Законно ли начисление по нормативу если есть счетчик

Обновлено: 02.07.2024

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Что считается неисправностью прибора учета?

Объем коммунальных услуг на индивидуальные нужды

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Пример: ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя 21 сентября. В этом случае среднемесячный объем потребления применяется в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф. Расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. В нашем примере в расчете с 1 по 20 сентября (период исправной работы ИПУ) используется объем, определенный по показаниям ИПУ, с 21 по 30 сентября (период выхода ИПУ из строя) используется среднемесячный объем с учетом доли количества дней, в течение которых прибор был неисправен, от общего количества дней месяца. Всего в сентябре 30 дней, прибор был неисправен в течение 10 дней (с 21 по 30), следовательно, подлежащий оплате объем потребления услуги с 21 по 30 сентября рассчитывается как среднемесячный объем, определенный по показаниям ИПУ, умноженный на 10/30 (1/3 среднемесячного объема). Важно понимать, что при выходе ИПУ из строя 21 сентября использование среднемесячного объема потребления до 21 декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются этот объем, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячного объема более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Окончание применения среднемесячных показаний

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

В данной статье рассмотрим вопрос о том, насколько возможно получить перерасчет размера платы по счетчикам воды, если потребитель не передавал показания, а также насколько законным является отказ в таком перерасчете.

Перерасчет по счетчикам воды

Прежде всего, следует отметить, что имея индивидуальный прибор учета (счетчик) водоснабжения в квартире, не у всех и не всегда получается передать его показания в установленный срок для расчета размера платы за определенный расчетный период (месяц).

Плата при непредоставлении показаний индивидуального прибора учета (счетчика) на воду начисляется следующим образом:

→ в течение 3 месяцев (расчетных периодов) – исходя из среднемесячных показаний такого прибора учета (которые определяются за предыдущие 6 месяцев),

→ а затем, если показания так и не были переданы потребителем, - исходя из норматива потребления, установленного на водоснабжение, и количества проживающих в квартире (жилом доме).

Такой порядок расчета предусмотрен пп. б) пункта 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее - Правила).

Проходит время, и потребитель по истечении, например, 4 месяцев решает передать фактические показания индивидуального счетчика. Исполнитель принимает данные показания, начинает производить расчет размера платы по фактическим показаниям прибора учета.

Заявление в УК, ТСЖ или ЖСК

Возникает вопрос: может ли потребитель получить перерасчет размера платы за водоснабжение за период, в котором не передавались показания индивидуального счетчика, а расчет размера платы производился не фактическому потреблению, а по среднемесячным показаниям и нормативу потребления?

Да, получить перерасчет размера платы за этот период возможно согласно следующим положениям Правил:

Согласно пп. к(1)) пункта 33 Правил потребитель не обязан, а имеет право при наличии индивидуального прибора учета (счетчика) ежемесячно снимать и передавать его показания исполнителю не позднее 25 числа текущего месяца.

В пп. ж) пункта 31 Правил указано, что исполнитель обязан принимать от потребителя показания индивидуального прибора учета (счетчика), а также проводить проверки состояния прибора учета и достоверности переданных потребителем показаний.

Расчет размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчика должен производиться в порядке, указанном в п.59 и 60 Правил, и исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за водоснабжение, если при проведении проверки состояния прибора учета (которая выявит, что счетчик исправен, пломбы на нем не повреждены), а также достоверности переданных потребителем данных о его показаниях выявится расхождение между фактически потребленном объемом водоснабжения и объемом, который был предъявлен потребителю для оплаты – это предусмотрено пунктом 61 Правил.

Причем, речь идет не только о счислении платы, если фактически потребленный объем водоснабжения окажется меньше начисленного (излишне уплаченные суммы подлежат зачету в будущих периодах), но и о доначислении платы, если выявится, что потребитель израсходовал водоснабжения больше, чем было ему предъявлено для оплаты по среднемесячным показаниям и нормативу.

Перерасчет размера платы производится исходя из показаний проверяемого прибора учета, а разница в объеме водоснабжения считается потребленной за тот расчетный период, в котором проводится проверка счетчика и достоверность его показаний, если, конечно, потребителем не будет доказано иное.

Что касается перерасчета размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчиков, то необходимо рассмотреть 2 случая:

И в том, и в другом случаях перерасчет размера платы должен быть сделан. Это предусмотрено положениями Правил, данная позиция поддержана в Определении ВС РФ от 26.08.2019 №302-ЭС 19-14339 по делу №А 33-27839/2018, в котором исполнитель оспаривал предписание надзорного органа, в котором было указано и необходимости произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическими показаниями счетчика. Суд встал на сторону надзорного органа и не отменил предписание, обязывающее исполнителя произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическим потреблением. Также разъяснение по данному вопросу давал Минстрой РФ в письме от 10 февраля 2017 г. № 4070-АТ/04.

Если рассматривать первый случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения превышает фактическое потребление, образуется переплата со стороны потребителя), то обнаружив разницу в начисленной плате и фактическим потреблением за период, когда показания не предоставлялись, потребитель может обратиться к исполнителю для проведения перерасчета платы.

Важно отметить, что перерасчет платы можно потребовать после проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнителем, по результатам которой составляется акт, где, собственно, и фиксируются фактические показания счетчика на момент проверки.

Согласно пунктам 82-84 Правил исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях счетчиков и проверки состояния счетчиков.

Если исполнитель не проводит проверку прибора учета и его показаний, потребитель может инициировать проверку состояния своего счетчика самостоятельно, направив соответствующее обращение (заявление) исполнителю. Согласно п. е(2)) Правил такая проверка должна быть проведена исполнителем в срок не превышающий 10 рабочих дней с момента обращения потребителя.

По факту проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с показаниями счетчика.

Обращение в управляющую организацию через ГИС ЖКХ

Если рассматривать второй случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения меньше фактического потребления, образуется недоплата со стороны потребителя), то потребители не спешат обращаться к исполнителю, а в большинстве случаев, все также не передают показания по счетчику, оплачивая норматив потребления.

Но данные действия потребителя не являются выходом, чтобы уменьшить плату. Исполнитель имеет право самостоятельно инициировать проверку состояния прибора учета и его показаний. А согласно пункту 84 Правил исполнитель обязан это сделать, если потребителем не передаются показания в течение 6 месяцев подряд.

Таким образом, выявив недоплату по фактическому потреблению исполнитель все также вправе сделать перерасчет размера платы и доначислить неоплаченный объем водоснабжения. Кроме того, необходимо учитывать следующее, что при увеличении тарифа на водоснабжение, которое, как правило, производится ежегодно, сумма, доначисленная к оплате, может оказаться выше, чем если бы фактически потребленный объем был начислен в тот расчетный период, в который он был потреблен.

Именно поэтому, для самого потребителя важно своевременно передавать показания индивидуального счетчика исполнителю для начисления платы за тот расчетный период, в котором потреблялось водоснабжение, к тому же на сегодняшний день исполнители, в большинстве случаев, предоставляют различные способы передачи показаний индивидуальных приборов учета, в том числе удаленно, – телефон, Интернет или иные способы, и проблем с передачей показаний не должно возникать у потребителя.

Объём индивидуального потребления жилого помещения за календарный месяц, определяется исходя из показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта, а при отсутствии прибора учёта исходя их нормативов потребления электроэнергии. В случае отсутствия у гарантирующего поставщика показаний прибора учёта объём индивидуального потребления определяется расчётным способом, исходя из среднемесячного потребления жилого помещения, за предыдущие расчётные периоды.

Никаких санкций к потребителю за отсутствие информации о потреблении не применяется. Если потребитель не передал показания прибора учета до 25 числа, ему будет произведено начисления за месяц расчётным способом.
После поступления сведений, влияющих на расчет объема потребления энергии (переданные показания электросчетчика, данные обхода контролера и т.д.), в автоматическом режиме производится перерасчет, результаты которого учитываются при формировании платёжных документов.
Передавать показания приборов учёта нужно не позднее 25 числа текущего расчётного периода. Рекомендуем снимать и передавать показания приборов учёта с 15 по 25 число.

Сумма к оплате в квитанции рассчитывается одним из следующих способом:
- на основании показаний, переданных потребителями при условии их передачи в период с 15 по 25 число включительно;
- на основании контрольного снятия показаний, произведённых гарантирующим поставщиком, сетевой организации или уполномоченными на это лицами (управляющими организациями, старшими по дому в МКД определёнными решением собственников).
- при отсутствии информации о показания прибора учёта и при временном отсутствии прибора учёта (выход из строя, утрата ранее введенного в эксплуатацию прибора учета или истечение срока его эксплуатации) для определения потребления используются расчётные способы.

Переданные показания приборов учёта электроэнергии учитываются при начислении платы в месяце их передачи и отражаются в платёжном документе месяца следующего за месяцем передачи показаний. В случае если показания прибора учёта электроэнергии не были переданы, в платёжном документе предъявляется к оплате сумма, начисленная исходя из среднемесячного объёма потребления за предшествующие периоды. После получения показаний в платёжном документе на оплату коммунальных услуг указывается весь объем электропотребления за период от предыдущего снятия показаний до последнего, а сумма к оплате предъявляется за вычетом сумм, начисленных исходя из среднемесячного потребления. Пример:

Дата снятия показаний Вид начисления Показания Потребление за расчётный период (кВт*ч) Сумма начислено (руб.) Сумма перерасчёта (руб.) Сумма к оплате (руб.) Платёжный документ за месяц
23.02.20г. По счётчику 30070
24.03.20г. По счётчику 30135 65 196.95 196,95 февраль 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30205 70 212.10 212,10 апрель 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30277 72 218.16 218,16 май 20г.
Исходя из среднемесячного потребления 30351 74 224.22 224,22 июнь 20г.
23.08.20г По счётчику 30300 165 499.95 -1224,12 499,95 август 20г.
- 654,48 руб. = (- 212,10 руб.) + (- 218,16 руб.) + (- 224,22 руб.)

В случае отсутствия сведений о показаниях прибора учёта за тот или иной месяц начисление производится расчетным способом в соответствии с законодательством РФ (среднемесячное потребление). В дальнейшем после поступления сведений о показаниях счётчика осуществляется перерасчет на основании этих показаний.
Перерасчет выполняется за все месяцы, за которые не поступала информация о показаниях. Если фактический расход электроэнергии по показаниям прибора учета оказался больше расчетного, то потребителю необходимо доплатить сумму доначисления. Если фактический расход оказался меньше расчетного, то доплата не требуется, а при выявлении суммы переплаты она учитывается при выставлении в последующих платёжных документах.
Более подробная информация про расчётный способ, а также пример такого расчёта, содержатся в ответе на вопрос выше.

Потребителю рекомендуется ежемесячно передавать показания электросчётчика, даже если в жилом помещении (доме) никто не живёт и, соответственно, нет расхода электроэнергии. В этом случае следует передавать не меняющиеся показания. Дело в том, что если показания не передаются, то платёжные документы будут формироваться исходя из среднемесячного потребления. Таким образом, может сформироваться задолженность даже при отсутствии потребления электроэнергии.
Потребителю не нужно передавать показания по приборам учета электроэнергии, если он присоединен к интеллектуальной системе учёта электроэнергии. В этом случае обязанность по снятию показаний таких приборов учёта для дальнейшего расчёта (контроля) возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию). Данный процесс происходит без участия потребителя..

Расчёт производится следующим образом:
Размер платы за электроэнергию потребителя, проживающего в жилом помещении по нормативу = (Кол-во граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении) x (Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению для жилого помещения) x (Тариф)

Причины могут быть разными, но основными являются:
- показания прибора учёта были предоставлены после осуществления расчётов и формирования платёжного документа, например, 27- го числа месяца;
- был произведен контрольный съём показаний прибора учёта после предоставления их потребителем.

Особенность расчёта таких потребителей заключается в том, что они помимо потребления своего жилого помещения (комнаты) должны оплатить потребление мест общего пользования коммунальной квартиры. Такими местами, например, являются санузел и кухня. Потребление этих мест должно распределяться между всеми собственниками комнат в коммунальной квартире. Расчёт производится одним из следующих способов:

1–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта.



2–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и не все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта. Расчёт размера платы за электроэнергию, предоставленную потребителю, проживающему в комнате, оборудованной комнатным прибором учёта электроэнергии осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учёта и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объёма (количества) электроэнергии, потреблённой в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат коммунальной квартиры (санузлы, кухни и т.д.), и о его распределении между всеми потребителями коммунальной квартиры.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменном виде, подписано всеми потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано гарантирующему поставщику.

3–й способ: Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учёта и не все комнаты оборудованы комнатными приборами учёта. (отсутствует достигнутое письменное соглашение между всеми потребителями коммунальной квартиры) Показания комнатных приборов учёта при расчётах размера платы за потреблённую электроэнергию в этом случае не учитываются. Расчёт производится следующим образом:


4–й способ: Если коммунальная квартира не оборудована общим (квартирным) прибором учёта


Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Да, возможен, но при соблюдении ряда условий.
Перерасчёт размера платы за коммунальную услугу электроснабжения осуществляется в случае наличия одновременно следующих условий:
- отсутствие потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд;
- жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором;
- отсутствует техническая возможность установки прибора учёта, подтвержденная актом обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), комнатного приборов учета.
Если отсутствие технической возможности установки прибора учёта не подтверждено в установленном законодательством порядке, то перерасчёт возможен в случае отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами.
Перерасчёту не подлежит размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды.

Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Да, можете. Требования к оформлению справок:
- Билеты – именные. В случае оформления проездных документов в электронном виде к билетам прилагается документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолёт, иные документы);
- Наличие подлинников при предъявлении копий билетов.

Длительная реформа в сфере коммунального хозяйства обязала всех жильцов поставить у себя приборы учёта коммунальных ресурсов. Для тех, у кого счетчиков нет или они неисправны, введены повышающие коэффициенты. Мы расскажем о применении повышающего коэффициента при отсутствии приборов учёта, когда и почему он применяется, а также о том, выгодно ли жить без водомеров.

Законодательство

Нормативные акты (законы), которых регламентируют применение повышающего коэффициента, следующие:

  1. ЖК РФ, в частности ст. 157, в которой прописан порядок формирования платы за потреблённый ресурс, в том числе и при отсутствии счётчика.
  2. Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), в которых подробно расписан порядок начисления платы за потреблённый коммунальный ресурс.
  3. Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, вносящее некоторые поправки в Правила №354.


Когда применяется коэффициент

На основании п. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата за потреблённый коммунальный ресурс рассчитывается, исходя из показаний счётчика. Если его нет, следует применять норматив. Этот же пункт содержит указание на то, что если счетчиков нет, следует применять коэффициенты.

Пункт 42 Правил №354 определяет порядок расчёта платы за ресурс при отсутствии счётчика. То есть если водомер отсутствует,плата будет исчисляться не по его данным, а исходя из норматива потребления, помноженного на повышающий коэффициент.

Нормативы потребления утверждаются отдельными нормативными актами для каждого ресурса отдельно в каждом регионе. Например, на москвича по норме полагается 6,935 кубов холодной воды и 4,745 горячей. Пермяку же придется платить меньше – за 5,6 и 3,4 куба соответственно.

Размер повышающего коэффициента прописан в пунктах Приложения 2 Правил 354:

  1. С 2016 года он был равен 1,4.
  2. С 2017 года он увеличен до 1,5.

Планировалось увеличение этого показателя до 1,6, однако в 2016 году Правительства РФ приняло решение об ограничении максимального размера на уровне 1,5.

Отсылки о необходимости использования повышающего коэффициента содержатся в пунктах 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3).

Повышающий коэффициент применяется только при отсутствии счётчиков воды. Эта мера направлена на то, чтобы абоненты устанавливали в своих помещениях водомеры.

применение ПК в подмосковье

Порядок и необходимость применения повышающего коэффициента регламентирована законами в следующих случаях:

  1. По истечении трёхмесячного периода в соответствии с условиями п. 60 Правил № 354:
  • если вообще не установлен счётчик;
  • если счётчик установлен, но истёк срок его использования, закончился межповерочный интервал и он стал непригоден для учёта ресурса;
  • если владелец не обеспечил доступ в жилое помещение для осмотра приборов учёта.
  1. При оформлении акта о вмешательстве в работу счётчика.

В некоторых ситуациях установить прибор учёта невозможно при наличии определённых обстоятельств. В этом случае понадобится составление акта об отсутствии технической возможности установки водомера. Порядок получения этого документа также регламентирован законом.

Получение этого документа возможно только при наличии определённых критериев, подтверждающих невозможность монтажа водомера. Список этих показателей также закреплён нормативным актом. То есть если потребитель просто не желает устанавливать у себя счётчик – это не будет являться основанием для составления акта.

Только после получения этого документа можно рассчитывать на то, что плата будет начисляться только по нормативу, без коэффициента.

Расчёт платы за воду с коэффициентом

Нет никакой необходимости производить самостоятельный расчёт повышающего коэффициента. Его размер является фиксированными утверждается нормативным актом. Применение этого показателя является обязательным на всей территории РФ.

Размер (формулу) платы за водоснабжение при отсутствии счётчика можно узнать из Приложения 2 пункта 4(а):

Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,

  • ni – число человек, проживающих в жилом помещении;
  • Nj – показатель норматива. Он определяется отдельными актами на территории каждого субъекта РФ;
  • Kпов – повышающий коэффициент. На декабрь 2019 года он составляет 1,5.
  • Tкр – тариф за потреблённый ресурс. Каждый регион РФ определяет самостоятельно стоимость коммунальных ресурсов и утверждает тарифы на них.

В качестве примера проведём расчёт платы за потреблённую воду в Воронеже с применением установленных тарифов ЖКХ из расчёта на двух прописанных человек и норматива потребления холодной воды.

2 чел.*5,1куб./м*25,33 руб. * 1,5 = 387,55 руб.

В среднем семья, состоящая из двух человек, тратит 4 куба холодной воды. Если стоят счетчики, плата за месяц будет следующая: 4 куб./м * 25,33 руб. = 101,32 руб.

Из представленного расчёта видно, что плата за ресурс за этот же период без водомера, в несколько раз превышает сумму расчётов по счётчику.

В каких случаях выгоднее обойтись без счётчиков воды

В некоторых случаях семье выгоднее будет вносить плату, исчисляемую по нормативу при отсутствии водомера. В основном это касается больших семей.

В большинстве случаев расчёт по нормативу производится, исходя из количества прописанных в жилом помещении. Ресурсоснабжающая организация может получить эти сведения в силу положений закона.

То есть если в квартире проживает семья из шести человек, а прописан официально всего один, выгоднее будет платить, исходя из норматива, нежели по фактическому потреблению (по счётчику).

При этом действующие нормативные акты не содержат никаких норм, прямо обязующих абонентов устанавливать в своих помещениях счётчики.

Как не платить коэффициент

Закон предоставляет возможность освобождения от уплаты повышающего коэффициента. Для этого надо официально подтвердить невозможность установки водомера в помещении.

Существуют ситуации, когда поставить счётчик не получится. В этом случае чтобы существенно снизить размер платы, потребителю необходимо добиться оформления акта о невозможности монтажа водомера.

Документ Акт о невозможности установки водомера

Алгоритм действий будет следующий:

  1. Обращение в управляющую компанию с заявлением о проведении обследования на предмет возможности монтажа водомера.
  2. Совместное обследование жилого помещения на предмет возможности установки водомера.
  3. Подписание акта о невозможности установки водомера.
  4. Получение экземпляра акта на руки.
  5. Повторное обращение в свою компанию с заявлением, копией акта и требованием изменения системы расчёта – без применения коэффициента.

При выполнении указанных действий со следующего месяца абоненту будут поступать квитанции с расчётом платы без повышающего коэффициента. Перерасчёт за более ранние периоды невозможен.

Эта мера – коэффициент 1,5 – направлена на стимулирование абонентов устанавливать приборы учёта. Избежать начислений с его использованием возможно только при оформлении акта о невозможности установки в жилом помещении приборов учёта. Во всех других ситуациях расчёт платы будет происходить с использованием этого показателя.

На основании какого правового акта невозможен перерасчёт за ранние начисления?

Имеют ли право Управляшки применять повышающий коэффициент 1.5 без уведомления жителя?

У меня стоят счетчики на горячую и холодную воду, водоканал начисляет повышающий коэффициент, на каком оснлвании?

Считаю не правомерно начисление коэффициента 1,5 задним числом за 3 года без предупредительных и стимулирующих квитанций.Человеку живущему на одну пенсию вообще страшно и опасно слышать только сумму этого коэффициента в 7000. Получается что ЖЭУ удобно молчать не вносить это квиток а потом спросить за 3 года

Это вопрос к законодателям…

Я смотрю в квитанции Увел тарифа по Коэф. Канализация (Водоотведение) 1 стоит. На воду 1,5 это без счетчиков.

Чтоб суки подавились и захлебнулись

Добрый день, живём в коммунальной квартире, как быть в этом случае, у меня 3 комнаты, проживает вдвоём, а за пользование водой идут начисления на все 3 комнаты

Во всех законодательных актах, установка приборов учета и применение ПК к нормативу прописана к Собственнику.
К нанимателю соц.жилья (собственник -Муниципалитет) применение ПК нигде не прописано. т.е применение незаконно. Упр.Компании по закону должны взыскивать ПК с Собственника, т.е Муниципалитета. Прокуратура, Администрация крутятся как ужи, юридически обосновать применение не могут. Жду ответа суда, Роспотребнадзора и Прокуратуры с Администрацией повыше. Даже интересно стало за их судорожными телодвижениями наблюдать.

При отсутствии счетчика на хол. воду берут по нормативу, а он как показывает практика, завышен. Так еще и повышающий коэффициент придумали лишь бы обогатить водоканал!

И я о том же. Все в угоду ОБОГАЩЕНИЯ ресурсоснабжающих организаций!

Воды столько не проходит по их счетчикам, за какое количество они собирают с нас деньги.

Коммунальный Питер

3. В Жилищную инспекцию на сайте госуслуг. https://my.dom.gosuslugi.ru
Тема: "Нарушение управляющей организацией обязательств по управлению многоквартирным домом".
Тут уже можно приложить ответы Прокуратуры, выложенные в первом посте.

Коммунальный Питер

Коммунальный Питер

Портал дал такой ответ на обращение.
Обратите внимание! Коэффициент ранее не начислялся из-за технического сбоя.
Кто виноват в техническом сбое, длящемся 4 года и кто за это ответит, не указано.

Коммунальный Питер

Еще к ответу были приложены расчеты, в которых ничего невозможно понять. Период расчета (или перерасчета) не указан.

Коммунальный Питер

Имея на руках ответ с портала "Наш Санкт-Петербург", можно написать в прокуратуру того района, где находится Жилкомсервис. И использовать этот ответ. И ответы Прокуратуры из первого поста.
http://procspb.ru/reception. В Прокуратуру тоже можно обращаться по интернету.
Тема: "О нарушениях в ЖКХ".
К обращению можно приложить заявление. В этих обращении и заявлении уже есть законодательная база.
Также можно приложить ответы Прокуратуры, выложенные в первом посте.

Коммунальный Питер

Коммунальный Питер

Коммунальный Питер

Законодательная база (есть в заявлении в Прокуратуру).

О нарушении ППКУ со стороны ЖКС № 3 свидетельствует следующее:

3. Основанием для применения повышающего к-та в квитанции ЖКС № 3 указал ППКУ.

В пункте 42 ППКУ указано: «При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению,

Из чего следует, что неначисление повышающего к-та за предыдущие периоды произошло из-за технического сбоя, длящегося 4 года. Ввиду того, что просроченная дебиторская задолженность произошла по вине УК, она должна закладываться в убытки УК, а не взыскиваться с потребителя.

Однако, в данном случае и дебиторской задолженности нет, так как повышающий коэффициент не является коммунальным ресурсом, фактическое потребление которого необходимо оплатить. Это штраф, призванный стимулировать установку приборов учета населением, взыскание его задним числом не только не имеет смысла, но и незаконно.

Согласно ППКУ перерасчет размера оплаты за потребленную коммунальную услугу делается в трех случаях:

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Читайте также: