За что могут уволить бортпроводника

Обновлено: 28.06.2024

Несколько лет Марта живет в Арабских Эмиратах и работает бортпроводницей на международных рейсах. Девушка родилась в маленьком городе в Беларуси и признается, что ей все время было там тесно. Она постоянно читала журналы о путешествиях, разглядывала вагоны поездов, уходящих с вокзала, и хотела, чтобы судьба дала ей шанс работать и путешествовать. Марта уже посетила более 50 стран, и, видимо, это не предел.

Все началось с детской мечты

Как устроилась

Ходили слухи, что некие девочки в шапочках с белой мантией летают по миру и гребут деньги лопатой. Я подала заявку онлайн, и через 2 месяца меня позвали на интервью. Было около 100 претенденток - одна краше другой. С каждым этапом они отсеивались, нас осталось 5. Я не прошла финальное интервью тет-а-тет. Будучи уже одной ногой на трапе, я получила письмо с отказом. Сценарий повторился дважды.

Но третья попытка удалась. На собеседовании вместе со мной было человек 200: желающие из авиалиний соседних стран, все, кто, как и я, не прошел с первой попытки, и просто любители страны "пожарче". До финала дошло 30 человек. Через 3 недели я получила повестку: "Приглашаем вас на ПМЖ. Вы прошли". Я подготовилась к переезду: у меня были билет, $ 200 и ксерокопия контракта.

Первый полет

Все начинают с экономкласса - там закаляется характер и вырабатывается стойкость духа и стройность ног: 3 часа обслуживания стоя и стометровые пробежки. В словаре стюардесс только нужные для работы слова: "курица - мясо", "чай - кофе" и. "нет". Зато они ловко могут успокоить недовольного пассажира тортиком из бизнес-класса.

Спустя какое-то время некоторых бортпроводников из "эконома" приглашают на собеседование для бизнес-класса и назначают новый тренинг. Там учат различать вина не только по цветам, выбирать правильные бокалы, рекомендовать напитки к еде и использовать вместо "да" и "нет" слова "посложнее".

Из "бизнеса" проводят отбор в первый класс. И снова бортпроводников ждет тренинг, на котором учат сервировке, правилам обращения к VIP и различиям вин по регионам и годам. В первом классе 8–12 человек на всю кабину, а новозеландский совиньон-блан 2014 года подается к лососю в сливочном соусе с брокколи на пару на тарелочке с платиновой каемочкой. "Приятного аппетита, мистер премьер-министр".

В своем классе можно меняться обязанностями и помогать друг другу. Что касается правил безопасности, то у всех одинаковые знания, вне зависимости от класса.

Подготовка стюардесс

Самолет тонул, но за 90 секунд мы успели эвакуировать всех и выпрыгнули сами. Никто не пострадал, наоборот, скользя вниз по аварийному трапу, мы остались спасены и веселы. Это было первое практическое задание на тренинге: океан воображаемый, трап настоящий. Все стюардессы раз в год обязаны его пройти, чтобы обновить летную лицензию.

Потом, надев противодымовые шлемы, мы тушили настоящий пожар, но в искусственном салоне самолета. Срывая голос, кричали команды для пассажиров: "Отстегнуть ремни! Надеть спасательные жилеты!", прыгали в "океан" (бассейн) и изо всех сил плыли к надувному спасательному плоту, проговаривали план действий, отчеканивая авиационные термины, подавая сигналы SOS, "выживали" в пустыне, джунглях и на Северном полюсе.

Во второй день тренинга мы успели сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, наложить шину и перевязать раны, взять анализ крови на самом деле и даже принять роды.
У меня каждый раз мурашки, когда мы инсценируем аварийные ситуации, но это дает возможность прочувствовать всю ответственность и подготовиться к реальным ситуациям.

Сколько живет самолет

Время жизни самолета считают не годами, а циклами герметизации — сколько раз он испытывал давление в воздухе. Оно действует на фюзеляж и крылья, появляются трещинки-морщинки, они не сразу видны, но со временем части придется заменить. А если начнется коррозия, поминай как летали. Самолеты-дальнобойщики живут дольше: пока он долетит до США (1 цикл), другой может сделать 5 перелетов.

После посадки, перед каждым вылетом и во время стоянки самолеты проверяют. Есть дополнительные обязательные проверки: каждые 500 часов налета, раз в 3 месяца, каждые 7 500 часов налета, а раз в 10–12 лет самолеты уходят на полное обслуживание с откручиванием хвоста и всех деталей.

Отлетавшие самолеты разбирают на части

  • Самые дорогие — двигатели. Старый двигатель боинга может стать донором другому самолету за $ 3 млн, когда новый будет стоить $ 25 млн. Кабину пилотов, части салона и кресла покупают летные академии для тренировок экипажа. На таких училась и я.
  • Продают даже ремни безопасности — по $ 20 на eBay.
  • Пустые каркасы покупают киностудии для воплощения самых страшных сюжетов, так что у самолета-пенсионера есть шанс стать суперзвездой.
  • Самолеты с историей могут устроиться на работу в музей или украсить национальный аэропорт.
  • Стать отелями, барами и кафе.
  • Некоторые улетают служить в другие страны. Возрастной не значит не могущий. У каждой авиакомпании свои технические требования: кому-то и 10 лет хватает, чтоб списать, а кто-то и 20 сверху налетает.
  • Но больше всего старых самолетов на вечных стоянках в пустынях США. За $ 20 можно сходить на экскурсию на самую большую, AMARG: 4 400 самолетов.

Как строится работа

От чего зависит, куда полетит бортпроводник

Неявка на рейс

Правда и вымысел

Если телефон не перевести в полетный режим, то самолет упадет.
Один работающий телефон не вызовет сбоя в навигационной системе, а если все оставят устройства включенными, то помехи возможны. У новых самолетов снижен риск сбоя, а раньше мобильные были редкостью, так что это только предосторожность. Иначе бы телефоны забирали на таможенном контроле, будь это 100%-й риск. Инцидентов не было, но, как говорится, все беспрецедентно, пока не случается впервые.

В самолете есть более и менее безопасные места.
Ах, если бы было так, то цены в самолете делились на 2 категории: пакеты "оптимист" и "пессимист". Самолет — цельная машина: один ряд не может лететь в Тюмень, а второй - в Канны. Мы в одинаковых условиях, случаи разные: может пострадать хвост, а может зажать аварийный механизм передней двери. Безопаснее лететь пристегнутыми и знать, где находится ближайший выход, спасательный жилет и кислородная маска. А для этого нужно смотреть инструктаж экипажа.

Волосы в полете быстрее растут.
Судя по фото и моей гульке, которая уже напоминает вторую голову, однозначно правда.

Когда вы заходите в самолёт, вы даже не задумываетесь об обязанностях стюардессы или стюарда. Вы видите перед собой улыбчивых людей в аккуратных костюмах, которые вас приветствуют и проводят основной инструктаж. На первый взгляд, работа бортпроводников кажется простой, но в критической ситуации именно эти люди будут бороться за жизнь пассажиров.


Фото: Yi Lu / Depositphotos

огромной ответственности, которая ложится на плечи бортпроводников, к их внешнему виду, поведению, физической и психологической подготовке авиакомпании предъявляют невероятно высокие требования.

Бортпроводники не могут использовать медицинское оборудование

Бортпроводникам нельзя быть слишком низкими или слишком высокими

За весом бортпроводникам тоже приходится следить

Бортпроводнику нельзя быть полным, потому что это делает его неуклюжим в самолёте. Компания British Airlines объясняет требование именно манёвренностью на борту воздушного судна во время критической ситуации. Экипаж не только реагирует молниеносно, но и очень быстро двигается, так как счёт идёт на секунды. Российский авиаперевозчик в ответ на иск бортпроводниц в 2017 году отметил, что превышение допустимой массы — это ещё и расходы для компании. По мнению фирмы, лишний килограмм каждого члена экипажа обходится в среднем в 760 рублей в год.

Бортпроводникам запрещено иметь татуировки

Татуировки для бортпроводников на тех частях тела, которые не скрывает одежда, под запретом. Спрятать от работодателя тату не получится. Перед тем, как получить допуск, каждый член экипажа проходит медицинский осмотр. Татуировки запрещено перекрывать макияжем или закрывать повязками. Если инструктор или старший бортпроводник заметит тату, то стюардессу или стюарда тут же уволят.

Бортпроводники не берут чаевых

К чаевым одинаково категорично относятся авиаперевозчики всех стран. Несмотря на то, что бортпроводник кормит пассажиров и приносит напитки, он ещё и отвечает за их безопасность. Сохранность жизни на борту — главная задача экипажа. Иногда бортпроводнику приходится принять чаевые, если пассажир настаивает и не хочет идти на компромисс. Иногда стюардессе или стюарду удаётся уговорить пассажира обойтись подарочной картой или памятной открыткой. Хотите отблагодарить бортпроводника? Не создавайте ему проблем во время работы.

Бортпроводник не пропустит вас с бутылкой алкоголя

Даже бутылочку из не разрешат пронести на борт самолёта. Согласно требованиям, в ручной клади пассажир имеет право провозить определённое количество спиртного, но бутылки обязательно упаковываются. Например, алкоголь из запаивают в прозрачные пакеты, и во время посадки стюардесса проверяет целостность упаковки. С распитием алкоголя на борту всё не так однозначно. На некоторых российских рейсах спиртные напитки входят в стоимость билета , но для в этом же самолёте может действовать строгий запрет на их распитие. В любом случае, по закону, в самолёте пить можно только тот алкоголь, который предлагает персонал.

Бортпроводникам нельзя перебарщивать с макияжем

Бортпроводник не пьёт, пока не переоденется

Стюардессам и стюардам запрещено пить не только во время исполнения служебных обязанностей, но и на земле. Некоторые авиакомпании устанавливают жёсткие требования в отношении алкоголя. В частности, бортпроводнику придётся переодеться и выложить своё удостоверение, прежде чем пригубить бокальчик. Компании вводят такие требования для того, чтобы исключить любой риск нанесения ущерба деловому имиджу.

Стюардам запрещено носить модные причёски

Бортпроводник должен уметь отлично плавать

Вы по достоинству оцените это требование, если самолёт совершит экстренную посадку в озеро, море или океан. Перед получением допуска бортпроводники сдают тест, который показывает, как хорошо они умеют плавать. Некоторым фирмам достаточно того, что экипаж уверенно держится на воде. Однако иногда от бортпроводников требуют, чтобы они без затруднения могли проплыть не менее 50 метров, а потом ещё три минуты были в состоянии идти по воде. Жёсткие требования гарантируют, что у бортпроводника хватит сил помочь пассажирам.

Бортпроводники могут носить только одну пару серёжек

Пирсинг на лице для бортпроводников под запретом. Но, кроме того, стюардессам не разрешается носить больше одной пары серёжек, причём пробивать разрешено только мочки. Размер серёжек тоже регламентирован. Например, компания United flight запрещает стюардессам носить , которые больше американской десятицентовой монетки.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


ИА REX: Как вы оцениваете поступок блогера Варламова и реакцию Аэрофлота?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Выгнать, после записи в чьём-то личном дневнике, симпатичную, порядочную и работоспособную девушку из Аэрофлота – предел административной тупости, тем более что умных и адекватных девушек в России всё меньше с каждым днём. Случай с Татьяной – чиновничье извращение, российская пародия на толерантность.

В истории российской авиации практически нет, и не было, случаев, когда бортпроводницы не то что грубили пассажирам, но даже бровью выражали своё недовольство. И наоборот: были десятки, сотни примеров, когда эти отважные девушки, в момент катастроф, до конца выполняли свой профессиональный долг.

А блогеру Варламову можно посоветовать поработать бортпроводником или слугой в чьём-то доме хотя бы неделю – тогда его взгляды на современный мир изменятся радикально.

Александр Юсуповский, этнополитолог:

Данный поступок блогера оцениваю однозначно негативно. Во-первых, репутация Варламова не идеальна. Именно он стал причиной (вольной или невольной) увольнения журналиста Троицкого из РИА, резко и негативно выразившегося в своём персональном блоге в ЖЖ о гомосексуалистах. Значительная часть блогеров расценила поступок Варламова как донос. Кстати по нынешним временам пост Троицкого, вполне, укладывается в тренд борьбы с пропагандой гомосексуализма. Во-вторых, нет 100% уверенности, что данное фото не фейк, не провокация, не происки конкурентов, о чём заявила уволенная бортпроводница. И Варламов не имел 100% уверенности в подлинности фотографии. Но взял на себя ответственность за решение, приведшее к увольнению. В-третьих, уволенной проводнице ставят в вину и её другие тексты, но и там она не преступала (с моей точки зрения) ту черту, которая бы означала хамство и неуважение к клиентам компании, в которой работала. Одно дело, когда иронизируют над не в меру капризным или нахальным пассажиром, другое когда над неудобствами доставляемыми, например, плачущими детьми или инвалидами. В конце концов, пассажиры бывают разные и далеко не во всех ситуациях они правы. Ну, вот для примера: как раз недавняя новость по теме: МВД возбудило уголовное дело в отношении жителя Саратова Сергея Кабалова, избившего стюарда в самолете, летевшем из Москвы в Египет.

Но есть и польза от этой истории. Если блогер Варламов ставил задачу показать, что менеджеры Аэрофлота не собираются предметно разбираться в ситуации и легко жертвуют своими сотрудниками после очередного "стука" (может быть и провокации), то надо признать, что блогер этой цели добился, бросив комок грязи в репутацию компании. Ну а менеджеры охотно повелись в пиарном желании продемонстрировать, как они якобы пекутся о пассажирах.

Ну и зная, по достаточно надёжным источникам, которые я не буду раскрывать, что блогер зарабатывал и зарабатывает деньги на своём блоге, помещая там "заказуху", то этот "наезд" на "Аэрофлот" можно расценить и как форму шантажа компании (по некоторым данным оказавшуюся успешной). Вариант всей истории как рекламного трюка, разыгранного пиарщиками Аэрофлота, для демонстрации "заботы о пассажирах" и репутации мной не рассматривается. Хотя, имея представление о кухне работы пиарщиков разных компаний, я не исключаю и такого варианта.

Роман Лискин, журналист:

Поскольку я общаюсь с Ильёй Варламовым, то знаю эту историю из первых уст. Один пассажир хамски ущипнул стюардессу Татьяну Козленко за мягкое место, другой пассажир, сидящий рядом, мобильным телефоном сфотографировал её реакцию, но успел снять только этот многозначительный ответный жест. Как понял я, продолжение между фотографом и стюардессой перешло в другую фазу отношений. Что побудило автора эти фотографии выкладывать в социальную сеть, я не знаю.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Чтобы попасть в авиацию, нужно иметь крепкое здоровье

Жизнь стюардесс многим кажется мечтой: бесконечные путешествия, красивая форма, прически и макияж. К тому же столько разговоров ходит об их заоблачных зарплатах! Мы решили разобраться, в каких условиях на самом деле работает экипаж и как проходят отбор будущие бортпроводницы и летчики.

Бортпроводник — самая популярная и востребованная профессия в сфере авиации

— Собеседование [на должность пилота] проходит в два этапа: проверка документов и проверка знаний по профильным предметам (кандидаты проходят специальный тест). Исходя из результатов теста, происходит ранжирование по баллам, затем кандидат попадает в лист ожидания. При наличии вакансии он, соответственно, вступает в должность, — говорят в авиакомпании.

Стюардессам нужно образование не ниже среднего, грамотная речь, знание английского языка не ниже уровня Intermediate, а также доброжелательность, стрессоустойчивость, уравновешенность, способность решать конфликтные ситуации.

В авиакомпании говорят, что женщины могут претендовать на должность командира воздушного судна наравне с мужчинами

Главное требование для кандидата — отличное здоровье. Комиссию члены экипажа обязаны проходить несколько раз в год, и даже с легкой заложенностью носа на борт не пустят.

Бывшие стюардессы добавляют, что есть еще немало негласных требований, о которых не пишут в объявлениях. Например, размер одежды.

Для пилотов внешний вид не важен, а вот хорошее образование требуется обязательно.

— В вакансиях для пилотов сегодня можно встретить такие требования как высшее авиационное образование и наличие соответствующих свидетельств и допусков (в частности, допуск к выполнению международных полетов), высокий уровень владения английским языком, а также внимательность, стрессоустойчивость, аналитические способности, — комментируют вакансии в Head Hunter.

Какая зарплата у стюардесс и пилотов?

— По России средняя зарплата в целом составляет рублей, по Екатеринбургу — рублей. Конечно, зарплатное предложение отличается в зависимости от должности, — говорят аналитики.

57,3 тысячи рублей" title _">57,3 тысячи рублей" itemprop="contentUrl" >

По России средняя зарплата в сфере авиаперевозок составляет рублей

Самые большие зарплаты, судя по данным сервиса по поиску вакансий, — у пилотов. Им готовы платить до рублей. В поиске по Екатеринбургу эта цифра меньше — . Следом по уровню оклада идут программисты, им в авиации обещают .

У бортпроводников зарплата ниже — около рублей. Но действующие стюардессы говорят, что сумма зависит от часов налета — сколько отлетал, столько и получишь в конце месяца. Первое время зарплата может быть в два раза ниже средней.

Сотрудникам авиакомпании положены бонусы. Например, пилоты и бортпроводники имеют увеличенный отпуск — в год. А также могут получить путевки в санаторий на себя и детей.

70 дней в году" title _">70 дней в году" itemprop="contentUrl" >

Стюардессы могут отдыхать в году

Еще один плюс — льготные билеты. Сотрудники авиакомпании, их супруги и дети до могут летать по служебным тарифам, скидка будет зависеть от стажа работы.

— В профессии есть много плюсов: ты не имеешь права набрать пару лишних килограммов, нужно постоянно поддерживать себя в физической форме, — говорит специалист в HR Ольга Новгородова. — Ты должен учить иностранные языки, должен постоянно совершенствоваться, обновлять знания по технике безопасности. Когда ты в таком тонусе, это хорошо. Но есть и минусы: перегрузки, варикоз, часто встречаются пассажиры неадекватные, выпившие. Это очень серьезно влияет на нервную систему.

За что могут уволить из авиакомпании?

— Главное требование к стюардессам — безупречный внешний вид. За этим очень пристально следят.

— Вульгарные фотографии тоже запрещены, — говорит бывшая бортпроводница.

Другая стюардесса добавляет, что следят и за подписями к фото.

— Сразу уволить могут, если, например, кто-то написал о причине задержки рейса или выложил информацию о каких-то неисправностях самолета. В остальном обычно просят написать объяснительную. Например, за то, что нахамил пассажиру. А потом поставят в план еще и дополнительное обучение сервису. Если объяснительных будет три за год, только тогда увольняют.

Все команды стюардессы должны знать наизусть на английском языке

Все правила и команды экипажу знать нужно наизусть. Причем на английском языке. Экзамены проходят прямо на борту самолета. Часто бывает, что летать приходится каждый раз новой командой — на рейсы во многих авиакомпаниях персонал распределяет компьютерная программа.

— Это командная работа, здесь важна коммуникабельность, умение установить контакт, работать слаженно и в обычных условиях, и в экстренных. В обучении есть даже специальный предмет — Crew resources management (управление возможностями экипажа), — говорит бортпроводник.

Реальные истории стюардесс

Мы попросили стюардесс рассказать, правдивы ли слухи, которые ходят вокруг их профессии. Например, есть мнение, что к девушкам в форме постоянно пристают мужчины.

— Мужчины уделяют внимание всегда, — говорит одна из действующих стюардесс. — Но всё зависит от рейса: например, в Дагестан или в Баку лучше надеть кольцо, даже если не замужем. Это перелеты жаркие.

— У меня не было случаев, чтобы прям приставали, — объясняет другая бортпроводница. — Кто-то пытается пообщаться и передает записки с номером телефона. В основном попытки знакомства делают в гостиницах, когда мы выходим в форме перед рейсом, а в самолетах побаиваются, наверное.

Зачастую рабочие будни стюардесс не так романтичны, как кажется со стороны

Еще одна байка связана с работой в бизнес-классе — якобы девушки стремятся попасть туда, чтобы найти богатого жениха. Но стюардессы это опровергают.

— Шансы невысоки на самом деле. В бизнес-классе в основном путешествуют семейные люди. Знакомиться никто не запрещает, главное — делать это деликатно, тихо. Не флиртовать в открытую. Думаю, это прежде еще и воспитание, — отмечает стюардесса.

Самые любимые рейсы экипажа — те, которые предполагают стоянку. Когда после длительного перелета есть время отдохнуть, выспаться, а когда-то и искупаться в море. Но часто бывает наоборот — после длительного перелета, уборки самолета и заполнения всех бумаг команде нужно возвращаться обратно.

Недолюбливают бортпроводники также рейсы в определенные страны. Например, в Таджикистан.

— Рейсы в Таджикистан это вообще жесть. Таджики симулируют, что им плохо, что у них болит голова, чтобы стюардессы только почаще к ним подходили и таблетки приносили, — рассказывает один из бортпроводников. — Стюардесс весь перелет гоняют, постоянно их снимают на телефон как достопримечательность.

А вот перелеты в Европу считают престижными. Некоторые авиакомпании оплачивают их выше.

Бесконечные перелеты у бортпроводников обычно заканчиваются после , многие начинают работать на земле в качестве инструкторов. Некоторые стюардессы уходят из профессии вместе с рождением ребенка. Другие — стараются отлетать , после которых можно уйти на пенсию в .

Где в городе платят больше рублей в месяц, можно узнать из этой подборки.

СЮЖЕТ

Ранее мы публиковали колонку HR-директора, которая поможет узнать, насколько вы востребованы на рынке труда. Прочитайте также, как найти работу во время кризиса и как вычислить синдром самозванца, из-за которого большинство успешных работников чувствуют себя неудачниками.

Читайте также: