Стимулирует активность граждан для выполнения определенных политических задач какая функция

Обновлено: 04.07.2024

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

Политическая культура позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и личностей при близких условиях их существования.

Политическая культура — это психология нации в отношении политики. Понятия “политическая культура” и “общественное мнение” частично совпадают — и то и другое включает отношение к политике. Но политическая культура направлена на фиксирование основных, общих представлений о политике и правительстве. Общественное же мнение сконцентрировано на отношении к руководите. лям и политическим действиям. Исследование общественного мнения редко выходит за рамки накопления данных, тогда как исследователи политической культуры могут использовать историю и литературу для понимания внутренних процессов отдельной страны. Политическая культура связана с политической идеологией. Идеология определяет цели политики, а политическая культура — способы реализации и достижения этих целей. Неотъемлемой частью политической культуры того или иного народа являются политические символы, а также система ценностей как критерий в первую очередь желательной формы политического действия, желательного типа политической системы. Политическая культура не только позволяет объяснить поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения (например, будет конфликт разрешаться насильственно или мирно — это прямо зависит от политической культуры населения конкретной страны).

Вхождение в политическую культуру — это процесс развития, посредством которого прививаются общепринятые взгляды и ценности и обеспечивается политическая социализация. Это непрерывный и продолжающийся всю жизнь процесс, являющийся частью условий жизни и обучения каждого индивида как члена той культуры, в которой он рожден. И он не обязательно требует целенаправленной деятельности правительственных ведомств. Агентами политической социализации являются семья, школа, группа равных, средства массовой информации.
( Г.Н. Семенов)


21.Частью какого компонента общей культуры является культура политическая? Укажите две функции политической культуры, отмеченные в тексте.
22. В тексте используется понятие “общественное мнение”. Объясните его смысл. По каким линиям автор проводит сравнение политической культуры и общественного мнения? Укажите две линии.

23. Автор отмечает влияние СМИ на формирование политической культуры личности. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, назовите три возможных направления такого влияния и конкретизируйте их.
24. Какое различие в роли идеологии и политической культуры приводится в тексте? Используя обществоведческие знания, раскройте два иных любых различия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Законодательно установленная для выборов парламента или иного органа избирательная система влияет не только на персональный и партийный его состав: все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, в немалой степени также зависят от того, каков метод определения итогов голосования. Не только выборы, но и другие важные аспекты политической жизни страны (региона) находятся под определенным (подчас весьма сильным) воздействием существующей модели избирательной системы: функционирование партий и партийная система в целом; деятельность парламента, ее формы, результаты и эффективность; стабильность правительства и всего механизма исполнительной власти и др. Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие — создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие — для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Хотя детальные правила в данной области закрепляются обычно в текущем законодательстве, основы избирательной системы наряду с принципами избирательного права в качестве основополагающих норм правовой системы страны закрепляются в ее конституции.

Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы, обладает собственным видением проблем и путей их решения в масштабах всей страны или отдельной его части. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными, часто взаимоисключающими лозунгами. Следовательно, определяя порядок формирования “народного представительства”, необходимо стремиться, чтобы в нем были представлены все основные политические силы общества. В основу пропорциональной избирательной системы положен принциц пропорционального представительства в законодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: группы и слои избирателей, поддержавшие на выборах партию или кандидата, не получившего большинства в масштабе избирательного округа или всей страны (региона), должны тем не менее располагать своими представителями в законодательном органе, которые будут отражать их потребности и интересы. Не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеет право быть представленным в парламенте. Каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы — система партийных списков.

В “чистом” виде содержание пропорциональной избирательной системы заключается в следующем. Вся страна (или ее территориальная единица, на территории которой будет функционировать соответствующий представительный орган: субъект федерации, город, район и т. д.) превращается в единый многомандатный избирательный округ, от которого будет избран весь состав парламента, местного совета и т. д. Каждая партия составляет список кандидатов, который может быть больше или меньше в зависимости от того, сколько она рассчитывает получить голосов. Избиратель на выборах обладает одним голосом, но этот голос подается не за конкретных кандидатов, а за список партии в целом. Далее, исходя из итогов голосования, партия получает такую же долю (процент) мест в парламенте, какую долю (процент) голосов она получила на выборах. Во многих странах, где действует пропорциональная система, вводится так называемый заградительный пункт (барьер) — выраженное обычно в процентном отношении число голосов, которое необходимо получить партии для получения права участвовать в распределении парламентских мандатов.
(А.О. Четвериков)


21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

22. В тексте используется понятие “избирательная система”. Объясните его смысл. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему.

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.


№21 1) четыре аспекта политической жизни страны:
— сами выборы;
— функционирование партий и партийной системы;
— деятельность парламента;
— стабильность правительства;
2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы - конституция страны
№22 1) смысл понятия, например: избирательная система характеризует порядок выборов в органы власти и должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования;
2) две черты пропорциональной избирательной системы:
— создание единого одномандатного избирательного округа;
— голосование по партийным спискам.
№23 1) этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов;
2) другие три этапа, например:
— предвыборная агитация;
— голосование на избирательных участках;
— подведение итогов голосования.
№24 1) два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:
— более полный учет различных политических сил в стране;
— при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;
2) один недостаток, например: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл. В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодейсrrвий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т. д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов, предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.

Политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.

Политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. п. Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.

Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы — в основном социальные группы и социальные институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.

Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием (“крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закреп.ления в череде регулярных соревновательных выборов.
(Е.Ю. Мелешкина)


21. Чем политическое изменение отличается, по мнению автора, от политического развития? В тексте говорится о разномасштабных политических процессах. Какие виды политических процессов отражают данный подход классификации? Какие акторы участвуют в среднемасштабном политическом процессе?

22. Какой пример к определению политического процесса приводит автор? Назовите три стороны (аспекта) проявления политического процесса, используя пример из текста.

23. Автор называет “мелких” и “крупных” политических акторов. Опираясь на текст, обществоведческие знания и социальные факты, укажите двух политических акторов каждого вида и приведите по два примера участия каждого из них в политическом процессе (сначала укажите актора, а затем приведите два примера).
24. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, поясните, как в процессе модернизации политической системы в результате череды политических реформ проявляются и взаимодействуют политическое изменение и политическое развитие (приведите три пояснения).


№21 1) политическое изменение — процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой, а политическое развитие — процесс накопления качественных изменений политики;
2) виды процессов:
— повседневные политические процессы;
— исторический политический процесс / процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события;
— эволюционные политические процессы;
3) акторы: социальные группы и социальные институты.
№22 1) ответ на первый вопрос: избирательная кампания/ совокупность взаимодействий, которая связана с выборами / электоральный процесс;
2) три стороны (аспекта):
— действие и взаимодействие политических акторов;
— воспроизведение или создание политических институтов;
— определенная логика или смысл.
№23 1) гражданин:
— гражданин Петров проголосовал на выборах депутатов Государственной Думы;
— гражданин Петров принял участие в митинге против коррупции;
2) политическая партия:
— революцию 1917 г. возглавила партия большевиков;
— четыре партии РФ создали фракции в Государственной Думе.
№24 Правильный ответ должен содержать три пояснения, например:
1) каждая политическая реформа меняет политическую ситуацию в стране, привлекает к участию в политической жизни новых акторов, вследствие чего происходят политические изменения;
2) последовательность политических реформ свидетельствует о накоплении изменений, то есть о политическом развитии;
3) политическое изменение и политическое развитие в процессе реформирования общества через цепочку реформ непосредственно связаны между собой.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Определяющей чертой демократических политических систем является право на политическое участие – возможность граждан воздействовать на институты власти и управление государственными делами. Оно характеризуется разной степенью и формами вовлеченности индивидов в политические процессы. Показателем здоровья системы правления и отношения населения к ней является активность граждан в реализации своего права на участие в управлении государством.


Что это такое?

Политическая активность – степень вовлеченности граждан в политическую деятельность, показатель полноты реализации ими права на участие в политической жизни страны. Политическое участие может быть разных видов:

Формы политического участия:

  • выполнение политических функций в институтах политической системы;
  • участие в выборах, референдумах, народных голосованиях;
  • деятельность в составе политических партий, общественных организаций и движений;
  • участие в подготовке и проведении избирательных кампаний;
  • участие в митингах, демонстрациях, пикетах;
  • участие в деятельности органов местного управления и самоуправления;
  • оппозиционная деятельность.

Формы политической активности:

  • дисциплинарная – участие в силу долга, обязанности;
  • осознанная – обусловленная потребностью заявить о своей позиции по тому или ному вопросу общественной жизни.

Главной движущей силой в политическом процессе является человек. По степени активности участия в политической жизни страны выделяют следующие типы личностей:

  1. Высокоактивные, постоянно принимающие участие в политических событиях.
  2. Профессионалы, для которых политика является основным видом деятельности, источником существования и смыслом жизни.
  3. Занимающиеся политикой наряду с основным видом деятельности.
  4. Принимающие эпизодическое участие в политике (выборы, голосования, референдумы, демонстрации).
  5. Проявляющие интерес к политике, но практически в ней не участвующие.
  6. Аполитичные, относящиеся к политике негативно, отчужденно.

Политическая активность проявляется в политической деятельности, общении, поведении. Она может быть направлена как на конструктивные изменения в политической жизни страны, так и на разрушение отживших политических форм. Мотивы, побуждающие людей участвовать в политических процессах, могут быть:

  • эгоцентрическими – обусловленными собственными личными целями;
  • социоцентрическими – ориентирующими человека на достижение всеобщего блага.

Эти мотивы не исключают друг друга: часто выступают в единстве, усиливают друг друга и ведут к одному и тому же типу действий.


Антиподом политической активности выступает политическая пассивность – добровольная или вынужденная отстраненность от политической жизни. Виды политической пассивности:

  • выключенность человека из политических отношений, обусловленная низким уровнем социального, экономического и культурного развития общества;
  • политическая невостребованность людей, возникающая в результате низкой эффективности политических институтов, отсутствием механизмов обратной связи между властью и гражданским обществом;
  • политическая апатия как форма разочарования в политической системе, ее неприятие;
  • политический бойкот как выражение враждебного отношения народа к власти и ее институтам.

Политическая активность определяется политическими установками людей, их политическим поведением, стабильностью политической жизни, доверием к институтам власти, социально-историческими и психологическими факторами. По месту форм политической активности и пассивности в политической практике можно судить о политической системе и политической культуре данного общества.

Заключение

Политическая активность является отражением целесообразности политики, показателем интереса граждан к политическим событиям. Высокий уровень политического участия свидетельствует о поддержке населением действующей политической системы, низкий – приводит к тому, что государственная политика перестает представительно отражать интересы граждан. Недостаточная активность граждан может привести к контролю правительства организованным меньшинством или установлению тоталитарного правления. Поэтому стимулирование политической активности граждан является одной из важнейших задач государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое задание в ЕГЭ 2022 года вызвало немало вопросов, я попыталась сделать несколько вариантов, возможно кому то будет полезным и поможет в подготовке.

Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства.

Политические многообразие и многопартийность в демократическом обществе необходимы для того, чтобы на политической арене было представлено большое количество идей, взглядов, идеологий весь политический спектр мнений.

а) Подготовка политических лидеров (кадровая)

б) Привлечение новых членов партии (рекруитирование)

Партия ЛДПР создала для несовершеннолетних молодёжную организацию, куда может вступить любой желающий, получить политическое образование и в дальнейшем стать полноценным членом партии.

Обоснуйте необходимость политического активного политического участия граждан в демократическом обществе. Какие общественные организации существуют в России? Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой формы политического участия в жизни общества и государства.

Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, и на его праве участвовать в управлении делами общества, поэтому политическая активность граждан – залог сохранения демократических ценностей.

а) Обращение в органы государственной власти

б) Участие в митингах и демонстрациях

в) Контроль над деятельностью государственных органов власти

3. Обоснуйте необходимость активного политического участия граждан в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие политические права появляются у граждан РФ по достижении ими 18 лет? (Назовите любые три права.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данного права. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных права.)

1. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, и на его праве участвовать в управлении делами общества, поэтому политическая активность граждан – залог сохранения демократических ценностей.

2. Политические права:

Участие в выборах, участие в политических объединениях и партиях, представление своих интересов в государственных органах

4. Объясните, в чем заключается социальная сущность РФ. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие конкретные меры предпринимаются в РФ для поддержки семьи, материнства и детства? (Назовите любые три меры.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной меры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных меры.)

Социальная сущность РФ заключается в том, что государство обязано обеспечивать граждан гарантированными минимумами жизненных благ, а также справедливо распределять материальные блага

Выплата материнского капитала, создание эффективной системы заботы о детях-сиротах, пособия беременным и женщинам, которые находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком

а) В РФ принята мера поддержки рождаемости в виде единоразовой выплаты, которую семья может потратить на приобретение жилья, пенсию мамы или образование детей.

б) В РФ для детей, потерявших родителей, предусмотрены пособия по потери кормильца, устройство в опекунские семьи или в систему детских домов

в) В РФ предусмотрены пособия по беременности, а также гарантируется оплата декретного отпуска

5. Обоснуйте необходимость развития демократии в российском обществе и государстве. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие проявления прямой демократии можно выделить в современной России? (Назовите любые три проявления.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любого проявления прямой демократии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных проявления.)

Развитие демократии в Российском обществе и государстве необходимо, потому что она предполагает политическое многообразие, многопартийность и идеологический плюрализм

Возможность участвовать в выборах, выборы референдумом, обращение в органы власти

в) Граждане России могут обращаться в органы с предложениями или с вопросами как

Перечень функций СМИ может быть различным, но к числу наиболее важных из них относятся следующие: информационная; образовательная, мобилизационная; функции социализации; артикуляции интересов и интеграции социальных субъектов; критики и контроля; и др.

Образовательная функция СМИ проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это - задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция социализации находит свое выражение в том, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огромной аудиторией СМИ фактически стали таким же первичным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образования, учреждения культуры. Посредством СМИ рядовые граждане получают возможность чувствовать себя участниками общесоциальных и общемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу, государству и миру политики. Именно вдохновленные воздействием политических журналистов многие граждане становятся активными участниками социально-политических процессов.

Функция артикуляции интересов различных категорий граждан - непременная сторона деятельности СМИ. Выражение политических интересов, как известно, осуществляют не только СМИ, но и другие институты гражданского общества, прежде всего партии и общественные объединения. Но именно массовая пресса и телевидение зачастую первыми сигнализируют обществу о возникающих проблемах, о назревающих социальных и политических конфликтах, побуждая властные структуры анализировать их и вырабатывать соответствующие решения. СМИ не только обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений. По сути дела СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью.

Функция критики и контроля проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, общественных объединений, профессиональных политиков по руководству и управлению общественными процессами. Публичность и оперативность высказываний СМИ по тем или иным явлениям, событиям, фактам неизбежно приводят к повышению активности политических институтов, постоянно вынуждают их уточнять и корректировать свои действия. При чем критика и контроль СМИ отличается неограниченностью своего объекта, она охватывает практически все элементы общественного организма. И хотя информационные учреждения, в отличие от государственных или финансово-хозяйственных органов контроля, не могут применять юридические или экономические санкции к нарушителям установленных норм деятельности, их контроль не только не менее эффективен, но часто и более строг, поскольку он включает и моральную оценку действиям субъектов общественных отношений.

Мобилизационная функция СМИ находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом,


СМИ оказывают существенное влияние на ход избирательных кампаний и на исход голосования. Они могут спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества. Но они могут выступать и в роли самого эффективного союзника власти при мобилизации граждан для решения жизненно важных для общества задач. В настоящее время СМИ выступают в качестве основного средства формирования общественного мнения, они могут также инициировать политические изменения путем широкой и настойчивой постановки общественных проблем.

Таким образом, средства массовой информации - это социальный институт, выступающий в качестве составного элемента процесса общественно-политической коммуникации, предназначением которого является сбор, обработка и распространение важной для жизнедеятельности политического сообщества информации, а также выполнение ряда других социальных функций.[6]

Читайте также: