Заявить о себе как о специалисте

Обновлено: 28.06.2024

" Расскажите о себе " — на каждом втором собеседовании мы слышим это. И не только на собеседовании: допустим, вы пришли на дружескую вечеринку, на нетворкинг, к друзьям на день рождения, и некий доброжелательный собеседник тоже может к вам обратиться с таким заинтересованным вопросом.

Если вы теряетесь и что-то мямлите, а потом ругаете себя за то, что, вероятно, произвели неправильное впечатление — вы не одиноки.

Если вы теряетесь и что-то мямлите, а потом ругаете себя за то, что, вероятно, произвели неправильное впечатление — вы не одиноки.

К сожалению, тысячи людей талантливых, умных, красивых теряются, когда им в лоб задают такой вопрос. Извечная проблема — человек крутой профессионал, а подать себя не умеет, и поначалу о нём составляется не то мнение, его недооценивают. Как же рассказать о себе таким образом, чтобы заинтересовать собеседника и тем более работодателя, а значит, приобрести выгодное знакомство?

Навык "уметь рассказать о себе" понадобится в жизни — это очевидно. Есть люди от природы харизматичные, у которых не возникает с этим проблем; сама же я всегда восхищаюсь такими харизматичными людьми и не упускаю случая поучиться у них этому навыку. Отсюда первая рекомендация — наблюдайте за людьми, модели поведения которых вам нравятся; смотрите, что они делают, насколько это успешно.

Не копируйте других людей как "обезьянки": старайтесь использовать те нюансы в общении, которые приносят наилучшие результаты, и "адаптировать" их уже под себя

Не копируйте других людей как "обезьянки": старайтесь использовать те нюансы в общении, которые приносят наилучшие результаты, и "адаптировать" их уже под себя

Вы можете подсматривать модели успешного поведения в жизни, в кино, на мастер-классах и интервью с известными людьми: вокруг много возможностей для самообучения.

Как презентовать себя в малознакомой, но перспективной компании людей

Один из вариантов, как презентовать себя — отрепетировать "речь в лифте" — 30-секундную презентацию, где в одном предложении говорите о том, какую пользу вы приносите людям или бизнесу. Такой вариант хорош для короткого представления на полу-неформальной встрече или тусовке.

"Речь в лифте" - это когда у вас всего 30 секунд, чтобы настолько заинтересовать собеседника, чтобы он захотел продолжить с вами общение, когда лифт приедет на нужный этаж

"Речь в лифте" - это когда у вас всего 30 секунд, чтобы настолько заинтересовать собеседника, чтобы он захотел продолжить с вами общение, когда лифт приедет на нужный этаж

Выберите сферу или навык, в котором разбираетесь очень хорошо. Подумайте, как это может помочь людям, чем этот навык выгоден. " Меня зовут Раиса, я занимаюсь дизайном интерьеров — знаю всё о том, как создать уютное жилище, подобрать мебель, веду проекты в том числе для зарубежных клиентов; очень люблю свою работу и с радостью помогу вам, если у вас возникнет потребность обустройства дома ". Не стесняйтесь заявить о себе как о профессионале, закидывать удочку, что вашими услугами грех не воспользоваться. Продумывайте заранее, что вы скажете на вопрос, "чем вы занимаетесь". Не придётся тогда мямлить — " Это. ну, я Рая, я дизайном занимаюсь как бы. ну, ещё я вышиваю крестиком ".

Другой секрет, который сделает вас сразу близким другом всем и каждому — сразу же переключаться на других людей, заинтересованно спрашивать их, чем они занимаются, что их радует, что им нравится, об их успехах, о хобби — словом, о безопасных и при этом увлекательных темах. Стимулируйте их похвалиться чем-либо, восхищайтесь, если это вам интересно, ищите точки соприкосновения. В мире, когда каждый сосредоточен только на себе, благодарные уши собеседника — манна небесная. Возможно, узнав что-либо о человеке, вы поймёте, чем и где будете ему полезным, и завоюете сами полезное знакомство.

Как отвечать на вопрос "Расскажите о себе" на собеседовании

Для собеседования подойдёт краткое уточнение — " Возможно, вам в рамках нашей беседы будет интереснее послушать о моём опыте, умениях и навыках, связанных с вашей вакансией ". Затем вы ёмко и также кратко рассказываете о последних 2-3 годах работы. Как правило, работодателя мало интересует, какой и когда детский сад вы закончили или что вы мечтали стать балериной, а пришлось всю жизнь работать бухгалтером. Если ему такая информация нужна, он об этом спросит.

Сделайте акцент на том, что вы умеете лучше всего, объясните, где и как вы этому научились, приведите примеры, кейсы.

Сделайте акцент на том, что вы умеете лучше всего, объясните, где и как вы этому научились, приведите примеры, кейсы.

Покажите, что ваш коронный навык поможет бизнесу работодателя в таком-то и таком-то ключе. Не перехваливайте себя, излагайте факты, цифры, упоминайте, что работодатель в любой момент может их проверить, например, связавшись с вашим прошлым руководителем.

Работодатель задаёт такой вопрос вовсе не потому что поленился и не захотел читать резюме. Ему интересно послушать, как вы строите речь, излагаете мысли, на чём делаете акцент в деловой беседе, насколько вы экспрессивный, энергичный в общении и в целом насколько у вас "горят глаза" по отношению к вакансии. Ведь он вас не знает; резюме для него — это просто формальная бумажка. Хотя я сама, как бывший HR, никогда не задавала такой вопрос "расскажите о себе" — он очень пространный, и человек мог пуститься в слишком долгие рассуждения про ясли, детский сад, школу, семейные перипетии, теряя много времени.

может быть, студент имел в виду вовсе не сомнительные вещества, а химию любви, возникающую между людьми как раз в момент первого впечатления? :)

может быть, студент имел в виду вовсе не сомнительные вещества, а химию любви, возникающую между людьми как раз в момент первого впечатления? :)

Невербальная самопрезентация

Между прочим, самопрезентация начинается даже не со слов отрепетированного перед зеркалом рассказа о себе. Первое впечатление о человеке формируется в течение 5 секунд. Да, представьте себе — вы только вошли в комнату или зал, на вас посмотрели, и уже составили о вас мнение. Которое, кстати, поменять на противоположное бывает крайне сложно.

Поэтому при любой самоподаче следует уделить внимание 2 аспектам внешнего вида:

  • непосредственно "оболочке" — ваша одежда, имидж, стиль, ухоженность, опрятность;
  • внутреннему настрою, который напрямую отражается на вашей внешности — осанке, походке, мимике, жестах.

Например, один и тот же человек в разных психологических состояниях может производить совершенно разные впечатления. Одни люди увидели вас раздражённым, озлобленным и думают, что вы — вредный тип. Другие люди увидели вас в момент, когда вы радовались, и думают, что вы — очень милый человек. При этом одеты вы могли быть одинаково ухоженно и аккуратно. Вот такая психология.

Поэтому делайте всё, чтобы показать окружающим свои самые лучшие качества, себя собой таким, с каким собой вы бы сами хотели бы подружиться. Если у вас цель — получить хорошее знакомство, выгодный контракт или устроиться на работу, делайте всё, чтобы не прийти усталым, ноющим, с негативом на лице или в грязной старой потной одежде. Как бы там ни было, в обществе "встречают по одёжке". Это наши человеческие глубинные инстинкты: всё идёт из подсознания. Неопрятный тип с перекошенным лицом вызывает подсознательное отвращение — даже если этот тип очень хороший и талантливый человек.

Некоторые психологи советуют — будьте самим собой, не прячьте эмоции, это вредно для здоровья, будьте искренним. Возможно, это имеет резон, однако тут вы должны полностью брать на себя ответственность за презентацию себя.

Некоторые психологи советуют — будьте самим собой, не прячьте эмоции, это вредно для здоровья, будьте искренним. Возможно, это имеет резон, однако тут вы должны полностью брать на себя ответственность за презентацию себя.

То, как вы себя презентуете — ваше секретное оружие: так вы управляете впечатлением о вас других людей. Вы вправе показать, что вы твёрдый и жёсткий умелый руководитель, либо наоборот демонстрировать другую грань себя — что вы интересный умный и отзывчивый человек. Здесь многое будет зависеть от ситуации.

Помните о главном: люди ценят тех, кто готов выслушать их или предложить им нечто полезное, закрывающее их проблемы, потребности. Если вы станете таким человеком и сможете это показать в самопрезентации — цены вам не будет.

Никого, увы, не интересует, сколько вам лет, ваше хобби, семейное положение или абстрактные слова ни о чём вроде "я ответственный, исполнительный, коммуникабельный".

Никого, увы, не интересует, сколько вам лет, ваше хобби, семейное положение или абстрактные слова ни о чём вроде "я ответственный, исполнительный, коммуникабельный".

Зато если вы с интересом поддержите другого человека, который расскажет о том, что он, допустим, охотник и рыболов — вы обретёте друга, возможно даже, полезного. Ведь тот же охотник и рыболов может оказаться вашим будущим клиентом, работодателем, партнёром. Больше слушайте, чем говорите: самопрезентация не должна быть слишком длинной.

Есть проблема, которую я с одинаково высокой частотой вижу и у клиентов PR-агентства, и у учеников Школы личного брендинга. Это одновременное желание продвигать себя и неуверенность в своих силах, страх осуждения. Казалось бы, что сложного? Есть ты, есть твои достижения, есть твоя миссия. Выходи и рассказывай о них всем. Те, кто тебе поверят, будут твоими клиентами или работодателями. Так или иначе, ты начнешь собирать вокруг себя нужную аудиторию. Загвоздка в том, что многим не хватает элементарной смелости заявить о себе.

Вот скажу, что я самый крутой копирайтер для лэндингов. А как же я буду это подтверждать? А вдруг придут более крутые копирайтеры и засмеют меня?

Перестаньте рефлексировать. Начните действовать. Работа с этим страхом часто строится по принципу: в драку главное ввязаться, а там посмотрим. Если вы сидите тихо и боитесь, то вас опередит более бойкий конкурент. Не важно, работаете вы по найму, на фрилансе или у вас свой бизнес. Вы соревнуетесь на внимание аудитории в условиях тотального перегруза информацией. Когда человека не видно и не слышно, то о нем и не знают.

Ни у кого нет задачи, сесть и начать искать: а не сидит ли, случаем, где-нибудь тихонько нужный мне специалист, если вот под рукой уже есть подходящие люди.

Зафиксируйте свои цели

Страхи рождаются от неуверенности в своих силах. А неуверенность часто происходит от незнания. В случае с самопродвижением все зло начинается с размытых формулировок цели. В самом начале нужно ответить на простые вопросы:

  • Что у меня получается лучше всех?
  • В чем я хочу быть №1?

Вроде интуитивно ты понимаешь, что хорошо бы себя позиционировать как самого крутого копирайтера для лендингов, но… это не точно. А вдруг это слишком узко? Вот завтра придет заказчик, которому нужен крутой редактор? Ведь это тоже умею. В PR разбираюсь. Еще стихи пишу, могу сценарии и поздравления на праздники делать. Как бы это все объединить? Или лучше не надо?

Избежать сомнений можно простым способом. Ответив на вопросы выше. Тогда ваши действия по продвижению начнут приобретать осмысленность, вместо хаоса. Письменная фиксация помогает определить, с кем вы будете соревноваться за внимание своей аудитории. То есть, на каком поле вы будете играть. Нет письменной фиксации — нет поля. Нет поля — нет понимания конкурентов.

Синдром самозванца

Часто причина неуверенности в своих силах вызвана синдромом самозванца. Это такая неприятная вещь, когда объективно ты молодец в своей сфере, но что-то внутри постоянно заставляет тебя сомневаться. Вроде опыт есть, отзывы, работаю хорошо, но может быть это не настолько важно? Может быть это у всех есть, а надо быть особенным?

В нашей культуре не принято хвалить себя. Многих учили с детства вести себя скромно и сдержанно. Гордиться своими достижениями? Пфф… да разве ЭТО достижения? Страх общественного порицания крепко засел в голове. Неважно, говоришь ты про свои прошлые достижения или будущие проекты. На заднем фоне всегда маячит призрак злобного Критика, который в самый неподходящий момент выскочит, скажет, что ты все врешь, много на себя берешь и вообще не достоин. А если в роли этого злобного Критика выступит уважаемая и авторитетная персона? Ой, мамочки.

Можно долго об этом фантазировать. Проблема в том, что часто вы и есть свой злобный Критик. Ваш внутренний Критик будет вставлять вам палки в колеса, давить на неуверенность и вообще всячески мешать вашему продвижению. Заткнуть его можно, если составить список своих реальных достижений. Этот список станет вашим руководством к действию. Начинаете сомневаться? Доставайте и смотрите, что написано на бумаге. Вот они ваши подтверждения того, почему вы можете, достойны и я имеете право заявить о себе.

Оцените ресурсы и достижения

С чего начать борьбу с внутренним Самозванцем? Важно письменно зафиксировать свои достижения и ресурсы. Потому что в голове у вас сегодня может быть одно, а завтра — другое. На бумаге вы увидите ясную картину, где все разложено по пунктам. Это здорово поможет оценить себя объективно: понять откуда растут ноги у ваших страхов и самозванец ли вы на самом деле.

Напишите 3 списка:

  • “Мои ресурсы” (30 пунктов). Вносим всё, что может помочь в продвижении: профессиональное образование, конкретные навыки, наличие свободного времени, денежные ресурсы, нужные знакомства.
  • “Угрозы и ограничения” (30 пунктов). Обозначьте свои слабые стороны и все, то что мешает вашему продвижению. Недостаток каких-то конкретных навыков, связей, опыта, особенность характера.
  • “Мои достижения” (10 пунктов). Вспоминаем и пишем свои заслуги строго по вашей области. Все реальные подтверждения того, что вы молодец: хвалебные отзывы и рекомендации от клиентов, наличие известных клиентов и партнеров, полученные премии, номера в рейтингах, тиражи ваших книг. Похвалите себя по-честному. Вспомните, чем вы гордитесь. Школьные дипломы за выразительное чтение стихов можно не учитывать.

Подумайте, чем можно усилить ситуацию с достижениями и увеличить их с 10 до 20, например.

Что делать, если достижений мало?

Не бойтесь, если вам кажется, что в данный момент у вас мало ресурсов и достижений или они слабоваты. В угрозы мы часто записываем свои беспочвенные страхи. Вполне возможно, что половина угроз из списка существуют только в вашей голове.

Активно работайте над созданием новых достижений. Составьте план, как быстрее этого добиться. Что конкретно нужно сделать, чтобы в течение следующих трех месяцев список пополнился. А еще лучше за месяц. Не давайте себе много времени на раскачку. Выбирайте то, где можно сразу получить честный результат.

Посмотрите еще раз на свое позиционирование №1. Возможно, что вы замахнулись на то, что сейчас вам не по уровню. Например, стать самым крутым организатором свадебных мероприятий в России в течение 1 года, а у вас сейчас за спиной всего 4 свадьбы. Амбициозно, но вряд ли сработает. Лучше раздробить на промежуточные цели с указанием срока достижения. Сначала вы ставите себе цель стать самым крутым организатором свадебных мероприятий, допустим, в Иваново. Добиваетесь. Через год — во всей Ивановской области. Добиваетесь. Выходите на столичный рынок. Еще через 2 года — на столичном рынке свадебных мероприятий. И так далее.

Как не бояться ошибок

Время от времени что-то идет не так. Никто не застрахован от ошибок. Есть вещи, которые не зависят от нас. Их нельзя предсказать. Один из моих клиентов запускал новый продукт, я как пиарщик его сопровождала. В день вывода продукта в инфополе, случился теракт. Он забрал на себя все внимание СМИ. Позже мы подключили другие форматы, и в целом выправили ситуацию, потратив гораздо больше сил. Но теракт невозможно было предвидеть заранее.

Начните сами строить свою реальность. Если вы будете верить в себя, другие вам тоже поверят. Наоборот, к сожалению, это не работает.

Да, ты достоин

Главный секрет успешной борьбы со страхами самопродвижения — в правильной постановке целей. Если точно вербализировать свою цель, она становится мотиватором. Возможно так сильно зажжет вас, что все страхи и угрозы станут незначительными в сравнении с бонусами. Вы перестанете концентрироваться на сомнениях, а просто начнете продвигаться к намеченной цели.

Подведем краткий итог того, что надо сделать в первую очередь:

  • Сформулировать свое позиционирование (понять, кем ты хочешь быть)
  • Составить и проанализировать списки ресурсов, ограничений и достижений
  • Определить свою цель (ради чего все это)
  • Определить, каких измеряемых результатов вы хотите добиться

Общеизвестный факт, что преимуществ больше у тех, кто пишет сопроводительные письма.

Очень часто ваше сопроводительное письмо, приложенное к резюме, может сказать работодателю больше, чем само резюме.

Этот документ способен показать работодателю, насколько вы умеете показать себя, и вполне может быть, что грамотно составленное сопроводительное письмо может привлечь внимание работодателя (пока еще потенциального) к вашей персоне.

Также не менее важно, что сопроводительное письмо — это хорошая возможность выделиться на фоне общей массы соискателей и показать, что вы в достаточной степени владеете этикетом делового общения.

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Просто до того, как выслать свое резюме по назначенному адресу, вы пишите обращение к заинтересованному лицу, тем самым давая понять, что обращаетесь не вслепую к кому попало, а именно к этому работодателю.
Не забывайте, что он так же заинтересован в вас, как и вы в нем, ведь ему нужен человек, который за определенную плату решит возникшую в его компании задачу. Вежливо попросите его обратить внимание на ваше резюме и постарайтесь доказать, что можете по праву претендовать на вакантную должность. В качестве аргументов приведите ваши реальные достижения и ключевые навыки. Делать это нужно исходя из приоритетов и потребностей работодателя.
В конце сопроводительного письма можно кратко выразить благодарность за интерес к вашей кандидатуре.

Для остроты стиля можно порекомендовать разбавить сопроводительное письмо нестандартными, красивыми фразами, например:

Структура сопроводительного письма

Ниже представлена типовая структура сопроводительного письма, в начале которой располагается классический вариант шапки делового письма:

Кому:
Должность
Подразделение компании
Название компании
Контактное Ф.И.О.

Тело письма

Первый параграф. Здесь вы рассказываете, почему вы обращаетесь к данному человеку и откуда вы узнали о существующей вакансии. Также кратко сообщаете информацию о себе, указываете, что вы знаете о компании, в которую обращаетесь, ее продуктах, истории и пр.

Второй и третий параграфы. В этом разделе вы подробно рассказываете о себе, суммируете ваш опыт и образование, и, ссылаясь на них, описываете, почему вы являетесь идеальным кандидатом на указанную позицию. Именно здесь необходимо разместить информацию, которая может вызвать у работодателя наибольшую заинтересованность в вас. Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас. Уделите особое внимание вашим качествам и навыкам. Объясните, почему вы пишите именно в эту компанию и претендуете на эту позицию. Аргументируйте вашу заинтересованность в работе в данной компании.

Могу себя охарактеризовать, как. (укажите кратко профессиональную принадлежность и профессию)
У меня . лет опыта (укажите ваш опыт работы)
Я работал в . /Основные знания и навыки получены в. (укажите область, в которой вы компетентны)
Наиболее важный опыт был накоплен мною в течение . лет работы в. (название компании)
Эта работа включала в себя.
Меня интересует позиция. (укажите на какую позицию вы претендуете)

Цель параграфа — показать, что вы подходящий кандидат для приглашения на интервью.

Последний параграф — это благодарность читателю за прочтение письма, информация о возможной обратной связи, а также возможность продемонстрировать деловой этикет, вашу нацеленность на результат и заинтересованность в работе.

Более подробную информацию о моем опыте вы найдете в прикрепленном резюме.
Буду рад встретиться в любое удобное для вас время и ответить на все ваши вопросы.
Спасибо за ваше внимание к моему письму
С вашего позволения, я позвоню вам на следующей неделе
Буду благодарен, если вы сможете позвонить мне
С уважением, . Подпись
С наилучшими пожеланиями, .
Подпись, ваши контактные данные (телефон, e-mail)

Приложение содержит перечень документов, прилагаемых к письму.

Примеры сопроводительных писем

Вариант 1.
Здравствуйте, уважаемый (имя руководителя компании). Меня зовут (назовите фамилию и имя). Я являюсь специалистом в сфере (ваша сфера деятельности). Имею профильное образование и опыт работы по данному направлению ___ года/лет. Пишу вам с целью возможной работы в вашей организации, в должности, связанной с (перечислите желаемые функциональные обязанности, только очень кратко, начиная с цели своей деятельности внутри компании, заканчивая средствами ее достижения).

Ваша компания мне импонирует/интересна (перечислите достоинства компании, в которую обращаетесь, что вам известно: например, конкурентоспособность, престиж, стремление к лидерству, хорошая репутация, забота о сотрудниках, ваш прайс-лист выгодно отличается от аналогичных компаний, качество выпускаемой продукции, и мн. другое). В такой структуре мне хотелось бы развивать свои профессиональные навыки, принося ощутимую отдачу компании.

Я могу быть полезен (предъявите аргументы и факты, объясните, какую пользу вы можете реально принести компании, какая в этом выгода для работодателя, например: могу организовать качественную сбытовую структуру, внедрить финансовую схему, обеспечить безопасность информации, построить дилерскую сеть, привлечь дополнительных клиентов, отладить систему снабжения, и т.д.).

Поэтому прошу рассмотреть мое резюме и в случае заинтересованности назначить время личного собеседования. Приоритетный контакт: тел. _____. С уважением, (фамилия, имя).

Вариант 2.
Здравствуйте, уважаемый (имя лица, занимающегося вакансией). Меня зовут (представьтесь). Меня заинтересовала вакансия (название вакансии), и я хочу принять участие в конкурсе на ее замещение.

Изучив заявленные требования, я пришел к выводу, что вполне могу соответствовать этой должности, так как (перечислите доказательства, например: соответствие опыта, профильного образования, вы из соответствующей сферы, подходите по другим параметрам).

Подробно ознакомившись с сайтом вашей организации, я оценил (перечислите достоинства компании и причины, по которым вы хотели бы у них работать). Я хотел бы применить свой опыт и знания именно в такой структуре.

Поэтому прошу рассмотреть мое резюме и в случае заинтересованности назначить время личного собеседования. Приоритетный контакт: тел. _____

С уважением и надеждой на взаимовыгодное сотрудничество, (фамилия имя).

Каждый год Wordshop выпускает специалистов для креативной индустрии. Кто-то начинает карьерный путь с нуля, кто-то получает дополнительные навыки и готов к новым победам. Директор Wordshop Светлана Майбродская часто консультирует выпускников и студентов и отмечает, что независимо от своего профессионального уровня, люди редко уделяют резюме, сопроводительному письму и собеседованию достаточно внимания. В этой статье Светлана поделится рекомендациями, которые помогут вам быстрее найти работу мечты.

Бывают случаи, когда резюме и портфолио не нужно. Это возможно в двух вариантах.

Первый — если вы выиграли серьезный международный фестиваль. В этом случае, как только ваше имя появляется в кредитсах работы-победителя, эйчары сами начинают вам звонить и, по сути, фестивальный кейс становится вашим резюме.

Второй вариант — если вы открываете свое агентство. Здесь уже вы будете выступать в роли работодателя, а ваш профессиональный уровень отойдет на второй план, самыми важными станут навыки организации и управления бизнесом.

В остальных случаях вам нужны резюме и портфолио.

Составляя резюме, важно понимать, куда и кому вы будете его отправлять. Неправильно делать среднестатистическое резюме и отправлять его в разные места. Я не советую так делать. Вот алгоритм, который поможет вам составить хорошее резюме:

  • выберите агентство или бренд, с которым вы хотите работать,
  • зайдите на их площадку (сайт, шоу-рилл, аккаунт в соцсетях) и посмотрите, что они из себя представляют, в каких направлениях работают и какие кейсы показывают,
  • уберите из своего резюме информацию об опыте и навыках, которые не нужны потенциальному работодателю, и добавьте в него то, что может быть вашим козырем при прохождении отбора,
  • добавьте в резюме информацию о своих достижениях, которые имеют отношения к вакансии — этот пункт пропускают почти все соискатели, и это ваш шанс выделиться,
  • поставьте в резюме красивую фотографию в деловом стиле,
  • укажите ссылки на соцсети, если вы там пишете о работе,
  • добавьте ссылки на проекты, портфолио.

Самое важное: резюме должно быть коротким, логичным и адаптированным к вакансии, на которую вы откликаетесь. Его задача — показать, что бренд или агентство ищет именно вас. Показывайте кейсы, которые демонстрируют, что вы хорошо делаете свою работу.

О чем еще можно написать в резюме:

  • о профессиональной мечте,
  • про уникальные навыки,
  • об интересные хобби.

Популярные ошибки при откликах на вакансии, после которых компании не позовут вас на собеседование:

  • в резюме указано сразу несколько должностей, на которые вы претендуете. Даже если вы человек-оркестр и работали и стратегом, и креатором, и менеджером, оставьте только то, что имеет значение для вакансии, на которую вы откликаетесь,
  • в резюме перечислены навыки, которые не имеют отношения к вакансии. Если вы откликаетесь на вакансию копирайтера, уберите из резюме все, что связано, например, с работой бизнес-аналитика.

Где брать информацию о том, что оставить в резюме, а что нужно убрать?

Как правило, из вакансии. Обычно работодатели рассказывают, кого они ищут. На это описание и нужно ориентироваться. Даже если вы копирайтер и арт-директор в одном лице, а ищут именно копирайтера, навыки арт-дирекшена лучше показать в самом конце резюме, а не выводить на первый план.

Если вы отправляете резюме, нужно дополнить его коротким сопроводительным письмом. Это нужно, чтобы человек немного познакомился с вами, прежде чем перейдет к самому резюме.

Как составить сопроводительное письмо:

  • представьтесь,
  • кратко опишите опыт и навыки,
  • расскажите, что вы очень хотите сотрудничать с брендом или агентством, на чью вакансию откликаетесь,
  • приведите факт, который покажет, что вы что-то знаете о бренде или агентстве,
  • оставьте контактную информацию.

Бывает так, что вам просто передают номер человека, который ищет специалиста. В случае телефонного звонка схема общения примерно такая же, но важно уточнить, куда вы можете прислать резюме и портфолио, и предложить встретиться вживую.

Если же вы пишете письмо после отправки резюме и хотите узнать, заинтересовало ли оно потенциального работодателя, то письмо должно быть таким:

  • представьтесь,
  • напишите, что вы отправляли резюме, и укажите факт, который поможет собеседнику вас вспомнить,
  • спросите, заинтересовало ли собеседника ваше резюме и предложите приехать и показать свое портфолио вживую,
  • добавьте контактную информацию.

В любом случае, не бойтесь писать или звонить потенциальному работодателю. Если он ищет сотрудника, то вы оба заинтересованы в этой коммуникации.

На собеседовании также важно понимать, куда вы идете, кто вывесил вакансию и какого специалиста они ищут.

Какие вопросы часто задают на собеседованиях и как к ним подготовиться:

  • расскажите о себе: приготовьте краткий рассказ примерно на минуту, учитывая требования вакансии,
  • расскажите о своей лучшей работе: будьте готовы рассказать и показать одну из успешных работ, рассказ также должен быть кратким,
  • почему вы подходите на эту вакансию: посмотрите, чем занимается компания и выберите то, что нравится вам и в чем вы сможете успешно проявить себя, в том числе, на благо компании,
  • что вы про нас знаете: этот вопрос — сигнал, что вы плаваете и показываете, что не понимаете, куда пришли на собеседование. Ваша задача — избежать этого вопроса,
  • какой у вас опыт: будьте готовы рассказать о предыдущем опыте, учитывая контекст вакансии,
  • какие у вас ожидания по зарплате: заранее мысленно задайте себе этот вопрос и решите, какие условия работы будут для вас комфортны, а к каким вы не готовы.

Вы также можете задавать вопросы на собеседовании. Уточняйте то, что для вас важно: спрашивайте о структуре, формате работы, о том, насколько вы подходите под требования вакансии. Это показывает, что вы осознанно устраиваетесь на работу в эту компанию.

В заключение хочу добавить, что вы обязательно найдете работу мечты. Если вы только начинаете свой путь, может понадобиться чуть больше времени. Если продолжаете — скорее всего, ваша мечта на расстоянии вытянутой руки. В любом случае, рекомендации, которыми я поделилась в этой статье, помогут вам сократить этот путь.

Читайте также: