Имеет ли право социальный педагог беседовать с ребенком без согласия родителей

Обновлено: 28.06.2024

у нас в школе есть такой дядька-называется "социальный педагог". Участвует в разбирательстве всяких ситуация с детьми-шалостях и пр.
на днях приключилась с одноклассником сына история неприятная-нашел (видели двугие дети как выяснилось потом) дорогую вещь, но отдать никому не успел-зазвенел звонок-а на след перемене пошел искать классную-но не успел, вещь отняли мальчишки(все со слов сына и родителей того мальчика) И тут началось разбирательство-на парня вешают всех собак-типа, хотел присвоить чужую вещь и т.п. Ну да, должен был сразу вручить кому-нибудь из взрослых, но-растерялся наверное, да и любопытство наверное взыграло.. В итоге на след день многих детей (и моего) снимали с уроков писать объяснительные-кто чего видел..детям по 12 лет..

Много написала-но вот вопрос-имеют ли право без родителей вызывать детей на такие "допросы"? В том числе и того мальчика-заставлять писать оправдательные записки-без участия родителей? Все это делал этот вот "социальный педагог".

на допрос не могут, хотя что вы подразумеваете под словом допрос?
объяснительную попросить написать могут.

на допрос не могут, хотя что вы подразумеваете под словом допрос?
объяснительную попросить написать могут.

как Вам сказать. дядька этот -военный бывший и по рассказам детей был именно допрос.
Да и объяснительную-для чего, нет же никакого преступления, чтобы "дело" тут шить. меня вот что смущает. оправляем детей в школу а они вместо уроков половину учебного дня проводят у этого соц. педагога в кабинете, пишут непонятно для чего объяснительные, хотя и совсем сами тут ни причем.

Пытаюсь сыну внушить ничего не писать без моего присутствия. Боюсь, что все же не устоит перед авторитетом власти.

Мдя. Из военных в социальные педагоги.

Пытаюсь сыну внушить ничего не писать без моего присутствия. Боюсь, что все же не устоит перед авторитетом власти.

Мдя. Из военных в социальные педагоги.

да кто ж знал что такие ситуации возможны. я вобще думала что все общение с "властью" должно быть при родителях..

Социальный педагог теоретически должен быть в каждой школе и, опять же теоретически, должен помогать детям в разных сложных ситуациях, знать их семьи и пр. Но вот по опыту трех школ моего сына и двух школ племянников соц.педагог выполняет почему-то карательную функцию или, как в Вашем случае, роль следователя.

но отдать никому не успел-зазвенел звонок-а на след перемене пошел искать классную-но не успел, вещь отняли мальчишки(все со слов сына и родителей того мальчика) И тут началось разбирательство-на парня вешают всех собак-типа, хотел присвоить чужую вещь и т.п.

К вопросу о том, что он не нашел классную. Я сегодня тоже искала классного руководителя, чтобы вручить букет цветов по-поводу дня рождения, но найти ее смогла только после звонка на перемену. И дети постоянно жалуются, что их очень часто задерживают на уроках и фактически перемены может не быть. Им один раз даже замечание написали, что они бегали, а на самом деле они просто опаздывали с предыдущего урока на следующий и бежали с 4 этажа на первый, зная, что если они опоздают на урок им напишут замечание. Так, что замечания было не избежать.
А социальный педагог лично в нашей школе я не знаю чем занимается, так как в прошлом году когда возникла серьезная ситуация с поведением одной девочки мы что-то его не видели рядом. Вопрос решился только заявлением родителей директору.

Социальный педагог есть во всех школах. Это типа "опорного пункта" соц.защиты. В старой школе старшего сына был очень активный мужчина. Много полезного сделал для деток из неблагополучных семей. В теперешней гимназии с таким педагогом не сталкивались.

У нас соцпедагог помогает оформить льготы, сотрудничает с опекой,в курсе всех дел опекаемых детей,собирает утром дневники у опоздавших,участвует в восстановлении справедливости,в том числе ,,допросах,, как вы выразились))) работает с прогульщиками,направляет к психологу,если надо и тд.
Звоит мне домой,если ребёнок покинул школу в урочное время.
И если какие казусы случаются,сразу звонит.

В основном по шаловливым деткам,вобщем.:)

У нас соцпедагог помогает оформить льготы, сотрудничает с опекой,в курсе всех дел опекаемых детей,собирает утром дневники у опоздавших,участвует в восстановлении справедливости,в том числе ,,допросах,, как вы выразились))) работает с прогульщиками,направляет к психологу,если надо и тд.
Звоит мне домой,если ребёнок покинул школу в урочное время.
И если какие казусы случаются,сразу звонит.

В основном по шаловливым деткам,вобщем.:)

не, если б это был такой вот школьный воспитатель я не против. а так-из-за просто некрасивой ситуации нагнетает черти что. тем более что как выясняется вещь эту никто в школе до сих пор не ищет, т.е. заявленй о пропаже нет. я сначала-то думала что вещь кто-то потерял, а тут она таким вот волшебным образом нашлась, ну и "шьют" чуть ли не воровство. а так-столько свидетелей что вещь просто нашли и не успели отдать. и все равно тааакой резонанс. дети чуть ли не враги народа.

пы.сы. льготами и дневниками у нас ведает классный руководитель.

Социальный педагог теоретически должен быть в каждой школе и, опять же теоретически, должен помогать детям в разных сложных ситуациях, знать их семьи и пр. Но вот по опыту трех школ моего сына и двух школ племянников соц.педагог выполняет почему-то карательную функцию или, как в Вашем случае, роль следователя.

По теме - в Вашей ситуации я бы очень возмутилась, особенно если брать во внимание армейское прошлое педагога. Мальчика очень жалко, данный педагог должен предотвращать психологические травмы у детей, а получается всё с точностью до наоборот.

Немного не по теме, но уж так хочется высказаться.

Моим детям посчастливилось в двух школах столкнуться с социальным педагогом, но только на уроке истории, т.к. уж такое совпадение, что именно соц. педагоги для часов и зарплаты почему-то преподавали именно историю (в одной точно без исторического образования). Как предметники - никакие, как соц. педагоги - так и не поняли, они на уроках истории пытались донести до детей свою значимость, но они так ничего и не поняли, видать не относятся к проблемным детям. А вот с историей у обоих были проблемы у этих учителей. У дочери была единственная 4, из-за которой она не получила золотую медаль. Поставлена была за "вульгарное" поведение, если что, то школа 239.

Учитель остается один на один с учениками только на уроке. В остальное время ему помогают психолог, социальный педагог и другие специалисты. Разбираемся, как педагог может взаимодействовать с социальным педагогом и чем они должны друг другу помочь.

Зачем в школе нужен социальный педагог?

Социальный педагог в школе защищает детей от опасного влияния социальной среды — родителей, общества, сверстников, нарушения границ со стороны педагогов. Социальный педагог выявляет детей группы риска, работает с социально незащищенными семьями. Также он передает информацию о правонарушениях в правоохранительные органы и защищает права ребенка в общении с полицией. Учит педагогический коллектив не нарушать права ребенка. Учит родителей понимать ребенка, отстаивать права ребенка, самих себя и всей семьи в общении с государством и обществом.

Когда учитель может и должен обратиться к социальному педагогу?

Возможные и реальные правонарушения школьников. Если учитель был свидетелем правонарушения со стороны своих учеников, он должен рассказать об этом социальному педагогу и заместителю директора. Никто их педагогов не имеет права допрашивать виновного — этим занимается полиция. Учитель может случайно узнать о правонарушении: например, ребята хвастались, как украли чипсы из магазина.

Тогда он может рассказать социальному педагогу о поступке ребят или взять ребят под пристальное наблюдение. Учителю не нужно бояться и считать себя стукачом — социальный педагог не равен следователю. Он поймет, как помочь ребятам, как отучить их от противоправных действий или намерений.

Неправоправное обращение к ученикам со стороны коллег. Учителя стараются уважительно относиться к ученикам, но получается не у всех. Если учитель увидел, как его коллега оскорбил или ударил ученика, он должен поговорить с ним лично. Но стоит поставить в известность социального педагога. Тот может провести индивидуальную консультацию: не обвинять педагога, а понять, что ему помешало общаться с учеником конструктивно. Если таких учителей несколько, то социальный педагог может провести тренинг или лекцию для всех педагогов.

Если учитель сам унизил ученика словом или действием, он тоже может обратиться за помощью к психологу или социальному педагогу. Осознать неадекватность своего поведения и обратиться за помощью лучше, чем скрывать правду от себя, еще больше выгорать эмоционально и снова срываться на детей.

Проблемы в семье у школьников. Социальный педагог обязан работать с семьями учеников. Если учитель видит, что ребенок приходит на уроки с синяками или в постоянно плохом настроении, он должен бить тревогу. Даже если синяков нет, учителю стоит понимать, высыпается ли ребенок, кормят ли его, есть ли у него одежда на каждый сезон. Социальный педагог не только может навестить семью ребенка, он подскажет им, как получить материальную помощь от государства при необходимости.

Правоохранительные органы пытаются нарушить права ребенка. Если полиция задержала несовершеннолетнего, социальный педагог об этом узнает. Но они могут не сообщать ему, что допрашивали ученика без присутствия совершеннолетних. Если учитель узнал об этом, нужно срочно обращаться к социальному педагогу. Тот примет меры — свяжется с правоохранительными органами, подключит юриста школы или правозащитные организации.

С чем социальный педагог может прийти к учителю?

Результаты диагностики. Социальный педагог с помощью опросов и тестов исследует конфликтность детей, склонность к девиантному поведению, задает вопросы о семье, влиянии одноклассников. Чаще всего с результатами он идет к классному руководителю, но может дойти и до учителей-предметников . Стоит выслушать социального педагога и узнать, какие он предлагает пути решения проблем.

Помощь в общении с родителями. Иногда социальному педагогу сложней найти родителей, чем классному руководителю. Он может попросить о знакомстве, совместной встрече. Конечно, контакты родителей записаны в классном журнале, но классный руководитель лучше других знает, когда им можно звонить и как застать дома.

Предложение о проведении мероприятий. Социальный педагог может предложить как классное, так и общешкольное мероприятие. Если он предлагает провести классное мероприятия, скорее всего он видит проблемы в классе и знает, как их решить. Если речь об общешкольном, скорее всего от вас и учеников потребуются идеи и помощь в подготовке. Если мероприятия учтены в школьном плане внеурочной работы, то отказаться от помощи будет трудно. Если оно внеплановое и требует дополнительных усилий и временных затрат, то думайте прежде чем соглашаться. Даже дружба с социальным педагогом не должны привести вас к выгоранию.

Учет получения школьного питания, пособий и так далее. Почти во всех школах классные руководители должны контролировать доступ к бесплатному питанию и материальной помощи. Социальный педагог просто собирает информацию и справки от классного руководителя. С другой стороны, он может помочь донести информацию до родителей: как собрать документы, куда обратиться, что делать, если соцзащита отказывает в помощи. За информацией об отчисленных или выпускниках. Школа обязана отслеживать судьбу отчисленных и выпускников в течение 3-5 лет. Часто этим занимается несколько специалистов — социальный педагог, например, отчитывается перед КДН.

В Оренбурге районный суд отказал дедушке в его просьбе регулярно видеться с родным внуком. Областной суд отказ отменил и разрешил свидания пожилого человека с внуком по полчаса в месяц под присмотром родителей. Родители, не согласные с этим, дошли до Верховного суда РФ. Он решение о праве деда на свидания отменил и объяснил, почему он это сделал.

По семейному законодательству первоочередное право на ребенка имеют его родители. Фото: yakobchukolena / istockPhoto

По семейному законодательству первоочередное право на ребенка имеют его родители. Фото: yakobchukolena / istockPhoto

Сфера семейных взаимоотношений - сложная и чувствительная область. Она же - и самая конфликтная. В том числе применительно и к работе судов. Когда взрослые родные люди не могут договориться между собой, они обращаются в суды и требуют вмешательства закона во взаимоотношение родителей и детей, братьев и сестер, дедушек и внуков. Разъяснения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда на конкретном примере, о правах на общение деда с внуком, могут оказаться полезными многим.

Наша история началась в Промышленном районном суде Оренбурга, куда с иском пришел пожилой мужчина. Он просил "устранить препятствия" в общении с внуком и определить условия его свиданий. Родители были против свиданий.

Районный суд деду в иске отказал. Спустя полгода областной суд это решение отменил и принял новое - иск дедушки частично удовлетворить и разрешить ему видеться с внуком под присмотром родителей, которых суд обязал "не чинить препятствий общению".

В Верховный суд с жалобой отправился отец мальчика. Там дело изучили и сказали, что заявитель вообще-то прав, а областной суд решил спор неправильно.

Вот как выглядит ситуация с точки зрения Верховного суда. Семья, в которой растет мальчик, находится в сложных отношениях с его родным дедушкой. Тот в суде рассказал, что в семье сына его не жалуют и не дают ему общаться с внуком. Отец же мальчика утверждает: его несовершеннолетний сын сам категорически отказывается от общения с дедом. Да и они как родители против общения, так как у деда конфликтный характер, неадекватное поведение и это может негативно отразиться на ребенке.

Райсуд, когда отказывал истцу, исходил из характеристики личности пожилого человека, которую ему дали эксперты местной психиатрической больницы. Врачи написали, что нужна стационарная комплексная экспертиза, чтобы уточнить характер и степень личностных расстройств у пожилого человека или отсутствие таковых. Но истец от такой экспертизы отказался, а мальчик, которому на тот момент было больше десяти лет, в суде сказал, что деда боится, привязанности к нему не испытывает и общаться с ним не хочет.

Областной суд, который отказ отменил, заявил следующее: нет доказательств, что общение с дедом негативно скажется на ребенке. А еще апелляция сказала, что конфликтные отношения родителей с дедом не могут быть безусловным основанием для отказа в общении. И вообще, право деда на встречи с внуком предусмотрены 67-й статьей Семейного кодекса.

Верховный суд с таким решением не согласился и заявил, что областной суд не принял во внимание многие важные моменты, которые имеют значение для правильного решения такого спора. Начал суд разъяснения с Семейного кодекса РФ. Там в статье 55 сказано, что ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушками, дедушками, сестрами, братьями и другими родственниками. В 63-й статье записано, что родители обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их нравственное, физическое и психическое здоровье. А еще там говорится, что у родителей "преимущественное право" на воспитание ребенка перед всеми остальными. В 67-й статье сказано про всех остальных родственников - они также имеют право на общение с ребенком.

Верховный суд напомнил и про свой пленум (№10 от 27 мая 1998 года). На нем анализировалась судебная практика по спорам, связанным с воспитанием детей. Там же цитировалась Конвенция о правах ребенка. В конвенции говорится, что при решении любых споров, связанных с детьми, в первую очередь внимание надо уделить "наилучшему обеспечению" прав детей. Поэтому при судебном разбирательстве, если затрагиваются интересы ребенка, ему надо дать возможность быть услышанным.

В нашем семейном законодательстве те же нормы. Комплексную экспертизу дедушке назначал суд для определения его "индивидуальных психических особенностей". Проще говоря, надо было выяснить, опасно ли поведение деда для ребенка. Ведь местная психбольница дала суду заключение - в беседах дед лишь вскользь упомянул о внуке, ни разу не назвав его по имени, не выражал мальчику теплых чувств, не мог сказать, чем будет заниматься с ребенком, если останется с ним. Это - с одной стороны. С другой - истец "проявляет повышенную уверенность в собственной сверхзначимости", мнителен, проявляет эгоцентризм.

Врачи, дав такое заключение, все-таки рекомендовали более детальное исследование, но истец отказался. И райсуд сделал вывод - у истца нет "реальной заинтересованности" в общении с внуком. А иском о внуке он хочет надавить на сына. Этот вывод райсуда областной не опроверг. Областной суд оставил без внимания факт, что в райсуде рассматривалось дело по иску отца мальчика. Он просил признать своего отца недееспособным. По мнению Верховного суда, без экспертизы невозможно вынести правильное решение. Поэтому он решение областного суда отменил и велел дело пересмотреть заново.


МОСКВА, 28 ноября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. Родители и представители профессиональной общественности неоднозначно отнеслись к предложению главы Минобрнауки Ольги Васильевой разрешить школьным психологам работать с детьми без согласия родителей. Если источником проблем является не семейная ситуация, родителей исключать из процесса никак нельзя, уверены эксперты, опрошенные ТАСС.

100 дней Ольги Васильевой на посту министра образования

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева, выступая на Всероссийской научно-практической конференции "Система психологического сопровождения образования", заявила о возможности внесения поправок в законодательство, которые предоставят право школьным психологам работать с детьми без письменного разрешения родителей. "Сейчас психолог не может оказывать помощь без согласия родителей, согласия в письменной форме. Это требует быстрейшего решения, поправок в законодательство", - сказала министр.

По ее словам, в демографической ситуации современная российская школа столкнулась с новыми рисками - "агрессивной средой, угрозами терроризма, мультикультурным разнообразием" и рядом других. "Перед психологами встают новые задачи", - отметила тогда Васильева, добавив, что для их решения необходимы качественные кадры.

Не стоит отгораживаться от родителей

"Нельзя ничего делать без согласия родителей, это однозначно, на все 100%", - сказала ТАСС лидер Родительской лиги Нина Добрынченко-Матусевич.

По ее мнению, в условиях новых проблем и вызовов, психологи, наоборот, должны работать вместе с родителями, помогая детям. "Это должна быть совместная работа. То есть не психологи отгораживаются от родителей и что-то там делают с детьми, а, наоборот, максимально вовлекая родителей и помогая родителям понять, что происходит с их ребенком. А иначе может возникнуть ситуация - психолог работает с ребенком в школе, а дома совершенно другое представление о том, что нужно делать", - сказала лидер Родительской лиги.

Она добавила, что зачастую самим родителям нужна поддержка и помощь. "Именно поэтому сейчас так популярны лекции и встречи с психологами, родительские школы. Психологи и эксперты помогают родителям справляться с ситуациями, которые возникают. Я думаю, что залог успеха в совместной деятельности", - подчеркнула Добрынченко- Матусевич.

Без согласия - лишь в исключительных случаях

Работу школьных психологов переформатируют после случая с подростками в Пскове

"Сказать однозначно о том, стоит ли давать психологам право на работу с ребенком без согласия родителей, нельзя", - в свою очередь сказала ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Она считает, что, с одной стороны, психолог должен знать все тонкости и особенности душевного состояния ребенка, а без предварительного разговора с родителями узнать это невозможно. "С другой стороны, если учителям кажется, что с ребенком явно что-то не так, есть какие-то поводы беспокоиться о его психологическом состоянии и думать, что это напрямую связано с конфликтом в семье, то в данном случае просить разрешения у родителей тоже будет неправильно. Это согласие будет получить сложно", - считает Шевченко.

Она также отметила, что предложение Минобрнауки - очень тонкий вопрос, и если он получит оформление на законодательном уровне, необходимо уточнить многие моменты. "Какие-то моменты надо проговаривать, где однозначно можно и нужно это сделать, и тем самым вовремя спасти ребенка, а когда таким вмешательством мы можем только сделать хуже. Должны быть четко прописаны причины, по которым допускается работа психолога без согласия родителей", - подчеркнула директор по развитию.

По ее мнению, важно популярно объяснить родителям, что в некоторых случаях школой допускается вмешательство психолога без их согласия, но это делается ради самого ребенка и его душевного благополучия.

Сложно найти золотую середину

Психологи рассказали, как помочь ребенку адаптироваться в школе

"Найти золотую середину довольно сложно, может быть, это предложение нуждается в каком-то профессиональном обсуждении", - согласилась руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева.

Она указала, что, с одной стороны, требование получать разрешение у родителей очень серьезно осложняет работу. "Родители детей, которые нуждаются в психологической помощи, не всегда дают свое согласие, и это мешает работать эффективно. С другой стороны, за воспитание и развитие детей отвечают все-таки родители, и, отказываясь от практики получения разрешений, мы нарушаем их права", - сказала Дозорцева.

Предложение нарушает права родителей

"Это право родителя - получить информацию, давать согласие на обследование, присутствовать на нем и, если это требуется, отказываться от участия в нем", - подтвердил старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Евгений Ковалев.

Он указал, что перечисленные права родителей гарантируются не только законом об образовании, но и семейным и гражданским кодексом. "Там целый ряд взаимосвязанных статей, которые обеспечивают неотъемлемое право родителей в этом вопросе, притом приоритетное. И если мы будем каким-то образом его нивелировать, мы нарушим права родителя как законного представителя ребенка", - подчеркнул Ковалев.

По его словам, если сейчас психолог начнет работу с детьми без письменного согласия, это будет считаться грубым вмешательством в частную жизнь ребенка и его семьи, потому что психологические тестирования часто затрагивают достаточно интимные сферы. "Психолог может узнать от ребенка информацию, которую не все родители хотят видеть доступной кому-либо, кроме узкого семейного круга", - заключил сотрудник центра.

Читайте также: