Могут ли свидетеля объявить в розыск по уголовному делу

Обновлено: 04.05.2024

Согласно части первой статьи 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу признаются любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В качестве одного из видов доказательств по уголовному делу выступают показания свидетелей, являющиеся наиболее распространенным источником получения юридически значимых данных о событии преступления, причастности подсудимого к его совершению и виновности последнего в инкриминируемом деянии.

Исходя из положений статьи 56 УПК РФ свидетелем является физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для разрешения уголовного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний.

В качестве свидетеля по уголовному делу может быть привлечено любое лицо независимо от возраста, состояния здоровья, занимаемого положения и других обстоятельств. Однако из этого требования закона имеются исключения.

В части 3 статьи 56 УПК РФ содержится перечень категорий граждан, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в связи с тем, что данным лицам стало известно об обстоятельствах уголовного дела вследствие участия в производстве по делу, оказания юридической помощи участникам процесса либо в связи с осуществлением своих служебных или иных полномочий. К данным лицам относятся: судья, присяжный заседатель, адвокат, защитник, священнослужитель, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без их согласия.

В ходе проведения судебного следствия допрашиваются свидетели, представленные сторонами обвинения и защиты. Их показания заносятся секретарем в протокол судебного заседания и подлежат оценке при принятии судом решения по делу в совокупности с другими доказательствами.

Свидетель по уголовному делу наделен определенными, строго регламентированными уголовно-процессуальным законодательством, правами и обязанностями.

К правам свидетеля относится следующее.

Согласно части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации свидетель вправе отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников. Но при высказанном согласии лицо может быть допрошено и его пояснения в последующим используются в качестве доказательств по уголовному делу.

Также свидетель вправе давать показания на родном языке или языке, которым он владеет. Если свидетель не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, то суд обязан вызвать в судебное заседание переводчика. Судебные расходы по оплате услуг последнего несет государство.

В случае несогласия с действиями суда свидетель вправе заявить соответствующие ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) председательствующего судьи. Он также вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания в части изложения его показаний и принести замечания на содержание данного документа.

Кроме того, свидетель вправе являться на допрос в суд с адвокатом, оказывающим ему юридические услуги. При этом объяснение причин явки с адвокатом от него не требуется.

Лицо, привлеченное к уголовному судопроизводству в качестве свидетеля, не может быть принудительно подвергнуто судебной экспертизе. Для этого необходимо в обязательном порядке получить его согласие.

В процессе уголовного судопроизводства свидетель вправе ходатайствовать о применении мер безопасности. Такие меры могут приниматься при наличии достаточных данных о том, что свидетелю или его родственникам, близким лицам угрожают опасными противоправными деяниями в связи с дачей свидетельских показаний. При этом, в числе прочего, в судебном заседании свидетель может быть допрошен в условиях, исключающих его визуальное наблюдение другими участниками процесса, и без оглашения истинных анкетных данных.

Кроме того, свидетель имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с явкой по вызову в суд, возмещение недополученной им по месту постоянной работы заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом по уголовному делу, выплату вознаграждения за отвлечение от обычных занятий в случае, если свидетель не работает.

К обязанностям свидетеля относится следующее.

Свидетель не вправе уклоняться от явки по вызову суда. Он вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве должен явиться в суд, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить судебный орган о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто принудительному приводу.

Если свидетелем является лицо, не достигшее шестнадцати лет, то вызов такого свидетеля осуществляется через его законных представителей либо через администрацию по месту учебы или работы.

Дача показаний – обязанность свидетеля, поэтому за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний он несет уголовную ответственность, предусмотренную ст. ст. 307, 308 УК РФ. При этом законом предусмотрено, что свидетель освобождается от уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, если он добровольно, до вынесения приговора суда, заявил о ложности данных им показаний.

В ходе допроса свидетеля суд разъясняет его права и обязанность, а также ответственность свидетеля за дачу заведомо ложных показаний, о чем свидетель расписывается в соответствующем уведомлении.

Свидетель обязан не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

Для того, чтобы обеспечить достоверность показаний свидетелей в ходе судебного следствия, указанные лица в судебном заседании до их допроса не присутствуют.

Таким образом, в ходе проведения допроса свидетеля судом должны в полной мере обеспечиваться его процессуальные права, а свидетелем должны соблюдаться его процессуальные обязанности.

Company

Рассказываем про правила проведения допроса, права и обязанности свидетеля, особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля

Вас вызвали к следователю на допрос в качестве свидетеля? Перед тем, как Вы придете на допрос к следователю, Вам необходимо ознакомиться с правилами проведения допроса, а также правами и обязанностями свидетеля. Действия следователя, нарушающие правила проведения допроса и права свидетеля, являются незаконными.

Правила проведения допроса

Законом установлены следующие правила проведения допроса:
1) свидетель вызывается на допрос повесткой;
2) перед началом допроса следователь обязан разъяснить Ваши права, ответственность, а также порядок производства допроса;
3) в ходе допроса недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц;
4) в ходе допроса запрещено задавать наводящие вопросы;
5) допрос не может проводиться в ночное время (с 22.00 часов до 06.00 часов);
6) допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов
7) ход и результаты допроса отражаются в протоколе. После окончания допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого лица о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

Права и обязанности свидетеля

Свидетель является участником уголовного судопроизводства и, соответственно, имеет определенные права и обязанности.
Свидетель вправе:
1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки);
2) являться на допрос с адвокатом;
3) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
4) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
5) заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
6) пользоваться в ходе допроса документами и записями;
7) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
8) ходатайствовать о применении мер безопасности.

Свидетель не вправе:
1) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд (в случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу);
2) давать заведомо ложные показания либо отказаться от дачи показаний (за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственности в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации);
3) разглашать данные предварительного следствия, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, в случае если он был об этом заранее предупрежден (за разглашение данных предварительного расследования свидетель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 лет до 18 лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Данным свидетелям указывается на необходимость говорить правду.

Следователь отказала в удовлетворении ходатайств адвоката, указав, что обвиняемые объявлены в межгосударственный розыск и не могут представить рукописные заявления о допуске защитника для участия в уголовном деле


19 марта Ленинский районный суд г. Новороссийска вынес постановление об отказе в удовлетворении жалобы адвоката Кореновского филиала № 2 Краснодарской краевой коллегии адвокатов Татьяны Третьяк, которой следователь отказал в допуске к участию в уголовном деле ее доверителей.

Отказ обусловлен отсутствием письменных заявлений обвиняемых о допуске защитника

В производстве следователя по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции (по обслуживанию Восточного района) СУ УМВД России по г. Новороссийску Марины Петровой находятся уголовные дела, возбужденные по ч. 2 ст. 306 УК в отношении И. и по ч. 2 ст. 307 УК в отношении Х., а также уголовное дело, возбужденное ОМВД России по г. Геленджику 28 сентября 2015 г. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК.

3 марта адвокат Татьяна Третьяк, защищающая Х. и И., вручила под роспись следователю ряд ходатайств, в которых в том числе содержались уведомления о вступлении в уголовные дела в качестве защитника по соглашению. Через три дня следователь вынесла постановления об отказе в удовлетворении ходатайств о допуске в качестве защитника и выдаче испрашиваемых процессуальных документов, мотивировав их тем, что Х. и И. объявлены в межгосударственный розыск и не могут представить рукописные заявления о допуске защитника для участия в уголовном деле. В постановлениях указано, что оно рассмотрено в рамках одного уголовного дела. Так Татьяна Третьяк узнала, что дела ее доверителей были объединены.

Адвокат указала, что Верховный Суд в Определении № 83-УД20-1 указал, что из приведенных законоположений, а также правовой позиции КС, изложенной в определениях от 22 апреля 2010 г. № 596-О-О; от 22 ноября 2012 г. № 2054-О; от 23 июня 2016 г. № 1432-О, следует, что выполнение процессуальных обязанностей защитника предполагает наличие у него ордера на ведение уголовного дела конкретного лица и не ставится в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится дело. Следовательно, отметила Татьяна Третьяк, действующее правовое регулирование закрепляет уведомительный, а не разрешительный порядок вступления адвоката в дело (Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2020 г.), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июля 2020 г.).

Согласно одной из позиций выполнение процессуальных обязанностей защитника предполагает наличие у него ордера на ведение уголовного дела конкретного лица и не ставится в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится дело

Обвиняемый должен в письменном виде выразить свое волеизъявление в отношении приглашения конкретного защитника

Старший помощник прокурора в заседании указал, что адвокат представляет интересы одновременно двух обвиняемых, которые в настоящий момент не допрошены по существу предъявленного обвинения, в связи с чем следователь лишен возможности установить, что интересы одного не противоречат интересам другого и, следовательно, может ли один и тот же адвокат представлять интересы двоих обвиняемых. Кроме того, ст. 73 УПК обязывает следователя установить личность лица, подающего ходатайство, а в связи с тем, что обвиняемые на допрос к следователю не являются, находятся в розыске, то от кого именно поступило заявление о том, что Татьяна Третьяк приглашена обвиняемым, установить невозможно.

Суд отметил, что в соответствии с ч. 4 ст. 49 УПК адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Он также сослался на ч. 6 ст. 49 УПК, согласно которой одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого, и отметил, что в данном случае возможности установить, имеются ли противоречия между показаниями Х. и И., нет.

Кроме того, заметил суд, в ходе рассмотрения дела было установлено, что Х. по электронной почте ходатайствовал перед следователем о выдаче копий тех же процессуальных документов, что и Татьяна Третьяк. Следователь удовлетворил ходатайство частично – разрешил снять копии, отказав лишь в части тех документов, которые отсутствуют в материалах дела или отменены как незаконные.

Таким образом, суд отказал в удовлетворении жалобы.

Материалы дела рассмотрит апелляционный суд

Адвокат указала, что в поданных после 6 марта в адрес следователя и суда ходатайствах обвиняемые подтверждают, что она является выбранным ими защитником на основании соглашений, настаивают на реализации своих прав на защиту путем ознакомления ее с материалами уголовного дела в порядке п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК.

Татьяна Третьяк подчеркнула, что Верховный Суд в Определении № 83-УД20-1 разъяснил, что ст. 50 УК РФ, таким образом, закрепляет процедуру приглашения защитника, а не порядок допуска его к делу. Эти разъяснения были даны по делу, когда, как и в данной ситуации, постановление следователя об отказе было мотивировано тем, что в связи с нахождением обвиняемого в розыске и ввиду информации о его нахождении на территории иностранных государств органы следствия лишены возможности удостовериться в согласии обвиняемого на участие в деле в качестве защитника адвоката.

Также адвокат отметила, что выводы суда о противоречиях в позициях обвиняемых носят предположительный характер, поскольку они не были допрошены по предъявленным им обвинениям, содержание которых от них при этом утаивается.

Татьяна Третьяк попросила апелляцию отменить постановление нижестоящей инстанции и признать незаконными постановления следователя об отказе в удовлетворении ходатайств. Кроме того, она попросила вынести в адрес судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска и следователя СУ УМВД России по г. Новороссийску Марины Петровой частное определение (постановление), обратив внимание председателя суда и руководителя следственного органа на факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

Адвокат уже известила палату о новых обстоятельствах

Председатель Комиссии АП КК по защите профессиональных прав адвокатов Ростислав Хмыров отметил, что недопуск адвоката – редкое нарушение профессиональных прав. В 2020 г. АП Краснодарского края было зафиксировано два таких случая, по каждому из которых комиссия выносила заключение.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Читайте также: