Затопленная дорога какие опасности угрожают пешеходу

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

Задачи урока:

определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;

рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;

рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;

сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;

развитие интереса к предмету ОБЖ;

развитие навыков индивидуальной работы и в группах;

отработка навыков работы с различными источниками информации;

отработка навыков публичного выступления.

Через улицу, мой друг,

Не беги на остановку.

Прежде осмотрись вокруг.

Жизнь дается только раз.

Не теряй её сейчас!

Ребята, мы с вами живем в современном мире, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них ребенок , 180 тысяч человек получают травмы.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта- это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

А особо много их с участием детей.

А что же такое – Правила дорожного движения?

Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время, а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

Ребята, дадим определение, что такое дорога.

Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

Говорит беспечный Петя:

-Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боиться,

А не я грузовика!

Отчего и почему

Должен путь ученик

Если может грузовик

(Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

Физкультминутка

На дорогах России, как у большинства стран установлено правостороннее движение транспортных средств.

Движение бывает одностороннее и двустороннее. Об этом указывают дорожные знаки.

Давайте проверим, как вы знаете дорожные знаки.

Учащимся следует восстановить дорожный знак из разрезанных частей, назвать его и сказать какой группе дорожных знаков принадлежит восстановленный командой знак.

Правила для пешехода

Пешеход должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;

При движении по краю проезжей части пешеход должен идти на встречу движения;

Пересекай проезжую часть по пешеходным переходам;

Строго подчиняйся сигналам светофора;

Не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;

Будь внимательным и осторожным в ненастную погоду;

Не выходи с тротуара на проезжую часть дороги;

Сейчас вы получите проблемную ситуацию. Решение этой проблемы вам необходимо проиграть.

Вы едите на велосипеде. Вам нужно попасть в магазин, который находится на другой стороне дороги. Перед вами пешеходный переход. Ваши действия.

( Убедиться, что машины не мешают переходить дорогу, слезть с велосипеда и провести его по пешеходному переходу).

Вы вышли на своей остановке автобуса. Ваш дом находится на другой стороне улицы. Ваши действия.

(Никаких "обойду слева" "обойду справа" - только дождаться, пока автобус уедет, и тогда, убедившись, что нет опасности, переходить дорогу).

Ваша задача перейти проезжую часть, в том месте, где нет пешеходного перехода. Ваши действия.

( Посмотреть налево, потом направо, убедиться, что нет опасности, и переходить дорогу перпендикулярно к обочине, чтобы как можно меньше находиться на проезжей части).

Бахтина Светлана Ивановна

Для достижения цели исследовательской работы я поставил ряд задач:

2. Изучить статистику ДТП на российских дорогах с влиянием данных факторов.

3. Разработать анкету и провести социологическое исследование с использованием метода анкетирования

4. Доказать актуальность и важность данной проблемы

5. Найти пути решения проблемы.

ВложениеРазмер
Обучающиеся и жители поселка готовы получать информацию о зонах повышенной опасности на улицах и дорогах в современном транспор 660.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пст Якша

Зоны повышенной опасности на дорогах.

II. Основная часть.

1. Теоретическая часть

1.1 Статистические данные ДТП.

2. Практическая часть

2.1. Анализ безопасности дорожного движения в пст Якша

Проблема безопасности на улицах и автомобильных дорогах по-прежнему остается одной из самых острых. Я живу в маленьком поселке, где нет интенсивного движения, но все же каждый раз, когда я выходу из дома, родители обязательно напоминают мне о правилах поведения на дороге. В стране проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: изучение с детьми правил поведения на улице, проводятся уроки пешеходов, конкурсы, викторины, соревнования, акции по безопасности дорожного движения, создаются отряды юных инспекторов движения, работает родительский патруль. Однако почти каждый день в соцсетях можно увидеть ролики о дорожно-транспортных происшествиях.

Для достижения цели исследовательской работы я поставил ряд задач :

2. Изучить статистику ДТП на российских дорогах с влиянием данных факторов.

3. Разработать анкету и провести социологическое исследование с использованием метода анкетирования

4. Доказать актуальность и важность данной проблемы

5. Найти пути решения проблемы.

Объект исследования : дорожно-транспортные происшествия

* определить способы сбора и анализа информации;

* отобрать и изучить необходимую литературу по теме;

* определить этапы решения проблемы;

* сформулировать выводы и предложения;

Этапы решения проблемы:

1 этап : определить область исследования и его проблема, цель и задачи, изучить специальная литература и видео материалы по вопросам особо опасных зон на дорогах.

2 этап: провести анкетирование среди обучающихся и взрослых.

3 этап : проанализировать полученные результаты.

1.1. Статистические данные ДТП.

Правила дорожного движения - свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

В нашей стране Петр 1 издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские.

Основные причины ДТП:

  1. Столкновение транспортных средств — 41,8%.
  2. Наезд на пешехода — 29,9%.
  3. Опрокидывание транспортного средства — 8,1%.
  4. Наезд на препятствие — 6,5%.
  5. Падение пассажира — 3,3%.
  6. Наезд на велосипедиста — 3%.
  7. Наезд на стоящее транспортное средство — 3%.
  8. Иные ДТП — 4,4

Слепая зона автомобиля — это то пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места. Такая зона есть сзади, сбоку и, даже перед автомобилем. Бывает так, что проезжающий мимо автомобиль уже не видно в зеркале заднего вида, но и с боку его тоже не видно. Это же и относится к пешеходам. Мертвые зоны являются самой распространенной причиной, по которой происходят аварии на дорогах. Как не стать жертвой мертвой зоны ? Любой водитель в силах контролировать мертвую зону своего автомобиля, для чего достаточно повернуть голову в нужную сторону. Особенно опасна мертвая зона, её еще иногда называют слепой, находится сразу за задним бампером и представляет серьезную опасность при движении назад. Например, водитель садится в салон и заводит автомобиль, смотрит в зеркала и начинает трогаться назад. Но в тот момент, когда он садился и заводил автомобиль, сзади к машине подошел ребенок, которого из машины совсем не видно, так как он находится в слепой зоне. Подобные происшествия достаточно часто происходят в наших дворах и имеют трагические последствия. Бороться с этой слепой зоной практически невозможно, просто следует быть предельно внимательным при движении задним ходом. Лучше лишний раз убедиться, что за машиной никого нет, чем чувствовать на себе вину. (1)

Особую опасность представляют фуры, увидеть человека возле бампера водителю почти невозможно. В передней мертвой зоне грузовика могут спрятаться больше 10 человек.

Фуры огромны и неповоротливы, занимают слишком много места на дороге, поэтому автомобилисты и пешеходы их не любят. Но огромные грузовики никуда не денутся с дорог, поэтому надо учиться выживать рядом с ними и не попадать в мертвую зону.(2)

Дети и подростки должны научиться реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта. Поэтому так необходимо рассматривать проблемные дорожные ситуации, разбор которых заставляет логически мыслить, анализировать, сравнивать, принимать правильные решения.

Опасные дорожные ситуации – дорожные “ловушки”

Можно ли быть уверенным в собственной безопасности на дороге, если ты хорошо знаешь Правила дорожного движения и выполняешь их? Правила не могут рассказать обо всех возможных ситуациях, которые случаются на дороге. Поэтому, выполняя все, что предписывают Правила, надо еще учиться предвидеть, что может произойти в той или иной ситуации.

95% дорожно-транспортных происшествий с детьми случаются примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях – “ловушках”.

“Дорожная ловушка” – это ситуация на дороге со скрытой опасностью, к тому же незамеченной. Насчитывается 10 разновидностей ловушек:

В поселке Якша встречается несколько видов ловушек:

Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.

Если обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно, так как участники дорожного движения (пешеход и водитель) не видят друг друга. Вдруг перед глазами водителя внезапно появился пешеход, но даже если он его заметил сразу же, ситуация может быть очень опасной. Водителю нужно очень быстро принять правильное решение и выполнить его. Но такого решения может просто не быть! И наезд становится неизбежным. Может пострадать и сам нарушитель, и совсем неповинные люди. Поэтому пешеход тоже должен уметь просчитывать возможные действия водителя, и в любом случае надо постараться сделать себя видимым, замеченным.

Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч, собака, лужа после дождя, шляпа, которую сдул с головы ветер…

К дорожным “ловушкам” могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон. Конечно, хорошо совмещать полезное с приятным, но так ли это безопасно? Экспериментально доказано, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. То же самое и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу или слушающим музыку в наушниках.

Это улица, окруженная жилыми домами, зеленью, здесь часто играют дети. По ней редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках. Катание на скейтбортах и роликовых коньках стало еще одной причиной дорожно-транспортных происшествий.

Даже если на дороге транспорт проезжает раз в месяц, она все равно опасна. Берегитесь автомобиля! Имейте в виду, что транспорт ездит и во дворе по местным проездам.

В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение Правил дорожного движения, то есть по правой обочине или правому краю проезжей части. В этом случае движение транспорта происходит со стороны спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Вывод: Пешеходу никогда нельзя бегать на дороге. Дайте себе и водителю время среагировать в случае опасности. Всегда ищите ловушки. Продумывайте, откуда может выскочить машина, и выглядывайте туда, перед тем как пойти. Вы не должны быть неожиданностью для водителя, вас всегда должно быть видно издалека. Водитель тоже должен постоянно искать ловушки. Выявлять их и тормозить перед ними. И соблюдать скорость, даже если дорога позволяет ехать быстрее. Это значительно облегчит последствия, если неожиданно выбежит пешеход.(3)

Выводы по первой главе

2. Практическая часть

2.1. Анализ безопасности дорожного движения пст. Якша

Исследование осуществлялось в четыре этапа. На первом этапе была определена область исследования и его проблема, определены цели и задачи, изучалась специальная литература и видео материалы по вопросам особо опасных зон на дорогах.

На втором этапе решал поставленные задачи, используя следующие методы исследования :

  • статистический анализ;
  • сбор и анализ информации по проблеме на основе имеющихся источников;
  • анкетирование;

Таблица, диаграмма 1. Результаты анкетирования

В связи с этим встал вопрос, а знают ли обучающиеся нашей школы и жители поселка данную информацию.

С этой целью был проведен следующий опрос:

- Были ли у Вас случаи, когда вы не видели приближающийся транспорт, и вы чудом остались живы??

Таблица, диаграмма 2. Результаты анкетирования

Были случаи, когда не видели приближающийся транспорт, и чудом остались живы

Читайте также: