Какой орган уполномочен официально осуществлять толкование конституции российской федерации 1993 г

Обновлено: 20.05.2024

Толкование Конституции РФ представляет собой уяс­нение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаружи­вающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.

Толкование норм Конституции РФ может быть офици­альным и неофициальным.

Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объеди­нения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональ­ное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди,

4.3. Толкование Конституции Российской Федерации

не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определен­ными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, коммента­риев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубо­кий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов.

Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное тол­кование необходимо при наличии неясных, нечетких фор­мулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой право­вой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нор­мы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.

Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего дан­ную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ).

Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государ­ственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами.

Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запро­сам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти78

Глава 4. Теоретические основыконституционализма

субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Кон­ституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ являет­ся официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.

Способы толкования норм конституции: граммати­ческий, логический, систематический, историко-полити-ческий, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры.

Логическое толкование включает необходимость исполь­зования законов и правил формальной логики для уясне­ния смысла, содержания нормы Конституции.

Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими норма­ми Конституции, близкими по содержанию.

Историко-политическое толкование определяет необ­ходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конститу­ции.

Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законода­тель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и дру­гих ее частях 1 .

4.4. Охрана изащита Конституции РоссийскойФедерации

Охрана конституции означает закрепление в самой кон­ституции и иных нормативных правовых актах мер профи­лактики, выявления и пресечения конституционных нару­шений, средств защиты конституционных норм.

Охрана Конституции РФ обеспечивается предписа­ниями самих конституционных норм, которые закрепля­ют обязанности Российского государства в целом, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгла-

1 См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137.

4.4. Охрана и защита КонституцииРоссийской Федерации

шает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства*. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону*.

На охрану конституционных норм направлено содер­жание всех федеральных законов и актов органов государ­ственной власти и местного самоуправления. Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая адми­нистративную ответственность за посягательства на права граждан.

Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоу­правления, их должностных лиц, общественных объедине­ний и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.

Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых ак­тов Конституции РФ.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Консти­туцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Прези­дент РФ.

Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Консти­туцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Это предписание ст. 115 Кон­ституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечиваю­щих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспе-80

Глава 4. Теоретические основыконституционализма

чивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.

При этом если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоу­правления и (или) установления прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, он вправе обратиться в суд. До вступле­ния в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конститу­ции РФ, принятие муниципальных правовых актов, про­тиворечащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо за­кона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

4.5. Конституции и уставы субъектов РоссийскойФедерации

орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муни­ципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу зако­на субъекта РФ о его роспуске.

Специальным органом контроля за соблюдением пред­писаний Конституции РФ в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечислен­ных субъектов конституционно-правовых отношений Кон­ституции РФ.

Специфическим, активно действующим государствен­ным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, явля­ется Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации и аналогичные органы в субъектах РФ.

В условиях строительства правового государства неу­клонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституцион­ного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.

Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации. Формами охраны и защи­ты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конститу­ционный Суд РФ.

4.5. Конституции и уставысубъектов Российской Федерации

Помимо Конституции РФ в российскую правовую си­стему входят конституции и уставы субъектов РФ.

Конституция (устав) субъекта РФ — это основной за­кон субъекта Федерации, принимаемый им самостоятель-82 Глава 4. Теоретические основы конституционализма

но и закрепляющий политическую, экономическую основы, систему, порядок формирования и деятельности, компе­тенцию органов государственной власти, систему местно­го самоуправления, а также иные положения, отнесенные Конституцией РФ и федеральным законодательством к ве­дению субъекта РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации имеет учре­дительный характер, который, однако, носит вторичный характер по отношению к Конституции РФ.

Несмотря на различие в наименованиях основных зако­нов субъектов РФ, они равнозначны по своей юридической силе, значению и роли в правовой системе соответствую­щих субъектов РФ. Все иные нормативные акты субъек­та РФ не могут противоречить конституции или уставу.

Конституции (уставы) субъектов РФ и поправки к ним принимаются законодательными (представительными) ор­ганами государственной власти. Однако в отношении ре­спублик федеральный закон оговаривает возможность при­нятия конституции и внесения в нее поправок иным путем (например, посредством референдума), если это предусмо­трено в самой конституции республики.

Основные законы субъектов РФ принимаются на осно­вании и в соответствии с Конституцией РФ и не могут про­тиворечить ее положениям.

Основные законы субъектов РФ закрепляют принад­лежность власти населению, соблюдение интересов жи­телей субъектов Федерации (Воронежская, Ростовская, Оренбургская области).

Вместе с тем основные законы субъектов РФ отражают специфику национальной государственности, выражаю­щейся в названии законодательных (представительных) органов государственной власти, структуре и порядке фор-мирования двухпалатных парламентов (Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия), характере депу­татского мандата, разнообразии моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнитель­ной власти, административно-территориальном делении, государственной символике, наличии гражданства в от­дельных республиках.

Все конституции имеют норму о двуязычии, призна­нии государственными русского языка и языка корен­ной национальности (ст. 42 Конституции Якутии, ст. 41 Конституции Татарстана). На этих языках публикуются

Толкование Конституции РФ представляет собой уяс­нение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаружи­вающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями.

Толкование норм Конституции РФ может быть офици­альным и неофициальным.

Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объеди­нения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональ­ное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди,

4.3. Толкование Конституции Российской Федерации

не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определен­ными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, коммента­риев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубо­кий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов.

Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное тол­кование необходимо при наличии неясных, нечетких фор­мулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой право­вой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нор­мы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы.

Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего дан­ную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ).

Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государ­ственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами.

Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запро­сам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти78

Глава 4. Теоретические основыконституционализма

субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Кон­ституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ являет­ся официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля.

Способы толкования норм конституции: граммати­ческий, логический, систематический, историко-полити-ческий, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры.

Логическое толкование включает необходимость исполь­зования законов и правил формальной логики для уясне­ния смысла, содержания нормы Конституции.

Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими норма­ми Конституции, близкими по содержанию.

Историко-политическое толкование определяет необ­ходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конститу­ции.

Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законода­тель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и дру­гих ее частях 1 .

4.4. Охрана изащита Конституции РоссийскойФедерации

Охрана конституции означает закрепление в самой кон­ституции и иных нормативных правовых актах мер профи­лактики, выявления и пресечения конституционных нару­шений, средств защиты конституционных норм.

Охрана Конституции РФ обеспечивается предписа­ниями самих конституционных норм, которые закрепля­ют обязанности Российского государства в целом, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгла-

1 См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137.

4.4. Охрана и защита КонституцииРоссийской Федерации

шает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства*. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе­деральному закону*.

На охрану конституционных норм направлено содер­жание всех федеральных законов и актов органов государ­ственной власти и местного самоуправления. Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая адми­нистративную ответственность за посягательства на права граждан.

Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоу­правления, их должностных лиц, общественных объедине­ний и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.

Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых ак­тов Конституции РФ.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Консти­туцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Прези­дент РФ.

Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Консти­туцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Это предписание ст. 115 Кон­ституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечиваю­щих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспе-80

Глава 4. Теоретические основыконституционализма

чивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.

При этом если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоу­правления и (или) установления прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, он вправе обратиться в суд. До вступле­ния в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конститу­ции РФ, принятие муниципальных правовых актов, про­тиворечащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо за­кона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

4.5. Конституции и уставы субъектов РоссийскойФедерации

орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муни­ципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу зако­на субъекта РФ о его роспуске.

Специальным органом контроля за соблюдением пред­писаний Конституции РФ в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечислен­ных субъектов конституционно-правовых отношений Кон­ституции РФ.

Специфическим, активно действующим государствен­ным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, явля­ется Уполномоченный по правам человека в Российской Фе­дерации и аналогичные органы в субъектах РФ.

В условиях строительства правового государства неу­клонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституцион­ного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.

Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации. Формами охраны и защи­ты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конститу­ционный Суд РФ.

4.5. Конституции и уставысубъектов Российской Федерации

Помимо Конституции РФ в российскую правовую си­стему входят конституции и уставы субъектов РФ.

Конституция (устав) субъекта РФ — это основной за­кон субъекта Федерации, принимаемый им самостоятель-82 Глава 4. Теоретические основы конституционализма

но и закрепляющий политическую, экономическую основы, систему, порядок формирования и деятельности, компе­тенцию органов государственной власти, систему местно­го самоуправления, а также иные положения, отнесенные Конституцией РФ и федеральным законодательством к ве­дению субъекта РФ.

Конституция (устав) субъекта Федерации имеет учре­дительный характер, который, однако, носит вторичный характер по отношению к Конституции РФ.

Несмотря на различие в наименованиях основных зако­нов субъектов РФ, они равнозначны по своей юридической силе, значению и роли в правовой системе соответствую­щих субъектов РФ. Все иные нормативные акты субъек­та РФ не могут противоречить конституции или уставу.

Конституции (уставы) субъектов РФ и поправки к ним принимаются законодательными (представительными) ор­ганами государственной власти. Однако в отношении ре­спублик федеральный закон оговаривает возможность при­нятия конституции и внесения в нее поправок иным путем (например, посредством референдума), если это предусмо­трено в самой конституции республики.

Основные законы субъектов РФ принимаются на осно­вании и в соответствии с Конституцией РФ и не могут про­тиворечить ее положениям.

Основные законы субъектов РФ закрепляют принад­лежность власти населению, соблюдение интересов жи­телей субъектов Федерации (Воронежская, Ростовская, Оренбургская области).

Вместе с тем основные законы субъектов РФ отражают специфику национальной государственности, выражаю­щейся в названии законодательных (представительных) органов государственной власти, структуре и порядке фор-мирования двухпалатных парламентов (Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия), характере депу­татского мандата, разнообразии моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнитель­ной власти, административно-территориальном делении, государственной символике, наличии гражданства в от­дельных республиках.

Все конституции имеют норму о двуязычии, призна­нии государственными русского языка и языка корен­ной национальности (ст. 42 Конституции Якутии, ст. 41 Конституции Татарстана). На этих языках публикуются

В рамках данного вопроса рекомендуется изучить теоретические подходы к определению понятия «охрана конституции. Конституция РФ (ч. 2 ст. 15) в общей форме устанавливает режим конституционной законности и правопорядка в стране. Что касается граждан, по замечанию М.В. Баглая, они охраняют Конституцию с помощью пассивных форм (возложенных на них обязанностей) и активных (вправе обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке)[87]. Но главная ответственность за охрану Конституции возложена на должностных лиц, прежде всего на Президента РФ. Следует раскрыть роль Президента РФ как гаранта Конститу­ции РФ, Конституционного Суда, иных судов, в рамках компетенции имеющих право оцени­вать конституционность нормативных или иных актов и объявлять их недействующими.

Конституция РФ не возлагает обязанности по её охране на органы государственной власти – Федеральное Собрание, Президент, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Это вытекает из конституционных полномочий. Особая роль в охране Конституции принадлежит Конституционному Суду РФ, который являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов, разрешает споры о компетенции, даёт толкование конституции, проверяет жалобы граждан на нарушение конституционных прав, а также осуществляет ряд иных полномочий, направленных на охрану Конституции (ч. 2-5 ст. 125).

Право толкования Конституции принадлежит Конституционному Суду. Это официальное нормативное толкование конституционных положений, обусловленное возникновением на практике неодинакового понимания нормы из-за её неопределённости, противоречивости, неточности. Оно абстрактно, вне связи с конкретным делом, не является способом установления новых норм[88]. Студентам нужно определить круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании, проанализировать судебную практику и выявить, статьи каких глав не подверглись толкованию, хотя нуждаются в нем в связи с проведением государственно-правовой реформы.

5. Реализация Конституции РФ: понятие, формы и содержание

Реализация конституционно-правовых норм – это воплощение их предписаний в фактической деятельности субъектов права, осуществление соответствующих требований в правомерном поведении, в общественной практике. Реализация конституционных норм осуществляется в следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты и юридические свойства Конституции РФ? Назовите статьи Основного Закона, в которых они закреплены.

2. Нормы Конституции РФ действуют непосредственно: всегда ли это возможно?

3. Какие органы государственной власти осуществляют охрану Конституции РФ?

4. Существуют ли в настоящее время объективные причины для принятия новой конституции? Какие мнения высказываются в научной литературе?

5. Обладает ли юридической силой преамбула Конституции РФ? Каково ее предназначение в структуре Конституции?

6. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию РФ непосредственно?

7. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3). Можно ли, исходя из этого, разработать проект новой Консти­туции РФ, вынести его на референдум и принять?

8. Можно ли внести поправки в гл. 1, 2, 9 Конституции, сохраняя в целом действие данной Конституции?

9. Можно ли, начав процедуру пересмотра Конституции по одним положениям гл. 1, 2, 9, в процессе подготовки новой Консти­туции дать новую редакцию другим положениям указанных глав, а также иных глав Конституции? Иначе говоря, можно ли, начав с конкретных предложений по гл. 1, 2 и 9, подготовить и принять Конституцию, отличающуюся новизной регулиро­вания по всем ее главам (разделам)?

11. В каких случаях суды общей юрисдикции вправе применять Конституцию Российской Федерации непосредственно?

12. Каков порядок внесения изменений в ст.65 Конституции России?

13. Кто обладает правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ? Отличается ли круг этих субъектов от круга субъектов права законодательной инициативы?

15. В чем, на Ваш взгляд, заключаются современные проблемы конституционного развития России? Нужны ли изменения в Конституции РФ?

16. Назовите формы и способы реализации Конституции РФ.

17. В чем основное различие между такими формами правовой охраны Конституции, как конституционный контроль и конституционный надзор?

19. Сравните структуру и порядок принятия и изменения конституций и уставов: а) г. Москвы, Свердловской области, Пермского края, Республики Дагестан; б) Московской области, Краснодарского края, Республики Адыгея.

20. Напишите эссе о юридических свойствах конституций и уставов субъектов РФ (см.: тексты конституций и уста­вов субъектов РФ; Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов РФ: монография. - М., 2010. - С. 34-50).

21. Определите Конституцию РФ как ценность (см.: Кон­ституционные ценности: содержание и проблемы реализа­ции / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. - М., 2009. - С. 9-54. Т. 1.).

Тесты и задачи

1. Сущность правового государства в соответствии с Кон­ституцией РФ заключается в следующем: а) верховенство государства над правом; б) верховенство права над государством; в) подчиненность праву всех органов государства.

2. Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции РФ может вносить: а) Конституционный Суд РФ; б) высшее должностное лицо субъекта РФ; в) группа численностью не менее одной третьей депутатов Государственной Думы; г) группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ должен быть рассмотрен законодательными органами субъектов РФ в срок: а) не позднее шести месяцев со дня его принятия; б) не позднее девяти месяцев со дня его принятия; в) не позднее года со дня его принятия; г) не позднее двух лет со дня его принятия.

4. Конституция РСФСР 1993 г. содержит главы: а) основы конституционного строя РФ; б) основные права и свободы человека и гражданин; в) правовой статус прокуратуры РФ; г) местное самоуправление; д) правовой статус Уполномоченного по правам человека.

5. Конституция РФ выражает волю: а) субъектов РФ; б) граждан РФ; в) российского многонационального народа.

6. К основным чертам (свойствам) Конституции РФ относятся: а) программность; б) реальность; в) прямое действие норм Конституции; г) важнейший политический документ.

7. Легитимность Конституции - это: а) законный порядок ее принятия; б) соответствие воле народа; в) отражение интересов правящих кругов.

8. Реальность Конституции - это: а) соответствие реальных отношений в обществе и государстве предписаниям Конституции; б) соблюдение конституции гарантировано ее предписаниями и нормами законодательства.

9. Стабильность Конституции - это: а) незыблемость и неизменяемость ее предписаний; б) незыблемость начал устройства государства и общества.

10. Функции Конституции: а) идеологическая; б) экологическая; в) политическая; г) охранительная; д) юридическая;

11. Пересмотр Конституции означает: а) внесение в Конституцию изменений; б) принятие новой Конституции.

12. Конституция РФ 1993 г. состоит из: а) глав, параграфов, статей; б) двух разделов, глав, статей; в) преамбулы, двух разделов, глав, статей.

13. Первый раздел Конституции РФ состоит из: а) 10 глав; б) 9 глав; в) 7 глав.

14. Раздел II Конституции РФ 1993 г. называется: а) заключительные и переходные положения; б) переходные положения; в) заключительные положения.

15. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить: а) Президент РФ; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума; г) политические партии; д) Правительство РФ.

16. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ: а) могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ; б) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.

17. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принима­ются: а) большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не требуют одобрения органами законодательной власти субъектов РФ; б) большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

18. Преамбула: а) вводная часть; б) специальная глава; в) предписание.

19. Изменения нормы Конституции РФ о составе ее субъектов: а) вносятся на основании федерального конституционного закона; б) учитываются при переиздании теста Конституции РФ; в) вносятся в нее на основании решения Президента РФ; г) требуют подтверждения Конституционного Собрания; д) требуют подтверждения со стороны Конституционного суда РФ

Задача 1. На заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст. 12 Конституции РФ. Это пред­ложение было принято на совместном заседании Совета Фе­дерации и Государственной Думы простым большинством го­лосов депутатов. Какие статьи Кон­ституции РФ нарушены в данном случае?

Задача 2. В Республике Башкортостан (а также еще в шести респуб­ликах и 10 областях РФ) граждане России на общероссийском референдуме проголосовали против принятия новой Конститу­ции РФ 12 декабря 1993 года. По результатам всероссийского референдума за принятие Конституции РФ прого­лосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосова­нии, причем всего на выборы пришло 54,8% избирателей. Распространяется ли действие Конституции РФ на тер­риторию Республики Башкортостан?

Задача 3. Международным договором, заключенным между Россий­ской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадле­жащего данному государству, для предания его суду по зако­нам этого государства. Этот договор противоречит ст. 61 Кон­ституции России. Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета россий­ским гражданином?

Задача 4. После сбора 1 миллиона подписей избирателей инициа­тивная группа обратилась в Государственную Думу с просьбой назначить всероссийский рефе­рендум для решения вопроса о досрочной отставке Президен­та РФ. Какое решение должна принять Государственная Дума?

Задача 5. Прежним Уголовным кодексом РФ была предусмотрена более строгая уголовная ответственность за хищение государственной, чем за хищение личной собствен­ности. Какой из основ конституционного строя России проти­воречил в данном случае Уголовный кодекс?

Задача 6. Конституционное Собрание большинством голосов от об­щего числа его членов приняло решение вынести на рефе­рендум РФ проект новой Конституции РФ. В течение какого времени, и какие федеральные органы госу­дарственной власти должны назначить проведение ре­ферендума РФ?

Задача 8. Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции РФ. Совет Федерации направил принятый закон в законодатель­ные органы субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон и срок не позднее 1 года со дня его принятия Советом Федерации. Получилось так, что требуемое большинство - 2/3 субъектов РФ - рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки. Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие тре­буемого большинства одобривших субъектов РФ позволят раньше подвести итоги? Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в случае, если все без исключения субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока? (вариант: рассмотрели все, но одобрили требуемые 2/3 субъектов?

Задача 9. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о тол­ковании ч. 2 ст. 137 Конституции. В запросе Дума исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включе­ние нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конститу­ции РФ. Заявитель полагает, указанное изменение может вноситься указом Президента РФ. Прав ли заявитель? Аргументируйте данную правовую позицию.

Нормативные правовые акты

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ

Литература

1. Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современ­ность. - М., 2000.

3. Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: Потенциал и возможности // Государство и право. - 2009. - № 2.

4. Дмитриев Ю.А. О юридическом значении преамбулы Конституции России // Государство и право. - 2008. - № 12.

5. Златопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. - 1997. - № 10.

6. Кириллов В.Ф. Стабильность Конституции РФ и попытки ее реформирования // Конституции РФ 10 лет: Опыт реализации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2003.

7. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: (Проблемы теории и практики). - М.; - Новосибирск, 2002.

8. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции РФ и роль судов // Государство и право. - 1996. - № 4.

9. Лучин В.О. Конституция РФ: Проблемы реали­зации. - М., 2002.

10. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 г. как па­мятник эпохи // Государство и право. - 2004. - № 4.

11. Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Кон­ституций 1978 и 1993 гг.: Сравнительный анализ // Государство и право. - 2008. - № 12.

12. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. -1998. - № 4.

13. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции РФ: Теория и практика. - М., 1998.

14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М., 2005.

15. Чиркин В.Е. Конституция: Российская модель. - М., 2004.

17. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ: (Некоторые методо­логические аспекты) // Правоведение. - 1996. - № 1.

18. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. - 2008. - № 7.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии:

1. Направление запроса о толковании в Конституционный Суд[11].

Соответствующий субъект сам решает, воспользоваться ли ему своим правом на обращение в Конституционный Суд, осуществить его раньше или подождать в расчете на практику реализации конституционных положений без толкования. Очевидно, что неопределенность в понимании конституционных положений возникает при реализации субъектом своих полномочий и затрудняет их осуществление. Неопределенность может быть мнимой, но выявить ее может только Конституционный Суд.

3. Подготовка дела к слушанию. Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда.

4. Рассмотрение запроса о толковании по существу. Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто.

5. Совещание судей и принятие итогового решения. В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда.

Таким образом, толкование – это вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений (деликтов).

Цель толкования Конституции заключается в том, чтобы устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение.

Толкование конституции подразделяется на два вида – нормативное и казуальное. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по нормативному толкованию Конституции России нуждаются в обеспечении их исполнения неукоснительно и своевременно, что позволит повысить эффективность правозащитной функции Суда, а также приведет к соблюдению и уважению закона всеми субъектами права. Верховный и Высший Арбитражный Суды осуществляют исключительно казуальное толкование Конституции Российской Федерации. Такие разъяснения базируются на практике судебных органов, связаны только с практикой применения законов и преследуют цель правильно исполнять и соблюдать законы всеми субъектами права. Казуальное толкование Конституции осуществляется данными судами при рассмотрении большинства дел. Даже, если конституционная норма и не указывается в самом тексте постановления, разъяснение основывается на конституционных приоритетах и принципах конституционной законности при отправлении правосудия.

Обобщая практику Конституционного Суда по делам о толковании Конституции, можно сделать следующие выводы:

1. Уполномоченным субъектам следует активизировать свои запросы о толковании Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд, так как толкование предупреждает появление (и последующую отмену) неконституционных нормативных актов и договоров;

В настоящее время произошла взаимная дифференциация теории и практики, поэтому невозможно обосновывать теоретические положения, не опираясь на практические исследования данной проблемы.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

1. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

2. Калинин В. В. Конституция РФ: постатейные материалы; толкование отдельных положений Конституционным Судом РФ. М., 2005.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Д. Садовникова. М., 2006.

5. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов/ Под ред. М. В. Баглая. М., 2004.

6. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003.

7. Кравец И.А. Российский конституционализм: Проблемы становления, развития и осуществления. М., 2005.

8. Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001.

9. Митюков М. Толкование региональных конституций и уставов // Российская юстиция, № 8, 2000.

10. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования конституции в деятельности Конституционного суда РФ // Государство и право, № 4, 1996.

11. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.

[1] Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998, с. 184.

[2] Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003, с. 98.

[4] Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 19.

[6] Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 19.

[7] Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998, с. 185, с. 185.

[11] Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации // Право и власть, № 1, 2001, с. 20.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 34786
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: