Блокирующее соглашение с оператором связи как заключить

Обновлено: 28.06.2024

Договор с региональным оператором при прямых договорах

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).

Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).

Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором

Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п. 8.4 Порядка 1156).

По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:

визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).

Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).

К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
- копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
- протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
- данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).

Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации

Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.

1. Сроки заключения договора

В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.

Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).

После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).

Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).

То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.

2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).

Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
- меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
- указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.

3. Завышение фактически не оказанных услуг

Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.

4. Необоснованное освобождение от ответственности

То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.

В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.

Для этого достаточно заключить договор в Центре продаж и обслуживания.

Какие документы нужны для заключения договора

Заключение договора доверенным лицом

Если Вы являетесь представителем организации и желаете заключить новый договор на оказание услуг сотовой связи, вам потребуется приехать в офис с пакетом документов, куда входит:

  • Паспорт, либо документ удостоверяющий личность;
  • Доверенность от организации на подписание вами Абонентского договора, выданная и подписанная ответственным лицом;
  • Копия Приказа* о назначении Генерального директора, заверенная печатью;
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оригинал или нотариальная копия.

* Если предоставляется приказ, в котором директор сам себя назначает директором, в архив также передается выписка из протокола общего собрания об избрании данного лица директором, либо если у организации единственный участник, то предоставляется решение этого участника об избрании данного лица директором.

Заключение договора генеральным директором

Если Вы генеральный директор организации и желаете заключить договор на оказание услуг сотовой связи, вам потребуется приехать в один из наших офисов со следующими документами:

  • Паспорт;
  • Оригинал Приказа о назначении Генерального директора или его копию, заверенную печатью организации с подписью и расшифровкой (Ф.И.О. должность) уполномоченного лица имеющего право подписывать документы (подтверждения права не требуется);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оригинал или нотариальная копия.

Заключение договора индивидуальным предпринимателем

Если Вы индивидуальный предприниматель и желаете заключить договор на оказание услуг сотовой связи, вам потребуется приехать в один из наших офисов со следующими документами:

  • Паспорт;
  • Свидетельство о государственной регистрации ИП, оригинал или нотариальная копия.

Получение материальных ценностей

Если Вы представитель организации и собираетесь получить оборудование от имени юридического лица или ИП, при визите в наш офис вам нужно предъявить:

  • Паспорт, либо документ удостоверяющий личность
  • Доверенность на право получения оборудования от имени юридического лица/ИП, подписанная руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами. В случае выдачи Доверенности в порядке передоверия, лицо, получающее оборудование, предоставляет оригинал нотариальной доверенности, на основании которой в порядке передоверия была выдана Доверенность на лицо, получающее оборудование. В случае получения оборудования лично Генеральным директором или лично индивидуальным предпринимателем, доверенность НЕ требуется;
  • Копию Приказа о назначении Генерального директора, заверенная печатью Клиента (при ее наличии) для юридических лиц. Если предоставляется приказ, в котором директор сам себя назначает директором, дополнительно необходимо предоставить:
    • выписку из протокола общего собрания об избрании данного лица директором
      ИЛИ
    • решение единственного участника об избрании данного лица директором (в случае, если у организации единственный участник).

    С текстом договора и правилами оказания услуг можно предварительно ознакомиться здесь.

    • Чтобы перейти в Ростелеком, сохранив номер мобильного телефона, необходимо:
      • Подайте заявку на перенос номера удобным для вас способом на сайте, в офисе или по номеру телефона 8 800 200 3000
      • За 8 дней до портации вы получите временную SIM-карту Ростелекома. У новой SIM-карты будет временный номер.
      • В день переноса ваша старая карта перестанет работать, а новая начнет отзываться по старому номеру. О каждом этапе вас предупредит СМС.
      • SIM-карта Вашего предыдущего оператора с привычным для Вас номером;
      • полученная SIM-карта Ростелеком с временным номером, которой, при необходимости, Вы можете воспользоваться до фактического переноса номера.

      При несоблюдении правил переноса номеров заявление на перенос может быть отклонено предыдущим оператором. В случае отклонения заявления с вами свяжется сотрудник компании для устранения причины отказа в портации и подачи повторного заявления.

      Для того, чтобы перенос номеров прошел успешно, рекомендуем:

      • перед подачей заявления удостовериться, что в системах у предыдущего оператора правильно указаны реквизиты Вашей организации;
      • удостовериться, что номера, указанные в заявлении, не блокированы и не отключены;
      • удостовериться, что со времени предыдущего переноса номеров прошло не менее 70 дней;
      • после подачи заявления не переоформлять, не блокировать и не отключать указанные в заявлении номера;
      • при получении информации о наличии задолженности обратиться к предыдущему оператору для выяснения суммы задолженности и способов оплаты.

      Какие документы потребуются для оформления переноса номера

      Для исключения ошибок заявление на перенос номеров оформляет и распечатывает сотрудник Ростелеком после заключения договора на услуги связи, также Вы можете заполнить бланк заявления самостоятельно.

      При обращении в офис или подразделение корпоративных продаж у представителя Вашей организации должен быть пакет документов:

      Для индивидуальных предпринимателей:

      • документ, удостоверяющий личность (паспорт РФ);
      • копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

      Для юридических лиц:

      • копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц);
      • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
      • при обращении руководителя организации — документ, удостоверяющий полномочия руководителя, и документ, удостоверяющий его личность;
      • при обращении доверенного лица — доверенность представителя организации и документ, удостоверяющий его личность.

      Особенности переноса номеров

      • Ваш номер будет перенесен в Ростелеком в удобный Вам день, указанный в заявлении, но не ранее 29-го дня и не позднее 180-го дня от даты подачи заявления. Для клиентов, имеющих не более 50 номеров на договоре у текущего оператора связи, есть возможность переноса номеров за 8 дней.
      • На каждом этапе перехода в Ростелеком Вы будете получать SMS-уведомления, поэтому легко сможете следить за процессом.
      • Возможен перенос только федеральных номеров (городские номера не переносятся).
      • Номера переносятся только в пределах одного субъекта федерации.
      • При переносе номера возможно краткосрочное ограничение связи: исходящие связь и SMS могут быть недоступны на период до 30 минут; все входящие звонки и SMS — на период до 6 часов.
      • Переносимые номера не должны быть блокированы.

      Для регистрации данных о конечных пользователях корпоративных сим карт необходимо:

      С лета 2021 года вступают в силу поправки в Закон о связи. Они приводят к изменениям в том числе в использовании работниками корпоративной связи с 1 июня 2021 года. Рассказываем, на что обратить внимание корпоративным абонентам в части новых обязанностей.

      Заключение договоров

      В частности, Закон № 533-ФЗ упрощает дистанционное заключение, изменение и прекращение договоров об оказании услуг связи. В первую очередь, это необходимо в условиях ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

      Для этого уточнено, что при дистанционном заключении договоров с простой электронной подписью физических лиц идентифицируют с использованием следующих информационных технологий:

      • Единая система идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА);
      • единая биометрическая система.

      Кроме того, при использовании такого способа идентификации можно менять и параметры встроенной SIM-карты (при ее наличии в телефоне). Это позволит пользователям, например, сменить оператора связи не выходя из дома.

      Если телефон потерян или украден

      Большинство мобильных телефонов имеет уникальный идентификатор устройства (далее – IMEI), который ему присваивают при его производстве и используют для идентификации телефонов в сетях GSM.

      С 01.06.2021 у гражданина есть право внести в свою учетную запись ЕСИА сведения об IMEI телефона.

      • данные об одном или нескольких абонентских номерах, выделенных ему оператором подвижной радиотелефонной связи;
      • идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования).

      В случае утраты мобильного телефона, IMEI которого внесен в ЕСИА, абонент вправе обратиться в Роскомнадзор с требованием не оказывать услуги связи абоненту или пользователю услуг связи, использующему утраченное устройство, IMEI которого внесен в ЕСИА. Таким образом, злоумышленник или иное лицо не сможет пользоваться украденным или случайно найденным мобильным телефоном.

      Корпоративные серые симки

      Новые правила также направлены на борьбу с распространением серых SIM-карт.

      Как известно, такие SIM-карты чаще всего оформлены на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их раздаются бесплатно у торговых центров и в местах массового скопления людей. В связи с тем, что услуги связи оказываются без фактического заключения договора с физлицом, пользователи таких SIM-карт могут в том числе безнаказанно совершать звонки о ложном минировании или в иных противоправных целях.

      В итоге, в законе теперь прописана процедура идентификации пользователей корпоративной мобильной связи. Согласно ей, оказывать услуги положено только при условии наличия подтвержденной учетной записи пользователя услугами связи абонента – юрлица либо ИП в ЕСИА. И она должна содержать сведения о номере мобильного телефона.

      В связи с этим, будет создана специальная информационная система мониторинга исполнения операторами связи обязанности по проверке сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи корпоративного абонента – организации либо предпринимателя.

      Если мобильный оператор увидит, что сведений по конкретному номеру нет или они недостоверны, к сети его не подключат. Об этом корпоративный абонент получит соответствующее уведомление. Если его проигнорировать, оператор исключит такой номер из договора.

      В отношении договоров, заключенных до 1 июня 2021 года, Закон № 533-ФЗ установил переходные положения:

      • компаниям и ИП нужно внести в ЕСИА сведения о работниках (иных физлицах) до 30 ноября 2021 года;
      • операторы связи исполняют новые обязанности с 1 декабря 2021 года.

      Сейчас абоненты направляют операторам сведения о пользователях корпоративной мобильной связи. При этом фиксировать информацию в ЕСИА не обязательно.

      Заключение

      Таким образом, с 1 июня 2021 года у операторов связи и корпоративных абонентов возникают новые обязанности по контролю за использованием мобильных телефонных номеров.

      С 01.06.2021 компаниям и ИП запрещено предоставлять своим работникам и другим физлицам корпоративную мобильную связь без отражения сведений о них другой информации в ЕСИА.

      Услугами мобильной (подвижной) повседневно пользуется практически каждый гражданин. Чтобы избежать нарушений в указанной сфере, потребителю необходимо знать свои права и некоторые особенности пользования услугами мобильной (подвижной) связи.

      Оказание услуг мобильной (подвижной) связи регулируется:

      Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги подвижной связи на основании соответствующей лицензии.

      Абонент - физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера.

      Абонентский номер - номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленной в ней SIM-картой.

      Услуги подвижной связи - это услуги подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.

      Тарифный план - совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами подвижной связи.

      Абонент имеет право:

      а) получать необходимую и достоверную информацию об операторе связи, режиме его работы, оказываемых услугах подвижной связи;

      б) требовать перерасчет абонентской платы вплоть до полного возврата сумм, уплаченных за услуги подвижной связи, в связи с непредоставлением услуг не по вине абонента или предоставлением их ненадлежащего качества;

      в) отказаться от оплаты услуг подвижной связи, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором;

      г) получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.

      Абонент обязан:

      а) использовать для подключения к сети подвижной связи оборудование, соответствующее установленным требованиям;

      б) в полном объеме и сроки, которые определены договором, вносить плату за полученные услуги подвижной связи;

      в) незамедлительно сообщать оператору связи об утере SIM-карты;

      г) в течение 60 дней сообщать оператору связи об изменениях персональных данных (фамилии, наименования (фирменного наименования) юридического лица, места жительства (места нахождения)).

      Основным нововведением является предоставление права абоненту сохранять свой абонентский номер при смене оператора связи.

      Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при смене оператора подвижной связи, должен обратиться к оператору, в сеть которого он намерен перейти, с письменным заявлением о расторжении договора с прежним оператором и перенесении абонентского номера.

      Между абонентом и новым оператором заключается договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера.

      Одним из условий перенесения абонентского номера является отсутствие у абонента задолженности за услуги, оказанные по договору с прежним оператором в отношении переносимого абонентского номера.

      За использование сохраненного абонентского номера при заключении нового договора с абонента взимается плата, которая устанавливается новым оператором и не может превышать 100 рублей.

      Оператор связи обязан:

      а) оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия;

      б) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию.

      Данное обязательство возложено на оператора также ст. 8,9,10 Закона о защите прав потребителей.

      Оператор обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, сведения о лицензии (номер лицензии; срок ее действия; орган, выдавший лицензию).

      Оператор обязан своевременно представлять абоненту необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (цена в рублях, информацию о правилах оказания услуг и т.д.).

      в) предоставлять абонентам доступ к услугам своих информационно-справочных служб;

      г) устранять в установленные сроки технические неисправности, препятствующие пользованию услугами подвижной связи;

      д) не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации (в т.ч. путем размещения указанной информации на официальном сайте оператора в сети Интернет);

      е) возобновлять оказание услуг подвижной связи абоненту в течение 3 дней с даты получения оплаты от абонента или представления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг подвижной связи.

      Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию абонента.

      Оператор связи обеспечивает абоненту возможность пользования услугами подвижной связи 24 часа в сутки.

      Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно. К экстренным оперативным службам относятся: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; полиция; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба "Антитеррор".

      Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно информационно-справочные услуги по предоставлению абоненту:

      а) информации о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;

      б) информации абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;

      в) оператор осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.

      Порядок и условия заключения договора

      Услуги подвижной связи оказываются на основании возмездного договора, который заключается в письменной форме в 2 экземплярах на неопределенный срок (может быть заключен срочный договор) и подписывается сторонами.

      Гражданин при заключении договора представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность.

      Существенными условиями договора являются:

      а) назначенный абоненту абонентский номер;

      б) перечень оказываемых услуг подвижной связи;

      в) порядок, сроки и форма расчетов;

      г) система оплаты услуг подвижной связи.

      В договоре также должны быть указаны следующие данные:

      • дата и место заключения договора;
      • наименование оператора связи;
      • сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность);
      • номер SIM-карты;
      • права, обязанности и ответственность сторон;
      • согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;
      • права, обязанности и ответственность сторон;
      • срок действия договора.

      Таким образом, гражданину при заключении договора должны быть выданы: SIM-карта, договор, правила оказания услуг связи, справочная информация об операторе и тарифах.

      Оператор связи не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи, оказываемых за отдельную плату.

      Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг подвижной связи.

      Потребитель в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором обязательств в соответствии с договором вправе предъявить оператору требования:

      • о соразмерном уменьшении стоимости услуг подвижной связи;
      • о безвозмездном устранении недостатков оказанной услуги подвижной связи;
      • о расторжении договора.

      При этом, потребитель вправе потребовать возмещения причиненных убытков, уплаты неустойки в размере 3% стоимости услуги подвижной связи, а также компенсации морального вреда.

      Важно отметить, что если абонентом была утрачена SIM-карта и он незамедлительно не сообщил об утере оператору, то абонент несет обязательства по оплате оказанных оператором связи услуг подвижной связи, полученных с использованием утерянной SIM-карты, вплоть до момента получения оператором связи письменного заявления об ее утрате.

      Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

      При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг подвижной связиабонент до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию в письменной форме.

      Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее поступления оператору связи.

      Претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.

      О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту.

      ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

      Потребитель

      в случае нарушения его прав при предоставлении услуг мобильной (подвижной) связи может обратиться с письменной жалобой в следующие надзорные (территориальные) органы:

      1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) (осуществляющая государственный контроль и надзор за выполнением операторами связи требований к построению сетей электросвязи, за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных; лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и т.д.);
      2. Полиция (осуществляющая противодействие мошенническим действиям);
      3. Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

      Обращаем Ваше внимание, что в полномочия Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре входит следующее:

      • составление протоколов об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие соответствующих мер;
      • вступление в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
      • обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и принятие по ним решений в соответствии с компетенцией Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре по конкретной жалобе.

      Консультационный центр для потребителей в ХМАО-Югре г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина,72

      Бэкграунд этой истории вполне прозаический. Однажды я не устоял перед преимуществами услуг интерактивного телевидения и скоростного Интернета, рекламируемыми ПАО "Ростелеком" - использование оптоволокна в качестве каналов связи, скорость передачи данных и пр. Да и тарифный план "Твой стартовый" выглядел очень заманчивым. Потратился, сделал ремонт по укладе кабеля под напольное покрытие и некоторое время наслаждался полученными возможностями. Но радоваться довелось не долго. Как принято у многих операторов связи, понемножку поползли вверх тарифы на оказываемые услуги.

      Можно было бы, конечно, возмутиться по этому поводу, но с учетом выстраданной операторами связи в Верховном Суде РФ практики (в силу которой оператор связи может изменять в одностороннем порядке тарифы на оказываемые услуги связи, даже в отношении уже заключенных договоров), а также незначительного размера повышения тарифов, примерно на уровне индексации пенсии, я пожалел тратить на это время и силы.

      Однако новый курьезный случай заставил меня пересмотреть свое решение. В один "прекрасный" день услуги связи были отключены. После небольшой проверки выяснилось, что по лицевому счету имеется значительная задолженность. Причиной формирования задолженности стало то, что в один из дней апреля 2019г. оборудование оператора связи зафиксировало направленную через установленную в квартире приставку "команду" на изменение тарифного плана с "Твой стартовый" на "Твой максимальный", стоимостью в 4 раза выше первоначального. Ну а я, разумеется, по глупости оплачивал услуги в прежнем размере.

      Проведя внутреннее расследование, включая допрос членов семьи, близких родственников и друзей :), я установил , что никто из них не отдавал никаких команд оператору связи на изменение тарифного плана. Поскольку я этого тоже не делал, я направил претензию оператору связи, суть которой сводилась к тому, чтобы вернуть все на круги своя и пересчитать стоимость оказанных услуг по первоначального тарифному плану. Претензия была отклонена, так и родился судебный спор аналогичного содержания. В качестве правового основания иска были указаны ст. 7, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку оператор, на мой взгляд не обеспечил безопасность (в имущественном плане) оказываемых услуг, а также не проинформировал потребителя о подключении дополнительных услуг (ни в форме СМС, ни как-либо иначе), а также специальные нормы законодательства о связи, в силу которых изменения в письменный договор об оказании услуг связи вносятся путем заключения письменного соглашения.

      В первом же заседании представитель ответчика популярно мне разъяснил, что подобный порядок внесения изменений в договор об оказании телематических услуг связи - это давно устоявшееся правило, и есть масса судебных решений по данному поводу. В свою очередь, в Правилах оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам есть п. 3.2.2, согласно которому оператор может путем размещения информации на сайте или в меню телевизионной приставки формировать "оферту", предлагать приобрести дополнительные услуг, сменить тарифный план и пр., в свою очередь, абонент может принять соответствующее предложение совершив соответствующие конклюдентные действия. Как выяснилось, это может быть нажатие нескольких клавиш на пульте управления.. Без введения какого-либо пароля, логина, секретного слова .. Поскольку никто из домочадцев не сознавался, я грешным делом даже стал подозревать кота Ваську, который топчется где ни попадя. Но ведь он не расскажет . Я было возмутился, что тарифный план не может изменяться так просто, одним нажатием на кнопку пульта, но тут же получил отповедь, что нужно было самому позаботиться о безопасности услуг - установить пароль на включение телевизора, спрятать пульт, а лучше всего поставить на розетку заглушку.

      Подбирая судебную практику для обоснования своей позиции по делу, встретил апелляционное определение Третьего АСС, который, оказывается, уже анализировал вышеуказанный п. 3.2.2 Правил оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам и пришел к следующим выводам, цитирую:

      . Пунктом 3.2.2 Правил оказания услуг связи ОАО "Ростелеком" физическим лицам предусмотрено, что оператор имеет право вносить предложения по изменению договора, подключению абонентом новых услуг путем размещения оферты на сайте ОАО "Ростелеком" или в иных средствах массовой информации или направления абоненту письменного уведомления абоненту на бланках счетов или иными способами. Оператор вправе в размещенной оферте устанавливать порядок акцепта абонентом оферты оператора по изменению договора, подключению новых (дополнительных) услуг. Совершение абонентом действий, предусмотренных в оферте, подтверждает заключение между оператором и абонентом дополнительного соглашения.

      Проанализировав указанные условия, суд апелляционной инстанции считает, что способы размещения и акцепта оферты в предложенной редакции сформулированы неопределенно, и допускают возникновение случаев, когда потребитель не располагает полной информацией об услуге, оказываемой по договору. Пункт 3.2.2 Правил оказания услуг связи ОАО "Ростелеком" физическим лицам не только не уточняет средства массовой информации, через которые абонент будет извещен о предложенных изменениях в условия договора, но и неоправданно расширяет способы извещения, по сути, оставляя за оператором право выбора любого способа извещения, в том числе, не указанного в договоре ("или иными способами").

      Учитывая, что способ акцепта оферты, также однозначно не определен (тогда как Правилами NN 310, 575, 32 предусмотрено, что изменения оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору), и абонент может продолжить пользоваться услугами, уже на измененных условиях, даже не зная о факте предложения по изменению договора и принятия им оферты, суд апелляционной инстанции считает, что вышеназванный Пункт 3.2.2 Правил оказания услуг связи ОАО "Ростелеком" физическим лицам (условия которого включены в договоры на оказание услуг связи) нарушает права потребителей". (Постановление Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 27.08.2014 по делу №А33-22995/2013).

      Текщий мой судебный спор с оператором связи продиктован не столько желанием вернуть нормальное пользование телевизором и интернетом, сколько попыткой в очередной раз установить разумные границы того, что можно и что нельзя в отношениях с потребителем как более слабой стороной. Технологии технологиями, но, как говорится, и совесть надо иметь.

      Поскольку, со слов представителя ответчика, имеется обширная судебная практика по данному вопросу, буду признателен всем, кто поделится опытом подобных судебных решений, может быть по спорам с участием других операторов связи.

      Читайте также: