Законодательно закрепляется что по результатам выборов в парламент должно пройти

Обновлено: 02.07.2024

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме

  1. В государстве Н. избирательная система практически исключает возможность победить на выборах небольших по численности партий. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве существует мажоритарная избирательная система?
  1. Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам являются более предсказуемыми.
  2. Могут участвовать независимые кандидаты.
  3. Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов.
  4. Избиратели не всегда знают тех, за кого отдают свои голоса.
  5. Устанавливается персональная ответственность за действия и решения.
  6. Показывает объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций.
  1. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе.
  1. При пропорциональной системе существует монополия политической партии на выдвижение кандидата.
  2. Достоинством пропорциональной системы является личная связь кандидата с избирателями.
  3. Пропорциональная система делает результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам более предсказуемым.
  4. В условиях пропорциональной системы парламент представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства.
  5. Пропорциональная система может искажать реальную картину соотношения сил в политической сфере.

Проверочная работа по теме

  1. В государстве Б избиратели не всегда знают тех, за кого отдают свои голоса. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве существует пропорциональная избирательная система?
  1. Могут участвовать в выборах независимые кандидаты.
  2. Позволяет установить личную связь кандидата с избирателями.
  3. Результаты голосования депутатов в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми.
  4. Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций
  5. Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов
  6. В парламент не допускаются партии, чьи списки кандидатов не набрали определенного процента голосов.
  1. Выберите верные суждения о мажоритарной избирательной системе.
  1. Мажоритарная система является гарантом представительства в парламенте малых и средних партий
  2. Выборы президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе
  3. При мажоритарной системе устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа
  4. В условиях мажоритарной системы в выборах могут участвовать независимые кандидаты.
  5. К позитивным чертам мажоритарной системы отнести демонстрацию объективной ситуации расстановки сил партий и организаций.

3. На территории страны Х в период выборов создаётся единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов; список может и превышать число имеющихся вакансий.

Какой тип избирательной системы существует в данном государстве? На основании каких признаков вы это определили? Назовите два любых признака. Назовите два любых преимущества данной избирательной системы.

2) Признак: победитель должен набрать большинство голосов (в данном случае абсолютное), что свойственно МС.

3) Достоинство: депутат представляет интересы абсолютного большинства избирателей; избиратели знают своего кандидата лично.

Недостаток: не все политические силы представлены в парламенте (49% голосов потеряно); исключает возможность победы малых партий.

- единый избирательный округ

- партийные списки кандидатов

- состав парламента отражает расстановку сил в политике

- возможность меньшинства иметь свое представительство в парламенте

- заградительный барьер делает решения парламента более слаженными и предсказуемыми.

3 балла — ответ+признак+1 достоинство+1 недостаток

2 балла — ответ + признак+ 1 достоинство (недостаток) ИЛИ ответ+1 достоинство+1 недостаток

1 балл — ответ + 1 любой из элементов.

3 балла — ответ+ 2 признака+2 преимущества

2 балла — ответ+ 2 признака+ 1 преимущество ИЛИ ответ+1 признак+ 2 преимущества

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.


Парламентские выборы в демократическом обществе служат основным средством для формирования представительных органов власти. Граждане выбирают депутатов, которые обязаны представлять их интересы, ответственны перед ними. История парламентаризма насчитывает много веков, разные страны выдвигают разные требования к кандидатам, задействуют собственные системы выборов. Обо всем этом будет рассказано ниже.

Определение

На заре развития демократии люди избирали вождя племени, горожане, собираясь на центральной площади, сообща решали жизненно важные вопросы. Примером этого служит Вече в Новгородской республике раннего Средневековья.

Однако в тех случаях, когда государство становится слишком обширным, появляется необходимость в парламенте – централизованном органе власти, в котором собираются представители разных районов, отстаивающие интересы местных жителей, выбравших их в качестве депутатов.

парламентские выборы

В зависимости от государственного устройства, собрания депутатов могут быть однопалатными или двухпалатными. В России парламент – это Федеральное собрание, состоящее из Думы и Совета Федерации.

В парламентских выборах различают две стороны – избиратели и избираемые. Для того чтобы отсечь от демократического процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными.

Система парламентских выборов

За века существования демократии государства Европы разработали сложные нормы и принципы избирательных процедур. Правила, по которым проходят парламентские выборы в стране, определяются существующей системой. Различают две основные системы выборов – мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система, как легко догадаться из названия, предусматривает победу кандидата, набравшего простое большинство голосов, независимо от того, с каким счетом он победил соперника. То есть каждый избирательный округ выдвигает в парламент кандидатов по партийному списку или одного кандидата, победивших на выборах в этом округе.

в стране парламентские выборы

Ярким примером мажоритарной системы выборов являются выборы президента в США. Жители штата выбирают один из нескольких списков выборщиков, которые впоследствии определят главу государства. Независимо от того, с каким преимуществом победит тот или иной список, проигравшие не получат ни одного места в итоговой коллегии выборщиков от всех регионов страны.

Таким образом, получается, что условная Миннесота единогласно голосует за условного Трампа, хотя на самом деле за его оппонента могло проголосовать 49 процентов жителей этого прекрасного штата.

Пропорциональная система выборов

Пропорциональная система более справедлива, депутатские кресла в парламенте распределяются среди партий пропорционально количеству проголосовавших в целом по стране. Иначе говоря, вся страна при этом представляет единый избирательный округ, и партии-аутсайдеры, уступавшие крупным движениям в отдельных округах, имеют возможность быть представлены в парламенте.

система парламентских выборов

На сегодняшний день в России действует смешанная пропорционально-мажоритарная система. Половина депутатских кресел отдается победителям голосования по партийным спискам, вторая половина отдается лидерам парламентских выборов от одномандатных округов. В некоторых странах задействованы еще более сложные механизмы формирования собраний народных избранников.

Выдвижение кандидатов

Как правило, дату проведения парламентских выборов назначает глава государства. После этого начинается движение выборного механизма. Назначаются избирательные комиссии, формируются избирательные округа, начинается регистрация претендентов на депутатские мандаты. Кандидаты выдвигаются партиями, либо свою кандидатуру предлагают самовыдвиженцы.

парламентские выборы в россии

В последнем случае самовыдвиженец обязан представить подписи будущих избирателей в свою поддержку. Количество поручившихся за кандидата варьируется в зависимости от парламентской традиции. В Великобритании достаточно представить подписи 10 человек, в России же было необходимо заручиться поддержкой 120 000 человек.

Непосредственно выборы

Самое интересное начинается во время парламентских выборов. Низовые избирательные комиссии подсчитывают голоса, поданные за кандидатов, затем передают свои данные в вышестоящие комиссии и так далее по цепочке, пока сводные результаты не достигнут центральной избирательной комиссии.

лидеры парламентских выборов

В центре осуществляется финальный подсчет итогов, после чего происходит распределение депутатских мандатов среди партий-победителей или среди независимых депутатов.

Случаи аннулирования выборов

В большинстве стран действует порог явки избирателей, то есть парламентские выборы признаются недействительными в том случае, если проголосовало менее определенного количества избирателей. Во Франции – это двадцать пять процентов от общего количества избирателей. В случае парламентских выборов в России порог явки был отменен, выборы признаются состоявшимися при любом количестве проголосовавших.

Кроме того, во многих странах выборы аннулируются, если были вскрыты нарушения на большом количестве избирательных участков. В России критической массой считается четвертая часть всех участков по стране.

Читайте также: