Закон не всегда справедлив справедливость не всегда законна кто сказал

Обновлено: 28.06.2024

Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, говорить о справедливости права — это тавтология (Павел, Цельс, II–III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права: право есть то, что не противоречит справедливости.

Современная юридическая наука относит справедливость к сфере не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.

Нравственный аспект состоит в том, что те или иные государственно-правовые явления и процессы оцениваются с точки зрения добра и зла, добродетели, долга и т. д.

Справедливость с социальной точки зрения, или социальная справедливость, предполагает прежде всего многообразные отношения, связанные с экономикой, политикой и духовной сферой. Система социальной справедливости требует соответствия между правами и обязанностями личности, между деянием и воздаянием, между трудом и вознаграждением, равенства людей перед законом и судом и т. д.

Правовой аспект справедливости означает проникновение требований справедливости в ткань законодательства, в принципы и содержание правовых предписаний, в организацию и осуществление правосудия и т. д. Например, в ст. 6 ГК РФ говорится о принципе справедливости при использовании аналогии права. В Уголовном кодексе специально выделен принцип справедливости как основа применения наказания и иных мер уголовно-правового характера (ст. 6 УК РФ). Справедливым считается наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного.

Таким образом, справедливость представляет собой ценностный ориентир при характеристике общественно значимых действий, поступков, государственно-правовых явлений, соразмерность действий людей требованиям юридических предписаний и ответная реакция на это общества и государства. Данная реакция может выражаться в форме поощрений, вознаграждения, а также наказания и иных мер воздействия негативного характера. Отсюда вытекает, что право по своей природе есть не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы, справедливая мера свободы.

Некоторые отечественные юристы указывают на отсутствие методики определения меры и параметров справедливости (проф. С. В. Поленина). Иначе говоря, отсутствуют такие приемы юридической техники, которые позволяли бы безошибочно фиксировать, являются ли данные юридические решения справедливыми, согласуются ли отдельные правовые нормы или акты с социальной справедливостью или нет.

Дискуссионен вопрос о том, следует ли справедливость отнести к свойствам норм права или это правовой принцип (некоторые ученые называют его сверхпринципом), который определяет весь строй правовых отношений в демократическом обществе.

Большинство ученых трактуют справедливость как принцип права, как тип (вариант) построения общественных отношений.

Вместе с тем существует общечеловеческое представление о справедливости, как и представления, присущие данному обществу или народу, доминирующие в сознании конкретного народа. Если принятый обществом или стоящими у власти масштаб нравственно оправданного и соразмерного соответствует пользе общества, он трактуется как справедливость. Критерий соразмерности всегда присутствует при оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого.

Справедливость выступает также критерием прогрессивного развития общества. Если государство использует категорию справедливости для установления меры равного и неравного, в определении правового положения субъектов, в распределении материальных и духовных благ, как принцип права и законодательства, юридически значимой деятельности, то такое общество можно оценить как прогрессивное, демократическое.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы из соотношения права и справедливости:

1) справедливость представляет собой ценностное, нормативно-должное свойство содержания норм права;

2) право не создает и не определяет справедливости, а лишь отражает ее или не отражает. Отражение может быть точным или искаженным, полным или урезанным. Через право государство как бы возводит справедливость в ранг официальной и защищаемой государством. Через право справедливость приобретает юридически значимый характер, тем самым справедливость приобретает одновременно регулирующее значение;

3) в праве справедливость находит свое существование, при этом справедливость как бы трансформируется во внутреннее свойство права. Но такого рода трансформация зависит от того, способна ли норма права осуществлять справедливость в каждом конкретном случае или нет. Иначе говоря, норма должна закреплять такой вариант поведения или деятельности, который не наносил бы ущерба другим лицам, не нарушал их прав и интересов;

4) справедливость влияет на форму закрепления содержания права, например будет ли норма права сформулирована в качестве диспозитивного или императивного требования или предписания;

5) справедливость тесно связана с равенством, но это не тождественные понятия. Реализуя принцип справедливости, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан, допуская отдельные изъятия лишь при наличии весомых объективных обстоятельств;

6) справедливость является одновременно идеей (нравственный критерий) и мерой регулирования поведения и общественных отношений.

Надо отметить, что норма права, правильно отражая справедливость, не всегда автоматически ведет в процессе своей реализации к справедливым результатам. Здесь большую роль играют обстановка законности, демократии, общий климат в стране, способы реализации норм права правоприменительными органами. Важно подчеркнуть, что юридическая справедливость не тождественна справедливости социальной. Иначе говоря, не всякое законное решение выступает как справедливое. Но требования юридической справедливости всегда нацеливают применителя нормы права на принятие справедливого решения, не выходящего за рамки законности.

По мнению проф. А. В. Полякова, справедливость есть проявление должного. Соответствие должному и представляет собой справедливость. Недолжное не может быть справедливым. Поскольку право устанавливает и выражает должное (как должно быть), оно всегда справедливо. В противном случае оно не было бы правом.

Однако надо различать справедливость права как единого явления и справедливость отдельных нормативных правовых актов, законов. Применительно к последним ученый считает единственным критерием отнесение акта к правовым или неправовым, возникновение или невозникновение на основе этого акта социально признаваемых прав и обязанностей у каких-либо субъектов.

Но даже если права и обязанности возникают объективно и акт является правовым, он в определенных случаях может быть несправедливым с точки зрения восприятия его обществом. Здесь, на наш взгляд, есть противоречие, так как если акт признается правовым, то, по версии А. В. Полякова, он должен быть справедливым.

В юридической литературе отмечается, что проблема справедливости применения правовых норм не возникала бы, если бы законодатель предусматривал для всех жизненных случаев четкие правила поведения и соответствующие санкции за их нарушение. Но действительность богаче всяких схем. Поэтому законодатель предоставляет возможность правоприменительным органам и лицам, разрешающим конкретные дела, учитывать всю совокупность обстоятельств дела, все факторы и условия, влияющие на юридическую ответственность, и выбрать наиболее справедливое при данных обстоятельствах решение.

Таким образом, право и справедливость имеют два аспекта взаимосвязи: воплощение справедливости в законодательстве; справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

§ 2. Соотношение категорий "независимость", "беспристрастность" и "справедливость" суда

§ 2. Соотношение категорий "независимость", "беспристрастность" и "справедливость" суда Любое лицо (как физическое, так и юридическое), обращаясь в суд или будучи привлеченным в качестве обвиняемого либо ответчика, ожидает, как предполагается, беспристрастного и

§ 4. Справедливость приговора

§ 4. Справедливость приговора УПК РФ среди требований к приговору суда выделяет его справедливость (ст. 297). Справедливость приговора тесно связана с законностью и обоснованностью и относится прежде всего к наказанию. Содержание этого понятия следует раскрывать на

3. Справедливость и эффективность процедур решения вопроса о предоставлении субсидируемой юридической помощи

3. Справедливость и эффективность процедур решения вопроса о предоставлении субсидируемой юридической помощи Бесплатная помощь юриста не является безусловным правом каждого. Возможность получения бесплатной помощи является дополнительной гарантией доступа к

Эрих Соловьев Переосмысление талиона Карательная справедливость и юридический гуманизм

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии

СТАТЬЯ 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии 1. На принадлежащее исполнителю исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования исполнителя к другим

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора 1. Приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.2. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и

Борцы за коммунальную справедливость

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора

Статья 297. Законность, обоснованность и справедливость приговора 1. Приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.2. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

12.4 Право и справедливость

12.4 Право и справедливость Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости,

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Причина очень простая. Часть не может быть тождественна целому. В данном случае целое, это Закон, а справедливость - только одна из его частей. Причем очень небольшая часть.

А, самое главное, надо правильно понимать, что это за штука такая, справедливость. Потому, что граждане-манипулятор­ ы извратили это понятие до полного абсурда. В своих личных целях, естественно. Отсюда и риторические восклицания типа "Где же справедливость?!" и просьбы помочь её "найти". Как будто справедливость, это большой мешок с плюшками и пряниками, который по чистому недоразумению лежит где-то и ждёт хозяина.

Однако, строго по Закону, справедливость, это не куча приятных плюсов, а наоборот, один общий для всех минус.. Одно, общее для всех ограничение или наказание за точно определённые ляпки.

Поэтому "искать справедливость", это полный махизм.

Потому что все знают, что такое справедливость, но жить по ней не могут. Поэтому законы, это такой компромисс, между справедливостью и неумением человека жить по справедливости.

Например взять какого нибудь маньяка, и если его убьют, скажем родственники потерпевшего, то это вроде как справедливее ,чем держать его живым в тюрьме.

Но если эту практику распространить, то естественно будут и злоупотребления справедливостью, и убить вполне могут и невинного. А по закону просто- НЕ УБИЙ. Никого нельзя. Так и получается, что закон справедливее справедливости, которая менее объективна и менее беспристрастна, чем закон.

Вот кровная месть к примеру. Вроде справедливость, а не закон. Но эта справедливость может привести к более худшим последствиям, чем закон.

Понятие справедливости для каждого человека достаточно индивидуально и субъективно. В целом ряде случаев её добиться в жизни вообще очень проблематично, об этом имеется достаточно много как шуток и анекдотов, так и вполне серьёзных высказываний.

Тем не менее уголовная ответственость за совершённое преступление и другие виды наказаний применяются в том числе и с целью восстановления социальной справедливости (статья 46 Уголовного кодекса) и одним из принципов уголовного законодательства является принцип справедливости (статья 6 УК РФ).

Вообще же законы должны создаваться и работать таким образом, чтобы соблюдать их можно было легко и непринуждённо, а вот умышленно нарушить тяжело и со значительным усилием над собой.

Понятие справедливости не субъективно, а наоборот, абсолютно объективно, потому, что это - часть Закона. — 3 года назад

Да у нас и законы то далеко не всегда абсолютно объективны, хотя на словах иногда это и пропагандируется. Более того - объективное вменение, без учёта конкретных обстоятельств по данному делу, прямо запрещено уголовным правом России.
Живой пример - по закону мать и отец для ребёнка абсолютно равны, а по факту более девяноста процентов детей после развода по решению суда остаются с матерью (хотя я не говорю что это плохо и несправедливо, просто это так). И эта разница между ситуацией де-юре и де-факто проявляется очень часто. — 3 года назад

Любой Закон, это только кучка букофф на бумажке. А бумажка по определению не может быть "субъективной­ ". Это свойство только к живым организмам относится.
А в примере с матерями и отцами никакой несправедливости нет. Те отцы, кто действительно хочет что бы ребёнок жил именно у него, всегда своего добиваются. Точно знаю, потому, что сама неоднократно на таких процессах присутствовала.
Вот только таких отцов меньше, чем хотелось бы. — 3 года назад

Закон — это правила разрешения конфликтов, которые прописаны законодателями, то есть политиками. Политики, естественно, пишут законы в пользу тех членов общества, от которых зависит их (политиков) положение. Лишь в отношении самых очевидных и грубых нарушений справедливости закон близок к тому, с чем может согласиться подавляющее большинство членов общества. В остальных вопросах закон работает в пользу тех, кто смог пролоббировать свои интересы, то есть он априори несправедлив. Но политическая культура категорически требует отрицать этот факт. Ведь если политики признают, что поддержали несправедливый закон, это вызовет волну возмущения и пошатнет их положение. Поэтому политики рутинно врут относительно справедливости законов, которые они продвигают.

Так что не надо верить в детские сказки. Закон несправедлив. Правда, если закона не будет, то несправедливости будет еще больше, так как станет действовать право сильного.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

НАУКА СПРАВЕДЛИВОСТИ

теория и практика

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон

Существуют два первоначала справедливости:

никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Когда справедливость исчезнет,

то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. Кант И.

АННОТАЦИЯ. Знаменитые Мудрецы всех времен и народов учат – 1) несправедливый человек – немудрый, нечестный, бессовестный, неблагонамеренный и неблагодетельный, порочный человек, 2) справедливость – важнейшая основа теории и практики жизнедеятельсти, которая гарантирует устойчивое и ускоренное развитие человека и общества.

Современные горе-доморощенные горе-мудрецы утверждают обратное – справедливость это – иллюзорное, бессмысленное, абстрактное и полностью условное понятие, которое в реальной жизни и бесполезно и даже очень вредно.

ВВЕДЕНИЕ

Справедливость на элементарных практических примерах . Однажды вам сосед занял 100 рублей и крепко выручил вас. Потом соседу тоже потребовалось занять у вас 100 рублей и он пришел к вам. Если вы помните добро и займете соседу 100 рублей, то это будет справедливо. В противном случае это будет очень несправедливо.

Это интуитивно понятно даже малолетним детям, без всяких теорий и объяснений.

Любой ребенок автоматически на добро отвечает добром – он поступает справедливо. Так автоматически поступают даже животные. Справедливое поведение заложено на генетическом уровне – это как совесть человека – основа жизни и выживания.

Справедливость – главная составная часть совести, честности, благонамеренности и благодетельности, мудрости. Несправедливый человек автоматически бессовестный и нечестный, немудрый и хитроумный, неблагонамеренный и неблагодетельный – нравственный инвалид.

В сложных задачах жизни не всегда удается находить оптимальные и справедливые решения. Если человек имеет громадный материальный соблазн поступить плохо – криминально, нечестно, несправедливо – то, как показывает реальная практика, люди идут на это. Несправедливость – одна из форм практических проступков и преступлений, состоящая в нарушении социального равновесия.

Проблема с правильным пониманием и применением понятия справедливости появилась и резко обострилась в результате полит-манипуляций. Любой современный политик-комбинатор знает, что слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ очень украшает речь и автоматически делает говорящего как бы сторонником и борцом за справедливость – без всякого труда и усилия и даже при наличии абсолютно несправедливых деяний.

Другая причина путаницы – понятие Абсолютной Справедливости, которое, аналогично Абсолютной Истине – представляет очень большой общетеоретический интерес, существенно отличается от земной справедливости, в принципе недоступна в полном объеме людям. Реально людям дана, как максимум, только практически абсолютная истина, которая верна в рамках реальной жизни реальных людей.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Этот принцип имеет очень глубокий научно-практический смысл – системно-информационный, социально-кибернетический.

Научно-практический простой смысл справедливости – социальное равновесие и оптимальность в поступках и делах – это великий Закон Жизни и Природы. В каждой ситуации свои – равновесие и оптимальность – для их нахождения в сложных задачах нужно очень много знать и уметь.

Имеется очень много научно-практический теорий и решений важных задач, которые основаны на подобных или аналогичных принципах равновесия и оптимальности.

Самых знаменитых правителей , которые могли принимать мудрые справедливые решения, называли так – мудрый или справедливый (почти синонимы) – этого титула удостоились немногие.

Задача о справедливых ценах – знаменитая экономическая задача из экономической теории игр – поставлена еще в древние времена и решена научно-практическими методами.

ПРИМЕРЫ . Все задачи реальной жизни, связанные с оптимальным выбором некоторого количества – употребления еды или спиртного, выполнения умственной или физической работы, допускаемого хитроумия или лени или жадности или азарта… – эффективно решаются именно этим принципом.

Этот принцип помогает найти оптимальное – в частности, максимально справедливое решение – в задачах жизнедеятельности. Можно привести тысячи успешно решенных задач по схеме этого принципа.

ТРУДНАЯ ЗАДАЧА НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Характерная ситуация и трудная задача – жертвуя справедливостью, можно получить соблазнительную большую выгоду, но потерять репутацию справедливого честного человека. Возникает сложная научная и жизненная задача: в какой мере можно пожертвовать справедливостью? Здесь на помощь приходят оба рассмотренных принципа.

Оба рассмотренных принципа взаимно и эффективно дополняют друг друга, позволяют решать очень трудные задачи науки и жизни.

Главные очень сильные Враги Справедливости – жадность, азарт, фикс-мании (все они – формы наркомании или фикс-идей), которые вынуждают хитроумно жертвовать Справедливостью ради несправедливого, но очень соблазнительного временного КАЙФА. Специалисты-психологи утверждают – все наркоманы являются морально и физически деградированными личностями, которые очень часто и сильно нарушают справедливость.

Друзья Справедливости – честность, правда, истина, благонамеренность, мудрость, умеренность, здравый смысл, здоровый образ жизни.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ИЗ СЛОВАРЕЙ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – строгое уважение прав вообще. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов.

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.

Другие источники определений.

Высказывания и афоризмы о справедливости

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего. Цицерон

(СМЫСЛ – справедливость является важнейшей частью мудрости.)

Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе. Голсуорси Д. ( СМЫСЛ – справедливость является важнейшим и устойчивым основанием и стержнем эффективного общества.)

Справедливость — истина в действии. Дизраэли Б. ( СМЫСЛ – справедливость это мощный научно-практический инструмент.)

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. Смит А.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью. Конфуций

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать. Лессинг

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр

Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость. Цицерон

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось. Хэзлитт У.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Цицерон

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом. Вольтер

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили. Руссо Ж.

Когда справедливость исчезнет,

то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. Кант И.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Лихтенберг Г.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием;

часто она состоит именно в бездействии. Марк Аврелий

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон

Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Гюго В.

Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц. Спенсер Г.

Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, —

это по-настоящему справедливый человек. Купер Ф.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет,

однако всего более это делают справедливость и щедрость . Цицерон

Желание абсолютной справедливости для всех людей — мечта очень благородная, но это только мечта. Из плохой глины доброго горшка не получится, вот так же и с человеческим обществом, — ну, могут ли такие скверные животные, как человек, создать идеальное общество? Олдингтон Р.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных;

но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. Аристотель

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. Цицерон

Справедливость не может быть отдельна от полезности. Цицерон

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Вовенарг

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам. Цицерон

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо. Цицерон

Кто не совершает несправедливости — почтенен, но боле чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон

Существуют два первоначала справедливости:

никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон


– Так, как представляют себе люди, которым сильно хочется перемен, наша страна не изменится. Потому что иначе Россия перестанет быть Россией. Например в нашей стране нет права как элемента социально-политической жизни. В американских фильмах сражаются прокурор и адвокат, и в итоге побеждает правосудие.

Вот такого у нас никогда не будет, хотя было бы неплохо. В России есть справедливость и воля. А права и закона нет.

– 94% обвинительных приговоров – это справедливость?

– Это чудовищно. У нас есть ментальное представление, что жизнь должна быть устроена по справедливости. Оно рождает революции и бунты. Тебя могут посадить, просто потому что тебя посадят. И это ни с чем не связано. Жеглов говорил, что невиновных нет и не бывает. Мы все изначально в чем-то виноваты. И это делает наш народ сильным в момент войны, голода, смирения. Нам себя не жалко – мы же все с червоточинкой.

– Вы чувствуете, что сейчас страна терпит?

– А когда она не терпела? С 2005-го по 2014-й Россия жила очень хорошо. Мы покупали недвижимость, ездили за границу и были счастливы. Плюс Олимпиада и Крымнаш. Это было десятилетие абсолютного ликования, хотя и тогда казалось, что мы что-то терпим, что нам тесновато… Для меня показатель здоровья общества – это уважение к учителям, врачам, работникам культуры. Я вхожу в попечительский совет и родительский комитет в школе у дочки. И вижу, что люди, которые формируют нового человека, стали услугой.

Это тоже правовой излом. Нельзя кричать на ребенка, нельзя унижать ребенка, нельзя критиковать его увлечения… Список запретов все ширится и ширится. Учитель под гнетом административных и уголовных законов – пострадавший, он боится детей. Хотели законность? Учителей не уважают, потому что есть законность. К учителям относятся так, что им самим страшно.

– Право и судебная система у нас очень избирательны…

– А почему вас не преследуют в России как ополченца?

– Потому что Путин в самом начале сходил в храм и поставил свечку за ополченцев Донбасса.

– То есть царь сказал, что сажать не надо?

– Но не только же меня. Россия полна людей, которых не сажают. А потом запросто могут взять и посадить. И это будет по закону.

– Сейчас Россия – это Путин? Государство – это я?

– У нас не абсолютизм. Путин – это Ельцин Центр и колоссальные вложения в оборонку, Крымнаш и либералы на ключевых местах. Путин – это цветущая сложность.

– Путин – это необязательность исполнения законов.

– Нигде в мире не сажают столько людей за коррупцию, как в России. И все меняется на глазах. В ГАИ раньше 100 процентов брали взятки, теперь – семь. Этническая мафия на рынках почти исчезла. А в Италии с этим ничего не могут поделать.

– Но если приедут чеченцы – всем станет страшно. В этом и есть избирательность. Прилепину можно, Кульчицкому нельзя. Кадырову можно, Куйвашеву нельзя.

– Избирательность – это принцип существования России. В девятнадцатом веке в Польше предлагали конституцию, а на Кавказе Ермолов сносил деревни. На Дальний Восток вообще ни один государь, кроме Николая Второго не доехал. Тоже избирательность. Сюда – все, туда – ничего. Здесь режем и убиваем, а там армия и конституция. Разве где-то иначе? Сенаторы США, которые бомбят суверенные страны и сносят режимы, не сядут в тюрьму никогда.

– Сегодня есть в России свобода слова?

– Конечно. Представлены все точки зрения от Шендеровича, Улицкой до Проханова и Лимонова. Мы можем обсуждать все. Такого нет в Европе. Там тебя просто засунут в дыру. Там радикалы и анархисты под табу.

– То есть нам можно все?

– Многое. Нельзя обсуждать личную жизнь Путина, но его друзей-вассалов – можно. Навальный выкладывает особняки, доходы их жен и детей. В Интернете тонны компромата на всех из окружения президента. Конечно, об этом не говорит Киселев. Но и на первых каналах США, Франции и Италии так же молчат.

Навальный уравновешивает систему? Такая альтернатива нужна в России, чтобы выпускать пар?

– Они выражают мнение меньшинства?

– Это меньшинство, но очень влиятельное. Если все сфокусировать в одно обидное слово, то они – Антироссия. Они хотят, чтобы Россия была не такой, какой она была тысячи лет.

– Революцию делает меньшинство. Недавно я был в Ульяновске в музее Ленина. Ходил по экспозиции и не мог отделаться от мысли, насколько малочисленны были люди, которые перевернули страну.

– После 1991-го, 1993-го и киевского майдана люди на это не купятся. Нужен лево-правый базис для разных гражданских структур, которые будут работать с правом, понятием справедливости и включать механизмы, которые у нас пока не работают. Если бы у нас было еще десять лет тишины, мы бы научились судиться как американцы, договариваться о правах как европейцы.

– Еще одно десятилетие тишины – это еще одно десятилетие Путина?

– Путин, не Путин, неважно. Просто десять лет без экспериментов. Но такого у нас нет, потому что санкции, падение доходов, упадок политической власти, отток капиталов… В ближайшие десять лет в России будет болтанка. Не знаю, насколько сильная, но будет.

– Когда в самолете болтанка, пилот крепко держит штурвал и меняет высоту. Что нам нужно сделать, чтобы не трясло?

– Государству надо леветь. Нельзя, чтобы 2% населения имели такое количество бабла. Это неразумно. Крымнаш – это было левение, государству стало наплевать на людей со сверхдоходами, которые аффилированы в Запад бизнесами, женами, яхтами. Их не спросили, брать Крым или не брать. И это отлично.

– Что все-таки означает, что страна должна леветь. Раньше вы были нацбол, лимоновец, революционер. Сейчас – наоборот. Вы государственно одобряемый писатель, ветеран Донбасса. Вы же сами правеете.

Читайте также: