Законопроекты по экологии о чем

Обновлено: 30.06.2024

На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится более 20-ти законопроектов в сфере экологии. Часть из них имеет немаловажное значения для дальнейшего развития экологического законодательства.

Остановимся на наиболее значимых из них.

Проблема: отсутствует правовое обеспечение регулирования отношений в зонах экологического бедствия.

Основным принципом законопроекта является приоритет охраны здоровья человека, обеспечение благоприятных условий жизни, труда и отдыха населения. Статья 20 законопроекта предусматривает комплекс мероприятий, направленных на снижение воздействия неблагоприятных факторов на здоровье населения. К ним относятся профилактика и коррекция здоровья, специальное медицинское наблюдение, решение социальных проблем населения, организация вынужденного переселения из зон экологического бедствия и т.п.

Необходимо отметить, что перечень данных мероприятий выглядит достаточно декларативно. Говоря о здоровье населения, необходимо вводить понятие социальной защиты. Виды и формы социальной защиты граждан, проживающих в зонах экологического бедствия, должны быть четко зафиксированы в законопроекте, что позволит реально заботиться о здоровье данного населения.

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Предлагается: внести статью 31.1., определяющую понятия добровольного и обязательного аудита. Обязательный экологический аудит должен проводится в отношении субъектов хозяйственной и иной деятельности, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в зонах экологического бедствия.

Правительство РФ будет определять порядок проведения экологического аудита.

Проблема: действующее законодательство закрепляет систему льгот и компенсаций за вред, нанесенный здоровью и имуществу гражданам ядерным инцидентом, но государство не в состоянии покрывать такой вред из федерального бюджета. Эксплуатирующие организации также ограничены в собственных финансовых средствах.

Кроме того, Россия подписала Венскую конвенцию о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб 1963г.

Предлагается: ядерный вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу физических лиц и окружающей среде, должен возмещаться в соответствии со ст. 15 и ст. 1085 ГК РФ, а также нормами природоохранного законодательства. Вред, причиненный жизни и здоровью работникам, занятым на работах с ядерными материалами при выполнении служебных обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством о социальном страховании.

Гражданско-правовую ответственность независимо от вины несет эксплуатирующая компания. Максимальный предел ответственности на одну радиационную аварию устанавливается в размере, эквивалентном 150 млн. долларов США. Такая сумма является финансовым обеспечением ответственности, которую должна иметь эксплуатирующая организация для получения разрешения (лицензии) на свою деятельность.

Законопроектом вводится понятие ядерного страхования, где страховщиком выступает страховая организация, имеющая лицензию на ядерное страхование. Возмещение ядерного вреда, превышающего максимальный предел ответственности эксплуатирующей организации, осуществляет государство в лице Правительства РФ из Государственного страхового фонда возмещения ядерного вреда.

На требования граждан о возмещении ядерного вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. Требования, предъявленные по истечении 10 лет со дня радиационной аварии, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Проблема: правовая база платы за негативное воздействия на окружающую среду четко не сформулирована. Необходимы эффективные экономические меры воздействия на загрязнителей.

Предлагается: ввести понятие наилучшей существующей технологии (НСТ) под которой понимается внесенная в государственный реестр НСТ, при реализации которой достигается наименьший уровень воздействия на окружающую среду.

Все плательщики подлежат постановке на учет с предоставлением декларации о плате (самостоятельно рассчитанная плата по форме), декларации о применении НСТ и других документов.

Ставки платы устанавливаются Правительством РФ. Для плательщиков, осуществляющих свою деятельность в границах особо охраняемых территорий, рекреационных территорий, ставки платы применяются с повышающим коэффициентом 2 и т.п.

В качестве мер экономического стимулирования к снижению негативного воздействия применяется механизм снижения суммы платы на основании договора, заключаемого плательщиком с уполномоченным органом на срок от 1 до 7 лет.

Законопроект предполагает внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушений. При повышении штрафов за загрязнение окружающей среды может произойти снижение объемов загрязнений.

Проблема: вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу людей вследствие аварий при эксплуатации опасных объектов должен возмещаться при четком правовом и экономическом регулировании. В РФ насчитывается 45 тысяч опасных объектов различного типа.

Предлагается: конкретный вид обязательного страхования. Страховая выплата определена для физического лица: при причинении вреда жизни и здоровью – 300 тысяч рублей; при причинении вреда имуществу – 180 тысяч рублей; при нарушении условий жизнедеятельности – 100 тысяч рублей; для юридического лица – в пределах страховой суммы в размере действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества. Устанавливается очередность произведения страховых выплат (в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда жизни и (или) здоровью).

Законопроектом устанавливаются конкретные сроки, в которые должны быть произведены требуемые действия по установлению страхового случая, определению и выплате страховых возмещений потерпевшим.

Кроме того, в решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио – де – Жанейро) отмечено, что охрана и рациональное использование почв должны являться центральным звеном государственной политики, поскольку состояние почв определяет характер жизнедеятельности человечества и оказывает решающее воздействие на окружающую среду.

Предлагается: определить правовое положение почв, системно урегулировать все требования в области охраны почв, установить требования по рациональному использованию почв, по предотвращению их деградации, загрязнения и истощения.

Определен порядок предоставления информации о состоянии почв.

Законопроект предусматривает экономическое стимулирование деятельности в области охраны почв посредством предоставления налоговых и иных льгот, включая предоставление льгот по земельному налогу и арендной плате за землю при внедрении ими почвозащитных технологий, проведение мероприятий по восстановлению деградированных и загрязненных почв.

Вред, причиненный почвам в результате загрязнения, подлежит возмещению в полном объеме, исковая давность на эти требования не распространяется.

Проблема: с учетом особого статуса озера Байкал необходимо предотвращать негативные воздействия в том числе путем установления границ водоохраной зоны.

Проблема: отсутствие прямой нормы, позволяющей приостановить или запретить сброс промышленных сточных вод Байкальским целлюлозно – бумажным комбинатом – основным загрязнителем озера Байкал и губителем животных и растений, обитающих в нем.

Предлагается: запретить сброс промышленных сточных вод Байкальскому целлюлозно – бумажному комбинату.

Кроме того, международная конвенция по защите животных ратифицирована нашей страной в 1987г.

Предлагается: сформулировать конкретные требования по гуманному отношению к животным и детально классифицировать категории животных. Так, статья 7 законопроекта устанавливает перечень недопустимых действий в отношении животных (нанесение побоев, неправомерное умерщвление, разлучение моногамных животных и т.д.). Регулируется использование животных в научных экспериментах и тестах, обращение с ними в зрелищных, спортивных, развлекательных мероприятиях. Вводится понятие эвтаназии как быстрого и безболезненного умерщвления животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха.

Законопроект был отклонен и.о. Президента РФ в 2001г. Государственная Дума РФ постановила о создании специальной комиссии, которая заседала в последний раз 24.01.2003г.

Проблема: низкий уровень экологической культуры общества является одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране.

В отсутствии государственной политики сфере экологического образования как условия формирования экологической культуры, невозможно снизить количество нарушений природоохранного законодательства.

Предлагается: предоставить право Правительству РФ или органам исполнительной власти региона, учредившим заповедник, заказник, природный парк и т.д., внести некоторые изменения в прежние свои же решения. Например, изменить границы конкретного заповедника, природного парка и т.д. без уменьшения общей его площади за счет приращения примыкающей территории вместо исключенной части, а в отдельных случаях в том же порядке, что и при установлении, изменить или даже отменить правовой режим особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории.

Изменение границ особо охраняемых природных территорий согласно законопроекту допускается только в отношении их частей, представляющих типичные природные комплексы, или небольших частей редких природных комплексов, частичное изъятие которых из категории особо охраняемых природных территорий не приведет к потере редкого природного комплекса.

Законопроект устанавливает закрытый перечень оснований для таких изменений (предполагаемая ст. 2.2.). К ним относятся:

· гибель природных объектов на всей (на части) особо охраняемой природной территории;

· обеспечение обороны и безопасности государства;

· необходимость реализации федеральных программ социально-экономического развития в части создания линейных объектов транспортной инфраструктуры общегосударственного значения (дороги, линии электропередачи, линии связи, магистральные нефте- и газопроводы) – по отношению к особо охраняемым природным территориям, находящимся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, и региональных программ социально-экономического развития в части создания линейных объектов транспортной инфраструктуры регионального значения – по отношению к особо охраняемым природным территориям, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации.

Думается, принятие такого законопроекта может пагубно сказаться на состоянии заповедников, заказников и других подобных территорий.

Ниже представлена таблица экологических законопроектов с краткой характеристикой.

Список основных законопроектов в сфере экологии, внесенных в Государственную Думу РФ

Наименование проекта

Краткая характеристика

проекта

Результат рассмотрения

21.02.2006г. Снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ

Вводится конкретный вид обязательного страхования

Принят ГД ФС РФ в I чтении.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на 08.12.2006г.

(вводится ст. 31.1)

В части проведения экологического аудита вводятся понятия добровольного и обязательного экологического аудита

Повторно внесен в ГД ФС РФ 23.09.2005г.

Плановый срок рассмотрения в ГД СФ РФ: ноябрь 2006г.

Возмещение ядерного вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в соответствии с нормами ГК РФ

Внесен в ГД ФС РФ 16.07.1996г.

Принят ГД ФС РФ в I чтении.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Устанавливается правая основа для придания территориям статуса зон экологического бедствия. Порядок объявления, установления режима, снятия статуса зон экологического бедствия

Внесен в ГД ФС РФ 14.07.2001г.

Рассмотрен Советом ГД РФ 18.09.2001г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Правовое положение почв в РФ

Внесен в ГД ФС РФ 19.04.2001г.

Рассмотрен Советом ГД РФ 24.04.2001г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Создание системы непрерывного экологического образования и просвещения

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Запрет сброса сточных вод в озеро Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 30.09.1999г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 14.09.2000г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Снижение негативного воздействия автотранспортных средств на атмосферу и других компонентов окружающей среды городов, населенных пунктов путем введения запрета на производство и реализацию автотранспортных средств, не соответствующих требованиям европейского стандарта ЕВРО-3

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 10.03.2005г.

Снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ

Сформулированы конкретные требования по гуманному обращению с животными

Внесен в ГД ФС РФ

Принят ГД ФС РФ 01.12.1999г.

Отклонен и.о. Президента РФ 03.01.2000г.

Создана специальная комиссия, которая заседала в последний раз 24.01.2003г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Проект № 99051982-2 ФЗ

Регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления, пользования земельными, воздушными, водными и растительными природными ресурсами

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 21.06.1999г.

Отклонен ГД ФС РФ

06.12.2000г. по мотивам технико-юридических недостатков.

Правовая база платы за негативное воздействие

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 25.06.2002г.

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

В части организации и осуществления муниципального контроля в области охраны окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ 12.09.2006г.

Рассматривался ГД ФС РФ в I чтении 22.12.2006г.

В части исключения муниципального экологического контроля из перечня видов экологического контроля

Внесен в ГД ФС РФ

Рассматривался ГД ФС РФ в I чтении 22.12.2006г.

В части проведения в рамках экологической экспертизы этнологической экспертизы

Внесен в ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на 22.12. 2006г.

В части государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на октябрь 2006г.

В части ускорения проведения экологической экспертизы

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на октябрь 2006г.

В части изменений режима особой охраны и (или) границ особо охраняемых природных территорий

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на ноябрь 2006г.

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Включен в календарь рассмотрения ГД ФС РФ на декабрь 2006г.

В части уточнения полномочий субъектов РФ в области охраны окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

В части уточнения полномочий субъектов РФ в области организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

В части наделения органов исполнительной власти субъектов РФ правом самостоятельного осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов

Внесен в ГД ФС РФ

Рассмотрен Советом ГД ФС РФ

Читайте также: