Как законодательно урегулирован принцип профессионализма российского парламентария

Обновлено: 30.06.2024

В рамках практических занятий обучающиеся должны быть готовы ответить на следующие вопросы и выполнить следующие задания:

1. Чьи интересы представляют (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

2. В ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 98 Конституции РФ говорится о членах Совета Федерации, а в п. 9 Заключительных и переходных положений – о депутатах Совета Федерации. Можно это назвать внутриконституционным противоречием?

3. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Может быть, стоит упразднить данную двухпалатность?

4. В чем выражается постоянный характер работы палат (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ)?

6. Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания?

7. Сформулируйте критерии профессиональной и эффективной деятельности палат Федерального Собрания. Должны ли они быть едиными для представительной и исполнительной власти?

8. Перечислите распорядительные полномочия палат Федерального Собрания. В чем смысл и содержание функции распорядительства?

9. Могут ли депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации на своем совместном заседании обсудить состояние дел в сельском хозяйстве и принять по данному вопросу совместное постановление?

10. Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу, а кто вправе распустить Совет Федерации в случае парламентского кризиса, вызванного недееспособностью этой палаты?

11. Каков характер отношений между палатами Федерального Собрания и Счетной палатой?

12. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Госдумы, членов Совета Федерации?

13. Могут ли депутатские фракции, представленные в Госдуме, досрочно отозвать входящих в них депутатов?

14. Являются ли председатели палат их руководителями?

15. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?

16. Вправе ли палаты Федерального Собрания принять единый регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

17. Кто и с какими правами входит в состав Совета Государственной Думы?

18. Что представляет собой мандат парламентария?

19. Как законодательно урегулирован принцип профессионализма российского парламентария?

20. Что такое парламентский запрос? В чем его отличие от обращения депутата и от депутатского запроса?

21. Можно ли отозвать депутата Государственной Думы?

22. Может ли депутат Государственной Думы осуществлять свои полномочия на неосвобожденной основе?

24. Используя главу 5 Конституции РФ, составьте в письменном виде алгоритмы действий палат Федерального Собрания РФ по принятию Федерального конституционного закона и федерального закона.

Сравнительный признак Депутат Государственной Думы Член Совета Федерации
Срок начала полномочий
Срок окончания полномочий
Правовая основа деятельности
Гарантии
Ответственность
Основания досрочного прекращения полномочий

Название гарантии Содержание гарантии
Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии
Парламентский запрос
Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

29. Проанализируйте 4, 5 и 6 главы Конституции РФ и выпишите в тетрадь нормы права, закрепляющие основания прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

30. От имени работника юридической консультации расскажите заинтересованному лицу, каким образом он может стать депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ

31. Проанализируйте нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях и выпишите виды правонарушений и соответствующие им наказания, посягающие на статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Обучающиеся также выполняют практические задания и решают задачи:

2. В каких случаях Президент может распустить Госдуму? Вправе ли он распустить Госдуму после трехкратного отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ, если до начала третьего рассмотрения его кандидатуры Госдума выдвинет обвинение против Президента с целью отрешения его от должности? Дайте мотивированное заключение по данному вопросу.

3. Решением Совета Федерации на одном из заседаний:

а) назначены Генеральный прокурор России и его заместители;

б) избран Председатель Конституционного Суда РФ;

в) назначены председатель и заместитель председателя Счетной палаты;

г) избран уполномоченный по правам человека;

д) избраны судьи ряда областных судов субъектов федерации;

е) назначен по представлению Президента РФ заместитель председателя Верховного Суда РФ.

Соответствуют ли перечисленные решения законодательству?

4. Депутат Госдумы Сутягин, проработав федеральным министром всего две недели, был освобожден Президентом РФ от занимаемой должности. Сутягин решил вернуться к исполнению депутатских обязанностей, но мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены. Отметим, что за время пребывания Сутягина в должности министра палата не успела принять постановление о досрочном прекращении его полномочий. Разрешите возникшую ситуацию.

5. Дайте сравнительную характеристику внутреннего устройства Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ на момент упразднения последнего.

6. На рассмотрение Государственной Думы представлен проект постановления. В нем предлагается внести изменения в Регламент Государственной Думы, предоставив комитетам палаты право принимать решения от имени всей Государственной Думы, за исключением законов и постановлений, принимаемых в порядке реализации полномочий, перечисленных в ст. 103 Конституции РФ. В пояснительной записке указывается, что подобная практика существует во многих парламентах мира; комитеты, как правило, отражают партийный состав палаты в целом. Рассмотрение и принятие постановлений комитетами позволит принимать квалифицированные решения и оптимизирует работу палаты.

Какие рабочие органы создаются в Государственной Думе? Каковы порядок их формирования и полномочия? Как вы относитесь к предлагаемым изменениям?

7.Депутат Государственной Думы, неоднократно пропускавший ее заседания, был предупрежден Председателем Государственной Думы о том, что, в случае очередной неявки на заседание, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении его полномочий. Проанализируйте ситуацию, ссылаясь на соответствующие законы и Регламент Государственной Думы.

8. К депутату Государственной Думы обратился избиратель с просьбой провести депутатское расследование по факту невыплаты ему заработной платы в установленные сроки. Депутат сделал письменное предложение включить указанный вопрос в повестку очередного заседания Государственной Думы, но получил немотивированный отказ.

Проанализируйте ситуацию. Как законодательно регламентируется процедура парламентского расследования? Предусмотрено ли законодательством депутатское расследование?

9. Депутат Государственной Думы подготовил для избирателей годовой отчет об исполнении своих полномочий и попросил утвердить его на очередном заседании Государственной Думы, но вопрос в повестку заседания не включили. Оцените действия депутатов. Каков порядок составления и утверждения депутатских отчетов?

10. Член Совета Федерации представил в налоговые органы декларацию об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о доходах, часть которых он не указал. Как позже выяснилось, сделал он это умышленно, в связи с чем был привлечен к административной ответственности налоговыми органами. Оцените правомерность действий каждого субъекта. Как должен быть урегулирован рассматриваемый вопрос в соответствии с нормами законодательства?

Основные понятия темы: парламент, парламентаризм, парламентский запрос, парламентский контроль, парламентское расследование, Федеральное Собрание, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления палат Федерального Собрания, Совет Федерации, структура Совета Федерации, полномочия Совета Федерации, Государственная Дума, структура Государственной Думы, полномочия Государственной Думы, Совет палаты Федерального Собрания, комитеты палат Федерального Собрания, комиссии палат Федерального Собрания, депутатская фракция, мандат парламентария, принцип несовместимости, права парламентария, запрос парламентария, обязанности парламентария, гарантии парламентария, иммунитет и индемнитет парламентария, законодательная власть, законодательный процесс.

Источники по теме:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

8. О политических партиях. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

10. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 7. Ст. 635.

11. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – Парламента Российской Федерации: принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014.

2. Акчурин А.Р. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: опыт и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2015

4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2015.

5. Бузин А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алгоритм? // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.

6. Варлен М.В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. 2013. № 12.

7. Винокуров В.А. Совет Федерации: изменения в формировании // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.

8. Глушко Е. К. и др. Разделение властей и парламентаризм. – М.: ИГПАН, 1992.

9. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 1.

10. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005 № 6.

11. Гранкин И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

12. Гущин В.З. Особенности привлечения к административной ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и особенности президентского иммунитета от привлечения к административной ответственности // Современное право. 2013. N 8.

13. Звягин Ю. Кто есть спикер: слуга регламента или руководитель палаты // Российская Федерация. 1994. № 1.

14. Звягин Ю. Законотворческая деятельность Думы: авторитеты и приоритеты // Российская Федерация. 1994. № 4.

15. Зубарев А.С. Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как субъекты парламентского контроля // Российский следователь. 2012. № 11.

16. Ишеков К.А. Некоторые направления парламентского контроля: уровень субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

17. Казанков С.П. Конституционно-правовые гарантии при привлечении к уголовной и административной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 6.

18. Карасев А.Т., Гиздатов А.Р. Парламентский контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9.

19. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10.

20. Мальцан А.Л. Современный парламентаризм: кризис или обновление идеи // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

21. Милль Дж. Размышления о представительном правлении. – М., 1992.

22. Никитенко М.Г. Депутатские слушания в контексте функционального аспекта деятельности представительных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 7.

23. Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной Палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

24. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6.

25. Смоленская А.А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6.

26. Сурков К. Предмет парламентских расследований // Юридический мир. 2005. № 10.

27. Федотова Ю.Г. Парламентский контроль и парламентское расследование в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9.

Высокий уровень компетентности и профессионализма — вот чем должны обладать властные структуры, взявшиеся за радикальные реформы. Для создания рыночного хозяйства необходимы в первую очередь, два фактора: частная собственность и выборы профессионального парламента. Создание профессионального парламента кропотливая, терпеливая работа не одного года, не одной выборной кампании. Вряд ли можно сформировать компетентный профессиональный парламент путем одних только перевыборов состава Верховного Совета Российской Федерации.

По мировым стандартам уровень российского профессионализма все еще недостаточен. Это можно объяснить незначительным удельным весом юристов, политологов, социологов, экономистов в “Белом доме”. Однако, на лицо рост профессионализма депутатского корпуса в Верховном Совете на протяжении последних двух лет.

Мы ведь ни разу не ставили вопрос: что такое профессиональный парламент? Кто готовит парламентариев? У нас их выбирает народ на выборах из наиболее активных на политической арене. Однако, чтобы парламент по мировым меркам стал профессиональным законодательным органом, мы критическими методами должны регламентировать его деятельность. Выборы депутата народом — одно. Узаконенная система профессиональных требований к парламентарию, строго определенный статус члена парламента — другое. Во всех европейских странах демократической ориентации с рыночной экономикой роль парламента состоит в формировании и поддержании правовой, законодательной базы рынка, механизмов реализации рыночного хозяйства. Легко понять, почему в парламентах Запада работают в основном профессионалы-экономисты, юристы, политологи.

Сегодня мандат депутата дает достаточное количество узаконенных, а еще больше скрытых привилегий. Отсюда естественное стремление стать депутатом. Вопрос о привилегиях — один из раздражающих вопросов. Воспитанные на уравнительных принципах люди полагают, что депутаты не должны иметь привилегии первыми из первых, а служить бескорыстно. Настает время и этот вопрос поставить на избирательную основу, но на этот раз до выборов, а не после. Избиратели должны знать, что депутатами становятся достойные, и избранникам необходим соответствующий положению уровень жизни. Иначе не сформировать профессиональный парламент, удовлетворяющий требованиям цивилизованных норм. Коммерческие структуры втянули в себя энергичных, знающих людей. В парламент должны быть избраны лучшие из лучших, самые знающие из профессионалов, честнейшие из честных.

Действенность и сила власти, как показывают цивилизованные страны, укрепившиеся на государственной концепции разделения властей, определяются в первую очередь глубокой разработкой законодательной базы, четким действием механизмов реализации на практике законов. Беседы с зарубежными парламентариями, конференции, симпозиумы и другие встречи на данном направлении парламентской деятельности подсказывают: реформирование в демократическом направлении по линии укрепления уважения к закону и его исполнению, реформирование самих законодательных, исполнительных и судебных органов власти стало задачей дня.

Профессионализм

Профессионализм До определённого времени я как-то не задумывался о сущности этого слова. Ну, помнится, встречались наши советские хоккеисты с заокеанскими профи, били их — и без высокой зарплаты, без гонораров… И кто из них — профессионалы?А потом попалась мне на глаза

Член парламента

Член парламента Однажды меня вызвали в Центральный Комитет партии к Елене Дмитриевне Стасовой. Она сказала мне, что в Советскую Россию прибыл какой-то английский полковник. Сейчас он находится в Туле. Его переводчик заболел, и нужно немедленно послать к полковнику

1985. Профессионализм

1985. Профессионализм 3.03Разбег занимает 27-30 секунд. С начала разбега до начала первого разворота проходит минута. За это время пилот должен переработать достаточное количество информации и произвести ряд соразмерных и согласованных действий.Первое с начала

Профессионализм – в жертву национализму

Профессионализм – в жертву национализму Украинизация быстро принесла свои плоды. С уходом ряда грамотных офицеров их вакансии заполнили люди, далекие от специфики работы бригады боевых пловцов. Уровень боевой подготовки стал падать.Вскорости директивным

Расстрел Парламента

Расстрел Парламента Вскоре мне сообщили, что из танковых крупнокалиберных орудий бьют прямой наводкой по верхним этажам здания Верховного Совета Российской Федерации. Стреляют офицеры — “добровольцы”, танкисты Таманской гвардейской дивизии, прославленной в боях с

Реакция на расстрел Парламента

Реакция на расстрел Парламента Кремлевская команда, работающая в стиле Геббельса, извращала не только события в Москве в выгодном для себя свете, но и умалчивала о подлинной реакции людей в городах и селах России, в других странах.Неверно утверждать, что Россия просто

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА Мосты сожженыНАША ВЕРСИЯ:Стрелки часов приблизились к двенадцати. Наступила полночь. Ровно в ноль-ноль часов ноль-ноль минут в Белом доме открылась внеочередная сессия Верховного Совета Российской Федерации. В комнате заседаний ровным желтоватым

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА «Допросив тысячу военнослужащих, мы получили следующие доказательства: никаких мирных переговоров в промежуток времени между событиями 3-го и 4-го октября не велось — был отдан приказ штурмовать немедленно… В паузе между случившимся 3-го и тем, что

Прибыль, профессионализм, творчество

Прибыль, профессионализм, творчество В целом успешность проекта шоу-бизнеса определяется приносимыми дивидендами, но если разделить эти два термина, то есть еще одна относительно объективная оценка шоу (песни, клипа и т. д.) — его профессионализм. Может ли

Президент против парламента

Президент против парламента Политическое противостояние между законодательной и исполнительной ветвями русской власти дошло до того, что эффективное управление страной стало практически невозможным. В сентябре 1993 года Ельцин распустил существующий парламент и

1985. Профессионализм

1985. Профессионализм 3.03Разбег занимает 27-30 секунд. С начала разбега до начала первого разворота проходит минута. За это время пилот должен переработать достаточное количество информации и произвести ряд соразмерных и согласованных действий.Первое с начала разбега:

Преображение Парламента Религий

Преображение Парламента Религий В оранжевом монашеском одеянии, с тюрбаном на голове, величественно восседал Вивекананда в поезде, направлявшемся в Чикаго, привлекая к себе любопытные взоры пассажиров. В том же купе возвращалась из поездки в Японию писатель и лектор

Требования парламентской (депутатской) этики – это нормы и правила нравственного и делового поведения лиц, избранных населением в качестве представителей (депутатов) в законодательный (представительный) орган публичного управления, при осуществлении ими своих полномочий как депутатов, при взаимоотношениях с населением и средствами массовой информации и пр., несоблюдение которых влечет ответственность.

Значение современных требований парламентской (депутатской) этики

Требования профессиональной этики необходимо рассматривать в качестве важнейшего регулятора поведения лиц, обслуживающих механизм публичного управления, на избираемых, назначаемых и иных должностях. При этом такие требования в современном политически развитом обществе должны быть закономерным продолжением принципов организации государства и общества, а именно:

  • демократических ценностей, признанных народом и получивших закрепление в Основном законе страны, иных законодательных актах;
  • принципов правового государства, требующих, чтобы всякая деятельность, и прежде всего, деятельность должностных лиц и органов публичного управления, реализовывалось в строгом соответствии с законами демократического государства;
  • принципов гражданского общества, предполагающих широкое активное участие населения, социальных групп и личности в процессах управления государством;
  • этических норм, ценность которых признается большинством населения государства и др.

Органы законодательной (представительной) власти определяют основы и конкретные нормы правового регулирования важнейших для нормальной жизнедеятельности населения и прогрессивного развития государства общественных отношений, а потому такие полномочия должны быть вверены лицам, которые выступая представителями населения, осознают и разделяют важные для населения этические нормы и демократические ценности.

Только в случае, когда депутаты транслируют демократические ценности, разделяемые населением, и воспроизводят их в положениях законодательных актов, можно говорить о подлинной реализации парламентом законодательной функции в демократическом государстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание современных требований парламентской (депутатской) этики

Лица, реализующие от имени населения для цели наиболее полного обеспечения прав личности и реализации демократических ценностей, должны в полной мере такие ценности разделять и действовать при непосредственном исполнении своих обязанностей и при профессиональном взаимодействии с населением исходя из таких ценностей.

В качестве этической основы профессиональной деятельности депутат следует говорить о таких необходимых качествах:

  • осознание ответственности перед населением за принятые управленческие решения;
  • высокий профессионализм в сфере своей деятельности, в том числе реализуемое стремление к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию;
  • дисциплинированность и непринятие возможности использования свое высокого статуса для корыстного обогащения;
  • политическая корректность в межличностных отношениях и пр.

Необходимо отметить, что современные требования парламентской (депутатской) этики решают не только задачи регулирования поведения депутатов, но и более масштабные задачи обеспечения доверия населения системе публичного управления.

Сложная история становления и развития современного Российского государства в последние десятилетия, в том числе экономические кризисы, крупные коррупционные скандалы, низкий уровень благосостояния населения, стали причиной формирования стойкого недоверия населения должностным лицам органов публичного управления. Административная реформа, реализуемая государством, во многом направлена на возврат этого доверия посредством формирования прозрачных процедур, принятия и реализации управленческих решений, повышения профессионализма, компетентности добросовестности лиц, обслуживающих государственный механизм. Реализация требований депутатской этики также позволит гарантировать населению, что важнейшие законодательные полномочия вверены им надежным, добросовестным представителям, что, в свою очередь, предполагает принятие такими представителями демократических законов в интересах населения.

Не вызывает сомнения, что законодательные собрания всех уровней в системе Российского государства являются важнейшими демократическими институтами и от их эффективности напрямую зависит эффективность функционирования всей системы публичного управления. Именно поэтому реализация депутатских полномочий должна осуществляться лицами, чьи морально-нравственные установки и профессиональные качества соответствуют высокому званию представителя народа.

Кроме того, важность требований депутатской этики определяется тем, что депутаты для эффективной реализации своих полномочий наделены государством широкой независимостью: они обладают иммунитетами и привилегиями, призванными, прежде всего, оградить их недопустимого давления со стороны заинтересованных действующих незаконно субъектов. При этом такая независимость может породить и злоупотребления без должного контроля.

Значимость этических норм профессиональной деятельности депутатов признается государством: требование о соблюдении депутатами этических норм зафиксировано в специальном законодательстве, определяющим статус депутата и сенатора как представителей народа в парламенте страны. Регламенты обеих палат федерального парламента предусматривают формирование комиссий, которые осуществляют контроль достоверности представляемой депутатами (сенаторами) информации о собственных доходах, имуществе, имущественных обязательствах. Кроме того, в ведение комиссии включены и вопросы поведенческого характера.

При этом в качестве приоритетного направления развития контроля соблюдения депутатами этических требований видится формирование эффективного механизма привлечения к ответственности депутатов, которые требования этического кодекса нарушили. Только обеспеченные силой принуждения требования депутатской этики смогут обеспечить преодоление коррупции, бюрократизма в органах законодательной власти.

Парламентаризм – это система государственного управления обществом, которая характеризуется четким разделением законодательных и исполнительных функций. При этом высший законодательный орган должен занимать привилегированное положение. В данной статье рассмотрено, что такое парламентаризм в России и других странах, этапы его становления и особенности.

Что такое парламент?

Парламент – это высший представительный орган государства. Он работает на постоянной основе и избирается населением страны. Именно его взаимодействие с другими государственными органами носит название "парламентаризм". Этот институт также характеризуется верховенством в законодательной области.

Парламентаризм это

Парламент выполняет определенные функции: представительную, интегративную и регулятивную. Первая заключается в том, что он является выразителем воли граждан. Народ как единственный источник и верховный носитель власти уполномочивает парламент от его имени исполнять законодательную роль. Интегративная функция заключается в том, что он является общенациональным органом для решения проблем. Также, парламент призван согласовывать многообразные социальные интересы, выразителями которых выступают политические партии. Его третья функция заключается в том, что установленные им нормы являются главным регулятором общественных отношений.

Признаки парламентаризма

Парламентаризм – это система взаимодействия государства и общества. Его формальными и юридическими признаками, которые в той или иной форме закреплены в Конституции, являются следующие

  1. Разграничение законодательной и исполнительной власти.
  2. Привилегированный статус парламентариев и их юридическая независимость от избирателей.

Существуют и другие признаки, но они не закреплены законодательно.

Парламентаризм не связан с конкретными формами государственного управления. Это явление свойственно каждой современной демократической стране. Российский парламентаризм также выступает исторически обусловленным следствием общественно-политического развития государства.

Из истории мирового парламентаризма

Становление парламентаризма

В 1688 г. в Англии был принят Билль о правах, где впервые было определено место парламента в системе органов власти. Тут за ним были закреплены законодательные полномочия. Также был зафиксирован один из главных принципов парламентаризма. Он провозглашал ответственность министров перед представительным органом законодательной власти.

В 1727 г. впервые в Англии парламент был сформирован на партийных началах.

Начало развития парламентаризма в России

Парламентаризм – это прежде всего один из институтов демократии. В России он появился недавно. Но зачатки парламентаризма можно увидеть еще во времена Киевской Руси. Одним из органов власти в этом государстве было народное вече. Это собрание являлось институтом, через который народ участвовал в решении общественных проблем. В вече могли принимать участие все свободные жители киевского государства.

Начало парламентаризма

Следующий этап развития парламентаризма в России - это появление Земских соборов. Они играли большую роль в законодательной деятельности. Земские соборы состояли из двух палат. В составе верхней были чиновники, высшее духовенство, члены Боярской думы. В нижнюю входили представители, избираемые из числа дворянства и посадских людей.

В более поздний период абсолютной монархии развивались идеи парламентаризма, но не существовало специального органа законодательной власти, неподконтрольного императору.

Парламентизация страны в XX веке

Начало революции в 1905 г. ознаменовало переход страны от монархии к конституционному строю и начало парламентаризма. В этом году императором были подписаны высочайшие манифесты. Они учредили новый представительный законосовещательный орган в стране – Государственную думу. С этих пор ни один акт не вступал в силу без ее утверждения.

Парламентаризм в России

В 1906 г. был создан парламент, состоявший из двух палат. Нижняя – Государственная дума, а верхняя – Государственный совет. Обе палаты располагались законодательной инициативой. Свои проекты они направляли императору. Верхняя палата по своему характеру была полупредставительным органом. Одна часть ее председателей назначалась императором, а другая избиралась из среды дворянства, духовенства, крупных торговцев и т. д. Нижняя палата являлась своего рода представительным органом.

Парламентаризм в советской России

Парламентаризм в России на современном этапе

Конституцией 1993 г. в России была установлена новая система государственной власти. Сегодня для устройства страны характерно верховенство закона и ведущая роль парламента.

Российский парламентаризм

В состав Федерального собрания входят две палаты. Первая – Совет Федерации, вторая – Государственная дума. Впервые нижняя палата парламента РФ начала свою работу в декабре 1993 года. В ее состав входили 450 депутатов.

Читайте также: