Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций если последние

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по обществознанию в 9 кл.

Учитель: Псарева Тамара Николаевна

Тип урока: комбинированный

Цели урока: формирование гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства. Формирование знаний учащихся о том, что такое референдум, выборы, какие органы власти задействованы в организации выборов, каковы их функции, кто может принимать участие в референдуме

Задачи урока:

1) закрепление навыков анализа документов ( Конституция РФ);

2) формирование представлений учащихся о политических демократических ценностях:

демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

3) развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации из дополнительных источников.

Оборудование: раздаточные материалы: выдержки из Конституции РФ, бюллетени.

1. Проверка дом.задания.

1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие

1) публичная власть

2) политическая власть

3) форма государства

4) государственный суверенитет

2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть

1) монархическим или республиканским

2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным

4) правовым или тоталитарным

3. Верны ли следующие суждения о демократии?

А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.

Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ

2) Федеральное Собрание

3) Администрация Президента

4) Конституционный Суд

5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.

Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние

1) представляют угрозу безопасности граждан

2) являются неформальными

3) создаются по инициативе граждан

4) защищают интересы граждан

Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны. Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.

3.Работа с документом. Раздаточный материал – статьи 31, 32, 33 Конституции РФ.( Приложение №1) Читаем вместе и отвечаем на вопросы:

Может ли рядовой гражданин влиять на политику? (да)

В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? (право)

Можете ли вы принимать участие в политической жизни? (нет, с 18 лет)

Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?

4.Далее по ходу урока заполняется схема:

Теперь давайте обратимся к страницам учебника и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – референдуме и выборах.

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования. В РФ являются всеобщим, равным, прямыми, тайными.

Референдум - Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.

Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.

Право на равный доступ к государственной службе и отправлению правосудия.

Обращение в органы власти.

Учитель заполняет соответствующие элементы схемы.

Что такое политический экстремизм? Приведите примеры. В чем его опасность?

6.Выводы, подведение итогов, рефлексия.

Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Почему политика- дело каждого?

Оглашаются итоги голосования.

Дом. Задание: параграф 6, зад. №9 на стр. 58

Приложение №1. Выдержки из Конституции РФ.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Приложение № 2. Бюллетень розового цвета.

Кандидаты в Президенты школы

Кандидаты в Президенты школы

Поставьте любой знак в графе кандидата, за которого отдаете свой голос.

Иванов Иван Иванович

Петров Петр Петрович

Сидоров Сидор Сидорович

Приложение №3

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представитель ных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

16 марта 2014 г. в Крыму прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.

17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.

Верховный Совет Крыма постановил в официальных наименованиях органов власти Республики Крым и других органов вместо слов "Автономная Республика Крым" использовать слова "Республика Крым".

18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.

Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.

21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.

Приложение № 4. Референдум.

Бюллетени желтого цвета с вопросом

Приложение №5

Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • Свобода ассоциаций, или свобода союзов, — одно из прав человека первого поколения, регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов. Тесно связано со свободой собраний. Наиболее разработанный раздел свободы ассоциаций — право на объединение в профсоюзы.

Связанные понятия

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Свобо́да ма́ссовой информа́ции и её составляющая свобо́да печа́ти — конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы.

Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.

Упоминания в литературе

В 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав трудящихся (Социальная хартия ЕС), которая сформулировала принципиальные положения, касающиеся содержания социальных и трудовых прав. Именно этот документ стал исходной базой развития трудового законодательства стран Евросоюза, хотя в отличие от основополагающих программных актов ЕС он не является договором и его положения носят рекомендательный характер. Перечень прав и свобод, составляющих содержание Социальной Хартии ЕС, принято группировать по 12 направлениям: свобода передвижения; занятость и заработная плата; улучшение условий жизни и труда; социальная защищенность; свобода ассоциаций и право на коллективные договоры; профессиональное обучение; равенство мужчин и женщин в сфере труда; информация, консультации, участие работников в управлении производством; защита здоровья и безопасности работника на рабочем месте; защита детей и подростков; защита пожилых трудящихся; защита нетрудоспособных.

Связанные понятия (продолжение)

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью.

Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось, и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы.

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Гражданские и политические права — один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную.

Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.

Прямая, также непосредственная, демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два.

Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Право на восстание (лат. jus resistendi), также известно как право на сопротивление угнетению, право на революцию — в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности.

Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании. Также это свойство систем формировать и реализовать инфор­мационную программу своего функционирования и развития.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Жирондистский проект конституции — проект конституции Франции, представленный Национальному конвенту 15 и 16 февраля 1793 года маркизом Кондорсе и состоявший из трёх частей.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Важ­ней­шее по­ли­ти­че­ское пра­во на объ­е­ди­не­ние (на свободу ассоциации с другими) ка­са­ет­ся по­ли­ти­че­ской и иной дея­тель­но­сти в сфе­ре об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, яв­ля­ясь ос­но­во­по­ла­гаю­щим ус­ло­ви­ем су­ще­ст­во­ва­ния де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва. Статья 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит:

“1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав людьми, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления”[132].

Специфика конституционного закрепления свободы ассоциации в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции заключается в том, что, во-первых, в ст.13 Конституции (см. 1.3.6.), положения которой относятся к основам конституционного строя РФ, гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формулируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений. Во-вторых, уже в ст.30 Кон­сти­ту­ции гарантируется пра­во ка­ж­до­го на объ­е­ди­не­ние, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение по­лу­чи­ло даль­ней­шее раз­ви­тие и кон­кре­ти­за­цию в фе­де­раль­ных за­ко­нах “Об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях” от 14 ап­ре­ля 1995 г., “О про­фес­сио­наль­ных сою­зах, их пра­вах и га­ран­ти­ях дея­тель­но­сти” от 8 де­каб­ря 1995 г., в ко­то­рых уч­те­ны со­от­вет­ст­вую­щие ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты[133]. Имен­но пра­во на объ­е­ди­не­ние ле­жит в ос­но­ве сво­бод­но­го об­ра­зо­ва­ния пар­тий, мно­го­пар­тий­но­сти, или по­ли­ти­че­ско­го плю­ра­лиз­ма. Это пра­во от­но­сит­ся к лю­бо­му че­ло­ве­ку, за­кон­но на­хо­дя­ще­му­ся на тер­ри­то­рии РФ. Ино­стран­ные гра­ж­да­не и ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва име­ют рав­ные пра­ва с гра­ж­да­на­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в сфе­ре реа­ли­за­ции дан­но­го пра­ва, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ус­та­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном или ме­ж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Кон­сти­ту­ци­он­ное пра­во гра­ж­дан на объ­е­ди­не­ние вклю­ча­ет в се­бя сле­дую­щие пра­во­мо­чия:

1) пра­во соз­да­вать на доб­ро­воль­ной ос­но­ве об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния для за­щи­ты об­щих ин­те­ре­сов и дос­ти­же­ния об­щих це­лей;

2) пра­во всту­пать в су­ще­ст­вую­щие об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния;

3) пра­во воз­дер­жи­вать­ся от всту­п­ле­ния в них;

4) пра­во бес­пре­пят­ст­вен­но вы­хо­дить из об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний.

Часть 5 ст.13 Кон­сти­ту­ции устанавливает за­пре­т (он воспроизводится в ст.16 Фе­де­раль­но­го за­ко­на “Об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях”) на соз­да­ние и дея­тель­ность та­ких об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний, це­ли и дей­ст­вия ко­то­рых на­прав­ле­ны на на­силь­ст­вен­ное из­ме­не­ние ос­нов кон­сти­ту­ци­он­но­го строя и на­ру­ше­ние це­ло­ст­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, под­рыв безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, соз­да­ние воо­ру­жен­ных фор­ми­ро­ва­ний, раз­жи­га­ние со­ци­аль­ной, ра­со­вой, на­цио­наль­ной и ре­ли­ги­оз­ной роз­ни.

При­чем, вклю­че­ние в уч­ре­ди­тель­ные и про­грамм­ные до­ку­мен­ты об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний по­ло­же­ний о за­щи­те идей со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как раз­жи­га­ние со­ци­аль­ной роз­ни (ч.2 ст.16 Закона “Об общественных объединениях”)[134]. Если защита идей социальной справедливости выливается в действия общественного объединения, предусмотренные в ч.5 ст.13 Конституции, например, то же разжигание социальной розни, то объединение следует считать неконституционным. Официальное признание и регистрация объединения являются признанием того, что объединение создано в рамках конституционной свободы ассоциации и цели его не противоречат Конституции; но свобода ассоциации еще не защищает действия объединения. “Главная цель свободы ассоциации – обеспечить, чтобы деятельность, защищаемая, если ею занимается отдельное лицо, защищалась также, если она осуществляется коллективно”[135].

За­кон “Об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях”, пре­ду­смат­ри­вает сле­дую­щие организационно-правовые формы об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний: общественные организации (к ним относятся по­ли­ти­че­ские пар­тии и про­фес­сио­наль­ные сою­зы), общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности. Закон за­кре­п­ля­ет воз­мож­ность для кон­крет­ных ви­дов об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний иметь до­пол­ни­тель­ные пра­ва, ко­то­рые бу­дут ус­та­нов­ле­ны за­ко­на­ми об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях.

Са­мы­ми боль­ши­ми по чис­лен­но­сти об­ще­ст­вен­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми в России яв­ля­ют­ся про­фсою­зы. Чле­на­ми проф­сою­за мо­гут быть как гра­ж­да­не РФ, так ино­стран­ные гра­ж­да­не, дос­тиг­шие 14 лет и осу­ще­ст­в­ляю­щие тру­до­вую дея­тель­ность, при­чем они мо­гут со­вер­шен­но сво­бод­но соз­да­вать проф­сою­зы, всту­пать в них, за­ни­мать­ся проф­со­юз­ной дея­тель­но­стью и вы­хо­дить из проф­сою­зов. Об этом го­во­рит­ся в Фе­де­раль­ном за­ко­не “О про­фес­сио­наль­ных сою­зах, их пра­вах и га­ран­ти­ях дея­тель­но­сти”.

Закрепленное в ч.2 ст.30 Конституции положение – “Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем” – как показывает мировая практика, относится прежде всего к профсоюзам и другим профессиональным объединениям. Естественно, свобода ассоциации с другими предполагает и свободу от ассоциации. Однако в некоторых сферах совместной профессиональной деятельности, регулируемых государством, последнее иногда требует обязательного вступления в профессиональные объединения (поскольку государство в некоторой мере контролирует эти объединения).

Так, Европейским судом по правам человека установлены прецеденты, согласно которым, например, требование, чтобы все британские железнодорожники обязательно были членами профсоюза или требование о членстве в частной ассоциации водителей такси как условии получения и сохранения лицензии водителем такси противоречит п.2 ст.11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ибо не является необходимым в демократическом обществе. В то же время Европейский суд не установил факт нарушения ст.11 Европейской Конвенции в случае требования государством обязательного членства врачей в специальной ассоциации врачей, поскольку эта ассоциация выполняла важные функции государственного регулирования и, таким образом, не являлась ассоциацией в смысле ст.11, была ассоциацией публичного, а не частного права[136].

В России существует аналогичная ситуация применительно к членству в коллегиях адвокатов – профессиональных объединениях, находящихся под контролем Министерства юстиции РФ (см. 2.5.3.1.)[137]. Юристы, желающие оказывать адвокатские услуги, но не входящие в контролируемые коллегии, официально не признаются адвокатами и обязаны получить лицензию как лица, занимающиеся частной предпринимательской деятельностью, что ставит их в невыгодное положение в сравнении с теми, кто входит в состав коллегий. Формально коллегии адвокатов можно представить в качестве ассоциаций, учрежденных согласно публичному праву, а поэтому можно считать допустимой особую государственную “заботу” о вхождении юристов, занимающихся оказанием адвокатских услуг, в коллегии. Вместе с тем адвокатура отделена от государства, и коллегии адвокатов должны восприниматься правительством как добровольные ассоциации юристов, т.е. общественные объединения, организованные и управляемые в частном порядке. В таком случае коллегии адвокатов коллективно занимаются теми видами деятельности, которыми вправе заниматься отдельные индивиды, и государство не может делать различие между юристами, занимающимися адвокатской деятельностью индивидуально и входящими в состав коллегий, обязано устанавливать одинаковое обращение с группами и с отдельными лицами (ч.2 ст.19 Конституции гарантирует равноправие независимо от принадлежности к общественным объединениям). В принципе коллегии адвокатов могут быть только добровольными ассоциациями, а государственное вмешательство в их деятельность недопустимо.

Рос­сий­ская Кон­сти­ту­ция как, впро­чем, и кон­сти­ту­ции мно­гих стран не со­дер­жит юри­ди­че­ско­го оп­ре­де­ле­ния по­ли­ти­че­ской пар­тии. Ч.3 ст.13 вво­дит прин­ци­пы по­ли­ти­че­ско­го мно­го­об­ра­зия, мно­го­пар­тий­но­сти[138]. За­кон “Об об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ни­ях” при­ме­ним к ним как раз­но­вид­но­сти об­ще­ст­вен­ных организаций в си­лу от­сут­ст­вия на се­го­дняш­ний день за­ко­на о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях. Од­на­ко ряд спе­ци­фи­че­ских во­про­сов, ка­саю­щих­ся пра­во­во­го ста­ту­са по­ли­ти­че­ских пар­тий, их соз­да­ния и дея­тель­но­сти, ос­та­ют­ся от­кры­ты­ми. Ор­га­ни­за­ция пар­тии пред­по­ла­га­ет, что ее сто­рон­ни­ки (или часть из них) яв­ля­ют­ся фор­маль­ны­ми чле­на­ми этой пар­тии. По­ли­ти­че­ские пар­тии соз­да­ют­ся для борь­бы за власть на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях. На соз­да­ние и дея­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий на­кла­ды­ва­ют­ся те же ог­ра­ни­че­ния, что и на лю­бое дру­гое об­ще­ст­вен­ное объ­е­ди­не­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. То есть за­пре­ща­ет­ся соз­да­ние и дея­тель­ность пар­тий, ус­тав и прак­ти­ка ко­то­рых со­дер­жат по­ло­же­ния, при­зы­ваю­щие к на­силь­ст­вен­но­му свер­же­нию кон­сти­ту­ци­он­но­го строя, под­ры­ву тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти или безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, про­по­ве­ду­ют ра­сизм, на­цио­наль­ную, со­ци­аль­ную или ре­ли­ги­оз­ную рознь.

Вме­ша­тель­ст­во ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти в дея­тель­ность об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний не до­пус­ка­ет­ся (ч.1 ст.17 Закона “Об общественных объединениях”). Все об­ще­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния не­за­ви­си­мо от их ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм рав­ны пе­ред за­ко­ном.


Свобода собраний и ассоциаций – это наши политические права. Без них нам сложно выражать свое мнение, публично отстаивать свою позицию, защищать свои права и общественные интересы. Эти свободы закреплены международными нормами, Конституцией и законами.

Свобода манифестаций – это возможность проводить демонстрации, шествия, митинги, пикеты и другие выступления под открытым небом, при условии предварительного уведомления властей.

Свобода собраний – это неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях.

Свобода ассоциаций - это возможность создавать любые объединения в мирных целях.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение, к участию в каком-либо собрании или манифестации.

В чем отличие санкционированного и несанкционированного митинга?

По закону организаторы должны уведомить о проведении манифестации и получить подтверждение, о том, что место и время согласовано.

О проведении митинга, демонстрации или шествия нужно уведомить за 10 дней.

О проведении группового пикета за 3 дня.

О проведении встречи депутата с избирателями за 5 дней.

Не требуется сообщать о проведении одиночных пикетов и согласовывать место их проведения. Также нет необходимости уведомлять о проведении собраний в помещениях.

Мирные манифестации нельзя запретить. Но власть имеет право согласовывать место их проведения. Власти могут отказаться выделить выбранное место для митинга со ссылкой на дорожные работы, на то, что место занято под другое публичное мероприятие, что выбранное место не сможет вместить участников. В таких случаях власти должны предложить другое время и место.

Существуют и другие ограничения. Так участники одиночных пикетов не должны находиться друг другу ближе установленного количества метров. Совокупность одиночных пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда одним публичным мероприятием. Возможны провокации. Закон запрещает участникам скрывать свое лицо, иметь при себе оружие и распивать алкоголь, а также создавать помехи в движении транспорта или препятствовать работе учреждений. За нарушения установленного порядка организаторы могут быть привлечены к административной ответственности.


По закону никто не имеет права заставить идти на митинг, нельзя уволить или исключить из учебного заведения за отказ выполнить требования, не связанные с работой и учебой. Принуждение к участию в митинге незаконно и противоречит Конституции.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (статья 29 Конституции РФ)

Участие в проведении собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов - это конституционное право человека, а не обязанность.

Участие в публичных мероприятиях является добровольным (Закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях")

По закону об образовании обязательными для школьников и студентов могут быть только мероприятия, которые предусмотрены учебным планом. По Трудовому кодексу нельзя принуждать работника к участию в мероприятиях, которые не предусмотрены его должностными обязанностями. Принуждение и наказание за отказ от участия можно обжаловать в Инспекцию по труду и прокуратуру. Для начала попросите выдать письменное распоряжение об обязательности участия в митинге.

Свобода собраний


Записывают в ряды юнармейцев, казаков, или юных инспекторов не спрашивая согласия? Так нельзя, это противоречит нормам закона и Конституции.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (статья 30 Конституции РФ)

Граждане имеют право объединяться с другими людьми, добровольно создавать общественные объединения, вступать в существующие объединения и беспрепятственно выходить из них.

Объединения могут регистрироваться и получать права юридического лица, либо существовать без государственной регистрации.

Перечень ограничений свободы собраний и ассоциаций установлен законом:

  • Запрещено создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.
  • При проведении собраний и создании организаций можно преследовать только мирные цели.
  • Свобода собраний и ассоциаций может быть ограничена в условиях чрезвычайного или военного положения.

Можно считать, что конституционное право на свободу собраний и ассоциаций соблюдается не только на бумаге, если

menu

English français русский

  • Diminuer la taille du texte
  • Augmenter la taille du texte
  • Imprimer la page
  • Imprimer en PDF

Ограничение пространства для свободы мирных собраний

В последний год по всей планете, от Чили до Гонконга, стали множиться протесты. Европа не осталась в стороне от проходящей волны демонстраций. Протесты принимают различные формы: от крупных и повторяющихся манифестаций до занятия общественных мест и стихийных собраний. Способы организации и проведения собраний также меняются за счет использования социальных сетей.

Причины роста мобилизации протестующих в Европе многогранны. Это и экономическое неравенство, и снижение доверия к традиционным политическим элитам и институтам, и нарушения прав человека и демократических норм, а в целом – это стремление значительных слоев наших обществ быть услышанными.

Демонстрация предоставляет гражданам возможность участвовать в публичном обсуждении социальных и политических проблем. Поэтому защита права на свободу мирных собраний имеет решающее значение в поддержании здорового демократического общества. В странах-членах Совета Европы этот факт давно признан, а данное право закреплено в Конституции многих стран. За изрядное число лет своей работы Европейский суд по правам человека (далее – Суд) существенно развил свою правоприменительную практику, касающуюся права на свободу мирных собраний, в рамках статьи 11 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

В контексте растущего числа протестов власти некоторых стран принимают меры правового и иного характера, угрожающие реализации этого права либо направленные на утрату его сути. Эти меры принимают различные формы: от жесткого контроля за проведением демонстраций, запретов на их проведение и разгонов до изменений в законодательстве, расширяющих возможность применения санкций в отношении организаторов и участников мирных собраний.

Хотя ЕКПЧ и допускает определенные ограничения свободы мирных собраний, они должны быть крайне узкими с тем, чтобы реализация этого основополагающего права не ущемлялась на практике. Ограничения должны быть прописаны в законе и преследовать правомерную цель, например предотвращение беспорядков или преступлений либо защита прав и свобод других людей, и исходить из принципа соразмерности.

Защита права на мирные собрания независимо от сути выражаемого протеста – обязанность властей

Ограничения права на мирные собрания ни в коем случае не могут основываться на сути и содержании посланий участников протеста, даже если при этом критикуется власть, оспаривается мирным способом существующий порядок или высказываются непопулярные взгляды, вызывающие неприязнь, тревогу либо шокирующие других людей. По своей сути, право на мирные собрания тесно связано с правом на свободу выражения мнений. Единственным исключением при этом являются собрания, имеющие целью подстрекательство к насилию или отрицание демократических принципов.

В обязанности властей входит защита права всех лиц свободно выражать свои взгляды в ходе публичных собраний, а также защита таких лиц от тех, кто хочет лишить их права на свободу собраний и на то, чтобы их мнение было услышано. Поэтому органам правопорядка следует действенно защищать публичные мероприятия от их противников, преследующих цель препятствовать проведению таких мероприятий.

Примером могут служить прайд-шествия и иные демонстрации в защиту прав лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ), которые в ряде стран запрещаются по соображениям морали и общественного порядка. К сожалению, в местах проведения этих демонстраций, участники нередко остаются без защиты, подвергаются нападениям со стороны лиц с противоположными взглядами и даже становятся жертвами насилия со стороны полиции.

В июне текущего года я настоятельно призывала грузинские власти обеспечить безопасность участников прайд-шествия в Тбилиси в контексте роста напряженности, ненависти и даже угроз в адрес тех, кто участвовал или поддерживал организацию данного мероприятия. Мероприятие было отложено и в конечном итоге проведено в следующем месяце спонтанно и в меньшем масштабе из-за отсутствия гарантий безопасности для его участников. С другой стороны, в сентябре 2019 года я приветствовала мирное и достойное проведение первого прайд-шествия в Сараево (Босния и Герцеговина), несмотря на публичные призывы против этого него, в том числе со стороны членов правительства.

Мирные собрания не должны быть уголовно наказуемы

Европейский суд установил, что мирные демонстранты не должны подвергаться уголовному преследованию. Однако в некоторых странах к организаторам или участникам мирных демонстраций могут применяться уголовные санкции. Такие наказания, наряду с иными излишними или несоразмерно суровыми мерами ответственности за действия, совершаемые во время публичных мероприятий, являются нарушением права на свободу собраний.

В августе этого года я обратилась к властям Российской Федерации с письмом, в котором высказала серьезные опасения в связи с чрезмерным вмешательством в осуществление права на проведение мирных собраний в Москве, в ходе которых было задержано более 1 000 человек. Крайне тревожным стало то, что некоторые из арестованных за совершение насильственных действий в отношении сотрудников правоохранительных органов были впоследствии приговорены к реальным срокам тюремного заключения вплоть до 3,5 лет лишения свободы, как сообщалось, за совершение таких действий, как бросить пустую пластиковую бутылку в хорошо экипированных полицейских или потянуть полицейского за руку. Я также особо обеспокоена вынесением приговоров и тюремному заключению активистов за неоднократные нарушения правил проведения публичных мероприятий несмотря на то, что они, по всей видимости, не совершали никаких насильственных действий.

Суровость приговоров организаторам и участникам собраний может иметь сдерживающий эффект в отношении желания других лиц участвовать в подобных демонстрациях.

Мирные демонстрации иногда приводят к актам насилия и вандализма, которые совершаются группами людей, зачастую не имеющих ничего общего с другими протестующими. Очевидно то, что власти обязаны наказывать виновных лиц за такое предосудительное поведение. Однако это не означает, что мероприятие в целом должно автоматически считаться немирным. Организаторы демонстраций, а также мирные их участники не могут привлекаться к ответственности и наказываться за такие акты насилия. Кроме того, властям следует разработать ясное определение того, что является насилием в обстановке проведения публичных мероприятий.

Злоупотребление требованием уведомления и иные препятствия для осуществления права на мирные собрания

Я обеспокоена тем, что в различных странах власти злоупотребляют процедурой уведомления о проведении демонстраций, в результате чего непризнанные надлежащим образом прошедшими эту процедуру или несанкционированные демонстрации запрещаются, а их организаторы и участники подвергаются наказаниям. Обращаясь к властям Российской Федерации в 2017 году, в своем меморандуме мой предшественник выражал сожаление по поводу того, что для критиков властей процедура уведомления фактически превратилась в обязательство запрашивать разрешение на проведение публичных мероприятий. Кроме того, проведение публичного мероприятия без предварительного уведомления наказывалось административным арестом на срок до двадцати суток. В этом же ключе я недавно выразила несогласие с тем, что в октябре 2019 года власти Азербайджана проводили разгон демонстраций на том основании, что они не были согласованы. Я призвала власти этой страны привести процедуру уведомления в соответствие с европейскими нормами и воздержатья от того, чтобы превратить ее в систему получения разрешения.

Следует напомнить, что в соответствии с международными стандартами в области прав человека, как это подчеркивается в Руководящих принципах обеспечения свободы мирных собраний Венецианской комиссии и БДИПЧ/ОБСЕ, предварительное уведомление о проведении собрания не требуется. Процедура уведомления должна, прежде всего, служить целям содействия проведению собраний. Она ни в коем случае не должна фактически превращаться в процедуру получения разрешения на проведение такого мероприятия.

Количество спонтанных, не запланированных заранее собраний, которые зачастую проходят в отношении событий, требующих немедленного реагирования, также может увеличиваться, особенно с учетом использования социальных сетей. Такие публичные мероприятия позволяют гражданам своевременно выражать собственное мнение о тех или иных событиях, поэтому их следует считать составляющей демократических обществ и защищать наряду с иными формами публичных мероприятий, а не разгонять и запрещать их.

Хотя государства могут правомерно вводить определенные ограничения в отношении того, как должны использоваться публичные места и, следовательно, в отношении времени и мест проведения публичных мероприятий, такие ограничения должны всегда оставаться соразмерными. В качестве примера явно несоразмерных ограничений может служить предоставление губернаторам провинций в Турции права полностью запрещать публичные мероприятия. Хотя эта мера была введена во время двухлетнего чрезвычайного положения (2016-2018 гг.), она стала частью постоянного законодательства и нередко используется произвольно.

В некоторых странах власти согласовывают проведение мероприятий только в недоступных для широкой публики отдаленных местах, либо блокируют общественный доступ к ним иными способами. Абсолютные запреты на проведение демонстрации в определенных местах, например перед зданиями парламентов и правительств, в центрах городов и иных общественно важных местах, серьезно затрудняют реализацию права на проведение мирных собраний.

Право на мирные собрания не должно ограничиваться законодательно

Ряд стран-членов приняли законы, которые могут вести к несоразмерным ограничениям права на свободу мирных собраний. Некоторые из этих законов превращают обыденные действия участников публичных мероприятий, например фотографирование сотрудников полиции или ненасильственное сопротивление, в правонарушение, за которое они могут понести наказание.

Кроме того, в нормативных положениях о праве на мирные собрания нередко присутствуют расплывчатые и неточные формулировки. Это расширяет дискреционные возможности правоприменительных органов власти и увеличивает риск произвольных ограничений этого права.

Необходимость соблюдения прав человека при проведении публичных мероприятий

На протяжении длительного времени мой Офис обращает внимание на проблему чрезмерного применения силы правоохранительными органами при осуществлении правопорядка в контексте проведения публичных мероприятий. В последнее время я поднимала этот вопрос в ряде стран, включая Азербайджан, Грузию, Испанию, Россию и Францию.

Хотя в некоторых странах охрана общественного порядка во время проведения демонстраций становится все более сложной, полиция обязана содействовать проведению публичных мероприятий, обеспечивая надлежащую защиту демонстрантов и предотвращая возможные нарушения порядка. Решая эти задачи, полиция должна действовать сдержанно и соразмерно, минимизируя ущерб и обеспечивая сохранность жизни и здоровья людей.

Для контроля или разгона толпы демонстрантов полиция многих стран все чаще прибегает к оружию так называемого несмертельного действия. Это - дубинки, слезоточивый газ, жалящие гранаты, электрошокеры, водометы и резиновые пули. На мой взгляд, некоторые виды такого оружия непригодны для поддержания общественного порядка в контексте проведения публичных мероприятий из-за неизбирательности их воздействия и угрозы, которую они представляют для безопасности мирных демонстрантов. Особенно тревожит число лиц, которые были серьезно ранены от применения резиновых пуль в ходе демонстраций за последнее время. Кроме всего прочего, применение такого оружия не способствует деэскалации напряженности, что должно оставаться одной из основных целей поддержания порядка во время демонстраций.

Я также нахожу тревожным тот факт, что во время демонстраций журналисты и независимые наблюдатели за соблюдением прав человека зачастую подвергаются нападкам и насилию как со стороны демонстрантов, так и со стороны полицейских. Гарантировать безопасность журналистов во время демонстраций крайне важно для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности.

Как обеспечивать свободу мирных собраний?

Законы и практика проведения собраний должны адаптироваться к быстро меняющимся условиям. При этом они всегда должны соответствовать международным нормам в области прав человека, свободы собраний и поддержания правопорядка во время публичных мероприятий. Содействие проведению собраний и предоставление мирным демонстрантам возможности свободно выражать свои взгляды входит в основные обязанности государственной власти, которые должны всегда учитывать эти требования при регулировании права на мирные собрания.

Средства правовой защиты от мер, несоразмерно или произвольно органичивающих свободу собраний, таких как злоупотребление процедурой уведомления или запрет проведения мероприятия, должны всегда оставаться доступными, понятными и своевременными.

Поддержание порядка во время демонстраций должно основываться на контактах и сотрудничестве с организаторами и участниками демонстраций, а методы, используемые органами государственной власти, должны иметь своей целью снижение напряженности. Хорошим примером деэскалации напряжения является использование в ряде стран-членов полицейских групп связи, участвующих в контроле демонстраций для того, чтобы предвидеть вероятные проблемы, поддерживать диалог с демонстрантами и сводить к минимуму нарушения. Властям следует обеспечивать прохождение специальной подготовки сотрудниками правоохранительных органов, вовлеченными в публичные мероприятия, как по вопросам согласованного регламентирования собраний, так и в отношении соразмерного применения силы в случае необходимости. Соблюдение прав человека при проведении демонстраций предполагает также серьезную подготовку сотрудников полиции в области прав человека.

Странам-членам следует провести всестороннюю оценку рисков, связанных с применением во время собраний оружия несмертельного действия. При этом они могут взять за основу своих действий Руководящие принципы обеспечения свободы мирных собраний Венецианской комиссии и БДИПЧ/ОБСЕ, Основные принципы ООН по применению силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов и Руководство ООН по правам человека от 2019 г. в том, что касается применения оружия несмертельного действия правоохранительными органами.

Чрезмерное применение силы полицией ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным. Это крайне важно для укрепления или восстановления доверия населения к правоохранительным органам. Поэтому все неправомерные действия полиции во время демонстраций должны надлежащим образом расследоваться и наказываться. Это подразумевает, что сотрудники правоохранительных органов, поддерживающие порядок во время демонстраций, должны быть ясно идентифицированы с помощью хорошо различимых номеров или именных знаков. Полезным инструментом повышения ответственности правоохранительных органов является создание независимых механизмов подачи жалоб на действия полиции.

И последнее, но от того не менее важное: ключевым фактором снижения риска неправомерного поведения и чрезмерного применения силы является соблюдение экономических и социальных прав сотрудников правоохранительных органов. Им следует выплачивать достаточно высокую заработную плату и предоставлять отпуска для отдыха и восстановления сил наряду с оказанием адекватной психологической поддержки.

Протесты различного рода вряд ли прекратятся. Они свидетельствуют еще и о готовности граждан участвовать в общественных делах и выражать свои взгляды мирными средствами, хотя и могут вызывать беспорядки и нарушения общественного спокойствия. Их подавление будет лишь означаеть ограничение демократического пространства и способности общества решать возникающие проблемы.

Читайте также: