Законодательный орган ирландии как называется

Обновлено: 16.06.2024

Ирландия расположена на одноименном острове, который омывается с юга, запада и севера Атлантическим океаном, а на востоке отделяется от острова Великобритания Ирландским морем. Государство граничит с Великобританией - по морю и, с Северной Ирландией, по суше. Государственное устройство определяется конституцией 1937 года, согласно которой Ирландия - парламентская республика. Член Европейского Союза.

Подавляющее большинство населения - ирландцы, крупнейший кельтский народ. Около 90% ирландцев - римо-католики. За века английской колонизации почти утратили родной язык, который целенаправленно возрождался со времени восстановления независимости в начале XX века. На начало XXI века английский язык оставался доминирующим, а ирландский в быту употребляли лишь некоторые жители отдаленных западных и южных сельских районов.

Среди главных памятников страны - древние памятники христианской архитектуры: монастыри V–XII веков в Глендалохе и Келсе, романские церкви XI–XII веков в Клонмакнойсе и Клонферте, готические храмы XII–XIV веков как Дублинский собор святого Патрика. Главные достопримечательности сосредоточены в Дублине: Национальный музей, в котором хранятся экспонаты периода раннего Христианства в Ирландии - брошь Тара, священный колокол Мойло (VIII в.) и другие; Национальная галерея с коллекцией картин всех школ живописи. В Корке выделяются два собора XIX века - римо-католический Святой Марии и англиканский святого Финбара.

История

Дохристианские века

Ирландцы, составляющие подавляющее большинство населения страны - потомки кельтских племен и более древнего местного населения. Проникновение кельтов в Ирландию началось около середины I тысячелетия до н. э., при этом прежнее население существовало практически во всех частях острова и долгое время сохраняло свой строй и обычаи. Происходило и взаимопроникновение культур: брегонские законы, считающиеся древнейшим памятником ирландской письменности, возможно отражают некоторые элементы докельтского уклада.

Древнее ирландское общество жило кланами. Вся земля находилась в общем владении клана. Основным занятием было скотоводство. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны - судьи - существовавшие с начала нашей эры.

Первым союзом в рамках всего острова была "Пентархия" - объединение пяти королевств (туатов, пятин) - Улада (Ульстера), Коннахта (Коннаута), Лагена (Лейнстера), Мумана (Мюнстера) и Миде (Мита), причём король последнего был верховным королём (ард-риагом). В результате постоянной борьбы различных династий к 400 году возникло семь сравнительно независимых королевств, которые существовали с перерывами до начала XVII века. Объединенные силы королей нападали на римлян в Британии и на континенте в IV-V веках. В ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен святой Патрик, которому суждено было стать просветителем Ирландии.

Остров святых и учёных: расцвет и закат

Тридцатилетний апостольский подвиг святителя Патрика в середине V века стал поворотным моментом в истории страны и народа - Ирландия в течении немногих поколений из языческой делается землёй Христианской. При многочисленных монастырях расцветают учёность и искусство, которые становятся светом и для соседних стран - Англии, Шотландии и материка. Ирландия VI-VII века получает название "Острова святых и учёных" и сохраняет роль ведущего центра Христианского просвещения до конца VIII века.

Начиная с 795 года Ирландии стали угрожать набеги викингов, известных здесь как "датчане". В условиях политической раздробленности ирландских клановых королевств, викингам вскоре удалось закрепиться: к 850 году они захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя на страну обрушилось самое страшное нашествие "датчан", которое наложилось на междоусобицы ирландских королей и окончилось сражением при Клонтарфе в 1014 году. Ирландский верховный король Бриан Бороиме пал в бою, но его силы одержали победу и набеги викингов больше не повторялись.

В течение полутораста лет по смерти Бриана Бороиме шла ломка старого порядка жизни страны. Власть королей слабела, и подчинённые им мелкие кланы набирали всё больше силы. Последним законным верховным королём, который правил на деле стал Руайдри Уа Конхобайр в 1166-1183 годах, со столицей в Дублине. Частые войны способствовали одичанию населения и лишали его возможности противостоять иноземным завоевателям. В ту же эпоху менялись и старые церковные устои: Церковь переустраивалась по материковым образцам, освобождалась от власти королей и кланов, крепче подчинялась власти пап. Разрыв с Православием оставил Ирландскую Церковь римо-католической архиепископией.

Английское господство 1: Лордство Ирландия

В середине 1150-х годов Римский папа Адриан IV, англичанин, вверил Ирландию - которую считал папской собственностью - английскому королю Генриху II. Повод для начала вторжения дал Диармайт Мак Мурхада, ирландский король Лейнстера, который был изгнан из своих владений и отправился в искать помощи в Англии. Генрих помощь оказал, и в 1169-1170 годах завоеватели покорили города Уэксфорд, Уотерфорд и Дублин. Так как завоевание опиралось на папский авторитет, то особенно легко ему подчинилось духовенство. В 1172 году Генрих созвал в Собор в Кашеле с целью реформы Ирландской церкви, на котором он заявил о своем господстве над Ирландией. Правители Лейнстера и Мюнстера покорились быстро, а в октябре 1175 года и верховный король Руайдри Уа Конхобайр после упорного сопротивления должен был признать себя вассалом и данником английской короны.

Номинально вся Ирландия сделалась единым лордством под управлением английского короля. На деле образовалось две в корне отличных территории. Одной стала "Английская выгородка" (The English Pale), в которой английские бароны овладели данными им в виде феодов землями, изгнали туземных вождей и ввели английские порядки, по которым действовал королевский наместник и собственный парламент. Остальные ирландские земли получили название "Дикой Ирландии", в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания. Войны с туземцами, произвол и междоусобия баронов при слабой королевской власти обратили Ирландию в арену беспорядка и запустения. Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Его брат, Эдуард Брюс, прибыл в Ирландию с войском в 1315 году и был провозглашён ирландцами королем, но после опустошительной трехлетней войны погиб в бою. После этого наступил период еще худшей анархии и произвола нормандских феодалов.

Со временем англо-нормандские колонисты начали смешиваться с ирландцами, что грозило подорвать основу английского владычества. В 1367 году в Килкенни был принят статут с целью полностью отделить колонистов Выгородки от основного кельтского населения. Постепенно коренные ирландские владетели вновь выходят на видные места в местной политике. Во время войны Алой и Белой розы во второй половине XV века Ирландия большей частью держала сторону Йоркского дома, но власть англичан над Ирландией за время этой междоусобной войны ослабела ещё более. Ко времени вступления Тюдоров на английский трон в 1485 году, перед новыми правителями стояла задача повторного подчинения Ирландии. Король Генрих VII послал в Ирландию армию, которая арестовала видного здешнего йоркиста Джеральда Килдэрского и обеспечила в 1495 году номинальное принятие полного корпуса английских законов. При его сыне, короле-реформаторе Генрихе VIII, началось последовательное "Тюдоровское завоевание Ирландии".

Английское господство 2: Королевство Ирландия

Дав ход Реформации в своих владениях, Генрих VIII столкнулся в Ирландии с бунтом эрла Килдэрского, который провозгласил себя сторонником римо-католицизма. Бунт был подавлен, и в 1542 году Генрих VIII преобразовал управление Ирландией провозгласив себя королём, а Ирландию - своим вторым королевством. Признав права собственности за представителями кланов и пожаловав некоторым из них землю, конфискованную у монастырей, он обеспечил поддержку кланами своей власти. После краткосрочного восстановления официального римо-католицизма при королеве Марии в 1553-1558 годах, королева Елизавета I ввела реформацию повсеместно, конфисковав все богатства римо-католических церквей в пользу нового англиканского духовенства. С этого времени ирландские бунты под знаменем верности римо-католицизму и борьбы за свержение английского ига делаются регулярным явлением.

Бунты начались с 1560 года, особо серьёзным стало восстание Хью О’Нила в 1595-1603 годах. Подавлялись бунты столь жестко, что Ирландия начала опустошаться - ирландцы гибли или бежали заграницу. Конфискуемые у них земли раздавались английским колонистам, в результате чего ко времени кончины Елизаветы вся Ирландия оказалась подчинена английской короне. Король Иаков I продолжил елизаветинскую политику. Ответом 23 октября 1641 года стала страшная резня тысяч англичан-протестантов и новое восстание во главе с Рори О’Мором и Фелимом О’Нилом. Образованная тогда "Всеобщая ассоциация католиков-конфедератов" одержала ряд побед над войсками короля Карла, и королевский наместник Ормонд был вынужден в 1647 году передать власть в руки представителей парламента.

12 августа 1649 года английский революционный вождь Оливер Кромвель высадился в Ирландии с карательной экспедицией, которая ознаменовалась устрашающей резнёй населения городов Дроэды и Уэксфорда. Когда ирландцы сдались англичане усугубили прежнюю политику: парламент конфисковал почти все владения римо-католиков (вне Коннахта) и начал новое заселение Ирландии, главным образом из числа отставных солдат Кромвеля. Многие ирландцы были согнаны с земли, немало - отправлено в рабство в Вест-Индию. Восстановление королевской власти в 1660 году мало изменило несчастное положение ирландцев-католиков. Кратковременная римо-католическая реакция, начавшаяся с вступлением на престол короля Иакова II в 1685 году, вызвала среди ирландцев большую радость, но кончилась поражением Иакова в битве при Бойне в 1690 году. По Лимерикскому договору 1691 года римо-католикам гарантировались некоторые права, но протестанский ирландский парламент был крайне враждебен к ним. Из Ирландии были сразу высланы все римо-католические клирики кроме приходских священников, а рядовые верующие с течением времени всё сильнее ущемлялись в правах. В ответ с середины XVIII века стали составляться тайне общества, которые с тех пор играли большую роль в истории Ирландии. Эта самоорганизация заставила английскую корону в момент её слабости - годы войны за независимость США - пойти на уступки в 1782 году, когда ирландский парламент получил законодательную независимость и несколько смягчил положение католиков. В 1798 году, в координации с Францией, ирландцы учинили новое восстание, которое было подавлено в том же году.

Английское господство 3: Уния с Великобританией

Путём подкупа парламентариев в 1800 году ирландским парламентом была принята "окончательная" уния с Великобританией. В 1801 году она вступила в силу и Ирландия была соединена с Великобританией в рамках единого Соединённого Королевства. Ирландцы должны были теперь присылать в английский парламент своих представителей, но фактически не влияли на положение дел. В 1845–1847 годы страшный удар Ирландии нанес неурожай картофеля, в результате которого погибло около миллиона крестьян и разорились многие землевладельцы. Голод, продажа земли и повышение арендных ставок земельными спекулянтами привели к невиданному исходу: если и раньше ирландцы во множестве уезжали за границу, теперь одновременно эмигрировало около миллиона человек. Правительство не нашло решения проблемы голода и было обвинено в преступном равнодушии и геноциде. В 1848 году последовал мятеж поднятый обществом "Молодая Ирландия". Бунт был разгромлен, но образование влиятельного ирландского революционного общества "фениев" с базой среди ирландцев США вскоре заставило английских парламентариев начать всерьёз рассматривать наболевший "ирландский вопрос".

С 1868 года начались реформы для устранения коренных зол, вызывавших недовольство ирландцев - церковного и поземельного вопросов. Министерство Гладстона ирландским церковным биллем 1869 года низвело Ирландскую епископальную (англиканскую) церковь на одну ступень с другими исповеданиями, а земельным биллем 1870 года удовлетворило в главных пунктах справедливые жалобы ирландских арендаторов против землевладельцев. Реформы тормозили, но не искореняли движение за независимость, которое оформилось в виде умеренных "гомрулеров", добивавшихся самоуправления, и радикальных "фениев"-революционеров. Оба движения соединились в 1880 году под руководством Чарлза Стюарта Парнелла. В 1886 году ирландцы поддержали либерала Гладстона в выдвижении на пост премьер-министра Великобриатании, после чего Гладстон предложил принять закон о самоуправлении для Ирландии. После всеобщих выборов в 1910 году Ирландская партия, возглавлявшаяся Джоном Редмондом, вновь получила возможность играть на противоречиях либералов и консерваторов в палате общин и правительство предложило к тому времени уже третий билль о самоуправлении в 1912. Палата лордов, которая препятствовала предыдущим подобным попыткам, была теперь ограничена в своих возможностях влиять на голосование.

К этому времени противоборствующие силы уже подготовились к предстоящей гражданской войне. Унионисты Ольстера - сердца ирландской промышленности где было сосредоточенно 60% всего протестантского населения Ирландии - организовали полувоенную организацию Ольстерских волонтеров с целью воевать за сохранение единства Великобритании. Националисты на юге также создали организацию Ирландских национальных волонтеров. Первая мировая война отсрочила начало гражданской войны, хотя в 1916 году в было предпринято Пасхальное восстание, жестоко подавленное с помощью британской военно-морской артиллерии.

Восстановление независимости

21 января 1919 года 73 депутата английского парламента, объявившие себя полномочным парламентом Ирландии, приняли декларацию о суверенитете Ирландии, провозгласив Ирландскую Республику. В то самое время, когда состоялись первые заседания нового парламента, были сделаны и первые выстрелы в партизанской войне за независимость. Противостояние ирландцев и британцев продолжалось вплоть до 6 декабря 1921 года, когда был подписан англо-ирландский договор 6 декабря 1921 года. Договор был компромиссом, признававшим разделение Ирландии на Северную Ирландию (Ольстер) в составе Великобритании и Ирландское свободное государство, которое было формально провозглашено 6 декабря 1922 года.

До 1949 года новое государство входило в Британское содружество наций. В 1937 году ему было усвоено официальное название Ирландия (Эйре), а в 1949 году - Ирландская Республика. В 1973 году Ирландия вступила в Европейское экономическое сообщество (с 1993 года - Европейский союз).

Статистика

  • 1695 - 1 034 тыс. человек
  • 1754 - 2 372,6 тыс. человек
  • 1801 - 5 395,5 тыс. человек
  • 1821 - согласно первой точной переписи: 6 801,8 тыс. человек
  • 1841 - 8 196.6 тыс. человек
  • Рубеж XIX-XX вв. - римо-католики составляют 75,4% населения, имеют 4 архиепископов, 23 епископа, 2700 священников, ок. 1000 приходов; епископалы англикане составляют 12,8% населения, имеют 2 архиепископов, 11 епископов, 1700 приходских священников; пресвитерианцы составляют 9,5% населения; методистов 55,5 тыс. человек, индепендентов 17017 человек, иудеев 1798 человек. 60% всего протестантского населения приходится на провинцию Ульстер [1]
  • 1901 - население по переписи: 4 458,8 тыс. человек [2]
  • 2001 - население по переписи: 3,8 млн. человек, ок. 92 % - ирландцы

Религия

Несмотря на отдельные очаги проникновения Христианства, по начало V века большая часть ирландцев продолжала поклоняться языческим богам под руководством жрецов-друидов. Римский святитель Келестин направил в Ирландию епископа Палладия, после скоропостижной кончины которого ему вслед в начале 430-х годов был послан святой Патрик. В течение следующих 30 лет святитель обратил ко Христу множество ирландцев, от королей до простых крестьян, заложив крепкий фундамент и создав первоначальную структуру самобытной Ирландской Церкви во главе с Армахским архиепископом.

Епископы ставились не в городах, а в монастырях, которые скоро стали ведущими центрами учёности не только в стране но и во всей северо-западной Европе. Просвещение страны светом Христовым шло быстро и сопровождалось не только распространением образованности по всей стране, но и появлением множества святых подвижников. Вплоть до конца VIII века православная Ирландия оставалась одним из главных центров христианского просвещения, "Островом святых и учёных". Проповедь ирландских монахов-миссионеров, главным рассадником которых был Ионский монастырь, распространялась на Шотландию, Англию и на материк. Среди ирландских преподобных проповедников той эпохи выделяются святые Колумба и Колумбан.

В последующие века викингских вторжений и междоусобиц старые церковные устои Ирландии постепенно расшатывались, учёность сходила на нет, а власть Римского папы - росла. Отпадение Римской Церкви от Православия сделало Ирландскую Церковь римо-католической архиепископией. Почти одновременно с началом англо-норманского захвата страны была предпринята масштабная церковная реформа. На Соборе в Дроэде в 1152 году было подтверждено первенство папы, старые клановые епископы были заменены системой из четырёх митрополий под началом архиепископа Арма. Зависимость церковных структур от королей и кланов уменьшалась, а власть Римского папы - усиливалась.

С начала Реформации в землях английской короны в 1530-х годах Ирландия определилась как римо-католическая общность. Несмотря на навязывание англиканства в течении последующих веков, лишь малая доля ирландцев примкнула к англиканской Ирландской епископальной церкви, которая до 1869 года сохраняла статус государственной.

Ныне по вероисповеданию население Ирландии остаётся в подавляющем большинстве - более 95% - римо-католическим. Остальные - англикане, пресвитериане, и другие. Ирландия остается одной из самых религиозных стран Европы, поддерживающей миссионерскую деятельность во всем мире. Однако, в последние десятилетия все большее развитие получает внецерковный образ жизни. Так, при согласии самой Римо-католической церкви референдумом 1972 года из конституции был изъят пункт, признававший особую роль Католической церкви в Ирландии; поправка 1992 года разрешила ирландским женщинам выезжать за рубеж, чтобы сделать аборт; другая поправка, с трудом принятая в 1995 году, разрешала разводы. В последние десятилетия XX века, благодаря эмигрантским общинам, в Ирландии вновь появилось Православие, представленное в первую очередь в Дублине.

Когда весной 1920 г. Вудс вернулся из Прибалтики в Белфаст, он обнаружил, что провинция охвачена волнениями. Не только в Восточной Европе с новой силой и невиданной жестокостью прорезались старые политические конфликты, националистические движения и территориальные споры, когда вернулись люди, приученные к насилию на фронте и готовые убивать дома. Обострившаяся религиозная борьба в Северной Ирландии вынудила Карсона в июле 1920 г. возродить Добровольческие силы Ольстера. Теперь противником вооруженных добровольцев-юнионистов Северной Ирландии выступали хорошо организованные силы Ирландской республиканской армии (ИРА), которые успели перегруппироваться на юге после жестоко подавленного националистического Пасхального восстания 1916 г. Излюбленной тактикой обеих сторон был поджог[315].

24 мая 1921 г. в Ольстере состоялись первые выборы в парламент Северной Ирландии. Джеймс Крэйг, недавно сменивший Карсона на посту руководителя Юнионистской партии, опасался, что белфастское рабочее движение расколет лагерь лоялистов, особенно при текущей системе пропорционального представительства. Его страхи оказались беспочвенными: в результате народного голосования в парламент прошли сорок юнионистов и двенадцать националистов и членов. Шинн Фейн[321]. Однако ни выборы, ни официальная инаугурация парламента в Пресвитерианском колледже в Белфасте 22 июня 1921 г. не привели к прекращению религиозного насилия.

В июле 1920 г. министерство по делам Ирландии пригласило Ф. П. Крозье на должность командира Вспомогательной дивизии. Несмотря на жесткость и властолюбие, Крозье также был человеком твердых принципов, верившим в дисциплину, порядок и трезвость. Вскоре британские правительственные чиновники начали жалеть об этом назначении. В течение нескольких месяцев Крозье пытался обуздать дикие, часто пьяные войска, которые мародерствовали, пытали, грабили и сжигали все на своем пути в южной Ирландии. В феврале 1921 г., всего лишь через шесть месяцев после своего назначения, Крозье подал прошение об отставке, когда британское правительство отказалось принять меры против двадцати шести офицеров, которых он обвинял в поджогах и грабежах[323].




Тем временем в июле 1921 г. ИРА и британское правительство заключили перемирие и начали переговоры по урегулированию сложившейся ситуации. В результате этих переговоров в декабре был заключен англо-ирландский договор, который отменил на юге действие Акта о правительстве Ирландии, провозгласив создание Ирландского свободного государства. Эти события отразились на Ольстере, где вновь вспыхнуло насилие, поскольку южные отряды ИРА, которым больше не нужно было участвовать в сражениях, перегруппировались и перешли северную границу, а ольстерские юнионисты объявили мобилизацию, чтобы защитить свои шесть графств от этих нападений, от территориальных амбиций нового южного государства, которых они также опасались, и от пресловутого переворота, который, как они считали, готовят их католические соседи.

В течение лета и осени правительство Северной Ирландии реорганизовало полицию, которая теперь стала называться Ольстерской королевской полицией, расширило специальную полицию и воспользовалось чрезвычайными полномочиями для восстановления гражданского порядка. Меры по усилению безопасности оказались эффективными, и отряды Ирландской республиканской армии перенесли свою деятельность с севера обратно в Ирландское свободное государство, где набирала силу гражданская война между фракциями, поддерживающими и отвергающими мирный договор. К концу года в Ольстере воцарилось относительное спокойствие. В начале 1923 г. избирательные органы объявили перевыборы в округе Западный Белфаст. 1 марта, к удивлению и смятению всех остальных участников, о выдвижении своей кандидатуры в этом округе объявил полковник Ф. Дж. Вудс.

У нас практически нет сведений о том, чем занимался Филипп Вудс в течение трех лет после своего возвращения в Ольстер весной 1920 г. В это время в Ольстере еще больше обострился послевоенный льняной кризис, вызванный резким падением цен, что привело к широкой безработице и значительным трудностям в регионе, где в лучшие времена свыше половины населения было занято в текстильной промышленности[330]. Возможно, Вудс и сам больше не мог работать по своей бывшей профессии льняного дизайнера. Не исключено, что после большого опыта военных действий и командования он сам не хотел возвращаться к привычной гражданской жизни, ощущая потребность и желание применить свои знания в работе на благо своей родины в этот нелегкий период перехода к самоуправлению.

В конечном итоге, нынешний статус Ольстера был отчасти похож на тот, что требовали карелы, когда они просили об автономии под защитой британского короля от своих алчных соседей. Возможно, негодование Вудса на предательство Британии по отношению к его верным карельским и русским друзьям заставило его (как и Крозье чуть позже в том же году) пойти на гражданскую службу, чтобы у себя на родине помочь забытым людям и преподать хороший урок верности высшим классам.

Нам точно известно, что Вудс не присоединился к Крозье при его назначении во Вспомогательный батальон в южной Ирландии в конце 1920 г.[331]Вудс сохранил свою должность в Королевском ирландском стрелковом полку и, возможно, снова вступил в него после возвращения из Литвы, хотя и не поехал на военную службу в Месопотамию, куда полк был отправлен в то время для подавления восставших иракских племен. В 1922 г. Вудс перевелся в резерв своего полка (который после провозглашения ирландской независимости был переименован в Королевский ольстерский стрелковый полк). После этого он подал заявку на должность инспектора в недавно образованной Ольстерской королевской полиции, а после того, как она была отклонена, — на ряд других должностей в североирландской администрации и общественных организациях (включая Ирландскую лигу трезвости), также без успеха[332]. Мы можем только догадываться о связи между постоянными неудачами, которыми заканчивались его попытки получить достойную должность на гражданской службе, и местными склоками и обидами, которые создали ему столько трудностей во время войны.

Мы также можем полагать, что, несмотря на безработицу, он не испытывал значительных материальных трудностей. В конце 1921 г. умер Стюарт Блэкер Квин, тесть Вудса, оставив большое состояние своему старшему сыну Герберту, который сам к тому времени был успешным бизнесменом, и, скорее всего, достаточное наследство жене Вудса Флоренс. Старший брат Филиппа Роберт, чей льняной бизнес пережил кризис, мог в случае необходимости также оказать ему поддержку. Тем не менее то, что Вудсу не удалось получить стоящую работу, вызвало у него глубокий моральный упадок, а возможно, даже отчаяние, и усугубило его неприятие по отношению к местной старой элите, которая, как он убедился, могла поднять человека на вершину, а могла и уничтожить. Это также обострило его чувство солидарности с демобилизованными солдатами, которые больше всех страдали от безработицы. Он стал почетным казначеем Ассоциации бывших военнослужащих Ольстера и на этом посту много узнал о переполненных и полуразрушенных домах, ужасающих санитарных условиях и высоком уровне смертности в регионе[333].

Примерно в конце 1922 или начале 1923 г. к Вудсу обратилась группа бывших солдат с просьбой выдвинуть свою кандидатуру в парламент, чтобы представлять их интересы, которые, как они полагали, игнорируются официальными ольстерскими политиками. Поначалу казалось, что Вудс все же попытается получить поддержку своему выдвижению в парламент от официальных юнионистских кругов. В январе 1923 г. он даже вступил в Оранжевый орден — ход, который его противники считали (скорее всего, правильно) оппортунистическим и сделанным слишком поздно для того, кто искренне верил в кредо этого движения, то есть крайний лоялизм[335]. В любом случае, это ему не помогло. Ассоциация юнионистов выдвинула от Западного Белфаста кандидатуру богатого местного бизнесмена, сэра Джозефа Дэвисона, бывшего Старшего шерифа Белфаста и гроссмейстера белфастской ложи Оранжевого ордена[336].


В официальных протоколах парламентских дебатов Вудс предстает человеком честным, прямым и здравомыслящим, который твердо намерен добиться, чтобы его услышали, не только из-за того, что это является его правом и обязанностью, но и потому что он получает удовольствие, раздражая помпезных, снисходительных и привязанных к протоколу юнионистских сановников и их однопартийцев, которые пытались своими насмешками и угрозами заставить его замолчать. Временами Вудса сбивали с толку вопросы парламентского этикета, детали законодательства или сферы действия конституции, и его оппоненты тут же использовали эти ошибки, но он каждый раз выходил из ситуации, добродушно и скромно извинившись или пошутив. Он заслужил уважение некоторых членов парламента за упорную и чистосердечную защиту интересов бывших военнослужащих. Иногда палата общин принимала предложенные им поправки (но лишь те, которые касались мелких принципиальных вопросов), а министры соглашались рассмотреть отдельные случаи, на которые обращали их внимание неутомимые расспросы Вудса.

С другой стороны, Вудс, никогда не бывший очень хитрым или проницательным политическим деятелем, часто не разбирался в махинациях и мотивах партийной машины, против которой выступал. Так, он твердо поддержал предложение сэра Джеймса Крэйга заменить пропорциональное представительство системой одномандатных избирательных округов[353]. Вудс правильно рассудил, что система, в которой побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов, значительно снизит затраты на предвыборную кампанию для независимых депутатов. Однако он не учел, что эта избирательная реформа также поможет консолидировать существующее партийное большинство и существенно уменьшит шансы независимых кандидатов на победу. Именно в этом, разумеется, заключалась основная цель, которую преследовало руководство юнионистов в проведении данного закона[354].

За оставшиеся восемь недель сессии 1923 г. Вудс высказывался не менее девяносто пяти раз, обращая пристальное внимание на вопросы безработицы, профессиональной подготовки, жилищного вопроса, медицины, пенсий и страховок — тех проблем, которые больше всего беспокоили бывших военнослужащих. В следующем году он уделял не меньшее внимание этим же темам, но к ним еще добавились вопросы законодательства дорожного движения. Он все так же раздражал других членов парламента. Беспечные, но неизменно настойчивые выступления Вудса вызвали особенную антипатию у Сэма Мак-Гаффина, действительного члена Юнионистской лейбористской ассоциации Ольстера от Северного Белфаста, жителя Шанкилл Роуд.

В своем втором парламенте Вудс не стал вести себя более почтительно, чем в первом, но теперь он был менее язвительным и многословным и вызывал меньший антагонизм. Очевидно, он начал привыкать к протоколу и этикету и подстроился к тонкостям и хитростям политических дебатов. Возросшее число независимых и оппозиционных членов в палате (к 1927 г. все представители от националистов, включая Джо Девлина, заняли свои кресла) также означало, что он больше не находился в той изолированной, ненормальной и со всех сторон осаждаемой позиции, как раньше. Большинство выступлений Вудса касались все тех же социальных и экономических вопросов, особенно тех, которые имели прямое отношение к благополучию бывших военнослужащих. Он регулярно выступал против расходов на государственный аппарат и парламент, которые он считал несоразмерно высокими, и против найма на государственную и полицейскую службу в Северной Ирландии англичан, так как считал, что эти должности должны занимать безработные ольстерцы[365].

Он также начал участвовать в работе парламентских комитетов, рассматривая и переделывая детали законодательных предложений. В частности, в 1926 г. он принимал участие в разработке Билля о моторных транспортных средствах (движение и правила). В 1927 г. он активно участвовал в работе над Биллем о спиртных напитках и лицензировании их продаж[366]. В то же время он представил свой Билль о трудовой занятости инвалидов — участников войны. Это был заслуживающий уважения законодательный акт, который предусматривал ряд радикальных и новаторских предложений по созданию рабочих мест для ветеранов. Однако его автор вновь продемонстрировал, что его принципы преобладали над прагматизмом. Вместо того, чтобы добиться поддержки юнионистов, Вудс попросил выступить в поддержку билля своих лейбористских коллег. Это автоматически настроило против него правительственное большинство, которое никогда не было в восторге от его беспартийной политики. Билль был отклонен[367].

iir5100

Две Ирландии

Южная и Северная Ирландия. Исторически сложилось, что северный берег острова входит в состав Великобритании, а остальная часть – отдельная страна с одноимённым названием — Ирландия.

Сходства

У этих стран есть различия, но и много общего. Начнём с того, что же всё-таки объединяет эти два мира:

  • Ирландию и Северную Ирландию объединяют общие корни: считается, что предками нынешних ирландцев были переселенцы с территорий Средиземного и Чёрного морей.
  • Население. В обеих странах коренным населением считаются ирландцы.
  • Географическое положение. Не поспоришь, что оба государства находятся на территории одного и того же острова. Поэтому у них один климатический пояс (умеренно морской), виды почвы (подзолистая и болотистая), флора и фауна;
  • Государственное устройство. В обеих странах установлена парламентская республика. В Северной Ирландии законодательный орган называется – Ассамблея Северной Ирландии.
  • Религия: ещё до распада на два государства на острове преобладала христианская религия. Издревле считалось, что христианство на остров принёс святой Патрик, который пришёл с севера (Великобритания). Но были найдены доказательства, что христианство в Ирландии начало зарождаться задолго до прихода Патрика — на юге страны.
  • Административное деление: оба государства поделены на графства. Северная Ирландия включает в себя 6 графств, а 26 принадлежат Республике Ирландия.
  • Государственные языки. Несмотря на то, что страны разные – язык у них один – английский — из-за общих корней и близкого соседства друг с другом. Хотя уже довольно долго власти Ирландии пытаются заменить государственный язык на чисто ирландский. В начале 21 века даже были приняты законопроекты, которые запрещали на всём побережье Ирландии вывески на английском языке.
  • Валюта. С тех пор как Ирландия вошла в состав Европейского Союза (с 1999 года) на её территории была введена другая валюта – евро, как и в Северной Ирландии.
  • Ирландская народная музыка и танцы. С древних времён и по нынешнее время, как в Ирландской Республике, так и в Северной Ирландии народная музыка была достаточно однородной, зажигательной и узнаваемой по всему миру.
  • Праздники. Как в Северной, так и в Южной Ирландии до сих пор отмечают некоторые национальные праздники: Рождество, Новый год, Пасхальный понедельник, Майские праздники.

Северная Ирландия

Немного истории

Стоит сказать о причине, по которой Ирландия раскололась на два отдельных государства. Восемь сотен лет остров Ирландия считался колонией Великобритании, и естественно коренные жители были с этим не согласны. Но лишь в начале 20-го века конфликт достиг своего апогея.

В 1921 году от Ирландии отделились 6 графств, ныне входящих в состав Северной Ирландии. Позже, в 1949 остальная часть острова объявила себя независимым государством. До сих пор жители Республики Ирландия (РИ) недолюбливают англичан и выходцев из Северной Ирландии.

Дублин. Ирландия

Различия

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о следующих различиях между двумя странами:

  1. Республика Ирландия является свободным и независимым государством в то время, как Северная Ирландия – часть Великобритании.
  2. Население: несмотря на то, что раннее обе страны населяли ирландцы, в наше время большая часть жителей Северной Ирландии – британцы (англичане, шотландцы).
  3. Языки и диалекты. Государственные языки у этих двух стран схожи, но в Ирландии официально признанным вторым языком является ирландский. Так же, в Северной Ирландии в отличие от её соседки, используется шотландский язык. А в Южной Ирландии, как ни странно, вторым по популярности является польский язык.
  4. Национальные праздники. К национальным ирландским праздникам относят: День святой Бригитты, День святого Патрика, Белтейн, Лугнассад, Мабон, Самайн, День святого Стефана. Эти праздники сохранились с языческих времён, и по сей день празднуются в Южной Ирландии. В Северной Ирландии пользуются популярностью национальные праздники англичан.
  5. Религия. Обе страны являются христианскими государствами, но в Северной Ирландии большинство исповедуют протестантизм, как и британцы.
  6. Независимость. Республика Ирландия мечтает включить в свой состав Северную Ирландию. А жители Северной Ирландии давно считают себя частью Великобритании.
  7. Менталитет. Любой житель Южной Ирландии возмутиться, и обидится на заявление, что он часть Британии;

Если Северная Ирландия почти вся пропиталась культурой Англии, то южные ирландцы до сих пор остаются аутентичными. Например:

В октябре 2008 года исполняется 40 лет с момента резкого обострения конфликта в Северной Ирландии. Противостояние Англии и Ирландии длится почти тысячу лет, и конца ему не видно, хотя на рубеже тысячелетий забрезжила надежда, что мир в Ольстер всё-таки придёт. Чужие смогут простить Лондону многие ошибки. Свои - никогда.

В октябре 2008 года в политических кругах отмечается некий юбилей, который отражает обострение отношений Британской Короны с её непокорными территориями. Всё это основывается на том, что в 1968 году произошли серьезные столкновения в североирландском городе Лондондерри, перекинувшиеся на столицу Ольстера Белфаст.

Конфликт между Англией и Ирландией длится уже 900 лет. В 1172 году английский король Генрих II завоевал Ирландию. В 1541 году Генрих VIII провозгласил себя королем Ирландии, чем и положил начало выступлениям против английского трона. В первой половине XVII века в провинции Ольстер начинают поселяться протестанты англичане и шотландцы, по требованию которых Британия в 1782 году вынуждена была признать право на существование собственного парламента в Дублине. Затем в 1801 году этот парламент был распущен и провозглашено Объединенное королевство Англии и Ирландии.

Британское правительство пыталось решить ирландскую проблему в 1912 году, когда премьер-министр Герберт Асквит предложил билль о гомруле для Ирландии. Тысячи протестантов в Северной Ирландии выступили против билля и заявили о желании оставаться в составе Соединенного Королевства. Для поддержки их требований протестанты на севере сформировали войско ольстерских волонтеров из 100 тыс. человек и избрали временное правительство всей северной провинции Ольстера в тот самый день, когда акт о гомруле вступил в силу.

Неудовлетворенная разделом Ирландии, Ирландская республиканская армия (ИРА) на юге решила попытаться силой заставить шесть северных графств присоединиться к Свободному государству. В начале 1920-х годов ИРА начала кампанию терроризма в шести графствах с целью воспрепятствовать североирландскому правительству осуществлять свою власть на этой территории. Кампания носила грубый и жестокий характер: в Белфасте людей убивали прямо на улице, боевики забрасывали бомбами автобусы с людьми. Протестанты ответили тем же. Но решимость правительства восстановить закон и порядок и наказать протестантских и католических боевиков все-таки принесла успех.

К концу 1920-х годов в Северной Ирландии был восстановлен мир. Однако антагонизм между протестантами и католиками все еще существовал. Католики, особенно жители приграничных районов, были разочарованы тем, что северные графства не присоединились к Ирландскому Свободному государству. Вплоть до 1925 года католики отказывались от какого-либо сотрудничества с юнионистским правительством, полагая, что оно долго не продержится. При этом католики и протестанты обвиняли друг друга в расколе североирландского общества.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Северная Ирландия вступила в войну в качестве части Соединенного Королевства, в то время как Эйре (как стало называться после 1937 Ирландское Свободное государство) заявило о своем нейтралитете.

Когда в 1949 Эйре покинуло Содружество и провозгласило себя Ирландской Республикой, британский парламент принял Акт об Ирландии, в котором подтверждалось, что Северная Ирландияне перестанет быть частью Великобритании без ясно выраженного согласия североирландского парламента.

В 1963 премьер-министром Северной Ирландии стал капитан Теренс О'Нейл. Он предпринял смелые шаги в направлении улучшения отношений с Ирландской республикой и реформ внутри страны. Часть протестантов активно выступили против предложенных реформ. Их враждебность усилилась с появлением католического движения за гражданские права - Ассоциации гражданских прав, которая организовала демонстрации против чинимых протестантами несправедливостей. Когда они проходили через протестантские районы, протестанты устраивали свои демонстрации и предпринимали насильственные действия против демонстрантов-католиков.

В свою очередь, ИРА время от времени совершала нападения на Северную Ирландию. Наиболее значительная кампания против северных графств была развернута в 1956 и 1961 гг., но она получила слабую поддержку среди гражданского населения. В августе 1968 года произошли серьезные беспорядки в Лондондерри, перекинувшиеся на Белфаст. В июне 1970 года последовала новая волна мятежей после того, как за участие в беспорядках была заключена в тюрьму лидер союза борьбы за гражданские права Бернадет Девлин.

Когда волнения достигли критической точки, правительство Северной Ирландии обратилось за помощью к Великобритании, и британские войска восстановили мир. Под давлением из Лондона правительство Северной Ирландии распустило спецназ в апреле 1970 года и разрешило деятельность британского генерального инспектора в Королевской ольстерской полиции, которая затем была разоружена. Эти меры спровоцировали новый взрыв насилия со стороны протестантов.


Возобновила партизанские действия ИРА, расколовшаяся на две группы: "официальных" активистов, ставивших целью социальную революцию, и "временных" активистов, преданных идее воссоединения Ирландии. Члены ИРА сумели ввезти в страну большое количество оружия и взрывчатки и подвергли бомбардировке центральные районы Белфаста и Лондондерри, в ходе которой погибло множество людей.

В январе 1972 года британские войска открыли огонь по мирным демонстрантам-католикам в Лондондерри, игнорировавшим запрет правительства на манифестации. В марте 1972 года в разгар насильственного противостояния католических и протестантских экстремистов деятельность североирландского парламента была приостановлена. Законодательные права были переданы британскому парламенту, а исполнительная власть - министру по делам Северной Ирландии. Попытки умиротворить католическое население вызвали возмущение протестантского большинства, опасавшегося, что насилие со стороны ИРА будет иметь своим результатом уступки католикам.

Протестанты сформировали политическое движение "Авангард" для сопротивления попыткам изменить характер отношений между Северной Ирландией и Великобританией. После возобновившихся террористических действий ИРА британское правительство прекратило свою миротворческую политику и отправило в Северную Ирландию дополнительный контингент вооруженных сил.

В марте 1973 года был проведен референдум по вопросу о том, останется Северная Ирландия частью Соединенного Королевства либо войдет в состав Ирландской Республики. Референдум бойкотировался католиками, утверждавшими, что его результат предрешен. В июле был введен в действие билль о конституции Северной Ирландии. В билле подтверждалось, что Северная Ирландия не будет отделена от Соединенного Королевства без согласия большинства населения.

Биллем оговаривалось образование всеирландского Совета, в который входили бы только представители Ирландской Республики и Северной Ирландии. Прежний парламент упразднялся, и учреждалась Ассамблея, формировавшаяся на основе пропорционального представительства. Первые выборы в июне, принесли победу умеренным. В ноябре был сформирован коалиционный кабинет, в котором впервые власть получили и протестанты, и католики.

Спустя год деятельность Ассамблеи была приостановлена. В мае 1975 были проведены выборы в конвент, который должен был дать предложения по новой политической структуре. Проводившие твердую линию протестанты завоевали достаточно мест, чтобы занять господствующее положение в конвенте и отвергнуть предложения, приводившие к представительству католиков в кабинете. Британское правительство распустило конвент в марте 1976 года и объявило о продолжении на неопределенно долгий срок режима прямого правления.

Правительства Ирландии и Великобритании решили попытаться прийти к соглашению в Северной Ирландии, минуя мнение местных протестантских икатолических фракций. В ноябре 1985 года они пришли к договорённости, что воссоединение Ирландии должно было произойти тогда и только тогда, когда этого пожелало бы большинство населения Северной Ирландии, причем ирландское правительство представляло интересы североирландских католиков.

И все эти годы ИРА совершала взрывы – причём не только в Ольстере, но и в разных городах Англии – Лондоне, Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле. В начале 1994 лидер североирландских католиков Джерри Адамс посетил США и дал понять, что ИРА готова отказаться от насильственных действий. В августе 1994 ИРА объявила об одностороннем прекращении огня. Ольстерский союз обороны и Ольстерские добровольческие силы, ведущие подпольные протестантские военные организации, объявили о прекращении огня в октябре 1994 года.

Вопрос о разоружении ИРА оставался главным препятствием на пути политического диалога между ирландскими националистами и британским правительством. В марте и апреле 1995 из Северной Ирландии было выведены первые контингенты британских войск. Дальнейшие предварительные переговоры были проведены в мае и июле 1995 года и в январе 1996 года. ИРА, со своей стороны, возобновила террористические акции взрывом бомбы в лондонских доках.

Все эти усилия, направленные на достижение мира, привели к еще одной серии демонстраций протеста и акций насилия, крупнейшая из которых произошла в городе Ома 15 августа 1998, в результате которой было убито 29 и пострадали более 200 человек, в том числе католики, протестанты, пожилые люди и дети. После этой катастрофы ненависть, казалось, утихла, и возникло желание достичь политического решения проблемы.

В мае 2000 года в Северной Ирландии все-таки было прекращено прямое правление из Лондона, официально возобновилась работа органов самоуправления, произошла очередная частичная передача власти от центрального парламента Великобритании, к Стормонту - Законодательной ассамблее Северной Ирландии. В 2005 году ИРА заявила о прекращении своей деятельности. Однако в последнее время появились признаки того, что насилие в Ольстере может возобновиться. Косовский прецедент этому явно способствует.

Чужие смогут простить Лондону многие ошибки. Свои - никогда.


Остров Ирландия разделен на две части: четыре пятых территории занимает суверенное государство Ирландия, а области на севере под названием Северная Ирландия входят в состав Великобритании. Долгое время истории этих двух стран были тесно переплетены друг с другом, а также с историей Британии. Мы предлагаем краткий обзор исторических событий, происходивших на этом уютном зеленом острове.

Доисторическая Ирландия

Ирландия не всегда была островом. Более 10 тысяч лет назад она составляла единую сушу вместе с территорией Шотландии и Англии, которые еще не были отделены от материковой Европы.

Древнейшие люди могли свободно проникать в Ирландию, но следов их пребывания не сохранилось до наших времен. Наступил ледниковый период, большая часть территории покрылась толстым ледяным щитом, который уничтожил все возможные свидетельства ранних человеческих поселений в Ирландии. Поэтому пока ученые не могут назвать точную дату первого появления людей на территории этого острова.

Около 10 тысяч лет назад льды стали таять, в результате поднялся уровень моря. Между Ирландией и Шотландией образовался пролив, создавший остров. Еще через несколько тысяч лет Британия тоже стала островом.

Примерно 6 тысяч лет назад жители Ирландии стали осваивать новую неолитическую культуру: выращивать злаки, пасти домашних животных, жить в постоянных жилищах. Из Европы на остров завезли овец, коз, коров, пшеницу и ячмень. В этом периоде на территории Ирландии стали появляться мегалитические монументы – знаменитые ирландские достопримечательности. Это были гробницы, построенные из огромных валунов. Сегодня известно более двух тысяч таких древних памятников.

Древнейшее население Ирландии было вытеснено индоевропейскими переселенцами, которые принесли на остров свой язык. К 2000 году до нашей эры окончательно сформировалась островная кельтская народность, которая уже отличалась от родственных национальностей, проживавших в Британии. Современные ирландцы – потомки этого народа.

В 7 веке до нашей эры в Ирландии начался железный век. Соседнюю Британию уже оккупировали римляне. Тогда и появились первые письменные свидетельства об острове. Римляне называли его Иверния, а римский историк Птолемей в своих трудах перечислил названия местных племен.

Железный век продолжался до христианизации Ирландии. О нем мало что известно, так как ирландцы еще не знали письменности. Изучать историю Ирландии до христианизации можно только по археологическим раскопкам и ирландским мифам. В ирландской мифологии рассказывается о племенах богини Дану, о расе Фир Болг, о сыновьях Миля, в разные времена правивших островом.

Святой Патрик и распространение христианства

В 432 году Святой Патрик из Британии начал миссионерскую деятельность в Ирландии. Он не был первым: на территории острова есть христианские захоронения конца 4 века нашей эры, в Ирландии действовали и другие миссионеры. Но именно Патрик сумел широко распространить религию среди жителей острова и повлиял на историю Ирландии.


На острове появилось множество церквей и монастырей, при которых функционировали монашеские школы. В 6 веке Ирландия превратилась в центр западной учености. Многие христианские деятели на материке родились и учились именно в Ирландии.

Ирландские монахи способствовали сохранению латинской культуры и латыни. На острове активно развивались искусства: работа по металлу, скульптура, каллиграфия, иллюстрации к книгам. Такая ситуация сложилась благодаря спокойной обстановке в Ирландии, которая находилась в стороне от войн и набегов. Так продолжалось до 10 века.

Набеги викингов на Ирландию

В 10 веке нашей эры викинги начали совершать набеги на Ирландию. Они завоевывали ирландские поселения, грабили и сжигали монастыри, насаждали свою культуру и язык. Образованность Ирландии стала снижаться, а духовенство утратило свое прежнее значение.

Влияние викингов было не только негативным. Завоеватели построили в сельской Ирландии много новых городов, в том числе первые порты. Например, Дублин и Лимерик основали именно викинги. Появление портов стимулировало морскую торговлю. Викинги научили местных жителей кораблевождению и обогатили ирландский язык морскими терминами.

В начале 11 века ирландские королевства объединились под руководством короля Бриана Бору. В 1014 году в битве при Клонтарфе он победил викингов, но сам погиб. Завоеватели были изгнаны с острова, но гибель короля привела к тому, что Ирландия опять распалась на мелкие королевства: Миде, Манстер, Ольстер, Коннахт и Лейнстер.

В Ирландии сохранилась должность верховного короля, но он имел ограниченную власть. Королевства вели между собой постоянные междоусобные войны. Это плохо сказывалось на развитии страны. Ирландцы отставали от своих соседей – британцев, поэтому не смогли противостоять их последующим натискам.

Английские завоевания

Один из ирландских правителей был изгнан из своих владений верховным королем Родерихом и отправился в Англию искать поддержку у английского короля Генриха II. Английский монарх сначала послал своих баронов завоевывать Ирландию, затем сам явился на остров.

Английское, а точнее нормандское завоевание Ирландии опиралось на папскую буллу, поэтому ирландское духовенство сразу подчинилось. Вскоре пришлось сдаться и верховному королю. Он подписал договор, по которому восточная часть острова переходила под управление английской короны, а сам ирландский король становился вассалом и данником.

Английское завоевание значительно сказалось на истории Ирландии, особенно восточной ее части. Завоеватели изгнали местных правителей, забрали себе земли, ввели свои законы и установили собственную систему управления. Покоренные земли называли the pale – окраиной. Остальная часть острова была известна как Дикая Ирландия, и англичане всегда старились завоевать и ее.

Ирландцы попытались отвоевать свою страну, обратившись за помощью к шотландскому королю Роберту Брюсу, который отстоял независимость Шотландии. Но победить завоевателей даже с шотландской помощью не удалось.

Английское завоевание приостановила чума, напавшая на остров в середине 14 века. Болезнь свирепствовала в основном в ирландских городах, заселенных преимущественно англичанами. Сами ирландцы жили в сельской местности. Почти все завоеватели погибли от чумы, после чего английская власть стала распространяться на ограниченную территорию до Дублина.

Утраченное влияние Англии начал восстанавливать первый король из династии Тюдоров – Генрих VII. Предложенный им закон Пойнинга ставил Ирландию в еще большую зависимость от англичан: например, ирландский парламент не мог принимать решения без одобрения английского правительство.

Англия все еще контролировала только часть острова. Следующий король Генрих VIII подавил местный мятеж, организованный аристократом Томасом Фицджеральдом, завоевал всю Ирландию и провозгласил ее королевством, а сам стал ее королем.

Тот же английский король начал английскую Реформацию, в результате которой англичане стали протестантами. Ирландия же осталась католической, что привело к сильному расколу между двумя островами.

Королева Елизавета насильно ввела реформацию в Ирландии, отобрала у католиков богатства и поставила новое духовенство. Ирландцы восстали, начались многочисленные мятежи. Одним из самых серьезных было восстание Гуг О’Неля, но его удалось подавить. Ирландия осталась английской, но многие местные жители были уничтожены или выселены.

Завоевание Кромвеля и притеснение ирландцев

В середине 17 века в Британии произошла Английская революция, в ходе которой англичане ослабили контроль над Ирландией. Ирландцы воспользовались этим, организовали восстание против протестантов и создали Конфедеративную Ирландию.

Новое государство просуществовало всего несколько лет, пока на остров не прибыл Оливер Кромвель – главная фигура Английской революции. Он привел с собой войско, захватил два города около Дублина, перебил гарнизоны и всех католических священников, а затем постепенно завоевал весь остров.

Кромвель собирался восстановить спокойствие в Ирландии, вытеснив всех католиков. Многие ирландцы были уничтожены, другие бежали из страны. Когда в Британии свергли Кромвеля и восстановили королевскую власть, это не повлияло на ситуацию в Ирландии, которая продолжала ухудшаться. Англичане притесняли католических ирландцев, забирали их земельные владения, издавали жестокие законы, запрещали ирландскую музыку, традиции, образование. Ирландская культура сохранилась только благодаря секретным собраниям и скрытым школам.

Революционные союзы Ирландии

Английское притеснение разжигало в ирландцах озлобление. Последней каплей стала отмена избирательного права у католиков. В Ирландии начали образовываться революционные союзы, целью которых было изгнать англичан и протестантов с острова и создать независимое государство. Такими союзами были Whiteboys, Rightboys, Defenders, Hearts of Oak, которые восставали против жестоких английских помещиков, протестантских священников, несправедливых законов.

Вскоре ирландцы смогли использовать внешнюю обстановку в мире в свою пользу. В США началась война за независимость, и британское правительство было занято проблемами с американцами. Ирландия вынудила англичан сделать несколько уступок.


Франция в то же время пригрозила нападением на Британию, в частности, на ирландские берега. Ирландцы воспользовались этим и заявили, что нуждаются в собственном войске для защиты и создали корпус волонтеров. Английский парламент почувствовал приближение восстания и смягчил многие законы.

Союз начал действовать решительнее, намереваясь разжечь революцию. Английский парламент не мог этого допустить и силой подавил революционное движение. Англичане ввели войска в ирландские города и обезоружили союз. Но это не помешало организовать восстание: в 1798 году в нескольких местах одновременно вспыхнул бунт. Англия сумела подавить восстание и не дала французам прийти на помощь.

Обретение независимости Ирландии

В 1801 году Британия образовала новое государство – Соединенное королевство, в которое вошла и Ирландия. Англичане использовали остров в своих целях, развивая свою промышленность и накапливая капиталы. Ирландцы же подвергались эксплуатации. Почти все население занимались тяжелым сельским трудом.

В середине 18 века положение ирландцев ухудшилось в результате так называемого аграрного переворота. Мелкие крестьянские хозяйства стали неприбыльными и заменялись на крупные пастбищные, мелкие арендаторы лишались своей земли и домов. На острове свирепствовал страшный голод, который унес жизни одного миллиона человек. Англия никак не помогала Ирландии. Среди местных жителей опять появились революционные настроения.

К концу 19 века движение за независимость Ирландии стали называть Гомруль – Home Rule или самоуправление. Участники движения хотели создать собственный парламент, не отказываясь от британского суверенитета. Их целью было сделать Ирландию доминионом.

Британский парламент согласился дать автономию Ирландии, но только после окончания Первой мировой войны. Часть ИРБ была против такого решения и начала восстание. Началась англо-ирландская война, которая длилась с 1919 до 1921 года. Она закончилась анло-ирландским соглашением, в результате которого 26 ирландских графств получили независимость, и Ирландия стала доминионом Британии.

Ирландские графства на севере имели преимущественно протестантское население, которое не хотело независимости от Англии. Им было предложено выбрать свою позицию путем голосования. Шесть графств проголосовали за то, чтобы остаться в составе Соединенного Королевства, но иметь собственное правительство и парламент. Так началась история Северной Ирландии.

В 1949 году страна стала полностью независимой республикой и вышла из британского Содружества. К тому времени Северная Ирландия потеряла парламентскую независимость и до сих пор остается частью Соединенного Королевства. В 1973 году Ирландия вошла в состав Европейского союза, что хорошо сказалось на ее развитии.


Тесная связь с Британией на протяжении долгих веков сказалась на культуре Ирландии. Например, долгое время среди населения преобладал английский язык. Сейчас ирландское правительство пытается возродить ирландский язык: его используют в телевидении, на радио, в вывесках и указателях.

Несмотря на сильное протестантское влияние господствующих англичан и многочисленные попытки вытеснить католичество с острова, большая часть современного ирландского населения – католики.

Читайте также: