Законодательная и исполнительная власть как субъекты социальной политики

Обновлено: 30.06.2024

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет";

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

7.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;

6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;

7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;

8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;

9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;

10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

11) утверждение рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении) (далее также - социальное сопровождение);

12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;

13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;

15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;

16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;

17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.

Социальная политика выступает в качестве одного из ключевых направлений, которое реализуется в рамках государства и направлено на регулирование экономической сферы. В целом она органически вписывается в политику государства, а деятельность ее органов направлена на гарантию благополучия и всестороннего развития членов общества и в целом всего социума. Значимость социальной политики сегодня определяется тем, насколько она может оказывать влияние на несколько процессов:

  1. Воспроизводство рабочей силы;
  2. Повышение производительности труда граждан;
  3. Гарантия образовательного и квалифицированного наполнения трудовых ресурсов;
  4. Влияние на уровень научно-технического развития и прогресса;
  5. Культурная и духовная жизнь современного общества.

Главное предназначение государственной социальной политики, таким образом, - это полное и эффективное удовлетворение материальных и культурных, а также духовных потребностей граждан; формирование всесторонне и гармонично развитой личности, которая является гражданином своей страны, знает о ее истории, а также о собственных правах и свободах. В этом и заключается стратегическая, высшая цель развития абсолютно любого цивилизованного государства.

Основные задачи социальной политики в государстве следующие:

  • Гармонизация отношений в социуме, согласование интересов отдельных социальных групп, их потребностей с возможностями и интересами общества;
  • Стабилизация социально-политической системы, обеспечение ее стабильного развития в соответствии со всеми глобальными вызовами человечества;
  • Создание благоприятных и эффективных условий для повышения уровня жизни граждан, их материального благосостояния;
  • Формирование экономических стимулов в тому, чтобы граждане принимали более активное участие в общественном производстве, а также были заинтересованы в обеспечение равенства социальных возможностей для достижения сбалансированного уровня жизни;
  • Обеспечение экологической безопасности в государстве;
  • Обеспечение абсолютно всех граждан социальной защитой, а также предоставление гарантированных социально-экономических прав, в том числе поддержка отдельных категорий населения: малообеспеченных и слабозащищенных граждан – инвалидов, пенсионеров, сирот, многодетных семей, матерей-одиночек.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика федеральных органов государственной социальной политики

Уровень обеспечения и эффективность социальной политики напрямую связаны с территориальным образованием, в рамках которого обеспечивается социальная политика. В нашей стране она может существовать на нескольких уровнях:

  1. Федеральный уровень – представлен Российской Федерацией в целом;
  2. Региональный уровень – представлен субъектами Российской Федерации;
  3. Локальный уровень – представлен организациями, которые располагаются в субъектах Российской Федерации.

В качестве субъектов социальной политики на федеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, а также органы государственной власти, чья деятельность напрямую связана не только с формированием, но и последующей реализаций социальной политики на территории нашей страны. Как глава государства, Президент страны актуализирует ключевые направления во внутренней и внешней политики, а затем отдает приказы о реализации тех или иных мер. Также стоит отметить, что сегодня социальная политика выступает в качестве очень важной части внутренней политики государства. Отсюда следует вывод о том, сто Президент как раз является субъектом социальной политики.

Для того, чтобы формировать цели социальной политики, а также реализовывать ее на всех уровнях жизни населения, Президент пользуется своим правом и привлекает элиту, к которой относятся представители политической, культурной, научной и спортивной сфер общества. именно они входят в состав совещательных и консультативных органов. Сегодня в нашей стране действует большое количество комиссий и советов, которые работают при аппарате Президента. К комиссиям, которые направлены на социальную помощь и обеспечение, относятся такие, как комиссии по делам ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних. Свои функции активно осуществляют советы по культуре и искусству, научно-просветительской деятельности, развитию физической культуре и спорту в России.

Субъекты государственной социальной политики также отличаются друг от друга ветвями и уровнями государственной власти. Так, уровень власти различает субъекта на федеральном и региональном уровнях. Если говорить о ветвях власти, то здесь субъектами социальной политики являются органы законодательной, исполнительно и судебной властей. На федеральном уровне законодательная власть представляется парламентом – в нашей стране это Федеральный парламент Российской Федерации.

Социальная политика сегодня реализуется государственными органами власти, при этом с учетом потребностей и интересов населения. Правительство обладает рядом полномочий в области социального обеспечения и развития. Оно позволяет обеспечить проведение единой во всех регионах государственной социальной политики, а также реализовать конституционные права и свободы граждан, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Также правительство способствует эффективному развитию социального обеспечения и благотворительности в рамках социальных программ и мероприятий, предусмотренных для отдельных категорий граждан.

Находясь в соглашении с органами исполнительной власти, федеральные органы имеют право передавать местным властям право на осуществление части полномочий в рамках социальной политики, с учетом особенностей развития отдельных регионов. В свою очередь, региональные органы по соглашению с федеральными могут передавать им осуществление части своих полномочий по актуальным социальным вопросам, которые не могут быть разрешены без вмешательства правительства.

Читайте также: