автомобиля виновником ДТП отсутствует, взамен Конституция РФ в ст. 35 и Гражданский Кодекс в ст. 35 прямо подтверждают свободу распоряжения собственным имуществом;
  • виновный в аварии должен предъявить машину к осмотру страховщику не позже 15 дней от момента происшествия.

Если продать авто, бывший владелец не сможет гарантировать проведение осмотра или экспертного обследования. Потребуется обращение к новому собственнику, который не связан обязательствами со страховой компанией. Ведь он не сможет получить возмещение от СК на ремонт автомобиля.

В данной ситуации рекомендуется воздержаться от продажи техники до истечения срока исковой давности (три года). За этот период страховщик вправе потребовать осмотра или экспертизы машины, а владелец не вправе в этом отказать.

Стоит ли ремонтировать машину после ДТП – каждый должен решать этот вопрос сам, если 15 дней после аварии уже прошли. Но продажа не позволит удовлетворить требование СК, что грозит предъявлением регресса по возмещению пострадавшему. Да и у самого потерпевшего возникнут сложности с получением компенсации, ввиду невозможности осмотра или обследования машины виновного.

Законодательство регулярно меняется. Не исключено, что вопрос возможности продажи машины после ДТП будет оговорен в соответствующих поправках. Поэтому необходимо следить за обновлением законодательных норм, чтобы досконально владеть ситуацией.

Читайте также: