Занятие что такое правонарушение

Обновлено: 26.04.2024

08.20-08.50;
Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.

(Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.)

Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении.


  • Познакомить учащихся с терминами проступок, правонарушение, преступление.

  • Способствовать анализировать и различать эти понятия.

  • Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей и себя.

  • Способствовать воспитанию правового сознания учащихся.

Выполнила: Костючок Кристина Владимировна

воспитатель 9 класса

2013 год
Ход занятия

(Ситуации 1.1, 1.2, 1.3)
Мы рассмотрели несколько ситуаций, давайте попробуем дать определение, а что же такое проступок, правонарушение, преступление.
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. П. Обычно лишен общественно опасного характера.
Приведите свой пример проступка.

(Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем, уч. опоздал на занятия, приходит в класс после звонка.).

Правонарушение - это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

(нарушил пдд, кража, драка, взятка, бандитизм, пиратство и т. п.

прогул, халатность должностного лица, уклонение от уплаты налогов, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном для жизни или здоровья состоянии без помощи и т.п)
Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

(Родители, опекуны, воспитатели, бабушки, дедушки и т.д.)
Какое наказание вы можетепонести за совершенное вами правонарушение?

(Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.)
Амогут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

(Нет. В тюрьму сажают за преступления.)
Дайте определение преступлению.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?
Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

(Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.)
Что такое правонарушение?

(Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.)
Дайте определение преступлению.

Раздаточный материал.
Ситуация №1.1

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории прилегающей к школе и по самой школе. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение, преступление?

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

А в нашей школе есть устав?

Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Ученик может получить за него выговор.

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация №1.2

Девятиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из нач. классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 1.3.

Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Дима во время уроков пошел кататься на коньках. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Преступление.

Какое именно?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

как бы вы поступили в такой ситуации

Группа ребят вела себя вызывающе: они сквернословили, курили в школьном туалете, писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпивши, затевали драки. Я думаю это преступление.

Правонарушение

1) Толя, учащийся школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Правонар. Докажите. Курить в общ местах запещено.

2) Лена, ученица 9 класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.

Проступок. Не нарушила закона, ходит в школу. Поссорилась с родителями

3) Мальчик во время уроков в магазине украл 12 телефонов

проступок, преступление.

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель, когда Дима, шатаясь, шёл по улице.

Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

это статья 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

5) девятиклассники Дима и Паша каждый день опаздывают на уроки.

6) На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.

Что же на самом деле совершил Влад: правонарушение или преступление?

Форма и методы работы: беседа, презентация, демонстрация слайдов и видеороликов.

  • профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников центра;
  • воспитание правового сознания воспитанников.
  • обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних;
  • объяснить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций.

Ожидаемый результат:

  • приобретение воспитанниками правовой грамотности в вопросах правонарушений и их последствий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, плакаты о правах и обязанностях несовершеннолетних.

3. Основная часть:

Мини – беседа (видиоролик);

Практическое задание (работа по ситуациям);

Гораздо лучше предупреждать

преступления, нежели их наказывать.

Воспитатель говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

2. Вводная часть.

- Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

- Как вы считаете, эта тема действительно актуальна для нас? И почему? (Ответы воспитанников) (слайд № 1)

- Поэтому задачей нашего с вами общения будет обсуждение проблемы преступности среди несовершеннолетних и возможных последствий противоправных действий.

3.Основная часть.

- Почему же подростки совершают противоправные действия, что их толкает на это. (Видеоролик).

Прежде чем, ребята, вы приступите к обсуждению проблемы, я бы хотела провести с вами небольшой тренинг.

Но бывает достаточно неосторожного или преднамеренного движения, удара судьбы, чтобы эта хрупкая чаша разбилась. (Учитель разбивает чашу, цветы рассыпаются.) И на смену Чаше жизни приходит ящик Пандоры.

Практическое задание

— А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.

1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)

2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)

3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)

4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)

5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)

6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)

- Ребята, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

- Что такое правонарушение?

Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

- Дайте определение преступлению.

Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

- Сейчас я попрошу вас разделиться по группам (2человека). Взять карточки с заданием и немного поработать самостоятельно. Вам нужно определить, что написано в карточке – правонарушение или проступок.

Варианты заданий: (по группам)

1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)

2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (проступок)

3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.(преступление)

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. (правонарушение)

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (проступок)

6) Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)

За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.

Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданиями.

Презентация.

Послушайте притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам не кормить своего волка злобы и жестокости. Вовремя остановитесь у преступной черты.

Изолирует, губит, ломает

Не играй с законом в игры

Надписи на доске:

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

Вольтер (1694 – 1778)

Невежество - мать всех преступлений. Преступление прежде всего - неразумие.
Оноре де Бальзак

Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления. (Беккариа Чезаре.)

Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершаются под влиянием вина.

Оценить 695 0

Тема: Проступок, правонарушение, преступление.

Цель: Формирование правовых знаний на примерах проступок, правонарушение, преступление

1. Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, научить различать эти понятия.

2. Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3. Развивать диалогическую речи, посредством беседы.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята, попробуйте охарактеризовать себя по первой букве своего имени (Олег – огромный, Даниил – добрый и т.д). Скажите, тяжело было по одной букве охарактеризовать себя? А как вы думаете, а другого человека легко охарактеризовать, не зная его близко….

Основная часть

- Усаживайтесь по удобнее, начинаем наше занятие. Я уверена, что все вы будете работать внимательно, думать самостоятельно, вести себя замечательно!

- Мы попробуем в ходе сегодняшнего нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

-Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Начать наше занятие я хочу с сказки:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам).

- Правильно! Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

- А кто скажет, что такое закон? (рассуждение детей)

Вывод - ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли в нашем государстве ЗАКОН?

-Кто мне скажет, что объединяет эти понятия? (Проступок, правонарушение, преступление обозначают, нарушение каких-либо правил или законов)

- А можно ли говорить о том, что все эти слова означают одно и то же?

(Дети рассуждают и выясняют, что эти понятия различны).

- Правильно! Проступок – это нарушение правил поведения или вызывающее поведение людей. За проступок не могут посадить в тюрьму, нельзя за проступок оштрафовать. Однако за проступок тоже есть наказание, о котором мы поговорим позже.

Правонарушение — означает любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права.

Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет. Наказанием за правонарушение может послужить штраф или даже лишение свободы.

Преступление – это действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

-А подробно разобраться нам в этом помогут подобранные жизненные ситуации.

Разбор ситуаций по ролику:

Ситуация 1. Группа подростков села в автомобиль, в количестве большем, чем можно передвигаться в автомобиле, подростки были сильно возбуждены. В результате, они сбили женщину с коляской.

И так что это - проступок, правонарушение или преступление? (ответы детей)

Конечно ребята - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Ситуация 2. Двое ребят сбежали с уроков, предварительно договорившись.

-Кто ответит , что это – проступок, правонарушение или преступление? (проступок, т. к. ребята не совершают ничего, что противоречит закону)

- Что же они все-таки нарушили тем, что не посещали уроков в школе? (Правила школьника)

- Давайте сразу вспомним, где прописаны правила школьника? ( В Уставе школы)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок?

- Хорошо. Действительно, ученика, который совершил проступок, могут вызвать на беседу к завучу или директору школы, вызвать родителей и т. п.

- А сейчас смотрим следующую ситуацию и попробуйте определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении?

Ситуация 3. Девушка, воспользовалась тем, что парень уснул, взяла его сумку.

-Жду вашего определения и объяснение вашего выбора. (преступление – кража)

- Вы правы, девушка нарушила закон, который прописан в Уголовном кодексе.

Ситуация 4. Старшие ребята, ради забавы обижают младшего.

-Что это, ребята, проступок, правонарушение или преступление?

(это проступок и правонарушение)

Ситуация 5. Две девушки разговаривают и одна из них, кладёт телефон на скамейку. Это видит проходящий мимо парень, присаживается к ним и забирает телефон. ( преступление – кража)

Ситуация 6. Группа подростков, поджидали одного в переулке и избили его.

Мальчики, не знаю, как вы, а я устала от этих роликов….Предлагаю посмотреть вам, социальный ролик . Но назначение его вы объясните мне сами.

Что то мы засиделись, давайте разомнемся! ( физминутка под музыку)

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Молодцы! Давай те продолжим?!

Ситуация 7. Ученик 1 класса не цензурно разговаривает и не обращает внимание на замечание старших ребят. (проступок)

Ситуация 8. Молодые люди продают наркотики подростку. (преступление)

Ситуация 10. Группа подростков вскрывают чужую машину и угоняют её. (преступление)

Ситуация 12. Двое подростков выносят сладости из магазина, спрятав их в капюшон. (преступление. )

Ситуация 13. Прежде чем я покажу вам следующую ситуацию…Хочу сказать, что я было очень поражена, когда ее нашла. Смотрите и мы с вами поговорим.

Я считаю, что на сегодня жизненных ситуаций достаточно….

У меня для вас есть музыкальный ролик, но он не обычный, на прямую связан с нашей темой. Но прежде, чем мы его посмотрим, я предлагаю вам еще раз отдохнуть. Подойдите ко мне.

Упражнение – энергизатор

Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!

А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

-Правда, стало немного легче….эмоционально, я имею ввиду? Мне да! Теперь садитесь. Я сейчас покажу вам клип, который сняли осужденные Колпинской Воспитательной колонии на песню собственного сочинения. Смотрите и слушайте внимательно. (обсуждение увиденного)

Заключительная часть.

Знаете на этом можно было закончить! Но я хочу, чтоб вы вышли ко мне со своими стульчиками. Я предлагаю закрепить наши знания. Сейчас я вам буду читать рассказ, вы должны быть внимательны, и давать определение ситуациям которые будут звучать в нем. Что будет происходить потом, я вам не буду говорить Вы мне должны доверять….. И когда я остановлюсь и положу руку на голову, вы должны ответить, что совершил подросток.

Вы в конце поделитесь своими впечатлениями.

10 Ребят садятся в круг, лицом друг к другу…После каждого случая, ребенок укладывается на пол , вместе со стулом.

-Вы готовы? Десять подростков по жизни весело шли.

- Один пошел в кино, остальные в школу (проступок)

-И их осталось девять. Девять подростков пошли на дискотеку. Один напился пива (правонарушение, проступок)

-И их осталось восемь. Восемь подростков сидели на скамейке, один физически обидел девушку ( преступление)

-И их осталось семеро. Семь подростков пошли в кино, один, чтоб взять билет вытащил кошелёк. (преступление)

- И они остались вшестером. Шесть подростков пошли гулять по парку, Один стал ругался матом (правонарушение, проступок)

-И их осталось пятеро. Пять подростков решили отдохнуть загородом. Двое одолжили чужую машину (преступление)

-И их осталось трое. Три подростка, решили в парке отдохнуть. Один закурил…(проступок)

- И их осталось двое. Два подростка пообедать захотели. Один из них взял, то на что хватило. другой взял не заметно больше (преступление)

Обратная связь.

На этом я хочу закончить наше занятие. Но я прошу оценить, наше занятие. Перед вами сердечки двух цветов….прошу, вас кому понравилась такая форма занятия, и он считает его полезным для себя наклейте на человечка красные сердечки. А кому не понравилось наше занятие и он ни чего для себя не подчерпнул из него, наклейте на человечка черные сердечки. Спасибо. (сделать вывод)

Используемые источники:

Качанова, О. Организация досуга несовершеннолетних –

важнейшее средство профилактики / О. Качанова // Законность. –

2006.– № 10. – С. 29-32.

4. Рыжов, С.Г. Правовая грамотность подрастающего поколения – дело всех и каждого / С.Г. Рыжов // Основы государства и права. – 2002. – № 4. – С. 17-18.*

Состав правонарушения - совокупность признаков любого правонарушения.

Субъект правонарушения – это тот, кто совершает проступок.

Объект правонарушения – общественные отношения, на которые направлено противоправное посягательство.

Объективная сторона правонарушения – деяние, противоправность которого обозначена в действующих нормах права.

Субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением деяния.

Вина – психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Преступление – запрещенное уголовным законом противоправное, виновное, наказуемое деяние, характеризующееся высшей степенью общественной опасности.

Проступки – правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой индивиды, социальные группы и общество согласовывают свои интересы, разрешают противоречия, конфликты, добиваются намеченных целей.

Ключевые слова: правонарушение; состав правонарушения; объект правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения; объективная сторона правонарушения; преступление; проступок; вина; прямой умысел; косвенный умысел; самонадеянность; небрежность.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое правомерное поведение, правонарушение

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся правонарушений их признаков.

Основное содержание урока

По мнению ряда юристов, поступки людей, совершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение.

Правомерное поведение – поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм

Виды правомерного поведения:

  1. Социально-активное поведение. Ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
  2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование).
  3. Конформистское поведение. Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих.
  4. Маргинальное (законобоязненное) поведение. Это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений:

  1. Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
  2. Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Состав правонарушения:

  1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение.
  2. Субъективная сторона правонарушения- это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует психическую деятельность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной психической деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результату).
  3. Объект правонарушения- это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда.
  4. Объективная сторона правонарушения- это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону состава правонарушения, то есть объективные признаки внешнего проявления правонарушения и объективные условия его совершения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

Принципами законности выступают следующие требования:

  1. Она должна быть единой для всех;
  2. Должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  3. Должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  4. Не должна противостоять целесообразности;
  5. Должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок - воплощенная в жизнь законность.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру. Среди важных мер по укреплению правопорядка можно отметить правовое воспитание, профилактика правонарушений, соблюдение законности в деятельности государственного аппарата.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Читайте также: