Особенности вождения полноприводного автомобиля в зимний период

Обновлено: 09.05.2024

Между тем сейчас на рынки вышли полноприводные автомобили различных типов и марок. Какие же из них предпочтительны для скользких дорог?

Подключаемый полный на гололёде

Постоянный полный привод на гололёде

В 80-е годы скоростные машины с постоянным полным приводом считались высшим достижением техники, первенцами были раллийные Audi quattro, завоевавшие всевозможные призы и кубки. А в 90-е годы эта трансмиссия перешла на гражданские автомобили. По сей день она считается самой удачной и надёжной для зимнего гололеда. Ломаться там нечему. Никакой электроники. Поэтому полноприводные седаны и кроссоверы Audi с шильдиком quattro так ценятся на вторичном рынке. Audi могли выделывать фигуры высшего пилотажа, управляемо дрифтить, ездить боком по льду, вилять хвостом для прохождения связок скоростных поворотов. Всё это позволял постоянный полный привод quattro с межосевыми блокировками Торсена.

Вискомуфта на гололёде

Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом в конце прошлого века был дорог. Ставили его на раллийные и люксовые автомобили. Поэтому инженеры старались найти более дешёвые альтернативы. Была изобретена вискомуфта или вязкостная муфта.

Представьте две тарелки, поставленные вертикально, между которыми залит пудинг. Внутреннее заполнение похоже на желе, но обладает волшебным свойством застывать при перемешивании. Если тарелчатые диски вращаются с разными скоростями, то желе перемешивается и твердеет. А как только твердеет, то и тарелки-диски, закреплённые на выходных валах, синхронизируются. Это и есть муфта. Для лучшего зацепления ставят несколько тарелок и называют этот бутерброд пакетом фрикционов.

Первыми вискомуфту применили немцы из Volkswagen. Её получил микроавтобус Caravelle Syncro, а также Golf 2. Но дальше всех пошли японцы из Subaru. На автомобиль Rex Twin Visco установили трансмиссию с двумя вискомуфтами. Инженерам нравилась её простота и дешевизна. Однако вискомуфта имела серьёзные недостатки, которые необходимо знать при езде в гололёд.

К примеру, функционирование муфты было нестабильным. Она схватывала в разные периоды времени. Водитель не мог определить, как быстро затвердеет наполнитель между дисками. Всё зависело только от наполнителя. Если, к примеру, машина в повороте начинала скользить, то вискомуфта подключала заднюю ось неожиданно. Крутящий момент срывал колёса в небольшой занос. Неопытный водитель мог потерять контроль над машиной на льду. В итоге от вискомуфт в полном приводе отказались ещё в 90-е годы. Однако на вторичном рынке попадаются такие экземпляры.

Дешёвые мозги

Большой скачок вперёд полный привод сделал с началом эпохи дешёвой электроники. Вместо вязкостной муфты появилась электронная.

Электроника теперь сама определяет момент начала пробуксовки колёс. Стоит им проявить малейшую склонность к скольжению, и компьютер с помощью электромагнитов сжимает диски. Но не полностью, а лишь для того, чтобы подтолкнуть ведущую ось.

Как правило, такие муфты идут на автомобили с поперечной компоновкой двигателя и коробки. Самым ярким представителем является Renault Duster, а также кроссоверы Nissan. Муфты дёшевы, но имеют существенный недостаток, а именно склонность к перегреву. Электромагниты не справляются с большими нагрузками. Фрикционные диски проскальзывают и разогреваются от трения. Если забраться в снег и проехать по целине метров 50-100, то узел раскалится, и электроника отключит муфту. Водителю придётся обождать с внедорожными приключениями, пока машина отдохнёт. В гололёд нагрузок на неё меньше, хотя для дрифта электромагнитная муфта тоже не подходит.

Подключаемый через гидромуфту на льду

Чтобы сделать полный привод более надёжным и не склонным к перегревам, инженеры придумали вместо электромагнитной муфты гидравлическую. Преуспели в этом шведы из фирмы Haldex. Вместо электромагнитов для сжатия фрикционов используется гидравлическая система, которая так блокирует диски, что говорить об их проскальзывании не приходится. При этом гидравлика способна ослаблять хватку и имитирует работу межосевого дифференциала.

По функциональности гидромуфта приближается к постоянному полному приводу Audi, потому как постоянно держит заднюю ось в зацеплении, передавая ей примерно 5-10% тяги. Не удивительно, что гидравлические муфты идут на Audi A3 и на кроссовер Q3. Их любит Volvo, давно уже комплектуя все полноприводные машины системой Haldex. Доверие гидравлике настолько высоко, что в машинах нет тревожной пиктограммы о перегреве муфты. Автомобили способны даже к работе в школах экстремального вождения. Но если гидравлическая муфта перегреется, то блок выйдет из строя и потребуется дорогой ремонт.

Интеллект на службе зимой

Самым продвинутым типом полного привода считается симбиоз электромагнитных муфт с механическими дифференциалами. Такие трансмиссии ставятся на раллийные спорткары и в обрезанном варианте на интеллектуальные BMW xDrive, в особенности на паркетную линейку X3, X4, X5 и X6. Они очень дороги, но показывают чудеса управляемости на скользкой дороге. В них есть и сложная механика с дифференциалами, и управляемые электроникой фрикционные муфты. Трансмиссия может быть и полноприводной, и моноприводной и еще какой угодно одновременною На BMW можно постоянно шлифовать лёд колесами. В случае недостаточной поворачиваемости электроника быстро перебрасывает тягу между отдельными колёсами, чтобы подтолкнуть автомобиль к повороту. Если паркетник заскользил, то можно повернуть руль в нужную сторону и нажать посильней на газ. Электроника и механика вытащат его из сложной ситуации, если хватит свободного пространства. Дороги нынче узки.

В специализированных школах экстремального вождения есть определенные курсы, которые учат, как ездить по сложным дорогам. Одной из сложностей для водителя всегда были обледенелые дороги. Гололед не щадит ни владельцев удивительных премиальных автомобилей, ни специалистов с огромным стажем, ни покупателей самой дорогой зимней резины. Каждый имеет одинаковые шансы попасть в неприятную ситуацию, если не выучит правила вождения автомобиля на льду. Но в сегодняшнем разнообразии технических аспектов машин нужно выделить несколько типов автомобилей, с которыми следует познакомиться до поездки по гололеду. В частности, имеет огромное значение привод. Можно выделить системы переднего заднего, полного постоянного и полного подключаемого привода из всех присутствующих сегодня в обиходе. И на каждом из этих типов привода придется ездить по-своему.


Вопрос о том, как правильно ездить по льду, очень сложен. На него невозможно ответить одним предложением, чтобы всем стало ясно, как спастись от опасности. Влияет на стиль вождения и правильные приемы не только техника, но и условий попадания на этот самый лет. При гололеде на городских дорогах действия будут одними, на трассе или бездорожье придется руководствоваться другими рекомендациями. В любом случае, стоит узнать и запомнить общие советы о том, как вести себя при обнаружении льда под колесами автомобиля. Это поможет вам избежать неприятных заносов, а в случае их возникновения быстро выйти из неприятных ситуаций. Гололед - первая причина всех зимних аварий на дороге, так что следует воспринимать его достаточно серьезно. Это поможет избежать серьезных затрат в ближайшем будущем и обеспечить необходимую безопасность передвижения.

Общие рекомендации для водителя при поездке по льду

Если вы обратили внимание на блестящую дорогу под колесами автомобиля, сразу сбрасывайте скорость. Старайтесь ощутить любые виляния задней части автомобиля или передних колес. Как только вы найдете комфортный скоростной режим, придерживайтесь его и не превышайте даже при обгоне другого автомобиля. Резкое торможение в таких случаях невозможно и не приведет к желаемым результатам. Также соблюдайте следующие рекомендации:

  • держите очень большую дистанцию от идущих впереди автомобилей, а также не позволяйте другим авто приближаться к вам слишком близко, это поможет избежать аварий;
  • не тормозите резко - колеса заблокируются, автомобиль приобретет неконтролируемый ход, лучше тормозить медленно, с помощью прерывистых нажатий ногой на педаль тормоза;
  • не стоит делать резких движений при попытке перестроиться в другую полосу или обогнать авто на трассе, каждое движение должно быть максимально плавным и мягким;
  • проверьте тормозной путь, чтобы выбрать оптимальные условия и скорость поездки, на свободной территории попробуйте притормозить (убедитесь, что сзади не едет другое авто);
  • избегайте боковых заносов при резких и крутых поворотах на высокой скорости, именно из-за таких заносов чаще всего и происходят аварии в зимнее время года на сколькой дороге.


Конечно, для полной уверенности на ледяной дороге нужно обладать невероятным техническим арсеналом автомобиля. Но для вполне безопасной поездки хватит и хорошей зимней резины. Наличие шипов не обязательно, а вот качество производства будет важным фактором. Используйте все возможности вашего авто, чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге. А также придерживайтесь тех особенностей поездки, которые кажутся для вас безопасными.

Передний привод - выходим из неприятных ситуаций

На автомобилях с передним приводом колеса тянут машину вперед, что и определяет ваш способ поведения на льду. Если вы почувствовали, что задняя часть авто уходит вперед, придется вопреки всем желаниям тормозить увеличить количество оборотов двигателя. Об этом вам расскажут в любой школе экстремального вождения, да и в обычной автошколе инструктор обязан давать базовые знания по этой теме. Стоит обратить внимания на такие действия при выходе из заноса:

  • руль следует повернуть немного в сторону заносу, чтобы колеса были направлены ровно в том направлении, которое вам необходимо, выворачивать руль полностью не нужно;
  • когда колеса вывернуты в нужном направлении, воспользуйтесь педалью газа для увеличения оборотов, колеса начнут шлифовать лед и выводить ваш автомобиль из заноса;
  • важно вовремя выровнять колеса, а не оставить их в положении поворота, так как в следующие несколько секунд может начаться занос в другую сторону, еще более сильный;
  • интенсивность нажатия педали акселератора также придется убавить, когда автомобиль уже практически выровняется, это поможет снизить интенсивность раскачивания кормы;
  • во всей этой процедуре следует забыть о том, что существует тормоз, единственным спасением от неприятных ситуаций в таком случае будет педаль газа и правильное управление.


Передний привод - наиболее простой вариант управления автомобилем в неприятных и сложных ситуациях. Поэтому данный вариант техники наиболее популярен сегодня. И если раньше этой теме уделяли не так много времени из-за малого количества машин на дорогах, то сегодня умелый выход из заноса может сэкономить вам годы работы на ремонт чьего-то автомобиля. Поэтому лучше усвоить эти правила, а также при возможности их отработать.

Задний привод - все не так просто, как кажется

В случае с задним приводом проблема заключается в том, что заносит зачастую именно задние колеса. Ведущие колеса уходят в занос, а передние могут только навредить, если не будут направлены конкретно в нужную точку. Здесь особенно важным показателем будет плавное движение и довольно низкая скорость - не более 25-30 км/ч. И если на переднем приводе мы рекомендовали добавить газу, то здесь решение будет иным:

  • в первую очередь, нужно убрать ногу с педали газа, чтобы не провоцировать дальнейший занос, это поможет становить закручивание автомобиля, если оно еще не на критической стадии;
  • следующим шагом станет довольно быстрое вращение рулевого колеса в сторону заноса, при этом нельзя нажимать на педаль тормоза, чтобы не заблокировать передние колеса;
  • только когда автомобиль наконец начал выравниваться, нужно аккуратно нажать на газ, чтобы прибавить ускорения в нужном направлении, затем газ снова лучше отпустить;
  • по мере того, как машина получает нужную траекторию движения, следует выравнивать рулевое колесо, это поможет избавиться от проблем и снова поехать ровно в нужном направлении;
  • перед очередным поворотом лучше сбросить газ полностью, дать автомобилю спокойно войти в поворот на очень малой скорости, чтобы не спровоцировать очередной занос.


Такие особенности позволят обезопасить себя и свой автомобиль от неприятностей. Но речь идет в большей степени о старых машинах с задним приводом. Если же в вашем владении современный BMW или Mercedes с таким строением системы передачи крутящего момента на колеса, вас вряд ли занесет на дороге. Это безопасные виды транспорта, на которых вы можете ездить по любым поверхностям и получать от этого только удовольствие. И все же, знать правила поведения на дороге никому не повредит, особенно, если речь идет о гололеде.

Полный привод - достоинство или недостаток на льду?

Первым делом скажем, что при возможности отключить задний мост на ледяной дороге лучше это сразу же сделать. Если у вас регулируемый полный привод, включите режим подачи крутящего момента на передние колеса. Это поможет вам намного проще выходить из заносов и вовремя уходить в сторону при необходимости. Если же привод постоянный, придется выполнять следующие непростые рекомендации для безопасного вождения:

  • в момент срыва в занос, который очень сложно определить, вам придется отпустить педаль газа, но как только стабилизация произойдет, нужно снова газовать понемногу;
  • на автомате лучше доверить работу коробке, которая замечательно вытягивает вас из заноса даже на полном приводе, здесь важно вовремя отпустить педаль газа и ждать;
  • при заносе также следует поворачивать колеса в том направлении, в котором вы хотите поехать, больше от владельца авто в таком случае ничего не требуется, иначе можно перемудрить;
  • скорость движения должна быть небольшой, на красивых и современных больших машинах с полным приводом возникает ложное чувство полной уверенности в своей безопасности;
  • также важно правильно подготовить машину с 4x4, приобрести для нее хорошую резину, будут не лишними и шипы, если часто приходится ездить именно по ледяному покрову.


Подводим итоги

Автомобили с отличным техническим оснащением чаще всего не попадают в неприятные ситуации. Комплект удивительных автоматически срабатывающих систем действительно способен спасти от заносов и прочих неприятных ситуаций. Если вы опытный водитель, то начнете чувствовать занос еще до того, как он реально станет опасным. И в такой ситуации достаточно немного подкорректировать положение педали газа и рулевого колеса. В остальных случаях, когда занос приобретает неконтролируемую форму, становится все сложнее предпринять какие-либо действия для возвращения контроля над автомобилем.

Нужно учитывать, какой автомобиль выполняет поставленные задачи. Нередко можно использовать вполне простые методы устранения проблемы, которые известны каждому водителю еще с автошколы. Но не всегда эти решения помогают избавиться от реальной опасности. Нужно учитывать потенциальные риски и всегда реагировать максимально быстро, уверенно и без резких необдуманных движений. На ледяных трассах и дорогах хаотичность и неуверенность могут привести к самым неприятным последствиям. А вы когда-нибудь попадали в неприятную ситуацию с заносами на льду?

Каждой осенью на дороге образуется гололед. Земля остывает не сразу, поэтому даже при минусовой температуре она подогревает поверхность. Корки льда чаще всего появляются локально, они образуются в низинах, на эстакадах, напротив леса, где постоянно дует ветер.

Правила езды в гололед

Обнаружение опасных участков

Водители обычно не сразу чувствуют, что пропало сцепление между машиной и дорогой. Определить образование гололеда удается по следующим признакам:

  • Туман и белый налет на стеклах при отрицательной температуре. Иней появляется и на дороге, а затем в некоторых участках леденеет.
  • Нестабильное вождение. Даже на ровных участках машина начинает отклоняться в разные стороны, а на кочках рыскать.
  • Шум от колес. Летняя резина на льду шипит, привычного гула во время движения при этом неслышно.
  • Вынос на обочину. Езда на высокой скорости особенно опасна, при наличии гололеда авто занесет на ближайшем повороте.

Проверить состояние дороги можно и во время торможения. Достаточно слегка надавить на педаль, если при этом сработала АБС и слышен шум проскальзывания, то на дороге есть лед.

Правила езды в гололед

Первые действия

В гололед даже дорога до соседнего района может преподнести неприятные сюрпризы. Если на вашей машине при этом стоит летняя резина, то придется скорректировать свой маршрут или придерживаться нескольких правил.

Торможение мотором

Для начала сбросьте скорость и смените передачу. Тем, у кого стоит механика, стоит делать это плавно. Даже при 80 км/ч всего через 3–4 минуты удастся сбросить скорость до 50 км/ч, если последовательно включить сначала четвертую, а через несколько минут третью передачу.

Правила езды в гололед

Внутреннее сопротивление механической коробки передач и противодвигателя не позволят заблокироваться колесам. Даже при наличии летних шин и минимального сцепления с дорогой водителю удастся сбросить скорость. Очень важно на льду медленно ее снижать, иначе возникнет риск сноса.

Для машин с автоматической коробкой этот прием тоже используется, но его сложнее применять. Принудительное переключение на третью, а потом вторую передачу позволит снизить скорость до 50 км/ч, но на это потребуется больше времени.

Правила езды в гололед

Езда рывками

Обледеневшие участки рекомендуется проходить с низкой передачей и небольшой тягой на колесах. При ускорении отпускается акселератор и начинается торможение двигателем на третьей передаче. Так удается снизить непредсказуемое поведение машины на льду.

Когда торможение двигателем не позволяет быстро снизить скорость, попробуйте съехать на обочину, так это сделать гораздо легче. Там ледяная корка не появляется, поскольку вода сразу впитывается в землю.

Правила езды в гололед

Выжидание момента

На гололеде машина не сразу реагирует на команды водителя. Даже при повороте руля автомобиль еще несколько секунд едет также и только после этого меняет траекторию. В этот момент некоторые водители впадают в панику, из-за чего сильно выворачивают руль. Затем авто едет по указанному направлению на соседнюю полосу или в кювет.

Даже при наличии большого обледеневшего участка машина начнет затормаживать и реагировать на команды водителя, но со временем. Паника лишь усугубляет текущее положение, поэтому стоит держать себя в руках.

Особенности вождения на разных авто

Водителям передне- и полноприводных автомобилей стоит по-разному вести себя за рулем. С учетом особенностей своей машины им будет легче выйти из заноса или предотвратить его.

Переднеприводных

Курсовая устойчивость таких машин позволяет легко входить в повороты даже на льду. Основная нагрузка идет на переднюю ось, из-за чего лучше происходит сцепление с дорогой. Поэтому в регионах, где на дороге часто образуется лед, лучше всего выбрать именно такие машины.

Правила езды в гололед

Однако, на таких автомобилях нельзя сбрасывать обороты во время заноса, это лишь усугубит положение. Существует несколько правил для владельцев таких авто:

Кстати, иногда владельцы переднеприводных авто ставят шипы только на передние колеса, обычно так делают в целях экономии.

Правила езды в гололед

Полноприводного

Такие машины имеют высокую проходимость и быстро разгоняются, но на льду тоже ведут себя непредсказуемо. Для них существуют следующие правила:

  • недопустимы любые резкие манипуляции;
  • с обочины выезжают на скорости до 25–30 км/ч;
  • перед поворотом скорость снижают;
  • на опасных участках отрывисто выжимают тормоз, чтобы лучше управлять авто.

Что еще полезно знать

Независимо от типа авто, в гололед следует передвигаться на низкой скорости, соблюдая дистанцию с остальными машинами в потоке. Все движения следует делать плавно, чтобы не спровоцировать резкий занос машины. При этом стоит держать средние или чуть повышенные обороты.

В безвыходной ситуации неплохим временным вариантом считаются колесные цепи. Чаще всего их используют дальнобойщики, чтобы подниматься на высокие горки. Они продаются в магазинах автозапчастей и повышают уровень сцепления с дорогой. Конечно, о комфорте здесь говорить не приходится, поскольку во время езды будет слышен грохот и лязг. Но такой вариант все равно лучше, чем небезопасное вождение.

Правила езды в гололед

Если вы регулярно ездите на авто, то постарайтесь подготовиться к холодам и вовремя поставьте зимнюю резину. В обратном случае придется воздержаться от поездок во время гололеда, поскольку быстро среагировать в ситуации, когда машина не слушается, не всегда могут даже опытные водители.


Многие начинающие автолюбители задаются вопросом, как ездить зимой на заднем и полном приводе, чтобы обезопасить себя и пассажиров от неприятностей и аварийных ситуаций. Учитывая, что отечественные зимы довольно часто радуют водителей снегом и гололедом, а качество дорог оставляет желать лучшего, вне зависимости от типа привода авто, следует соблюдать осторожность и быть предельно внимательным.

Тем не менее, свои особенности ведения транспорта есть. Значительную роль в правильном управлении машиной зимой играет опыт вождения и практические навыки. Естественно, что теоретические знания нюансов также необходимы.

Как ездить зимой на заднем и полном приводе? Чтобы это понять, следует рассмотреть особенности вождения при возникновении экстремальных ситуаций, а также поведение машины на дороге.

Содержание


Задний привод

Бытует мнение, что в случае заноса автомобиля, необходимо поворачивать руль в его сторону. Важным моментом в этом случае является кратковременный поворот руля, после чего нужно плавно выровнять авто. В экстремальной ситуации, неопытные водители часто выкручивают баранку до отказа, что приводит к дальнейшему движению юзом.

Очень важно понимать наперед, что будет происходить с машиной на скользкой дороге. Движение на льду лучше осуществлять одной рукой, при этом важно чувствовать поведение транспортного средства, ощущать траекторию поворота колес, что достаточно сложно для тех, кто не имеет приличного водительского опыта. Если авто вращается на льду, следует, во время возврата машины в исходное положение, повернуть руль в противоположную сторону.

В ситуации, когда по гололеду автомобиль с задним приводом скользит, необходимо молниеносно сбросить газ.

Рассмотренные варианты больше относятся к отечественным автомобилям, поскольку современные немецкие или японские машины имеют электронную систему контроля. Например, BMW с задним приводом не так просто увести в занос даже специально, поскольку электроника окажет сопротивление маневру.

При езде зимой на заднеприводном автомобиле с АКПП на скользкой дороге, можно предупредить занос, выполняя резкие манипуляции с педалью газа. Особенности трансмиссии в этом случае не позволяют колесам резко заблокироваться. Но, стоит учитывать, что этот вариант уместен при езде на небольшой скорости, иначе резкое понижение передачи может привести к поломке КП, а это уже чревато блокировкой колес и заносом практически неуправляемой машины.

Полный привод при езде зимой

Поскольку существует два основных типа версии моста 4х4, следует рассматривать особенности каждой из них.

Привод с дополнительно активируемым передним мостом. Производители рекомендуют задействовать переднюю ось при неспешном движении по грязевому бездорожью. Определенные владельцы таких автомобилей игнорируют эти советы, считая, что с подключением переднего моста можно резво гнать по снегу. Но, так как, у данных моделей нет свободного межосевого дифференциала, существенно ограничивается маневренность транспортного средства. Это чревато уходом в кювет вследствие скольжения обоими мостами по зимней дороге.

Кроссоверы, оснащенные электронными системами Haldex, имеют неплохую систему корректировки приводных элементов. Тем не менее, проскальзывание колес, может спровоцировать перегрев внутренней жидкости и последующее разделение нагрузки по осям. В гололед и посреди поворота, это грозит водителю чрезвычайной ситуацией.


Специалисты советуют проверить автомобиль на пустой, безлюдной площадке, разгоняя его, пуская в занос и наблюдая за поведением транспортного средства. Такая техника поможет почувствовать особенности автомобиля при возникновении различных непредвиденных ситуаций.

Также, полноприводные внедорожники при активном нажатии на педаль газа и резком повороте руля, имеют склонность к сносу фронтальной оси. При попытке выровнять транспортное средство привычным способом, может произойти резкое сцепление передник колес с покрытием, что чревато заносом.

Общие рекомендации

Зимняя дорога не любит лихачей, поэтому стоит в первую очередь отрабатывать навыки вождения, не превышать скорость и быть особо внимательным. Рассмотренные отличия, как ездить зимой на заднем и полном приводе, свидетельствуют о том, что последний вариант является наиболее устойчивым на заснеженных и оледенелых участках дороги.

Читайте также: