Какой приговор эпохе выносится в эпилоге поэмы

Обновлено: 25.06.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Разработка урока

по литературе

по поэме А.А. Ахматовой

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с поэмой А.А. Ахматовой "Реквием", а также с биографическими фактами, которые легли в основу поэмы;

- дать представление о тоталитарном режиме, сообщить о репрессиях 1935-1938 годов, проследить взаимосвязь истории и литературы;

- на примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость;

- стимулировать исследовательскую деятельность учащихся при самостоятельной подготовке материалов к уроку.

Словарная работа: реквием, тоталитаризм, ежовщина, репрессии, инакомыслие.

Оборудование и наглядность: презентация

Эпиграф к уроку:

Ахматова стала Ярославной XX века.

Подобно жене князя Игоря из "Слова

о полку Игореве" она оплакала своих

современников в словах, вырвавшихся

из женской страдавшей и сострадательной души.

Организационный момент.

II . Вступительное слово учителя .

Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории. (слайд 1)

III . Объяснение нового материала.

Мы сегодня попытаемся проникнуть в поэтический мир Ахматовой , вспомнив только один, пожалуй, самый тягостный период ее жизни.

Что же это было за время?

Словарная работа.

(На доске выписаны слова: тоталитаризм, репрессия, реквием, ежовщина, инакомыслие).(слайд 2)

Тоталитаризм ( от лат. totaliter - целиком, во всем объеме)- это государственный режим, основанный на полном контроле над всеми сферами общества, характеризующийся на запрещении демократических прав, ликвидацией свободы, репрессиями против инакомыслящих.

Инакомы́слие — суждение в области морали или общественной жизни, отличающееся от принятого в обществе или коллективе; а также открытое отстаивание данного суждения. Люди, выражающие подобного рода мнения, называются инакомыслящими. В тоталитарных государствах и общественных структурах инакомыслие преследуется. Меры наказания варьируются от самых жестоких (убийство, смертная казнь, сожжение на костре, пытки) до относительно мягких: общественного порицания, административных наказаний.

Репрессия ( от лат. repressio - подавление) - это карательная мера, наказание.

Реквием ( от лат. requiem )- 1) заупокойное католическое богослужение;

2) музыкальное произведение траурного характера.

Ежовщина - в истории СССР — период в 1930-х, характеризовавшийся массовыми репрессиями, организацию которых связывают с именем народного комиссара внутренних дел Н. Ежова, а также сами эти репрессии. Позже Н. Ежов сам был расстрелян по распоряжению Сталина.

Приложение 1. (слайд 3)

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов, им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города ( Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.

Анна Андреевна Ахматова сама дала характеристику этому времени: (слайд 4)

Так не зря вместе беседовали,

Даже без надежды раз вздохнуть.

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Последнее четверостишие Ахматова сделала эпиграфом к своей поэме "Реквием". Эпиграф к поэме был написан уже в 1961 году, когда культ Сталина и сталинские репрессии впервые подверглись общественному осуждению. Почему же свой рассказ о событиях тех лет Ахматова назвала "Реквиемом"?

Приложение 2.

Основой поэмы стала личная трагедия Ахматовой. Её сын Лев был трижды арестован. (слайд 5) Первый раз его арестовали в 1935 году. Во второй раз был арестован в 1938г. и приговорён к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз его арестовывают в 1949г., приговаривают к расстрелу, который затем заменяют ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова первые 2 ареста рассматривала, как месть властей за то, что Лев был сыном Николая Гумилёва. Арест 1949г., по мнению Ахматовой, был следствием известного Постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё. Всю жизнь Лев Гумилёв будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

V . Анализ поэмы "Реквием"

История создания и публикаций поэмы непроста. (слайд 8)

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. (слайд 9)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль? (слайд 12)

Приложение 3.

тюремные затворы

великая река (не течёт)

смертельная тоска

постылый скрежет

шаги тяжёлые

невольные подруги

осатанелых лет

подымались как к обедне ранней

мёртвых бездыханней

словно с болью жизнь из сердца вынут

словно грубо навзничь опрокинут

Для кого-то веет ветер свежий…

Да шаги тяжёлые солдат.

Антитеза

С помощью этого художественного средства автор показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат- всё это выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.

Сравнения

Подчёркивают глубину горя, меру страданий.

Эпитеты

Создают образ страны- тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.

В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы.

- Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

- Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (слайд 17)

- Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте.

Приложение 4.

песню разлуки паровозные пели гудки

звёзды смерти стояли над нами

безвинная корчилась Русь

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

безвинная Русь

под кровавыми сапогами

под шинами чёрных Марусь

Приложение 5.

Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.

На то, что звезда является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы.

Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

Читаем первую главу.

Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ. (слайд 21)

Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

События картины происходят в Москве на Красной площади. Стрельцы и их семьи занимают первый план картины. Страшную драму стрельцов художник раскрыл, сосредоточив внимание прежде всего на их душевном состоянии, на том, как каждый из приговоренных переживает свои последние предсмертные минуты, а также показав отчаяние и бессильные слёзы тех, кто с ними прощается, провожая в последний путь.

Я скажу лишь о некоторых из них. За спиной рыжебородого стрельца стоит сокрушённая скорбью мать, оплакивающая обречённого на смерть сына. Вот первого осуждённого уже повели к виселице. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, мальчик, вскинув руки, прижался к матери. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, вероятно, мать одного из стрельцов. Тёмные, землистые тени легли на её измождённое страданием лицо.

Так показал трагическую судьбу народа в эпоху Петра первого художник Василий Суриков.

Читаем вторую главу.

- Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором. (слайд 23)

Мы знае м, что колыбельная – это жанр устного народного творчества, когда мать поёт песню, убаюкивая ребёнка.

Здесь звучит колыбельная, причём непонятно, кто и кому её может петь- то ли мать арестованному сыну, то ли нисшедший Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустелому дому. Незаметно колыбельная переходит в молитву, скорее, даже в просьбу о чьей-то молитве.

Появление в колыбельной образа Тихого Дона тоже не случайно. Если обратиться к русским историческим песням, обнаружим, что образ Тихого Дона встречается в них постоянно. Образ реки, неспешно льющейся, часто ассоциируется в исторических песнях с пролитыми слезами. Напевная интонация, введение традиционных для фольклора образов месяца и реки, неспешное повествование, сопутствующие тихому течению Тихого Дона - все это оттеняет трагическое, резко и неожиданно заостряет его, усиливает многократно.

Обратимся к 3 главе. (слайд 24)

- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания лирического героя такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Прочитаем 4 главу. (слайд 25)

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

- Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

Читаем 5 - 6 главы. (слайд 26)

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Героиня находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу. (слайд 27)

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе?

7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

- Как вы думаете, о чём умалчивает героиня? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование - плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава . (слайд 28)

Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти? Безумие.

Читаем 9 главу. (слайд 29)

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.)

Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (слайд 31)

Ориентация на библейский текст также видна в первых строках

главы- в описании природных катаклизмов, сопровождающих казнь Христа.

- Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери? (слайд 32)

В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (слайд 34) (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.)

Эпилог . Ученик читает наизусть. (слайд 35)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Героиня в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Героиня сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин.

- Какое синтаксическое средство помогает создать эту молитву? (Анафора.) (слайд 37)

Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных …

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой…

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде…

Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду…

Забыть громыхание чёрных марусь…

Забыть, как постылая хлопала дверь…

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

- Какая тема звучит во второй части эпилога? (слайд 38)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы. (слайд 39)

Вернемся к проблемному вопросу. (слайд 40)

Читайте также: