Законно ли российская федерация на территории

Обновлено: 18.05.2024

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Жителя Подмосковья в апреле оштрафовали за нарушение режима самоизоляции. Решив оспорить это решение и вообще введенные подмосковными властями ограничения, он дошел до Конституционного суда. КС постановил: самоизоляция не противоречит Конституции, поскольку помогает защитить здоровье и безопасность граждан. А вводить ее могут и региональные власти: все необходимые полномочия у них для этого есть. К тому же сложившаяся ситуация была экстраординарной и требовала быстрого реагирования.

Конституционный суд признал соответствующим Основному закону страны решение подмосковных властей ограничить передвижение граждан во время пандемии коронавируса. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте КС.

24 апреля один из жителей подмосковного Протвино (имя не указано) вышел из дома и пошел в одно из городских общественных мест, нарушив тем самым указ губернатора. Местные органы МВД составили на него протокол об административном нарушении из-за невыполнения правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения.

Протокол направили судье. Протвинский городской суд Московской области, в свою очередь, направил дело в КС проверить на конституционность нормы губернаторского постановления: заявитель считает, что они не соответствуют сразу семи статьям Конституции. Речь идет о статьях, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека, а также о том, какие сферы находятся в ведении Российской Федерации, а какие – субъектов РФ.

Ограничения – на благо граждан

Кроме того, КС отмечает: ограничение свободы передвижения – не то же самое, что ограничение личной свободы.

Суд также сослался на рекомендации ВОЗ, в которых Всемирная организация здравоохранения советовала ограничивать контакты между гражданами, в том числе вводя карантин и ограничивая передвижение людей.

Регионы против центра: кому вводить ограничения?

Конституционный суд указал, что защита прав человека в условиях пандемии входит в совместное ведение регионов и федерального центра. А это значит, что региональные власти могут регулировать вопросы, которые касаются защиты прав человека, а также защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов.

  • повседневной деятельности – когда нет такой угрозы;
  • повышенной готовности – когда угроза появляется;
  • чрезвычайной ситуации – когда ЧС возникла и надо ее ликвидировать.

Когда власти вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или аналогичное должностное лицо может назначить руководителя для устранения последствий ЧС. Он, в свою очередь, может принимать дополнительные меры по защите населения, в том числе ограничивать доступ людей и машин на территорию, где есть угрозы возникновения стихийных бедствий, указал Конституционный суд. Это должностное лицо – глава региона.

Конституционный суд указал также на то, что ситуация с коронавирусом была экстраординарной. И хотя конкретные федеральные законы о разграничении полномочий центра и регионов в борьбу с пандемией были приняты уже после указа руководителя Подмосковья, власти области предприняли экстренные меры по минимизации ущерба здоровью и жизни граждан. А значит, опережающие меры нельзя считать антиконституционными. Кроме того, временной промежуток между введением ограничений в Подмосковье и появлением полномасштабного федерального регулирования был незначительным, указали судьи.

Кроме того, с 1 апреля этого года начала действовать норма федерального законодательства, позволившая привлекать к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Это и стало основанием для введения регионального регулирования, указали в КС.

Суд оценил и соразмерность принятых ограничений нависшей угрозе. Он указал, что разумность мер, принятых подмосковными властями, отражается в установленных исключениях: возможности выйти в магазин, выгулять собаку, сходить к врачу и т.д. При этом ограничения менялись постольку, поскольку менялась санитарно-эпидемиологическая обстановка. КС также указал, что суды при рассмотрении дел об оспаривании штрафов за нарушение режима самоизоляции могут учитывать и другие уважительные причины, чтобы смягчить решение правоохранителя или вовсе его отменить.

В итоге суд признал соответствующим Конституции ограничения, введенные подмосковными властями.


Илья Назаров, управляющий партнер

Перевод денежных средств со счета в ИОФР на собственный банковский счет в стране, с которой нет автоматического обмена финансовой информацией — незаконная валютная операция

В частности нас интересовала спорная ситуация, при которой денежные средства со счета в ИОФР, расположенного в стране с которой у России нет соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией, напр., США, Канада, Великобритания (напомню, что зачисление на счета в ИОФР разрешены без ограничений в том числе по стране нахождения этой ИОФР), перечислялись бы на свой уже банковский счет в этой же стране с дальнейшим использованием для личных целей.

ВЫВОД: на счета в ИОФР, открытые в странах, с которыми у России нет соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией возможно зачисление средств от нерезидентов без ограничений, НО дальнейший перевод таких денежных средств (в случае необходимости) на личный банковский счет в этой же стране — незаконная валютная операция (штраф 75-100% от суммы операции). Т.е. перевод средств возможен ТОЛЬКО на свои банковские счета в РФ или в странах, с которыми имеется автоматический обмен.

Нами в ФНС РФ был направлен следующий запрос: «Я зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Испании для целей ведения предпринимательской деятельности на территории Испании.

Полученный нами Ответ ФНС РФ от 16.03.2021 содержит ряд разъяснений, в частности:

Зачисление на зарубежный счет заработной платы от работы по трудовому договору в стране НЕ имеющей с РФ соглашения об автоматическом обмене НЕ ВСЕГДА является законной валютной операцией

Наряду со случаями, указанными в абзаце первом настоящей части, на счета физических лиц — резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:

выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц — резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами — резидентами за пределами территории Российской Федерации своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);

При этом, в законе НЕ указано, какое именно количество времени работник должен работать за пределами территории РФ для возможности применения положений данной нормы.

Полученный нами Ответ ФНС РФ от 28.12.2020 не содержит точного указания на законность или незаконность валютной операции, по зачислению заработной платы на счет в стране, не имеющей автоматического обмена с РФ, при условии удаленной работы из РФ, но содержит следующую позицию:

ВЫВОД: законной такая валютная операция будет ТОЛЬКО в том случае, если ВСЕ время работы работник находился за пределами РФ (что, возможно, потребуется подтвердить отметками о пересечении границы в заграничном паспорте).

В случае удаленной работы из РФ на иностранную компанию зачисление заработной платы по трудовому договору должно зачисляться на счет в стране, с которой имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. В противном случае это будет растолковано налоговиками как незаконная валютная операция со штрафом 75-100% от суммы такой операции.

Как валютным резидентам рассчитаться между собой при продаже зарубежной недвижимости

Нами в ФНС РФ был направлен следующий запрос: «Я, как гражданин РФ, т.е. валютный резидент РФ продаю недвижимость, расположенную за пределами территории РФ. Покупателем выступает также гражданин РФ, валютный резидент РФ.

(1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
13) переводов физическим лицом — резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета (вклады) в уполномоченных банках;)

Не будет ли это считаться незаконной валютной операцией.

Нас интересовала ситуация, при которой необходимо продать объект недвижимости, расположенных за пределами РФ, при этом, покупателем выступает гражданин России. Напомню, что по общим правилам расчеты в валюте между валютными резидентами (граждане России) — запрещены — ст 9 173-ФЗ, за исключением перечня случаев, указанных в этой же статье.

В полученном нами Ответе ФНС РФ от 01.12.2020 содержатся следующие разъяснения:

В отношении ПЕРВОГО вопроса ФНС РФ не дала прямого ответа о законности описанной валютной операции, но пояснила, что в силу ч.7 ст.14 Закона №173-ФЗ валютные резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

ВЫВОД: при необходимости получения оплаты по договору купли-продажи недвижимости от валютного резидента со счета в иностранном банке продавцу необходимо предоставить реквизиты своего рублевого счета в банке в РФ и убедиться в том, что при зачислении средств произойдет конвертация валюты в рубли, таким образом, ВАЛЮТА НЕ будет использована в качестве средства платежа между резидентами.

В отношении ВТОРОГО вопроса ФНС РФ дала прямой ответ, указав, что закрытый перечень оснований для зачисления валюты от нерезидентов на свои банковские счета за пределами РФ указаны в ст 12 173-ФЗ. В частности в п.5.2. ст 12 173-ФЗ предусмотрено, что такое зачисление осуществляется от нерезидентов без ограничений при условии, что счет открыт в стране с которой имеется соглашение об автоматическом обмене или в стране ЕАЭС.

ВЫВОД: при необходимости получения оплаты по договору купли-продажи недвижимости от валютного резидента со счета в иностранном банке стороны могут выбрать посредника-нерезидента (так называемый escrow агент) в виде риелтора, юриста, адвоката и тд. Указанный посредник принимает оплату в валюте от покупателя-россиянина (законная валютная операция) и перечисляет ее продавцу-россиянину на счет в иностранном банке. Фактически платеж поступает от нерезидента, т.е. валютная операция является законной, т.к. прямо разрешена п 5.2. ст 12 173-ФЗ.

Дисклеймер

Описанный выше обзор НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться как окончательное руководство к действию, т.к., окончательный вывод о правомерности каждой отдельно взятой ситуации может быть сделан ТОЛЬКО после комплексного изучения всех условий этой ситуации и имеющихся документов.

Толкования применимых норм, содержащихся в Письмах /Ответах /Разъяснениях ФНС РФ являются только МНЕНИЕМ этого органа и НЕ являются законом (источником права). Это означает, что суд в случае обжалования решения налогового органа, вынесенного в том числе с учетом таких разъяснений ФНС РФ, может отменить такое решение, истолковав нормы закона (в частности 173 ФЗ) иначе.

При этом, на практике налоговые органы активно руководствуются письмами ФНС РФ, суды первой и апелляционной инстанций чаще всего поддерживают позицию нижестоящих инстанций, а в ВС РФ имеется практика отмены/ изменения таких решений.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”


Обзор документа

Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. N 364 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)”

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

15 июня 2021 года

Обзор документа

Решено продлить истекающий 15 июня 2021 г. мораторий на выдворение иностранцев из России до 30 сентября 2021 г.

До этой даты иностранцы, которые прибыли в Россию до 15 марта 2020 г. и не имеют законных оснований для пребывания в нашей стране, могут обратиться в МВД с заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать из России.

Также решено приостановить течение сроков действия удостоверений беженца и свидетельств временного убежища в России с 16 июня по 31 декабря 2021 г.

Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р, с 18 марта 2020 г. временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 763-р с 30 марта 2020 г. временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска), а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

Введенные временные ограничения не применяются в отношении лиц, указанных в пунктах 2, 2 1 и 5 1 вышеназванных распоряжений Правительства Российской Федерации, основными из которых являются:

1. Граждане Российской Федерации, въезжающие в Российскую Федерацию любым видом транспорта из любого иностранного государства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане), выезжающие из Российской Федерации любым видом транспорта, а также следующие транзитом через воздушные пункты пропуска без выхода за их пределы.

3. Граждане Российской Федерации, выезжающие из страны через морские и воздушные пункты пропуска, а также следующие железнодорожным пассажирским транспортом в Республику Беларусь.

4. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (документом, подтверждающим постоянное проживание, является вид на жительство в Российской Федерации).

5. Граждане Республики Беларусь и граждане иностранных государств, предусмотренных приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р (далее – приложение № 1), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

6. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь либо в иностранных государствах, предусмотренных приложением № 1 (имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в данной стране), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

7. Граждане Республики Беларусь и иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, следующие в Российскую Федерацию железнодорожным пассажирским транспортом.

8. Иностранные граждане (их супруги и несовершеннолетние дети, которые въезжают в Российскую Федерацию совместно с ними):

  • въезжающие в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающие степень родства);
  • являющиеся членами семьи, опекунами и попечителями граждан Российской Федерации либо иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации (при наличии копии документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства), российского гражданства члена семьи либо права на постоянное проживание в Российской Федерации);
  • въезжающие в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства).

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

** Документами, подтверждающими родство, могут являться: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации брака и др. (перевод на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства, либо заверение у нотариуса их копий не требуется).

9. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации (их супруги и несовершеннолетние дети, которые следуют совместно с ними):

  • в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающих степень родства);
  • в целях лечения (при наличии копий документов принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России);
  • к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства);
  • к месту проживания членов семьи, опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации (при наличии копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также копий документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства);
  • в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства (при наличии документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (рабочей визы);
  • для получения образования в иностранных образовательных организациях (при наличии документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или копий документов российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (учебной визы);
  • при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд;
  • имеющие также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

10. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (при наличии в документе отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины).

11. Иностранные граждане, имеющие дипломатические и служебные визы, а также обыкновенные частные визы, выданные по решению МИДа России.

13. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия.

14. Граждане Республики Абхазия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Абхазия и граждане Республики Южная Осетия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Южная Осетия.

Дополнительно сообщаем, что проверка отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию в пунктах пропуска проводится должностными лицами подразделений Роспотребнадзора в ходе санитарно-карантинного контроля. За разъяснениями по соответствующим вопросам рекомендуем обращаться в Роспотребнадзор.

Данные изменения отменяют требования обязательного указания в нотариально оформленном согласии наименований государств, которые намерен посетить несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, и сроков такого выезда.

Читайте также: