Как вырастить ребенка самостоятельным и ответственным

Обновлено: 04.07.2024

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

ЕСЛИ ВАМ ДО 3 лет

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте –это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка.Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым)и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 3 до 6 лет…

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3.Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. Научите ребенка, как правильно держать ложку, в какой последовательности раздеваться, застегивать пуговицы и дайте ему возможность действовать.

Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Начинаться эта работа должна с воспитания потребности действовать. Известно, что такая потребность возникает тогда, когда дети наблюдают за деятельностью взрослых; других детей. Поэтому для воспитания у ребенка желания трудиться родители должны показывать, как трудятся взрослые, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети обычно любят смотреть, как папа чинит утюг, копает грядки, как мама стирает белье, делает винегрет, печет пироги. Пусть ваш ребенок будет с вами, когда вы делаете уборку в квартире, трудитесь на участке. Не отгоняйте детей от себя, а, наоборот, привлекайте внимание к некоторым действиям.

Если непосредственно к труду вы не можете вызвать желания,то используйте интерес ребенка к другим видам деятельности: игре, рисованию, слушанию сказок. Предложите ему сделать уборку в игровом уголке, постирать белье для куклы, подклеить любимую книжку, посеять овес для канарейки — и ребенок захочет выполнить трудовое задание.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 6 лет и старше…

У детей старшего дошкольного возраста надо воспитывать способность самостоятельно познавать и решать познавательные задачи. В школе ребенку с первых дней будут давать учебные задания на дом, которые он должен выполнять самостоятельно. Родители, не воспитавшие у ребенка самостоятельности в познавательной деятельности, вынуждены будут в первом классе вместе с ребенком заниматься подготовкой уроков.

Интерес к познавательной деятельности легче всего воспитать на материале явлений природы. Для ребенка природа всегда загадочна, полна чудес и тайн. Можно давать ребенку задание по выяснению интересующих его сведений путем длительных наблюдений. Например, узнать, как образуются яблоки на яблоне, как замерзает вода в луже, вырастают листья на каштане, рассмотреть и зарисовать формы снежинок, узоры на стекле, выяснить, как синички достают из щелей насекомых. Можно предложить ребенку проверить достоверность народных примет, увидеть то, о чем вы прочитали ему в книжке, и т. д.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью родителей. Потом можно требовать от ребенка самостоятельного выполнения задания, предложив ему самому спланировать свою деятельность, наметить способы решения поставленной задачи. По мере усвоения умений и навыков следует повышать требования к качеству выполнения, учить ребенка самостоятельно намечать цель своей деятельности (замечать необходимость уборки, устранения неполадок в одежде и др.).

Выполнение родителями данных рекомендаций поможет воспитать самостоятельность у детей в дошкольном детстве.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т. е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше,если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды, так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

девочка

Cоветы родителям по воспитанию детей

– Мой сын сам не способен и пять минут просидеть. Я всё время должна быть рядом, поэтому ничего не успеваю.

– А моя дочь в свои девять не в состоянии обед погреть. Я вроде показывала, но нажать на кнопку микроволновки – целая проблема. Я в её возрасте уже могла сварить суп на всю семью.

– Сын уже подросток, но звонит мне на работу, чтобы спросить, где его носки!

Распространенная проблема – дети не умеют или не хотят быть самостоятельными. Для родителей это усугубляется ещё тем, что когда-то они сами в своём детстве были вполне независимы. Могли дойти домой из школы и приготовить обед. Почему же их собственные дети настолько не приспособлены к жизни?

Как достигается независимость

сама

Обучение самостоятельности – это процесс, который начинается с рождения ребенка. На каждом этапе развития необходимо найти новый баланс между заботой о ребенке и его руководством, а также высвобождением его независимости.

Способность действовать независимо может развиться только в том случае, если ребенок будет выпущен в свободное пространство, в котором он может принимать собственные решения, основанные на правилах и нормах. С постоянным расширением этой свободы молодые люди также зависят от поддержки семьи и педагогов.

Зачем отделяться от детей

дождь

Это предполагает, что родители отпускают своих детей, чтобы они могли оказаться во все более сложных отношениях с другими людьми и тем самым способствуют их личному развитию. С другой стороны, это одобрение не следует давать слишком рано, чтобы дети не попали в обстоятельства, от которых могут пострадать. Их нельзя оставлять наедине со своими проблемами и заботами во враждебной среде.

Где правильный баланс между чрезмерным слиянием и нормальной сепарацией?

Отношения между родителями и детьми являются основой независимого образования. Вот пример. Мать рассказывает о своей 5-летней дочери:

– Ей разрешено играть где угодно в доме, но нельзя выходить на улицу и ездить на велосипеде, хотя дорога там безопасна. На детскую площадку возле дома тоже нельзя ходить одной.

велосипед

Мать боится, что с дочерью что-то может случиться, потому что ребенок не осознает никакой опасности. Это лишает девочку идеальных возможностей для игр и развлечений в непосредственной близости от дома. Но при таком страхе матери она не сможет с удовольствием гулять, даже если ей разрешат. Именно настрой родителей влияет на то, согласится ли ребёнок в чём-то быть самостоятельнее.

Проблемные ситуации с сепарацией в детстве – поступление в детский сад и начальную школу. Вопрос в том, как родители готовят своих детей к этим трудным переходным ситуациям. Здесь нужен анализ:

  • Как вы заранее говорите о незнакомых для детей сферах жизни?
  • Признаете ли вы страхи и потребности детей в первые несколько дней разлуки?
  • В каком внутреннем состоянии вы забираете детей или оставляете их в учреждении?

От этого зависит процесс адаптации.

А как быть с подростками?

мама сын

Самая трудная фаза – это, безусловно, период полового созревания, во время которого молодые люди действуют наперекор родителям. Это необходимо, потому что им нужно перестроить свою личность и обрести собственную идентичность.

В некоторых семьях к молодым людям все еще относятся как к детям. Например, растут две дочери 6 и 12 лет. Для родителей воспитание означает не что иное, как максимально возможный контроль над всей деятельностью их детей. Прежде всего, отец старается определять и контролировать каждую минуту распорядка дня обеих дочек.

Когда он возвращается с работы и старшая девочка заканчивает учебу, он дает ей дополнительные задания. У дочери развилась сильная тяга к чтению, чтобы избежать постоянного контроля родителей. И она каждую свободную минуту сбегала в фантастический мир своих книг. Только так она обретала независимость.

Как вырастить самостоятельного ребёнка

Иногда родители демонстрируют очень противоречивое поведение. В некоторых областях они все еще очень сильно привязывают своих растущих детей к себе, а в других слишком рано предоставляют им относительно высокую степень свободы. Например, при использовании средств массовой информации. Важно понимать – обслужить себя ребёнок может довольно рано, а к возможностям интернета он может быть не готов.

Родители также должны уметь переносить тот факт, что подростки с возрастом идут своим путем. А проблема отделения может определять отношения между родителями и детьми в подростковом возрасте, вплоть до момента, когда взрослые дети создают собственную семью.

В целом можно сказать: чем менее успешным является отпускание на ранних этапах развития, чем меньше на подростков постепенно возлагается личная ответственность, тем более жестокой, болезненной и конфликтной может стать сепарация в более поздние годы. Побег из дома часто кажется единственным выходом.

Важность обучения самостоятельной занятости

бегут

Освобождение детей от лишней опеки должно происходить небольшими шагами на протяжении всего развития в детстве и юности. Важно обратить внимание на следующее:

  1. Родители не могут полностью сформировать ребенка в соответствии со своими идеями и желаниями. Прежде всего, это процессы роста, которые происходят в организме по внутренним законам, которые вряд ли можно изменить. С другой стороны, у родителей много возможностей контролировать конфронтацию ребенка с его физическим и социальным окружением. Однако в конечном итоге ребенок сам должен привести все эти влияния и силы в контекст и обработать их. Он должен что-то сделать для себя. Часто ребенок развивается как бы против воспитания; сила и способности высвобождаются, и он строит свою собственную личность.
  2. Цель любого воспитания – дать детям возможность действовать независимо, как взрослые, и вести субъективно удовлетворительную жизнь, полезную для общества. Только маленькие шаги – давать свободу в соответствии с возрастом – помогут вырастить самостоятельного человека.
  3. Многие родители сегодня развивают чрезмерно сильные эмоциональные связи со своими детьми. В современном обществе с его семейной изоляцией становится все труднее общаться между поколениями. В то же время личное жилое пространство семьи является убежищем для всех и оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. Это может привести к слишком прочным взаимным связям. Так и появляются дети, которые в 30 лет предпочитают жить с мамой.
  4. Для родителей-одиночек дети могут иметь особое значение как партнеры или союзники, что может привести к чрезмерно прочным связям и эмоциональному перенапряжению для подростков. В этих условиях родителям сложно отпускать своих детей.
  5. Неправильно понятые теории или доктрины воспитания могут вызвать угрызения совести у родителей, потому что необходимое отпускание детей неправильно понимается как пренебрежение к ним.
  6. Однако иногда эгоизм родителей, их неспособность или нежелание отказаться от собственных желаний, потребностей и определенных жизненных целей в пользу детей может привести к тому, что их отпускают слишком рано или внезапно.

Требования к успешному обучению самостоятельности

обнимают

Основное требование – это прежде всего эмоциональная связь и устойчивые личные отношения между родителями и детьми. В основе этого лежит глубокое взаимное доверие, которое может развиваться и укрепляться только в позитивной атмосфере ответственной семейной жизни.

В первые годы жизни дети должны сформировать базовое доверие через любовь и заботу своих родителей, которые дают им чувство защищенности и уверенности в том, что взрослые всегда рядом с ними и защищают их. Это условие, при котором три могут расслабиться и обратиться к незнакомцам и незнакомым ситуациям.

Родители должны быть уверены в способностях своих детей. От этого их самооценка и самоуверенность будут расти. Этот взаимный усилится, если родители будут детей поддерживать, укреплять, поощрять и поддерживать даже в критических ситуациях, когда они терпят поражение.

ситуация

Важно, чтобы родители с самого начала уважали своих детей как независимых людей, признавали, что они должны найти свой собственный путь и идти по нему. Именно это уважение позволяет родителям отпускать своих детей на ранней стадии и надлежащим образом.

Почему важно разговаривать и открыто решать конфликты

разговор

Базовым условием взаимного расслабления является живое, упорядоченное и безопасное сосуществование в семье. Это основано на чуткой открытости всех людей друг другу. Разговор между собой никогда не должен заканчиваться. Возникающие конфликты необходимо разрешать открыто и на основе взаимного уважения. Если семейная система передает таким образом безопасность, эмоциональную привязанность и защищенность, тогда легче отпустить друг друга.

Конечно, есть пограничные случаи, когда все это не проходит. Если родители не смогли развить себя в стабильную независимую личность или не смогли установить удовлетворительные социальные отношения с другими людьми, они будут цепляться за детей.

взрослый сын

Ясно одно: как и в случае со всеми проблемами воспитания детей, не существует волшебной таблетки для решения проблемы самостоятельности. Предпосылки и общие условия в каждой семье разные, и поэтому каждая семья должна искать и находить свой собственный путь к независимости детей.

Родители должны стараться расти вместе со своими детьми, становиться более зрелыми и независимыми от них. Это работает только в том случае, если они не пренебрегают своими интересами и социальными отношениями, даже если на воспитание уходит много времени и сил.

Чем больше людей, тем больше и мнений. Это касается также и воспитания детей. Одни родители считают, что развитие самостоятельности у ребенка очень поможет ему в будущем, так что поручают малышу самостоятельно одеваться и все прибирать за собой.


Другие же придерживаются другой позиции, что ребенка нужно воспитывать в постоянной любви и заботе, поэтому неустанно помогают ему во всем и не отходят и на шаг. Так как же лучше начать воспитание? И как воспитать в ребенке самостоятельность?


Краткое содержимое статьи

Что такое самостоятельность

Многие считают, что эта черта является одной из самых важных в личности. Она помогает в дальнейшем человеку брать ответственность за свои поступки и лучше взаимодействовать с обществом.


Самостоятельный человек способен на следующие действия:

  1. Осознавать цель, ставить ее перед собой;
  2. Он понимает, какие шаги нужно предпринять для нее, поэтому выполняет их поэтапно;
  3. Может достигать нужного результата без участия других людей, потому что намеченный план был выполнен.


Таким образом, инициатива и самостоятельность у детей просто должны проявляться, иначе во взрослой жизни это будет чревато неприятными последствиями. И мало чувств врожденных, их обязательно нужно развивать и контролировать, начиная с самого раннего возраста.














Сформированная самостоятельность

По некоторым признакам можно отличить, насколько самостоятелен ваш ребенок:

  1. Не забывайте о том, что дети проявляют свои навыки и умения не так, как взрослые. Нужно только поставить перед малышом какую-то задачу, она необязательно должна быть сложно, а потом проверить, как он ее выполнил. Так и проявится его способность самому принимать решения и осуществлять действия;
  2. Дети растут и меняются, соответственно, еще больше сложных действий и решений они могут предпринять сами;
  3. Есть три этапа, когда формируется самостоятельность. Виды самостоятельности ребенка можно поделить на то, когда он действует в знакомой ситуации так, как ему говорили взрослые; как он поступает в схожей ситуации и как он поведет себя в случаях, с которыми раньше никогда не сталкивался.


Это и характеризует его формирование самостоятельных поступков и действий.



















Чем отличается самостоятельный ребенок

Воспитание детей – сложный процесс, требующий внимания. Самостоятельность ребенка должна быть видна сразу, это проявляется в следующих моментах:

  1. Дела, которые являются привычными, выполняются ребенком без напоминания взрослых и своевременно. Например, чистка зубов по вечерам или приборка своих игрушек;
  2. Он может проявить инициативу в некоторых делах, в которых принимает участие;
  3. Он должен поступать осознанно не только в знакомых ситуациях, но и в непривычной для него обстановке;
  4. Умение держать все под контролем, анализировать свои действия, разумно ли было поступить подобным образом в том или ином случае;
  5. Известные способы действия должны переноситься из привычных ситуаций в новые, которые требуют схожего или даже другого решения.







Воспитываем самостоятельность у малышей


Есть только определенные действия, которые должны выполнять родители:

  1. Если ребенок может сделать что-то без участия взрослого и более того, даже настаивает на этом, дайте ему волю. Например, малыши очень часто хотят есть ложкой сами. Дайте ему сделать это. Некоторые пытаются одеваться, не мешайте, а лучше просто немного помогите;
  2. Помощь малышу потребуется только тогда, когда он сам этого попросит. Если вмешиваться в процесс, постоянно принимать участие, это приведет к тому, что ребенок просто привыкнет к этому. При этом контролируйте ситуацию не вмешиваясь, чтобы избежать опасных и неприятных ситуаций;
  3. Обязательно поддерживайте малыша в этих начинаниях. Не ругайте его, а наоборот, поощряйте, чтобы у него появлялся стимул делать все самому. Даже если его попытки не такие умелые и всегда заканчиваются успешно, не пресекайте их. Аккуратно поправьте его, дайте совет, но ни в коем случае не смейтесь, иначе это сразу отобьет все желание.


Воспитание дошкольников

Как научить ребенка самостоятельности в период до школы? Все просто:










Воспитание подростков

Подросток – это уже взрослый и самостоятельный человек, но при этом ребенок.


Поэтому важно уметь воспитывать его даже в этом возрасте:

  1. Научитесь отпускать его. Держите ситуацию под контролем, но наблюдайте издалека. Совсем скоро он вступит сам во взрослую жизнь;
  2. Доверяйте ему, давайте принимать решения самостоятельно, не критикуйте их;
  3. Подросток должен видеть и чувствовать, что вы ему доверяете.


Советы родителям

Родители должны помнить, что самостоятельность должна воспитываться с раннего возраста, однако без их участия ничего не получится:

  1. Не забывайте поощрять ребенка, особенно за те ситуации, которые были для него непредсказуемы и новы;
  2. Требования к самостоятельным поступкам ребенка должны выдвигаться в соответствии с его возрастом;
  3. Учите детей, показывая им что-то на своих примерах. Если у него нет практики, откуда он может этому научиться?
  4. В любом возрасте могут возникать проблемы. Не решайте их за свое чадо;
  5. Даже если вы знаете, что его действия ошибочны, не останавливайте его. Отрицательный опыт – это тоже опыт;
  6. Не переусердствуйте с опекой и заботой. То, с чем справится ребенок самостоятельно, должно быть на его ответственности;
  7. Умейте радоваться его удачам, поддерживать его;

Если вы ставите ему какие-то задачи, объясняйте их смысл, зачем они нужны. Так его действия будут более осознанными.

Родители гуляют с детьми

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Для сведения родителям! Ответственность – это понимание последствий, которые может повлечь любое действие, сказанное слово, принятое решение, сделанный выбор. Ответственность следует из умения владеть собой и своей жизнью.

По оценкам психологов, ответственный человек:

  • Успешно выполняет свои социальные функции и профессиональные обязанности;
  • Не ищет оправданий и виноватых в своих неудачах;
  • Выполняет договоренности и обещания;
  • Верен своему слову;
  • Может самостоятельно принимать решения;
  • Думает о последствиях.
  • Является инициатором изменений в своей жизни и готов нести ответственность за последствия этих перемен.

Учиться ответственности – значит развиваться как личность, обрести свободу мыслей и поступков, действовать без оглядки на то, что скажут люди. Ответственными не рождаются, это качество приобретают в процессе жизни. Если родители хотят вырастить самостоятельную, инициативную и ответственную личность, нужно начинать с самого детства воспитание ответственности.

Возраст ответственности или как не упустить момент

К сведению родителей! У детей до 6 лет не завершен процесс формирования самосознания. Они не способны прогнозировать последствия всех своих поступков, поэтому развитие отвественности у дошкольников еще только начинается. Постепенно малыши узнают о правилах взрослого общества, что становится основой ответственного отношения к жизни в будущем.

Как идет воспитание чувства ответственности в разные возрастные периоды:

Ребенок играет

Мальчик помогает взрослому

Развитие чувства ответственности

У дошколят

С трех лет многие дети ходят в детский сад, где нужно соблюдать определенные правила: следить за сохранностью личных вещей, бережно относиться к общим игрушкам, находиться в зоне видимости воспитателя на прогулке, выполнять требования взрослых. Хорошо, когда с детьми активно занимаются творчеством, ведут график дежурства и дают поручения:

  • застелить кровать после дневного сна;
  • помочь нянечке расставить приборы к обеду;
  • убрать по местам игрушки.

Прекрасно, если малыши выполняют полезные дела:

  • сажают растения;
  • помогают делать скворечники;
  • ухаживают за питомцами в живом уголке.

У младших школьников

В школах ученики подчиняются правилам и внутренним законам, учатся находить общий язык со сверстниками и решать спорные вопросы. В идеале – получают возможность проявлять инициативу и раскрывать творческий потенциал. На деле все зависит от политики учебного заведения и приемов работы кураторов, учителей-предметников. Педагоги должны:

  • чувствовать детей;
  • помогать подопечным раскрывать свою индивидуальность;
  • давать возможность проявлять лидерские качества;
  • побуждать к активности и инициативности, пробовать новое и даже ошибаться.

Важно! Исследование и познание – невероятно полезные навыки. В тандеме с грамотным семейным воспитанием талантливые учителя способны добиться многого в развитии чувства ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности

Поговорим о составляющих ответственности и о том, как гармонично воспитывать это качество в детях.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

Мама с дочкой делают салат

Важно! Правильное воспитание сильной личности – уважение выбора ребенка и его способов достижения желаемого результата. Тогда он учится самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Другое дело, что ваше чадо должно знать, какие способы достижения цели существуют. И это важная задача окружающих взрослых!

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например:

  • застелить кровать;
  • убрать комнату;
  • пропылесосить коврик;
  • вымыть тарелку;
  • одеться на прогулку;
  • выучить стихотворение.

Важно! Условия ответственности нужно постепенно расширять, обсуждая варианты с младшими членами семьи. Необходимо давать посильные и подходящие по возрасту поручения.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

Мальчик проявляет самостоятельность и ответственность за своего домашнего питомца

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии:

  • дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;
  • дольше поиграть на улице;
  • сходить вместе в зоопарк в ближайшие выходные.

За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например:

  • сократите количество вечерних мультфильмов;
  • замените традиционный воскресный поход в кафе тихим семейным ужином.

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых.

Как объяснить ребенку последствия безответственности

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

Ребенок должен получить самостоятельный опыт своей безответственности

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт - это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Советы родителям

Подводя итоги, поразмышляем, как помочь младшему члену семьи стать самостоятельной, самодостаточной и ответственной личностью, как научить ребенка ответственности.

  • Договоритесь о правилах жизни маленького человека и будьте последовательны. Есть законы, которые не подлежат обсуждению.
  • Поручайте ребенку посильные домашние дела. Позвольте ему быть ответственным за них.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Лучше побуждайте его к выполнению обязанностей.
  • Заведите маленькие семейные традиции. Они послужат отличной мотивацией к выполнению домашних дел. Например, обсуждать общие семейные дела, в которых ребенок может принять посильное участие: вместе с мамой посадить цветы, вместе с папой помыть машину, пойти с родителями за покупками в магазин, помочь в генеральной уборке.
  • Читайте с детьми поучительные книги, где герои берут ответственность за других на себя:

В семье должны быть созданы условия для формирования ответственности

  • Разговаривайте с ребенком и объясняйте последствия безответственного поведения.
  • Не бойтесь сами делать ошибки и позволяйте ошибаться своему ребенку.
  • Все вышеперечисленные рекомендации будут работать, если в семье созданы условия для формирования ответственности: уважение к друг другу, умение выслушивать младших, спокойно относиться к желаниям другого и подобное.
  • Родители любят ребенка безусловно, не сравнивают его с другими детьми и не оценивают его поведение.
  • Старшие служат примером для подражания. Они держат слово и выполняют договоренности.
  • Все взрослые члены семьи придерживаются одной линии воспитания. Если папа говорит, что этого делать нельзя, то мама, бабушка и дедушка с ним солидарны.

Все мы мечтаем вырастить сознательных и ответственных детей, но психологи считают, что каждое новое поколение инфантильнее и несамостоятельнее предыдущего. Что же нужно сделать для того, чтобы вырастить ребенка по-настоящему самостоятельным? Разбираемся в вопросе.

Как вырастить самостоятельного ребенка

Все дело в возрасте

Стремясь воспитать в ребенке самостоятельность, взрослые нередко забывают о том, что у каждого возраста есть своя мера ответственности. То, что можно требовать от 12-летнего подростка, просто не под силу 7-летнему малышу. Поэтому родителям необходимо научиться выстраивать систему требований, отталкиваясь от возможностей своего ребенка в конкретный период времени. То же самое касается и психологического развития детей.

От 1 до 6 лет

К полутора годам ребенок начинает осознавать себя как отдельную от мамы и папы личность. В этом возрасте малыш уже может выражать свои желания, быстро передвигаться и, например, самостоятельно есть. Да, пока еще он с трудом доносит ложку с супом до рта, но, главное, уже пытается делать это сам. Конечно, гораздо проще и быстрее накормить его, одеть, обуть и вывести на прогулку. Но, действуя подобным образом, мы, во-первых, пресекаем инициативу малыша, во-вторых, демонстрируем ему, что у мамы все получается лучше и быстрее, и, наконец, лишаем его возможности почувствовать себя ответственным за самого себя. Мы действуем в интересах ребенка, но на самом деле оказываем ему медвежью услугу.

От 6 до 10 лет

В возрасте 6−7 лет дети уже вполне могут держать слово, внятно формулировать просьбы и, главное, отвечать за свои поступки. Тем не менее, требовать от ребенка слишком много все-таки не стоит, ему и без того приходится очень непросто. Первый школьный год уходит у детишек на адаптацию к новой жизни: одному удается приспособиться к школьным правилам за пару месяцев, а другому на это требуется гораздо больше времени.

  • Помогите ребенку выстроить относительно гибкое расписание, включающее ежедневные дела и удовольствия. Первоклашка еще не в состоянии учесть все нюансы, а вы вполне можете ему помочь и подстраховать.
  • Не контролируйте процесс приготовления уроков, не инспектируйте ежедневно тетрадки. Для того чтобы держать руку на пульсе, достаточно заглядывать туда пару раз в неделю. Не напоминайте ребенку о том, что надо собрать портфель на завтра, больше одного раза в день и не проверяйте, сделал ли он это. Школа — его дело, и чем раньше он это поймет, тем меньше проблем у вас будет потом.
  • Никогда не отказывайте в помощи. Ведь самостоятельность — это еще и умение признавать собственную неправоту или несовершенство. Если школьник обращается к вам с вопросом или просьбой помочь в решении задачи, не отмахивайтесь от него. Помогайте, но ни в коем случае не делайте уроки за него — так вы только снизите самооценку юного ученика.
  • Не угрожайте и не заставляйте. Не хочет делать уроки — не нужно. Но и ему придется считаться с тем, что подобное поведение приведет к тому, что он не сможет попасть на день рождения к другу, не пойдет с вами на прогулку
  • Начинайте постепенно отделяться от ребенка. Вы имеете полное право развлекаться без него (театр, кино, гости), а он — без вас. Младшеклассник уже в состоянии занять себя самостоятельно — поощряйте это качество и не пытайтесь принимать участие во всех его делах.

От 11 до 15 лет

От 16 до 18 лет

Да, гормоны еще бушуют, но ребенок постепенно приходит в себя. Но он больше не воспринимает родителей как коварных и опасных врагов. Он уже более или менее определился с планами на будущее, но пока еще не может заставить себя полностью сконцентрироваться на поставленной цели. Тем не менее, в этом возрасте подросток уже вполне может адекватно оценивать результаты собственного труда и делать соответствующие выводы. В общем, ребенок вырос, а значит, должны вырасти и ваши к нему требования.

Главный секрет

И, наконец, общее для всех возрастов правило — без доверия вырастить самостоятельного ребенка невозможно. Верьте в своих детей, не мучайте их подозрениями и упреками. Гиперопека, тревожность и многочисленные родительские страхи — главные враги его будущей самостоятельности.

Да, возможно, с помощью постоянного контроля вы сможете уберечь его от множества ошибок, но вот бороться с инфантильностью ему потом придется всю жизнь. Просто поверьте в то, что ребенок может очень и очень многое, а уж с вашей корректной помощью он и вовсе свернет горы. И тогда к 18 годам вы получите взрослого, разумного и по-настоящему самостоятельного человека, на которого действительно можно положиться.

Читайте также: