Закон рб о борьбе с коррупцией принят с момента образования беларуси как суверенного государства

Обновлено: 30.06.2024

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как:

- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.;

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и

- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;

- Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).

Вопрос.

Кодексы проведения государственных служащих.

Стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния государственных служащих, их нравственных качеств.

Кодексы поведения первого уровня разрабатывает орган, координирующий управление административной этикой, и утверждает, как правило, глава исполнительной власти. Например, итальянский Кодекс поведения государственных служащих был введен в действие декретом премьер-министра.

Несмотря на то, что Этический кодекс государственного служащего в Республике Беларусь пока не принят, в настоящее время действует ряд так называемых этических кодексов второго уровня, регламентирующих деятельность отдельных категорий государственных служащих. Среди них особого внимания заслуживают Кодекс чести судьи Конституционного Суда 1994 г., Кодекс чести судьи 1997 г., Кодекс чести прокурорского работника 2007 г., Правила профессиональной этики нотариуса, утвержденные Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 2004 г., и др.

Практика служебных отношений позволяет сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности и которые должны быть закреплены на законодательном уровне.

Вопрос.

Понятие коррупции.

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.

В Законе Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" коррупция определяется как "использование государственным должностным или приравненным к нему лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги как имущественного, так и неимущественного характера, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп указанных лиц путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги имущественного либо неимущественного характера, покровительства, обещания преимуществ".

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Вопрос.

Формы корупции.

Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции:

взяточничество (или подкуп);

злоупотребление служебным положением;

легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией);

незаконное участие в предпринимательской деятельности;

незаконное распределение общественных ресурсов;

необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов;

незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

Вопрос.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


Макаревич А.Г.
Начальник отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Так, Законом определены основные принципы борьбы с коррупцией, среди которых следует отметить такие как справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности и др.

Определена система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:

Ряд этих мер реализованы в Законе, других законодательных актах, а некоторые необходимо будет реализовать.

Ответственность за организацию борьбы с коррупцией возложена на Прокуратуру Республики Беларусь, которая в этой связи наделяется специальными полномочиями, в основном по сбору и анализу информации о коррупционных проявлениях, координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подготовке предложений по совершенствованию законодательства.

Закреплена обязанность государственных органов, организаций, их должностных лиц, а также граждан содействовать государственным органам в борьбе с коррупцией и незамедлительно предоставлять им необходимую информацию.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Более широкий перечень таких ограничений установлен законодательством о государственной службе. Несоблюдение ограничений влечет ответственность, в том числе освобождение от должности.

Меры, направленные на обеспечение финансового контроля в сфере борьбы с коррупцией, теперь предусматривают также представление деклараций о доходах и имуществе членами семьи лиц, поступающих на государственную службу, и государственных служащих.

Введены такие понятия, как коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, и дан их исчерпывающий перечень. Это позволяет более точно определить сферу деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.

К правонарушениям, создающим условия для коррупции, отнесены такие действия, как: требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических и юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов и другие.

Коррупционными правонарушениями Закон называет действия, связанные с незаконным использованием или умышленным сокрытием имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом в результате совершения коррупционного правонарушения, принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом не только имущества (подарков), но и другой выгоды в виде услуги, использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, и другие. За совершение коррупционных правонарушений в основном предусмотрена уголовная ответственность. Вместе с тем, за коррупционные правонарушения, связанные с использованием своего служебного положения для получения выгоды неимущественного характера, а также связанные с торговлей влиянием, ответственность необходимо устанавливать. Соответствующий законопроект уже внесен Президентом Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Следует отметить, что фактически запрет установлен на получение подарков не только государственным должностным и приравненным к нему лицом, но и членам его семьи, которым запрещено получать какое-либо имущество от лиц, находящихся в служебной и иной зависимости от должностного лица. Для членов семьи государственного должностного или приравненного к нему лица установлены также ограничения по принятию имущества и услуг, в том числе приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного или приравненного к нему лица .

Предусмотрены в Законе меры по минимизации последствий совершения коррупционных правонарушений, в том числе меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения: вред, причиненный их совершением подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, а срок исковой давности на данные требования составляет 10 лет.

Дальнейшее развитие законодательства, направленного на противодействие коррупции, видится, прежде всего, в совершенствовании административного законодательства и законодательства, регулирующего экономические отношения, в снижении его коррупционности.

Сущность понятия "коррупция", её проявления и методы борьбы в Советском Союзе. Система организации борьбы с коррупцией в Республике Беларусь и её нормативно-правовое регулирование. Результаты реализации государственной антикоррупционной политики.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.08.2016
Размер файла 24,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кафедра государственно-правовых дисциплин

по дисциплине: Противодействие коррупции

на тему: История борьбы с коррупцией в СССР и Республике Беларусь

Студент Е.В. Силина

ФФБД, 3-й курс, ДФФ-2

Проверила ассистент Е.И. Пыско

СОДЕРЖАНИЕ

коррупция беларусь правовой

1. Борьба с коррупцией в СССР

2. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Коррупция - универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это - универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях.

Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.

1. Борьба с коррупцией в СССР

С коррупцией в СССР всегда боролись жестко. Волна крупных антикоррупционных дел времён Советского Союза выпала на 70-е-80-е годы.

Коррупция - использование должностным лицом возможностей, связанных с его должностью, в целях личного обогащения и получения привилегированного положения в обществе.

Во времена Сталина любое должностное преступление с целью личной наживы выжигалось каленым железом, вплоть до родственников тех, кто был виновен в коррупционных преступлениях. Наказаний боялись все, и можно так сказать, в борьбе с коррупцией в СССР к началу 50-х годов наблюдались крупные успехи. Многие историки считают, что Сталину удалось практически свести коррупцию в СССР на нет.

С приходом Н.С. Хрущева к власти в 1953 году стали возвращаться льготы и привилегии для высокопоставленных чиновников, что создало весьма благоприятные условия для их коррупционной деятельности. И к моменту прихода к власти нового главы правительства СССР Брежнева в 1966 году коррупция в СССР уже пустила крепкие корни во все сферы экономики.

К середине 70-х дефицит в стране достиг небывалых размахов, и как следствие нагревать руку на государственно-народном добре научились чиновники нового поколения.

Множество исторических примеров тому, как закрывал глаза Л.И. Брежнев на высокопоставленную коррупцию в СССР. Коррупция в брежневские времена приняла небывалый размах, а жизнь простого человека зависела от армии ненасытных чиновников. В наши дни размер взяток 70х-80х годов выглядит незначительным, но уровень жизни простого советского гражданина в те годы был совсем иным.

В 1979 году были осуждены несколько чиновников Узбекской ОБХСС за экономические преступления. И только после смерти Брежнева в 1982 году ставший главой советского правительства Ю. В Андропов возобновил расследования и борьбу с коррупцией в СССР и в регионе УзССР в частности.

Расследования по Узбекскому делу велись до 1989 года. Под личным контролем М. С. Горбачева тогда был арестован, а затем приговорен к высшей мере наказания бывший министр хлопкоочистительной промышленности Узбекистана В. Усманов, осуждены и приговорены к различным срокам лишения свободы зять Л.И. Брежнева Ю.М. Чурбанов и множество чиновников из ЦККП Узбекистана.

2. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.

Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

- обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления [4].

Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.

Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма [3].

В настоящее время в целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики по инициативе Генеральной прокуроры создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.

Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни.

Значительный вклад в обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка в регионах наряду с деятельностью правоохранительной системы вносит деятельность местных исполнительных и распорядительных органов.

Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития - важнейшие приоритеты белорусского государства.

В стране поставлен заслон попыткам антиконституционных действий, искусственного нагнетания социальной напряженности, проявлениям экстремизма и национализма.

Руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы.

Под руководством Главы государства в республике ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией, ставшей в ХХI веке глобальной проблемой международного масштаба.

Мировой опыт показывает, что коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2 Водько Н.П., Уголовно-правовая борьба с организованной преступно стью: учебное пособие. Москва, 2009.

3 Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З "О борьбе с коррупцией"

Подобные документы

Законодательные основы борьбы с коррупцией. Специфика коррупции в современных условиях и основные методы борьбы с ней. Оценка эффективности методов борьбы с коррупцией в РФ. Совершенствование нормативно-правовой основы в антикоррупционной политике в РФ.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 17.06.2017

Коррупция в органах государственной власти. Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией. Международный опыт борьбы с коррупцией. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база.

реферат [62,8 K], добавлен 26.04.2014

Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации. Способы борьбы с коррупцией. Анализ практики привлечение государственных и муниципальных служащих к уголовной ответственности как способа противодействия коррупции.

курсовая работа [226,1 K], добавлен 02.05.2015

Понятие и содержание коррупции, история становления и развития данного негативного явления в обществе, роль и распространенность в современном Казахстане. Нормативно-правовые основы борьбы с коррупцией, комитеты, акции и предложения в данном направлении.

презентация [921,9 K], добавлен 08.10.2013

Анализ проблемы борьбы с коррупцией. Этимология термина "коррупция". Коррупция и взяточничество: российская, международная практика. Служебная среда, в которой совершаются коррупционные преступления. Пути решения проблемы в системе государственной службы.

YouTube
Instagram



Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ. Фото: Юрий СТРОКОВ

– Положения нового закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства в Беларуси. Его главная задача – снизить мотивацию у коррупционеров. Чтобы они понимали неотвратимость наказания.

Мы прописали нормы, которые раньше не были предусмотрены нашим законодательством. Например, запретили назначать на руководящие должности лица, уволенные по дискредитирующим обстоятельствам, – до истечения пяти лет после такого увольнения. Запрещен прием на госслужбу и ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. В этом случае правило действует бессрочно. Предусматривается лишение государственных чиновников, совершивших в период прохождения службы указанные преступления, права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством о госслужбе и предоставление пенсии только по возрасту. Это касается и военнослужащих: в каком бы звании ни был коррупционер в погонах, пенсия ему будет начисляться как рядовому. Иными словами, закон является целостным документом, определяющим механизмы предупреждения коррупции.

– С принятием нового закона в стране должен усовершенствоваться порядок декларирования доходов и имущества отдельных категорий государственных должностных лиц.

– Это сделано для максимально полного установления реального имущественного положения госслужащих. Скажем, они отныне должны декларировать произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого превышает одну тысячу базовых величин (720 000 российских рублей) или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин (1 440 000 российских рублей). Декларируются и стройматериалы, общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин.

Чтобы подход не был формальным, исключается ответственность за малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества. Если человек ошибся при составлении декларации, но размер ошибки не превысил 10 процентов от суммы его имущества, ответственности не последует. Но вводится механизм изъятия у государственного должностного лица, занимающего ответственное положение, имущества, стоимость которого на 25 процентов и более превышает доход, полученный этим должностным лицом за отчетный период из законных источников.

– Поправки выносили на общественное обсуждение. Предложения граждан вошли в окончательную редакцию закона?

– Учтены многие инициативы граждан, поступившие во время общественного обсуждения проекта закона. Например, направленные на разумную либерализацию в данной сфере. Новым законом отменяется запрет на работу по внешнему совместительству для лиц, совершающих юридически значимые действия, которые не влекут существенных последствий (начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Этот запрет сохранен исключительно в отношении должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями: госслужащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров, причем как государственных организаций, так и негосударственных, с долей государственной собственности не менее 50 процентов.

Кроме того, вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией и закреплены формы участия граждан в такой деятельности. Речь идет об участии в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, а также в работе комиссий по противодействию коррупции.

– Некоторые коррупционные по белорусским законам преступления не являются таковыми по законам российским. На законодательном уровне вы с подобными расхождениями сталкивались?

Вице-премьер Беларуси Наталья КОЧАНОВА:

– Не секрет, что среди абитуриентов и их родителей, к сожалению, ежегодно находятся те, кто, не имея достаточно прочных знаний, пытается обойти закон не без помощи членов приемных или предметных экзаменационных комиссий. Но за последние пять лет не было выявлено фактов коррупции при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования. Надеюсь, и нынешняя вступительная кампания пройдет в соответствии с установленным порядком.

Начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры Беларуси Игорь ГРЕЙБО:

– Уровень коррупционной преступности в Беларуси по сравнению со странами СНГ находится на низком уровне. Об этом свидетельствуют и проведенные различного рода социальные опросы, в том числе международных организаций.

Самые громкие коррупционные скандалы

Александр Артеменко, бывший начальник Климовичского РОВД (Могилевская область). Задержан вместе с подельниками по подозрению в вымогательстве взятки в 500 тысяч долларов. Осужден на 11 лет тюрьмы.

Сергей Сидько, бывший глава Белкоопсоюза. Ему было предъявлено обвинение в получении взяток до полумиллиона долларов и злоупотреблении властью. В ближайшие недели приговор будет оглашен.

Читайте также: