Атмосферный воздух и озоновый слой как объекты правовой охраны

Обновлено: 09.05.2024

Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов.

Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, в задачи кот-х входит создание спец-х коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осущ-ние научной, учебной и просветительской деят-сти. Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении кот-ых нах-ся эти парки и сады. Дендрологические парки и ботанические сады м.б. фед-ного, регионального значения. Они образуются на основании решений соотв-щих органов РФ или соотв-щих органов субъектов РФ. Не подлежат приватизации находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и помещения. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деят-сть, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией; научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники; админ-вную. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осущ-ется за счет средств фед-ого бюджета, бюджетов субъектов РФ и др.не запрещенных законом источников. Для дендрологических парков и ботанических садов зак-ством РФ и субъектов РФ предусмотрены налоговые льготы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Принципы и порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

КРФ Ст.42 Каждый им.пр. на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экол-ким прав-нием. Экол-кий вред- любое ухудшение состояния окр-щей среды, произошедшее вследствие нарушения экол-их требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом матер-го и нематер-го блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество ФЛ и ЮЛ. Составными частями экол-го вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экол-кий ущербпроявляется в форме загрязнения окр-щей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экол-ких систем. Вследствие этих нарушений м.б. причинен ущерб здоровью и имуществу гр-н и ЮЛ. Экол-кий ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, кот-е он мог получить при обычных условиях. Моральный вредм. заключаться в нравственных переживаниях. В ЭП- уничтожение зеленых насаждений в городах м. рассм-ться как фактор причинения морального вреда, что должно служить основанием для его возмещения. В суд м. предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окр-щую среду. З.≪Об ООС≫ предусм-ет возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окр-щей среды. Вред окр-щей среде согласно З.≪Об ООС≫ причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экол-ких систем и др.нарушениями экол-кого зак-ства, ст.77 З. ≪Об ООС- вред, причиненный окр-щей среде, д.б. возмещен в полном объеме ЮЛ и ФЛ, по вине кот-х был причинен вред окр-щей среде, здоровью и имуществу гр-н. Возмещение причиненного вредапроизводитсядобровольно или по решению суда или арб-жного суда в соотв-ии с утв-ными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окр-щей среды за счет его сил и средств. При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Закон устанавливает, что ЮЛ и ФЛ вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деят-сти, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окр-щей среде.

Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов.

Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, в задачи кот-х входит создание спец-х коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осущ-ние научной, учебной и просветительской деят-сти. Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении кот-ых нах-ся эти парки и сады. Дендрологические парки и ботанические сады м.б. фед-ного, регионального значения. Они образуются на основании решений соотв-щих органов РФ или соотв-щих органов субъектов РФ. Не подлежат приватизации находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и помещения. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деят-сть, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией; научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники; админ-вную. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осущ-ется за счет средств фед-ого бюджета, бюджетов субъектов РФ и др.не запрещенных законом источников. Для дендрологических парков и ботанических садов зак-ством РФ и субъектов РФ предусмотрены налоговые льготы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Принципы и порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

КРФ Ст.42 Каждый им.пр. на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экол-ким прав-нием. Экол-кий вред- любое ухудшение состояния окр-щей среды, произошедшее вследствие нарушения экол-их требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом матер-го и нематер-го блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество ФЛ и ЮЛ. Составными частями экол-го вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экол-кий ущербпроявляется в форме загрязнения окр-щей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экол-ких систем. Вследствие этих нарушений м.б. причинен ущерб здоровью и имуществу гр-н и ЮЛ. Экол-кий ущерб часто связан с упущением выгоды, неполучением природопользователем доходов, кот-е он мог получить при обычных условиях. Моральный вредм. заключаться в нравственных переживаниях. В ЭП- уничтожение зеленых насаждений в городах м. рассм-ться как фактор причинения морального вреда, что должно служить основанием для его возмещения. В суд м. предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окр-щую среду. З.≪Об ООС≫ предусм-ет возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окр-щей среды. Вред окр-щей среде согласно З.≪Об ООС≫ причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экол-ких систем и др.нарушениями экол-кого зак-ства, ст.77 З. ≪Об ООС- вред, причиненный окр-щей среде, д.б. возмещен в полном объеме ЮЛ и ФЛ, по вине кот-х был причинен вред окр-щей среде, здоровью и имуществу гр-н. Возмещение причиненного вредапроизводитсядобровольно или по решению суда или арб-жного суда в соотв-ии с утв-ными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Законом предусматривается возмещение вреда в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окр-щей среды за счет его сил и средств. При определении ущерба учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. Закон устанавливает, что ЮЛ и ФЛ вправе предъявлять иск в суд или в арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деят-сти, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окр-щей среде.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования . Статья 42 Основного закона страны[1] провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, который причинён его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Показать полностью.

Промышленность, урбанизация, количество транспортных средств, процесс освоения околоземного пространства имеют негативное воздействие на окружающую среду, которая, в том числе, выражается в изменении газового состава атмосферы, накоплении разнообразных видов загрязнений (шумового, пылевого, электромагнитного, химического, радиационного и др.), разрушении озонового слоя атмосферы, нарушении ее естественного баланса.

С возникновением в России экономической системы рыночного типа стала появляться необходимость в новых способах охраны окружающей среды, базирующихся не только на административно-командных, но и на экономических методах управления качеством окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридическим последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности является привлечение виновных к установленной законодательством ответственности[4].

Составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования перечислены в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5] (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 Уголовного кодекса РФ[6] (далее — УК РФ).

Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере охраны атмосферного воздуха и озонового слоя; научные труды по заявленной теме исследования.

Целью исследования является изучение природы и сущности правовых мер охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

— изучить атмосферный воздух как объект правовой охраны;

— раскрыть содержание правовой охраны атмосферного воздуха;

— исследовать ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха;

— рассмотреть озоновый слой как объект охраны окружающей среды и его значение;

— проанализировать меры охраны озонового слоя;

— выявить правовые проблемы охраны озонового слоя атмосферы.

Методологическая основа исследования представляет собой аккумулирование общенаучных способов и приемов, используемых юридической наукой: философские методы познания, метод диалектического познания, общенаучные, частно-научные методы (логический, системный, метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод).

Новизна работы заключается в том, что в ней отдельно выделены правовые меры охраны озонового слоя, которая являются частью атмосферы.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена её актуальностью и возможностью применения полученных в ходе написания работы знаний на практике.

Структура работы обусловлена её целью и задачами и содержит введение, две главы, включающие шесть пунктов, заключение, список источников и литературы.

6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата [Текст] : [Заключена в г. Нью-Йорке 09 мая 1992 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 46. — Cт. 5204.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : [принят Гос.Думой 22 дек. 1995 г. : по состоянию на 23 мая 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Cт. 410.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Cт. 1.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Cт. 2954.

10. Об охране окружающей среды [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : ободр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: по состоянию на 03 июля 2016 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Cт. 133.

11. Об охране атмосферного воздуха [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 2 апреля 1999 г. : ободр. Советом Федерации 22 апреля 1999 г.: по состоянию на 13 июля 2015 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Cт. 2222.

12. О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой [Текст] : [постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. № 228 : по состоянию на 03 июня 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 13. — Cт. 1484.

13. Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2016 год [Текст] : [Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2419-р] // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 49. — Cт. 7014.

14. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха [Текст] : [Приказ Минприроды РФ от 31 окт. 2008 г. № 300 : по состоянию на 3 сент. 2009 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 23.

15. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования [Текст] : [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 окт. 2012 г. № 21 : по состоянию 26 мая 2015 г.] // Российская газета. — 2012. — 31 окт.

18. Бриллиантов, A.B. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] : в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.H. Жевлаков и др.; под ред. A.B. Бриллиантова. 2-е изд. — M.: Проспект, 2015. — Т. 2. — 704 c.

20. Гладких, B.И., Курчеев, B.C. Уголовное право России [Текст]. Общая и Особенная части: Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора B.И. Гладких. — М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — 614 c.

21. Глушко, O.A. Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления [Текст] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 91. — 21 c.

23. Клишас, A.A., Солнцев, A.M. Кодификация и прогрессивное развтитие международного права в сфере охраны атмосферы [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2012. — № 5. — C. 161 – 167.

24. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс](постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов A.Н., Корнеева O.B., Марченко Ю.A., Степаненко O.B., Томтосов A.A. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.

26. Мальцева, E.A. Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха. – 2015. — № 1 (138). – C. 245-247.

27. Османов, M.X. Особенности гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения [Текст] // Общество и право. – 2009. — № 3 (25). — C. 82-84

28. Седусова, Э.В., Клейн, C.B., Май, И.B., Никифорова, H.B. Практика и перспективы доказательства в досудебных и судебных разбирательствах вреда здоровью человека, наносимого загрязнением атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений [Текст] // Анализ риска здоровью. – 2015. — № 4 (12). – C. 13-20.

30. ЮНЕП. Глобальная экологическая перспектива: ГЕО 4. Окружающая среда для развития. — ЮНЕП, 2007. — C. 46.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования . Статья 42 Основного закона страны[1] провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, который причинён его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Показать полностью.

Промышленность, урбанизация, количество транспортных средств, процесс освоения околоземного пространства имеют негативное воздействие на окружающую среду, которая, в том числе, выражается в изменении газового состава атмосферы, накоплении разнообразных видов загрязнений (шумового, пылевого, электромагнитного, химического, радиационного и др.), разрушении озонового слоя атмосферы, нарушении ее естественного баланса.

С возникновением в России экономической системы рыночного типа стала появляться необходимость в новых способах охраны окружающей среды, базирующихся не только на административно-командных, но и на экономических методах управления качеством окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридическим последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности является привлечение виновных к установленной законодательством ответственности[4].

Составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования перечислены в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5] (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 Уголовного кодекса РФ[6] (далее — УК РФ).

Объектом исследования выступают общественные отношения по поводу охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере охраны атмосферного воздуха и озонового слоя; научные труды по заявленной теме исследования.

Целью исследования является изучение природы и сущности правовых мер охраны атмосферного воздуха и озонового слоя.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

— изучить атмосферный воздух как объект правовой охраны;

— раскрыть содержание правовой охраны атмосферного воздуха;

— исследовать ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха;

— рассмотреть озоновый слой как объект охраны окружающей среды и его значение;

— проанализировать меры охраны озонового слоя;

— выявить правовые проблемы охраны озонового слоя атмосферы.

Методологическая основа исследования представляет собой аккумулирование общенаучных способов и приемов, используемых юридической наукой: философские методы познания, метод диалектического познания, общенаучные, частно-научные методы (логический, системный, метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод).

Новизна работы заключается в том, что в ней отдельно выделены правовые меры охраны озонового слоя, которая являются частью атмосферы.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена её актуальностью и возможностью применения полученных в ходе написания работы знаний на практике.

Структура работы обусловлена её целью и задачами и содержит введение, две главы, включающие шесть пунктов, заключение, список источников и литературы.

6. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата [Текст] : [Заключена в г. Нью-Йорке 09 мая 1992 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 46. — Cт. 5204.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] : [принят Гос.Думой 22 дек. 1995 г. : по состоянию на 23 мая 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Cт. 410.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Cт. 1.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : по состоянию на 06 июля 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Cт. 2954.

10. Об охране окружающей среды [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : ободр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: по состоянию на 03 июля 2016 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Cт. 133.

11. Об охране атмосферного воздуха [Текст] : федер.закон : [принят Гос. Думой 2 апреля 1999 г. : ободр. Советом Федерации 22 апреля 1999 г.: по состоянию на 13 июля 2015 г. ]. — Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Cт. 2222.

12. О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой [Текст] : [постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. № 228 : по состоянию на 03 июня 2016 г. ] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 13. — Cт. 1484.

13. Об установлении количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и допустимого объёма производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на 2016 год [Текст] : [Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2419-р] // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 49. — Cт. 7014.

14. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха [Текст] : [Приказ Минприроды РФ от 31 окт. 2008 г. № 300 : по состоянию на 3 сент. 2009 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 23.

15. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования [Текст] : [постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 окт. 2012 г. № 21 : по состоянию 26 мая 2015 г.] // Российская газета. — 2012. — 31 окт.

18. Бриллиантов, A.B. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] : в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.H. Жевлаков и др.; под ред. A.B. Бриллиантова. 2-е изд. — M.: Проспект, 2015. — Т. 2. — 704 c.

20. Гладких, B.И., Курчеев, B.C. Уголовное право России [Текст]. Общая и Особенная части: Учебник. Под общей редакцией д.ю.н., профессора B.И. Гладких. — М.: Новосибирский государственный университет, 2015. — 614 c.

21. Глушко, O.A. Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления [Текст] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 91. — 21 c.

23. Клишас, A.A., Солнцев, A.M. Кодификация и прогрессивное развтитие международного права в сфере охраны атмосферы [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2012. — № 5. — C. 161 – 167.

24. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс](постатейный) / Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов A.Н., Корнеева O.B., Марченко Ю.A., Степаненко O.B., Томтосов A.A. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014.

26. Мальцева, E.A. Законодательные препятствия при организации административной процедуры по нормированию качества атмосферного воздуха. – 2015. — № 1 (138). – C. 245-247.

27. Османов, M.X. Особенности гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения [Текст] // Общество и право. – 2009. — № 3 (25). — C. 82-84

28. Седусова, Э.В., Клейн, C.B., Май, И.B., Никифорова, H.B. Практика и перспективы доказательства в досудебных и судебных разбирательствах вреда здоровью человека, наносимого загрязнением атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений [Текст] // Анализ риска здоровью. – 2015. — № 4 (12). – C. 13-20.

30. ЮНЕП. Глобальная экологическая перспектива: ГЕО 4. Окружающая среда для развития. — ЮНЕП, 2007. — C. 46.

Читайте также: