Запрещает ли международное право применение ядерного химического и биологического оружия

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Современная классификация оружия и запреты международного гуманитарного права относительно его применения

Объектом этого исследования выступают общественные отношения, регулируемые международным гуманитарным правом. Предметом исследования выступают нормы гуманитарного права регулирующие вопросы использования тех или иных видов оружия, их история, применение и проблемы, возникающие в правовом регулировании различных вооружений и применении этих норм.

Целью исследования является анализ классификации различных видов оружия, норм гуманитарного права, регулирующих их использования и возникающих в этой сфере проблем. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: рассмотреть современную классификацию оружия; проанализировать нормы международного гуманитарного права, регулирующие его использование, их историю и применение; выявить существующие в этой сфере проблемы и предложить возможные варианты их решения.

В современной литературе можно встретить различные классификации вооружений. В частности, по характеру и масштабу поражающего действия выделяют:

1.Оружие массового поражения (ядерное, химическое и биологическое)

2. Обычное оружие, в частности:

- огнестрельное оружие (гладкоствольное и нарезное ручное оружие, патроны и пули, пулемёты, пушки, гранаты и гранатомёты, мины и миномёты, бомбы и кассетные боеприпасы);

- боеприпасы объёмного взрыва;

- современное высокоточное оружие, включая беспилотные летательные аппараты (БЛА);

3. Оружие на основе использования новых физических принципов (лазерное, пучковое, высокочастотное)

4. Нелетальное оружие 1 .

Классификация оружия, используемая в международном гуманитарном праве, дополняет классификацию по масштабам и характеру поражающего действия степенью запрещённости применения этого оружия. Оружие, согласно нормам международного гуманитарного права, делится на категорически запрещённое и то запрещены лишь конкретные способы применения, которого 2 . Запрещено применение любого оружия для нападения на гражданское население, военнопленных, за исключением попытки побега и самозащиты, больных и раненых, немощных, рожениц, новорожденных, беременных женщин, жертв кораблекрушений, парламентёров и сопровождающих его лиц, медицинский и духовный персонал, персонал гражданской обороны, персонал обеспечивающий защиту и охрану культурных ценностей, поскольку запрещено само подобное нападение 3 .

К числу полностью запрещённого относится, в первую очередь, оружие массового поражения, потому что оружие массового поражения — это оружие неизбирательного действия. Его применение обязательно ведёт к жертвам среди перечисленных защищаемых категорий населения.

Особенно сложная ситуация сложилась в отношении ядерного оружия.

Формально оно, как и любое оружие массового поражения, попадает под запрет из-за своего неизбирательного действия. Однако, ядерными державами оно рассматривается как оружие сдерживания потенциального агрессора и элемент системы мировой безопасности.

Особое место среди обычного огнестрельного оружия, ограниченного международным гуманитарным правом занимают мины. Минами называют боеприпасы, устанавливаемые на земле, воде, или другой поверхности под землей, водой или другой поверхностью либо вблизи них предназначенные для взрыва от присутствия, близости или контакта человека (противопехотные мины) или транспортного средства (противотранспортные мины). Наибольший вред жизни и здоровью люде приносят противопехотные мины.

Данным протоколом запрещается:

- применять любые мины, мины-ловушки или другие устройства, способные причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания (ст.3.3 Протокола);

- применять не обнаруживаемые противопехотные мины (ст.4 Протокола);

- применять мины неизбирательно (ст.3.8 Протокола);

- применять мины, не соответствующие требованиям по самоуничтожению и самодеактивации (ст.5-6 Протокола).

Протокол обязывает стороны применяющие мины:

- избегать жертв со стороны мирного населения и разрушения гражданских объектов (ст.3.7, 3.10 Протокола);

- регистрировать всю информации касающуюся применения мин (ст.9 Протокола)

- незамедлительно после окончания конфликта предоставить эту информацию, разминировать и уничтожить мины, либо хранить их под контролем (ст.10 Протокола).

Одновременно, Протокол обязует стороны обеспечивать защиту от мин и безопасный проход международным и гуманитарным миссиям.

Ещё одним видом обычного огнестрельного оружия попавшим, в последнее время, под международный запрет являются кассетные боеприпасы. Кассетными называются боеприпасы, разбрасывающие множество разрывных суббоеприпасов, весом до 20 кг. каждое. Конвенция, регулирующая таковые, была принята в Осло 3 декабря 2008 года и вступила в силу 1 августа 2010 г. Боеприпасы, имеющие суббоеприпасы, весом более 20 кг. договором не регламентируются 8 .

Согласно конвенции разрешается использовать боеприпасы, снаряжённые менее, чем 10 суббоеприпасами, каждый весом не более 4 кг, при условии предназначенности каждого для поражения одиночной цели и наличия электронных механизмов самодеактивации и самоуничтожения.

Конвенция запрещает применять, разрабатывать, производить, приобретать иным образом, накапливать, хранить передавать кому-либо, прямо или опосредованно, кассетные боеприпасы, а также помогать кому-либо в этой деятельности, поощрять её или побуждать к ней 9 .

Пока к договору также не присоединились: США, Россия, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Турция, Бразилия, Аргентина, Украина, Польша, Казахстан, КНДР, Северная Корея и многие другие страны.

Единственный вид оружия, основанного на новых физических принципах, попавший под регулирование международным гуманитарным правом-лазерное. В соответствии с Протоколом IV об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) 1995 г. к Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях, чтобы вызвать слепоту у людей, не использующих оптические приборы, так как это не отвечает принципу не причинения излишних страданий.

Даже холодное оружие подпадает под общее регулирование нормами обычного международного гуманитарного права. В частности, на холодное оружие распространяются нормы, запрещающие нападать на гражданских, убивать или наносить ранения предательски и причинять чрезмерные повреждения или излишние страдания.

Представляется, что все эти проблемы могут быть преодолены при наличии доброй воли соответствующих государств.

Список источников и литературы

Международные договоры

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Принята в г. Санкт-Петербурге 29.11.1868 (11.12.1868))

Женевская конвенция 1864 г касавшаяся больных и раненых в ходе войны

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Вместе с "Протоколом о необнаруживаемых осколках", "Протоколом о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств", "Протоколом о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия") (Заключена в г. Женеве 10.10.1980) (с изм. от 21.12.2001)

Конвенция по кассетным боеприпасам Принята на Дипломатической конференции для принятия конвенции по кассетным боеприпасам (Дублин, 19–30 мая 2008 года).

Конвенция ООН от 10 октября 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду; п. 3 ст. 35, ст. 55 Дополнительного протокола

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 3 сентября 1992.

Парижская декларация 1856 г., регулировавшая правила морской войны

Женевские конвенции от 12.08.1949 года

(основные источники Женевского права):

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005)

Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005)

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005)

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III) (Подписан в г. Женеве 08.12.2005)

Учебная литература:

Батырь В.А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. 688 с.

Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. М: За права военнослужащих, 2009. 240 с.

Международное право = Volkerrecht / Вольфганг Граф Витцтум, М. Боте, Р. Дольцер и др.; пер. с нем. Н. Спица; сост. В. Бергманн; 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2015. Серия "Германская юридическая литература: современный подход". Кн. 2. 1072 с.

Русинова В.Н. Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017. 400 с.

В ХХ веке мир вступил в эпоху, когда у ряда государств появилось невиданное до той поры оружие массового уничтожения (ОМУ). Речь идет, прежде всего, о бактериологическом (биологическом), химическом и ядерном оружии. Если это оружие применить, то его жертвами могут стать не десятки, а сотни миллионов людей. Под вопрос поставлено существование всей человеческой цивилизации.

Естественно, возник вопрос, как предотвратить возможный негативный ход событий. Государства пришли к единственно правильному решению: сесть за стол переговоров, выработать и заключить соглашения о запрещении и уничтожении или (по крайней мере) ограничении ОМУ.

В 1972 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КОБО).Этот документ, вступивший в силу в 1975 г.,запрещает разработку, производство и накопление биологических и содержащих токсины препаратов, а также предусматривает уничтожение такого оружия и средств его доставки. В Конвенции участвуют свыше 150 государств, в том числе Российская Федерация.

Конвенция была первым международным документом, который поставил вне закона один из видов оружия массового уничтожения. К сожалению, при заключении Конвенции не удалось выработать протокол о контроле за ее положениями. Этот недостаток пытается восполнить регулярно созываемая Конференция по рассмотрению действия положений Конвенции.

В 1993 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО). Документ вступил в силу 29 апреля 1997 г.КЗХО является первым действующим многосторонним договором, не только запрещающим целый вид оружия массового уничтожения, но и предусматривающим механизм проверки военных и гражданских химических объектов. На октябрь 2007 года в Конвенции участвовало свыше 150 государств, в том числе Российская Федерация.

Конвенция предусмотрела учреждение Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) со штаб-квартирой в Гааге. С 1998 г. Россия является постоянным членом Исполнительного совета ОЗХО.

Согласно Конвенции государства обязаны ликвидировать свои запасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 г. В связи с отставанием России от выработанного Конвенцией графика уничтожения химического оружия Правительство РФ утвердило уточненную Федеральную целевую программу уничтожения запасов химического оружия в России и график уничтожения: 20 процентов - 29 апреля 2007 г.; 45 процентов - 29 апреля 2009 г.; 100 процентов - 29 апреля 2012 г. ОЗХО согласилась с этим графиком.

Россия добросовестно выполняет свои обязательства в области химического разоружения. Однако имеются существенные трудности, связанные с недостатком финансовых средств на химическое разоружение. Ряд государств Европы, а также США оказывают России в этом определенную помощь.

Ядерное оружие международным правом покане запрещено. Однако существует ряд ограничений по его распространению и совершенствованию.

5 августа 1963 г.былоткрыт для подписанияДоговор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, который также известен под названием Московского договора. 46 лет, прошедших со времени заключения этого Соглашения, в полной мере подтвердили его историческое значение. Договор, участниками которого стали свыше 130 государств, явился одним из первых шагов международного сообщества по сдерживанию гонки ядерных вооружений. Он предотвратил дальнейшее заражение планеты радиоактивными осадками. Значение Московского договора состоит также и в том, что он открыл путь для заключения дальнейших крупных международных договоренностей в сфере ограничения и сокращения ядерного оружия, его нераспространения в мире.

Именно Московский Договор создал условия для последующих договоренностей по запрещению ядерных испытаний, кульминацией которых явилось открытие в 1996 г.для подписанияДоговора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), охватившего запретом и подземные ядерные взрывы. По данным на октябрь 2009 г. его подписало 181 государство и 150 ратифицировали. По условиям данного Договора для вступления его в силу необходимо, чтобы он был ратифицирован 44 конкретными государствами, в том числе всеми ядерными. На октябрь 2009 г. Договор ратифицировали менее 35 государств из 44. Из семи ядерных стран в ДВЗЯИ участвуют только три - Великобритания, Россия и Франция. Договор еще не подписали Индия и Пакистан, подписали, но не ратифицировали Китай и США.




Оптимизм внушает то, что в последнее время наблюдается определенная позитивная динамика вокруг ДВЗЯИ. Мировая общественность приветствует намерение американской администрации добиваться ратификации ДВЗЯИ, о чем, в частности, говорится в Совместном заявлении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Президента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы, принятом 1 апреля 2009 г. в Лондоне.

1 июля 1968 г. был открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), являющийся основой международного режима нераспространения ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г.). На октябрь 2009 г. свыше 190 государств являются участниками ДНЯО.

Суть ДНЯО заключается в создании надежных гарантий нераспространения ядерного оружия. Договор предусматривает, чтобы государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, не передавало кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно (ст. 1). В свою очередь, государство, не обладающее ядерным оружием и участвующее в ДНЯО, обязуется не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2)).

Среди конкретных направлений работы по обеспечению международной безопасности приоритетной задачей является укрепление ДНЯО. Каждые пять лет созывается Конференция по рассмотрению действия Договора. На Конференции 1995 г. ДНЯО был продлен бессрочно. На Конференциях в 2000 и в 2005 гг. приняты документы с перечнем рассчитанных на перспективу мер многостороннего характера в области укрепления режима нераспространения и разоружения. В настоящее время ведется активная подготовка к Конференции по рассмотрению ДНЯО 2010 г.

Следует отметить, что на 2010 г. намечена встреча лидеров государств мира относительно обзора ситуации с ядерным оружием в мире и выработкой мероприятий для его сокращения и уничтожения.

Запрет

Биологическое оружие было запрещено на основании документа, который вступил в законную силу 26 марта 1975 года.

На январь 2012 года участниками конвенции о запрете биологического оружия являются 165 государств.

Предмет запрета: микробы и другие биологические агенты, а также токсины независимо от их происхождения или методов производства, типов и в количествах, которые не предназначены для профилактики, защиты и иных мирных целей, а также боеприпасы, которые предназначены для доставки данных агентов или токсинов к противнику во время вооруженных конфликтов.


Биологическое оружие

Биологическое оружие представляет опасность для людей, животных и растений. В качестве патогенных микроорганизмов или токсинов могут использоваться бактерии, вирусы, грибки, риккетсии, бактериальные токсины. Существует возможность использования прионов (как генетическое оружие). При этом, если рассматривать войну как комплекс действий, направленный на подавление экономики противника, то к видам биологического оружия можно отнести и насекомых, которые в состоянии эффективно и быстро уничтожать сельскохозяйственные культуры.

Биологическое оружие неразрывно связано с техническими средствами применения и средствами доставки. К техническим средствам применения относят такие средства, которые позволяют обеспечить безопасную транспортировку, хранение и перевод в боевое состояние биологических средств (разрушаемые контейнеры, капсулы, кассеты, авиабомбы, распылители и выливные авиационные приборы). К средствам доставки биологического оружия относят боевые аппараты, которые обеспечивают доставку технических средств к объектам поражения противника (баллистические и крылатые ракеты, авиация, снаряды). Сюда же можно отнести группы диверсантов, которые могут доставить контейнеры с биологическим оружием в район применения.

Биологическое оружие обладает следующими особенностями поражающего действия:

— высокая эффективность применения биологических средств;
— трудность своевременного обнаружения биологического заражения;
— присутствие скрытого (инкубационного) периода действия, что ведет к повышению скрытности применения биологического оружия, но одновременно уменьшает его тактическую эффективность, так как не позволяет обеспечить немедленный вывод из строя;
— большое разнообразие биологических средств (БС);
— длительность поражающего действия, что обусловлено устойчивостью некоторых видов БС к внешней среде;
— гибкость поражающего действия (наличие возбудителей временно выводящих из строя и смертельного действия);
— способность некоторых видов БС к эпидемическому распространению, которое появляется в результате использования возбудителей, которые в состоянии передаваться от больного человека к здоровому;
— избирательность действия, которая проявляется в том, что одни виды БС поражают исключительно людей, другие — животных, а третьи — и людей, и животных (сап, сибирская язва, бруцеллез);
— способность биологического оружия в виде аэрозолей проникать в негерметизированные помещения, инженерные сооружения и объекты боевой техники.


К достоинствам биологического оружия специалисты обычно относят доступность и дешевизну производства, а также возможность появления в армии противника и среди его гражданского населения крупномасштабных эпидемий опасных инфекционных заболеваний, которые могут повсеместно сеять панику, страх, а также снижать боеспособность армейских частей и дезорганизовывать работу тыла.

Начало использования биологического оружия принято относить еще к древнему миру. Так, в 1500 году до н. э. хетты в Малой Азии оценили власть заразной болезни и начали насылать чуму на вражеские земли. В те годы схема заражения была очень простой: брали больных людей и засылали их в стан неприятеля. Хетты для этих целей использовали людей, которые были больны туляремией. В Средневековье технология получила некоторое усовершенствование: трупы погибших людей или животных от какой-либо страшной болезни (обычно от чумы) с помощью разнообразных метательных орудий забрасывались через стены в осажденный город. Внутри города могла вспыхнуть эпидемия, при которой защитники умирали пачками, а выживших охватывала настоящая паника.

Спорным остается один довольно известный случай, который произошел в 1763 году. По одной из версий, британцы передали племени американских индейцев платки и одеяла, которыми ранее пользовались больные натуральной оспой. Неизвестно, была эта атака запланирована заранее (тогда это самый настоящий случай использования БО), или это произошло случайно. В любом случае, согласно одной из версий, среди индейцев возникла настоящая эпидемия, которая унесла сотни жизней и практически полностью подорвала боеспособность племени.


Первая половина XX века ознаменовалась применением как немцами, так и японцами биологического оружия, обе страны использовали сибирскую язву. В последствии ее стали использовать в США, России и Великобритании. Немцы еще во время Первой мировой войны пытались спровоцировать эпизоотию сибирской язвы среди лошадей стран своих противников, однако им не удалось это сделать. После подписания в 1925 году так называемого Женевского протокола разрабатывать биологическое оружие стало сложнее.

Однако протокол останавливал далеко не всех. Так, в Японии с биологическим оружием в годы Второй мировой войны экспериментировала целая специальная часть — секретный отряд 731. Достоверно известно, что в годы войны специалисты данной части целенаправленно и довольно успешно заражали население Китая бубонной чумой, от которой погибло в общей сложности порядка 400 тысяч человек. А нацистская Германия занималась массовым распространением переносчиков малярии в Понтийских болотах на территории Италии, потери союзников от малярии достигли около 100 тысяч человек.


В настоящее время защита от биологического оружия сводится к двум большим группам специальных мероприятий. Первые из них носят профилактический характер. К профилактическим действиям относят прививки военнослужащим, населению и сельскохозяйственным животным, разработку средств раннего обнаружения БО и санэпиднадзор. Вторые мероприятия — лечебные. К ним относят экстренную профилактику после обнаружения факта использования биологического оружия, специализированную помощь заболевшим и их изоляцию.


На сегодняшний день в качестве биологического оружия могут применяться:

— бактерии — возбудители сибирской язвы, чумы, холеры, бруцеллеза, туляремии и др.;
— вирусы — возбудители клещевых энцефалитов, натуральной оспы, лихорадки Эбола и Марбург и др.;
— риккетсии — возбудители лихорадки Скалистых гор, сыпного тифа, Ку-лихорадки и др.;
— грибки — возбудители гистоплазмоза и нокардиоза;
— ботулотоксин и иные бактериальные токсины.

Для успешного распространения биологического оружия могут использоваться:

— артиллерийские снаряды и мины, авиационные бомбы и генераторы аэрозолей, ракеты дальнего и ближнего радиуса действия, а также любые беспилотные средства нападения, несущие в себе биологическое оружие;
— авиационные бомбы или специальные контейнеры, начиненные зараженными членистоногими;
— разнообразные наземные машины и оборудование для заражения воздуха;
— специальная аппаратура и различные приборы для диверсионного заражения воздуха, воды закрытых помещений, продовольствия, а также для распространения зараженных грызунов и членистоногих.

Именно применение искусственно зараженных бактериями и вирусами комаров, мух, блох, клещей, вшей представляется почти беспроигрышным вариантом. При этом данные переносчики могут сохранять способность к передаче возбудителя людям фактически в течение всей своей жизни. А продолжительность их жизни может составлять от нескольких дней или недель (мухи, комары, вши) до нескольких лет (клещи, блохи).

Биологический терроризм

В послевоенное время биологическое оружие не использовалось во время масштабных конфликтов. Но при этом им очень активно начали интересоваться террористические организации. Так, с 1916 года документально подтверждены минимум 11 случаев планирования или совершения террористических атак с использованием биологического оружия. Самым известным примером является история с рассылкой писем со спорами сибирской язвы в США в 2001 году, когда от писем погибли 5 человек.


С другой стороны, работы, которые направлены на создание средств защиты от опасных инфекций, никогда не останавливались. Они ведутся на глобальном уровне, при этом исследовательские центры получают на эти цели приличные объемы финансирования. Эпидемиологическая угроза сохраняется сегодня по всему миру, а это значит, что даже в неразвитых и бедных странах обязательно присутствуют санитарно-эпидемиологические лаборатории, которые оборудованы всем необходимым для проведения работ, связанных с микробиологией. Сегодня даже обыкновенные пивоваренные заводы можно довольно легко перепрофилировать для выпуска любых биологических рецептур. Такие объекты наряду с лабораториями могут представлять интерес для биологических террористов.

При этом наиболее вероятным кандидатом для использования в диверсионно-террористических целях называют вирус натуральной оспы. В настоящее время коллекции вируса натуральной оспы по рекомендации Всемирной организации здравоохранения надежно хранятся в России и в США. При этом имеется информация о том, что данный вирус может бесконтрольно храниться в ряде государств и может стихийно (а, возможно, и преднамеренно) покинуть пределы мест хранения.


Необходимо понимать, что террористы не обращают никакого внимания на международные конвенции, также их совершенно не беспокоит неизбирательность микроорганизмов-возбудителей. Основная задача террористов — сеять страх и добиваться данным путем желаемых целей. Для этих целей биологическое оружие представляется практически идеальным вариантом. Мало что может сравниться с той паникой, которую способно вызвать использование биологического оружия. Конечно же, здесь не обошлось без влияния кино, литературы и СМИ, которые окружили такую возможность ореолом некой неотвратимости.

Однако и без масс-медиа для возможного использования такого оружия в террористических целях есть свои предпосылки. К примеру, учет потенциальными биотеррористами ошибок, допущенных их предшественниками. Попытки создания портативных ядерных зарядов и химическая атака, которая была проведена в токийском метро по причине отсутствия высоких технологий и грамотного подхода у террористов оказались провалами. В то же время биологического оружие при правильном проведении атаки будет продолжать свое действие уже без участия исполнителей, воспроизводя само себя.

Благодаря этому, по совокупности параметров можно уверенно говорить о том, что именно биологическое оружие может быть выбрано террористами в будущем как наиболее подходящее для достижения стоящих перед ними целей средство.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925).

КБТО была открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации Генеральному секретарю ООН. В настоящее время её участниками являются 163 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО). Однако отсутствие механизма проверок ограничило эффективность выполнения положений Конвенции. (Прим.: к июлю 2008 года 13 государств подписали КБТО, но пока не ратифицировали).

Сфера, затрагиваемая КБТО, оговаривается в её первой статье:

  • 1) микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;
  • 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. [1]

Содержание

Основные положения Конвенции

  • Статья I: Ни при каких обстоятельствах не приобретать и не накапливать биологическое оружие.
  • Статья II: Уничтожить или переключить на мирные цели всё, что с связано с биологическим оружием.
  • Статья III: Не передавать, не помогать никоим образом, не поощрять и не понуждать кого бы то ни было к приобретению и накоплению БО.
  • Статья IV: Принимать необходимые изменения в своё законодательство.
  • Статья V: Консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО.
  • Статья VI: Сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО, поданных в Совет Безопасности ООН.
  • Статья VII: Оказывать помощь государствам, которые могут подвергнуться опасности в результате нарушения Конвенции.
  • Статья X: Выполнять всё вышеперечисленное с целью мирного использования научных разработок в области бактериологии.

Участие

Участниками КБТО являются 163 государства, кроме того, Тайвань неофициально соблюдает её положения.

Некоторые страны сделали оговорки, выразив своё неудовлетворение положением о том, что допускается накопление биологических агентов и токсинов для профилактических и других мирных целей. Также они заявили, что подписание ими КБТО не означает признание других участников, которых они не признают.

Конференции

В 90-е годы начался процесс по созданию механизма проверок. До этого, на второй Обзорной Конференции в 1986 году страны-участницы договорились ежегодно докладывать о мерах по укреплению доверия к ООН. На следующей Обзорной Конференции 1991 года была создана группа правительственных экспертов (VEREX). С 1995 по 2001 год проходили переговоры, направленные на составление Протокола к КБТО о проверках.

На конференциях затрагивались следующие вопросы:

  • 2003: Государственные механизмы по обеспечению безопасности и надзора за патогенными микроорганизмами и токсинами.
  • 2004: Укрепление международного потенциала для реагирования, расследования и смягчения последствий случаев предполагаемого применения биологического или токсинного оружия либо подозрительных вспышек инфекционных заболеваний.
  • 2004: Расширение полномочий международных учреждений целью выявления и реагирования на случаи вспышек инфекционных заболеваний (включая болезни, поражающие растения и животных).
  • 2005: Кодексы поведения для учёных.
  • 2006: Принятие заключительной Декларации, намечены дальнейшие пути укрепления КБТО.

Следующая Конференция запланирована на 2011 год. [2]

См. также

Примечания

  1. ↑[1] Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении
  2. ↑[2] Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия. Справка

Ссылки

  • Договоры по алфавиту
  • Биологическое оружие
  • Международные договоры
  • Международные конвенции
  • Договоры об ограничении вооружений
  • Международные договоры России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конвенция о биологическом оружии" в других словарях:

Законы и обычаи войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Запрещенные средства и методы ведения войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Запрещённые средства и методы ведения войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Международное право вооруженных конфликтов — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Международное право вооружённых конфликтов — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Правила ведения войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

Международное гуманитарное право — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства… … Википедия

РАЗОРУЖЕНИЕ — сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые… … Энциклопедия Кольера

Киссинджер, Генри — Генри Альфред Киссинджер Henry Alfred Kissinger … Википедия

Читайте также: