Какие виды медосмотров обязан проходить личный водитель руководителя организации

Обновлено: 30.06.2024

Водители перевозят пассажиров и грузы, от их здоровья, скорости реакции зависят жизни людей и сохранность перевозимых ценностей. Поэтому такие сотрудники должны проходить медицинские осмотры перед приемом на работу и выходом в рейс. Кто и в каком порядке проводит такие осмотры, рассказывается в нашей статье.

Приказ Минтруда РФ № 988н, Минздрава РФ от 31.12.2020 № 1420н утвердил перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при приеме на работу.
К таким видам деятельности отнесено и управление следующими наземными транспортными средствами (п. 18 перечня):
• категорий A, B, BE, C, C1, CE, C1E, D, D1, DE, D1E;
• трамваями, троллейбусами;
• тракторами и другими самоходными машинами;
• мини-тракторами, мотоблоками, автопогрузчиками, электрокарами, регулировщиками;
• автомобилями всех категорий с ручным управлением для инвалидов, мотоколясками для людей, утративших (полностью или частично) трудоспособность.

Цель первичного медосмотра – определение пригодности сотрудника к поручаемой работе и предупреждение профзаболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Проводят его за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 закона № 196-ФЗ).

Действует с 01.04.2021 новый порядок проведения медосмотров работников, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н, далее – порядок № 29н. Иногда его не совсем верно называют новым законом.

Предварительные осмотры проводят медорганизации любой организационно-правовой формы (частные, муниципальные, государственные), имеющие на это право (п. 4 порядка № 29н). При их проведении кандидаты проходят процедуры и исследования, предусмотренные п. 12 порядка № 29н (измерение давления, общий анализ крови, определение уровня холестерина, осмотр врачом-наркологом, врачом-психиатром, врачом-терапевтом и так далее).

По окончании осмотра медорганизация оформляет заключение, которое подписывает председатель врачебной комиссии (пп. 15, 16 порядка № 29н).
Документ составляют в трех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней один экземпляр выдают лицу, поступающему на работу, второй приобщают к медкарте, третий — направляют работодателю (п. 17 порядка № 29н).

Если кандидат откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 76, ст. 214, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, пп. 15, 16, 17 порядка № 29н).

За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
• для должностных лиц штраф в размере 15–25 тыс. рублей, при повторном нарушении он достигнет 30–40 тыс. рублей, кроме того, лицо может подвергнуто дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет;
• для ИП — штраф 15–25 тыс. рублей, при повторном нарушении 30–40 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток;
• для юрлиц штраф 110–130 тыс. рублей, при повторном нарушении — 100–200 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Обязательный периодический медосмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, а также ИП, самостоятельно управляющие транспортным средством, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 закона № 196-ФЗ).

По окончании осмотра медорганизация оформляет заключение в 5 экземплярах: для себя, сотрудника, работодателя, для поликлиники, к которой прикреплен сотрудник, и для ФСС РФ.

Если в медицинском заключении по итогам периодического медосмотра указано, что у водителя есть противопоказания к выполнению работы, его необходимо отстранить от нее (не допускать к ней) (ч. 1 ст. 76, ч. 2 ст. 212 ТК РФ, пп. 16, 33 порядка № 29н). Рекомендуем сделать это в день получения заключения.

Если водитель нуждается в переводе на другую работу и у работодателя есть подходящая для него работа (непротивопоказанная ему по состоянию здоровья), ее нужно предложить сотруднику и с его письменного согласия оформить перевод (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).

Если водитель нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев или в постоянном переводе, но от перевода он отказывается, либо у работодателя нет подходящей работы, трудовой договор прекращают по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).

Кроме того, медорганизация совместно с работодателем и территориальным органом по санэпиднадзору не позднее чем через 30 дней после завершения осмотра всех сотрудников составляет заключительный акт в 5 экземплярах (п. 45 порядка № 29н). Перечень содержащейся в нем информации установлен п. 45 порядка № 29н. В частности, в документе указывают численность сотрудников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности, процент охвата работников периодическим осмотром, список лиц, прошедших осмотр, количество сотрудников, нуждающихся в дополнительном обследовании и так далее. Этот документ нередко запрашивают контрольные органы при проведении проверок.

Периодические медицинские осмотры для водителей по общему правилу нужно организовывать один раз в два года (п. 18 приложения к порядку № 29н). Для тех, кому еще не исполнился 21 год, их проводят ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за исключением некоторых случаев, можно отложить проведение периодического осмотра не более чем на 6 месяцев (п. 18 порядка № 29).

На периодическом осмотре водители проходят осмотр (пп. 31.3, 31.4 приказа № 29н, п. 18 приложения к приказу № 29н):
• врача-терапевта;
• врача-невролога;
• врача-психиатра;
• врача-нарколога;
• врача-офтальмолога;
• врача-оториноларинголога.
Женщин дополнительно осматривает врач-акушер-гинеколог.

Водители проходят процедуры и исследования, предусмотренные п. 31.2 порядка № 29н (измерение давления, общий анализ крови, определение уровня холестерина, флюорографию, начиная с 40 лет – измерение внутриглазного давления). Лица старше 40 лет дополнительно проходят определение абсолютного сердечно-сосудистого риска.

Водители-женщины дополнительно должны пройти маммографию, УЗИ органов малого таза.

Медосмотры следует проводить перед первым рейсом, когда длительность рейса составляет больше одного дня и когда в течение рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов (письмо Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).
Послерейсовые медосмотры проводят по окончании рабочего дня или рейса для выявления признаков воздействия трудового процесса на состояние здоровья сотрудника, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения (п. 5 ч. 2 ст. 46 закона № 323-ФЗ, п. 5 порядка № 835н). Осмотры следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет больше одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает несколько поездок.

При выявлении у водителя состояний и заболеваний, указанных в пп. 1 п. 12 порядка № 835н, ему выдают справку, которую он должен будет предъявить в поликлинику (абз. 1 п. 19 порядка № 835н).

Если вынесено заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению водителем трудовых обязанностей, работодатель не должен допускать его к работе на основании абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Медицинский работник, проводивший осмотры, вносит сведения об их результатах в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров или в журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (абз. 1 п. 14 порядка № 835н).
Формы таких журналов не утверждены, поэтому их следует разработать самостоятельно. Такие записи можно вести на бумажном или электронном носителе с учетом требований, установленных в п. 15 порядка № 835н.

Предрейсовые осмотры проводят медработники, медорганизации, другие организации при наличии лицензии на проведение медосмотров. Поэтому у работодателя есть две возможности:
1. Заключить договор с медорганизацей, имеющей лицензию на проведение осмотров.
2. Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по предрейсовым осмотрам и принять в штат медика, имеющего высшее или среднее профессиональное образование.

За нарушение порядка проведения медосмотров установлена административная ответственность (ст. 11.32 КоАП). Причем работодателя могут к ней привлечь, если осмотр проводил его штатный медик. Должностному лицу грозит штраф в размере 2–3 тыс. рублей, компании – 30–50 тыс. рублей.

Если осмотры проводит работник медицинской организации, с которой работодатель заключил договор об оказании соответствующих услуг, то привлечь работодателя к ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ нельзя, поскольку в данном случае он отвечает только за организацию медосмотров. То есть наниматель несет ответственность за невыполнение требований охраны труда, но не за несоблюдение порядка проведения медосмотров.

Предрейсовые медосмотры должны проходить водители в течение всего времени работы, за исключением водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, абз. 1 п. 6 порядка № 835н).
Необходимо проходить предрейсовый осмотр также и ИП, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами.

К лицам, имеющим право на проведение послерейсового осмотра, предъявляются те же требования, что и к лицам, проводящим предрейсовый осмотр. Поэтому данные два вида осмотра проводят одни и те же лица. Это могут быть сотрудники медорганизации, с которой у компании заключен договор, либо штатные медработники. В последнем случае работодатель должен иметь лицензию на проведение медосмотров.

Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы в отношении водителей, в том числе ИП, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов (абз. 4 п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, абз. 2 п. 6 порядка № 835н).

Водители перевозят пассажиров и грузы, от их здоровья, скорости реакции зависят жизни людей и сохранность перевозимых ценностей. Поэтому такие сотрудники должны проходить медицинские осмотры перед приемом на работу и выходом в рейс. Кто и в каком порядке проводит такие осмотры, рассказывается в нашей статье.

Приказ Минтруда РФ № 988н, Минздрава РФ от 31.12.2020 № 1420н утвердил перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при приеме на работу.
К таким видам деятельности отнесено и управление следующими наземными транспортными средствами (п. 18 перечня):
• категорий A, B, BE, C, C1, CE, C1E, D, D1, DE, D1E;
• трамваями, троллейбусами;
• тракторами и другими самоходными машинами;
• мини-тракторами, мотоблоками, автопогрузчиками, электрокарами, регулировщиками;
• автомобилями всех категорий с ручным управлением для инвалидов, мотоколясками для людей, утративших (полностью или частично) трудоспособность.

Цель первичного медосмотра – определение пригодности сотрудника к поручаемой работе и предупреждение профзаболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Проводят его за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 закона № 196-ФЗ).

Действует с 01.04.2021 новый порядок проведения медосмотров работников, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н, далее – порядок № 29н. Иногда его не совсем верно называют новым законом.

Предварительные осмотры проводят медорганизации любой организационно-правовой формы (частные, муниципальные, государственные), имеющие на это право (п. 4 порядка № 29н). При их проведении кандидаты проходят процедуры и исследования, предусмотренные п. 12 порядка № 29н (измерение давления, общий анализ крови, определение уровня холестерина, осмотр врачом-наркологом, врачом-психиатром, врачом-терапевтом и так далее).

По окончании осмотра медорганизация оформляет заключение, которое подписывает председатель врачебной комиссии (пп. 15, 16 порядка № 29н).
Документ составляют в трех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней один экземпляр выдают лицу, поступающему на работу, второй приобщают к медкарте, третий — направляют работодателю (п. 17 порядка № 29н).

Если кандидат откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 76, ст. 214, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, пп. 15, 16, 17 порядка № 29н).

За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
• для должностных лиц штраф в размере 15–25 тыс. рублей, при повторном нарушении он достигнет 30–40 тыс. рублей, кроме того, лицо может подвергнуто дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет;
• для ИП — штраф 15–25 тыс. рублей, при повторном нарушении 30–40 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток;
• для юрлиц штраф 110–130 тыс. рублей, при повторном нарушении — 100–200 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

Обязательный периодический медосмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, а также ИП, самостоятельно управляющие транспортным средством, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 закона № 196-ФЗ).

По окончании осмотра медорганизация оформляет заключение в 5 экземплярах: для себя, сотрудника, работодателя, для поликлиники, к которой прикреплен сотрудник, и для ФСС РФ.

Если в медицинском заключении по итогам периодического медосмотра указано, что у водителя есть противопоказания к выполнению работы, его необходимо отстранить от нее (не допускать к ней) (ч. 1 ст. 76, ч. 2 ст. 212 ТК РФ, пп. 16, 33 порядка № 29н). Рекомендуем сделать это в день получения заключения.

Если водитель нуждается в переводе на другую работу и у работодателя есть подходящая для него работа (непротивопоказанная ему по состоянию здоровья), ее нужно предложить сотруднику и с его письменного согласия оформить перевод (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).

Если водитель нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев или в постоянном переводе, но от перевода он отказывается, либо у работодателя нет подходящей работы, трудовой договор прекращают по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).

Кроме того, медорганизация совместно с работодателем и территориальным органом по санэпиднадзору не позднее чем через 30 дней после завершения осмотра всех сотрудников составляет заключительный акт в 5 экземплярах (п. 45 порядка № 29н). Перечень содержащейся в нем информации установлен п. 45 порядка № 29н. В частности, в документе указывают численность сотрудников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности, процент охвата работников периодическим осмотром, список лиц, прошедших осмотр, количество сотрудников, нуждающихся в дополнительном обследовании и так далее. Этот документ нередко запрашивают контрольные органы при проведении проверок.

Периодические медицинские осмотры для водителей по общему правилу нужно организовывать один раз в два года (п. 18 приложения к порядку № 29н). Для тех, кому еще не исполнился 21 год, их проводят ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за исключением некоторых случаев, можно отложить проведение периодического осмотра не более чем на 6 месяцев (п. 18 порядка № 29).

На периодическом осмотре водители проходят осмотр (пп. 31.3, 31.4 приказа № 29н, п. 18 приложения к приказу № 29н):
• врача-терапевта;
• врача-невролога;
• врача-психиатра;
• врача-нарколога;
• врача-офтальмолога;
• врача-оториноларинголога.
Женщин дополнительно осматривает врач-акушер-гинеколог.

Водители проходят процедуры и исследования, предусмотренные п. 31.2 порядка № 29н (измерение давления, общий анализ крови, определение уровня холестерина, флюорографию, начиная с 40 лет – измерение внутриглазного давления). Лица старше 40 лет дополнительно проходят определение абсолютного сердечно-сосудистого риска.

Водители-женщины дополнительно должны пройти маммографию, УЗИ органов малого таза.

Медосмотры следует проводить перед первым рейсом, когда длительность рейса составляет больше одного дня и когда в течение рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов (письмо Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).
Послерейсовые медосмотры проводят по окончании рабочего дня или рейса для выявления признаков воздействия трудового процесса на состояние здоровья сотрудника, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения (п. 5 ч. 2 ст. 46 закона № 323-ФЗ, п. 5 порядка № 835н). Осмотры следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет больше одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает несколько поездок.

При выявлении у водителя состояний и заболеваний, указанных в пп. 1 п. 12 порядка № 835н, ему выдают справку, которую он должен будет предъявить в поликлинику (абз. 1 п. 19 порядка № 835н).

Если вынесено заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению водителем трудовых обязанностей, работодатель не должен допускать его к работе на основании абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Медицинский работник, проводивший осмотры, вносит сведения об их результатах в журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров или в журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (абз. 1 п. 14 порядка № 835н).
Формы таких журналов не утверждены, поэтому их следует разработать самостоятельно. Такие записи можно вести на бумажном или электронном носителе с учетом требований, установленных в п. 15 порядка № 835н.

Предрейсовые осмотры проводят медработники, медорганизации, другие организации при наличии лицензии на проведение медосмотров. Поэтому у работодателя есть две возможности:
1. Заключить договор с медорганизацей, имеющей лицензию на проведение осмотров.
2. Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по предрейсовым осмотрам и принять в штат медика, имеющего высшее или среднее профессиональное образование.

За нарушение порядка проведения медосмотров установлена административная ответственность (ст. 11.32 КоАП). Причем работодателя могут к ней привлечь, если осмотр проводил его штатный медик. Должностному лицу грозит штраф в размере 2–3 тыс. рублей, компании – 30–50 тыс. рублей.

Если осмотры проводит работник медицинской организации, с которой работодатель заключил договор об оказании соответствующих услуг, то привлечь работодателя к ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ нельзя, поскольку в данном случае он отвечает только за организацию медосмотров. То есть наниматель несет ответственность за невыполнение требований охраны труда, но не за несоблюдение порядка проведения медосмотров.

Предрейсовые медосмотры должны проходить водители в течение всего времени работы, за исключением водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, абз. 1 п. 6 порядка № 835н).
Необходимо проходить предрейсовый осмотр также и ИП, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами.

К лицам, имеющим право на проведение послерейсового осмотра, предъявляются те же требования, что и к лицам, проводящим предрейсовый осмотр. Поэтому данные два вида осмотра проводят одни и те же лица. Это могут быть сотрудники медорганизации, с которой у компании заключен договор, либо штатные медработники. В последнем случае работодатель должен иметь лицензию на проведение медосмотров.

Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы в отношении водителей, в том числе ИП, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов (абз. 4 п. 3 ст. 23 закона № 196-ФЗ, абз. 2 п. 6 порядка № 835н).


По мнению трудовой инспекции, работники, использующие в работе корпоративные автомобили, должны не только проходить все предусмотренные законом медосмотры, но и быть оформлены как водители в порядке совмещения профессий. Но так как у большинства судов иное мнение, предписание ГИТ можно будет с легкостью оспорить.

  1. В каких случаях работник признается штатным водителем
  2. Нужно ли работнику проходить медосмотры, если автомобиль предоставлен в качестве бонуса
  3. Как доказать, что пользующийся служебным автомобилем работник не совмещает должность водителя

На протяжении 2013 и 2014 годов трудовая инспекция проверяла компании, которые использовали в своей работе служебные автомобили. Претензии контролеров коснулись двух моментов. Во-первых, когда работники, использующие служебные автомобили, не проходят медосмотры (предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые), а также психиатрические освидетельствования. Во-вторых, когда эти работники не оформлены как водители в порядке совмещения профессий и им не производится доплата.

По мнению ГИТ, если работнику для выполнения трудовых обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль, он является штатным водителем компании. Работодатели, не желая проводить медосмотры и доплачивать подчиненным, маскируют предоставление автомобилей социальными благами (бонусами). Если ГИТ при проверке выявит подобную схему, она обяжет работодателя заключить с такими работниками соглашения к трудовым договорам о выполнении дополнительных функций водителей и организовать прохождение предусмотренных законом медосмотров. Также всех работников, не прошедших медосмотры, отстранят от управления транспортными средствами компании. А если не истекли сроки давности, то компанию и ее директора оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ за каждого водителя.

Позиция инспекции: если работник использует в работе служебный автомобиль, значит, должен проходить медосмотры
Аргумент компании: медосмотры должны проходить только штатные водители компании

По мнению трудовой инспекции, медосмотры должны проходить не только штатные водители, но и все сотрудники, использующие в работе служебные автомобили. При этом не имеет правового значения то, что автомобили предоставлены им в качестве бонуса или как вспомогательное средство. Важен сам факт управления транспортным средством компании.

  1. Компания эксплуатирует транспортные средства
  2. Автомобиль находится на балансе компании-работодателя
  3. Начало и окончание работы с использованием служебного автомобиля происходит с территории работодателя
  4. Компанией разработаны инструкции по охране труда при использовании работниками корпоративных автомобилей
  5. Работник перевозит грузы или пассажиров.

Геннадий Шиндалев, главный государственный инспектор труда ГИТ в г. Москве дополняет, что работники, использующие служебные автомобили, заняты на работах, связанных с движением транспорта (источником повышенной опасности). Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на каждом рабочем месте. Значит, такие работники должны проходить психиатрические освидетельствования не реже одного раза в 5 лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Конечно, предписание инспектора можно попытаться обжаловать. Суды обычно встают на сторону работодателей. В частности, Нагатинский районный суд г. Москвы в решении от 12.09.2014 по делу № 2–7982/2014 посчитал позицию инспекции необоснованной. Он разъяснил, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить медосмотры (ст. 213 ТК РФ). Правительство РФ в соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ постановлением от 19.01.2008 № 16 (далее — Постановление № 16) утвердило перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Работники, которым автомобили были предоставлены в качестве бонусов, занимали должности торговых и медицинских представителей. Они использовали транспорт компании не для перевозки грузов или пассажиров, а для передвижения, причем, как в рабочих, так и личных целях. Так как такие должности и работы не поименованы в указанном перечне, то отсутствуют основания считать, что работники являются штатными водителями и выполняют трудовую функцию по управлению транспортными средствами компании. Значит, и проходить медосмотры им не нужно.

Также суд разъяснил, что автомобили были выделены работникам как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей. При этом работники могли использовать их и в личных целях. Например, для поездок с работы или на работу.

Стоит обратить внимание инспектора на приведенную позицию суда и Анны Ивановой. Но даже если он ее не примет, у компании будут хорошие шансы оспорить предписание.

У ГИТ не возникнет претензий, если машина принадлежит работникуЧтобы избежать претензий контролеров, стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей. Лучше компенсировать работнику использование личной или арендованной машины.
Претензии, касающиеся прохождения медосмотров и выполнения дополнительных функций водителей, ГИТ предъявляет только в тех случаях, когда предоставленный работнику автомобиль находится на балансе компании. Если же работник использует для выполнения трудовой функции собственный автомобиль, претензий у проверяющих возникнуть не должно. Геннадий Шиндалев подтверждает, что при использовании в работе личного автомобиля на работника не могут распространяться требования трудового законодательства о прохождении медицинских осмотров.Поэтому стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей. Схемы взаимодействия с подчиненными могут быть такими: компенсировать им стоимость аренды автомобилей или возмещать расходы за использование личных авто. Есть еще один вариант: при наличии зависимой компании или холдинговой структуры использовать перекрестное предоставление автомобилей одной компании работникам другой. Во всех этих ситуациях автомобиль не принадлежит компании-работодателю.

Позиция ГИБДД: за езду на служебном автомобиле без медосмотра работник будет оштрафован
Аргумент компании: если работник не занимается перевозкой грузов и пассажиров, проводить медосмотры не нужно

В ситуации, когда работник использует служебный транспорт в работе, но не перевозит на нем пассажиров или грузы, у работодателя, помимо ГИТ, проблемы могут возникнуть и с ГИБДД.

Ведомство, как и трудовая инспекция, считает, что работники, использующие в работе служебные автомобили, обязаны проходить медосмотры. Если инспектор установит, что работник, например, не прошел предрейсовый медосмотр, он составит в отношении него протокол по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств. В итоге работник будет оштрафован на 3 тыс. руб. Отметим, оштрафовать могут и саму компанию-работодателя, а также ее должностных лиц.

Судебная практика: Начальник отдела ГИБДД оштрафовал работницу по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за то, что она не прошла предрейсовый медосмотр перед тем, как сесть за руль служебного автомобиля. В суде работница утверждала, что не перевозила пассажиров или грузы, а использовала автомобиль для передвижения в рабочих целях. Суд разъяснил, что деятельность компании-работодателя связана, в том числе, с эксплуатацией транспортных средств. Значит, работники, использующие служебные автомобили, осуществляют транспортные перевозки. При этом цель таких перевозок правового значения не имеет. В то же время все юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны проводить предрейсовые медосмотры водителей (ст. 20 и ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Суд заключил, что работница должна была пройти предрейсовый медосмотр (решение Пермского краевого суда от 21.08.2014 по делу № 7–951/2014-21-581-2014).

То есть претензии инспекторов в первую очередь коснутся компаний, деятельность которых по ОКВЭД связана с эксплуатацией транспортных средств. Причем даже в той ситуации, когда работники ничего не перевозят. Скорее всего, на практике инспекторы ГИБДД будут предъявлять претензии и к работникам тех компаний, которые не занимаются эксплуатацией транспорта.

Представляется, что требование сотрудников ГИБДД о прохождении медосмотров всеми работниками компании, использующими служебные автомобили, незаконно. При обжаловании постановлений ГИБДД можно использовать те же доводы, что и в ситуации с предписаниями трудовой инспекции.

Позиция инспекции: если автомобиль служебный, значит, нужно оформить совмещение работником работы водителя
Аргумент компании: если автомобиль предоставлен как бонус, то никакого совмещения профессий не возникает

Трудовая инспекция считает, что любой работник, которому автомобиль предоставлен в качестве бонуса, фактически выполняет дополнительные обязанности по управлению транспортным средством. При этом инспекция не обращает внимание на то, что такой работник может являться не штатным водителем, а, например, торговым представителем или менеджером. Очевидно, что он использует служебный автомобиль не для перевозки пассажиров или грузов, а только как средство передвижения. То есть никакой дополнительной работы не выполняет.

По мнению Анны Ивановой, такая схема взаимоотношений с подчиненными не противоречит закону. Стороны вправе предусмотреть в трудовом договоре положения об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). В такой ситуации управление автомобилем осуществляется работником по его усмотрению и не является обязательным требованием для выполнения трудовой функции.

Но у контролеров иное мнение. Они считают, что за управление автомобилем работодатель обязан доплачивать подчиненным. Причем даже в той ситуации, когда транспортное средство предоставлено в качестве бонуса. И никакие доводы на контролеров обычно не действуют. Примером того может служить ряд проверок, инициированных территориальными ГИТ на основании приказа Роструда от 07.08.2013 № 175, который в свою очередь был издан во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец от 25.07.2013 № ОГ-П12-5345. Отметим, что поручение и приказ касались проверок компаний сферы строительства и автомобильного транспорта. Но проверены были, в том числе, и многие компании, не относящиеся к данным отраслям, но имеющие на балансе транспортные средства.

По результатам проверок ГИТ обязала компании заключить со всеми работниками, использующими автомобили, дополнительные соглашения к трудовым договорам о совмещении профессий водителей. Также ГИТ предписала доплатить работникам за все время фактического управления автомобилями.

Некоторые компании в судебном порядке оспорили предписания инспекции. Они аргументировали свои требования тем, что служебные автомобили были выделены работникам в качестве бонусов. То есть предоставление автомобилей являлось дополнительной льготой, включенной в социальный пакет. При этом автомобили работники могли использовать не только в рабочих, но и в личных целях. Например, для передвижения по городу при выполнении трудовых обязанностей или поездок с семьей за город. Очевидно, что работник вправе использовать в данных целях и собственный автомобиль. При этом штатным водителем компании он не станет.

Работник должен возместить весь ущерб от ДТП, если в аварию на служебном автомобиле он попадет не при исполнении трудовых обязанностей. Такой вывод следует из п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Если же ДТП произойдет при выполнении трудовых обязанностей, то максимум чего сможет добиться компания, — взыскать с подчиненного средний заработок.

Данный аргумент во многом оказался удачным. Так, в одном деле суд согласился, что одного управления автомобилем для признания работника штатным водителем недостаточно. Для этого в трудовую функцию работника должно входить управление транспортным средством с целью перевозки пассажиров или грузов. В обратном случае можно говорить лишь о том, что работник использует автомобиль в качестве инструмента для выполнения основной трудовой функции.

Цитируем документ: «Если автомобиль не служит рабочим местом работника, т. е. местом, где работник обязан выполнять трудовую функцию водителя автомобиля (перевозить грузы, пассажиров ), если управление автомобилем осуществляется по личному усмотрению работника, в том числе в целях приезда на работу или в место, куда ему следует прибыть для выполнения работы , то отсутствуют основания утверждать, что работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля (решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 03.04.2014 по делу № 2–727/2014).

Инспекция обжаловала данное решение суда, но Московский городской суд оставил его в силе (апелляционное определение от 18.07.2014 № 33–24668/2014).

Таким образом, при возникновении подобных споров с инспекцией в суде можно использовать следующие доводы:

  • предоставление автомобиля является социальной гарантией;
  • в трудовую функцию работника не входит перевозка грузов или пассажиров;
  • автомобиль не является рабочим местом сотрудника;
  • работник вправе использовать автомобиль как в рабочих, так и личных целях.

Конечно, разные суды могут высказывать разные точки зрения по одним и тем же вопросам. Но шанс оспорить подобное предписание инспекции высок.

Позиция инспекции: даже если автомобиль предоставлен для выполнения работы, сотрудник считается водителем
Аргумент компании: если в договоре прописана обязанность управления автомобилем, никаких доплат работнику не положено

Также инспекторы ГИТ полагают, что работники, которым предоставлены служебные автомобили для выполнения трудовых обязанностей, выполняют дополнительные обязанности водителей, поэтому должны проходить медосмотры, и им нужно платить за совмещение. Доказать обратное будет несколько сложнее, чем в ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса. Ведь в этом случае работники не могут использовать автомобили в личных целях, а, значит, это их сближает со штатными водителями.

Чтобы избежать претензий проверяющих, можно закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условие о том, что для выполнения трудовых обязанностей работнику предоставляется корпоративный автомобиль, который служит лишь вспомогательным средством выполнения подчиненным своей работы. При этом в трудовую функцию работника не должны входить перевозка пассажиров или грузов. Подписывая трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, работник соглашается на все предусмотренные в них условия. То есть получается, что в его обязанности уже входит управление автомобилем. В то же время работник не выполняет какие-либо работы и не занимает должности, поименованные в Постановлении № 16. Значит, и никаких доплат ему не полагается, и он не должен проходить медосмотры.

Если условие о предоставлении автомобилей не прописывать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, то придется доказывать, что работник использует служебный транспорт только как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей. Важно доказать суду, что работник не перевозит грузы или пассажиров, а автомобиль не является его рабочим местом. В целом доводы аналогичны ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса.


По мнению трудовой инспекции, работники, использующие в работе корпоративные автомобили, должны не только проходить все предусмотренные законом медосмотры, но и быть оформлены как водители в порядке совмещения профессий. Но так как у большинства судов иное мнение, предписание ГИТ можно будет с легкостью оспорить.

  1. В каких случаях работник признается штатным водителем
  2. Нужно ли работнику проходить медосмотры, если автомобиль предоставлен в качестве бонуса
  3. Как доказать, что пользующийся служебным автомобилем работник не совмещает должность водителя

На протяжении 2013 и 2014 годов трудовая инспекция проверяла компании, которые использовали в своей работе служебные автомобили. Претензии контролеров коснулись двух моментов. Во-первых, когда работники, использующие служебные автомобили, не проходят медосмотры (предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые), а также психиатрические освидетельствования. Во-вторых, когда эти работники не оформлены как водители в порядке совмещения профессий и им не производится доплата.

По мнению ГИТ, если работнику для выполнения трудовых обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль, он является штатным водителем компании. Работодатели, не желая проводить медосмотры и доплачивать подчиненным, маскируют предоставление автомобилей социальными благами (бонусами). Если ГИТ при проверке выявит подобную схему, она обяжет работодателя заключить с такими работниками соглашения к трудовым договорам о выполнении дополнительных функций водителей и организовать прохождение предусмотренных законом медосмотров. Также всех работников, не прошедших медосмотры, отстранят от управления транспортными средствами компании. А если не истекли сроки давности, то компанию и ее директора оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ за каждого водителя.

Позиция инспекции: если работник использует в работе служебный автомобиль, значит, должен проходить медосмотры
Аргумент компании: медосмотры должны проходить только штатные водители компании

По мнению трудовой инспекции, медосмотры должны проходить не только штатные водители, но и все сотрудники, использующие в работе служебные автомобили. При этом не имеет правового значения то, что автомобили предоставлены им в качестве бонуса или как вспомогательное средство. Важен сам факт управления транспортным средством компании.

  1. Компания эксплуатирует транспортные средства
  2. Автомобиль находится на балансе компании-работодателя
  3. Начало и окончание работы с использованием служебного автомобиля происходит с территории работодателя
  4. Компанией разработаны инструкции по охране труда при использовании работниками корпоративных автомобилей
  5. Работник перевозит грузы или пассажиров.

Геннадий Шиндалев, главный государственный инспектор труда ГИТ в г. Москве дополняет, что работники, использующие служебные автомобили, заняты на работах, связанных с движением транспорта (источником повышенной опасности). Статьей 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на каждом рабочем месте. Значит, такие работники должны проходить психиатрические освидетельствования не реже одного раза в 5 лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Конечно, предписание инспектора можно попытаться обжаловать. Суды обычно встают на сторону работодателей. В частности, Нагатинский районный суд г. Москвы в решении от 12.09.2014 по делу № 2–7982/2014 посчитал позицию инспекции необоснованной. Он разъяснил, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить медосмотры (ст. 213 ТК РФ). Правительство РФ в соответствии с ч. 2 ст. 329 ТК РФ постановлением от 19.01.2008 № 16 (далее — Постановление № 16) утвердило перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Работники, которым автомобили были предоставлены в качестве бонусов, занимали должности торговых и медицинских представителей. Они использовали транспорт компании не для перевозки грузов или пассажиров, а для передвижения, причем, как в рабочих, так и личных целях. Так как такие должности и работы не поименованы в указанном перечне, то отсутствуют основания считать, что работники являются штатными водителями и выполняют трудовую функцию по управлению транспортными средствами компании. Значит, и проходить медосмотры им не нужно.

Также суд разъяснил, что автомобили были выделены работникам как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей. При этом работники могли использовать их и в личных целях. Например, для поездок с работы или на работу.

Стоит обратить внимание инспектора на приведенную позицию суда и Анны Ивановой. Но даже если он ее не примет, у компании будут хорошие шансы оспорить предписание.

У ГИТ не возникнет претензий, если машина принадлежит работникуЧтобы избежать претензий контролеров, стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей. Лучше компенсировать работнику использование личной или арендованной машины.
Претензии, касающиеся прохождения медосмотров и выполнения дополнительных функций водителей, ГИТ предъявляет только в тех случаях, когда предоставленный работнику автомобиль находится на балансе компании. Если же работник использует для выполнения трудовой функции собственный автомобиль, претензий у проверяющих возникнуть не должно. Геннадий Шиндалев подтверждает, что при использовании в работе личного автомобиля на работника не могут распространяться требования трудового законодательства о прохождении медицинских осмотров.Поэтому стоит избегать схем с предоставлением работнику корпоративных автомобилей. Схемы взаимодействия с подчиненными могут быть такими: компенсировать им стоимость аренды автомобилей или возмещать расходы за использование личных авто. Есть еще один вариант: при наличии зависимой компании или холдинговой структуры использовать перекрестное предоставление автомобилей одной компании работникам другой. Во всех этих ситуациях автомобиль не принадлежит компании-работодателю.

Позиция ГИБДД: за езду на служебном автомобиле без медосмотра работник будет оштрафован
Аргумент компании: если работник не занимается перевозкой грузов и пассажиров, проводить медосмотры не нужно

В ситуации, когда работник использует служебный транспорт в работе, но не перевозит на нем пассажиров или грузы, у работодателя, помимо ГИТ, проблемы могут возникнуть и с ГИБДД.

Ведомство, как и трудовая инспекция, считает, что работники, использующие в работе служебные автомобили, обязаны проходить медосмотры. Если инспектор установит, что работник, например, не прошел предрейсовый медосмотр, он составит в отношении него протокол по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств. В итоге работник будет оштрафован на 3 тыс. руб. Отметим, оштрафовать могут и саму компанию-работодателя, а также ее должностных лиц.

Судебная практика: Начальник отдела ГИБДД оштрафовал работницу по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за то, что она не прошла предрейсовый медосмотр перед тем, как сесть за руль служебного автомобиля. В суде работница утверждала, что не перевозила пассажиров или грузы, а использовала автомобиль для передвижения в рабочих целях. Суд разъяснил, что деятельность компании-работодателя связана, в том числе, с эксплуатацией транспортных средств. Значит, работники, использующие служебные автомобили, осуществляют транспортные перевозки. При этом цель таких перевозок правового значения не имеет. В то же время все юридические лица, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны проводить предрейсовые медосмотры водителей (ст. 20 и ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Суд заключил, что работница должна была пройти предрейсовый медосмотр (решение Пермского краевого суда от 21.08.2014 по делу № 7–951/2014-21-581-2014).

То есть претензии инспекторов в первую очередь коснутся компаний, деятельность которых по ОКВЭД связана с эксплуатацией транспортных средств. Причем даже в той ситуации, когда работники ничего не перевозят. Скорее всего, на практике инспекторы ГИБДД будут предъявлять претензии и к работникам тех компаний, которые не занимаются эксплуатацией транспорта.

Представляется, что требование сотрудников ГИБДД о прохождении медосмотров всеми работниками компании, использующими служебные автомобили, незаконно. При обжаловании постановлений ГИБДД можно использовать те же доводы, что и в ситуации с предписаниями трудовой инспекции.

Позиция инспекции: если автомобиль служебный, значит, нужно оформить совмещение работником работы водителя
Аргумент компании: если автомобиль предоставлен как бонус, то никакого совмещения профессий не возникает

Трудовая инспекция считает, что любой работник, которому автомобиль предоставлен в качестве бонуса, фактически выполняет дополнительные обязанности по управлению транспортным средством. При этом инспекция не обращает внимание на то, что такой работник может являться не штатным водителем, а, например, торговым представителем или менеджером. Очевидно, что он использует служебный автомобиль не для перевозки пассажиров или грузов, а только как средство передвижения. То есть никакой дополнительной работы не выполняет.

По мнению Анны Ивановой, такая схема взаимоотношений с подчиненными не противоречит закону. Стороны вправе предусмотреть в трудовом договоре положения об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). В такой ситуации управление автомобилем осуществляется работником по его усмотрению и не является обязательным требованием для выполнения трудовой функции.

Но у контролеров иное мнение. Они считают, что за управление автомобилем работодатель обязан доплачивать подчиненным. Причем даже в той ситуации, когда транспортное средство предоставлено в качестве бонуса. И никакие доводы на контролеров обычно не действуют. Примером того может служить ряд проверок, инициированных территориальными ГИТ на основании приказа Роструда от 07.08.2013 № 175, который в свою очередь был издан во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец от 25.07.2013 № ОГ-П12-5345. Отметим, что поручение и приказ касались проверок компаний сферы строительства и автомобильного транспорта. Но проверены были, в том числе, и многие компании, не относящиеся к данным отраслям, но имеющие на балансе транспортные средства.

По результатам проверок ГИТ обязала компании заключить со всеми работниками, использующими автомобили, дополнительные соглашения к трудовым договорам о совмещении профессий водителей. Также ГИТ предписала доплатить работникам за все время фактического управления автомобилями.

Некоторые компании в судебном порядке оспорили предписания инспекции. Они аргументировали свои требования тем, что служебные автомобили были выделены работникам в качестве бонусов. То есть предоставление автомобилей являлось дополнительной льготой, включенной в социальный пакет. При этом автомобили работники могли использовать не только в рабочих, но и в личных целях. Например, для передвижения по городу при выполнении трудовых обязанностей или поездок с семьей за город. Очевидно, что работник вправе использовать в данных целях и собственный автомобиль. При этом штатным водителем компании он не станет.

Работник должен возместить весь ущерб от ДТП, если в аварию на служебном автомобиле он попадет не при исполнении трудовых обязанностей. Такой вывод следует из п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. Если же ДТП произойдет при выполнении трудовых обязанностей, то максимум чего сможет добиться компания, — взыскать с подчиненного средний заработок.

Данный аргумент во многом оказался удачным. Так, в одном деле суд согласился, что одного управления автомобилем для признания работника штатным водителем недостаточно. Для этого в трудовую функцию работника должно входить управление транспортным средством с целью перевозки пассажиров или грузов. В обратном случае можно говорить лишь о том, что работник использует автомобиль в качестве инструмента для выполнения основной трудовой функции.

Цитируем документ: «Если автомобиль не служит рабочим местом работника, т. е. местом, где работник обязан выполнять трудовую функцию водителя автомобиля (перевозить грузы, пассажиров ), если управление автомобилем осуществляется по личному усмотрению работника, в том числе в целях приезда на работу или в место, куда ему следует прибыть для выполнения работы , то отсутствуют основания утверждать, что работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля (решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 03.04.2014 по делу № 2–727/2014).

Инспекция обжаловала данное решение суда, но Московский городской суд оставил его в силе (апелляционное определение от 18.07.2014 № 33–24668/2014).

Таким образом, при возникновении подобных споров с инспекцией в суде можно использовать следующие доводы:

  • предоставление автомобиля является социальной гарантией;
  • в трудовую функцию работника не входит перевозка грузов или пассажиров;
  • автомобиль не является рабочим местом сотрудника;
  • работник вправе использовать автомобиль как в рабочих, так и личных целях.

Конечно, разные суды могут высказывать разные точки зрения по одним и тем же вопросам. Но шанс оспорить подобное предписание инспекции высок.

Позиция инспекции: даже если автомобиль предоставлен для выполнения работы, сотрудник считается водителем
Аргумент компании: если в договоре прописана обязанность управления автомобилем, никаких доплат работнику не положено

Также инспекторы ГИТ полагают, что работники, которым предоставлены служебные автомобили для выполнения трудовых обязанностей, выполняют дополнительные обязанности водителей, поэтому должны проходить медосмотры, и им нужно платить за совмещение. Доказать обратное будет несколько сложнее, чем в ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса. Ведь в этом случае работники не могут использовать автомобили в личных целях, а, значит, это их сближает со штатными водителями.

Чтобы избежать претензий проверяющих, можно закрепить в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему условие о том, что для выполнения трудовых обязанностей работнику предоставляется корпоративный автомобиль, который служит лишь вспомогательным средством выполнения подчиненным своей работы. При этом в трудовую функцию работника не должны входить перевозка пассажиров или грузов. Подписывая трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, работник соглашается на все предусмотренные в них условия. То есть получается, что в его обязанности уже входит управление автомобилем. В то же время работник не выполняет какие-либо работы и не занимает должности, поименованные в Постановлении № 16. Значит, и никаких доплат ему не полагается, и он не должен проходить медосмотры.

Если условие о предоставлении автомобилей не прописывать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, то придется доказывать, что работник использует служебный транспорт только как вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей. Важно доказать суду, что работник не перевозит грузы или пассажиров, а автомобиль не является его рабочим местом. В целом доводы аналогичны ситуации с предоставлением автомобилей в качестве бонуса.

Читайте также: