Это пособие можно использовать не только при подготовке к устному но и к письменному экзамену

Обновлено: 28.04.2024

Из опыта работы "Использование коммуникативно - речевых задач на уроках русского языка для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку". Как подготовить учащихся к устному собеседованию по русскому языку.

Оценить 525 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Верхнедонского района

Песковатско – Лопатинская основная общеобразовательная школа

Использование коммуникативно-речевых задач

на уроках русского языка

для подготовки учащихся

к устному собеседованию

по русскому языку

(из опыта работы)

Учитель русского языка

и литературы:Александрова А.В.

2018 -2019 учебный год

При подготовке прежде всего необходимо отрабатывать навыки, связанные с произносительной культурой речи.

Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения:

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

На другой день Чичиков отправился на обед к полицеймейстеру.

У ребят спрашиваю, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают их, стараясь сделать акцент на выделенном слове. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

2. На доске записано предложение:

Скоро наступит жаркое лето.

3. Последовательно и выразительно читаю два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.

Я награжу тебя.

Ручьи слез покатились по ее бледному лицу.

4. На доске или на карточках записаны пословицы. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить их смысл.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Тот герой, кто за Родину горой и т.п.

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы.

Например, записываю на доске или раздаю на карточках учащимся предложения, в которых графически обозначены паузы. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие данных вариантов:

Как обрадовали его | успехи отца!

Как обрадовали его успехи | отца!

Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Недавно побывавший в Австралии | ученый выступил с лекцией.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

Я остановился в недоумении, | оглянулся.

Я остановился, | в недоумении оглянулся.

Также неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.
Важную роль в работе по подготовке к итоговому собеседованию также играют орфоэпические разминки (например, орфоэпические диктанты), грамматические упражнения (например, на склонение причастий). Не стоит забывать об УМК по русскому языку, в которых можно найти замечательные упражнения для работы над выразительным чтением.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, считаю необходимым познакомить учащихся и с системой оценивания экзаменационной работы:

Критерии оценивания чтения вслух

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Темп чтения

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

Максимальное количество баллов за всё задание

Прочитайте критерии оценивания чтения вслух и ответьте на вопросы: Что поможет вам заработать максимальное количество баллов за данный вид работы? Что для этого необходимо сделать?

В этом случае ученики имеют возможность оценить свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные ошибки. Важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Можно среди учащихся назначить организатора, который следит за временем; экспертов, которые отмечают качество звучащей речи. Таким образом, учащиеся не только тренируются, но еще и проходят своеобразную психологическую адаптацию.

Можно предложить следующие задания:

Сделайте аудиозапись своего выразительного чтения и приготовьтесь проанализировать собственное чтение. Для этого прослушайте свою аудиозапись, глядя в текст ещё раз. Отследите, все ли знаки препинания вы отметили интонацией? Получилось ли у вас чтение выразительным?.

Приготовьтесь проанализировать аудиозапись выразительного чтения своих одноклассников. Следите по тексту за их высказыванием. Отметьте ошибки в интонации и темпе чтения. Почему они были допущены?

Богатейший материал для подготовки учащихся к итоговому собеседованию представлен на ФИПИ.

Открытый банк оценочных средств по русскому языку (II-XI классы).

ПЕРЕЙТИ В ОТКРЫТЫЙ БАНК ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (II-IV; V-IX и X-XI классы)

в разделе говорение.

Как подготовить учеников 9 класса к пересказу текста с включением приведённого высказывания? В задании 2 итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Во время подготовки к итоговому собеседованию я заметила, что многим детям очень трудно пересказать прочитанный текст: Кто – то прочитал и без проблем пересказ, а у кого – то вообще не получается.

Первое, что я объясняю девятикласснику, что первое и второе задание тесно связаны между собой, что уже при подготовке к чтению можно работать с тестом, делать записи, пометы. В основном все тексты , которые были на итоговом собеседовании, в демоверсии , в учебных пособиях , это тексты рассуждения-объяснения. В них практически всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, его помнят потомки.

Приведу один из вариантов таких заданий и коротко покажу, как его можно успешно выполнить на примере текста о Пирогове Н.И.

Работая над заданием № 1, ученик за две минуты подготовки успевает

сделать набросок его логической схемы. Приведу примерный вид этого наброска.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как его профессиональные достижения велики и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому его помнят потомки.

аргумент 3-й

труды по анатомии

атлас, по которому легко делать операции на артерию

не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.

Обращаю внимание на то, что сохранены типичные аргументы, постоянные для текстов о знаменитых людях. Остальное, конкретное содержание оформлено в виде набросков (очень важны существительные). Набросок надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.

Если девятиклассник будет научен составлять в процессе подготовки такие схемы, то ему при чтении легче будет интонировать текст, делать уместные, осмысленные паузы, расставлять логические ударения. Составление схемы помогает быстро и целенаправленно понять текст, и тогда ученику легче читать трудные слова, например, косвенные формы числительных.

Николай Иванович Пирогов –

знаменитый человек, врач, отец русской хирургии

так как его профессиональные достижения велики и значимы

аргумент 1-й

так как он был не только хорошим врачом, он любил людей

аргумент 2-й

поэтому его помнят потомки.

аргумент 3-й

Написал труды по анатомии.

Составил атлас, помогающий легко делать операции.

Изобрел эфирный наркоз.

Изобрел гипсовую повязку.

По его инициативе на фронте появились военные медсёстры.

Его отличала не только высокая одарённость, но и любовь к людям.

Он был наставником не только для современников, но и для нынешних студентов-медиков.

По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

Использование логической схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех оценочных критериев.

Или к подготовке можно использовать кластер.

В своей практике задание уместного употребления цитат я отрабатываю также и на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагаю выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание помогает подготовиться к выполнению задания 2 итогового собеседования, а также настраивает ученика читать внимательнее.

Задание 3. Монологическое высказывание.
Практика показывает, что наибольшие затруднения у детей вызывает составление монологического высказывания, а именно, составление текста заданного типа речи. Поэтому при подготовке в первую очередь ещё раз чётко разграничиваю функциональные особенности различных типов речи, для этого рекомендую воспользоваться таблицами из методического пособия Г.Т. Егораевой. Уточняем задачи автора и вопросы, характерные для
конкретного типа речи, запоминаем и используем при создании текстов. Выстраиваем схемы функционально - смысловых типов речи, создаём свои тексты:

Одним из наиболее эффективных упражнений является сочинение-миниатюра, которое можно проводить на любом этапе уроке. На своих уроках систематически использую этот вид работы, причём не только на уроках развития речи.

В этом учебном году все учащиеся готовились к монологическому высказыванию – описанию.

Примерный план монологического высказывания – описания

Время высказывания – не более 3 минут.

Вводные фразы по теме фотографии.

Описание фотографии с учётом задания:

- время действия (когда? в какое время?)

- место действия (где? в каком месте?)

- внешний вид участников (кто? как выглядят?)

- занятие участников (что делают? чем заняты? как?)

- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)

Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)

Не забудьте описать

время и место действия;

общую атмосферу события и настроение участников.

Определите тему фотографии

Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для описания фотографии (их можно записать в черновике).

1.Определите тему фотографии

2. Назовите время действия

весна / осень

3. Опишите место действия

площадь, храмы, соборы, памятники архитектуры, старинные здания

4. Чем заняты ребята?

знакомятся, осматривают, слушают, фотографируют

5. Опишите внешний вид ребят

куртки, джинсы, шапочки, кепки

6. Определите общую атмосферу

и настроение участников

увлечены, заинтересованы

7. Понравилась ли Вам

Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание

Вводная фраза

Место действия

Автор снимка запечатлел школьников на площади, окружённой старинными зданиями. Даже в пасмурный день ярко золотятся купола храмов.

Время действия

Хмурое небо и одежда людей позволяют думать, что это осень или весна. Можно предположить, что во время каникул ребята решили познакомиться с достопримечательностями города.

Внешний вид участников

Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них куртки и джинсы, на головах шапочки и кепки.

Занятие и настроение участников

Фотограф показал зрителям заинтересованность ребят. Они увлечённо слушают рассказ экскурсовода. Некоторые из них фотографируют памятники архитектуры.

Завершающие фразы

Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным, потому что передаёт интерес школьников к истории нашей страны.

Практическая работа

Тема 1. Поход

О пишите фотографию.

Не забудьте описать

время и место действия;

Время на подготовку – 1 минута

Внимательно рассмотрите фотографию.

Подберите опорные слова и словосочетания для её описания.

Продолжите предложения, которые можно использовать для описания фотографии.

П еред нами фотография …

(на какую тему?).

Пейзаж и одежда людей позволяют думать, что это … (какое время года? укажите детали). Можно предположить, что … (что предшествовало

запечатлённому моменту?).

Автор снимка запечатлел ребят … (в какой момент?). В центре фотографии мы видим, как … (что делают руководитель группы и один из туристов?). Подростки на берегу … (что делают ?). Туристы … (как?)одеты. На них … (что надето?). С собой у них … (что?).Чувствуется, что настроение у ребят … (какое?).Они готовы … (какова их цель?).

Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным … (почему?).

Самостоятельная работа

Школьный проект

Не забудьте описать

время и место действия;

общую атмосферу события

При подготовке к участию в диалоге

Умение строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями:

- упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст; - продолжить диалог по предложенному началу и др.

Также я порекомендовала бы посмотреть вебинар корпорации Российский учебник

Термин англоязычный, можно заменить словом сказительство, которое было всегда из уст в уста. Сочинение мифов, легенд, различных историй. Только эти истории в современном мире облегчены. Создание различных комиксов, коллажей, видео историй.

В заключение хотелось бы отметить, что коммуникативные навыки, речевые умения нужно развивать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках гуманитарного и естественно-математического циклов. В первую очередь, формируем культуру устного ответа. Это должно быть не односложное высказывание, а развёрнутый ответ, включающий тезис и доказательство.

Практика преподавания магистерских программ по праву убеди­тельно свидетельствует о том, что подготовка и сдача письменно­го экзамена весьма серьезно отличается от всего того, с чем при­ходится сталкиваться студентам при устном экзамене. Однако ка­ждый из этих экзаменов не только имеет свои "подводные кам­ни" и "узкие места", но и связан с определенными преимущест­вами, которыми, конечно, надо умело пользоваться. Поэтому вся­кому, кому приходится сдавать письменный экзамен, особенно впервые, необходимо не только знать о подстерегающих его здесь опасностях и ловушках (например, "ловушка времени"), но и опираться на те плюсы и преимущества, которые предлагает письменный экзамен.

Первое преимущество письменного экзамена связано с его творческим началом. Творческое начало — вот что в первую оче­редь отличает письменный экзамен не только от теста, но и от устного экзамена. В самом деле, студент не только выбирает воп­росы из предложенного ему списка — это начало его творчества на экзамене, — но и излагает свое понимание материала, а не просто пересказывает его. В конце концов что-то можно и за­быть, но понимание будет обязательно оценено.

Вообще-то следует заметить, что разница между устным и письменным экзаменами более существенна, чем между письмен­ным экзаменом и письменным тестом. Так, английские профес­сора считают, что если устный экзамен и называется экзаменом, то письменный экзамен именуется так, скорее всего, по какому-то недоразумению или недосмотру университетского начальства. Можно сказать, что устный и письменный экзамены отличаются друг от друга подобно тому, как ведомственная инструкция отли­чается от произведения литературы.

Подчеркнем еще раз, что письменный экзамен — это творче­ский процесс от начала и до конца. В нем преподаватель и сту­денты участвуют на равных. Это следует учитывать в первую оче­редь уже в ходе подготовки к такому экзамену, не говоря уже о тактике поведения студента непосредственно перед экзаменом и в процессе его проведения.

Прежде всего вопросы на устном экзамене предполагают пере­сказ материалов, ранее почерпнутых в учебнике и на лекциях. Модель успешного ответа на таком экзамене очень напоминает устный пересказ по памяти статьи из юридического словаря. Роль студента, отвечающего на вопросы устного экзамена, по сути роль "говорящей головы". Выбор вопросов здесь заранее предопреде­лен номером билета. Это значит, что вопросы, на которые при­дется студенту отвечать, зависят от случайных для него обстоя­тельств и он на них никак влиять не может.

На устном экзамене студенту приходится полагаться скорее на свою память, чем на сообразительность и творческий подход. Именно этого, возможно подсознательно, в первую очередь и ждет от него преподаватель. Поэтому самостоятельные аналити­ческие изыски студента, вполне уместные на письменном экзаме­не, при устном ответе могут быть восприняты скорее как баналь­ная уловка или как попытка затянуть ответ и выкрутиться. Пре­подаватель, принимающий устный экзамен, вполне может поду­мать, что вместо конкретных знаний ему хотят предложить некие "размышления на тему".

Кроме всего прочего на устном экзамене не возбраняется, на­пример, ответить, что называется, с "чужих слов". Достаточно вспомнить, что говорил по этому вопросу преподаватель или что написано об этом в учебнике.

Совсем не так на письменном экзамене. Начнем с того, что студент реально может повлиять на выбор вопросов для ответа. Ведь выбор вопросов зависит от студента и ни от кого больше. Здесь он хозяин положения. Студент сам выбирает те вопросы, на которые он будет отвечать. Это ли не серьезное преимущество письменного экзамена перед устным? Одним лишь чужим умом при этом не обойдешься. И слова, и мысли обязательно должны быть свои. Иначе ничего не получится.

Другое преимущество письменного экзамена состоит в его анонимности. Устный экзамен не может быть проведен в отсутст­вие преподавателя. Письменный экзамен проводится, как прави­ло, не преподавателем, а посторонними людьми. Присутствие преподавателя здесь не требуется. Эта особенность письменного экзамена исключает непосредственный личный контакт с экзаме­натором. В силу этого результаты письменного экзамена более предсказуемы. В итоге оценка менее подвержена влиянию слу­чайных и привходящих обстоятельств, которые вообще могут быть непредсказуемыми (например, настроение преподавателя и даже внешний вид и манера поведения студента, которые не все­гда могут отвечать эстетическим ожиданиям и требованиям того или иного преподавателя и т. д.).

ВложениеРазмер
Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы) 26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Абдуллова Гельнара Джумбаевна

Система подготовки учащихся к устному собеседованию

по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения. Введение устного собеседования позволяет оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

1.Выразительное чтение прозаического текста.

2Пересказ с включением цитаты.

3.Создание монолога по заданной теме.

4.Участие в диалоге.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – критерии оценивания. Потому что ученики должны знать, за что и какие баллы они могут получить.

Итак, задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?

Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Формы подготовки к чтению :

чтение по цепочке

прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)

давать образцы чтения для домашнего задания

включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания

предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания

в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

В интернете предлагают целые комплекты для подготовки к устной части.

Орфоэпический словарик (270 слов) и файлы (в формате mp3), озвученные профессиональным диктором;

Таблица для самопроверки;

Тексты, включающие слова из орфоэпического словаря.

В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.

Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:

1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатала тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении

2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписывать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротемы. Также составляем небольшой план для пересказа.

После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.

Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.

Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:

1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.

Задание уместного употребления цитат можно отрабатывать на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагать выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание настраивает ученика читать внимательнее.

Выполняя 3 и 4 задания , в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д. Необходимо обратить внимание детей и на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом и от него. Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:

Определи основную мысль высказывания.

Продумай план ответа.

Определи ключевые слова-помощники.

Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).

Используй разнообразные синтаксические конструкции.

Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.

Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

Перед учащимися при составлении монологического высказывания и беседе по монологу висит плакат с рекомендациями и требованиями.

Рекомендации:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Требования :
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей ( во-первых, во-вторых ), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить: Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,

2 группа - расскажите о своём лучшем друге,

3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,

4 группа - расскажите об экскурсии с классом,

5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,

6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,

Также важно обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Вызывайте детей к доске

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками.

Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка.

В мире современных технических достижений умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. С тавшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

Как известно, в устном собеседовании четыре задания:

Выразительное чтение прозаического текста.

Пересказ с включением цитаты.

Создание монолога по заданной теме.

Участие в диалоге.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным, необходимо познакомить учащихся в первую очередь с системой оценивания экзаменационной работы. Мы с моими учащимися завели отдельные папки для подготовки к устному собеседованию и письменному экзамену. На первой странице этих папок – критерии оценивания. Потому что ученики должны знать за что и какие баллы они могут получить.

Итак, з адание 1 – выразительное чтение вслух небольшого текста.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Необходимо с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?

Также периодически повторять признаки выразительного чтения:
1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения;
2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Формы подготовки к чтению .

чтение по цепочке

прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика)

давать образцы чтения для домашнего задания

включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания

предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания

в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.

Неоценимую помощь нам оказывают аудиозаписи и тексты изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ. После прослушивания образцового чтения в аудиозаписи, учащиеся работают с соответствующим распечатанным текстом. Тем самым ведется подготовительная работа сразу к двум экзаменам.

В интернете предлагают целые комплекты для подготовки к устной части.

Орфоэпический словарик (270 слов) и файлы (в формате mp3), озвученные профессиональным диктором;

Таблица для самопроверки;

Тексты, включающие слова из орфоэпического словаря.

Озвучен словарик из раздаточного материала. Предполагается, что для тренировки ученики будут читать вместе с диктором, а потом закреплять навык произношения с помощью таблицы-тренажёра.
Тексты содержат такие слова, , которые часто произносятся неверно. ("договОры", "обеспЕчение", "кровоточАщий", "тОрты", "шАрфы" и другие слова)
Предлагают учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты, озвученные диктором, а потом прослушать запись. Повторное чтение будет уже гораздо лучше. Не озвученные диктором тексты предлагают для закрепления и контроля.

В задании 2 итогового собеседования предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы.

Читая тексты, мы обязательно выполняем следующие задания:

1) отмечаем главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Я распечатала тексты для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, каждый ученик имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении

2) зная свое право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, учимся выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, так как они необходимы ему для передачи микротем. Также составляем небольшой план для пересказа.

После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.

Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.

Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:

1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.

Задание уместного употребления цитат можно отрабатывать на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагать выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание настраивает ученика читать внимательнее.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Определены следующие тематические направления: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д. Необходимо обратить внимание детей и на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом и от него. Для облегчения работы совместно с учащимися составляем памятку к речевому оформлению монологического высказывания:

Определи основную мысль высказывания.

Продумай план ответа.

Определи ключевые слова-помощники.

Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).

Используй разнообразные синтаксические конструкции.

Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.

Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

Перед учащимися при составлении составлении монологического высказывания и беседе по монологу висит плакат с рекомендациями и требованиями.

Рекомендации:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.
2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Требования :
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
В описании картины или фотографии нужно отметить:
Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

1 группа - расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,

2 группа - расскажите о своём лучшем друге,

3 группа - расскажите о ваших занятиях спортом,

4 группа - расскажите об экскурсии с классом,

5 группа - расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,

6 группа - расскажите об одном из домашних праздников,

7 группа - расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

Также обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1. Придумывание заголовка и его обоснование;
2. Описание картины;
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
6. Оценка прослушанного и прочитанного;
7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Советы учителю

Вызывайте детей к доске

По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками. Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

Проводите дискуссии

Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

Анализируйте выступления

Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеоотрывки телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

Подавайте хороший пример

Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений, в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

Организуйте конкурсы и занятия в кружках

Для того чтобы рационально использовать время на уроке, подобные задания, модели, алгоритмы работы, можно с успехом использовать на элективных дополнительных занятиях. Это поможет и учителю, и ученикам сосредоточиться на этих навыках и спокойно их отрабатывать, совершенствуясь.

Советы ученикам

Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.

Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.

Не бойтесь высказывать собственное мнение.

Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

Советы родителям

Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.

В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы окажут методическую помощь в подготовке к предстоящему устному экзамену.

Время сдачи экзаменов и зачетов всегда очень волнительное для студентов. Информации много, время для подготовки мало, а получить хорошую отметку хочется всем. Как совместить все? Ответ прост, необходимо готовиться заранее, а лучше не пропускать лекции и практические занятия на протяжении всего семестра и учебного года.

Устному экзамену подвергаются те, кто сдает: русский, английский, немецкий языки и другие гуманитарные дисциплины.

Для подготовки, преподаватели курса выдают список вопросов на темы, которые будут на экзамене. Важно не проигнорировать этот момент, и заранее начать с самых сложных для вас.

Готовиться к разным экзаменам следует по-разному. Одно, если вы будете писать тест, и совсем другое, если сразу после получения билета нужно за определенный промежуток времени и без предварительной подготовки ответить на вопрос. Важно это понимать, и не относиться к экзамену халатно.

Разные студенты воспринимают устный экзамен по-разному, для некоторых это просто ад, так как у некоторых учащихся есть страх выступать публично. Это нормально, каждый человек индивидуален, кто-то красноречив, кто-то застенчив, ну а кто-то забывает все, когда выходит отвечать. Минус этого фактора, то, что студент может знать, но из-за волнения ответ будет сбивчивый или его вообще не будет. Нередко, такие ребята идут на пересдачу.

Устный ответ требует не только уверенности в себе. Нужно умение ориентироваться в материале, умение формулировать свои мысли, все это делает студента более спокойным, и он без труда будет готов ответить на вопросы комиссии или преподавателя.

Знайте, что времени поразмышлять не будет. Поэтому готовиться к устному экзамену надо усерднее, чем к любому другому.

Как подготовиться к устному экзамену?

Итак, как же подготовиться к устному экзамену?

Список вопросов формируется по темам, которые вы уже прошли. Соответственно, информация уже пройдена вами и в теории вам нужно только все повторить. Если информация категорически не отложилась в вашей памяти, следует начать подготовку как можно быстрее.

Лучше делать это письменно, так вы запомните больше информации и заодно сформируете готовые шпаргалки.

Все мы разные, поэтому выбирая стратегию подготовки к экзамену, главное не прогадать. Как сделать выбор? Все просто, оттолкнитесь от своих индивидуальных особенностей. Вы аудиал? Отлично, вам подойдет чтение информации вслух, а если вы кинестетик — садитесь писать по своим конспектам шпоры и к ним же составьте форму ответа.

Некоторые используют карту мыслей. Это интересный способ, который некоторые упускают из виду. С ним можно освежить знания, изучить структуру вопроса, и по итогу сформулировать ответ. Ментальные карты способствую качественно запоминать информацию, даже спустя время эти знания останутся у вас в голове.

Список вопросов перед вами, и вы не знаете, что учить первым? Лучше конечно же начать с самых трудных. На них потребуется больше времени, на этом этапе, вы все еще бодры, поэтому у вас будет больше сил на изучение. После того как со сложными вопросами решено, смело переходите к более легким, или к тем, ответы на которые вы знаете хоть немного. Не забывайте делать пометки ключевых моментов на бумагу, таким образом вы сформируете пускай и короткие, но лаконичные и по делу ответы. Эти ответы можно будет использовать в качестве шпаргалок.

Важно понимать, а не запоминать, что это значит?

Рассмотрим, как студент может подготовиться по данной методике, итак:

  1. День первый. Метод работающий в условиях, если вам нужно подготовиться к сдаче за несколько дней. Первый день отводят на чтение конспекта, условно это значит, что вы просто повторяете материал и вам нужно время освежить знания, условно вы можете ответить уже на тройку.
  2. День второй. Разбираетесь с теми вопросами, но включаете в свою подготовку учебники и иные источники, если нужно. Это позволяет вникнуть в суть вопроса, понять его и составить ответ. Условно вы уже знаете ответ на четверку.
  3. День третий. Ответы готовы и условно, вам нужно довести их до идеальных. Повторно разбираете, отвечаете, заполняете пробелы. Этот день заключительный, и это значит, что вы полностью подготовлены и ответить можете на 5.

Итого получаем: два дня на изучение, и один день на повторение материала.

Время, время…Его бесконечно мало, когда готовишься к экзаменам. Поэтому не нужно длительное время сидеть над одним вопросом, ограничитесь важными деталями, выучите определения, поймите суть и двигайтесь дальше.

Работа в группе

Нельзя игнорировать помощь сокурсников. Если вы знаете учащихся у которых в конспектах собрана полная информация по списку вопросом, скооперируйтесь и готовьтесь вместе. Это значительно упростит вам жизнь, обсудить вопросы можно будет в прямых дискуссиях. Если же взаимопомощь в группе не налажена, можно попросить конспекты и студентов старших курсов.

Важно придерживаться тайминга при подготовке. Определите для себя комфортное время и придерживайтесь его. Например, на подготовку одного билета вы тратите примерно 20-30 минут, следите за этим и вы без труда успеете повторить и разобрать всю информацию.

Еще несколько советов по подготовке к устному экзамену:

Как себя вести на экзамене?

Рассмотрим следующие рекомендации:

  • с устным экзаменом дело обстоит непросто. Первое правило студента, нельзя ни в коем случае потерять уверенность, не бывает, что не знаешь совсем ничего. Хоть что-то, да и осталось в вашей памяти. Остаточные знания, смекалка, и вот вы уже начали беседу с экзаменатором;
  • нельзя молчать. Молчание тяготит, экзаменатор начинает думать, что вы тяните время и правда ничего не знаете. Правду говорят, что молчание золото, но от этого еще никто не стал богаче;
  • важно уложиться в промежуток времени, который отведен вам для ответа. Говорите, что знаете, это чуть лучше, чем совсем ничего;
  • если в ответе вы уверены, то можете вступить в дискуссию с преподавателем. Это вызовет одобрение и покажет вашу эрудицию;
  • трудно поставить человеку плохую оценку или неуд, если вы уже обсудили несколько различных вопросов и далее вступили в полемику. Есть конечно и непробиваемые экзаменаторы, но встречаются они скажем так нечасто;
  • не нужно выпрашивать другую оценку, это только вызовет негатив. Но если ваш ответ, по вашему мнению был полным и развернутым, а оценку вам занизили, вы вправе уточнить почему так, и есть ли возможность ее повысить;
  • пояснения вам предоставят и будет возможность увеличить балл. Для это вам зададут еще 1 или 2 дополнительных вопроса. В случае удовлетворительного ответа, балл студенту повышают;
  • будьте вежливыми и терпеливыми, просить другую оценку неприлично, даже если вы круглый отличник, это может спровоцировать нежелательный негатив и есть шанс, что экзаменатор, пожелает вас проучить, задав один из самых каверзных вопросов по экзамену. Здорово, если ответ у вас есть, и печально, если вы даже не знаете, о чем идет речь;
  • позаботьтесь о вашем внешнем виде. Одежда должна быть опрятной и чистой, не яркой и не короткой. Подойдут нейтральные цвета. Яркий макияж не приветствуют. Все гаджеты, которые у вас есть с собой оставляйте вне аудитории. Телефон просят отключить.

Вышеперечисленные рекомендации помогут вам успешно подготовиться к устному экзамену. Воспользуйтесь ими, и вас ждет отличный результат. Успехов на сессии!

Читайте также: