В чем причины правовой многослойности африканской правовой семьи

Обновлено: 25.06.2024

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространенные на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода:

1) законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций;

2) обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

После колонизации Африки в XIX в. здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская - во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская - в Конго, португальская - в Анголе и Мозамбике, английская - в колониях Англии. Хотя страны Африканского континента и были очень долгое время колониями более сильных государств, которые навязывали свои правовые системы, но несмотря на это, сохранились и местные правовые обычаи и религиозно юридические нормы.

В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причем обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось.

Во многих странах пересматриваются колониальные законодательства, чтобы найти необходимые условия для дальнейшего развития. Прежде всего, это касается конституционного законодательства. Но все равно еще до сих пор действуют многие акты колониального периода.

Одной из самых характерных черт, присущих праву африканских государств, является их неоднородность. Кроме того, что здесь действует колониальное законодательство, огромное влияние оказывает и национальное право, а в некоторых странах и довольно-таки обширная система религиозно правовых норм, которая регулирует в основном гражданские и брачно-семейные отношения. В конце концов, почти везде распространен правовой обычай, регулирующий отношения характерные для родоплеменной организации общества и феодализма. Среди условий, которые оказали влияние на то, что социальные обычаи переросли в правовые, главными являются сила привычки, внутренняя необходимость следовать этим обычаям, насильное принуждение, принадлежность к определенному племени, роду, полу и возрасту, развитие патриархально-феодальных отношений, укрепление власти родоплеменной знати, утверждение в обычаях имущественного и социального неравенства. Но самым главным фактором стало образование государств, когда обычаи получили санкцию уже со стороны государственной власти, а, следовательно, окончательно приобрели правовую форму.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – этап развития традиционного африканского права.

Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран.

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы в громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – этап развития традиционного африканского права.

Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирования современных правовых систем африканских стран.

Этап доколониального (традиционного) права:

этот первый этап родилось и развивалось традиционное (племенное), а также мусульманское право в странах к северу от Сахары. Спецификой африканского обычного права является то, что оно является не правом индивидов, а правом сообществ.[1] Это видно в каждой отрасли права.

Исторически известно два типа судов, которые действовали в Африке для разрешения конфликтов. Первым из них является арбитраж, вторым — суд с соблюдением всех процессуальных формальностей. В традиционных африканских обществах без центральной власти (отсутствие вождя) споры, как правило разрешались с помощью арбитража и переговоров в конкретной общине. В случае возникновения конфликтов по поводу брака, опеки над детьми, наследства, землепользования и других схожих прав и обязательств, то для их улаживания приглашались старейшины и иные лица, пользующиеся широким авторитетом в общине. В случае, если тяжущиеся стороны были соседями в одной общине, то арбитраж и переговоры проводили уже лидеры данного клана.

Суды второго типа, соблюдающие все процессуальные формальности, действовали там, где была сформирована централизованная политическая власть. Данные суды, как правило, выстраивали классическую судебную иерархию, в соответствии с которой решения низших судов обжаловались в высших.

В эпоху господства обычного права центральное место занимали вопросы связанные с личным статусом: семья, земельная собственность и вопросы, касающиеся наследства. Под браком в обычном праве, понимается не столько союз между мужчиной и женщиной, сколько соглашение между двумя семейными кланами. Именно они улаживают все вопросы, касающиеся сватовства жениха и невесты, размера приданого, и любых разногласий между мужем и женой, включая развод. Обычное право давало возможность мужчинам иметь одновременно несколько жён, то есть юридически повсеместно была закреплена полигамия. При этом каждая невеста подлежала выкупу у её семьи — это свидетельствует о том, что брак в обычном праве является сделкой.

Спецификой обычного права является то, что ответственность несут группы людей или общины, то есть ответственность семьи или группы родственников за проступки её отдельных членов. Современные субъективное право и юридическая ответственность прямо противоположны традициям обычного права.

В традиционных обществах собственником земли является не физическое лицо (индивид), а группа. Индивид может иметь право пользоваться землёй, но право собственности на землю остаётся за общиной или группой. Такие вопросы как распоряжение землёй, пользование ею, решались правителями данных социальных групп.

Этап колониального развития традиционного права:

Колониальный раздел Африки в 1914 году

Данный этап начинается с первой половины XIX века, когда ведущие на тот момент европейские страны, страны стали проводить политику колонизации африканского континента и принесение в данные регионы своего европейского (колониального) права, которое стало действовать в регионах, которыми владели те или иные страны-колонизаторы. Постепенно, с течением времени, влияние права колониальных держав становилось доминирующим. Почти вся Африка оказалась под властью европейских держав.

Колониальныедержавы (британская, французская, португальская, бельгийская, германская и итальянская) делали попытки закрепить в своих африканских колониях право, действовавшее в тот момент в метрополии, а также построить систему правосудия, схожую со своей системой. Однако закрепление колониального права, происходило по разному в каждой стране Африки, так как каждая держава-колонизатор внедряла в своей колонии свою модель права, которая была выработана и развита в метрополии. Так, например, французское право действовало во Французской Африке и на Мадагаскаре; определённые черты бельгийского права в Конго и Руанде-Урунди; португальское право имело распространение в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау; англосаксонское общее право — во всех колониях Великобритании; романо-германское право смешанное с английским общим правом, — в Южной Африке.

В ряде стран Африки прижился судебный прецедент, в основном в английских колониях. Однако африканское прецедентное право имело существенные отличия от прецедентного права бывшей метрополии.

В эпоху колониализма, страны-колонизаторы проводили политику внедрения своего права и своих правовых институтов в принадлежащим им колониях. Вместе с тем, распространение своего колониального права не было абсолютным, так как предпринимались в том числе попытки сохранения самобытного африканского обычного права и прежнего судопроизводства, в той части, которая не противоречила интересам стран-колонизаторов. Подобная колониальной экспансия в странах африканского континента привела к возникновению так называемой двойной или дуалистической системы права, в которой наряду с правом колонизаторов продолжало действовать старое обычное африканское право. Колониальное право, как правило, регулировало вопросы, связанные с административным, торговым и уголовным правом. Традиционное африканское право регулировало вопросы землевладения, семейного и наследственного права (вопросы личного статуса). Также выделялся и дуализм судебной системы. Действовали как и колониальные суды с судьями, получившими образование в Европе и применявшими в спорах право метрополии и колониальное законодательство, так и с другой стороны продолжали действовать местные суды, опиравшиеся на обычное право.

По мнению авторитетного исследователя А.Х.Саидова, в колониальный период произошёл постепенный уход от традиционных способов разрешения споров и началось формирование собственной судебной системы по образцу метрополии, в которых разбирательство осуществлялось в большинстве случаев, основываясь на европейских нормах, а не на обычном праве; также в этот период сформировалось писанное законодательство, а некоторые варварские обычаи были вовсе запрещены (рабство, членовредительство и др.)[2]

Современный этап:

На этом этапе происходит формирование современных правовых систем независимых африканских государств (эпоха постколониального права). Данный этап развития африканского права характеризуется началом приобретения государствами Африки своей национальной независимости (массово с 60-х годов XX века). Сначала, после приобретения независимости африканскими странами, сохранялись почти все без изменений прежние принципы, законы и другие нормативные акты бывших колонизаторов. В отдельных странах до сих пор сохраняется уголовное право, основанное на английском праве (в основном, в бывших английских колониях). Вместе с тем, стала развиваться и своя национальная правовая система стран Африки со своей национальной спецификой. Обычное право сохранилось лишь в ограниченном виде в тех местностях, где оно в модифицированном виде получило законодательное закрепление и стало уже неотъемлемой частью единой правовой системы. Во многих независимых государствах Африки нормы обычного права доколониальной эпохи по-прежнему имеют большое влияние в общественной жизни на бытовом уровне. Их полное вытеснение из сферы правового регулирования является весьма сложным и длительным процессом. Вместе с тем в последнее время обычное право постепенно перестаёт регулировать ряд общественных отношений, а национальное законодательство независимых государств наоборот расширяет круг своего воздействия. 17 октября 1993 года в Порт-Луи (Маврикий) был подписан Договор о гармонизации коммерческого права в Африке. Данный договор устанавливает единые нормы, которые обязаны применять присоединившиеся страны, в частности, касающиеся общих положений торгового права, способов обеспечения обязательств, арбитража, и многие другие. Создано несколько органов, в том числе постоянный секретариат, суд справедливости и арбитраж, образована Высшая региональная школа магистратуры.[3]

Библиографический список литературы

1.Раймон Леже Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / пер. с фр. А.В. Грядова. — 2-е изд.. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

2.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2003.

3.Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 2009. № 5.

4.Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 2007.

5.Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 2005.

[1] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2003.

[2] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2003.

[3] Раймон Леже Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / пер. с фр. А.В. Грядова. — 2-е изд.. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:
Первый этап – развитие традиционного африканского права.
Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.
Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.

Содержание

Введение
Традиционное африканское обычное право
Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право
Формирование современных правовых систем африканских стран
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по СП.doc

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Реферат по Сравнительному правоведению


Содержание

Традиционное африканское обычное право

Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Формирование современных правовых систем африканских стран

Одна из самых интересных тем из всего курса сравнительного правоведения, на мой взгляд, - это тема, посвященная особенностям обычного права Африки. Интересна она, возможно, потому, что очень мало изучена, сложна в исследовании, но этим и привлекательна. Нельзя не попытаться понять или просто оставить без внимания такой пласт истории, права и ценностей целой континентальной культуры, ведь африканская правовая семья охватывает правовые процессы на огромной территории. В результате особенностей исторического развития сейчас право африканских государств, обретших национальную независимость после распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, так как основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.[1]

В традиционном праве моральные и правовые нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей, целью примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения. Все это многообразие дополняется большими различиями по системам родства и семейного уклада[2].

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – развитие традиционного африканского права.

Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.

Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.


Традиционное африканское обычное право

Африканское обычное право является правом групп, сообществ, но не правом индивидов. Эта отличительная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, чем союз двух индивидов, и развод был возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья другой, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы возникали главным образом между сообществами или группами.

В обществах Африки действовали два основных вида судов (иногда в одном обществе они действовали одновременно): это своего рода арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии централизованной политической власти споры решались с помощью арбитража или переговоров внутри местной общины. В разрешении конфликтов внутри семьи или клана участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи; когда же разногласия возникали между соседями, арбитраж и переговоры вели разного рода официальные и неофициальные лидеры.

Суды, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы и наказания, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликта задача суда или арбитража сводилась не столько к отысканию фактов, формулированию правовых норм и применению их с учетом этих фактов, сколько к наведению порядка, устранению причиненного зла и восстановлению гармонии в общине. Гармонию же можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны будут уверены в том, что справедливость восторжествовала.


Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США[4].

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.

Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:

  1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.[5]


Формирование современных правовых систем африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. [6]

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

 страны, активно применяющие смертную казнь;

 страны, редко применяющие смертную казнь;

 страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).

К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.[8]

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.[9]

Вывод

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Как вывод, я бы хотела также сказать о том, что тема действительно очень интересная, мне понравилось работать с теми немногими источниками, в которых изложены какие-то определенные сведения относительно права Африки; в частности, наибольший интерес вызвала книга А.Х. Саидова по сравнительному правоведению, которая и явилась основным источником в моей работе.


Список литературы

 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение М. 1981

 Allot A. New Essays in African Law L., 1970

[1] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

[2] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

[3] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

[4] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

[5] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

[6] Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XXI столетия с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права.

Большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

2 этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления. колонизаторы проводили политику сохранения той части ОП и африканского судопроизводства, которая, не противоречила их интересам. В результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Право метрополий охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право– оставались в сфере действия ОП. 1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства; 2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права; 3. введение законов, которые не отменяют обычное право; 4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

3 этап независимого развития. сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей, но интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. удались применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному. дуализм законодательного и обычного права в сферах брачно-семейного и наследственного права не был преодолен. традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Основные тенденции: преодоление колониальных наслоений, ограничение регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства. Правовая многослойность, с тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации.Формирование общетерриториальной правовой системы. источники на этапе становления

Индусское право.

Индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам.

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров.

По современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме.

Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.

В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара (другие штаты Индии и Пакистана) и Дайябхата (штатыБенгалия и Ассам).

Обычаи должны рассматриваться как источник права. До колонизации индусское право опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники.

Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

В 1956 г. вступили в действие три закона: закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами.

Современное индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов:

1) семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками;

2) семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования;

3) вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции с беиами и передача имущества посредством завещания или другого документа;

Читайте также: