Законы принимаемые на народном собрании как источник права
Обновлено: 03.05.2024
I. Закон (lex, leges – леке, легес) – решение, принятое римским пародом в народном собрании[33]. Закон – источник права, обладающий высшей юридической силой в сравнении с остальными нормативными актами.
Техника принятия и разработки римских законов поражает своей продуманностью и обоснованностью. Именно она стала основной современного законодательного процесса в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье.
Закон есть мысль (изобретение) и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней (D.1.3.2). Закон есть царь всех божественных и человеческих дел; он должен быть – начальником добрых и злых; вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо (D. 13.2).
II. Римский законодательный процесс имел несколько последовательных стадий. Окончание одной и начало следующей было возможно только при выполнении четких и формализованных действий уполномоченными субъектами. Любое нарушение означало недействительность принятого закона.
Можно выделить следующие ключевые положения римского законотворческого процесса.
1. Законодательной инициативой обладал только ограниченный круг лиц. Таковыми были консулы, преторы и народные трибуны[34]. Все остальные были лишены такой возможности.
2. Проект закона должен был быть написан на белой доске и выставлен на центральной площади г. Рима. С этого момента начинался процесс публичного обсуждения. Заключался он в том, что каждый гражданин, ознакомившийся с проектом закона, мог все свои замечания и пожелания сообщить автору закона. Не было никаких серьезных препятствий для того, чтобы связаться с автором закона; его дом не запирался и туда можно было обратиться в любое время дня и ночи.
3. После окончания процесса обсуждения автор закона самостоятельно определял, какие из представленных предложений он внесет в проект закона.
4. Затем наступал следующий этап: проект закона выносился на голосование в народное собрание. День голосования назывался авгурами, которые посредством ауспиций определяли наиболее благоприятный день для голосования[35].
5. Если проект утверждался народным собранием, то должностное лицо его снова зачитывало. Повторное ознакомление можно объяснить следующими соображениями:
1) предыдущее чтение – чтение проекта закона;
2) психологический момент: чтобы никто не мог утверждать, что он не знает закон. Отсюда ключевой принцип всей юриспруденции – незнание закона не освобождает от ответственности. Однако в Древнем Риме данный принцип был логически обоснован: гражданской обязанностью каждого римлянина было участвовать в народном собрании. Поэтому в Риме законы могли не знать только лица, которые уклонились от исполнения своих обязанностей. Следует иметь в виду, что принятие любого закона было событием; их принималось мало и все они широко обсуждались.
III. Римляне крайне негативно относились к любому пересмотру принятых законов, однако они были прагматики и понимали, что это неизбежно. Поэтому все принимаемые законы должны были соотноситься с существующими. Как следствие, закон возникал в результате:
1) рогации – принимался абсолютно новый закон;
2) аброгации – новый закон отменял прежний;
3) оброгации – новый закон вносил изменения в действующий закон;
4) дерогации – новый закон отменял отдельные части существующего;
5) суброгации – новый закон прибавлял части к существующему закону;
IV. Любой принятый закон имел три части (структура закона).
1. Прескрипцио (praescriptio) – в этой части закона указывалось: а) кто является автором закона; b) причины и обстоятельства, вызвавшие необходимость принятия закона; с) вид народного собрания, утвердившего проект; d) день, число.
2. Рогацио (rogation) – содержание закона.
3. Санкцио (sanction) – предусмотренные наказания в случае неисполнения закона.
В зависимости от санкций различали следующие виды законов.
1. Законы совершенного вида (leges perfectae) – объявляли ничтожность совершенного действия. Например, договор, заключенный вопреки желанию одной из сторон, будет считаться ничтожным.
2. Законы менее совершенного вида (leges minus quam perfectae) – запрещали совершать определенные действия, но если они совершались, то не отменяли их, а налагали штраф на виновника.
3. Законы несовершенного вида (leges imperfectae) – запрещали совершать определенные действия, но если они были совершены, то не отменяли их и не наказывали тех, кто нарушил закон. Например, закон запрещает делать подарки более тысячи ассов, но если кто-то сделал подобный подарок, то дарение оставалось в силе.
4. Законы более чем совершенного вида (leges plus quam perfectae) – объявляли ничтожность действия и налагали на виновное лицо штраф.
V. Среди римских законов можно выделить несколько, которые имели огромное значение в развитии всего римского права.
1. Закон Аквилия (Аквилиевый закон). Принят в 286 г. до н. э. по предложению народного трибуна Аквилия. В книге девятой Дигест Закону Аквилия посвящен специальный второй титул.
Закон имеет ключевое значение при определении вины и противоправных действий:
Аквилиевый закон отменил все законы, изданные раньше и говорившие о противоправном причинении вреда, – как XII таблиц, так и другие (D.9.2.1).
Закон состоял из трех частей:
1) первая часть была посвящена неправомерному причинению ущерба;
2) вторая – ответственности поручителей, заключающих словесное обязательство (стипуляцию);
3) третья – определяла формы и виды ущерба, причиненного животному или рабу.
2. Законы императора Юлия – несколько законов, принятых в правление Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Ограничивали права наследования лиц, не имеющих детей; устанавливали наказания за оскорбление императора и его приближенных; запрещали создавать коммерческие объединения.
3. Закон Фальцидия (I в.) – ограничивал объем наследственных распоряжений (§ 91, 92).
VI. Римская законодательная процедура – это эталон того, как следует подходить и относиться к созданию новых норм. Однако даже самими римлянами она не всегда соблюдалась, а начиная с эпохи гражданских войн (I в. до н. э.) вообще канула в лету.
Тем не менее значение рассмотренной процедуры огромно, как и сам подход римлян к действующим нормам: scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem – знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение.
Этот подход более чем актуален для современного государства, когда зачастую за неодушевленной нормой должностные лица не хотят видеть все многообразие и трагизм судеб обычных людей.
Оглавление
- 1. понятие римского частного права
- 2. Система римского частного права
- 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
- 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
- 5. Правовое значение времени
- 6. Понятие и границы осуществления права
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
Источник права — это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:
1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.
Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:
1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);
2) содержание самого закона;
3) санкция (гарантии соблюдения закона).
Постановления императоров — конституции — в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:
1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
2) декреты — решения по судебным делам;
3) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы;
4) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор — Грегориан), Codex Hermogenianus (автор — Гермогениан), Codex Theodosianus (автор — восточно-римский император Феодосий II).
Читайте также: