Закономерен ли был уход героини в монастырь от суеты мирской чистый понедельник

Обновлено: 30.06.2024

Рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник” входит в знаменитый цикл “Темные аллеи”, посвященный теме любви. Рассказ повествует о роковой любви и расставании двух людей в первый день Великого поста – Чистый понедельник.
Последний эпизод рассказа можно назвать своеобразным эпилогом. Он повествует о событиях, произошедших спустя два года после расставания героев.
Шел 1914 год. Был почти канун Нового года. Рассказчик только пришел в себя после потери своей возлюбленной. Все это время он “пропадал по самым грязным кабакам, спивался,

Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…”.
В такой же теплый солнечный вечер, какой был два года назад, герой вышел из дому и поехал в Кремль. Там, в Архангельском соборе, он долго стоял, прислушиваясь в святой тишине, замирая и благоговея перед святостью этого места, очищаясь, находя умиротворение и покой.
Затем, выйдя из собора, герой велел извозчику ехать на Ордынку. Это место было прочно связано с той роковой женщиной, любовь к которой оставила такой след в его душе. Там, вспоминая все моменты прошедшей любви, герой плакал, плакал

и очищался, избавляясь от боли и тоски.
На Ордынке извозчик остановился у Марфо-Мариинской обители, где в это время пребывали великий князь и княгиня. Герой, дав дворнику рубль, прошел внутрь. За великой четой шли монахини. Одна из них взглянула на рассказчика своими темными глазами, как будто почувствовала что-то.

Хотя писатель и не говорит открыто, что это была именно та женщина, мы понимаем, что это именно возлюбленная героя.
Рассказчик задает себе и нам риторический вопрос: “Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?” Мы видим, что мистическая связь, установившееся между этими двумя людьми, не разрушилась до сих пор. Они чувствуют друг друга, потому что их чувство было истинным. Оно было таким, каким видит Бунин настоящую любовь, – роковым, инстинктивным, сильным, созидающим и разрушающим одновременно.
После этой финальной встречи в любовной истории героев была поставлена точка: “Я повернулся и тихо вышел из ворот”. Все было кончено. Рассказчик убедился, что любовь больше невозможна – его возлюбленная отдана другому, высшему существу, она – вне досягаемости. История любви и страсти была закончена.

Как, впрочем, и все истории любви у Бунина. Ведь, следуя мысли этого писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.
Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни.

По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.
В финальном эпизоде, как и во всем рассказе, много упоминаний реальных исторических мест Москвы. Тем самым подчеркивается связь со временем и местом. Писатель не зря выбирает для изображения тревожные времена перед началом первой мировой войны.

Тревога, хаос, разрушение витали в воздухе. Люди чувствовали свое шаткое положение, испытывали тревогу и неуверенность.
Эту атмосферу Бунин мастерски передал в своем рассказе. Его героиня живет странной жизнью, бесцельной, пустой, лишенной смысла. Единственный смысл она находит в том, чтобы уйти в монастырь. Для чего?

Может, эта женщина боится себя и стремится таким образом обуздать свое сильную натуру? А может, она просто хочет, чтобы за нее решали другие, чтобы она не несла ответственность за свою жизнь?
В этом – черта человека переломной эпохи, эпохи границы двух веков.
Язык эпизода настраивает нас на развязку, описанную в конце. Кроме того, он передает состояние тревоги, атмосферу хаоса и волнения в душах людей. Лексика этого фрагмента насыщена глаголами, передающими смятение и неуспокоенность героя в начале эпизода. Он мечется в надежде забыть свою душевную боль.

В конце рассказа ему удается понять и смириться.
Любопытно, что в соборе герой встретил именно чету князя и княгини. Даже люди, принадлежащие к царской семье, чувствуют себя тревожно и неуверенно. И они впитывают настроения, веяния времени, и они стремятся найти высшую защиту – защиту Бога.
Интересно описание великой княгини: “вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня”. Ее описание похоже на описание призрака. Очень значимо здесь слово “истово”. Оно подчеркивает стремление этой женщины к успокоению и ощущению защищенности.

Эта женщина – символ времени, как символ времени и возлюбленная героя, мятущаяся, дисгармоничная и прекрасная.
Финальный эпизод рассказа “Чистый понедельник” помогает нам понять философию любви Бунина, помогает писателю передать атмосферу предреволюционной Москвы и России в целом, помогает понять людей того времени, их страхи, надежды, поиски.

Героиня рассказа "Чистый понедельник": характеристика в цитатах

". она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании. "

"Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами."

". каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”. "

". говорила: “Спасибо за цветы. ” Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского. "

Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то "странная любовь". Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье:

"И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье. Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!"

Возлюбленная главного героя живет одна в Москве. Из родных у нее есть только отец - богатый купец, который живет в Твери:

"Жила она одна, — вдовый отец ее, просвещенный человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери, что-то, как все такие купцы, собирал."

". кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало?"

О внешность героини известно следующее:

". она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных сережек вдоль чуть припудренных щек, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки."

"А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками. "

". гляжу на губы. на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный залах ее волос. "

Героиня делает вид, что ей не нужны удовольствия жизни (цветы, рестораны, театры и т.д.), но при этом она любит поесть, ездит в театры и т.д.:

"Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня. "

". она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала. "

". стояло дорогое пианино, на котором она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало “Лунной сонаты”, — только одно начало. "

Девушка бывает на "капустниках" Художественного театра. Она знакома с известными актерами и режиссерами своего времени:

— Это не религиозность. Я не знаю что. Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого.

"Она зачем-то училась на курсах, довольно редко посещала их, но посещала. Я как-то спросил: “Зачем?” Она пожала плечом: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках? Кроме того, меня интересует история. ”. "

"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу."

". просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: “В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг. ”

Спустя два года главный герой случайно видит ее в монастыре среди поющих монахинь. Девушка не видит его в темноте, но как будто чувствует его присутствие. Больше герои не встречаются:

". устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"


Это была цитатная характеристика героини рассказа "Чистый понедельник": описание внешности и характера героини, ее отношений с главным героем и т.д.

Их отношения заставляют его сомневаться, а есть ли у них любовь. Это мучит его, он старается не замечать ее странности. Однажды она прямо сказала ему, что собирается уйти в монастырь. Ему хочется ясности в их отношениях, но она всегда чувствует грань дозволенного, заставляя его страдать еще больше. Его все время влечет к ней, но она не собирается за него замуж. Она готовит себя для другой жизни, здесь, с ним, она ненадолго и как будто случайно.

Он простил ее, но понять не смог.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.

Год написания – 1944 г.

Композиция – Композиция делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Направление – Неореализм.




История создания

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Смысл рассказа Бунина Чистый понедельник

Данный автор воспринимал любовь как величество, тайна, неопознанность и она не подвластно человеческому разуму. В его произведениях она бывает совершенно разной: и взаимной, и несчастливой, и чистой, и искренней, но при этом она почти никогда не заканчивается женитьбой. Бунин поселяет ее в вечности прозы и делает превыше всего.

Бунин считал данное произведение самым лучшим своим творением.

В течении рассказа герои посещают театры и мпроводят вечернее время вместе. Приближается прощенное воскресенье. Герои отправляются в монастырь. По дороге туда девушка рассказывает о том, какое впечатление произвели на нее похороны архиепископа. Герой раньше не замечал в ней такого трепетного отношения к религии, потому прислушивался к ней с огромным интересом. Девушка замечаеТ, как герой влюбленно на нее смотрит. Его глаза выдают его любовь

Отведав капустника, герои возвращаются домой и героиня отпускает кучеров и приглашает героя к себе в покои. Там они проводят незабываемую ночь, какой раньше не было никогда для них.

На следующее утро героиня просит простить ее и говорит, что уходит в Тверской монастырь

Герой хочет уйти в забытье и поэтому начинает ходить по кабакам и моного выпивать. Однажды он проходит мимо какого-то монастыря и пересекается взглядом со своей любимой. Он спокойноуходит.

Смысл рассказа заключен в том, что каждый человек не должен бояться осмеяния своего выбора, своего личного пути. Человек должен самоопределиться. При этом надо научиться вести борьбу с соблазнами и ненужными страстями, тогда наступит душевный покой.

2 вариант

Повествование ведется от первого лица, тем самым лишний раз подчеркивается личное, субъективное и глубоко интимное отношение к происходящему. Главный герой-рассказчик вспоминает свою любовную связь с некой девушкой. Что характерно, имена основных героев так и не называются, как будто воспоминания до сих пор причиняют душевные страдания.

Помимо них упомянута целая череда реальных деятелей искусства того времени (например, Константин Сергеевич Станиславский, Леонид Андреев, Андрей Белый), а также реально существовавшие (а некоторые существуют и в наше время) центры досуга московского высшего общества того времени.

Молодые люди встречаются на протяжении некоторого времени (они не женаты), вместе не живут. Но при этом практически ничего не знают друг о друге. Оказывается, что девушка, несмотря на активное участие во всевозможных светских развлечениях, регулярно посещает церковь, искренне религиозна. Оказалось, что для нее самое главное — состояние ее души, которой все сложнее живется в привычным для главного героя мире. Она предпочла прекратить встречи, удалиться в монастырь.

Это событие коренным образом изменило жизнь главного героя. Только потеряв из виду свою любовницу, он понял, насколько она была ему дорога. Слишком поздно осознанная и потерянная любовь изменила его жизнь. Из блиставшего в обществе светского льва он превратился в замкнутого и серьезного человека (предварительно чуть не спившись в самых дешевых кабаках).

Главный смысл рассказа в том, что нужно ценить близких людей, быть к ним внимательными, судить не только по внешности, но и стараться угадать потребности их духовной сферы. Иначе слишком велика вероятность лишиться их навсегда.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл рассказа Чистый понедельник


Популярные сегодня темы

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Образ Медного Всадника – сочинение на тему по литературе

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Основные персонажи

Повесть небогата на персонажей, среди которых представлен невидимый главный герой, повествующий сокращенно собственную историю любви, и возлюбленная юноши. Характеристика основных действующих лиц:

Краткая характеристика повести

  • Герой-рассказчик (Митя или Дмитрий, судя по названию) — обычный юноша, родившийся и выросший в Пензенской губернии, который влюблен в главную героиню. Он хорош собой, обладает располагающим к себе характером, живым взглядом, разговорчивостью. Именно от его лица ведется рассказ. Легкий в общении мужчина сразу западает в душу героине.
  • Главная героиня — девушка, в которую влюблен ведущий мужской персонаж, обладающая яркой внешностью, лицом со смуглой кожей. У нее густые длинные развевающиеся волосы и черные, словно угольки, глаза. Героиня снимает квартиру с самом центре Москвы, но решает покинуть быт, отправившись в монастырскую обитель.

Будучи созданием, верующим в Господа, главная героиня отказывается от любви, отталкивает чувства мужчины, несмотря на дорогие подарки и походы в рестораны, отдавая предпочтение богобоязненной жизни.

Композиция

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Смысл произведения Чистый понедельник и его названия

Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина

Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец.

Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви.

Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта.

Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.

Смысл произведения Чистый понедельник

Дело в том, что молчаливым персонажем выступала Она, за счет чего у читателя больше возникало суждение о ее отстраненности в отношениях, а Егор ярые порывы быть вместе выглядели, как максимальные заинтересованность и участие. Но, как оказалось, все было совсем наоборот. наблюдателем, на самом деле, был Он, ведь его бурные чувства затмили ему глаза и мысли, из-за чего его абсолютно не интересовала настоящая сущность, нутро спутницы. Она же, наоборот, сильнее стремилась к взаимопониманию и пыталась донести суть своего выбора до Него. Буквально пожертвовав своим счастьем, Она сумела найти себя и определиться с жизненным путем. В отличие от нее Он после ее отъезда пустился по кабакам в вихре веселья и пьянства, пытаясь избавиться от чувства разбитости и отчаяния. Его гулянья заняли по времени два года. По прошествию этого времени, герои вновь встречаются по Его инициативе.

Он с трудом смог найти ее, ведь Она не называла названия монастыря, в который ушла. Но на этот раз между ними уже нет тех страстных бурных чувств, главные герои остыли и потеряли связующую их нить. Теперь-то они, наконец-то, пришли к спокойствию и взаимопониманию, которые так долго искали во время отношений. Трагичность и печаль произведения прочитывается в каждой его строчке, заставляя читателя сопереживать героям и чувствовать их страдания и проблемы. Нравственный выбор не всегда радостный для человека и не всегда означает счастливый конец. Он и Она страдают по отдельности, но их горе объединяет их.

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении реализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Главными персонажами в этом произведении являются красивая молодая пара. Этот рассказ о чистой любви, о влюбленной паре, которой пришлось пройти душевные переживания и разлуку. Но конец у рассказа не совсем счастливый, а даже печален и трагичен по крайней мере для одного из них, хотя их любовная история начиналась очень красиво и идеально.

Молодой человек

Одним из главных героев является молодой человек красивой внешности из дворянской семьи. Он самоуверен и хорошо образован, веселый.

Влюблен в свою девушку, осыпает ее разными подарками, выполняет все ее прихоти. Она хоть и принимает все его ухаживания, но не соглашается выходить за него замуж и не строит планы на будущее. Юноша не понимает почему девушка не хочет замуж за него и вообще иметь семью, но не злится и не торопит любимую, ведет себя сдержанно. После того как они расстались, он сильно страдает, переживает, начинает пить, ходит в церковь. Потом все-таки приходит в себя. Ведь прошло уже года два после того, как его любимая ушла от него. И в один день встретил ее в храме среди монахинь, но его возлюбленная его не узнала. И он навсегда попрощался со своей мечтой и надеждой.

Девушка

Молодая и богатая девушка, проживающая в самом центре столицы. Она красива и стройна, всем нравится. Девушка умная, но в одно время она как будто бы отстраненная от всего. Ей не нужны были ухаживания, цветы, сладости. Свое удовлетворение красавица находила в другом, например в чтении или каких-нибудь интересных увлечениях. Она находится в поисках самой себя и несколько странновата, не хочет связывать себя семейными узами. Девушка-загадка, которую ее возлюбленный долго не мог отгадать. Имеет большую силу воли, она не такая как другие девушки. Она любит дорогую одежду, любит читать книги, может даже по долгу никуда не выходить из дома, увлекшись чтением. Девушка молчалива, спокойна. Она часто ходила в монастыри, а также на кладбище. Девушка имеет очень тонкую натуру, она все пропускает через себя. Даже манера говорить у нее было достойная, речь она произносила тихо и медленно. Девушка меняет свою роскошную жизнь, дорогие наряды на уединение с Богом. Она уходит в монастырь.

Влюбленные оказались совсем противоположными людьми, их внутренний мир совсем разный.

Старушка с монастыря

Второстепенной героиней произведения является некая старушка, которую юноша встретил в церкви, когда зашел туда в слезах после того как расстался с возлюбленной. Старая героиня поведала ему, что страдание является грехом.

У возлюбленных была всего одна близость, которая совершилась в ночь масленицы. А решила уйти в монастырь девушка в чистый понедельник. Девушку хоть и украшает любовь к Богу и ее поступок кажется весьма похвальным , но в то же время от этого страдал ее возлюбленный, он живет в мучениях и страданиях. А также и два года он жил и не знал о таком ее неожиданном решении. Девушка хоть и не понятна другим людям, которые ее окружали, но очень заслуживает уважения, так как смогла так сильно изменить свою судьбу.

Другие темы: ← Анализ произведения Солнечный удар↑ БунинОбраз Господина из Сан-Франциско →

История создания

Жанр, направление

Нельзя сказать просто о любви, нужно вдуматься в название глубже, понять, почему Бунин употребил именно эти слова. В словаре чистый понедельник объясняется как первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы. Эта трактовка также указывает на некое очищение. От заката до рассвета.

Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего пола. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.

Не только в развлечениях думает героиня, мысль о Боге, о церкви проскальзывает в ее голове. Не зря Бунин упоминает о соборах Василия Блаженного и Спаса-на-Бору, Новодевичьем монастыре, храме Христа Спасителя, Марфо-Мариинской обители. Эта деталь в тексте указывает на нравственную чистоту души, говоря этим о кульминации рассказа, то есть об уходе девушки в монастырь.

В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит совершенно наоборот.

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное этой теме. Мне кажется, что особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Любовь — таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.

Странная красавица

Девушка, в которую влюблен молодой человек, удивляет и интригует с первых строк. Ее внешность яркая и необычная: она красива как персиянки, индийские девушки. Героиня богата, ее влюбленный спутник тоже. Идеальные отношения должны были заинтересовать красавицу, но она отводит разговор в сторону, когда речь заходит о браке. Красавица живет самостоятельно, но это не повод заводить настоящую связь с мужчиной. Она, наоборот, держит юношу

Девушка не отказывает себе в развлечениях: ездит в рестораны, посещает театры, концерты, любит представления цыган. Любовь между молодыми людьми автор называет странной. Читатель замечает странности, но только со стороны женщины.

Красавица любит дорогую стильную одежду, может съесть целую коробку шоколада, много ест за обедом, не отказывает себе в ужине. Героиня чаще молчит, по три дня не выходит из дому, увлекшись чтением книг. Интересна манера поведения героини. Она несет себя с достоинством, зная о своем уме и привлекательности. Девушка говорит медленно, ровно, тихо, оценивая каждое произносимое слово.

Странность усиливается, когда автор рассказывает о ее увлечении посещать соборы. В конце рассказа, когда уже все предвещала тесные узы между влюбленными, девушка уходит в монастырь. Достаток, счастье с любимым не могут заменить ей стремление соединиться с Богом. Душа делает свой выбор: светские наслаждения, дорогие модные наряды остаются в прошлом. Душа ищет покоя в молитвах и песнопении.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству. Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Характеристика персонажей

Основными героями рассказа являются двое влюблённых. Если провести между ними сравнительную характеристику, то становится понятно, что и девушка, и юноша из богатых семей. Их объединяет общая страсть к развлечениям и роскоши. Оба отдают предпочтение светскому образу жизни. Однако есть между ними и большие различия — это внутренний мир.

Молодой человек

Главный герой — страстно влюблённый юноша. Кроме своего чувства, его больше ничто не интересует. Единственное его желание — обладать предметом своего вожделения. Он богат и умён, хорошо воспитан. Именно воспитание не даёт ему перейти тонкую черту между ухаживаниями и животной страстью. Цитатный монолог героя о себе выглядит следующим образом:


Его образ довольно понятен. Он любит и хочет ответного чувства. Однако именно эта страсть застилает глаза, так как он не способен понять тонкий внутренний мир избранницы. В его понимании поведение женщины выглядит странным.

Юноша смотрит только на внешнюю оболочку и видит:

  • гладкую кожу;
  • густые чёрные волосы;
  • соблазнительные движения.

На первый взгляд, мужчина вызывает жалость. Его бросила девушка, и он тяжело переживает разлуку. Но если взглянуть глубже, то такое поведение больше напоминает эгоизм.

Герой не смог получить желаемое и страдает от этого. Он понимает, что тягаться с Господом ему не по силам, но от этого не легче.

Задумчивая красавица

Обладает отменным аппетитом, который никоим образом не отражается на её фигуре. Героиня красива и знает об этом. Умело пользуется своей внешностью, чувствует и понимает мужчин. Женщина религиозна, но не афиширует это, чтобы не испортить свой образ светской красавицы.

В глубине души девушка понимает, что материальные блага никогда не принесут внутреннего удовлетворения, а светская жизнь только развращает мысли. Она по-своему любит избранника, но видит, что ему нужно только её тело.

Приглашая мужчину на прогулку по святым местам, героиня как бы даёт ему второй шанс понять её настоящую. Но этого не происходит. Тогда, поддавшись страсти, она проводит ночь с возлюбленным. Но поняв, что это ничего не меняет, принимает окончательное решение о монастыре.

Своеобразное сравнение светской жизни с душевным покоем. Именно тогда она и приняла окончательное решение, которое стало для неё единственно верным.

Темы и проблемы

  1. Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
  2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
  3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
  4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
  5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.

Главные герои

Молодой человек

Девушка

Главная мысль

Писатель пишет о подлинной любви, которая в итоге заканчивается разрывом. Герои сами принимают такие решения, у них полная свобода выбора. И смысл их поступков – это идея всей книги. Каждый из нас должен выбрать именно ту любовь, которой мы сможем безропотно поклоняться всю жизнь. Человек должен быть верным себе и той страсти, которая живет в его сердце. Героиня нашла в себе силы пойти до конца и, несмотря на все сомнения и соблазны, прийти к заветной цели.

Основная мысль новеллы – это горячий призыв к честному самоопределению. Не нужно бояться, что кто-то не поймет или осудит твое решение, если ты уверен, что это и есть твое призвание. Кроме того, человек должен суметь противостоять тем препонам и соблазнам, которые мешают ему услышать свой собственный голос. От того, сумеем ли мы его услышать, зависит судьба, причем и наша собственная участь, и положение тех, кому мы дороги.

Автор: Виктория Арфано
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Время разбрасывать и время собирать

На разных полюсах

В этой истории есть и другие странности и тонкости:

Многие литературные критики прослеживали в рассказе некую аллегорию с намеком на возрождение послереволюционной России через духовное очищение. Однако какие-либо авторские свидетельства в пользу этой версии отсутствуют.

Философия жизни и смерти

Список внутренних диссонансов продолжает слабость героине к хорошей одежде и дорогому меху и желание уйти в монастырь.

Создается ощущение, что она опытным путем изучает жизнь во всех ее проявлениях, чтобы узнать, есть ли в ней что-то ценное, способное оправдать существование на коротком отрезке времени между жизнью и смертью. Этим объясняется ее интерес к истории, где она пытается отыскать прецеденты, дающие ответы. Посещая кладбища, присутствуя на похоронах, девушка словно пытается разглядеть — что ждет человека по ту сторону жизни.

Опьяненный дурманом любви

Портрет героя рассказа нарисован восторженными красками большой влюбленности. Он с душевным трепетом и благодарностью принимает даруемую возможность находиться рядом с той, которую безумно любит. Она занимает все его мысли и чувства, но при этом он сохраняет тактичное терпение, не переходя границу дозволенного. Чувствуется, что молодой человек получил хорошее светское воспитание.

Для него не стоит вопрос о том, что будет, когда жизнь иссякнет. Он живет здесь и сейчас:

  • любит;
  • радуется и огорчается;
  • восторгается и страдает.

Неразрешимые вопросы он передает времени, не вмешиваясь в ход событий.

Автор не указывает источник доходов героя и род занятий. Читатель видит только щедрость, с которой тратятся деньги на шоколад и цветы, на рестораны и театры. Он соглашается с любой ее прихотью, не раздумывая и не сомневаясь. Разрыв переживает тяжело, спиваясь и спускаясь до полного дна, откуда его вырывает все та же любовь к жизни.

Читайте также: