При каких условиях возможно применение оружия в целях необходимой обороны

Обновлено: 02.07.2024

Согласно статье 37 УК РФ, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо непосредственной угрозой применения такого насилия.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру или опасности посягательства.

Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо, вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

Право на необходимую оборону имеют в равной степени все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам.

Можно ли стрелять по человеку, который нападает на меня с ножом?

Можно ли стрелять по человеку, просто ударившему меня, или собирающемуся это сделать?

Можно, если это происходит внезапно, и вы не можете объективно оценить степень опасности нападения. Предположим, что вы входите в темный подъезд, заранее приготовив оружие, и на вас бросается неизвестный с явно угрожающими намерениями.

Могу ли я стрелять по человеку, угрожающему убить меня?

Это зависит от обстоятельств. Если на вас с явно агрессивными намерениями идет неизвестный вам достаточно взрослый человек, словесно угрожающий вам смертью и пытающийся извлечь что-то из кармана, то вы вправе остановить его, применив оружие на поражение. Вместе с тем, выстрелив по пьяному подростку, который, не предпринимая других действий, просто пригрозит вам избиением, вы явно превысите пределы необходимой обороны.

Можно ли применять осветительный и сигнальный патроны в целях самообороны?

Я живу на первом этаже и паркую машину под окнами. Однажды мою машину вскрыли, разбив стекло и похитив вещи из салона. Если бы я увидел это из окна, мог бы я применить оружие на поражение?

Нет, так как жизни и здоровью вас самих и других лиц ничего не угрожало. Однако если бы вы выбежали на улицу и попытались бы задержать преступников, а те напали бы на вас, то у вас могли бы возникнуть основания для применения оружия на поражение.

Должен ли я предупреждать противника о намерении применить оружие?

Какие еще существуют ограничения на применение оружия?

Что я должен делать после применения оружия?

В первую очередь – обезопасить себя и других невиновных людей, для чего, в частности, может потребоваться изолировать нападавшего от использовавшихся им орудий преступления. Затем вызовите скорую помощь и милицию, максимально полно описав обстоятельства происшествия и повреждения, которые получили его участники. Не помешает вызвать на место и кого-то из близких вам людей, особенно если они обладают определенной правовой подготовкой. Помните, что вы обязаны оповестить органы внутренних дел о любом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, не позднее чем в течении суток.

Постарайтесь оказать нападавшему первую медицинскую помощь, если он в ней нуждается и если вы умеете это делать. Попросите оставаться до прибытия всех свидетелей происшествия, перепишите их установочные данные. Когда на место происшествия прибудут сотрудники милиции, будьте готовы к тому, что у вас изымут оружие до выяснения всех обстоятельств. Подробно расскажите им о происшествии, настаивайте на том, чтобы все ваши показания и показания других свидетелей были бы зафиксированы. Озаботьтесь медицинским освидетельствованием в том случае, если вашему здоровью или здоровью других лиц в ходе посягательства был нанесен ущерб. Будьте готовы к тому, что разбирательство по факту применения оружия может продлиться несколько месяцев.

Согласно статье 39 УК РФ, не является преступлением причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайне необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Вы можете привести пример применения оружия в состоянии крайней необходимости?

Вы становитесь свидетелем того, как выгуливаемая без поводка и намордника собака нападает на детей. Применив оружие по собаке, вы можете нанести материальный ущерб ее владельцу, которому придется лечить своего непутевого пса или даже заводить нового. Однако, ваши действия будут вполне законными, так как вы причинили ущерб его интересам в состоянии крайней необходимости, устраняя опасность, непосредственно угрожавшую людям.

Как можно применить оружие, превысив пределы крайней необходимости?

Представим себе описанную выше ситуацию, однако нападению собаки подвергаются не дети, а ваш собственный пес. Выстрелив в нападающую собаку при таких обстоятельствах, вы можете причинить ее владельцу вред равный или более значительный, чем тот, который вы предотвратите. Однако, если вы броситесь на защиту своего животного, и чужая собака переключит свое внимание на вас самих, то у вас появятся основания для применения оружия на поражение.

Помните: владелец оружия несет всю ответственность за последствия его применения!

Действующее законодательство разрешает применять в качестве оружия самообороны бесствольное огнестрельное оружие, которое комплектуется патронами, оказывающими исключительно травматический либо психофизический эффект.

Владелец оружия обязан хранить его, а также прилагающиеся к нему патроны, в месте, недоступном для детей и посторонних лиц. В соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия, хранить устройство следует в сейфе или металлическом шкафу, оборудованном замком, по месту жительства. Сотрудники полиции обязаны проводить ежегодную проверку условий хранения и, в случае обнаружения нарушений, имеют право аннулировать разрешение и привлечь владельца в ответственности в административном порядке.

Чтобы получить это удобное и эффективное средство защиты, Вы можете оставить заказ на сайте.

Два других типа боеприпасов представляют собой светозвуковые патроны. При их применении раздается довольно громкий взрыв и очень яркая вспышка света. Звук дезориентирует, а вспышка ослепляет злоумышленника, как минимум, на полминуты. Этого времени будет достаточно для того, чтобы предпринять какие-либо дополнительные меры по самообороне или перезарядить оружие травмирующими патронами. При этом благодаря особой конструкции светозвуковых боеприпасов, вспышка и громкий звук не причиняют вред стрелку.

Охота, рыбалка, шашлыки на природе сами по себе радостные и приятные события, но, к сожалению, отнюдь не безопасные. Несмотря на хорошее оснащение картами, компасами, GPS-навигаторами отдых в лесу – рискованное предприятие, и выбраться из чащи порой бывает не под силу даже опытным туристам.

Чем сильнее человек увлечён своим занятием, чем больше возрастает его азарт, тем легче заблудиться и не заметить, как забрел в самую глубь леса. Отправляясь в длительную прогулку, лучше всего заранее принять все меры предосторожности.

Сигнальные патроны выпускаются в 3-х модификациях, при этом вспышки могут быть красного, жёлтого и зелёного цвета. Высота полёта патрона составляет 140 метров. При дневном свете ракету видно на расстоянии до 2-х километров, в тёмное время суток – до 5-ти километров. Цвет патрона можно определить в полной темноте по нанесённым на них засечкам.

Кроме опасности заблудиться, существует еще и угроза встречи с дикими животными. Светозвуковые патроны можно использовать в качестве эффективного отпугивающего средства: создавая вспышку до 5 млн. кандел и оглушая звуком до 140 ДБ, они способны привести в замешательство и надолго обезвредить нападающего зверя.

Использование сигнально-осветительных патронов в целях, не предусмотренных законодательством, может быть квалифицировано как административное правонарушение – поэтому использовать даже эти, не боевые по своей сути, заряды следует только в экстремальных ситуациях.

Если Вы хотите защитить себя и своих близких уже сегодня, заказ можно сделать прямо у нас на сайте.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

редств или огнестрельного оружия, первую помощь; (В редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)

доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Применение физической силы

Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.

Статья 15. Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части первой настоящей статьи;

наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части первой настоящей статьи.

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Статья 17. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны

Работники ведомственной охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона.

Попытки лица, задерживаемого работниками ведомственной охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам ведомственной охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 18. Обязательность исполнения законных требований работников ведомственной охраны

Законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Неисполнение законных требований работников ведомственной охраны и действия, препятствующие исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Работники ведомственной охраны не несут ответственность за моральный, физический или имущественный вред, причиненный ими правонарушителю в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Обязательное страхование работников ведомственной охраны

Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) за счет средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

В случае причинения вреда жизни или здоровью работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей причиненный вред подлежит возмещению в порядке и объеме, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты работников ведомственной охраны

На работников ведомственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, а также им предоставляются льготы в объеме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Право работников ведомственной охраны на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

Работники ведомственной охраны в целях защиты своих прав и законных интересов, связанных с исполнением должностных обязанностей, вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Статья 22. Контроль за деятельностью ведомственной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной охраны осуществляют имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, за исключением контроля за деятельностью ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 23. Прокурорский надзор за деятельностью ведомственной охраны

Надзор за исполнением работниками ведомственной охраны федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Обжалование неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников ведомственной охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) вышестоящим органам (должностным лицам) ведомственной охраны и (или) в суд.

Статья 25. Ответственность работников ведомственной охраны

Неправомерные действия (бездействие) работников ведомственной охраны влекут установленную законом ответственность. Вред, причиненный собственнику охраняемого объекта, другим физическим и юридическим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) работников ведомственной охраны, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Распространение действия настоящего Федерального закона в отношении отдельных организаций

Действие настоящего Федерального закона, за исключением статей 5, 8 и 9 настоящего Федерального закона, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. Работники указанных подразделений используют специальные средства и боевое ручное стрелковое оружие, принятые на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Специальные средства, виды, типы и модели боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также нормы обеспечения ими работников указанных подразделений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Перечень объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания федеральными государственными органами ведомственной охраны, а также порядок определения тарифов на оказываемые услуги по охране указанных объектов утверждается Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Правила хранения, ношения и применения оружия вызывает волну споров в законодательстве ряда стран. Правомерность использования средств самообороны и упреждения агрессора не является исключительной и часто требует серьёзного основания, ведь в результате оборонявшемуся может потребоваться юридическая помощь. В большинстве случаев разбирательства по вопросам применения оружия физическими лицами (вне рамок служебной деятельности) проводятся в суде.

Когда применения оружия для самообороны правомерно

Гражданин, приобретающий оружие и иные средства дистанционного поражения, берет на себя ответственность трижды. Первый раз, когда берет оружие на хранение. Второй раз, когда носит его с собой. Третий, самый ответственный случай, это применение оружия.

В статье 37 Уголовного кодекса приводится описание мер, которые могут быть квалифицированы как необходимая самооборона:

  • Угроза применения насилия в отношении здоровья или жизни подвергшихся нападению лиц.
  • Допускается применение оружия в ситуациях, когда имело место прямая угроза жизни без явного применения насилия.
  • Для случаев, когда промедление может вызвать опасность для общества, родных и близких, или повлечь тяжкие последствия, применение средств упреждения действия нападающего может иметь место без предварительного уведомления.

Чтобы причинение физического вреда нападающему не было расценено как преступление и не повлекло лишение свободы пострадавшего, применение оружия должно способствовать обороне его личности, окружающих и даже интересов государства от посягательства преступника.

Правила применения оружия самообороны: в отношении каких лиц применять оружие запрещается

Законодательство РФ предусматривает четкое ограничение прав обладателей средств самообороны и нападения в отношении следующих категорий граждан:

  • Женщин;
  • Лиц, у которых наблюдаются явные признаки имеющейся инвалидности;
  • Неправомерное применение оружия в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста однозначно будет доказано в суде. Исключение составляют случаи, когда нападавшие представляют собой контингент, состоящий из группы или банды.

Важно: Любой случай, в котором имеет место применение средств дистанционного поражения (пистолет, охотничье ружье) человека, должен быть заявлен в полицию. На это у участников ситуации, включая очевидцев, есть не более суток.

В продолжение темы запрета на применение оружия закон РФ устанавливается ответственность за неправомерное применение оружия в виде запрета на посещение с оружием публичных мероприятий:

  • Митингов;
  • Шествий;
  • Собраний;
  • Общественных акций;
  • Пикетов.

Указанное требование распространяется на огнестрельное и пневматическое оружие. Допускается наличие разновидностей холодного оружия на участниках акций, если оно является неотъемлемым элементом костюма.

Правила применения травматического оружия для самообороны

Использование средств упреждения, поражения агрессора в рамках действующего законодательства подразумевает следование следующим условиям:

  • Избранный способ самообороны на момент критических событий являлся единственным методом защитить собственное здоровье, жизнь, особенно родных и близких;
  • На суде должна быть доказан крайняя необходимость применения дополнительных средств разрешения ситуации;
  • Перед тем, как использовать оружие в отношении агрессора или иного лица, которое покушается на жизнь, здоровье или собственность, осуществляет проникновение в дом, должно последовать предупреждение о применении травматического оружия для самообороны;
  • Согласно правилам применения спецсредств для обороны не должны страдать третьи лица.

Практика уголовных преступлений доказывает, что насильственные действия часто совершаются неожиданно. В этом случае в целях защиты крайне важно непросто применить оружие, в объективно оценить обстановку. Так, если средство поражения имеется у агрессора, и он может его использовать, оппонент вынужден идти на опережение.

Необходимая самооборона является юридическим прецедентом, который не зависит от профессии, наличия специальной подготовки или принадлежности к определенному ведомству. Часто имеют место случаи, когда вооруженные люди не вмешиваются в обстоятельства, но могут попросить сделать это других людей или обратиться за помощью к представителям Закона.

Наказание и ответственность за неправомерное применение оружия

Для случаев, когда действия вооруженного человека расцениваются не как крайняя необходимость или допустимая самооборона, человек может нести ответственность в соответствии с уголовным законодательством.

Превышение мер допустимой самообороны наказывается ограничением свободы или лишением свободы на период до 2 лет. Ответственность сроком до 3 лет грозит гражданам, которые превысили меры упреждения для задержания агрессора. Статьей 105 УК РФ предусматривается лишение свободы от 8 до 20 лет в случае, если действия вооруженного человека признают умышленными.

Разграничение уровня ответственности за неправомерное применение средств поражения, включая охотничье оружие, происходит по мере причинения вреда здоровью, жизни, а также степени (объема нарушения) правил использования огнестрельного или холодного оружия.

Однажды у меня раздался звонок. ". я один из охотников, проживающих в Ленинградской области" – представился позвонивший и рассказал следующую историю.

фото: Fotolia.com

Мой приятель во время охоты в этом году подвергся нападению со стороны группы молодых людей, пытавшихся отнять у него ружье.

Все нападавшие были в состоянии алкогольного опьянения.

Защищаясь, он применил оружие. Одного убил, а другого ранил.

В результате его осудили и приговорили к двум годам условно.

– Разве он не находился в состоянии необходимой обороны и не имел права обороняться и применить оружие? – спрашивал позвонивший.

Да, закон предоставляет гражданину право на необходимую оборону. Да, гражданин имеет право первым применить оружие.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий не соответствующих характеру и опасности посягательства.

Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Вроде бы, формулировки вышеперечисленных законов ясны и не требуют каких-либо дополнительных разъяснений.

Совершенные в состоянии необходимой обороны действия, хотя и подпадают под признаки преступного деяния, но не считаются преступлением и не влекут уголовной ответственности.

Гражданин при нападении вправе применять оружие как против нападающих с оружием, так и безоружных. При обороне не требуется соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами нападения.

Вред, причиненный нападавшему лицом в состоянии необходимой обороны, может быть более значительным, чем вред, который мог бы быть причинен этому лицу.


Каждый гражданин имеет право на защиту своей личности от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать данного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам.

В то же время среди правоведов не утихают споры по поводу судебной практики, связанной с применением ст. 37 УК РФ.

Многие юристы-практики считают, что в стране отсутствует единообразная судебная практика в отношении необходимой обороны.

На одном из круглых столов, посвященных указанной проблеме, приводились примеры, когда работники правоохранительных органов действия граждан, отражавших нападение с применением охотничьего оружия и находившихся в состоянии необходимой обороны, квалифицировали как действия, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта).

Сплошь и рядом правомерное причинение вреда здоровью нападавшему в состоянии необходимой обороны органами следствия расценивается как умышленное причинение вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.

Есть мнение, что такое положение дел объясняется расплывчатостью законодательных формулировок, отсутствием конкретных определений в законе.

Так, в уголовном кодексе нет четкого определения: какое насилие или угроза его применения является опасным для здоровья; отсутствует критерий характера посягательства. В связи с чем, решение о правомерности либо неправомерности применения оружия в той или иной ситуации отдается на откуп должностных лиц: следователя, дознавателя, судьи.

Кабинетные рекомендации законодателя хороши для спокойной обстановки, применение же гражданского оружия происходит в сложных психологических условиях конфликта.

Другая точка зрения: законы хорошие – плохие исполнители.

Действия хозяина были признаны правомерными и его освободили от уголовной ответственности. В данном случае, закон о необходимой обороне восторжествовал.

Однако, как сообщил далее юрист, это скорее исключение из правил, чем закономерность. В подавляющем большинстве судьи, рассматривая подобные дела, находят в действиях лица, применившего оружие, признаки превышения необходимой обороны и назначают условные сроки наказания.

Так что же делать охотнику, подвергнувшемуся нападению? Стрелять или не стрелять? Защищаться или не защищаться?

Полагаю, что на сегодняшний день однозначного ответа на вышеуказанные вопросы нет.

С одной стороны граждане, защищаясь от нападения, имеют право применять оружие, а с другой стороны у граждан, применивших оружие в целях самообороны, могут возникнуть определенные проблемы.

Поэтому наш совет: если есть возможность избежать столкновения, то ею надо воспользоваться. Если есть возможность убежать – убежать, если есть возможность обратиться за помощью к другим лицам или органам власти – обратиться.

Применять оружие следует крайне осторожно и взвешенно, не нарушая пределов необходимой обороны и лишь при крайней необходимости.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого оно применяется. О применении оружия гражданин обязан сообщить не позднее суток в органы внутренних дел.

Что касается вопроса позвонившего охотника? Сделать заранее какой-либо вывод, не зная конкретных обстоятельств дела, невозможно. Все будет зависеть от показания обороняющегося, нападавших, свидетелей и других доказательств, добытых органами следствия.

Читайте также: