Дтп в зимний период и травматизм людей причины и последствия

Обновлено: 25.04.2024

По статистике, количество уличных травм в зимнее время в целом в 2–3 раза выше, чем летом. Главная причина — не расчищенные от снега и льда тротуары. И конечно, максимальное число обращений городских жителей в травмпункты регистрируется в гололед. Зимний травматизм в общей структуре временной нетрудоспособности населения составляет до 15–18% и становится причиной 15–20% случаев инвалидности.

Основные травмы, возникающие при падении на улицах, — переломы и вывихи (65–72% всех случаев), ушибы мягких тканей и растяжения (22–25%), легкие ранения (4–6%).

Возрастные категории, в которых чаще всего происходят такие травмы (до 80%), это мужчины от 20 до 49 лет и женщины от 30 до 59 лет. То есть от травм страдает главным образом трудоспособная часть населения.

Мужчины получают травмы чаще, чем женщины.

В других категориях оказываются дети в возрасте до 15 лет (2%) и пожилые люди старше 60 лет (около 8%).

Частыми причинами зимних травм становятся спешка и невнимательность. Когда человек торопится, он может не заметить не только припорошенный снегом лед, но и явно видимый. Неубранный слежавшийся снег, гололедица, выбоины, ямы, рытвины на тротуаре — это основные внешние обстоятельства, которые создают травмоопасную ситуацию в городе. Часто люди падают при выходе из автобуса, троллейбуса. Высокие каблуки также вносят свою лепту в отчетность травмпунктов.

Спортсмены получают травмы реже, поскольку умеют вовремя группироваться и падать правильно. Но любой человек, который обучен навыкам правильного падения, может уберечь себя в ситуации, в которой трудно удержать равновесие.

Травма гарантирована, если при падении человек инстинктивно выставил вперед руку и перенес на нее весь вес своего тела.

Присев, полусогнувшись, согнув руки в локтях, а ноги в коленях, упав немного боком, можно амортизировать удар и избежать переломов и серьезных ушибов.

Травмы на проезжей части зимой возрастают с 1 до 3%.

Их относят к наиболее тяжелым, часто с летальным исходом.

Врачи считают, что лишь в 10% случаев им удается снизить статистику зимних травм, остальные 90% — это внешние обстоятельства и навыки здорового образа жизни, в том числе знание меры в употреблении спиртных напитков.

Обморожения — достаточно распространенное явление в странах с холодным климатом. Чем сильнее мороз, тем выше риск отморозить нос и щеки и получить более серьезные повреждения с некрозами тканей конечностей. Однако медицине известны случаи, когда обморожение происходило и при низких плюсовых температурах на сильном ветру при повышенной влажности воздуха. Основные факторы, которые вносят вклад в этот процесс, это тесная или сырая одежда и обувь, малая подвижность, недоедание, ослабляющие организм хронические болезни, преклонный возраст, нервное перенапряжение, стресс и даже банальный страх перед холодом.

И все же, по статистике служб экстренной помощи, подавляющее большинство — 90% — пострадавших от переохлаждения людей находились в состоянии алкогольного опьянения. В отдельные годы и в преддверие праздников эти цифры довольно высоки. Так, по данным казанских медиков в канун 23 февраля 2012 года за две недели жертвами низких температур в столице Татарстана стали 190 человек, 142 из них на момент обнаружения в сугробе с отмороженными конечностями были пьяны. Алкоголь вводит организм в заблуждение, создавая иллюзию тепла. Под воздействием спиртного кровеносные сосуды расширяются и теплоотдача резко возрастает, а мягкий белоснежный сугроб дает засыпающему от холода ложное ощущение уюта.

Распространенное мнение о том, что зимние виды спорта очень травмоопасны, не совсем верно (хотя после случая с Михаэлем Шумахером, который впал в кому после неудачного спуска на лыжах в Альпах, в это может быть сложно поверить).

Вот цифры от специалистов. Ежегодно в мире зимой более 200 млн человек встают на лыжи, а примерно 70 млн выходят на снежные горки со сноубордом. Зимний спорт, как и любой другой, сопряжен с риском получить травму. Но в спорте принято подсчитывать уровень травматизма по специальной шкале. Например, общий уровень травмоопасности у горнолыжников оценивается как число травм на тысячу дней катания (IPTSD) и среднее количество дней между травмами (MDBI).

Риск IPTSD для горных лыж оценивается специалистами в 0,2%, в то время как вероятность получить травму в футболе, рассчитанная по этой формуле, намного выше и составляет 14%.

Среди всех травм, полученных при катании на горных лыжах, лишь 1% считается потенциально опасным для жизни.

Зимний период — традиционно горячая пора для травматолога. По статистике, количество травм в это время увеличивается в 2–3 раза. Холод, гололед, невнимательность — причин очень много. Однако специалисты утверждают, что травмы почти всегда можно избежать, если знать и соблюдать правила безопасного поведения. О причинах травм и о том, как не попасть в очередь к травматологу, и поговорим.

Наиболее частыми травмами, получаемыми при падении зимой на улицах, являются переломы и вывихи, ушибы мягких тканей и растяжения, легкие ранения.

Зимой большую часть травм мы получаем на улицах. В ряде их причин на первом месте стоят банальная спешка и гололед. Типичными травмами являются перелом лучевой кости, переломы лодыжек и ключицы, ушибы, повреждения связок голеностопного и коленного суставов, переломы костей голени, черепно-мозговые травмы. Особенно опасны травмы для пожилых людей. Даже небольшая нагрузка при падении может обернуться для них переломом шейки бедра.

Рекомендации травматолога

Зимой, особенно когда на улице гололед, большое значение имеет правильный выбор обуви. Отдавайте предпочтение обуви с высокими голенищами, хорошо фиксирующими голеностоп. Это позволит избежать его травмирования. Подошва не должна быть гладкой и слишком легкой. Для зимы лучше всего выбрать обувь с шипованной или рифленой подошвой, позволяющей тормозить при скольжении. Актуальны и различные противоскользящие приспособления, прикрепляемые на подошву. Сапоги на высоком каблуке лучше оставить для сухой погоды.

Важно уметь правильно падать. При падении не выставляйте руки вперед, а постарайтесь сгруппироваться: согните руки в локтях, ноги — в коленях, голову прижмите к подбородку. Не падайте на спину, чтобы не повредить позвоночник и избежать травмы головы. Попытайтесь упасть на бок. В этом случае риск получить перелом или серьезные ушибы будет сведен к минимуму.

Обходите раскатанные места на дороге и не спешите. Выйдите из дома на 10–15 минут раньше, чтобы избежать спешки

Зимой число аварий на дорогах увеличивается в 3 раза.

Возникновение травм при занятиях зимними видами спорта в значительной степени зависит от осторожности самого человека.

Новый год на свежем воздухе

К факторам риска возникновения так называемых спортивных травм относятся недостаточная физическая и техническая подготовка человека, неудовлетворительное состояние здоровья, возраст, переутомление.

Новогодние праздники многие предпочитают проводить активно, катаясь на коньках, лыжах, на санках с горки в городе или выезжая компаниями или семьями на горнолыжные курорты. Активный отдых — лучшее времяпровождение в зимние каникулы. Однако его любителей подстерегает опасность получения травм, особенно при игре в хоккей, в сноубординге и катании на горных лыжах. Эти виды спорта традиционно считаются самыми травмоопасными.

Человек, давно катающийся на горных лыжах, коньках или сноуборде, знает, что перед выходом на снег или лед необходимо обязательно разогреть мышцы, размять суставы и сухожилия. Кроме того, профессионалы умеют уйти от столкновения, правильно группироваться при падении, поэтому они попадают к травматологу реже, чем новички.

Не пытайтесь сразу поставить рекорд. Адекватно оценивайте свои возможности. Если вы решили покататься с горки, освоить игру в хоккей или катание на коньках — это замечательно. Но помните, что получить серьезную травму можно, даже катаясь на обычных санках, не говоря о горных лыжах. Чтобы избежать этого, возьмите несколько первых занятий у инструктора, который покажет вам не только как правильно кататься и предупреждать падения, но и, что важно, как правильно падать.

Статистика гласит: почти все тяжелые травмы и обморожения, приведшие к ампутации конечностей, происходят в состоянии алкогольного опьянения.

Травмы и алкоголь

Накануне Нового года наиболее остро встает вопрос приема алкоголя, поскольку именно это остается самой распространенной причиной травм. Даже при умеренных дозах спиртного значительно нарушается координация движений, снижается концентрация внимания, затормаживаются реакции, человек теряет способность адекватно воспринимать свои действия.

Одно дело, когда человек выпил бокал вина вечером за ужином, находясь в помещении, и совершенно другая ситуация может сложиться, если он выпил тот же бокал перед тем, как выйти на улицу, сесть за руль или покататься на лыжах, санках или коньках. В этом случае риск получить травму и травмировать окружающих многократно возрастает.

Осторожно - обморожение

Обморозить уши, щеки, нос, пальцы рук и ног можно даже при 0 градусов. В этом случае обморожение могут спровоцировать сырая погода, легкая обувь, ветер или долгое нахождение на холоде.

Несмотря на холод, многие предпочитают зимний отдых на природе и с нетерпением ждут зимних праздников, чтобы весело и интересно провести их на свежем воздухе, вдали от городской суеты. Но не стоит забывать о том, что за пикниками на природе, зимней рыбалкой, игрой в снежки и прочими развлечениями, которые дарят нам незабываемые эмоции, люди часто не замечают первых признаков обморожения в виде побеления кожи в местах обморожения.

Основная причина переохлаждения и обморожения — недооценка их опасности.

Отдых на природе необходимо заранее планировать и обязательно оставлять у родных координаты своего местопребывания на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Перед выходом на улицу одевайтесь так, чтобы одежда не сковывала движений, но при этом не была слишком легкой. Используйте термобелье. Не выходите на холод голодными или в состоянии алкогольного опьянения, поскольку алкоголь снижает чувствительность к холоду и мешает адекватно оценить, насколько вы замерзли. Находясь на открытом воздухе, старайтесь больше двигаться.

При обморожении не следует растирать травмированные ткани снегом, спиртом, маслами и жирами (кремами). Ни в коем случае не отогревайте конечности под горячей водой, над костром, горелкой и т.д. Положите на пораженное место термоизолирующую повязку из нескольких слоев марли и ваты, оберните ее полиэтиленом, а сверху сухой шерстяной тканью. Выпейте теплый сладкий чай. Спиртное употреблять не рекомендуется, поскольку оно дает лишь ощущение тепла, но в действительности не согревает.

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.



Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете из-за личной беспечности и неосторожности или по чьей-то преступной халатности и безответственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.
Из всех видов травматизма наибольшую опасность для здоровья и жизни людей представляет дорожно-транспортный травматизм.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 млн. человек, каждый пятый из них – ребенок; от 20 до 50 млн. человек получают травмы и увечья. Для Беларуси эта проблема также актуальна. Ежегодно в нашей стране совершается свыше 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более тысячи человек и свыше 5 тысяч получают травмы различной степени тяжести.
По-прежнему значительное количество ДТП и связанных с ними тяжелых дорожно-транспортных травм совершается в столице.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА

И КАКОВЫ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?

ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ТРАВМ

Значительное количество дорожно-транспортных травм взрослые и дети получают в дорожных авариях и ДТП. При их совершении можно выделить 4 фактора:водитель, автомобиль, пешеход, дорога. В каждом происшествии действуют не менее двух из них. Самый главный фактор - человек: роль водителя и пешехода первостепенна.
Почти 11 % от общего количества дорожно–транспортных происшествий составляют ДТП, совершаемые водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. При алкогольном опьянении у водителя снижается наблюдательность, распределение и подвижность внимания, скорость реакции, ослабляется критическое отношение к окружающему. Это приводит к переоценке своих возможностей и появлению чувства беспечности. Вероятность ДТП увеличивается в зависимости от дозы алкоголя в 3-50 раз.
Причин ДТП по вине водителей несколько: превышение скорости, нарушение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил маневрирования (обгон). Сопутствующими факторами в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог.
Немаловажной причиной дорожного травматизма является пассажир или водитель, находящийся в транспортном средстве с непристегнутым ремнем или малолетний ребенок без детского удерживающегося устройства, а также сам пешеход – из-за его невнимательности, недисциплинированности, шалости у детей, рассеянности у пожилых, нарушения элементарных правил дорожного движения, перехода улиц, перекрестков и т.п. Внезапное появление перед движущимся транспортом в таких случаях приводит к трагическим последствиям.
Водитель при всем желании не успевает, не в состоянии остановить машину.
В результате дорожных аварий в таких случаях наблюдаются травмы, сопровождающиеся обширными ранениями, вывихами, переломами костей, повреждениями черепа, позвоночника, костей таза. Эти опасные для жизни состояния трудно поддаются лечению, сопровождаются длительным сроком нетрудоспособности. Часть пострадавших на всю жизнь остаются инвалидами, а нередко медицина остается бессильной.
Мотоциклистам, несмотря на использование жесткого шлема, при столкновении с препятствием угрожают тяжелые повреждения головы и шеи. При резком торможении мотоциклиста или при столкновении – мотоциклист или сидящий позади него пассажир вылетают из седла и ударяются о землю со всеми вытекающими последствиями.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Рекомендации по обучению детей ПДД

Ресурс Департамента образования Администрации Владимирской области. Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на русском языке. ©2017 - 2022 Департамент образования Администрации Владимирской области. Все права защищены.

Читайте также: