Законопроекты какой ветви власти пользуются во франции приоритетом

Обновлено: 07.07.2024


В парламентах мировых государств законотворческий процесс – весьма сложная и трудоемкая деятельность по производству и воспроизводству законов, формированию правового поля для всех сфер жизнедеятельности общества, населения [1, с.117].

Оптимизация законотворческого процесса и, в первую очередь, деятельности по выработке и принятию качественных законодательных актов приобретает особое значение не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Законотворческий процесс в зарубежных странах четко регламентирован. Причем данное условие касается не только самой процедуры, но и формы законодательных актов. Законотворчество за рубежом протекает в различных политических системах, имеет особую форму выражения, как процесс имеет свои процедурные особенности, которые четко закреплены в конституциях, законах, регламентах парламентов. В этом процессе все же есть идентичные или схожие действия законодателей, правила, принципы нормы и соответствующие им технологии и парламентские процедуры.

В конституционно-правовой системе Французской республики законодательной инициативой подразумевается право внесения акта, который после принятия становится законом[5, с.509-510].

Правительство Франции имеет право вносить в Парламент законодательные инициативы в форме законопроектов в отличие от депутатов, которые вносят их в форме законодательных предложений, и которые ограничены двумя условиями:

во-первых, данное законопредложение должно отвечать определенным вопросам, строго отнесенных к компетенции Парламента Франции;

во-вторых, оно не должно затрагивать изменение в большую или в меньшую сторону государственных ресурсов.

Причем, Правительство, а также Председатель палаты имеют право на основании статьи 41 настаивать на исключение из повестки дня вопросов, не входящих в компетенцию законодательных предложений либо если имеется противоречие делегированным полномочиям [7, с.18], что также указано в Регламенте Национального Собрания в статье 93. В современной французской теории права преобладает особое мнение, что итогом реализации права законодательной инициативы парламентариев не всегда является рассмотрение законопредложения Парламентом. На практике именно правительство вносит пакеты законопроектов в Парламент, корректируя и контролируя повестку дня заседаний [8, с.57].

Как пишет в своей статье А.Н.Пилипенко, данные изменения в Конституцию Франции имеют под собой конкретную направленность на ускорение времени на прохождение законопроектов и уменьшение проволочек по обсуждению со стороны оппозиции [12, с.47].

И все же, в данном случае это еще раз показывает особую роль Правительства в законотворческом процессе, хотя и уже частично усеченную. Это обусловлено еще и тем, что ни Правительство, ни Парламент не заинтересованы в том, чтобы провести законопроект или законопредложение через специальную комиссию, хотя и в статье 43 Конституции Французской Республики указано такое условие, но только по требованию [11, с.98]. Процедура довольно сложна для эффективно-оперативной работы с Актами, а Правительство остерегается беспристрастной оценки и мнения специалистов, которые будут состоять в данной комиссии. Как утверждает Ф.Ардан, практически все законопроекты и законопредложения обсуждаются и согласуются в постоянных комиссиях, минуя специальные, что естественно противоречит воле составителей Конституции [3, с.117]. Харламова Ю.В. в своей работе утверждает, что преобладание исполнительной власти в законотворческой практике Парламента обеспечено не только Конституцией Франции, но и с помощью практики внесения законопроектов именно Правительством, в связи с чем теряется своеобразная инициатива Национального Собрания [8, с.58]. Как итог – и формально, и в силу практики исполнительная власть установила ведущую роль в определении повестки дня заседаний.

А.Н. Пилипенко указывает, что в новой редакции статьи 42 Конституции Французской Республики регламентировано условие, при котором при внесении и скорейшем рассмотрении законопроектов в Парламенте Франции, может быть предложен альтернативный вариант законопроекта, уже исходящий от Парламента, а также у него появилась возможность обращения в Государственный Совет за получением заключения в отношении законопроектов [12, с.48]. При внесении поправок в текст законопроекта или законопредложения, Правительство на основании статьи 44 Конституции Франции, а также статьи 100 Регламента Национального Собрания, имеет право возражать против поправок, внесенных на рассмотрение палаты без рассмотрения в комиссии.

Тем самым, Правительство дает право последнего слова за Национальным Собранием. Это отчетливо показывает, что во Французской двухпалатной системе присутствует неравноправный характер законотворчества. Как указывает в своей статье Е.В.Коврякова, в силу исторических причин исполнительная власть преобладает над остальными властями, поэтому и компетенция и полномочия Национального собрания носят ограниченный характер[14, с.11]. Фактически, сложившаяся модель взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью во Франции определяется нежеланием повторять ошибки 3-ей и 4-ой Французских Республик.

В процессе формирования правовых инициатив, построения структурированного законодательного обеспечения активно используются формы общественного воздействия. В Конституции Французской Республики предусмотрено, что для оказания помощи и содействия законодательной, исполнительной и судебной власти учреждаются вспомогательные государственные органы, как, например, экономический и социальный совет, состоящий из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов, Правительства и предоставляющий консультации последнему по его вопросам [15, с.340]. Законопроекты, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью, должны рассматриваться представителями деловых кругов, а также профсоюзными организациями, чтобы обеспечить стабильное развитие государства в условиях рыночной экономики.

Данные нововведения в Конституцию Французской республики и, в частности, Парламента имеют под собой основу для дальнейшей демократизации и открытости прохождения законопроектов и законопредложений в обеих Палатах. Реформа повлияла на сам законотворческий процесс, либерализировала его.

Как можно увидеть, французские парламентарии обладают значительным опытом как в организации парламентской деятельности, так и в управлении своим Парламентом.

Новейшая история Парламента Пятой Французской Республики служит ярчайшим примером противостояния законодательной и исполнительной власти. Использование зарубежного опыта, в том числе и Парламента Франции в отношении законодательной техники, может выполнять особую роль в развитии и унификации российского законодательства.

Опыт, полученный французскими парламентариями за последние десятилетия, является бесценным для всех развивающихся в демократическом плане стран, в том числе и для России. Конституционный опыт Франции нашел определенное отражение при разработке ныне действующей Конституции Российской Федерации. В связи с этим крайне необходимо его внимательное и скрупулезное изучение для дальнейшего совершенствования законодательного процесса Федерального Собрания Российской Федерации.

Романов Р.Г. Процедурные и технологические проблемы законотворческого процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 1999;

Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: Издательство Юрлитинформ, 2001;

Ардан Филипп. Франция: государственная система: Пер. с франц. – М.: Юрид. Лит., 1994;

Duhamel O., Meny Y. Dictionnaire constitutionnel. P.: Presses Universitair es de France, 1992;

Харламова Ю.В. Государственная Дума в политической системе России: конституционные основы и политическая практика. – Saarbr ü cken : Lap Lambert , 2010;

Керимов А.Д. Парламентское право Франции. – М.: Издательство Норма, 1998;

Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учеб.пособие / [сост. Сб., пер., авт.введ. и вступ. Ст. В.В.Маклаков]. – 7-е изд., перераб. И доп . – М .: Волтерс Клувер , 2010 ;

Керимов А.Д. Смешанные паритетные комиссии в парламенте Пятой французской республики // Правоведение. № 6, 1991;

Коврякова Е.В. Особенности парламентского контроля во Франции (часть 2) // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. Журнал – научно-практическое издание. 2003, №4;

Основные термины (генерируются автоматически): Национальное собрание, Французская Республика, исполнительная власть, Конституция Франции, Правительство, паритетная комиссия, законодательная инициатива, законотворческий процесс, Парламент, Парламент Франции.

Похожие статьи

Структура и порядок организации Парламента Франции

национальное собрание, комиссия, Конституция, III, палата, Сенат, Регламент, председатель Сената, Парламент, требование Правительства.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, законодательный орган, парламент, Российская Федерация, законодательная власть, Дания, государственный бюджет, городское самоуправление

Структура и порядок организации Парламента Франции.

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Парламентский контроль, как предполагающий контроль за действиями правительства со стороны органов законодательной власти, является одной из важнейших функций парламента. Цель данного вида контроля.

Обзор польских конституций конца XVIII — первой половины XIX.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия.

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия.

Конституционные принципы правового государства в странах.

Конституция Греции в ст. 26 предусматривает осуществление законодательных функций Парламентом и Президентом Республики, закрепляя за последним и исполнительную власть совместно с Правительством.

Воздействие законотворческого и законодательного процесса.

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на парламент Российской Федерации.

- внесение законопроекта в Государственную Думу тем лицом или органом, который обладает правом законодательной инициативы

В послевоенной Франции, где были сильны антифашистские настроения, а движение Сопротивления

В 1956 году в Национальном собрании уже насчитывалось 52 представителя пужадистов [7, с. 38–39].

Читайте также: