Почему менеджер должен быть лидером и неформальным по должности

Обновлено: 07.05.2024

Талантливый сотрудник может быстро вырасти до руководителя. Но все-таки это редко происходит в первые месяцы работы. Спросили у психолога Константина Почтенного, как вести себя на новом месте, если хочется сразу проявить лидерский потенциал.

Власть формального главы коллектива определена его должностью. Такому руководителю не обязательно выстраивать личные отношения, чтобы все знали, кто тут босс. Он просто выше по иерархии, поэтому управляет остальными. Неформальный лидер равен по положению другим сотрудникам, но пользуется всеобщим уважением, может влиять на настроения в команде и координировать работу коллег. К такому человеку приходят за советом, его считают компетентным и значимым для компании, какую бы позицию он ни занимал. Чтобы ваш путь к неформальному лидерству на новой работе был осознанным и комфортным, стоит сделать шесть важных шагов.

Поймите свою мотивацию

Для начала стоит разобраться, почему вы стремитесь быть лидером и чего ждете. Хорошо, если вы четко понимаете, что это подготовка к будущей позиции руководителя. Если же вам просто хочется лидерства как такового, стоит задуматься.

Возможно, неформальное лидерство важно для вас, потому что якобы дает чувство уверенности. В таком случае лучше обсудить эту тему с психологом. Иначе вы можете столкнуться с обманутыми ожиданиями:статус есть, а уверенности по-прежнему нет.








Особенности номинального лидера

Подобной личности свойственны следующие особенности:

  1. Появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Это происходит во время различных преобразований, кризисов и т.д. Например, смена формального руководства может привести как к появлению роли реального лидера, так и к отмене необходимости в ней. Также может происходить и смена самих вожаков в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  2. Может эффективно взаимодействовать с другими лидерами. Нередко в социальной группе есть несколько людей, который занимают ключевые позиции. При этом их сферы влияния никак не пересекаются, а совместные усилия направляются на достижение общей цели.
    Именно такое эффективное взаимодействие часто дает по-настоящему значимые результаты.
  3. Предан общему делу. Координирует действия членов группы для достижения поставленных задач. Заинтересован в целостности коллектива и в эффективности его деятельности. Свое влияние и авторитет применяет не с целью достижения личных интересов, а исключительно с целью решения общих задач.
  4. Внутренне любит манипулировать людьми. Какие бы благие намерения не руководили действиями неформального вожака, он выбирает свою позицию не случайно. Это всегда человек, которому нравится иметь власть над другими людьми и оказывать влияние на ход событий. По этой причине нередко реальные лидеры в глубине души мечтают стать формальными руководителями, поскольку это наделит их официальными полномочиями.

Не бойтесь роли новичка

Вы не останетесь новичком навечно. Со временем вы получите больше опыта, освоитесь в команде и будете расти в том направлении, которое выберете. Но и перепрыгнуть через ступень адаптации не получится. Поэтому стоит смириться, что какое-то время вы будете находиться в роли начинающего неопытного сотрудника.

В позиции новичка есть свои преимущества. Вы можете задавать любые вопросы, изучать процессы, ошибаться — другие сотрудники с пониманием отнесутся к этому. Спокойно принимайте свой временный статус. Так вы покажете коллективу, что способны адекватно оценивать ситуацию и справляться даже с не слишком комфортным для большинства положением.

Изучите реальную ситуацию

Хороший руководитель всегда думает об интересах команды. Поэтому полезно сначала изучить отношения и традиции в коллективе. Первое время можно просто наблюдать: к кому чаще всего обращаются за помощью, а кого стараются лишний раз не беспокоить. Замечайте нюансы поведения других сотрудников: как они реагируют на критику, часто ли хвалят коллег, легко ли соглашаются на дополнительную работу. Так вы будете лучше ориентироваться в обстановке.

Избегайте слишком активного или чересчур закрытого поведения. Лучше наблюдать за ситуацией, аккуратно строить отношения с новыми коллегами и не пытаться искусственно ускорить процесс сближения. Сотрудники, которые очень стараются подружиться с вами, могут преследовать собственные цели. Сохраняйте адекватную дистанцию, общайтесь со всеми коллегами одинаково вежливо, не демонстрируя никому явного расположения в первое время.









Содержание

  • Какими чертами должен обладать неформальный лидер?
  • Типы неформальных лидеров
  • Абсолютный лидер
  • Антилидер
  • Лидер-организатор
  • Эмоциональный лидер
  • Что делать руководителю, если в коллективе появился ярко выраженный неформальный лидер?
  • Конструктивизм
  • Деструктивизм

Как правило, личные качества, энергетика и активная позиция неформального лидера дают ему не меньше, а порой даже больше власти, чем имеет лидер формальный — управленец, назначенный вышестоящим руководством. Если второму члены коллектива вынуждены подчиняться, то за первым они готовы следовать без принуждения, подчиняясь энтузиазму и своим внутренним убеждениям.

Неформальное лидерство может проявляться в любых масштабах. Кто-то влияет на жизнь своего отдела, а кто-то способен увлечь за собой миллионы и оставить свой след в истории — примеры этого широко известны. Среди наиболее значимых личностей чаще всего называются такие деятели, как Сахаров, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг — каждый из них смог повлиять на целое государство. То есть, неформальный лидер — это человек весьма и весьма незаурядный.

Спросите совета у более опытных

Налаживайте связи с новыми коллегами через простые просьбы и рабочие вопросы. Люди, к которым мы обращаемся за советом или помощью, чувствуют себя важными и нужными. В результате вы быстрее освоитесь, а у коллег сложится о вас хорошее впечатление.

Настоящий лидер не боится признать достоинства других. Поэтому всегда благодарите коллег за помощь. Если чей-то совет был особенно полезным для вас, не забывайте отметить это.

Качества неформального лидера

Независимо от коллектива, где находится неформальный лидер, его отличает ряд качеств, за счет которых он и выделяется. К ним относится:

Общительный человек. Каждый неформальный лидер с легкостью вступает в контакт с другими людьми и начинает с ними разговор.Умение побеждать в споре и менять взгляды окружающих людей так, чтобы они сами этого не поняли.Потребность в лидерстве

Такой человек стремится завладеть ситуацией и управлять другими людьми.Способность заострить внимание на себе и своей позиции.Обаяние. Лидером становится тот, кто привлекателен и внешне, и внутренне

С таким человеком хочется общаться и даже рассказать ему то, что сокровенно для вас.Нет боязни изменившихся обстоятельств. Неформальный лидер быстро ориентируется и выкручивается даже из незнакомой ему ситуации.Позитив. Даже при тяжелых обстоятельствах и неприятных ситуациях неформальный лидер не падает духом, у него хорошее настроение и положительный настрой. Этим он и заряжает других людей.

Чтобы понять, кто в вашем коллективе неформальный лидер, вам стоит задать себе такие вопросы:

— Чье мнение вы, как сотрудник фирмы, цените выше всего?

— К кому бы вы обратились в первую очередь за советом по работе или новому делу?

— С кем бы вы продолжили сотрудничество, если бы вам предложили более выгодное место работы?

Беритесь за сложные задачи

Лидерство в коллективе тесно связано с ответственностью. Поэтому не избегайте профессиональных вызовов. Новому сотруднику редко поручают сложные задачи. Но если вы столкнулись с такой, не пасуйте. Обращайтесь за помощью, если нужно, и настойчиво старайтесь разобраться с поручением.

Следующий шаг — расширение функций. Освоившись на новом месте, стремитесь глубже изучить специфику собственных задач и то, чем занимаются коллеги в смежных направлениях. Не замыкайтесь только на своей позиции — интересуйтесь процессами, за которые отвечают сотрудники на уровень выше.

Что делать с корпоративной квазикультурой

Первая идея, которая приходит в такой ситуации — уволить всех непокорных нарушителей (неформальные группы и неформальных лидеров), набрать новых сотрудников и работать с ними. Но это решение часто оказывается невыгодным:

  • Потребуется время на подбор и обучение новых людей. При увольнении старых придется заплатить компенсации за расторжение трудового договора.
  • Нет никакой гарантии, что новые сотрудники окажутся эффективнее тех, с кем успешно сотрудничали годами.
  • Уволенные эксперты пойдут работать к конкурентам, появится риск утечки информации и потери клиентской базы.

Есть запасной и более экономный план действий по переформатированию культуры в организации.

Как выявить неформального лидера в организации

Для этого нужно понимать, какие силы действуют на ситуацию, и как ими управлять. Следует помнить про феномен группового мышления, которое запускают определенные люди. Именно они являются неформальными лидерами группы.

Не притворяйтесь

Не старайтесь казаться тем, кем не являетесь. Можно метить в лидеры и заявлять о своих амбициях, но не стоит механически демонстрировать лидерские качества. Будьте внимательны к другим и ведите себя естественно.

Сильный профессионал, который не боится брать на себя ответственность и умеет работать в команде, приходит к статусу начальника естественным путем. Например, в компании появляются новички, а более опытные сотрудники растут — становятся менторами для начинающих или собирают собственную команду. Искусственно создать образ профессионала не удастся, потому что отсутствие опыта обнаружится при первых же сложностях в работе. Если вы заняты в сфере, где ориентируются на реальный результат, подтверждайте свой уровень настоящими достижениями.

Работа с неформальным лидером

Менять всех недовольных — дорого и непрактично. Нужно работать точнее, а именно воздействовать на неформального лидера. Хорошо себя показывает методика Александра Македонского, который подкупал жрецов завоеванных территорий, чтобы те провозглашали полководца сыном местного бога.

С неформальным лидером не нужно вступать в препирательства и грубо его осаживать, тем более не нужно это делать при остальных сотрудниках — в этом случае легко запустить эффект групповой поляризации. Групповая поляризация заставляет даже не вовлеченных в конфликтную ситуацию принять чью-то сторону. Выгоднее иметь некоторый процент не определившихся, продолжающих делать свою работу людей, которым безразлична позиция неформального лидера.

Управленцу нужно поговорить с неформальным лидером индивидуально, попробовать склонить его на свою сторону. Возможно, эмоциональный лидер поймет и исправит ситуацию. Если вовлечь его в восстановление нормальной корпоративной культуры не удастся, то придется думать об изоляции человека от группы вплоть до увольнения.

Не стоит затягивать ситуацию в надежде, что страсти улягутся, поскольку члены группы могут настолько проникнуться идеями негласного вождя, что положат заявление об увольнении на стол начальника вместе с ним.

Важно постепенно добавлять в глазах коллектива вес своему кандидату, давать ему слово на летучках, ненавязчиво поддерживать.. Понимание социально-психологических явлений, таких как групповое мышление, эффект эмоционального заражения, конформность, групповая поляризация, помогает тонко управлять процессами в организации

Это сложная гроссмейстерская задача, но именно такой подход нужен для достижения поставленных целей.

Понимание социально-психологических явлений, таких как групповое мышление, эффект эмоционального заражения, конформность, групповая поляризация, помогает тонко управлять процессами в организации. Это сложная гроссмейстерская задача, но именно такой подход нужен для достижения поставленных целей.

Помните, что все может сложиться иначе

На возможность лидерства влияет много факторов. Поэтому одной только мотивации, чтобы получить статус, может быть недостаточно. Обычно в сложившейся команде уже распределены роли лидеров. Перемены возможны, но для этого потребуется время и настойчивость.

Не исключено, что, поработав в компании, вы поймете, что не видите себя руководителем или неформальным лидером именно здесь. Но где бы вы ни решили строить карьеру дальше, вам пригодится умение налаживать связи с коллективом и способность извлекать пользу из роли новичка.

Неформальный лидер: что это?

Лидер – это человек, авторитет которого и не подвергается сомнению. Такая личность является ведущей, первой во всех идеях и начинаниях. Часто, это глава какой-то организации, директор фирмы или предприятия. Его должность уже указывает на статус и положение в коллективе. И хотя кто-то может подвергать сомнению правление этого человека, это никак не отражается на лидере. Данные характеристики присущи формальному лидеру, однако ни один коллектив не обходится без стихийного появления и другой личности.

Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.

Когда речь идет о любом коллективе – группе учащихся в университете или сотрудниках на рабочем месте, всегда есть человек, назначенный на роль руководителя. Это может быть староста, старший менеджер, тот, кто ответственен за всех и задает направление процессу. Этот человек является лидером формальным, то есть наделенным властью официально. Но всегда ли такой лидер является настоящим – не тем, кто должен вести, а тем, за кем с удовольствием пойдут? Как определяется неформальный лидер, какими качествами он обладает? Поговорим об этом в данной статье.

неформальный лидер

Лидерство и организация

Номинальное и реальное управление

формальный и неформальный лидер

Основные черты

Каждый лидер выделяется из толпы благодаря своим уникальным способностям. Чтобы узнать, кто имеет особенный статус среди сотрудников, следует определить, какое неформальное лидерство присутствует в вашем коллективе.

Существует несколько основных неформальных типов лидерства.

Весельчак

Активист

Встречаются как добрые активисты, так и те, кто постоянно настроен на негатив. Неформальные лидеры первого, позитивного типа отличаются творческим образом мышления и всегда находят выход из любой ситуации. Они способны настроить коллектив на продуктивную работу вдохновляющей речью или подбодрить унывающих и недовольных сотрудников перспективами их усердной работы.

Негативные лидеры часто выстраивают свой авторитет на недоброжелательном отношении к начальству или кому-то из коллег.

Они любят активно продвигать в массы свою точку зрения и создавать вокруг себя общество вечно недовольных личностей. Если вы когда-нибудь встречали группу людей в коллективе, которые активно сплетничают о руководстве или других сотрудниках, значит это дело рук негативного лидера.

Конструктор

Такой неформальный лидер в коллективе обеспечит точное выполнение каждого задания качественно и в срок. На него всегда можно положиться, если другие сотрудники не решаются взяться за порученную работу.

Регулировщик

Неформальный лидер в обществе ведет себя уверенно и четко знает свои функции. Он без труда берет на себя ответственность за выполнение командных заданий и каждому раздает материал для работы. Регулировщик часто выступает посредником между начальством и подчиненными, потому что умеет правильно распределить обязанности между сотрудниками в коллективе. Его легко определить по хорошо развитым коммуникативным способностям и высокому уровню интеллекта.

В общении неформальный лидер ведет себя уверенно и спокойно. Он редко болтается без дела, т. к. в его обязанности входит контроль работы каждого сотрудника. Ему не составит труда взяться за организацию досуга или корпоратива для коллектива.

Тайный агент

Тайного агента можно узнать по количеству проведенного времени в кабинете начальника. Его выдают бегающие глаза и наблюдательный взгляд. Неформальный лидер всегда старается находиться в курсе последних событий совершенно не для того, чтобы быть частью коллектива. Агент всегда активно участвует в диалогах, обсуждениях между сотрудниками.

Некоторые руководители поощряют тайных агентов премиями или другими бонусами, поэтому такой тип лидерства особо актуален в больших корпорациях. Можно заметить, что ошибки агента часто сходят ему с рук, в то время как не прощаются большинству обычных сотрудников.

Разница между номильным и реальным лидерством

Существует четыре основных вида лидера, которые сформировались по мотивационно-поведенческому признаку.

В чем особенности реального лидера?

Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися лидерскими качествами, но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.

Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.

неформальный лидер в группе

Неформальный лидер: соперник или союзник?

Практически в каждом рабочем коллективе есть свой неформальный лидер — сотрудник, чье мнение не менее (а то и более) важно для его коллег, чем мнение начальства. Как должен вести себя начальник по отношению к неформальному лидеру?

Очень часто люди путают лидерство и руководство. Руководство связано с формальной властной позицией, и личностные качества играют тут далеко не главную роль. Руководитель — это ступенька на карьерной лестнице, не более. А вот лидер способен оказывать влияние на окружающих независимо от карьерного статуса. Выходит, что практически каждый лидер в перспективе способен стать эффективным руководителем, но не всякий состоявшийся руководитель является лидером.

Конечно, в идеале руководитель должен сочетать в себе управленческие и лидерские качества. Но на практике, увы, это совсем не так. Если руководителю не хватает лидерских качеств или если жесткие правила компании не позволяют ему демократизировать отношения с коллективом (что немаловажно для лидера), на сцену выходит неформальный лидер.

Неформальный лидер официально не занимает руководящую должность, но при этом имеет особое положение в коллективе благодаря своим личностным качествам, жизненному опыту и определенной модели поведения. Чаще всего зарождение неформального лидерства в коллективе имеет стихийный характер и символизирует общность сотрудников. Обычно неформальный лидер способен влиять на коллектив — иногда даже эффективнее, чем формальный руководитель.

Поняв, что в коллективе есть неформальный лидер, руководители очень часто допускают две диаметрально противоположные ошибки: они либо игнорируют неформального лидера, либо сразу же увольняют, чтобы устранить конкурента. Это неправильно. Если вы пустите дело на самотек, вы рано или поздно можете растерять остатки авторитета в глазах сотрудников. А увольнение неформального лидера способно заставить вас потерять весь авторитет разом, к тому же, деструктивный лидер может увести за собой часть наиболее преданных ему коллег.

Конструктивный лидер может стать отличным помощником в руководстве коллективом. Он инициирует обмен информацией среди сотрудников, помогает новичкам адаптироваться и войти в курс дела. Создание пресловутой корпоративной культуры — это во многом его заслуга. Такой человек — ценная находка для руководителя и всей компании.

Не все конструктивные лидеры мечтают от карьерном росте: часть неформальных лидеров не приходят в восторг при мысли об ответственности, которая является непременным бонусом к руководящему посту. Поэтому подумайте, прежде чем предлагать неформальному лидеру повышение. Но большинство конструктивных лидеров — это лучший кадровый резерв, который можно себе представить.

Неформальный лидер: соперник или союзник?

Похожие публикации:

Лидерство во взрослом мире

Или представьте, что старостой группы в учебном заведении назначили неформального лидера. Если возникнет возможность пропустить лекции, безусловно, неформальный лидер захочет ею воспользоваться, поскольку он идейный организатор и ищет самые эффективные пути времяпровождения для себя и коллектива. Но для старосты такое решение не является правильным, так как оно вредит учебному процессу.

руководитель неформальный лидер

Использование лидера в целях руководства

Чаще всего руководитель не считает нужным сотрудничать с ярко выраженным лидером и использовать его в своих целях. Однако это неверно. Неформальный лидер, который не контролируется, может создать множество проблем для предприятия. Например, по его настоянию люди перестанут работать, будут требовать повышения зарплаты и т. д. Взаимосвязь руководства и лидера принесёт свои плоды для организации.

Когда неформальный лидер в коллективе – помеха

неформальный лидер в коллективе

Функции

Основные функции, которые лидер выполняет в социальной группе:

  • прогнозировать развитие событий и принимать меры для выработки стратегии действий;
  • брать на себя ответственность;
  • ставить задачи перед членами группы;
  • распределять обязанности в соответствии со способностями каждого участника;
  • оказывать моральную и практическую поддержку при решении проблем;
  • мотивировать на достижение высоких результатов;
  • стремится к достижению общих, а не личных интересов;
  • в случае неудачи нести ответственность за допущенные ошибки.

Роль неформального лидера

Чем могут быть полезны такие неформальные лидеры для организации?

1. Они уверены в своих возможностях, всегда в поисках истины, придерживаются высоких стандартов. Вокруг них всегда атмосфера самоуважения, они всегда в хорошем расположении духа, отлично справляются со стрессом. Люди с лидерскими качества прекрасно ладят с другими, в то же время не забывая о задачах компании. Умеют решать конфликтные ситуации на работе. Они не склонны к вспышкам ярости, хорошо контролируют свои эмоции.

3. Лидеры – руководители нанимают на работу исключительно профессионалов, дают им максимум свободы для выполнения рабочих заданий. Они устанавливают эффективную систему вознаграждения для сотрудников, тем самым побуждая людей работать для высокого успеха компании.

4. Лидеры хорошо ознакомлены со своей работой и конкуренцией, они отлично справляются со своими обязанностями, отдают им всю свою энергию. Часто являются наставниками для новых коллег.

В большинстве рабочих коллективов наряду с руководителем, обладающим административной властью, появляются лидеры, власть которых не формализована правилами и регламентами, но которые зачастую определяют психологическую атмосферу и внутренний климат в группе. Именно эти люди воздействуют на работоспособность сотрудников, склоняют к саботажу, именно у них может находиться "контрольный пакет акций" реального управления коллективом.

Неформальные лидеры могут быть крайне опасны для существования и работы организации, а могут способствовать процветанию и успешности коллектива и деятельности учреждения в целом. Поэтому руководителю нельзя их игнорировать. Необходимо умело управлять этим феноменом для достижения поставленных целей и на благо организации.

Причины появления "неформала"

В первую очередь важно выявить причины появления неформального лидера. Как правило, он "закрывает" те позиции, которые "не вытягивает" лидер административный.

В управлении людьми есть формальная сторона - выдача задач и распоряжений, контроль, поощрение и наказание и т.д., а есть другой аспект - создание и поддержка рабочих межличностных отношений (мотивация, обучение, решение конфликтов внутри коллектива). Вспомните: в армейских подразделениях были две руководящие персоны, отвечавшие за коллектив, - командир и комиссар. Задача командира сводилась к достижению внешних целей, реализации приказов. Задача комиссара - поддержка внутреннего климата коллектива. И это разделение было вполне оправдано: одному человеку очень сложно быть и командиром, и "отцом родным", отвечать и за высокие результаты, и за позитивные внутренние процессы.

Со временем за официальным руководителем сохранились роль и полномочия командира: именно на нем ответственность за результат, административные права, ресурсы, позволяющие осуществлять власть над людьми. Но второй пласт - влияние и управление психологическим климатом коллектива - никуда не исчез. Поэтому, помимо официального начальника, в коллективе появляется неформальный лидер, который реализует упущенные управленческие функции (чаще всего это внимание к сотрудникам, психологическая поддержка и помощь, мотивация и обучение персонала).

Первый и идеальный вариант для организации - умение руководителя совмещать и реализовывать обе составляющие управления. Такой подход особенно важен, если сам коллектив небольшой - пять - семь человек, и появление второго лидера может вызвать противостояние просто по закону "маленькой территории".

Второй вариант - введение должности, по которой будет закреплена ответственность за психологический климат и внутренние процессы работы с персоналом. Так, во многих организациях и фирмах за последние пять - десять лет появилась позиция директора по персоналу, а в крупных компаниях - целые отделы по работе с сотрудниками и организационному развитию.

Третий вариант - сотрудничество или расставание с неформальным лидером. Если уж есть человек, которому коллектив доверяет, авторитет которого признан и которому люди сами передали полномочия на управление и власть, сделайте его своим союзником, помощником в достижении поставленных целей. Если же выяснится, что это "серый кардинал", нацеленный на власть и реализацию исключительно своих персональных амбиций, расставайтесь с ним, но так, чтобы это было наименее болезненно для коллектива и организации.

Для реализации третьей стратегии руководителю понадобится потратить силы и время на диагностику - определение неформальных лидеров коллектива и понимание их целей.

Диагностика

Определить официального руководителя можно сразу - отдельный кабинет, исходящие от него требования и распоряжения.

Лидер неформальный чаще всего не отличается от других членов коллектива, но именно к нему идут за поддержкой и помощью, а его влияние на людей основывается на авторитете и сложившихся отношениях с коллегами. В отличие от формального лидера, чей статус закреплен официально, позиция "неформала" не связана с занимаемой должностью - это может быть и замдиректора, и уборщица. Поэтому внешние проявления не должны вводить вас в заблуждение. Ищите того, кому люди доверяют, чье мнение внутри коллектива авторитетно, с кем сотрудники готовы выйти на дополнительный проект или работу.

Для определения неформального лидера часто достаточно интуиции и внимательного наблюдения за работой коллектива. Посмотрите, к кому чаще всего обращаются за советом и помощью? К кому идут жаловаться или делиться радостью? Кто лидирует на неформальных событиях - корпоративных мероприятиях и праздниках? К чьему мнению прислушивается большинство сотрудников? Кстати, неформальных лидеров в коллективе может быть и несколько - обратите внимание на коалиции и группы. Весьма вероятно, что неформальные лидеры будут выразителями мнений и чаяний людей на собраниях и совещаниях.

Из психологических инструментов по выявлению внутренних лидеров лучшим способом является социометрия: людям предлагается анонимно ответить на несколько вопросов социометрического теста, который позволяет определить позиции каждого члена коллектива и типы межличностных связей. Вопросы теста могут быть следующими:

  1. С кем из коллег вы посоветовались бы в трудном случае, требующем компетентной консультации?
  2. С кем из коллег вы перешли бы в другой отдел или подразделение, если бы вам предложили хорошие условия работы и возможность сформировать свою команду?
  3. С кем из коллег вы бы хотели оказаться вместе на корпоративном отдыхе?

Подсчитайте, какая персона занимает доминантную позицию в ответах - на кого коллектив рассчитывает и в каких случаях. Этот же тест позволит выявить разноплановых лидеров - и компетентных консультантов, и талантливых диджеев праздничных мероприятий. Задача руководителя - понять, кому и в каких ситуациях коллектив доверяет. Этот же тест может показать наличие микрогрупп внутри коллектива, а следовательно - потенциальные зоны конфликтов.

Помимо определения персоны неформального лидера, необходимо выявить его потребности и задачи, которые он реализует с помощью своего влияния на коллектив. Когда известны потребности человека, договариваться с ним легко. И потребности эти могут быть разными:

  1. Кому-то хочется признания своих заслуг и уровня компетенции, поэтому он жаждет имиджа эксперта в своей области и перетягивает внимание коллектива на свою персону как "отличного советчика". Для такого человека основой сотрудничества с руководителем станет признание со стороны руководства его профессионализма и статуса эксперта.
  2. Кто-то с помощью неформального лидерства реализует потребность влиять на результаты работы, двигать проекты, реализовывать поставленные задачи. Здесь для выстраивания партнерства официальному руководителю достаточно убедить "неформала", что они идут в общем направлении, что все действия совершаются на благо организации и сотрудников.
  3. Кто-то с помощью позиции лидера имеет возможность воплотить в жизнь свои идеи, проекты, задумки. "Генератора идей" легко привлечь в работу по развитию организации, дать возможность самореализовываться в рамках проектов, принося пользу и выгоду и себе, и организации в целом.
  4. Кто-то боится зависимости и потери контроля и защищается от этого страха, стягивая "бразды правления" в свои руки. Поскольку в основе потребностей такого человека лежат страх и жажда власти, договариваться с ним можно, гарантируя безопасность и поддержку. Как правило, такой лидер хорошо себя чувствует в роли контролера и периодически дергает за нити управления, доставляя неприятности и дополнительные заботы руководителю, поскольку в идеале "серый кардинал" хочет контролировать все. С ним лучше разделить зоны влияния либо постепенно ослабить его влияние на ситуацию. Возможно, что с этим типажом придется расстаться.
  5. Кто-то жаждет власти и признания его "самым-самым", еще его называют "тираном" или "вождем". С таким человеком практически невозможно договориться, поскольку он не готов быть даже "первым среди лучших". Его цель - свергнуть руководителя и стать единственным "вожаком стаи". Поэтому с данным сотрудником приходится расставаться. Но чтобы он не увел с собой часть коллектива, сначала придется показать его промахи, ошибки и недочеты, лишив имиджа "великого".

Понимая, кто стал неформальным лидером коллектива, по какой причине (какие лидерские функции не закрывает руководитель) и зачем (какие цели и задачи преследует данная персона), можно решить, что делать, выработать корректный и действенный сценарий управления энергией внутреннего лидерства.

Для мудрого начальника, не боящегося конкуренции и развивающего свою команду, неформальный лидер - это отличный шанс вырастить преемника, поскольку люди с лидерским потенциалом встречаются нечасто и именно они представляют собой "золотой" кадровый резерв организации. При умении руководителя договариваться и сотрудничать "неформал" может стать "правой рукой", опорой в коллективе, популяризатором и проводником идей и намерений, помощником в реализации целей и поддержании статуса.

Правила работы с неформальным лидером

Существует несколько правил управления, применимых вне зависимости от типа и стиля неформального лидерства. Эти правила позволяют руководителю максимально эффективно выстроить взаимодействие и с лидером, и с коллективом.

Во-первых, основная задача руководителя - использовать неформального лидера, его силу, качества, влияние на людей во благо организации и достижения поставленных целей, то есть управлять ситуацией. Задача-максимум - вырастить нового управленца, нового успешного руководителя, развивая лидерский талант и способности "неформала".

Во-вторых, если вы не приняли однозначного решения об увольнении неформального лидера, не наносите по нему удары. Находясь в коллективе и обладая реальной властью, он обязательно найдет, как отыграться и оставить вас в проигрыше, поэтому незачем его провоцировать. Даже в крайних, кризисных случаях увольнения и расставания ищите возможность сделать это "по-человечески", корректно, иначе коллектив воспримет возникшую ситуацию крайне негативно и руководитель потеряет доверие и уважение своих сотрудников. Повышать в должности неформального лидера и развивать его таланты можно только в случае его лояльности к организации. Повышение не должно быть "платой" за уровень компетентности и личные способности к управлению.

В-третьих, как правило, неформальный лидер озвучивает проблемы коллектива, через него можно выяснить причины недовольства, напряжения и конфликтов внутри команды. Общайтесь с ним, советуйтесь, спрашивайте мнение - повышайте его рейтинг эксперта, проводя "равноправные консультации". Передавайте ему свои идеи, решения, требования, мотивируйте его на реализацию задач руководителя, чтобы он мог стать вашим "рупором" в коллективе. И все эти разговоры ведите с ним наедине! У неформального лидера может быть роль тайного советника, но не консультанта руководителя: публично роль "босса" и патрона должна быть закреплена всецело за вами.

В-четвертых, последнее слово на совещаниях, собраниях и публичных встречах всегда остается за руководителем. Дайте высказаться всем сотрудникам, в том числе неформальному лидеру, а потом озвучьте свое решение. В результате будет достигнуто несколько целей:

  • каждый сотрудник озвучит свое мнение, и высказывание неформального лидера окажется в общем кругу, то есть будет приравнено к репликам остальных членов коллектива;
  • руководитель услышит и сможет оценить с точки зрения соответствия его позиции мнение неформального лидера, определит степень поддержки своих решений со стороны "неформала";
  • если точка зрения руководителя совпадает с позицией неформального лидера, она приобретает большее значение за счет "последнего слова" - значение принятого решения, учитывающего мнение коллектива, что автоматически повышает имидж руководителя в глазах подчиненных.

В-пятых, даже при ровном, спокойном климате в коллективе необходимо поддерживать сотрудничество с неформальным лидером, поскольку отсутствие внимания к его персоне со стороны руководства он может расценить как пренебрежение и начать "доказывать" свое влияние на группу.

В-шестых, сохраняйте за собой имидж руководителя, давая отыграть желаемую лидерскую роль "неформалу" в рамках тренингов и деловых игр. Делайте его исполнителем своих успешных идей, заведомо выигрышных проектов, сохраняя за собой статус их автора.

В-седьмых, в случае игры в "серого кардинала" постарайтесь наделить неформального лидера ответственностью - публично дайте ему задачи и полномочия, чтобы затем публично же спросить о достижениях и результатах. Загрузите его работой.

В-восьмых, если руководитель все-таки принял решение избавиться от неформального лидера, следует предварительно провести работу по снижению его статуса и степени влияния на коллектив. Например, отмечайте его неудачи и промахи, демонстрируя свою компетентность и профессионализм. Перехватите инициативу управления коллективом, перераспределив обязанности и роли в соответствии с компетенциями сотрудников. Тем самым руководитель удовлетворит лидерские амбиции сотрудников, отодвинув "неформала" и став в глазах коллектива умелым управленцем. Деструктивные лидеры часто подают информацию в искаженном виде, воспользуйтесь этим, продемонстрировав их уловки и желание "мутить воду". В ситуации увольнения "босс" должен сохранить за собой имидж успешного и справедливого руководителя и не дать расколоть коллектив.

Неформальный лидер может стать для коллектива отличной опорой или серьезной помехой. В первую очередь от действий формального руководства зависит, как будет использован лидерский потенциал, проявившийся внутри коллектива. Это возможность и вызов для управленца, его следующая ступень развития - стать лидером для лидеров. В некоторых культурах мудрость и квалификация руководителя измеряются не столько способностью организовать коллектив, сколько способностью вырастить преемников, дать старт новым управленцам. И лучший способ для этого - растить таланты неформальных лидеров.

"Личность и карьера"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Талантливый сотрудник может быстро вырасти до руководителя. Но все-таки это редко происходит в первые месяцы работы. Спросили у психолога Константина Почтенного, как вести себя на новом месте, если хочется сразу проявить лидерский потенциал.

Власть формального главы коллектива определена его должностью. Такому руководителю не обязательно выстраивать личные отношения, чтобы все знали, кто тут босс. Он просто выше по иерархии, поэтому управляет остальными. Неформальный лидер равен по положению другим сотрудникам, но пользуется всеобщим уважением, может влиять на настроения в команде и координировать работу коллег. К такому человеку приходят за советом, его считают компетентным и значимым для компании, какую бы позицию он ни занимал. Чтобы ваш путь к неформальному лидерству на новой работе был осознанным и комфортным, стоит сделать шесть важных шагов.

Поймите свою мотивацию

Для начала стоит разобраться, почему вы стремитесь быть лидером и чего ждете. Хорошо, если вы четко понимаете, что это подготовка к будущей позиции руководителя. Если же вам просто хочется лидерства как такового, стоит задуматься.

Возможно, неформальное лидерство важно для вас, потому что якобы дает чувство уверенности. В таком случае лучше обсудить эту тему с психологом. Иначе вы можете столкнуться с обманутыми ожиданиями:статус есть, а уверенности по-прежнему нет.








Особенности номинального лидера

Подобной личности свойственны следующие особенности:

  1. Появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Это происходит во время различных преобразований, кризисов и т.д. Например, смена формального руководства может привести как к появлению роли реального лидера, так и к отмене необходимости в ней. Также может происходить и смена самих вожаков в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  2. Может эффективно взаимодействовать с другими лидерами. Нередко в социальной группе есть несколько людей, который занимают ключевые позиции. При этом их сферы влияния никак не пересекаются, а совместные усилия направляются на достижение общей цели.
    Именно такое эффективное взаимодействие часто дает по-настоящему значимые результаты.
  3. Предан общему делу. Координирует действия членов группы для достижения поставленных задач. Заинтересован в целостности коллектива и в эффективности его деятельности. Свое влияние и авторитет применяет не с целью достижения личных интересов, а исключительно с целью решения общих задач.
  4. Внутренне любит манипулировать людьми. Какие бы благие намерения не руководили действиями неформального вожака, он выбирает свою позицию не случайно. Это всегда человек, которому нравится иметь власть над другими людьми и оказывать влияние на ход событий. По этой причине нередко реальные лидеры в глубине души мечтают стать формальными руководителями, поскольку это наделит их официальными полномочиями.

Не бойтесь роли новичка

Вы не останетесь новичком навечно. Со временем вы получите больше опыта, освоитесь в команде и будете расти в том направлении, которое выберете. Но и перепрыгнуть через ступень адаптации не получится. Поэтому стоит смириться, что какое-то время вы будете находиться в роли начинающего неопытного сотрудника.

В позиции новичка есть свои преимущества. Вы можете задавать любые вопросы, изучать процессы, ошибаться — другие сотрудники с пониманием отнесутся к этому. Спокойно принимайте свой временный статус. Так вы покажете коллективу, что способны адекватно оценивать ситуацию и справляться даже с не слишком комфортным для большинства положением.

Изучите реальную ситуацию

Хороший руководитель всегда думает об интересах команды. Поэтому полезно сначала изучить отношения и традиции в коллективе. Первое время можно просто наблюдать: к кому чаще всего обращаются за помощью, а кого стараются лишний раз не беспокоить. Замечайте нюансы поведения других сотрудников: как они реагируют на критику, часто ли хвалят коллег, легко ли соглашаются на дополнительную работу. Так вы будете лучше ориентироваться в обстановке.

Избегайте слишком активного или чересчур закрытого поведения. Лучше наблюдать за ситуацией, аккуратно строить отношения с новыми коллегами и не пытаться искусственно ускорить процесс сближения. Сотрудники, которые очень стараются подружиться с вами, могут преследовать собственные цели. Сохраняйте адекватную дистанцию, общайтесь со всеми коллегами одинаково вежливо, не демонстрируя никому явного расположения в первое время.









Содержание

  • Какими чертами должен обладать неформальный лидер?
  • Типы неформальных лидеров
  • Абсолютный лидер
  • Антилидер
  • Лидер-организатор
  • Эмоциональный лидер
  • Что делать руководителю, если в коллективе появился ярко выраженный неформальный лидер?
  • Конструктивизм
  • Деструктивизм

Как правило, личные качества, энергетика и активная позиция неформального лидера дают ему не меньше, а порой даже больше власти, чем имеет лидер формальный — управленец, назначенный вышестоящим руководством. Если второму члены коллектива вынуждены подчиняться, то за первым они готовы следовать без принуждения, подчиняясь энтузиазму и своим внутренним убеждениям.

Неформальное лидерство может проявляться в любых масштабах. Кто-то влияет на жизнь своего отдела, а кто-то способен увлечь за собой миллионы и оставить свой след в истории — примеры этого широко известны. Среди наиболее значимых личностей чаще всего называются такие деятели, как Сахаров, Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг — каждый из них смог повлиять на целое государство. То есть, неформальный лидер — это человек весьма и весьма незаурядный.

Спросите совета у более опытных

Налаживайте связи с новыми коллегами через простые просьбы и рабочие вопросы. Люди, к которым мы обращаемся за советом или помощью, чувствуют себя важными и нужными. В результате вы быстрее освоитесь, а у коллег сложится о вас хорошее впечатление.

Настоящий лидер не боится признать достоинства других. Поэтому всегда благодарите коллег за помощь. Если чей-то совет был особенно полезным для вас, не забывайте отметить это.

Качества неформального лидера

Независимо от коллектива, где находится неформальный лидер, его отличает ряд качеств, за счет которых он и выделяется. К ним относится:

Общительный человек. Каждый неформальный лидер с легкостью вступает в контакт с другими людьми и начинает с ними разговор.Умение побеждать в споре и менять взгляды окружающих людей так, чтобы они сами этого не поняли.Потребность в лидерстве

Такой человек стремится завладеть ситуацией и управлять другими людьми.Способность заострить внимание на себе и своей позиции.Обаяние. Лидером становится тот, кто привлекателен и внешне, и внутренне

С таким человеком хочется общаться и даже рассказать ему то, что сокровенно для вас.Нет боязни изменившихся обстоятельств. Неформальный лидер быстро ориентируется и выкручивается даже из незнакомой ему ситуации.Позитив. Даже при тяжелых обстоятельствах и неприятных ситуациях неформальный лидер не падает духом, у него хорошее настроение и положительный настрой. Этим он и заряжает других людей.

Чтобы понять, кто в вашем коллективе неформальный лидер, вам стоит задать себе такие вопросы:

— Чье мнение вы, как сотрудник фирмы, цените выше всего?

— К кому бы вы обратились в первую очередь за советом по работе или новому делу?

— С кем бы вы продолжили сотрудничество, если бы вам предложили более выгодное место работы?

Беритесь за сложные задачи

Лидерство в коллективе тесно связано с ответственностью. Поэтому не избегайте профессиональных вызовов. Новому сотруднику редко поручают сложные задачи. Но если вы столкнулись с такой, не пасуйте. Обращайтесь за помощью, если нужно, и настойчиво старайтесь разобраться с поручением.

Следующий шаг — расширение функций. Освоившись на новом месте, стремитесь глубже изучить специфику собственных задач и то, чем занимаются коллеги в смежных направлениях. Не замыкайтесь только на своей позиции — интересуйтесь процессами, за которые отвечают сотрудники на уровень выше.

Что делать с корпоративной квазикультурой

Первая идея, которая приходит в такой ситуации — уволить всех непокорных нарушителей (неформальные группы и неформальных лидеров), набрать новых сотрудников и работать с ними. Но это решение часто оказывается невыгодным:

  • Потребуется время на подбор и обучение новых людей. При увольнении старых придется заплатить компенсации за расторжение трудового договора.
  • Нет никакой гарантии, что новые сотрудники окажутся эффективнее тех, с кем успешно сотрудничали годами.
  • Уволенные эксперты пойдут работать к конкурентам, появится риск утечки информации и потери клиентской базы.

Есть запасной и более экономный план действий по переформатированию культуры в организации.

Как выявить неформального лидера в организации

Для этого нужно понимать, какие силы действуют на ситуацию, и как ими управлять. Следует помнить про феномен группового мышления, которое запускают определенные люди. Именно они являются неформальными лидерами группы.

Не притворяйтесь

Не старайтесь казаться тем, кем не являетесь. Можно метить в лидеры и заявлять о своих амбициях, но не стоит механически демонстрировать лидерские качества. Будьте внимательны к другим и ведите себя естественно.

Сильный профессионал, который не боится брать на себя ответственность и умеет работать в команде, приходит к статусу начальника естественным путем. Например, в компании появляются новички, а более опытные сотрудники растут — становятся менторами для начинающих или собирают собственную команду. Искусственно создать образ профессионала не удастся, потому что отсутствие опыта обнаружится при первых же сложностях в работе. Если вы заняты в сфере, где ориентируются на реальный результат, подтверждайте свой уровень настоящими достижениями.

Работа с неформальным лидером

Менять всех недовольных — дорого и непрактично. Нужно работать точнее, а именно воздействовать на неформального лидера. Хорошо себя показывает методика Александра Македонского, который подкупал жрецов завоеванных территорий, чтобы те провозглашали полководца сыном местного бога.

С неформальным лидером не нужно вступать в препирательства и грубо его осаживать, тем более не нужно это делать при остальных сотрудниках — в этом случае легко запустить эффект групповой поляризации. Групповая поляризация заставляет даже не вовлеченных в конфликтную ситуацию принять чью-то сторону. Выгоднее иметь некоторый процент не определившихся, продолжающих делать свою работу людей, которым безразлична позиция неформального лидера.

Управленцу нужно поговорить с неформальным лидером индивидуально, попробовать склонить его на свою сторону. Возможно, эмоциональный лидер поймет и исправит ситуацию. Если вовлечь его в восстановление нормальной корпоративной культуры не удастся, то придется думать об изоляции человека от группы вплоть до увольнения.

Не стоит затягивать ситуацию в надежде, что страсти улягутся, поскольку члены группы могут настолько проникнуться идеями негласного вождя, что положат заявление об увольнении на стол начальника вместе с ним.

Важно постепенно добавлять в глазах коллектива вес своему кандидату, давать ему слово на летучках, ненавязчиво поддерживать.. Понимание социально-психологических явлений, таких как групповое мышление, эффект эмоционального заражения, конформность, групповая поляризация, помогает тонко управлять процессами в организации

Это сложная гроссмейстерская задача, но именно такой подход нужен для достижения поставленных целей.

Понимание социально-психологических явлений, таких как групповое мышление, эффект эмоционального заражения, конформность, групповая поляризация, помогает тонко управлять процессами в организации. Это сложная гроссмейстерская задача, но именно такой подход нужен для достижения поставленных целей.

Помните, что все может сложиться иначе

На возможность лидерства влияет много факторов. Поэтому одной только мотивации, чтобы получить статус, может быть недостаточно. Обычно в сложившейся команде уже распределены роли лидеров. Перемены возможны, но для этого потребуется время и настойчивость.

Не исключено, что, поработав в компании, вы поймете, что не видите себя руководителем или неформальным лидером именно здесь. Но где бы вы ни решили строить карьеру дальше, вам пригодится умение налаживать связи с коллективом и способность извлекать пользу из роли новичка.

Неформальный лидер: что это?

Лидер – это человек, авторитет которого и не подвергается сомнению. Такая личность является ведущей, первой во всех идеях и начинаниях. Часто, это глава какой-то организации, директор фирмы или предприятия. Его должность уже указывает на статус и положение в коллективе. И хотя кто-то может подвергать сомнению правление этого человека, это никак не отражается на лидере. Данные характеристики присущи формальному лидеру, однако ни один коллектив не обходится без стихийного появления и другой личности.

Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.

Читайте также: