Законно ли собирать подписи на улице

Обновлено: 02.07.2024

Нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков относится к проявлениям хулиганства и вандализма. Любая надпись на стене является нелегальной, если не было получено разрешение от собственника.

Художники граффити и те, кто увлекается нанесением на стены различных надписей, наносят своим творчеством финансовый ущерб как собственникам зданий, так и бюджету города. Очищение домов от несанкционированных надписей и рисунков обходится Барнаулу в круглую сумму, которую можно было бы потратить на полезные общегородские нужды.

Ввиду высокой общественной опасности вандализма, за несанкционированные художества установлена как административная, так и уголовная ответственность, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением весьма условна.

В связи с участившимися случаями правонарушений в данной сфере, администрация города Барнаула напоминает об ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность
(при достижении возраста 16 лет)

Согласно статье 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Необходимо отметить, что значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (часть 2 статьи 20.1 КоАП РФ), влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Если будут установлены факты пропаганды либо публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами , в соответствии с частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

В соответствии со статьей 20.3.1 КоАП РФ, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично (а нанесение надписей в общественных местах относится к публичным действиям), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния , влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Уголовная ответственность
(при достижении возраста 14 лет)

Согласно части 1 статьи 214 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

При этом, те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, что предусмотрено частью 2 статьи 214 УК РФ, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность
(при достижении возраста 16 лет)

Согласно статье 280 УК РФ , публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в частности, посредством нанесения их на стены зданий и сооружений, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 282 УК РФ, за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительных работ на срок от одного года до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

На первый взгляд может показаться, что приведенные статьи (ч. 1 ст. 20.3, ст. 20.3.1 КоАП РФ; ст. 280, ч. 1 ст. 282 УК РФ) к лицам, нелегально и незаконно занимающимся нанесением надписей и рисунков на зданиях и сооружениях города, не имеют никакого отношения.

Однако это не так. Если в рисунке или надписи будет содержаться малейший намек на экстремизм, возбуждение ненависти, вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то при квалификации действий виновного лица будут применены соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из указанного выше перечня.

Не хотелось писать "в руку", но и не хотелось совсем промолчать о том, из-за чего сейчас в Москве разгорелся сыр-бор по подписям в поддержку кандидатов в Московскую городскую Думу. Данная публикация написана автором в личном качестве и не является чьей-либо ещё позицией, кроме позиции автора.

Попробую вкратце описать ситуацию со сбором подписей, чтобы было понятно и тем юристам, которые профессионально не занимаются избирательным правом.

Итак, кандидатам-самовыдиженцам и кандидатам, выдвинутым партиями-льготниками, необходимо собирать подписи в свою поддержку. Количество подписей определено в зависимости от избирателей, проживающих в округе и оно достаточно существенно, 3%, тут всё ясно.

Подписи можно собирать после выдвижения кандидата и открытия избирательного счёта, при этом печать листов оплачивается с избирательного счёта, номер счёта указывается на каждом листе.

Подписи собираются не абы кем, а сборщиками, подписи сборщиков удостоверяются нотариально (в отдельной форме, не на самом листе), сборщик вписывает свои данные и расписывается внизу каждого листа.

При сборе подписей в подписном листе вписываются ФИО подписавшегося, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, после чего ставятся, собственно, подпись и дата её внесения. При этом подпись и дата ставятся самим лицом.

После сбора подписи брошюруются и сдаются кандидатом вместе с другими документами в окружную комиссию, которая в 10-дневный срок принимает решение либо о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата.

Для решения об отказе в регистрации кандидата достаточно "забраковать" 10 процентов от числа сданных подписей (на выборах в Мосгордуму проверяются все подписи, поэтому увлекательной процедуры жеребьёвки не происходит).

Что такое "забраковать"? Вот тут начинается самое интересное. Подписи кандидатов могут быть признаны либо:

В) недостоверными и недействительными.

Поэтому "забракованные" подписи по закону так и называются: "недостоверные и (или) недействительные".

И, если недостоверные подписи, - это подписи, которые в действительности избиратели не ставили, то недействительные подписи - это достоверные подписи, по которым имеются те или иные изъяны самих подписей или подписного листа.

Тут и "зарыта собака", в том как именно и какие подписи считать недостоверными и (или) недействительными.

"Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи", - говорит нам статья 38 закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.

То есть, законом прямо предусмотрено надлажещее средство доказывания - заключение привлечённого эксперта. С чем именно эксперт сравнивает подписи, если их он никогда не видел, вопрос спорный, но на практике эксперт сравнивает одни подписи в пачке листов с другими подписями в пачке листов.

Например, в заключении может быть написано "подписи 5 на листе 4, 2 на листе 8, 2 на листе 9 выполнены одним лицом". И действительно, если подписи "рисуют", то как раз и используют такой метод, как проставление одной и той же "закорючки" в разных листах одним и тем же человеком, конвейер своеобразный: все подписи в одном листе написаны разными людьми, но если сравнить листы, то окажется, что "рисовало" пять или шесть человек. При этом к той экспертизе, к которой мы привыкли в курсе криминалистике, эта экспертиза имеет поверхностное отношение как из-за небольшого объёма условно свободных образцов, так и из-за сокращённых сроков проведения.

К тому же, судебная практика не допускает подтверждения достоверности подписи самими подписавшимися: или назначенный эксперт или никак.

С недействительными подписями всё ещё интереснее: перечень оснований признания подписей недействительными достаточно широк и включает в себя 14 пунктов. При этом каждый пункт имеет достаточно подробную судебную практику и, иногда, свои способы доказывания. Например, внесение сведений об избирателей не самим сборщиком определяется в соответствии с заклоючением эксперта, неточность сведений об избирателе подитверждается справкой из МВД или заключением эксперта и так далее.

При этом суды трактуют эти пункты таким образом, что если сам избиратель будет ходить вокруг да около со своим паспортом, то его свидетельство будет не столь значимым, как заключение эксперта. Логика вполне ясна: непонятно, подписывал ли сам избиратель на дату простановки подписи или это он сам сейчас так замотивирован, к тому же не надо пугать людей лишними расспросами.

Но если в ранее существовавшей квоте в 25% недостоверных и (или) недействительных подписей все погрешности можно учесть, то при 10 процентах они уже вполне могут угрожать регистрации кандидатов, ведь погрешности можно разделить на погрешности баз МВД (а они не всегда полны и точны, как бы нам ни казалось обратное) и погрешности ошибок графолога (ведь им необходимо достаточно оперативно проверять тысячи подписей, запоминая их из листа в лист), не считая ошибок и описок сборщиков, работников штабов и типографий.

В итоге, подписной лист не просто стал сложнее векселя, но и механизм его проверки во многом превращается в лотерею.

Приведу конкретный единственный известный мне пример (я не занимаюсь этими выборами): Александр Ш., в отношении которого я видел одновременно подписной лист (он его выложил в Интернете), копию первой страницы паспорта (оттуда же) и сведения доступных баз данных - ГАС-выборы в сведениях о кандидатах прошлых лет, Единого госреестра индивидуальных предпринимателей и базы данных судебных приставов о каких-то неоплаченных штрафах. Основание признания подписи недействительной - указание сведений, не соответствующих действительности (пп. "в" п. 6.4. ст. 38 Закона об основных гарантиях). Почему? Скорее всего потому, что ещё рукописный паспорт Александра и его подписной лист содержат точки над "Ё" в фамилии, а данные госреестров - не содержат. При этом закон говорит о том, что сведения надо запрашивать в МВД, а не делать ксерокопию паспорта. Вполне вероятно и ошибочное указание адресов и номеров паспорта в базах, либо иные замечания, относящиеся не к кандидатам, избирателям и сборщикам, а к базам или особенностям экспертизы по таким делам.

При этом для одного вида подписей на выборах законодатель допускает их проверку путём опроса подписавшегося - это подписи муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в губернаторы, что, с учётом того, что они ещё и нотариально удостоверяются, приводит количество недействительных подписей по основаниям содержащихся в них сведений приближающимся к нулю. Значит, и прецедент есть, и так работать с подписями действительно можно.

От того и спор: по форме всё правильно, по существу - необходимо смотреть на каждую подпись и думать, реально кандидат подписывался, или это база кредитов или ещё чего.

Автор этих строк неоднократно и ещё несколько лет назад писал (например, здесь и здесь) о том, что существующие достаточно жёсткие процедуры подтверждения серьёзности намерений кандидатов необходимо смягчать, ведь гражданскому обществу достаточно сложно объяснить, почему всё вокруг переводят в электронный вид, а тут остаётся бумажно-скрупулёзная архаика.

Но надо не митинговать, а по-научному, скрупулёзно разбирая основания отказа тем или иным кандидатам, определиться с истинными причинами отказов, возможностями их преодоления иными способами (аффидевитами, опросами или ещё чем), чтобы добросовестные избиратели были защищены, а недобросовестные сборщики (при "рисковке" подписей) не имели преимущества. Вплоть до отмены бумажного сбора подписей как архаичной процедуры и перехода на залоги и госуслуги.

Давайте разберем проблему по порядку.

Во-первых: в деле "сбора подписей" нет и не может быть профессионалов. Причина проста: необходимость в такого рода деятельности возникает в каждом конкретном городе/регионе только перед выборами, то есть раз в 4-5 лет. Это слишком редко, и, значит, нет главных условий для возникновения профессионализма - постоянной практики и отсева неспособных.

Другими словами, опираться в этом деле приходится только на неподготовленных, "необстреляных" любителей. И тут мы получаем "во-вторых": при всей кажущейся простоте сбор подписей - работа ЧРЕЗВЫЧАЙНО тяжелая. Она тяжелая как физически (постоянно на ногах, постоянно ходить, причем чаще всего - вверх и вниз по лестнице), но и, что главное - она тяжелая психологически.

Говоря попросту, работа сборщиком подписей требует отличной физической формы и очень высокой психологической устойчивости. - при том, что - и это в-третьих - сама по себе эта работа чрезвычайно тупа и монотонна. Здесь мы имеем первое серьезное противоречие требований: ведь отличная форма и высокая психологическая устойчивость, плюс еще дар убеждать - это качества, гарантирующие своему обладателю гораздо более интересные занятия, чем сбор подписей для чужого дяди. То есть сбор подписей - это лузерская работа, требующая от того, кто ее выполняет, лидерских качеств.

Где собирать эти самые подписи - на улице? Не годится, просто потому, что в подписной лист обязательно надо внести подробные паспортные данные подписанта. А по улицам далеко не все ходят с паспортом! Поэтому сборщики практически вынуждены ходить по квартирам. Однако когда это делать? Днем большинство сограждан на работе, в квартирах пусто; вечером - люди хотят отдыхать, да и вообще открывать незнакомым людям, когда темно, стремно. А надо еще каким-то образом проникать в подъезды, которые практически везде в России нынче закрыты на кодовые замки!

Но это лишь физические трудности. Куда убийственнее другое: сборщик практически постоянно вынукжден выслушивать отказы. наши сограждане нынче вообще плохо относятся к незнакомцам, говорить с ними не хотят, а необходимость еще и диктовать бог весть кому свои паспортные данные вообще ввергает многих в ступор, переходящий в ярость.

Ярость - полбеды; куда хуже для сборщика то, что что он не может не воспринимать отказ ставить подпись за "его" кандидата как отказ ЛИЧНО ЕМУ. Фактически сборщик за день вынужден пройти через сотню и более "отвержений".

Легкомысленно к такой трудности может отнестись только тот, кто не пробовал это на собственной шкуре. Я могу сказать по личному опыту такого рода передряг: даже с хорошим психологическим опытом полностью "закрыться" в таких ситуациях крайне проблематично - на деле после 3-5 ч такой работы чувствуешь себя как выжатый лимон. У актеров есть такой термин - "эмоциональное выгорание".

Беда в том, что мы в самой глубине души - животные стадные. Поток негативных эмоций в свой адрес - "нет", "не буду", "да пошел бы ты!", "не хочу", "знаем мы вас, сволочей", "уйди, мудила" и т.п. - угнетает самооценку, вгоняет в депрессию, провоцирует апатию, бесцельное раздражение и тому подобный букет малоприятных эмоций. Причем чем больше человек эмоционально "вкладывается" в агитацию, в уговоры "поставьте подпись, что вам стоит" - тем болезненнее "откат" после того, как большинство все равно дает отлуп. А если он начинает эмоции "экономить" - он чувствует себя получше, но количество собранных им подписей начинает уверенно стремиться к нулю.

Все это приводит к тому, что большинство сборщиков "отсеивается" после 2-3 дней работы - ДАЖЕ в том случае, если за сбор платят достаточно неплохие деньги. Энтузиасты от такой работы "отваливаются" еще раньше - труднее всего сохранять энтузиазм, глядя на реакции наших сограждан (особенно в состоянии "после работы").

А остаются немногие, самые упертые. Упертые решают брать не мытьем, так катаньем - то есть начинают мухлевать с подписями, "рисовать" их с разной степенью изобретательности. И этим окончательно губят все дело.

То есть у сбора подписей крайне маленький КПД: как правило, одного сборщика хватает на сбор максимум 20-30 подписей. Далее он эмоционально выгорает, и два варианта: или уходит под благовидными предлогами, или начинается "мухлеж".

То есть безумцам, решившим непременно сработать "честно", надо постоянно обновлять состав сборщиков. "Выгорели" - набирать новых. Посчитаем, сколько ж надо собрать сборщиков, если всего надо 9 тыс., а один собирает 30? Правильно - триста человек. Почти батальон.

И это при том, что всех сборщиков надо еще ОБУЧИТЬ! Да-да! У избиркомов не просто строгие, а ОЧЕНЬ СТРОГИЕ требования к тому, как должны быть заполнены подписные листы. Малейшие ошибки, сделанные "не так" исправления - и целые листы надо отправлять в помойку.

То есть надо откуда-то взять триста человек непосредственных сборщиков - учить их, распределять между ними работу, проверять качество исполнения, принимать работу, вести непрерывный отсев. Для этого надо иметь ШТАТ. И немалый. ПО сути, вам надо в кратчайшие сроки создать большое предприятие (300 работников - это уже средний бизнес), собрать кучу бессмысленных листов - и после истечения трех недель всех распустить, так как ни на что другое такая "компания" больше не нужна.

Надеюсь, тем, кто вдумчиво оценил весь масштаб задачи, теперь понятно: всего вышеперечисленного НИКТО в России не делает. Подписи всегда и везде "рисовали" и будут "рисовать".

Просто до 2007 года нормальные участники выборов брезговали "рисовать" и просто платили денежный залог. Государственная Дума отменила денежный залог на выборах всех уровней, оставив только подписи. Этим фактчиески в стране был введен порядок, при котором в выборах участвуют только те, кому сами же власти РАЗРЕШИЛИ в них участвовать.

Всех остальных, решивших сдуру сунуться "без разрешения", просто не регистрировали кандидатами. Наивные блогеры в Омске убедились в этом лишний раз. Могли бы просто послушать умных людей.

Об авторе: Илья Александрович Гращенков – руководитель Центра развития региональной политики.

Уличные акции протеста в Москве неожиданно дали побочный эффект – глава ЦИК РФ Элла Памфилова 7 августа заявила, что механизм сбора подписей в поддержку кандидатов устарел и нуждается в изменении. Правда, произойдет это уже после осенних выборов 2019 года. Политтехнологическое сообщество, люди, которые напрямую занимаются проведением выборов, консультируют кандидатов или полностью ведут их избирательную кампанию, уже принялись обсуждать перспективы смягчения избирательного законодательства, в частности модернизацию процедуры сбора подписей для кандидатов от непарламентских партий и самовыдвиженцев.

Поэтому сегодня институт сбора подписей – это инструмент фильтрации и отсечения ненужных власти кандидатов, от представителей внесистемной оппозиции до вполне системных, но нежелательных игроков. Ориентируясь на букву закона, но не на его дух, избирательные комиссии устраивают кандидатам и их технологам настоящий челендж, пройти который зачастую просто невозможно. Очевидно, что полностью отказаться от права выступать регулятором на выборах избирательные комиссии пока не готовы.

Какие существуют варианты изменений? Вариантов тут несколько. Самый радикальный – это полная отмена процедуры и замена ее денежным залогом. Однако на такой опасный шаг власти явно не пойдут, так как добровольно отказаться от инструмента влияния на электоральные процессы избирательные комиссии не захотят, а ультиматум им пока никто не ставил.

Еще один вариант – возвращение залога, но с сохранением варианта сбора подписей для тех, кто не обладает нужными финансовыми средствами. Это позволит установить довольно высокую планку в части залога с драконовскими мерами к тем, кто не наберет 2–3% (и потеряет всю сумму), но вместе с тем немного упростить и процедуру сбора подписей, отредактировав закон на предмет явных бюрократических перегибов. Изменения в методологии проверки подписных листов, особенно в части работы экспертов-графологов, позволит существенно снизить процент отказов в регистрации по совсем уж необоснованным причинам.

Интересный вопрос для дискуссии – ужесточение ответственности для сознательных нарушителей закона. Если реформы будут проведены, то для кандидатов и их сборщиков, осознанно занимающихся рисовкой подписей, как и для членов избиркомов, сознательно допускающих нарушения, ведущие к недопуску кандидата до выборов, вполне могут быть применены строгие меры вплоть до уголовных дел. Разумеется, это не означает, что нужно создавать ситуации, в которых независимых кандидатов вполне можно подставить, тем самым удалив с выборов, а заодно и подвести под уголовку. Но в ситуации, когда для дистанцирования от бренда той или иной непопулярной партии ее члены могут намеренно использовать массовую рисовку подписей (сразу на несколько десятков кандидатов) как технологический прием, они должны понимать, что такой подход может обернуться серьезными политическими и имиджевыми рисками. Схожую ответственность должны чувствовать и члены избирательных комиссий, которые вправе ощущать себя в роли судьи, а не механизма для исполнения каких-то решений сверху.

Однако ЦИК РФ и сообщество политтехнологов может лишь рекомендовать Госдуме РФ и ее профильным комитетам внести некоторые поправки в закон о выборах. От того, насколько активно и массово эту инициативу поддержит само сообщество, зависят и те решения, которые будут приняты наверху по результатам избирательного цикла 2019 года.

Важный момент в любой политической активности – умение находить баланс и извлекать выгоду из сложившихся ситуаций. Оппозиционеры выходят на митинги, но не могут сформулировать политические требования к власти, дать конструктивную повестку. Вместе с тем к обитателям кремлевских коридоров также должно прийти понимание, что система обязана перестраиваться, нивелируя собственные очаги избыточного давления на общество, решая вопросы не силой, а через гражданские институты. Именно поэтому оппозиции стоит понять, что главная ее задача – не радикализация протеста, а вхождение в представительные органы, легализация и институционализация. Поэтому так важно добиться пусть небольших, с точки зрения протестной улицы, но структурных изменений, которые позволят этих целей достичь. И отмена разного рода фильтров, в числе которых и сбор подписей, позволит создать реальную политическую конкуренцию как на федеральном, так и на региональном уровне.

Переходим к следующему этапу – это основные моменты сбора подписей. Первое, нужно ознакомить сборщиков подписей с инструкцией, которую Вы изготовите на основании требований, изложенных в действующей редакции 67 ФЗ.

Что должна содержать данная инструкция?
Описание процедуры сбора подписей. Если подписей необходимо собрать в количестве 50-100 штук, то можете сделать это самостоятельно. Самый результативный вариант – собирать подписи вместе с помощником. Вы приходите с помощником, звоните в дверь, знакомитесь, даете визитку. Избиратель очень удивляется, что кандидат в депутаты сам пришел собирать подписи. Молва о том, что кандидат сам обходит избирателей, быстро распространяется по округу – это проверено на практике. Именно по этим причинам сбор подписей я рекомендую проводить лично.

Собирать подписи нужно только у тех граждан, которые демонстрируют паспорт и показывают штамп регистрации по месту жительства. Дело в том, что записывая данные со слов избирателя, Вы рискуете допустить ошибку, которая, в итоге, приведет к тому, что подпись признают недостоверной. Превышение лимита недостоверных подписей грозит НЕрегистрацией в качестве кандидата.


Следу ющее – сборщики кандидата заверяют каждый подписной лист, это требование закона. Каким образом их заверять — сказано в законе. Фактически надо просто в правильной последовательности заполнить все необходимые данные на сборщика, это написано в подстрочнике подписного листа. Делать эту запись должен сборщик подписей собственноручно.

Кандидат в депутаты лично сдает документы на регистрацию в избирательную комиссию. После того как Вы уже собрали подписи, сброшюровали подписные листы и составили протокол – идете в избирательную комиссию. При каждом обращении в избирательную комиссию, конечно же, берете с собой паспорт.


Какие документы Вы несете в избирательную комиссию: прошнурованные и пронумерованные подписные листы; протокол об итогах сбора подписей; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета. После того как Вы открываете счет в банке, Вы пишите по специальной форме официальное обращение в избирательную комиссию, где подтверждаете открытие специального избирательного счета и подтверждаете создание избирательного фонда. Форму заявления берете в избирательной комиссии.
Те подписи, которые Вы сдаете в избирательную комиссию, я рекомендую Вам еще раз скопировать и сохранить у себя. Они Вам очень пригодятся. После того как сдаете члену комиссии или секретарю, либо председателю избирательной комиссии свои документы, Вы получаете справку-подтверждение о приеме документов за подписью члена избирательной комиссии, где опять четко расписано, какие документы у вас приняты. Вы забираете один экземпляр этой справки-подтверждения себе.

step_3_7

А как проходит процедура регистрации Вас кандидатом в депутаты - в следующем выпуске.

Кандидат в депутаты лично сдает документы на регистрацию в избирательную комиссию. После того как Вы уже собрали подписи, сброшюровали подписные листы и составили протокол – идете в избирательную комиссию. При каждом обращении в избирательную комиссию, конечно же, берете с собой паспорт.

Какие документы Вы несете в избирательную комиссию: прошнурованные и пронумерованные подписные листы; протокол об итогах сбора подписей; документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета. После того как Вы открываете счет в банке, Вы пишите по специальной форме официальное обращение в избирательную комиссию, где подтверждаете открытие специального избирательного счета и подтверждаете создание избирательного фонда. Форму заявления берете в избирательной комиссии.
Те подписи, которые Вы сдаете в избирательную комиссию, я рекомендую Вам еще раз скопировать и сохранить у себя. Они Вам очень пригодятся. После того как сдаете члену комиссии или секретарю, либо председателю избирательной комиссии свои документы, Вы получаете справку-подтверждение о приеме документов за подписью члена избирательной комиссии, где опять четко расписано, какие документы у вас приняты. Вы забираете один экземпляр этой справки-подтверждения себе.

step_3_8

А как проходит процедура регистрации Вас кандидатом в депутаты - в следующем выпуске.

Читайте также: