Закономерное качественное изменение объектов характеризующееся как необратимое и направленное это

Обновлено: 02.07.2024

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить, как изменение во времени.

Развитие как рост – процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.д. (физическое обоснование).

Развитие как созревание – морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата.

Развитие как универсальное изменение – в качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т.е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития.

Мухина В.С. отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

  • количественными (качественными);
  • непрерывными (дискретными), скачкообразными;
  • универсальными (и индивидуальными);
  • обратимыми (необратимыми);
  • целенаправленными (ненаправленными),
  • изолированными (интегрированными),
  • прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие рассматривается как:

Филогенез – развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е.часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Хомо-сапиенс и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез – индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Основными свойствами развития

Основные области психического развития

  1. Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
  2. Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
  3. Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Виды развития

Преформированное развитие – тип развития, когда в самом начале заданы стадии, которые организм пройдет, и конечный результат, который будет получен.

Непреформированное развитие – тип развития, который не предопределен заранее.

Психическое развитие – развитие познавательных психических процессов.

Факторы психического развития

К факторам психического развития относят:

  1. Наследственность – свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития.
  2. Среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования.
  3. Активность – деятельностное состояние организма, как условие существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды.

Принципы психического развития

  1. Принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития) – начальным моментом любого развития является спектр индивидуальных противоречий и действий, которые запускают развитие.
  2. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условие развития).
  3. Принцип дифференциации-интеграции – развитие движется от состояния относительной глобальности к большей дифференциации.
  4. Принцип цельности – успешность функционирования обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют все элементы системы.

Основные подходы, объясняющие развитие

Основные категории психологии развития

Созревание

Созревание – протекает под действием:

а) эндогенных факторов, к которым относятся внутренние физические изменения, созревание мозга, нервной, мышечной систем, эндокринных желез, без которых невозможно нормальное развитие психики человека;

б) экзогенных факторов, к которым относят воздействие внешней среды на развитие психики человека.

Существуют определенные закономерности процесса созревания, к ним относят:

  • аналогичность возникновения и протекания (у всех наблюдается одна и та же последовательность развития, например, зачатие-внутриутробное развитие-рождение и т.д.);
  • возникновение в строго определенном возрасте (у новорожденных – комплекс оживления, в раннем возрасте – кризис трех лет и т.д.);
  • нагоняемость (извне подавляемый прогресс развития, вызвавший отставание, в короткое время компенсируется ускоренным развитием);
  • необратимость (однажды достигнутые шаги прогресса не теряются, сохраняясь на всю оставшуюся жизнь).

Рост – понятие роста рассматривается с точки зрения:

а) физических изменений приращение размера, веса, физических возможностей и т.д.);

б) психических изменений (приращение запаса слов, увеличение достижений в памяти, восприятии, способность решать более сложные задачи и т.д.).

Раскрывая понятие роста, также необходимо выделить количественные и качественные изменения. Главной особенностью является то, что качественные преобразования выступают как результат количественных изменений, другими словами, например, в подростковом возрасте, гормональный всплеск способствует образованию более высокого уровня развития психики.

Дифференциация

Дифференциация – означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого. С одной стороны, дифференциация ведет к росту и развитию, вариативности и гибкости развития, а с другой, если признак развивается усиленно, подавляя другие признаки, то целостное развитие останавливается: например, один ребенок в 1 год ходит, другой – только стоит, а третий – бегает и прыгает. Приведенные примеры указывают на то, что эти дети (условно) плавать не умеют, хотя обладали этим навыком в период новорожденности, они утратили его, так как процесс обучения ходьбе подавил рефлекторное умение плавать.

Научение

Научение – обобщенное понятие, которое обозначает множество процессов, которые способствуют изменению поведения, происходящее на основе опыта, упражнения или наблюдения. Научение включает в себя: освоение новых форм поведения, изменение репертуара уже имевшихся форм. Процесс научения невозможно наблюдать напрямую, поскольку он всегда протекает внутренне. Можно наблюдать результат.

Виды научения

Выделяют следующие виды научения:

  • Классическое обусловливание (научение путем сочетания). Суть данного вида научения – на основе возникшей условной связи может образовываться условная реакция более высокого порядка (примером может являться общеизвестная собака Павлова).
  • Оперантное обусловливание (научение путем усиления). Э.Торндайк сформулировал закон эффекта, суть его в том, что если возникает какая-то взаимосвязь, которая сопровождается удовольствием, тогда увеличивается и сила связи. Но если возникновение связи вызывает неприятное состояние, то сила связи ослабевает. На основе этого закона Б.Скиннер разделил поведение на респондентное (ответное, стимул-реакция) и оперантное (активное, стимул-неизвестная переменная-реакция). Например, дотронувшись до горячего предмета – мы одергиваем руку (ответное), теперь зная о том, что предмет горячий, мы или не будем больше его трогать, или используем какое-нибудь средство, чтобы обезопасить себя от ожога (оперантное).
  • Научение на модели – в основу положено понятие имитации или подражание. Сутью данного вида научения является то, что субъект осваивает новые или изменяет старые образцы поведения, наблюдая за поведением других людей. Образец может быть как реальным, так и символическим.
  • Научение через опосредование – в основе лежит понятие предвосхищающей реакции цели. Субъект заранее знает, каких результатов он хочет достичь, обладает для этого определенным опытом и навыками, создает для себя модель следования к цели, и продвигаясь к ней, может: а) получить позитивное подкрепление, убеждаясь, что способ достижения выбран правильно и, соответственно, двигаться дальше; б) получить негативное подкрепление, соответственно, определить, что способ выбран ошибочно, изменить или выбрать другой вариант и пробовать двигаться дальше, пока не будет получено позитивное подкрепление.

Запечатление

Социализация

Социализация – процесс целенаправленной адаптации человека к существующим ценностям, нормам, идеалам.

Материалы по теме:

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение .

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Центральное положение теории Э.Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь .

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по .

Читайте также: