Что было на месте храма христа спасителя во времена советского союза активный гражданин

Обновлено: 28.06.2024

Кафедральный соборный храм Рождества Христова. Храм Христа Спасителя

Проще будет начать с конца, потому что эта история частично происходила на нашей памяти. Неподалёку от Москва-реки на улице Волхонка, дом 15, стоял себе, никого не трогал, храм Христа Спасителя, построенный в 19 веке в честь победы над Наполеоном.

Храмовый "копипаст"

Нетронутым храм простоял до 1931 года. За девять лет до этой печальной даты пламенный революционер Сергей Миронович Киров предложил построить для неотложных нужд новой власти гигантский Дворец Советов. И надо же было так случиться, что во всей Москве не нашлось другого места для этой стройки, как Волхонка, 15.

5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя благополучно взорвали, а на его месте, в итоге, возвели не новый помпезный Дворец Советов, а открытый бассейн "Москва". Утешает только то, что это был самый большой открытый плавательный водоём в Союзе и вроде бы даже один из крупнейших в мире.

С 1994 по 1999 год на деньги Военно-промышленного банка и добровольные пожертвования советских граждан храм Христа Спасителя был восстановлен как "условная внешняя копия своего исторического предшественника". Вот и получается, что нынешний храм не то что бы настоящий. Красивая, но копия. Однако на самом деле храм, стоявший на Волхонке и возведённый архитектором К.

"Библейский" храм Карла Витберга

Идея отметить победу над Наполеоном каким-нибуть памятником пришла к Александру I осенью 1812 года. Сначала он хотел построить две монументальные колонны из переплавленных французских пушек, но генерал А.С. Шишков и П.А. Кикин надоумили его построить храм.

Летом 1814 года был объявлен открытый конкурс на лучший проект данного памятника, и самые лучшие архитекторы Росси представили комиссии 20 проектов. Неожиданно в конкурсе победил никому не известный обрусевший швед-лютеранин Карл Витберг.

Как писал один современник, "проект был гениален, страшен, безумен, оттого-то. его и следовало исполнить". Витберг предложил возвести на Воробьёвых горах не один, а целых три храма, поставленные один над другим - "храм тела, храм души и храм духа". С одной стороны, это был бы памятник павшим в Отечественной войне, а, с другой, символ единения православия, католичества и протестантизма.

Тут нужно кое-что пояснить. Александр I носился в это время с проектом создания "Священного союза монархов и народов". Это должен был быть "всеевропейский политический союз", с помощью которого Европа и Россия навсегда избавились бы от внутренних войн. В связи с этим, Александру казалось уместным объединить всех христиан в одну единую "библейскую" церковь.

Как, это другой вопрос. Нам же важно, что храм Христа Спасителя, задуманный К. Витбергом, соответствовал идее императора. Во внешнем облике храпа проступали черты античности. "Храм-тело" должен был находиться в катакомбах внутри Воробьёвых гор. "Храм-душа" был задуман в виде огромного креста и должен был стоять на вершине горы. Над ним в виде круга с гигантским куполом более 50 м в диаметре должен был возвышаться "храм - дух святой". "Весь храм должна была опоясывать гигантская колоннада из 600 колонн, отлитых из тех самых французских пушек.

Мы строили-строили и, наконец, не построили

На строительство одного только "нулевого" цикла храма казна отпустила огромную сумму в 16 млн. рублей. Всю стройку предполагалось закончить через 12 лет к 25-летию окончательной победы над Наполеоном. Но грандиозный замысел так и не осуществился.

Возможно, Витберг был гением архитектуры, но прорабом он оказался никудышным, а именно его император назначил вести строительные работы. Несчастного художника обворовывал кто как мог. В 1925 году он обнаружил растрату в 300 тысяч рублей, ужаснулся, остановил строительство и поехал докладывать обо всём царю. Но Александр Благословенный за три часа до его прихода уехал в Таганрог, да там и умер.

Новый царь, новые принципы, новые архитекторы

Николай I, взошедший на престол после брата, идею объединения церквей не одобрял, и к проекту Витберга относился скептически. При новом императоре храм строить перестали, архитектора отдали под суд, восемь лет судили, признали виновным и сослали в Вятку, где он благополучно сошёл с ума.

Вместо сомнительного с православно-охранительной точки зрения храма Александра-Витберга построили другой храм и не на Воробьёвых горах, а на улице Волхонка, дом 15. Получается, что большевики тоже взорвали не настоящий храм Христа Спасителя, а его менее помпезную и, кстати, менее дорогую замену.

Постскриптум

Надеюсь, что никто из читателей не воспримет всерьёз утверждения о "ненастоящести" храма Христа Спасителя, какой бы версии это ни касалось - архитектора Витберга или архитектора Тона. Все три образца настоящие, а в самый последний я всё собираюсь зайти, да вот беда, нет свободного времени. Однако клянусь, в ближайшую пятилетку обязательно схожу.

Кафедральный соборный храм Рождества Христова. Храм Христа Спасителя

Проще будет начать с конца, потому что эта история частично происходила на нашей памяти. Неподалёку от Москва-реки на улице Волхонка, дом 15, стоял себе, никого не трогал, храм Христа Спасителя, построенный в 19 веке в честь победы над Наполеоном.

Храмовый "копипаст"

Нетронутым храм простоял до 1931 года. За девять лет до этой печальной даты пламенный революционер Сергей Миронович Киров предложил построить для неотложных нужд новой власти гигантский Дворец Советов. И надо же было так случиться, что во всей Москве не нашлось другого места для этой стройки, как Волхонка, 15.

5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя благополучно взорвали, а на его месте, в итоге, возвели не новый помпезный Дворец Советов, а открытый бассейн "Москва". Утешает только то, что это был самый большой открытый плавательный водоём в Союзе и вроде бы даже один из крупнейших в мире.

С 1994 по 1999 год на деньги Военно-промышленного банка и добровольные пожертвования советских граждан храм Христа Спасителя был восстановлен как "условная внешняя копия своего исторического предшественника". Вот и получается, что нынешний храм не то что бы настоящий. Красивая, но копия. Однако на самом деле храм, стоявший на Волхонке и возведённый архитектором К. Тоном по повелению Николая I, тоже был далёк от первоначального оригинала.

"Библейский" храм Карла Витберга

Идея отметить победу над Наполеоном каким-нибуть памятником пришла к Александру I осенью 1812 года. Сначала он хотел построить две монументальные колонны из переплавленных французских пушек, но генерал А.С. Шишков и П.А. Кикин надоумили его построить храм.

Летом 1814 года был объявлен открытый конкурс на лучший проект данного памятника, и самые лучшие архитекторы Росси представили комиссии 20 проектов. Неожиданно в конкурсе победил никому не известный обрусевший швед-лютеранин Карл Витберг.

Как писал один современник, "проект был гениален, страшен, безумен, оттого-то. его и следовало исполнить". Витберг предложил возвести на Воробьёвых горах не один, а целых три храма, поставленные один над другим - "храм тела, храм души и храм духа". С одной стороны, это был бы памятник павшим в Отечественной войне, а, с другой, символ единения православия, католичества и протестантизма.

Тут нужно кое-что пояснить. Александр I носился в это время с проектом создания "Священного союза монархов и народов". Это должен был быть "всеевропейский политический союз", с помощью которого Европа и Россия навсегда избавились бы от внутренних войн. В связи с этим, Александру казалось уместным объединить всех христиан в одну единую "библейскую" церковь.

Как, это другой вопрос. Нам же важно, что храм Христа Спасителя, задуманный К. Витбергом, соответствовал идее императора. Во внешнем облике храпа проступали черты античности. "Храм-тело" должен был находиться в катакомбах внутри Воробьёвых гор. "Храм-душа" был задуман в виде огромного креста и должен был стоять на вершине горы. Над ним в виде круга с гигантским куполом более 50 м в диаметре должен был возвышаться "храм - дух святой". "Весь храм должна была опоясывать гигантская колоннада из 600 колонн, отлитых из тех самых французских пушек.

Мы строили-строили и, наконец, не построили

На строительство одного только "нулевого" цикла храма казна отпустила огромную сумму в 16 млн. рублей. Всю стройку предполагалось закончить через 12 лет к 25-летию окончательной победы над Наполеоном. Но грандиозный замысел так и не осуществился.

Возможно, Витберг был гением архитектуры, но прорабом он оказался никудышным, а именно его император назначил вести строительные работы. Несчастного художника обворовывал кто как мог. В 1925 году он обнаружил растрату в 300 тысяч рублей, ужаснулся, остановил строительство и поехал докладывать обо всём царю. Но Александр Благословенный за три часа до его прихода уехал в Таганрог, да там и умер.

Новый царь, новые принципы, новые архитекторы

Николай I, взошедший на престол после брата, идею объединения церквей не одобрял, и к проекту Витберга относился скептически. При новом императоре храм строить перестали, архитектора отдали под суд, восемь лет судили, признали виновным и сослали в Вятку, где он благополучно сошёл с ума.

Вместо сомнительного с православно-охранительной точки зрения храма Александра-Витберга построили другой храм и не на Воробьёвых горах, а на улице Волхонка, дом 15. Получается, что большевики тоже взорвали не настоящий храм Христа Спасителя, а его менее помпезную и, кстати, менее дорогую замену.

Постскриптум

Надеюсь, что никто из читателей не воспримет всерьёз утверждения о "ненастоящести" храма Христа Спасителя, какой бы версии это ни касалось - архитектора Витберга или архитектора Тона. Все три образца настоящие, а в самый последний я всё собираюсь зайти, да вот беда, нет свободного времени. Однако клянусь, в ближайшую пятилетку обязательно схожу.

Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.

В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др. Фото Владимира Ештокина

В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина

Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.

В память о чуде

Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя

Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.

А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.

Неудачная попытка

Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя

Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.

Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.

Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.

Первая жизнь храма

Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).

Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя

Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). оенный парад принимает император Николай II

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.

Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.

К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.

Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.

После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.

Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.

20

0_2a5c9_71e26e91_xl

В августе 1931 года начались работы по разборке храма и расчистке окружающей территории. А в полдень 5 декабря этого же года раздался первый мощный взрыв, потом второй. Но храм Христа Спасителя продолжал стоять почти невредимый. Его добил только третий взрыв.

От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.

Несбывшаяся утопия

Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя

Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.

Новая жизнь храма

В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.

Фото Владимира Ештокина

Фото Владимира Ештокина

Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.

Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.

Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя

Фото Владимира Ештокина

В храме Христа Спасителя хранятся уникальные святыни: частица ризы (хитона) Господа Иисуса Христа, частица ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь от Креста, на котором был распят Спаситель. Также в храме находятся частицы мощей Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, преподобной Марии Египетской, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, равноапостольного князя Владимира, князя Александра Невского, митрополита московского Филарета (Дроздова), а также мощи других святых и подвижников Церкви.

Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

ХХС

5 декабря 1931 года в 12 часов всего за 45 минут был взорван Храм Христа Спасителя в Москве. Летом 1931 года правительство СССР приняло решение снести храм, а на его месте воздвигнуть грандиозный ансамбль Дворца Советов, на вершине которого поместить фигуру В.И. Ленина.

25 декабря 1812 года, когда армия Наполеона была изгнана из России, император Александр I в благодарность Богу подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Храм был заложен в сентябре 1817 года в присутствии императора Александра I. Строился 44 года на добровольные народные пожертвования, как коллективный памятник войнам, павшим во время Отечественной Войны 1812 года.
Свернуть


После революции большевики решили построить на месте храма Дворец Советов. В 1931 году на заседании ВЦИК СССР было принято решение: "Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади". 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва – после первого храм выстоял, хотя сила взрыва чувствовалась на расстоянии нескольких кварталов. Потребовалось полтора года, чтобы разобрать обломки здания.



Дом Советов на месте Храма так и не построили – помешала Великая Отечественная война. В 1960 году на этом месте появился открытый плавательный бассейн "Москва".

Воспоминания очевидца: "через широко распахнутые бронзовые двери — не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.
Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

gol-10-1024x733

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:
- Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы.

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков."


Почти 180 лет назад, 22 сентября 1839 года был заложен храм Христа Спасителя на Волхонке. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы, но этот проект не был осуществлен. Строительство на Волхонке продолжалось более четырех десятилетий, и примерно столько же храм простоял: с момента его освящения в 1883 году до разрушения в 1931-м прошло 48 лет.

Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

Храм Христа Спасителя по проекту Витберга в разрезе xxc.ru

  • Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне.
  • Знаменитая увертюра П.И. Чайковского "1812 год" исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.
  • На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
  • На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

Что было на месте храма до его строительства?

Алексеевский женский монастырь в Москве. С картины К. Рабуса, 1838 год xxc.ru

  • На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
  • Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
  • Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет "лужа", — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна "Москва".
  • Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.

Сколько строили храм?

  • Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Работы на территории начались в 1837 году, а торжественная закладка — 10 сентября 1839 года по старому стилю (22 сентября). Строительные леса были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
  • Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?

Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images

Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец

Читайте также: