Зачем литовский князь миндовг принял католичество какие привилегии ему дало это действие

Обновлено: 28.06.2024

1

6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского. Но уже через семь лет король Миндовг отказался от королевского титула и вернулся в язычество…

Из старших князей

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

image026

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.

koronacija-mindovga-638x433

Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде.

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

total_war1421590061_mindaugas_dailininkas_petras_kalpokas

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года.

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

mindovg-monument

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.

1

6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского. Но уже через семь лет король Миндовг отказался от королевского титула и вернулся в язычество…

Из старших князей

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

image026

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.

koronacija-mindovga-638x433

Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде.

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

total_war1421590061_mindaugas_dailininkas_petras_kalpokas

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года.

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

mindovg-monument

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.


Фото: ссылка

Возникновение Великого княжества Литовского (продолжение)

Из Википедии: «Городецкое княжество — одно из феодальных княжеств Северо-Восточной Руси XIII века со столицей в городе Городце-на-Волге. Кроме Городца княжество включало Нижний Новгород и, вероятно, Унжу.

Установить точную дату образования княжества известные летописные источники не позволяют. По версии историка Б. М. Пудалова это произошло в промежутке между 1263 и 1282 годами. Первое известие о новом княжестве относится к 1282 году. Князем становится Андрей Александрович , вероятнее всего, по завещанию своего отца, великого князя владимирского Александра Невского. После смерти Андрея Александровича (1304) проследить судьбу княжества достаточно трудно.

В 1260 году литовское войско под предводительством Войшелка в битве при Дурбе одержало победу над объединённым войском Ливонского и Тевтонского орденов и их союзников. Замечу, в битве более масштабной, чем Ледовое побоище.

После битвы Миндовг отказывается от католичества и возвращается, якобы, в язычество. Это значит, что целью принятия им католичества в 1251 году была защита Великого княжества Литовского от набегов крестоносцев с помощью папы. Но папа – настоящий хозяин своего слова: захотел – дал, захотел - взял обратно.

Тут же возникает вопрос, а не в этом ли причина того, что на Александра Невского надели маску Миндовга?

Не сомневаюсь, как выдающийся политик, Александр Ярославич сделал этот шаг – принял католичество в 1251 году и был коронован как король Литвы 29 июня 1253 года. В 1260 году, когда стало абсолютно ясно, что крестоносцы признают только силу и ничего кроме силы, Александр вернулся в православие.

К сказанному добавлю ещё, что к своим документам, как гарантию подлинности, русские князья подвешивали вислые сургучные печати, на которых с двух сторон ставили свои гербы. Александр Невский носил герб Погоня - герб Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского!

Итак, ещё две маски сняты. Безусловно:

- Миндовг – Александр Ярославич Невский, великий князь литовский;

- Войшелк – Василий, старший сын Александра Невского, князь новогородский.

Рассмотрим цитату более пристально. В ней незнакомыми для нас являются два лица: Тройнат (до 1264 года великий князь литовский) и Довмонт.

Тройнат - ТРАЙНЯТЫ (белорусск.) – тройня = триумвират.

Следовательно, после убийства Александра-Миндовга в Литве правил триумвират, в состав которого могли входить убийцы Александра-Миндовга: Андрей-Товтивил, нальшанский князь Довмонт-(?) и некое загадочное третье лицо.

Неким третьим лицом могла быть весьма влиятельная фигура, заинтересованная в устранении Александра-Миндовга, жизненный путь которой закончился в 1264 году, когда власть перешла от Тройната к Войшелку-Василию. Здесь, на мой взгляд, на первом месте стоит Даниил Романович Галицкий - тесть Андрея Ярославича (Товтивила): имеется свой сын, Лев Данилович, который может претендовать на великокняжеский престол, внезапно скончался в 1264 году. Но может быть и Василий. Загадка.

- Даниил Романович Галицкий;

- Шварн Данилович, сын Даниила Галицкого, зять Миндовга-Александра;

- Василько Романович, брат Даниила, князь Волынский.

Добровольно отдаёт власть? Монаха убивают после пирушки? Фантастика! Наиболее реально то, что в 1267 году из-за нависшей угрозы его жизни со стороны галичан (Василько Романовича, Льва и Шварна Даниловичей) Василий вынужден бежать и где-то скрываться (монах на пирушке – верится с трудом).

Тройден: ТРОЙ (белорусск.) – третий, ДЗЕЙНЫ (белорусск.) – живой, деятельный, действующий = живой (действующий) из триумвирата (Тройната).

Следует заметить, что в отличие от отца Лев Данилович не короновался как король Руси, следовательно, всё время был православным.

Русь литовская. От величия до заката

Хочу обратиться к тем читателям, которые, возможно, считают, что тема Руси Литовской неактуальна для россиян. Между тем известно, что игнорирование отдельных исторических периодов становления государства Российского, особенно связанных с сопредельными странами, нередко приводит к надуманным проблемам в отношениях с ними. Что сегодня и наблюдается в отношениях Литвы и России.

ГЕДИМИН, ОЛЬГЕРД И ПРАВОСЛАВИЕ

После междоусобиц, воцарившихся после смерти князя Миндовга, настало время Великого князя Литовского Гедимина (княжил с 1316-го по 1341 гг.). О нем уже говорилось. Добавим, что ВКЛ при Гедимине значительно укрепилось экономически и политически, приросло новыми территориями.

Причем Гедимин не всегда действовал военным путем. Женитьба его сына Ольгерда на дочери витебского князя, позволила Гедимину включить это княжество в ВКЛ. Ему также удалось сделать своим союзником Киевское княжество. В это же время Гедимин заключил договор со смоленским князем Иваном Александровичем, благодаря чему Смоленск смог отказаться от уплаты дани Орде. В этой связи сообщу одну любопытную подробность, характеризующую те времена.

Последствия заключения договора с ВКЛ для Смоленска оказались достаточно неприятными. На смолян походом двинулись ордынские тумены, поддерживаемые войском Московского княжества во главе с князем Иваном Калитой. Смоленск с большим трудом выстоял.

Да, не простое было время. Измена и приспособленчество поселились тогда в земле Русской. Брат шел на брата, чтобы угодить Орде. В этой ситуации ВКЛ стало убежищем для западных русских княжеств. Они в нем чувствовали себя достаточно спокойно.

О православных женах Гедимина говорилось в предыдущей статье. Известно, что большинство его сыновей также исповедовали православие и женились на русских княжнах. Дочь Гедимина Мария в 1320 году вышла замуж за тверского Великого князя Дмитрия Михайловича Грозные очи. Другая дочь Айгуста, в крещении Анастасия, в 1333 году стала женой Симеона Ивановича Гордого, князя Московского и Великого князя Владимирского.

При этом ВКЛ и Московское княжество оставались соперниками в собирании русских земель. Еще раз напомню, что Московское княжество в то время было данником Орды. Ее данниками и вассалами тогда были все восточные русские княжества. Это обстоятельство существенно облегчало для литовских князей задачу взятия их под свою руку. Известно, что Смоленское княжество и Новгородская республика в то время более тяготели к Литве Русской, нежели к Москве.

Политику Гедимина по расширению ВКЛ на Восток продолжил Ольгерд, один из его семи сыновей. Родился Ольгерд в 1296 году от православной полоцкой княжны Ольги Всеволодовны и в 1345 году стал Великим князем Литовским.

Значительную часть жизни Ольгерд прожил в православном Витебске. Был крещен в православии под именем Александр. В двадцать два года женился на православной витебской княжне Марии Ярославне. После смерти ее отца княжил в том же Витебске.

Густынская летопись утверждает иное. Ольгерд был крещен еще до вступления в брак с Марией. Это естественно. В православном Витебске мог княжить только православный князь. Не говоря о том, что православная Ольга, без сомнения, постаралась бы крестить сына Ольгерда после рождения, дабы ребенок рос здоровым.

Кстати, в то время такую же цель ставили перед собой и тверской, и московский князья. С одной разницей. Они были вассалами Золотой Орды. Поэтому Ольгерд преуспел более них. Территория ВКЛ при нем увеличилась вдвое.

К концу жизни Ольгерда под властью ВКЛ оказалась значительная территория, занимаемая современными областями: Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Московской, Псковской, Новгородской. При нем ВКЛ стала основным бастионом сопротивления монголо-татарской экспансии на западные русские княжества.

В 1362 году русско-литовское войско Ольгерда у реки Синие Воды (левый приток Южного Буга) нанесло поражение трем татарским ордам — Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой, пытавшимся вновь подчинить себе Подольскую землю. Победа над ними позволила Ольгерду сместить верного ордынцам киевского князя Федора и посадить в Киеве своего сына Владимира.

Без сомнения победа Ольгерда при Синих Водах оказала большое психологическое воздействие на русских князей Северо-Восточной Руси, плативших дань монголо-татарам и получавших от них ярлыки на правление. Возможно, это вдохновило князя Дмитрия Нижегородского в 1367 году дать бой ордынцам на реке Пьяне и разбить их.

Через одиннадцать лет, в 1378 году войско Дмитрия Ивановича Московского и Великого владимирского князя (впоследствии Донского) при поддержке рязанцев на реке Воже (правом притоке Оки) разгромило ордынское войско под командованием лучшего полководца Орды татарского мурзы Бегича.

Ну, а в сентябре 1380 года объединенные войска под командованием того же московского князя Дмитрия Ивановича одержали знаковую победу над войском беклярбека и темника Золотой орды Мамая. На стороне русских участие в битве приняли литовские полки сыновей Ольгерда, князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского.

Говоря о ВКЛ, как щите западных русских княжеств от посягательств монголо-татарам, не следует забывать, что на северо-западе постоянную угрозу для тех же княжеств представлял Тевтонский Орден. Но там экспансии немецких рыцарей успешно противостояли войска под руководством Великого князя Литовского Кейстута, соправителя и брата Ольгерда.

Вот так ВКЛ в те суровые времена прикрыла западные русские княжества от монголо-татарской и тевтонской агрессии. При этом взаимоотношения ВКЛ и Руси Московской тогда были далеко не братскими. Это было естественно, так как в то время каждый жаждал верховенства над всеми.

В завершение темы любопытный исторический факт. Умирая, Ольгерд передал великое княжение своему любимому сыну от второго брака Ягайло, в православии Якову. В 1381 году, спустя четыре года после смерти Ольгерда, Ягайло оказался перед серьезным выбором.

Дмитрий Донской, князь Московский, после победы над Мамаем на Куликовом поле предложил Ягайло династический союз, который должен был быть скреплен браком с московской княжной Софьей. Существовала реальная возможность объединить литовское и московское княжества. Последствия этого объединения могли иметь эпохальное значение. Но…

В это же время польские магнаты посулили Ягайло королевский трон с условием женитьбы на королеве Ядвиге. Литовский князь принял предложение ляхов. Блеск польского Двора его прельстил. В 1385 году в замке Крево он подписал династическую унию. По ней он обязался помочь Польше вернуть захваченные у нее земли, свои же присоединить к короне Польской, а также крестить в католическую Веру языческое население ВКЛ.

После подписания Кревской унии Ягайло отрекся от православной веры и принял католичество. Был наречен Владиславом и в 1386 году сочетался браком с польской королевой Ядвигой. Так было начато сближение ВКЛ и Польского королевства. Оно оказалось роковым для судьбы Великого княжества Литовского. Но это выяснилось только много позже.

Великий князь Литовский Витовт (1350-1430 гг.) был сыном Великого князя Литовского Кейстута и языческой жемайтской жрицы Бируты. Он не случайно еще при жизни был назван Великим. Витовт унаследовал от деда Гедимина удачливость и сметку, от отца Кейстута воинскую отвагу, а от дяди Ольгерда ум и дипломатию.


Витовт, Великий князь Литовский. Сын Кейстута, племянник Ольгерда и двоюродный брат Ягайло. Последний правитель, который отстаивал политическую независимость ВКЛ от Польши

В сложное время, когда ВКЛ по воле Ягайло было фактически отдано под власть польской Короны, Витовт сумел сохранить независимость литовского княжества. Он, несмотря на смертельные перипетии в судьбе, стал Великим князем Литовским и задержал инкорпорацию ВКЛ в королевство Польское на полстолетия.

Витовт был трижды крещен. Первый раз в 1382 году по католическому обряду под именем Александр. Второй раз в 1384 году — по православному обряду под именем Юрий и третий раз в 1386 году, вместе с дядей Ягайло, по католическому обряду также под именем Александр. В его положении это было естественно. Тем более, что примеры его предшественников способствовали этому.

Ему выпала многотрудная судьба, в ходе которой приходилось бывать не только львом, но и лисом. Иной раз — одновременно. Такое было время. Удивительно, но когда читаешь дневник упомянутого Кибурга, повествующий о тех временах, понимаешь: человечество почти не изменилось.

Витовт продолжил традицию своих предшественников брать в жены православных русских жен. Первой женой Витовта была княжна лукомская Мария. Второй — смоленская княжна Анна Святославовна, спасшая Витовта из темницы Кревского замка, куда его бросил дядя Ягайло, ставший польским королем.

Анна родила Витовту дочь Софью, ставшую в будущем женой московского князя Василия Дмитриевича. Заслуживает внимания тот факт, что Софья после смерти мужа в 1427 году официально передала Московское княжество под руку Витовта, то есть Москва признала себя вассалом ВКЛ. Кстати, русский царь Иван Грозный являлся праправнуком Витовта.

Государь зарекомендовал себя умелым дипломатом. Он, одновременно с получением контроля над Московским княжеством, заключил договоры с князьями тверским, рязанским и пронским, согласно которым они также стали его вассалами. Вот так династические браки и дипломатия Витовта работала на возвышение ВКЛ.


Воины Великого княжества Литовского, на 9/10 состоявшего из земель погибшей Киевской Руси, героически противостояли натиску Тевтонского ордена на Восток

Еще один любопытный факт. Упомянутый Конрад Кибург сообщает в своем дневнике, что по желанию жены Витовта православной Анны Святославовны в Вильно была выстроена великолепная церковь св. Анны. В 1551 году она была разрушена по приказу короля Сигизмунда Августа. Однако сегодня в Вильнюсе существует наследница церкви св. Анны. Только теперь она носит имя св. Оны (Šv. Onos). Это подлинное чудо из красного кирпича, о котором Наполеон в 1812 году сказал, что если бы смог, то перенес эту церковь в Париж.

Особое внимание Витовт уделял обеспечению равноправия всех народов и народностей, проживавших в ВКЛ. Это ему удалось. В тогдашней Литве жили, успешно трудились и торговали люди различных национальностей. В итоге княжество богатело и процветало. Об этом достаточно подробно рассказал тот же Кибург.

Подлинным венцом жизни Витовта стала Грюнвальдская битва (1410 год), положившая конец гегемонии Тевтонского ордена. В этой битве он был главнокомандующим, а стойкость трех смоленских полков, которые Витовт привел на поле боя, решила исход сражения при Грюнвальде.

Всего же под знаменами Витовта на поле боя пришло сорок полков, или хоругвей, как тогда их называли. Тридцать шесть из них были из русских княжеств, входивших тогда в ВКЛ.

Литовским горе-историкам невдомек, что при мизерности территории этнической Литвы и его населения (5 % от ВКЛ) послать в Грюнвальд даже четыре полка из этнических литовцев было достижением.


Ратная память о Великом княжестве Литовском жива. Современная военно-историческая реконструкция в Тракайском замке

Спекуляции литовских историков на тему величия литовского этнического фактора стали возможными благодаря тому, что историю ВКЛ в России пока знать не желают. А зря! Это часть прошлого исторической Руси. И не самая худшая. Более того, для РФ исторический опыт ВКЛ мог быть весьма полезен.

Завершая тему Витовта, отмечу, что он явился последним Великим князем Литовским, при котором ВКЛ была реально независимым государством. После его смерти ВКЛ стало клониться к закату.

Укрепление связей с Польским королевством обусловило форсированное насаждение католицизма в ВКЛ, а затем и его полонизацию. Это разрушило внутреннее единство литовского княжества, которое было залогом его процветания. В итоге могучее государство стало угасать. Об этом стоит поговорить подробнее.

ВКЛ И РЕЧЬ ПОСПОЛИТА

При этом Ягайло одаривал всех, кто принимал католичество, одеждой из дорогого сукна, специально привезенного из Польши. Дармовщина во все времена (как и сегодня) привлекала народ. Пользуясь моментом, Ягайло-Владислав, под одобрительные возгласы собравшихся, объявил католическую веру наиважнейшей религией Великого княжества.

В том же 1387 году Ягайло издал привилей (от лат. рrivilegium — спец. закон), который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятию ими католической веры. Новообращенная знать получала в ВКЛ неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда повинностей. На православную знать эти привилегии не распространялись.

Вплоть до самой смерти Витовт противился полонизации Литвы. В вопросах религии он стремился к соединению православной и римской церквей, считая униатство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики. Но сторонников этой идеи, заключавшейся в том, что православная Церковь признает католические догматы и верховную власть папы Римского, но сохраняет обряды и богослужение на славянских языках, оказалось крайне мало.

Механизм межрелигиозной и межнациональной розни, запущенный Ягайло, с каждым годом набирал разрушительную силу, подрывая основы ВКЛ. В полную силу он заработал после смерти Витовта, сея в княжестве нетерпимость, неравенство и абсурдные запреты. Параллельно полным ходом шла полонизация земель ВКЛ. Этому во многом способствовали невероятные привилегии польской шляхты, которые привлекали часть православной знати ВКЛ.

Известно, что Великий князь Литовский Александр Яггелончик, вступая в 1501 году на польский престол, был вынужден издать Мельницкий привилей, согласно которому польские магнаты имели право не повиноваться королю в случае, если нарушались их традиционные права.

В 1505 году Александру пришлось согласиться и с принятием Радомским Сеймом общего свода законов, который существенно ограничивал королевскую власть в пользу шляхты. Фактически это были гвозди в гроб не только шляхетской демократии, но и будущего государства Речи Посполитой.

Для подтверждения вывода о губительности для Речи Посполитой шляхетских вольностей приведу один исторический факт. В первой половине XVII века близ города Чигирина на хуторе Суботов проживал казацкий сотник и будущий гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Будучи православным, он, тем не менее, долгие годы верой и правдой служил польскому королю Владиславу IV. В составе королевского войска даже ходил в поход на православный Смоленск.

Но в 1645 году польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Хмельницкого и разграбил его. Когда же Хмельницкий потребовал вернуть награбленное, Чаплинский захватил его и старшего сына 13-летного Тимофея. Хмельницкого четыре дня держали в оковах, а сына чуть не засекли до смерти.

Это стало началом заката Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Подробнее об этом расскажем в следующей статье.

Читайте также: